Всегда думал что Цезарь это Цезарь, но в Библии Цезарь это Кесарь.
Что правильнее Цезарь или Кесарь? Кентавр или Центавр (Альфа Центавра).
ЦитироватьLatin pronunciation: [ˈɡaː.i.ʊs ˈjuː.li.ʊs ˈkae̯.sar]
Цитата: joodat от декабря 27, 2018, 12:26
Что правильнее Цезарь или Кесарь? Кентавр или Центавр (Альфа Центавра).
Правильнее с какой точки зрения? В русском по умолчанию "Цезарь", "кесарь" используется только в религиозном языке и, как правило, в значении "римский император" (а не в смысле конкретной личности или родового когномена).
Первая форма восходит к позднелатинскому ~"цэ:сар", вторая - к классическому ~"кайсар" (ни одна не заимствована из латыни напрямую).
Цитата: Upliner от декабря 27, 2018, 12:37
ЦитироватьLatin pronunciation: [ˈɡaː.i.ʊs ˈjuː.li.ʊs ˈkae̯.sar]
:what:
ЦитироватьЛингвофорум » Теоретический раздел » Индоевропейские языки » Русский язык
Цитата: joodat от декабря 27, 2018, 12:26Кентавр или Центавр (Альфа Центавра).
В названии созвездия - Центавр, практически во всех остальных случаях - кентавр.
Цитата: joodat от декабря 27, 2018, 12:26
Всегда думал что Цезарь это Цезарь, но в Библии Цезарь это Кесарь.
Что правильнее Цезарь или Кесарь? Кентавр или Центавр (Альфа Центавра).
А в Библии "Кесарь" относится конкретно к Юлию Цезарю или имеет общий смысл "царь, правитель"?
Для меня "Цезарь" - это исторический персонаж Юлий Цезарь, а также название салата. :) "Кесарь" - правитель в общем смысле. Это слово известно главным образом в составе фразеологизма "Богу - Богово, кесарю - кесарево". Еще конечно "кесарево сечение", интересно как оно связано с сабжем. А, да, наследников российского престола называли "цесаревич", т.е. нечто среднее между "цезарем" и "кесарем".
"Центавр" - название созвездия, "кентавр" - мифологический персонаж.
Цитата: Fox123 от декабря 27, 2018, 17:49А в Библии "Кесарь" относится конкретно к Юлию Цезарю или имеет общий смысл "царь, правитель"?
Вам ответили на это ещё до вопроса:
Цитата: Awwal12 от декабря 27, 2018, 12:52"кесарь" используется только в религиозном языке и, как правило, в значении "римский император" (а не в смысле конкретной личности или родового когномена)
Цитата: Bhudh от декабря 27, 2018, 17:54
Цитата: Fox123 от декабря 27, 2018, 17:49А в Библии "Кесарь" относится конкретно к Юлию Цезарю или имеет общий смысл "царь, правитель"?
Вам ответили на это ещё до вопроса:Цитата: Awwal12 от декабря 27, 2018, 12:52"кесарь" используется только в религиозном языке и, как правило, в значении "римский император" (а не в смысле конкретной личности или родового когномена)
Интересно было бы и ответ автора вопроса услышать. В таком обширном издании, как Библия, оно могло в разных текстах разные значения иметь. Не факт, что joodat и Awwal12 говорят об одном и том же употреблении слова.
Цитата: Fox123 от декабря 27, 2018, 18:05В таком обширном издании, как Библия, оно могло в разных текстах разные значения иметь.
Вот все случаи употребления слова
кесарь в Новом Завете (в Ветхом его по понятным причинам нет).
Цитата: Матф.22:17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Матф.22:21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Мар.12:14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь.
Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
Мар.12:16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
Мар.12:17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
Лук.2:1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
Лук.3:1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
Лук.20:22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
Лук.20:24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
Лук.20:25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Лук.23:2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.
Иоан.19:12 С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Иоан.19:15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Деян.11:28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
Деян.17:7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
Деян.25:8 Он же в оправдание свое сказал: я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря.
Деян.25:10 Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь.
Деян.25:11 Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева.
Деян.25:12 Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься.
Деян.25:21 Но как Павел потребовал, чтобы он оставлен был на рассмотрение Августово, то я велел содержать его под стражею до тех пор, как пошлю его к кесарю.
Деян.26:32 И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю.
Деян.27:24 и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою".
Деян.28:19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.
Фил.4:22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
24 стиха в Синодальном переводе.
Цитата: Fox123 от декабря 27, 2018, 17:49
Для меня "Цезарь" - это исторический персонаж Юлий Цезарь, а также название салата.
Салат получил название не по имени Гая Юлия Цезаря, а по имени человека, наиболее часто называемого автором этого блюда — американского повара итальянского происхождения Цезаря Кардини.
(wiki/ru) Цезарь_(салат) (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8C_%28%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%29)
Цитата: Fox123 от декабря 27, 2018, 17:49
Еще конечно "кесарево сечение", интересно как оно связано с сабжем.
По поводу происхождения названия существует три версии. Первая: Плиний-старший утверждает, что таким образом был рождён кто-то из предков Цезаря (маловероятно, что это был именно Юлий — тогда операция применялась только в том случае, если мать умирает). Вторая: По одному из римских императорских законов (лат. Lex Caesarea — царский закон), ребёнка умирающей матери полагалось спасать кесаревым сечением. Третья: от лат. caedere — резать.
(wikt/ru) кесарево_сечение (https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BA%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE_%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5)
Цитата: Bhudh от декабря 27, 2018, 18:12
Цитата: Fox123 от декабря 27, 2018, 18:05В таком обширном издании, как Библия, оно могло в разных текстах разные значения иметь.
Вот все случаи употребления слова кесарь в Новом Завете (в Ветхом его по понятным причинам нет).
Цитата: Матф.22:17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Матф.22:21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Мар.12:14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь.
Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
Мар.12:16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
Мар.12:17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
Лук.2:1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
Лук.3:1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
Лук.20:22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
Лук.20:24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
Лук.20:25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Лук.23:2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.
Иоан.19:12 С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Иоан.19:15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Деян.11:28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
Деян.17:7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
Деян.25:8 Он же в оправдание свое сказал: я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря.
Деян.25:10 Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь.
Деян.25:11 Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева.
Деян.25:12 Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься.
Деян.25:21 Но как Павел потребовал, чтобы он оставлен был на рассмотрение Августово, то я велел содержать его под стражею до тех пор, как пошлю его к кесарю.
Деян.26:32 И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю.
Деян.27:24 и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою".
Деян.28:19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.
Фил.4:22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
24 стиха в Синодальном переводе.
Ясно. Значит, везде в Библии в значении "римский император".
Но ведь библейские цари — от того же кесаря/цезаря?
Цитата: piton от января 5, 2019, 00:32Но ведь библейские цари — от того же кесаря/цезаря?
Если вы о Торе, там цари Иудеи и Израиля носят титул "мелех" или "мелек" (я так и не понял, как это лучше транскрибировать на русский).
(wikt/ru) מלך (https://ru.wiktionary.org/wiki/%D7%9E%D7%9C%D7%9A)
Цезарь=\ император и никогда не было равно.
При самом Юлие цезаре еще никакой империи не было.
Империя пошла от октавиана августа.
По этому титуляр иператора включал форму "августейший".
Устойчивая традиция в титулах была сформировано в византии и оттуда уже попала в европу.
Цезарь в иеархии стоял ниже императора .
Цезарь (греч. καῖσαρ) — исходно, в поздней Римской империи, он применялся к подчинённому со-императору или его наследнику, и был первым среди «наградных» отличий. Данный пост предполагал огромные привилегии, большой престиж и могущество. Когда Алексей I ввёл севастократора, цезарь стал третьим по важности, и четвёртым, когда Мануил I создал деспота. Женской формой была цезарисса. Тем не менее, титул сохранял большое значение, и им награждались избранные высокопоставленные чиновники и, чрезвычайно редко, иностранцы. Юстиниан II назвал Тервела, хана булгар, цезарем в 705 году; в славянские языки титул вошёл как царь. Андроник II Палеолог называл Рожера де Флор, предводителя каталанской дружины, цезарем в 1304 году.
Цитата: Ice Cube от января 5, 2019, 22:03
Цезарь=\ император и никогда не было равно.
ЦитироватьЮлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Его наследник, внучатый племянник Гай Октавий Фурин, по завещанию получил и имя диктатора. После своей победы в гражданской войне и установления режима принципата он именовался как Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. Две части этого имени — Цезарь и Август — впоследствии включались в официальные имена всех римских императоров, со временем превратившись в титулы. В литературной традиции же эти два имени вообще стали практически синонимами официальных титулов правителей — princeps и imperator. Так, например, у Веллея Патеркула Август и Тиберий, как правило, именуются «Caesar» (51 раз), Август 16 раз назван «Augustus», Тиберий — ни разу. «Imperator» по отношению к правителю встречается всего 3 раза (вообще в тексте — 10 раз), а титул «princeps» — 11 раз. В тексте Тацита слово «princeps» встречается 315, «imperator» — 107, a «Caesar» — 223 раза по отношению к принцепсу и 58 раз по отношению к членам правящего дома. Светоний использует «princeps» — 48, «imperator» — 29, a «Caesar» — 52 раза. Наконец, в тексте Аврелия Виктора и «Эпитомы о Цезарях» слово «princeps» встречается 48, «imperator» — 29, «Caesar» — 42, a «Augustus» — 15 раз[1]. В этот период титулы «август» и «цезарь» были практически тождественны друг другу. Последним императором, именовавшимся Цезарем как родственник Юлия Цезаря и Августа, был Нерон.
Цитата: Fox123 от декабря 27, 2018, 19:33
Цитата: Bhudh от декабря 27, 2018, 18:12
Цитата: Fox123 от декабря 27, 2018, 18:05В таком обширном издании, как Библия, оно могло в разных текстах разные значения иметь.
Вот все случаи употребления слова кесарь в Новом Завете (в Ветхом его по понятным причинам нет).
Цитата: Матф.22:17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Матф.22:21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Мар.12:14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь.
Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
Мар.12:16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
Мар.12:17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
Лук.2:1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
Лук.3:1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
Лук.20:22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
Лук.20:24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
Лук.20:25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Лук.23:2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.
Иоан.19:12 С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Иоан.19:15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Деян.11:28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
Деян.17:7 а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса.
Деян.25:8 Он же в оправдание свое сказал: я не сделал никакого преступления ни против закона Иудейского, ни против храма, ни против кесаря.
Деян.25:10 Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь.
Деян.25:11 Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева.
Деян.25:12 Тогда Фест, поговорив с советом, отвечал: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься.
Деян.25:21 Но как Павел потребовал, чтобы он оставлен был на рассмотрение Августово, то я велел содержать его под стражею до тех пор, как пошлю его к кесарю.
Деян.26:32 И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю.
Деян.27:24 и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою".
Деян.28:19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.
Фил.4:22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
24 стиха в Синодальном переводе.
Ясно. Значит, везде в Библии в значении "римский император".
В библии оно обозначает конкретного Тиберия Юлия Цезаря Августа,то есть римского императора из рода Юлиев-клавдиев.
Цитата: Awwal12 от января 5, 2019, 22:16
Цитата: Ice Cube от января 5, 2019, 22:03
Цезарь=\ император и никогда не было равно.
ЦитироватьЮлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Его наследник, внучатый племянник Гай Октавий Фурин, по завещанию получил и имя диктатора. После своей победы в гражданской войне и установления режима принципата он именовался как Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. Две части этого имени — Цезарь и Август — впоследствии включались в официальные имена всех римских императоров, со временем превратившись в титулы. В литературной традиции же эти два имени вообще стали практически синонимами официальных титулов правителей — princeps и imperator. Так, например, у Веллея Патеркула Август и Тиберий, как правило, именуются «Caesar» (51 раз), Август 16 раз назван «Augustus», Тиберий — ни разу. «Imperator» по отношению к правителю встречается всего 3 раза (вообще в тексте — 10 раз), а титул «princeps» — 11 раз. В тексте Тацита слово «princeps» встречается 315, «imperator» — 107, a «Caesar» — 223 раза по отношению к принцепсу и 58 раз по отношению к членам правящего дома. Светоний использует «princeps» — 48, «imperator» — 29, a «Caesar» — 52 раза. Наконец, в тексте Аврелия Виктора и «Эпитомы о Цезарях» слово «princeps» встречается 48, «imperator» — 29, «Caesar» — 42, a «Augustus» — 15 раз[1]. В этот период титулы «август» и «цезарь» были практически тождественны друг другу. Последним императором, именовавшимся Цезарем как родственник Юлия Цезаря и Августа, был Нерон.
Август и Тиберий были из рода Юлиев.
Цезарь это не их титуляр,а уже часть личного имени.
Цитата: Ice Cube от января 5, 2019, 22:18В библии оно обозначает конкретного Тиберия Юлия Цезаря Августа
Что, даже в Деян.11:28?
Цитата: Bhudh от января 5, 2019, 22:26
Цитата: Ice Cube от января 5, 2019, 22:18В библии оно обозначает конкретного Тиберия Юлия Цезаря Августа
Что, даже в Деян.11:28?
Очевидно во времена деяний Тиберий Юлий цезарь август уже помер и правил конкретно Тибе́рий Кла́вдий Це́зарь А́вгуст Герма́ник.
Цитата: Ice Cube от января 5, 2019, 22:21
Август и Тиберий были из рода Юлиев.
Не были. Они формально включались в род Юлиев в процессе усыновления. Отсюда плавный и достаточно быстрый переход слова "цезарь" из когномена в титулы.
Цитата: Awwal12 от января 5, 2019, 22:41
Цитата: Ice Cube от января 5, 2019, 22:21
Август и Тиберий были из рода Юлиев.
Не были. Они формально включались в род Юлиев в процессе усыновления. Отсюда плавный и достаточно быстрый переход слова "цезарь" из когномена в титулы.
Если включались в род,то значит были.
В библии это не титуляр,а именно конгомен и Тиберия и Клавдия.
Цитата: Ice Cube от января 5, 2019, 22:54конгомен
(https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/93/Passage_to_the_Congo_in_1939_(32236399882).jpg/550px-Passage_to_the_Congo_in_1939_(32236399882).jpg)
Цитата: Ice Cube от января 5, 2019, 22:54
В библии это не титуляр,а именно конгомен и Тиберия и Клавдия.
Это принципиально недоказуемо.
Заметьте, Библия вообще отражает греческую речь I в., а не латынь.
Цитата: Awwal12 от января 5, 2019, 23:07
Цитата: Ice Cube от января 5, 2019, 22:54
В библии это не титуляр,а именно конгомен и Тиберия и Клавдия.
Это принципиально недоказуемо.
Что именно?
Не было во времена христа и деяний такого титула.
(http://www.historie.ru/uploads/posts/2015-01/1422609508_rimskie-imena2.jpg)
Цитата: Ice Cube от января 5, 2019, 23:14
Что именно?
Не было во времена христа и деяний такого римского титула.
Уже Клавдий (Германик, с 41 г.) к Юлиям Цезарям не относился вообще никак. Он не был усыновлен Тиберием, и из Юлиев происходила только его мать (сам он был, как легко понять, из Клавдиев). Чем ещё является его именование себя Цезарем, если не элементом титулатуры?
Цитата: Awwal12 от января 5, 2019, 23:35
Цитата: Ice Cube от января 5, 2019, 23:14
Что именно?
Не было во времена христа и деяний такого римского титула.
Уже Клавдий (Германик, с 41 г.) к Юлиям Цезарям не относился вообще никак. Он не был усыновлен Тиберием, и из Юлиев происходила только его мать (сам он был, как легко понять, из Клавдиев). Чем ещё является его именование себя Цезарем, если не элементом титулатуры?
А Вителлий еще не знал что он цезарь=император.
69-22.12.69: Aulus Vitellius Germanicus Imperator Augustus
Pontifex Maximus Tribuniciae potestatis I Imperator I Consul II
*03.01.69-16.04.69: Aulus Vitellius Germanicus Imperator Augustus;
*с 16.04.69: Aulus Vitellius Germanicus Imperator Augustus Pontifex Maximus.
Цитата: Awwal12 от декабря 27, 2018, 12:52
Цитата: joodat от декабря 27, 2018, 12:26
Что правильнее Цезарь или Кесарь? Кентавр или Центавр (Альфа Центавра).
Правильнее с какой точки зрения? В русском по умолчанию "Цезарь", "кесарь" используется только в религиозном языке и, как правило, в значении "римский император" (а не в смысле конкретной личности или родового когномена).
Первая форма восходит к позднелатинскому ~"цэ:сар", вторая - к классическому ~"кайсар" (ни одна не заимствована из латыни напрямую).
Ещё форма цесарь есть (укр. цісар). Ну, и кайзер.
Цитата: DarkMax2 от января 6, 2019, 00:09
Цитата: Awwal12 от декабря 27, 2018, 12:52
Цитата: joodat от декабря 27, 2018, 12:26
Что правильнее Цезарь или Кесарь? Кентавр или Центавр (Альфа Центавра).
Правильнее с какой точки зрения? В русском по умолчанию "Цезарь", "кесарь" используется только в религиозном языке и, как правило, в значении "римский император" (а не в смысле конкретной личности или родового когномена).
Первая форма восходит к позднелатинскому ~"цэ:сар", вторая - к классическому ~"кайсар" (ни одна не заимствована из латыни напрямую).
Ещё форма цесарь есть (укр. цісар). Ну, и кайзер.
А ещё царь.
Цитата: Zavada от декабря 27, 2018, 18:16
американского повара итальянского происхождения Цезаря Кардини.
Чезаре Кардини.
Цитата: jvarg от января 6, 2019, 09:42
Цитата: Zavada от американского повара итальянского происхождения Цезаря Кардини.
Чезаре Кардини.
По-английски он величал себя как Ceasar, однако.
Цитата: Awwal12 от января 6, 2019, 00:12
А ещё царь.
Я не верю в эту версию, хоть она и почти аксиомой считается.
Что цезарь, что кесарь, что кайзер, что кайсар весьма легко ложатся на русскую речь, нет смысла коверкать слово.
Поддерживаю Ключевского, который считал, что "царь" - от персидского "сар" - голова, в значении "глава, начальник".
Цитата: Awwal12 от января 6, 2019, 09:46
По-английски он величал себя как Ceasar, однако.
Уже после изобретения салата, как средство продвижения.
Цитата: jvarg от января 6, 2019, 09:48
Что цезарь, что кесарь, что кайзер, что кайсар весьма легко ложатся на русскую речь, нет смысла коверкать слово.
А при чём тут вообще современная русская речь? "Царь" - заимствование практически праславянских времен.
Цитата: Awwal12 от января 5, 2019, 23:35
Уже Клавдий (Германик, с 41 г.) к Юлиям Цезарям не относился вообще никак. Он не был усыновлен Тиберием, и из Юлиев происходила только его мать
И то по женской линии, как видно из схемы (Клавдий - сын Антонии Младшей, дочери Октавии, дочери Атии, дочери Юлии, сестры Цезаря).
Цитата: Awwal12 от января 6, 2019, 09:56
Цитата: jvarg от января 6, 2019, 09:48
Что цезарь, что кесарь, что кайзер, что кайсар весьма легко ложатся на русскую речь, нет смысла коверкать слово.
А при чём тут вообще современная русская речь? "Царь" - заимствование практически праславянских времен.
И там, вроде, практически всегда титло ставили? Похоже, это просто "чтение без титла", если оно регулярно терялось, например, "зажившее своей жизнью".
Цитата: Lodur от января 6, 2019, 13:54
Цитата: Awwal12 от января 6, 2019, 09:56
Цитата: jvarg от января 6, 2019, 09:48
Что цезарь, что кесарь, что кайзер, что кайсар весьма легко ложатся на русскую речь, нет смысла коверкать слово.
А при чём тут вообще современная русская речь? "Царь" - заимствование практически праславянских времен.
И там, вроде, практически всегда титло ставили? Похоже, это просто "чтение без титла", если оно регулярно терялось, например, "зажившее своей жизнью".
С титлом писали ц҃рь.
Цитата: bvs от января 6, 2019, 19:10
С титлом писали ц҃рь.
Ой, да... Ну, я просто версию кинул, не заглядывая в первоисточники. Прошу прощения.