Отец жил в Ангарске в 70-х, там реально урела была очень злая
(тему поди удалят) :fp: :fp: :fp:
Бутер-татуировочное. Кривая и не красиво исполненная татуировка. Часто оставляется коллекционерами олдскула в нетронутом виде, на память о прошлом.
Бычьё , Быки – крупного телосложения подкаченные боевики криминального мира низшего звена.Занимавшихся вымогательством и крышеванием кооператоров и фарцовщиков.
Винт, Винтить - свинчивать ситуация ареста , проверки документов и приема в милицию.
Волны, Трясучка, Геликоптер, Роботы, Электрики- обозначения для специфических танцевальных движений в брейке.
Выпасать, пасти- наблюдать выискивать. Часто использовалось по отношению к надзирающим органам и уличному криминалитету уделявшего немалое внимание уличным субкультурам.
Гон, гонево, гонщик- Чрезмерная разговорчивость или полумифические истории и притчи подросткового субкультурного мирка. Неотъемлемая часть сочинительства и жизнетворчества в мире взрослых обозначаемая как серьезная художественная литература. В большей степени связана с субкультурами 70-х и наркоманами различного периода. Основу гона составляли «телеги»(рассказы и бред) которые прогонялись при встречах в общении.
Гопота, гопники- махачи.
Дринч, дринчать – (от англ. Drink) выпивка, выпивать.
Дурка- психонервологический диспансер (ПНД) или больница, где проходили обследование и самоидентификацию как безнадежно больные, так и безнадежно нестандартные люди изъятые из осыпающейся советской действительности.
Зашуганность( от шуга- страх) – боязливый, напуганный.
ирокезные , махавок – панк рокерская прическа с характерным для индейских племен Америки гребнем, взятая на вооружение субкультурами в начале 80-х.
Каэспешники- от КСП(клуб самодеятельной песни- легализованный полудиссидентский песенный туризм по аналогу с зарубежными фольками и бойскаутами). К. в силу своей однотипности и бардовской ролмантической лирики стал нарицательным для обозначения зарождающейся рок-эстрады.
Квартирники- самодеятельные концерты неформальных артистов проводимые на квартирах. Специфическое действие помимо полуаккустического звучания усиливалось эффектом отсутствия барьера сцены между исполнителем и слушателем.
Комса- пренебрежительное обозначение представителей комсомольских организаций 80-х , проворовавшихся на сборах членских взносов и распределениях системных возможностях и туристических путевок. Позднее был интерполирован на всех активистов формальных организаций. Особую неприязнь вызывали комсомольцы-оперативники занятые на фронте головомойства и третирования тунеядцев и маргиналов. При этом стоит отметить и вполне вменяемых кадров искренне интересовавшихся молодежными делами и пытавшихся в рамках структур содействовать творческой самодеятельности. Таких обозначали как «продвинутых комсюков».
Конторские, серые пиджаки- внештатные сотрудники милиции, оперативники и работники спецслужб, носившие однотипную одежду. Более развитые формы одежды носили комсомольцы-оперативники и «добровольные народные дружины» ДНД куда привлекали пенсионеров и студентов.
Ксива- заимствованный из уголовного сленга термин К. обозначал паспорт или иное удостоверение личности . В среде хиппи, часто перемещавшихся и подвергавшихся проверке документов, появился и специальный нашейный туристический обозначаемый ксивником.
Лабухи, лабать- музыканты, исполнители песен на заказ в злачных местах, отличавшихся широким диапазоном знаний песенного репертуара, крепкой игрой на музыкальных инструментах и отличительным дресс- кодом в виде ярких и добротных пиджаков иностранного производства. В перестроечный период это термин интерполировался на профессиональных исполнителей ринувшихся в рок-движение в поисках корысти и аплодисментов.
Лейбак – лейбл какого либо бренда, по которому атрибутировалась одежда. Иногда звучало как «чекушка» и использовалась в дресскоде отдельно от аутентичной вещи. Отсутствие Л. снимало пошлины при транзите иностранной вещи через границу, а иногда срезанием подобного фетиша подчеркивалось пренебрежительное отношение к «брендовости» вещей в целом.
«Любера», «ждань», «лыткаринцы», «совхозмосковские», «подольские», «набережные челны», «казань», «ломпасники», «коммунары»- молодежные группировки столичных пригородов и загородов проявившиеся агрессивными наездами в столицы и подключавшиеся к социальному прессингу на неформалов и модников. Изначально имеющие прототип в виде городских жиганских и гоп-образований и специфический дресс-код, это «подмосковное братство» под общим самоназванием «любера» и псевдо патриотическим и культуристическим флёром оккупировало центральные московские злачные места, вокзалы и места отдыха на период 1987-89 гг. Дресскод был различным и менялся в рамках моды и регионов.
Маза- поддержка , солидарность, в карточной игре ставка и ее увеличение (подмазать). В перестроечный период приобрело значение возможности.( пр. есть маза пройти на концерт). И противоположное, в виде неудачного исхода, бесперспективности, без мазы или безмазовый (никчемный)человек..
Мажор- уголовн. хорошо, успешно, нормально. Расширительно применялся к фарцовщикам всех мастей, но в перестроечный период, особенно в Москве, обозначал вполне конкретную прослойку детей партноменклотуры и зажиточных горожан бравировавшей своей успешностью. М. так же занимались перепродажей дефицитных товаров и праздным времяпровождением, в субкультурной среде не пользовались уважением. Часто М. использовались как синоним ругательства и насмешки.
Ньювейв, ньювейвер, волновик- новое течение связанное как с электронной музыкой, так и с проявлением в молодежной дискотечной моде 80-х. Изначально компилированное из вкуса разнонаправленной музыки этот термин не имел под собой четкого определения в виде стиля который подразумевал нечто яркое, необычное и самостоятельное. Под подобное определение попадали и брейкера и попперы и даже стиляги 80-х.
Нычка , ныкать, заныкать- потайное место, прятать, зажать от кого что либо.
Олдовый- (от англ.old) пожилой или бывалый представитель субкультур. Термин ведущий из системы хиппи, практиковавшей возрастную категоризацию.
Очкист- боязливый, человек с предполагаемыми недержанием мочи. Оскорбительное или ироническое выражение часто встречающееся в лексиконе в виде «очко играет», «очко на минусе».
Пионер - Ироничное обозначение молодого необстрелянного тусовщика или новичка в субкультурном мире. Происхождение ведет из среды системных хиппи 70-х, где этот термин был принят и присутствовала градация в рамках возраста и опыта. В фестивальный период термин утратил прямое назначение в силу взросления первой волны «пионеров».
Пласты- виниловые пластинки, основной объект предпринимательства в меломанском мире.
П. имел свои градации в виде размеров, как например маленькая «сорокопятка» и в виде репринтов, произведенных как в Голландии, так и в странах соцлагеря, Югославии и Польше. Такие п.назывались «печатками» и «последниками», вышедшие по следам только что прогремевших легально отпечатанных шлягеров. Термин «последник» так же интерполировался и на аудиозаписи, расцвет тиражирования которых пришелся на первую половину 80-х.
Погонялово, позывные – альтернативное кличкам обозначение, принятое прозвище. В перестроечный период носившее характер как традиционный, по деяниям и особенностям характера, так и меломанский в виде принятия названий или части названий любимых зарубежных исполнителей. В крайней радикальной, часто панковской, форме прозвища давались в исковерканном и юмористическом ключе или носили устрашающе карикатурный характер.
Сейшен- термин из среды системы хиппи, обозначавшее выступление самодеятельных артистов. В постфестивальный период употреблялся как обозначение любых рок-концертов.
Сквот –захваченное артистическими и ли субкультурными коммунами пустующее здание, помещение или пространство. В перестроечный период вылившееся в массовое движение многих советских городов. С. стали очередным самостоятельным этажом для самодеятельных художников и музыкантов. В массе своей приезжих или транзитных.
Репают – ( от сказочн. Репы) выдергивают с грядки, схватывают.
Стрит, стритовый - (от англ.streat) улица , уличный
Стёб, стебаться- персмешничать , издеваться. В перестроечной культуре С. занимал основное место, был первичным во многих начинаниях и множественен в проявлениях, начиная с устного и музыкального творчества, заканчивая дресс-кодом и фольком. По большому счету, субкультуры многих периодов представляли собой «культуры стеба», выдерживая позиции социальной сатиры, высмеивая и выявляя пороки и недостатки обычного общества.
Телага, телогрейка- стеганная строительно-рабочая куртка, основной элемент дресскода гопников и жителей спальных районов 80-х.«Телогреешниками» так же называли не дресс-кодированных мото-рокеров, так же любивших гонять на спортивных мотоциклах в этих куртках пригодных на все случаи жизни, но дебильного покроя.
Толчок, толпа, куча – местьа сбора, как их называли в советские времена филофонистов( любители музыки).
Помимо прямых покупок и продаж коллекционерами совершались обмены «ченьджи» и «добивки», когда пополнение коллекций добивалось деньгами или чем то еще.Подобные места существовали во многих городах Советского Союза.
Трасса, выйти на трассу- путешествия автостопом и на «сабаках»(электричках) в рамках системных вписок или просто ткнув пальцем в карту. Перемещение по таким трассам требовало определенных навыков и знаний, в рамках системы хиппи выход на трассу считался зачетом для начинающих «пионеров» и неким послужным списком. Так же как и выезды на игры у фанатов. Выезд мог быть засчитан только если фанат действительно попадал на трибуну стадиона.
Тусить, тусоваться, туса , тусовка- посещение в целях праздного времяпровождения или по неформальным интересам злачных и субкультурных мест.
Утюги, утюжить – группа выделившаяся из общей массы спекулянтов. Занимались уличными обменами «ченьджами» с иностранными туристами и коммерсантами, перепродажей одежды, валюты, антиквариата и меломанского и военного мерчендайза. Начинающие утюги занимались обменом советских значков и мелкой атрибутики на вещи и жвачку, за что были прозваны «гамщиками»( от англ. Bubble gum). В Ленинграде и по сей день фарцовщиков и утюгов называют мажорами. Язык и микромир У. за несколько десятилетий оброс собственным самостоятельным сленгом и специальными рабочими терминами. Такими, к примеру, как «баклажан»-фунт стерлингов, «кИшки»- вещи, «шузы»- обувь, «алера»- итальянцы, «бундеса»- немцы и т.д.
Урел, урлово- термин далеких 60-х смутного происхождения для обозначения народных масс и обычного населения СССР. По наиболее достоверной легенде ведет свое происхождение от англ. Ureal- мочевинный, с привычной сленговой игрой игрой слов в realunreal. Так же имеет свое отображение в криминальном сленге как урла- краденная вещь.
Фан, фанат, фанатеть – термин ведущий из околофутбольной среды совмещающий в себе и веселье и приверженность. В перестроечный период вместе с кадровым составом плавно интерполировался на рок-среду и меломанские субкультуры.
Фантик, фантики- пренебрежительное обозначение к ряженым в субкультурный дресс-код, которых привлекает только внешняя оболочка лайф стайлов.
Фарцовщик, фарца.- обобщенное название спекулянтов которые занимались скупкой, обменом и перепродажей дефицитных товаров, начиная от крупных партий промышленных изделий, заканчивая мелким привозом из-за границы и торговлей «из под полы и прилавков» в магазинах. Людей способных что-то выцепить из советской повседневности так же называли «крючками». В перестроечный период мелкой утюжкой и фарцовкой подпитывались практически все слои советского общества, студенчество и субкультуры.
Флэт, вписка, вписывать-( от англ. Flat квартира ) Жилище способное принять субкультурный люд и вписать на постой на неопределенный срок. Изначально зародившийся как определение места вечеринок, Ф.в 70-е стал нарицательным для коммуникативных мест системы хиппи.
Флеши- татуировоч. Задумки и эскизы для татуирования, часто составлявшиеся в тематические сеты для демонстрации тематики и возможностей клиентам.
Хаер – волосы, обычно длинные.В перестроечный период интерполировалось на любой тип прически и волос.
Хардкор- настоящий, правильный. Обозначение радикальных субкультурных направлений появившихся как реакция на соглашателство с официозом и «ненастоящие» стили, часто именуемые «пластмассовыми». Понимание которого докатилось до части советской молодежи уже в середине 80-х.
Хипстер- городской знаток, пройдоха. Термин из далеких 50-х, дошедший до советских реалий под самый закат СССР. Обозначал уже вполне взрослую бывалую категорию лиц, выросших из стилистических рамок, но остававшихся на модной волне и в рамках субкультурных коммуникаций. Такие внестилевые и обособленные от каких либо стилевых определений люди были и ранее, но не имели конкретного определения.
Если речь только о 80-х, нужно отсеять понятия, которые использовались и в другие времена. :-)
Цитата: DarkMax2 от января 28, 2019, 11:03
Если речь только о 80-х, нужно отсеять понятия, которые использовались и в другие времена. :-)
я то не жил в совке, гыгы :wall:
Цитата: htmlbot от января 28, 2019, 10:56
Урел, урлово- термин далеких 60-х смутного происхождения для обозначения народных масс и обычного населения СССР. По наиболее достоверной легенде ведет свое происхождение от англ. Ureal- мочевинный, с привычной сленговой игрой игрой слов в realunreal. Так же имеет свое отображение в криминальном сленге как урла- краденная вещь.
Цитироватьвор
ұрлықшы; ұры
https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/ru/kk/вор/ (https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/ru/kk/%D0%B2%D0%BE%D1%80/)
Урла, урел, урка, уркаган явно от тюркского корня.
"Так же" здесь кстати должно быть слитно написано.
может и гривотряс возник там же
Цитата: htmlbot от января 28, 2019, 10:56
безнадежно нестандартные люди изъятые из осыпающейся советской действительности
Какая хорошая формулировка...
htmlbot, это ваш текст, или у кого-то взят?
Невозможно не запостить: http://files.orgius.ru/mp3/vinograd/13-komarovo.mp3 (//http://).
Цитата: Сергей КалугинНа недельку до второго
Затусуюсь в Комарово
Постремать лонговым хайром
Местных кантри и урлу,
Обломаю серый полис,
Прогоню, что я анголец,
Что сенатор Джо Уолес
Подарил мне кенгуру!
На недельку до второго,
Затусуюсь в Комарово,
Постремать лонговым хайром
Местных кантри и урлу...
На неделю до второго
Затусуюсь в Комарово,
Запыхался колеситься
И болтаться на игле.
Про морской крутейший воздух
Спиковал мне мой крезолог.
Если найтить будет негде,
Я впишусь на флэт к герле!
На недельку до второго,
Затусуюсь в Комарово,
А коль вписаться не удасться,
Найтану-ну-ну-ну-ну в параднике!
Всю неделю до второго
Шли тусовки в Комарово,
Повстречал я братьев пунков
И олдового хипа.
И на хаус пипл скопом
Возвращался автостопом
И на трассе я врубился,
Что мой хайр достиг пупа!
Цитата: Easyskanker от января 28, 2019, 11:25
Цитата: htmlbot от Так же имеет свое отображение в криминальном сленге как урла- краденная вещь.
Цитата: Easyskanker от января 28, 2019, 11:25
"Так же" здесь кстати должно быть слитно написано.
Кстати, "кстати" надо было выделить запятыми. :-)
http://new.gramota.ru/spravka/punctum?layout=item&id=58_379
Цитата: Lodur от января 28, 2019, 12:06
htmlbot, это ваш текст, или у кого-то взят?
26 марта 2009, 12:52
Автор: buster
http://www.kompost.ru/page80-p16.html
Цитата: Zavada от января 28, 2019, 13:53
Цитата: Lodur от января 28, 2019, 12:06
htmlbot, это ваш текст, или у кого-то взят?
26 марта 2009, 12:52
Автор: buster
http://www.kompost.ru/page80-p16.html
Просто я не помню даже намёков на брейк-данс в 80-х. Мне казалось, что эти товарищи появились у нас (как хоть сколько-то заметное явление) в самом начале 90-х. Может, конечно, меня память подводит.
UPD: Погуглил. Таки, подводит. На Арбате тусовались с 1986 года (а там я впервые это и увидел).
Цитата: Lodur от января 28, 2019, 14:06
Просто я не помню даже намёков на брейк-данс в 80-х. Мне казалось, что эти товарищи появились у нас (как хоть сколько-то заметное явление) в самом начале 90-х.
В 86-м был уже в тренде, по крайней мере, с лета-осени.
слэнг СССР 80-х ???
Какая-то жуткая бессистемная мешанина, от 60-х до 90-х годов, и совершенно разных социальных слоёв, от чисто уголовных до хиппующе-панкующих псевдоинтеллигентных бездельников.
Цитата: Lodur от января 28, 2019, 12:06
htmlbot, это ваш текст, или у кого-то взят?
не мой
В 80 жил в союзе - этих слов практически не слыхал или встречал ну очень редко и не повсеместно
Цитата: htmlbot от января 28, 2019, 14:33
Цитата: Lodur от января 28, 2019, 12:06
htmlbot, это ваш текст, или у кого-то взят?
не мой
Да я уже понял. Там, как справедливо выше заметили, присутствует некая мешанина.
Цитата: Leo от января 28, 2019, 14:58
В 80 жил в союзе - этих слов практически не слыхал или встречал ну очень редко и не повсеместно
Я от дочери-неформалки в 90-х большинство этих слов услышала. Кроме урла.
"Жесть" ещё.
Цитата: Zavada от января 28, 2019, 13:49
Кстати, "кстати" надо было выделить запятыми.
А вот обособление всю жизнь было по усмотрению автора.
Цитата: htmlbot от января 28, 2019, 10:56
Дурка- психонервологический диспансер (ПНД) или больница, где проходили обследование и самоидентификацию как безнадежно больные, так и безнадежно нестандартные люди изъятые из осыпающейся советской действительности.
А "косить через дурку" не было?
У меня где-то есть текст про неформалов (видимо, дочь откуда-то переписывала), вот там, наверно, много терминов.
Погляжу завтра.
Да, ещё она приносила то ли книжку, то ли распечатку, как путешествовать автостопом. Кто-нибудь помнит автора?
Да Кротов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87) небось.
http://www.avp.travel.ru/pvp/auto_pvp.htm
Там он свою подругу называл "скво" и упоминал, что они во время путешествия раздавали котят. Больше ничего не помню.
(Видимо, подкидывали котят приютившим их людям в качестве благодарности ;D )
Но написано было неплохо и со знанием дела.
Тогда, может, и не он... :-\
Не сам автор раздавал котят, а некто, кого он упоминал как образец для подражания.
Что во время путешествия можно ещё и чем-то хорошим заниматься, например, котят раздавать.
Всё-таки раздающий котят - это Кротов :)
ЦитироватьМы (Скво, я и небольшой котенок в картонной коробке) попали на ночлег в Богисоглебский монастырь (г.Торжок). Там было 3 монаха и несколько послушников, причем церковная служба проходила в 3 км. от монастыря на кладбище. Нам выдали кровати и еду, мы переночевали, помогли с уборкой, а затем, утром, продолжили путь свой. Кстати сказать, котёнка мы оставили в подарок монастырю: одна из целей нашей
поездки была - пристроить котенка, и мы достигли в этом успеха.
http://tourlib.net/books_avtostop/avtostop.htm
Цитата: Lodur от января 28, 2019, 14:06
Просто я не помню даже намёков на брейк-данс в 80-х. Мне казалось, что эти товарищи появились у нас (как хоть сколько-то заметное явление) в самом начале 90-х. Может, конечно, меня память подводит.
Подводит. В середине 80-х уже вовсю. У нас в школе даже пара-тройка таких танцоров была. Также можно посмотреть фильм "Курьер".
Да, там прям на постере брейк-данс.
ЦитироватьВ середине 80-х уже вовсю.
"В Питере брейк под мостом за три рубля танцуют!" начало 1986 г.
:)
Хипарь (Х) подходит к такси:
- Х: Скорлупа свободна?
Таксист (Т) типо "в теме":
- Т: Куда плюнем?
- Х: С бороды на лысину.
- Т: Куда? О_о
- Х: Да с Карла Маркса на Ленина.
Ну и в тему:
https://pikabu.ru/story/molodyozhnyiy_sleng_vremen_sssr_1635053
Цитата: Lodur от января 28, 2019, 14:06
Просто я не помню даже намёков на брейк-данс в 80-х.
"Курьер" (фильм, 1986) - там его уже танцуют.
Цитата: jvarg от января 29, 2019, 22:22
Цитата: Lodur от января 28, 2019, 14:06
Просто я не помню даже намёков на брейк-данс в 80-х.
"Курьер" (фильм, 1986) - там его уже танцуют.
В этом фильме целый букет примет середины 80-х: катание на скейтах на Ленинских Горах, война в Афганистане, кафе "Молоко" в Олимпийской деревне и т.д.
Цитата: Rafiki от января 29, 2019, 21:59
Ну и в тему:
https://pikabu.ru/story/molodyozhnyiy_sleng_vremen_sssr_1635053
Вот тут всё знакомо, да. :)