Цитата: mnashe от января 7, 2018, 20:07
в Общество.
Мнаше, скажите пожалуйста, почему раздел Общество мне недоступен? Можно ли его открыть?
Цитата: Сергий от января 8, 2018, 09:51
Мнаше, скажите пожалуйста, почему раздел Общество мне недоступен?
Ты создавал там очень много казакотем, недоступных для понимания.
В результате закрыли тебе этот раздел.
Правда, теперь периодически приходится мониторить «Просто общение» и переносить оттуда казакотемы в твой казакоблог :(
Цитата: mnashe от января 8, 2018, 11:43
Ты создавал там очень много казакотем, недоступных для понимания.
В результате закрыли тебе этот раздел.
Правда, теперь периодически приходится мониторить «Просто общение» и переносить оттуда казакотемы в твой казакоблог :(
Спасибо за информацию. Можно ли это исправить, сохраняя при этом возможность писать на своем суржике?
Цитата: Сергий от января 8, 2018, 22:59
Можно ли это исправить, сохраняя при этом возможность писать на своем суржике?
На Лингвофоруме можно писать на любом языке. Вопрос в содержании сообщений, а не в форме.
Цитата: Awwal12 от января 9, 2018, 16:32
На Лингвофоруме можно писать на любом языке. Вопрос в содержании сообщений, а не в форме.
Что именно в содержании моих сообщений вас напрягает?
В них написано что-то очень-очень непонятное...
Цитата: mnashe от января 9, 2018, 22:07
В них написано что-то очень-очень непонятное...
Да, я иногда излагаю свой взгляд на вещи немного необычным и новым для некоторых способом. Но думаю это не повод банить - это повод попросить объяснить зачем я употребляю именно такие понятия и смыслы, да и то, если это вам интересно.
Свою точку зрения я могу аргументировать - но тут проблема, что со мной общаться и мою аргументацию слышать часто не хотят (((
Цитата: Сергий от января 9, 2018, 23:03
Свою точку зрения я могу аргументировать - но тут проблема, что со мной общаться и мою аргументацию слышать часто не хотят (((
Если б она еще хоть на какие-то факты опиралась, а не только на чисто умозрительные представления о Пречистых и Непорочно Рожденных Святых Козаках.
Цитата: zwh от января 10, 2018, 07:41
Если б она еще хоть на какие-то факты опиралась, а не только на чисто умозрительные представления о Пречистых и Непорочно Рожденных Святых Козаках.
Вы не увлекайтесь пожалуйста и не смейтесь, там где этого делать не стоит, давайте лучше разберемся о чем и на основе чего я так говорю.
Святые для меня казаки в смысле воинов Христовых и людей созданных по образу и подобию Божьему. Каждый человек - казак как образ Божий в человеке, как существо созданное по образу и подобию Божьему и как потенциальный воин Христовый (красный казак и рабочий христианин), который как может и умеет Правду Божью защищает. И православный Бог-Христос, Святая Троица - тоже Казак. Красный Казак, Хитромудрый Художник и Киевский Чудотворец, которого изобразил в своих перфомансах мой дядя Федя. Также известный в украинском народном фольклоре как Казак Мамай. То, что Бог - Первый Казак во Вселенной это мировоззрение можно найти не только у украинского казачества (казачества Поднепровья), но и у казачества Подонья, Урала, Сибири и т.д. Так что то, о чем я напоминаю - это в общем известные вещи, которые просто в свое время были успешно забыты и перевраны. В т.ч. в связи с мощной идеологической обработкой в годы советской власти, когда хотели вытравить из простого народа стран бывшего СССР память об их предках и их мировоззрении. И христианскую культуру, и мусульманскую и еврейскую. И украинскую и русскую казачью культуру (субкультуру) тоже. И меня честно говоря зацепляет, почему люди могут свободно обсуждать особенности христианского, мусульманского, еврейского и иных мировоззрений, употреблять в разговоре (в т.ч. на нашем форуме) те или иные понятия и смыслы, а вот с казачеством, о тех вещах, о которых я говорю это проходит с большим скрипом. Хотя вещи в общем-то очевидные. Относящиеся не только к украинцам или христианам, но и к любому человеку. По казачьим понятиям любой человек в какой-то мере казак. И мусульманин и еврей и буддист и язычник (как образ Божий в человеке, вольный человек, воин Христов и т.д.). Эта идея кстати с успехом была использована и при создании и популяризации интернациональной советской идеологии в 1920х-1980х гг., в чем принимали участие в т.ч. наследники казачьей субкультуры региона, что позволяет поднимать вопрос об этом в т.ч. на научном, философском и богословском уровне. Также как и в плане культуры, литературы и обыденной жизни, это мировоззрение веками у нас в регионе присутствует. Оно не совсем казачье или совсем не казачье. Но казачьим, казацким и христианским мы его тоже имеем полное право называть. По вышеупомянутым и многим другим причинам. И дядя Федя, художник-авангардист и известный перфомансер из Киева - это в том числе о казацко-христианской культуре, о ее возрождении, многообразии, значимости, простоте, доступности, пользе для всех и каждого в условиях современной действительности. Фрипулья в общем.
Цитата: Сергий от января 10, 2018, 12:44
Бог - Первый Казак во Вселенной
Смелое заявление. Уверен - многим форумчанам понравится. ;up:
Сам я многого не требую. Просто возможности говорить на том языке, который мне люб. В нем нет нецензурных слов, хотя есть слова, которые вносят определенный сумбур в общение и в душу собеседника (но ведь это и с другими собеседниками часто бывает, чем я и мой словарь хуже?). При желании и просьбе я всегда могу объяснить что имеется ввиду совершенно другими словами. Но банить меня на этой основе абсолютно точно считаю неправильным.
Цитата: RockyRaccoon от января 10, 2018, 12:56
Цитата: Сергий от января 10, 2018, 12:44
Бог - Первый Казак во Вселенной
Смелое заявление. Уверен - многим форумчанам понравится. ;up:
Это не заявление. Это констатация общеизвестного в казачьих кругах (кругах носителей мировоззренческой традиции) факта. Постараюсь найти цитаты, это подтверждающие специально для вас. Хотя согласен и прекрасно вас понимаю, для меня это в свое время тоже выглядело как смелое заявление.
И кстати немного отходя от темы, к изучению казачьей тематики меня подвигли несколько интересных людей, с которыми я познакомился еще в детстве. Это в первую очередь конечно дядя Федя (1942-2007), который подарил в свое время несколько художественных книжек изданных в УССР о казаках для нашей домашней библиотеки, мой прадед Яков (1905-1999), простой украинский учитель села Капустинцы (Яготинский район Киевской области, раньше Пирятинский уезд Полтавской губернии, Яготинская сотня Переяславского полка Гетьманщины), выпускник КНУ и долгожитель с Киевщины и мой дед Иван (1923-2011), тоже простой украинский учитель (село Шрамковка Драбовского района Черкасской области - Пирятинский уезд Полтавской губернии, родом из села Княжичи Броварского района, предки из сел Гоголев и Требухов Броварского района, раньше - Остерский уезд Черниговской губернии, Броварская и Гоголевская сотни Переяславского и Киевского полков Гетьманщины) тоже выпускник КНУ, родной дядя дяди Феди. Все трое - потомки старых казачьих родов Переяславского и Киевского полков Гетьманщины, представителей казачьего и крестьянского сословий Киевской, Полтавской и Черниговской губерний - т.е. в какой-то мере носители как раз украинской казацко-христианской мировоззренческой традиции, для меня лично, да и не только для меня - с одной стороны обычные советские украинцы, с другой стороны - достойные, блаженные и святые люди, которых вполне можно назвать обычными людьми, явившими образ Божий в человеке, т.е. в этом смысле казаками и воинами Христовыми пользуясь старой терминологией. О других своих учителях и собеседниках расскажу по возможности.
Насчет казака как образа Божьего, вот например слова неизвестного мне иерарха, которые нагуглились за несколько секунд. Задумайтесь в этом контексте, что в православии (с его понятийной системой в какой-то мере знакомы все славяноязычные, независимо от мировоззрения) идеальный человек (идеальный христианин, воин Христов, казак и т.д.) - это как раз Сам Небесный Владыка, Исус Христос. Т.е. это тоже о том, что Первый Казак - это Господь Бог, а все на Него должны равняться, в меру своих сил и понимания. Но при этом также интересно, что говоря о святых казаках люди, даже иерархи обычно не дерзают доводить свою мысль до логического конца (что именно Бог, а никто другой - Первый Казак). Это уже на тему разрыва (утраты) мировоззренческой традиции в годы СССР, некоторых попыток возродить ее в нынешнее время и речевых штампов, которые до сих пор довлеют над нами:
Цитата: http://kotovsk-istok.com.ua/vzglyad/society/ustav-zgizni/66-slovo-pastarya/4875-arkhiepiskop-luka-nastoyashchij-kazak-rytsar-pravoslaviya.html
Идеальный казак защищает свою Матерь-Церковь, с которой он должен быть кровно связан. А всех нас объединяет Кровь Христа. Поэтому идеальный казак – это человек, который живет Церковью и в Церкви.
А вот снова таки нагуглилось, вроде бы о казаках ни слова (только фамилия автора - Казаков, поэтому и выдало в поиске), но если вчитаться и немного подумать, то это все о том же, о Боге как Казаке и об образе Божьем в каждом человеке, о чем напоминал человечеству в т.ч. Бог-Христос, Рождество которого сейчас празднуют люди во всех странах мира и от чудесного воплощения которого мы ведем наше летоисчесление:
Цитата: https://erweb.ru/life/teaching-of-christ
Бог — любовь, Он любит каждого человека, и Его дух пребывает в каждом человеке. Жизнь человеку и дает Бог через Свой дух. Христос учил, что нужно осознать дух Бога внутри себя, и любить Его, ведь этот дух и есть Бог. Христос дал заповедь — любить других людей и считать всех людей на планете равными, без исключения. Это и есть воля Бога — любить всех без исключения людей, так как Бог пребывает в каждом человеке.
Цитата: Сергий от января 10, 2018, 13:19
Это уже на тему разрыва мировоззренческой традиции в годы СССР и речевых штампов, которые до сих пор довлеют над нами
Речевые штампы всего лишь связаны с понятийной и ассоциативной системой. Как вы посмотрите на тезис, что все люди - корсары по воле Божьей?..
Цитата: Awwal12 от января 10, 2018, 13:26
Речевые штампы всего лишь связаны с понятийной и ассоциативной системой. Как вы посмотрите на тезис, что все люди - корсары по воле Божьей?..
Неоднозначно. Так как смысл этого немного другой. Никто не поднимает вопрос о корсарском народе, о корсарском сословии Священной Римской Империи и т.д. Не путайте казаков и разбойников. Это разные вещи. Хотя разбойники в христианских странах обычно тоже представители казацко-христианской традиции и цивилизации в той или иной мере. Почитайте даже романы Стивенсона, Саббатини, историю пиратства. Эта та же традиция воинов Христовых, упрощенная и преображенная применительно к условиям окружающей действительности, о которых подробно описано в учебниках в истории - что западноевропейских, что советских, что современных. О всем том, по каким обычные христиане с деда-прадеда убегали, восставали и боролись против беспредела власть имущих, душегубов и насильников в разных концах Европы и по всему Средиземноморью и Карибскому бассейну. Череп со скрещенным костями - символика известная в православии. "Провидение", "солдаты Удачи" ("солдаты Благодати") - это тоже из рабоче-христианской лексики в общем. Также как и "рабоче-крестьянская власть" в годы СССР, также как пятиугольная звезда (символ Рождества Христова, Неугасимой Звезды, Солнца Правды), также как и колосья на гербе СССР, также как и лозунги "Христос - первый коммунист" и многое-многое другое. Казацко-христианская (она же и иудейская, мусульманская, буддийская в какой-то мере и общечеловеческая как хотите) цивилизация гораздо более обширнее чем вы себе представляете. Страны ЕС и США, весь развитый мир - тоже выросли из ее недр. Современную Европу, с ее замками, политическими партиями, свободой самовыражения, уважением к прошлому и верой в Светлое Будущее построили участники крестовых походов (все эти тамплиеры, массоны и просто обычные грешные люди и рабочие христиане, грешные milites Christi своей эпохи, среди которых встречались и ироды и душегубы, т.е. milites Christi по форме, но не по сути, но тоже в какой-то мере представители казацко-христианской, рабоче-христианской цивилизации нашей Земли Поднебесной) Неисповедимы пути Господни, пути Небесного Владыки, Красного Казака, Хитромудрого Художника и Киевского и иных Чудотворца и Его людей в общем. Любуемся Пёстрой Картиной Бытия (или Фрипулья! - как говорил дядя Федя). Войско Божие - Войско Вечное. Злые злых погубят, добрые добрых спасут. Господи, помилуй нас грешных:
Вот тоже об увязке Христа и казаков, пусть и "идеологически выдержанной", в стиле традиций казачьего сословия РИ, без явной артикуляции Христа как Первого Казака и без казака как образа Божия в человеке, хотя если вдуматься, то человеку знакомому с православной традицией легко связать концы с концами даже по таким намекам. Вполне вероятно, что в эпоху РИ частью иерархии и правящего сословия тема Христа как Первого Казака банилась как ересь, угрожающая идеологическим основам Империи, хотя втихаря простой народ продождал так считать и дальше:
Цитата: https://news.rambler.ru/other/37793205/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
Когда враги напали на святую Русь, спустился Христос с небес и стал искать защитников. Пошел он к монахам, но монахи молились да не услышали. Возвал Христос ко дворянам, купцам. Те долго собирались, в доспехи снаряжались да лавки закрывали. Возвал Христос к крестьянам, но им пахать надо было. И заплакал Христос и возвал со слезами: « Ну есть хоть кто на Руси, кто встанет по первому зову за веру Христову?» И услыхали казаки. И бросили все занятия свои и встали на защиту
Цитата: http://kazaki31.ru/pravoslavie/svyatye-kazaki-i-kazachi-svyatye
Пусть казачество как такового в годы жизни Ильи не существовало – так что с того? Каждый, кто хотя бы в детстве читал былины об Илье Муромце, согласится, что фактически он был предтечей казаков, охраняя границы святой Руси от басурманских набегов. Кстати, в советском издании былин упоминается, что излечили Илью от паралича некие «калики перехожие». Но если взять дореволюционное издание былин, становится ясно, что святого подняли на ноги отнюдь не безвестные «калики», а сам Иисус Христос, сопровождаемый двумя апостолами.
Вот даже такой яркий и неоднозначный представитель современной казацко-христианской цивилизации стран бывшего СССР как российский патриарх Кирилл об это говорил, хотя ему скорее всего специально тема Христа как Первого (Красного) Казака тоже не особо интересна, у него другой дискурс:
Цитата: http://www.patriarchia.ru/db/text/4245143.html
В XX веке в результате трагических событий в истории России преемство живого опыта и казачьих традиций было в известной степени прервано. Новая атеистическая власть предприняла значительные усилия по «расказачиванию», лишению казаков их самобытных черт, исторической памяти. Слово «казак» не вышло из употребления, но в это понятие стремились вложить иное идеологическое содержание. Милостью Божией в последние десятилетия мы имеем, несомненно, удивительное явление — возрождение казачества, его активное участие в культурной и общественной жизни нашей страны.
Вот еще о казачестве в связи с верой в Бога-Христа:
Цитата: http://xn--d1abkegodgabilfkp0a.xn--p1ai/articles/kazachi-zavety-traditsii-uklad/
1.Казак ведется от отца, отец от деда, дед от Богом созданного народа . 1.Казак рожден от казака. 2.Отец для казака -уважение, дед и семья-почитание. 3.Бог создал народ и назвал его-казаки. 4.Казак казаку-брат, казачка-сестра, отцы-прародители, отцы отцов-святые.
Вот о свободе как реализации образа Божьего в человеке. О казаках вроде бы прямо не сказано, но по сути это о всем вышесказанном:
Цитата: https://azbyka.ru/svoboda
Свобода – дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра. Свобода бывает внешняя и внутренняя (духовная).
Бог является высочайше свободным Существом, потому что Он действует независимо от необходимости или принуждения. Он избирает, что хочет, и осуществляет избранное, как хочет. При этом Его воля обладает совершенной святостью, Сам Он творит только высочайшее добро и благо, которое исключает всякое зло, как свет исключает тьму.
Созданный по Образу Божьему человек также обладает даром свободной воли. «Если человек сотворен по Образу блаженного и пресущественного Божества, а Божество свободно и имеет волю по естеству, то и человек, как Образ Божества, свободен по естеству и имеет волю» (св. Иоанн Дамаскин).
Уподобляясь Богу, человек призван творить одно добро и возрастать в непрестанном соединении с Богом как Первообразом и Источником Добра. Через такое соединение его свобода должна непрестанно возрастать, ибо совершенно свободен Сам Бог.
p.s. Прямо сказать где Бог-Христос называется Первым (Красным) Казаком и Атаманом всех казаков цитату пока привести не могу, но я эту мысль неоднократно встречал в литературе о казачестве, просто специально не выписывал.
Цитата: RockyRaccoon от января 10, 2018, 12:56
Цитата: Сергий от января 10, 2018, 12:44
Бог - Первый Казак во Вселенной
Смелое заявление. Уверен - многим форумчанам понравится. ;up:
Вот мне уже "понравилось" непонятностью. Если Бог
во Вселенной, значит он её не создавал. В философском смысле творец ведь не может быть частью творения. Если он её не создавал, следовательно.... эээ.... :-\
Цитата: wandrien от января 10, 2018, 14:51
Вот мне уже "понравилось" непонятностью. Если Бог во Вселенной, значит он её не создавал. В философском смысле творец ведь не может быть частью творения. Если он её не создавал, следовательно.... эээ.... :-\
Бог, Красный Казак и Хитромудрый Художник, Триединый Небесный Владыка (Святая Троица), Живое Единство Всей Безконечности, Источник Жизни, Добра, Радости и Всяческих Благ путешествует по Вселенной (Пёстрой Картине Бытия), рисует и перерисовывает ее вместе с другими казаками и художниками. Он не часть творения, Он Вечный, в отличие от Картины, которая была создана, а потом исчезнет, но Он может воплощать Себя на Картине, являть Себя в тех или иных образах и узорах (напр. в образе Казака Мамая или Деда Мороза). Древняя православная, рабоче-христианская наука Бога-Христа, Его последователей, святых дедов, блаженных казаков и художников старых времён и Его последователя из Киева, простого киевского казака, чудака, художника и чудотворца дяди Феди, блаженного Феодосия, известного как Фрипулья, издревле известная жителям нашего региона, нашим предкам, родственникам и землякам, успешно забытая их потомками и наследниками. Киевский Чудотворче, помилуй нас грешных!
:=
Вот цитаты из книги подаренной дядей Федей моему деду Ивану, которую мне (слава Красному Казаку, Хитромудрому Художнику и Киевскому Чудотворцу!), довелось читать в детстве в славном Киеве, древней духовной и культурной столице пёстрой казацко-христианской цивилизации Поднепровья, Киевской Руси-Украины. Господи, помилуй нас грешных:
Цитата: http://www.rulit.me/books/kozackomu-rodu-nema-perevodu-abo-zh-mamaj-i-chuzha-molodicya-read-389200-1.html
Так воно вже негаразд повелося, що всі люди — смертні та смертні, і Господь Бог не зразу й покмітив навіть, що десь там, на землі, на неспокійній Україні, живе собі та й живе, на ворогів перепуду наганяючи, якийсь невмирущий лицар, запорожець, живе безлітно та й живе, і все ніяк не може відмолодцюватись: і року божого тисяча п'ятсот якогось там, і року божого тисяча шістсот якогось там, — живе собі та й живе...
А вперше того невмираку-невмирайла уздрів пан Бог десь на степу коло такого богопротивного діла — аж прогнівився тяжко, до того прогнівився, що й скарати зухвальця забув... А вийшло все це так.
Одного разу, добре повечерявши чим Бог послав, сиділи вони, Господь з апостолом Петром, на закрайку якоїсь хмари, і от зненацька Вседержитель так сильно засопів, до чогось приємного принюхуючись, і так дуже перехилився, щось там розглядаючи внизу, на землі, де щось дуже диміло, аж замалим не гепнув з небес додолу, бо він там таке побачив, таке побачив...
Цитата: http://www.rulit.me/books/kozackomu-rodu-nema-perevodu-abo-zh-mamaj-i-chuzha-molodicya-read-389200-17.html
Та й хто ж там міг поворухнутись, коли саме в ту хвилю Явдоха, мама Михайликова, прошепотіла синові:
— Та це ж Козак Мамай!
Цитировать
І шепіт її почули, бо ж про нього, про Козака Мамая, не одну вже сотню літ ішли слава й прослава.
— Козак Мамай! Козак Мамай! — ніби тихий вітер прошелестів у квітучій траві, і всі аж розступились, і в тому шелестінні голосів були і радість, і любов, і подив, і острах навіть, і тривога, — але всю цю гаму почуттів уже перевершувала притаманна більшості українців природна дитяча цікавість.
Та як же було й не скам'яніти від подиву перед таким химерним, небезпечним і аж моторошно прецікавим чоловіком:
бо ж він прожив на світі, кажуть люди, не одну-таки сотеньку літ;
бо ж обставав Козак за бідних і простих людей, що їм так тяжко та гірко жилося;
бо ж не терпів Мамай солодкого панського духу; бо ж не боявся він ні шляхти, ні татар, ні турків, ні своїх панів, бо ж був собі характерник, чаклун над чаклунами запорозькими, сміливий чортолуп, способний, як кажуть, кішці вузлом хвоста зав'язати, чи впіймати вовка за вуха, чи навіть шкуру спустити з чорта живого, бо подейкували ж, буцім жупан у нього зісподу хвацько підбитий самими чортовими спинками, сіренькими, тонісінькими, власноручно здертими, бач, з якихось там стонадцяти кіп дрібних чортів, чортиць і чортенят, бо ж полюбляв Козак поглядом колючим чортів сліпити, тобто всякого врага і супостата;
бо ж, люди кажуть, п'яніли дівчата, на нього поглянувши, хоч він і не дивився на них;
бо ж любив Козак Мамай дітей, а вагітні жінки за щастя мали зустріти його, бувши при надії сповити синка;
бо ж воював Козак Мамай супроти горя людського і в найскрутніші для простого люду українського хвилини завше з'являвся саме там, де були потрібні його любов чи ненависть, його дотепність або мудрість, його відвага чи його доброта, де були потрібні його рада чи помóга, — отож і поява Козака Мамая йшла завжди опліч із лихом або перестерігала про близьку біду...
От чому люди в Пампущинім таборі, впізнавши Козака, стривожено загомоніли, зашамотіли та зразу й заніміли, бо ще ж не відали ні про яке нове лихо, котре на них чигало десь поблизу.
Цитата: http://www.rulit.me/books/kozackomu-rodu-nema-perevodu-abo-zh-mamaj-i-chuzha-molodicya-read-389200-19.html
— А тому!.. — І Мамай почав пояснювати: — Був би ти, скажімо, німець або швед, то напнув би на лисину зроблений з чужого волосся такий собі очіпок чи, як його французи називають, «перрюк», та й по всьому б: голова як голова. А де, мій паночку, ти візьмеш оселедець? На голісіньку голову з чужого волосся козацької чуприни ти не прикарючиш?.. Ні!.. А до раю ж усі входять рачки, це кожен знає, хто там був... Отож, як буде лисий чоловік іти в Царство Небесне, там дірка така вузенька замість дверей, щоб хтось недостойний не проліз, а за діркою — святий Петро з отакенними ключами від раю небесного. То це як полізе лисяк до раю, просуне голу голову в тую дірку, то святий Петро подумав, що ти — задки, голим афедроном наперед...
— Чим-чим?
— Афедроном... тобто голим ґузном наперед, — коли ти по-грецькому не тямиш! — то святий Петро й подума, що ти задки, та й брязне тебе по лисині золотими ключами: «Що це, — скаже, — за ґевал такий», — та й прожене... — І Козак Мамай так зареготав, аж луна пішла над степом і, не вдержавшись, пирснули за Мамаєм і двораки Пампущині, засміялось і козацтво, що супроводило його в дорозі, навіть вишкірив свої прегострі зуби Песик Ложка.
Аж коли трохи вщухло, пан обозний пробурчав:
— Це блюзнірство.
— Блюзнірство, — погодився Мамай. — Неповага до старшого чином.
— Богозневага навіть, — підказав обозний.
— Е-е, ні, голубчику, ти не бреши: Бога я в серці маю, як і всякий козак.
— То невже ж ти гадаєш, що Вседержитель сам не відає, кого йому пускати в рай, а кого — ні? Невже ж ти думаєш, що пан Господь без тебе не зуміє оцінити по заслузі усердя кожного свого раба?
Цитировать
Баба Ганна казала, буцім скриня не потрапила тоді в могилу з бувшим чумаком тільки тому, що батюшка не дозволив ховати Йвана в такій веселій домовині; і ще бабуся згадувала, як тоді всі вельми журились, не вволивши волі старого, бо в нього були, як тоді балакали, ще й окремі причини просити такої труни: мій прапрадід, казали, замолоду колись, іще років за сто до скону свого, зди́бався з героєм тої чудової картини, що ані гич не почорніла в скрині од кіптяви часу, — і все життя потім прапрадід молив Бога, аби сподобив бодай раз та здибати Мамая Козака, того лукавого, дотепного, безлітно молодого.
Цитировать
Веселий образ Козака Мамая живе в народі вже не сотню літ. І не дві. І не три.
Якісь його сучасники свідкують про зустрічі з тим характерником-запорожцем у зовсім давні часи, десь при початку існування Січі.
Інші з ним пліч-о-пліч воювались у війську славного Зиновія-Богдана Хмеля.
Ще інші стрівали його на шляхах України вже після того, як народився на світ Тарас Григорович Шевченко. Був серед них і мій прапрадід.
Але чували люди, як і в Першій імперіалістичній війні року 1914 бився Козак Мамай з ворогами отчизни, — все такий же галабурдний і вічно молодий, — та й хтозна, чи не він ото, бувало, і в війні Вітчизняній виникав зненацька в найскрутнішій сутузі в тому чи тому партизанському загоні й допомагав громити фашистів на українській чи на білоруській землях, чи не він, колишній запорожець, допомагає й нині будувати електростанції на Дніпрі, на Волзі чи на Ангарі, а то, може, десь і кордони нашої Батьківщини береже, а то, може, книги пише чи кінокартини ставить, а то, гляди, садки розводить, сіє хліб чи варить сталь, цей майстер на всі руки й митець на всі штуки?
Отак ось він і ходив, либонь, по нашій пребагатій землі, мудрощів та хитрощів од віку до віку набираючись, ходив і ходить, бо живий він, мабуть, і тепер, веселий і звитяжний образ, викликаний до життя в надрах минулих віків силою народної фантазії — не Хитрий Петро болгарський, не Ойленшпігель німецький, не Совесдрал польський, не Домишлян сербський, не східні дотепники — Мушфікі чи ходжа Насреддін, не румунські Пекале і Тендале, а наш-таки козак — Мамай, своєрідне втілення українського характеру, живущий образ волелюбності, стійкості та невмирущості народу, Козак Мамай, котрий на протязі століть, од нападників усяких одбиваючись, плекав одвічну мрію: не воювати, не гарбати, не ярмити нікого, а в себе вдома — риштувати, мурувати, будувати, Козак Мамай— мандрівний запорожець, вояка і гультяй, жартун і філософ, бандурист і співак, бабій і заразом — монах, простодушний і мудрий чаклун, безстрашний лукавець, що його і в ступі товкачем не влучиш, народний герой, котрого чи не споконвіку знають між людьми на Вкраїні, хоч об нім над Дніпром — ні казок не розказано, не складено й пісень.
35
Ні казок, ні пісень!
А прославили Козака простолюдні художники.
Обабіч славного Дніпра, по старезних козацьких та селянських хатах — на кленових та дубових полотнищах дверей, на кахляних грубах, на кованих скринях, на мальованих олійними фарбами полотнах, навіть на липових колодах вуликів частенько можна було бачити розмаїті парсуни Мамая, тисячі відмін його поличчя з новими раз по раз подробицями пригод, з новими щораз підписами, які вільно трактували діяння і вдачу героя, тисячі сюжетів, що підносили в народі славу Козака.
Ще хлопцем бувши, — мені тоді сповнилось років вісімнадцять, — їздив я до Катеринослава (як звали тоді Дніпропетровськ), щоб розпитати про Мамая в Дмитра Івановича Яворницького, невсипущого шукача запорозької старовини, найвизначнішого історика Січі, що написав з десяток томів, присвячених історії Війська Запорозького, збирача пісень, казок та приказок, мовознавця, етнографа і драматурга, автора історичних повістей та оповідань, професора і академіка, котрий був другом і товаришем Іллі Юхимовича Рєпіна: Дмитро Йванович помагав колись великому російському художникові шукати в селах понад Дніпром типи й характери для його майбутньої картини «Запорожці пишуть листа султанові», він позував художникові задля образу писаря (в осередку тієї картини), він любовно схороняв десятки етюдів до тих самих «Запорожців» (я тоді їх бачив у його музеї)... Академік Дмитро Яворницький у своїх безнастанних шуканнях був людиною непосидячою, і саме його заходами історія запорозького козацтва збереглася в своїй неповторній красі, — він був людиною видатної працьовитості, людиною великої душі, великої кебети, і я вважаю за щастя, що колись привелося мені тиснути його руку, розмовляти з ним і взнати про мого Мамая щось таке, що міг розповісти тільки він, цей поетичний і хитруватий українець, котрий і сам скидався інколи на того ж таки Козака Мамая.
Він тоді показував мені і зібрані в катеринославському музеї кілька десятків дверей, які сам учений познімав по старих козацьких хатах Наддніпрянщини, дверей, що на них були нові й нові одміни образів Мамая, мальовані простонародними живописцями XVI–XIX століть.
Багато я ще й потім бачив усяких парсун Козака, і кожен малював його по-своєму, як ось і я малюю свого Мамая тепер.
Всі вони були різні.
Але ж на всіх розмаїтих поличчях був один і той самий запорожець, Козак Мамай.
Той самий український характер.
Характер!
Народні художники малювали Мамая не в січі з ворогом, не верхи на коні, а в спокійній, споглядальній позі: тільки зброя лежить напохваті, тільки лиш кінь басує, а сам Козак, схрестивши ноги, спокійнісінько сидить під деревом, — бо ж він передусім був чоловік мирний, якщо, звісно, його не займали, якщо не зазіхав ніхто на волю й славу простих людей України, — а коли вже й зачіпав Козака хтось, то зразки народного малярства часом являли нам і лють його розплати з ворогами.
Сливе всі портрети Мамая мальовано ніби дитячою рукою, бо й справді-таки, то був народу нашого дитячий вік, — а може, й зовсім не дитячий, а тільки не дійшло крізь лихоліття, майже нічого не дійшло до наших днів, крім хіба східнослов'янського дива-дивини — «Слова о полку Ігоревім», крім теплого мармуру труни Ярослава, крім чудових мозаїк та фресок київської Святої Софії, крім галицьких церков і замків, крім десятка літописів, крім купи книг, друкованих любовно в Києві, Острозі, Львові, крім безлічі мудренних візерунків на кераміці, на склі, на золоті, крім гострих діамантів гумору народного, крім шалу українських дум, крім вічно живої пісні...
Зрештою, старих і прастарих надбань народу України дійшло до нас таки чимало. Не лишилось тільки імен творців. Майже нема імен!
У інших на той час були вже Калідаса і Шота Руставелі, Арістофан і Навої, Шекспір і Рабле, Рафаель і Копернік, а ми, либонь, були ще зовсім молоді в ту пору, коли з'явилися в народі перші портрети Козака Мамая, але всі вони жили своє некоротке життя, як витвори високого народного мистецтва, нехай ще не зрілі, нехай не досконалі, але живі й живі...
Чи не на всіх поличчях Козак Мамай — вродливий січовик, де трохи старший, де молодший, дядечко невеличкий, кремезний, чорнявий вусань, з козацьким оселедцем, у жупані — коли багатшому, а коли й простому, здебільшого з бандурою в руках, щира вдача — співак і музи́ка.
На відмінах портрета мальовано всяке причандалля, котре вказувало на Козакові звички, діла й пригоди.
Був там і встромлений у землю спис. А до ратища чи до якоїсь дубини прип'ято баского коня; на дереві — шаблюка, біля ніг — рушниця. І гаман. І шевська справа. І шапка-шлик. І порох у турячім розі.
Тут же — кварта і чарка. Казанок над вогнем. І ложка, — все, що козакові буває потрібно в поході.
Тут же — довговухий песик.
А над головою — грубезний жарт, солоний дотеп, словесна блискавка, виписані біля Козакового рота.
Трохи далі, на другому плані, бували часом і промовисті яви січового життя: розправа з ворогами, звитяга й пустощі, взаємне частування оковитою з михайлика чи коряка, а чи й побратимське чубіння з товаришем, а чи й повішений догори дриґом враг і супостат...
Ще далі та вище, над головою в Мамая, подеколи бував і напис.
Часом у чесній прозі.
А то віршований.
Ось так, приміром:
Сидить козак, у кобзу грає,
Що замислить, то все має.
Або ще й так, у простоті душевній:
Їхав козак полем та й отакувався,
Сів він під дубочком та й розперезався:
— Гей, бандуро моя золотая,
Коли б до тебе дівчина молодая —
Скакала б, плясала до лиха.
Що не один козак одцурався б солі міха,
Бо як заграю, всяк поскаче,
А після не один вражий син заплаче...
А то бувало в тих написах і таке:
Козак — душа правдивая, сорочки не має,
Коли не п'є, то воші б'є, а все не гуляє...
Хоч дивись, не дивись, та ба, не вгадаєш:
Відкіль я та як звали — нічичирк не взнаєш!
Кому ж траплялось хоч раз у степу бувати,
Той може і прізвище моє угадати.
А ти як хоч називай, на все позволяю,
Аби крамарем не звав, бо за те полаю.
А якого роду я, то всяк про те знає,
Хто по світу ходить-блукає та долі шукає.
Я, козак-запорожець, ні об чім не тужу,
Як є люлька та тютюнець, то мені й байдуже!
Надію маю на мушкет, на ту сіромаху,
Що не ржавіє ніколи, на шаблю на сваху.
Як натягну ж лука я, брязну тятивою,
То від мене і хан кримський утіка з ордою...
Завдавано чосу в тих віршах — коли туркам і татарам, що ласились на українські роздоли, коли панам-ляхам чи й своїм же, українським, дукам-срібляникам, перепадало там і єврейським загрібайлам-орендарям, крамарям та корчмарям, тобто всім утискачам і триворогам простого люду: українського, руського, єврейського чи польського.
:green: Типичный дед - красный казак из божией орды:
(http://vchemraznica.ru/wp-content/uploads/2016/09/santa88.jpg)
Цитата: Волод от января 10, 2018, 15:38
:green: Типичный дед - красный казак из божией орды:
Получается таки да :UU: Вы ведь согласны что по такой логике образы Санта Клауса и Деда Мороза рождены и популяризированы как раз таки в недрах нашей казацко-христианской цивилизации, ее представителями? Тут ведь можно анализировать и образы с точки зрения духовной, рабоче-христианской составляющей и внешний вид и перфоманс и многое-многое другое.
Существование суржиков и казаков нужно ещё доказать.
Цитата: Nevik Xukxo от января 10, 2018, 16:59
Существование суржиков и казаков нужно ещё доказать.
Можно также попытаться опровергнуть. А можно просто пить чай и общаться на те или иные темы через экраны мониторов, находять каждый в своей
биотехносфере Вселенной, как это и заповедовал нам блаженный художник и киевский чудотворец, дядя Федя
А Сергію Леонідовичу можна до козацтва долучитися? ;D
Цитата: Сяргей Леанідавіч от января 10, 2018, 19:05
А Сергію Леонідовичу можна до козацтва долучитися? ;D
Конечно. А вы разве еще не в теме? :negozhe: