Насколько я знаю, у западных язычников "ноги" Триединой богини растут из трёх фаз Луны: новая, полная и убывающая.
Так же у них есть рогатый бог-мужчина.
ЦитироватьГрейвс приводит следующий миф собственного сочинения: триединой богине приносится в жертву принявший образ оленя бог. В древнегреческой традиции такова была судьба разорванного титанами Диониса Загреоса и Актеона, разорванного собаками Артемиды.
Заставляет вспомнить мифологию Варкрафта, где матерью полубога Кенариуса была богиня луны Элуна, а отцом бог-олень.
У славян же ситуация зеркальная! Месяц - это символ мужской молодости, а рогатое существо - женского пола - Коза-Коляда, мать солнца.
Выходит, что славяне не вписываются в картину "Старой Европы". Видимо из-за сильного индоарийского влияния.
Как индоарии могли повлиять на славян?
Но вообще странно, что у некоторых ИЕ Солнце мужского рода, а Луна женского, а у других - наоборот. Чем это объяснить?
Цитата: Бенни от ноября 26, 2017, 19:26
Но вообще странно, что у некоторых ИЕ Солнце мужского рода, а Луна женского, а у других - наоборот. Чем это объяснить?
А отличаются ли луна с солнцем от остальных существительных, которые тоже родами по языкам разнятся?
Цитата: Бенни от ноября 26, 2017, 19:26
Как индоарии могли повлиять на славян?
Э... ну, сарматы и скифы же! Именно от них мы нахватались таких слов, как "бог".
Вроде ж давно общепризнанно, что протославяне были под властью кочевников.
Цитата: Бенни от ноября 26, 2017, 19:26
Но вообще странно, что у некоторых ИЕ Солнце мужского рода, а Луна женского, а у других - наоборот. Чем это объяснить?
Солнце вообще вообще среднего рода. "Третий пол", как шутят про одежду, - дитё. Сварож
ич, Бож
ич - выразительно сын, а значит чей-то ребёнок.
Кстати, у исследователей славянской мифологии есть дурная привычка всех богов объявлять солярными. Разделяю позицию Гейштора, что Хорс это бог луны, а не солнца.
Цитата: DarkMax2 от ноября 26, 2017, 19:42
Сварожич, Божич - выразительно сын, а значит чей-то ребёнок.
Ну, и Даждьбога, бога небесного огня, прямым текстом в летописи называют сыном Сварога, бога земного огня.
Цитата: DarkMax2 от ноября 26, 2017, 19:42
Э... ну, сарматы и скифы же!
Их же считают ираноязычными (кроме, может быть, синдов/меотов). А индийская и иранская мифологии - две большие разницы. И в какой из них были те мотивы, о которых Вы пишете?
Цитата: Бенни от ноября 26, 2017, 19:26
Как индоарии могли повлиять на славян?
Но вообще странно, что у некоторых ИЕ Солнце мужского рода, а Луна женского, а у других - наоборот. Чем это объяснить?
У индоариев оба - мужского. :)
Цитата: Бенни от ноября 26, 2017, 20:21
Цитата: DarkMax2 от ноября 26, 2017, 19:42
Э... ну, сарматы и скифы же!
Их же считают ираноязычными (кроме, может быть, синдов/меотов). А индийская и иранская мифологии - две большие разницы. И в какой из них были те мотивы, о которых Вы пишете?
Естественно я пишу про иранскую. Пример.
Цитата: Ґейштор Александр. Слов'янська міфологіяЧудову паралель Мокоші ми бачимо в іранських віруваннях. Йдеться про Арадві/Аредві («вологу, сиру»), Суру («осяйну»), Анагіту («пречисту»), котра відповідає за родючість, дітей та овець. Немає сумнівів, що відхилення від за-гальноіндоєвропейських вірувань, яке полягало у культі матері-землі, спостерігалося не лише серед слов'ян. Уявлення про землю як матір входить до числа найдавніших концептів, однак, як і архаїчний уранічний міф, воно далеко не всюди змогло розвинутися у повноцінне вірування. Воно витіснялося іншими культами, вилучалося з релігійної свідомості. Приклад такого процесу ми бачимо у занепаді образу Геї, засвідченого у Гесіода.
То есть сохранение культа Мокоши среди главных - это влияние "иранцев".
А, понял. Я немного напутал с языковыми семьями. Прошу прощения.
Цитата: Бенни от ноября 26, 2017, 19:26
Как индоарии могли повлиять на славян?
Цыгане набежали. :umnik:
Цитата: DarkMax2 от ноября 26, 2017, 20:02
Кстати, у исследователей славянской мифологии есть дурная привычка всех богов объявлять солярными. Разделяю позицию Гейштора, что Хорс это бог луны, а не солнца.
Думки дослідників про Хорса доволі суперечливі. Збіг його імені з іранськими xvar («ореол»), xor, xores, xorsid, xurset («променисте сонце») та індійськими hara, haras («вогонь») схиляє нас до висновку про те, що в ньому потрібно вбачати сонячне божество, запозичене в іранських народів 448. Його перейняли й мешканці іншої частини материка. Так, у міфології вогутів та Об'ю бог неба називався Кронес, в остяків і ватяків слово kvar має значення «повітря», «небо»
На єдину дещо ширшу згадку натрапляємо у «Слові о полку Ігоревім» (рядок 159). Там розповідається, як князь Всеслав судив народ і керував містом, а вночі, мов вовк, бігав від
Києва до Тмутаракані, до півнів перебігаючи шлях «великому Хорсові» 450. Більшість дослідників переконані, що рух князя з півночі на південь - це шлях сонця зі сходу на захід451.
Однак іще А. Брюкнер тлумачив це місце у «Слові...», знаходячи там алюзію до місяця. Він звернув увагу на можливість походження назви «Хорс» з кореня, наявного в польському слові
wycharsły («виснажений»), тобто праслов'янського *krsь, що могло б пояснити алюзію до місяця, який регулярно починає «худнути» 452. Вітторе Пізані підтримав таку думку, нагадавши про міфологічний зв'язок вовкулацтва з місяцем. Він вважає, що в цьому фрагменті йдеться про рух Хорса зі сходу на захід уночі в час, коли Всеслав пробігав із півночі на південь і назад 453.
Таким чином Хорс мав уособлювати місяць, виступаючи парою сонцю в образі Дажбога 454. Отож він сяяв, але, мабуть, лише місячним світлом
Оскільки образ Дажбога має інакше тлумачення, а ранковий спів півня важко прив'язати до місяця або вовкулаки,
доцільніше сприймати форму «Хорс» як засвоєне на Русі західноіранське запозичення зі значенням «сонце». На думку В. Абаєва, відповісти на питання про час цього запозичення можна, якщо розглянути інші сарматські елементи у слов'янській культурі 455.
Хоча запропонована Е. Ґаспаріні концепція матріархату як основної форми суспільного життя слов'янських племен і його проекцій у віруваннях є хибною, міркування вченого про слов'янський місячний культ заслуговують на увагу 456. Він повторив припущення Лева Фробеніуса, згідно з яким
слов'янський світ, на відміну від Західної Європи, належить до євроазіатської зони, що характеризувалася культом місяця як символу чоловічої статевої сили 457
Ґейштор Александр. Слов'янська міфологія
Цитата: DarkMax2 от ноября 26, 2017, 22:20
Цитата: Бенни от ноября 26, 2017, 20:21
Цитата: DarkMax2 от ноября 26, 2017, 19:42
Э... ну, сарматы и скифы же!
Их же считают ираноязычными (кроме, может быть, синдов/меотов). А индийская и иранская мифологии - две большие разницы. И в какой из них были те мотивы, о которых Вы пишете?
Естественно я пишу про иранскую. Пример.
Цитата: Ґейштор Александр. Слов'янська міфологіяЧудову паралель Мокоші ми бачимо в іранських віруваннях. Йдеться про Арадві/Аредві («вологу, сиру»), Суру («осяйну»), Анагіту («пречисту»), котра відповідає за родючість, дітей та овець. Немає сумнівів, що відхилення від за-гальноіндоєвропейських вірувань, яке полягало у культі матері-землі, спостерігалося не лише серед слов'ян. Уявлення про землю як матір входить до числа найдавніших концептів, однак, як і архаїчний уранічний міф, воно далеко не всюди змогло розвинутися у повноцінне вірування. Воно витіснялося іншими культами, вилучалося з релігійної свідомості. Приклад такого процесу ми бачимо у занепаді образу Геї, засвідченого у Гесіода.
То есть сохранение культа Мокоши среди главных - это влияние "иранцев".
А, понял. Я немного напутал с языковыми семьями. Прошу прощения.
С группами. Но не в этом дело. Допустим, на сохранение культа Мокоши "иранцы" повлияли, но где у них Месяц как символ мужской молодости и коза - мать солнца? (Вопрос не риторический, может быть, у них что-то такое и было, но могло появиться или сохраниться у славян и независимо от внешних влияний.)
Цитата: Бенни от ноября 26, 2017, 23:07С группами. Но не в этом дело. Допустим, на сохранение культа Мокоши "иранцы" повлияли, но где у них Месяц как символ мужской молодости и коза - мать солнца? (Вопрос не риторический, может быть, у них что-то такое и было, но могло появиться или сохраниться у славян и независимо от внешних влияний.)
Насчёт древних верований иранцев не знаю (всё затёрто было зороастризмом). У индоариев в Ведах есть остатки старой системы. В частности, бог Дьяус, уже ко времени Риг Веды вытесненный на периферию, имел прозвище "Аджа Экапад (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%B6%D0%B0_%D0%AD%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4)" - "Одноногий козёл" (на самом деле, конечно, его имя "Аджа" значит "нерождённый", а "козёл"- просто омоним). Считается, что он был богом солнца до Сурьи, а если он "козёл", то его мать, возможно, "коза". :donno:
Вообще, у древних божеств поэтично-загадочные имена-эпитеты: Аджа Экапад (Одноногий Козёл), Ахир Будхня (Змей Глубин), Апам Напат (Внук Вод), Трита Аптья (Третий Водяной)...
Цитата: DarkMax2 от ноября 21, 2017, 14:46
Насколько я знаю, у западных язычников "ноги" Триединой богини растут из трёх фаз Луны: новая, полная и убывающая.
Так же у них есть рогатый бог-мужчина.
ЦитироватьГрейвс приводит следующий миф собственного сочинения: триединой богине приносится в жертву принявший образ оленя бог. В древнегреческой традиции такова была судьба разорванного титанами Диониса Загреоса и Актеона, разорванного собаками Артемиды.
Заставляет вспомнить мифологию Варкрафта, где матерью полубога Кенариуса была богиня луны Элуна, а отцом бог-олень.
У славян же ситуация зеркальная! Месяц - это символ мужской молодости, а рогатое существо - женского пола - Коза-Коляда, мать солнца.
Выходит, что славяне не вписываются в картину "Старой Европы". Видимо из-за сильного индоарийского влияния.
А чем Велес не подходит на роль их Рогатого Бога?
До речі!
ЦитироватьОскільки образ Дажбога має інакше тлумачення, а ранковий спів півня важко прив'язати до місяця або вовкулаки, доцільніше сприймати форму «Хорс» як засвоєне на Русі західноіранське запозичення зі значенням «сонце».
Не розумію цю фразу. Мова ж, що до півнів встигав у Тмутаракань. Тобто вночі.
Цитата: Кассивелан от ноября 27, 2017, 00:07
А чем Велес не подходит на роль их Рогатого Бога?
Ну, а хто його богиня?
Цитата: Бенни от ноября 26, 2017, 23:07
Месяц как символ мужской
Не спец по Азии :-( На вики просто сказано, что
ЦитироватьЛуна при этом может выступать и как женский, и как мужской персонаж (последний вариант преобладает у народов Сибири и, по-видимому, у большинства архаичных племён)
ЦитироватьНу, а хто його богиня?
Так Она сама по себе Богиня, почему именно Его?
Цитата: Кассивелан от ноября 27, 2017, 00:58
ЦитироватьНу, а хто його богиня?
Так Она сама по себе Богиня, почему именно Его?
Ну, просто в викканской системе ж, вроде, рогатый бог не самостоятельная персона.
ЦитироватьНо вообще странно, что у некоторых ИЕ Солнце мужского рода, а Луна женского, а у других - наоборот. Чем это объяснить?
Либо географически (влияние более "продвинутых" соседей), либо хронологически - ("формирование" мифологии у ИЕ народов, находящихся на разных этапах развития).
У тех же германцев Солнце изначально было ж.р., потом у некоторых из них стало м.р.
ЦитироватьНу, просто в викканской системе ж, вроде, рогатый бог не самостоятельная персона.
В викканской - да, где-то на втором плане.
Тенденция, по сравнению с ИЕ патриархатом, прямо скажем, настораживает... Современная такая европейская тенденция :what:
Ну, теория "Старой Европы" утверждает, что причина в докельтском субстрате.
(wiki/ru) Старая_Европа#Культ_Богини (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8F_%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0#%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B8)
Я, кстати, что-то сейчас навскидку не вспомню у славян известный образ трёх ведьм: девушки, женщины и старухи. В славянских сказках максимум ведьма и её дочь, а чаще одинокая.
Деления их на 3 возрастные группы изначально и не предполагалось. У мойр и парок такого, например, нет.
Только в образе норн буквальное переосмысление Судьбы вылилось в то, что мы наблюдаем сейчас в викканской традиции.
1982 (https://books.google.com.ua/books?hl=uk&id=5lMNAQAAMAAJ&dq=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%B0+%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%B0+%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B0+%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0&focus=searchwithinvolume&q=%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D1%83)
ЦитироватьЗа легендою, Коляда щороку в найдовшу ніч зими народжує Божича — нове Сонце, Новий рік, сина Дажбога. Пологи Коляди відбуваються на Землі, здебільшого в дніпрових сагах. Цьому передує перевтілення Коляди в козу, аби її не впізнала Мара, що вічно ганяється за Колядою.
Боже, цей абзац з 1982 року без змін передруковують всі книжки та сайти!
Джерело б цієї легенди. Бажано з іменами етнологів чи якихось ще дослідників.
Як на мене, слово Хорс таки слов'янського походження - від *xorъ, пари до *xvorъ. Укр. мова зберегла прикметник "хорий".
Припускаю це з огляду на ім'я Велес/Волос та рос. прикметник белёсый. Думається, що С належить до окремої морфеми в імені.
Пізніша повноголоса форма Хорос могла дати нам прикметник хороший, етимологія якого достеменно не встановлена (припускається, що від хоробрий).
Тоді, подібно до "благого" (благий мат - не "добрий", а поганий), сенс слова розвернуло на 180 градусів. Причиною міг бути культ місяця-молодика/княжича, який символізує чоловічу молодість та красу - добрі якості.
хороший Искон. Этимология не установлена. Наиболее приемлемым кажется толкование слова как суф. производного (суф. -j-) от *chorsъ «чистый, убранный», суф. образования от той же основы *chor- < *skor-/sker-, с л skel-/ skol- со значением «чистить, скрести». См. холить. Ср. диал. хорошить «чистить» (кукурузу, фасоль, рыбу и т. д.). Хороший исходно — «чистый», затем — «нарядный, красивый». Из других этимологий можно привести объяснение слова как сокращения на -шь храбрый (см. храбрый) и как заимств. из осет. яз. (ср. вост.-осет. xorz «хороший»). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
Окремо хочеться зазначити, що слов'яни не переймали власних імен іранських богів - лише термінологію.
Знаю лише один виняток - Симаргл. Окрім теоретичного Хорса, є ще?
В скандинавськой мифологии Соль женского рода, а ее брат Мани - мужского
Собственно, по Викканству:
Неоязыческий образ Триединой Богини - синкретический, если так можно выразиться.
В нём объединены функции
1) Древних ИЕ Богинь - архетипы:
а) юной Богини Девы (дикой охотницы и воительницы - с ней, правда, как с Богиней-"резиденткой", запутанная история...),
б) Богини Матери (Богини Плодородия, "жизненной силы Земли", а не просто земной тверди),
в) Богини Царства Мёртвых (имевшей бы непосредственную связь с Богиней а), если бы не запутанная история),
2) Особых, персонифицированных, отличных от Богов сверхъестественных Сил, "отвечающих" за:
а) прошлое*, либо же прядение нити Судьбы,
б) настоящее*, либо Жребий,
в) будущее*, либо Смерть.
Неоязыческая символика трёх лунных фаз, обозначающая образ Триединой Богини, скорее подчёркивает функции второй группы,
хотя Викка пытается акцентировать внимание на первой.
И - никаких старух среди ИЕ Богинь Нижнего Мира нет:
Персефона (и Прозерпина), Эрекура, Нехаленния, Хель - далеко не преклонного возраста.
Среди ипостасей Гекаты и Морриган вы старух тоже не найдёте.
________________________________________________________
* - в данном, викканском случае - применительно к сканд. норнам.
Цитата: Кассивелан от ноября 29, 2017, 00:40
И - никаких старух среди ИЕ Богинь Нижнего Мира нет:
Персефона (и Прозерпина), Эрекура, Нехаленния, Хель - далеко не преклонного возраста.
Среди ипостасей Гекаты и Морриган вы старух тоже не найдёте.
Зато, как ни странно, Деметра любила бродить по Земле именно в образе старухи.
Надо же! Мне и в голову не приходило, что у кого-то солнечный бог может быть женщиной, а лунный — мужчиной.
Настолько очевидной мне казалась привычная как для астрологического, так и для еврейского символизма ассоциация Солнца (с его постоянством и активностью) с мужчиной, а Луны (с её переменчивостью, да ещё и в такт менструальным циклам, и восприимчивостью) — с женщиной.
Я не говорил, что солнце женщина. В мифах очень выражена тема рождения, новой жизни. Солнце больше ребёнок, но всё же мужчина.
Хотя... как Вам такая иллюстрация к русской сказке?
(https://i.ytimg.com/vi/OZM_lifvftY/maxresdefault.jpg)(https://orig00.deviantart.net/9329/f/2012/221/5/4/54a4d7ac3b043c57fbd518f71c1547ac-d1ho7yc.jpg)
В сказках Месяц всегда мужчина, а отдельного понятия Луна (лат. Luna) не было.
ОЙ СИВАЯ ТАЯ ЗОЗУЛЕНЬКА
ЦитироватьЩедрий вечір, добрий вечір
Добрим людям на здоров'я!
Усі сади та і облітала,
А в одному та і не бувала.
А в тім саду три тереми:
А в першому — красне сонце,
А в другому — ясен місяць,
А в третьому — дрібні зірки.
Ясен місяць — пан господар,
Красне сонце — жона його,
Дрібні зірки — його дітки.
https://mala.storinka.org/збірка-колядок-і-щедрівок-текст-ноти-відео-онлайн.html (https://mala.storinka.org/%D0%B7%D0%B1%D1%96%D1%80%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA-%D1%96-%D1%89%D0%B5%D0%B4%D1%80%D1%96%D0%B2%D0%BE%D0%BA-%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82-%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B8-%D0%B2%D1%96%D0%B4%D0%B5%D0%BE-%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD.html)
Шикарно :-) Не сумнівався, що й такий варіант є.
ЦитироватьКабы Солнышко обогрело, кабы Месяц осветил, кабы Ворон Воронович пособил мне крупку собрать: за Солнышко бы отдал старшую дочь, за Месяца - среднюю, а за Ворона Вороновича младшую!
Сказка про Солнце, Месяц и Ворона Вороновича.
Цитата: mnashe от ноября 29, 2017, 14:57
Мне и в голову не приходило, что у кого-то солнечный бог может быть женщиной, а лунный — мужчиной.
Настолько очевидной мне казалась привычная как для астрологического, так и для еврейского символизма
И в ваших краях изначально все не так очевидно.
ЦитироватьШа́маш (аккад. «солнце»)— бог солнца, воплощение благотворных сил солнечного света. Аккадский Шамаш изначально мог быть женским божеством;
На́нна(р) , Син (аккад.) — лунный бог, особенно почитавшийся в Уре. В божественной генеалогии он обычно рассматривается как «первенец Энлиля»; В источниках Нанна назван «лучезарным», «Тельцом Энлиля» (имеется в виду «рогатость» месяца), «ладьей»
Цитата: DarkMax2 от ноября 29, 2017, 15:28
Шикарно :-) Не сумнівався, що й такий варіант є.
ЦитироватьКабы Солнышко обогрело, кабы Месяц осветил, кабы Ворон Воронович пособил мне крупку собрать: за Солнышко бы отдал старшую дочь, за Месяца - среднюю, а за Ворона Вороновича младшую!
Сказка про Солнце, Месяц и Ворона Вороновича.
Только сомнительно, чтобы такой вариант был в те времена, когда ещё не забыли, что *sъlnьсе — уменьш. образование от *sъlnь.
А сказочники - они на всё способны, например превратили Попелюха в Попелюшку. :green:
Кстати, да, месяц-мужчина считается азиатским явлением.
Например, "Девушка и месяц" - бурятская/чукотская/нганасанская сказка.
Вообще, мотив общения земной девушки с месяцем-мужчиной встречается и у славян (https://books.google.com.ua/books?id=J3JRDQAAQBAJ&pg=PT437&dq=%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB+%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D1%83+%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C+%D1%81+%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8&hl=uk&sa=X&ved=0ahUKEwj2g8iZ-OPXAhVMzaQKHfoRBZEQ6AEIKTAA#v=onepage&q=%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%20%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D1%83%20%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D1%81%20%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8&f=false).
Думаю, в этом мифе есть матриархальные нотки, ведь главный герой истории девушка. Думаю, подобные сказки связаны с гендерной социализацией девушек, с их первым интересом к "молодым людям".
Цитата: Волод от ноября 29, 2017, 15:51Только сомнительно, чтобы такой вариант был в те времена, когда ещё не забыли, что *sъlnьсе — уменьш. образование от *sъlnь.
А сказочники - они на всё способны, например превратили Попелюха в Попелюшку. :green:
Согласен. Просто взял первую попавшуюся сказку.
Цитата: Волод от ноября 29, 2017, 15:51
А сказочники - они на всё способны, например превратили Попелюха в Попелюшку.
Це більше про авторську казку :-)
ЦитироватьДавним-давно, у ті часи, коли планети й зорі ходили один до одного в гості, зустрілися Сонце й Місяць. Вони хоча й поспішали, та все ж зупинилися.
Дівчина-Місяць замилувалася яснолицим Сонцем...
© Наталя Гуркіна
Людина транслює запозичені культурні моменти у рідну культуру.
Срібнорогий, -а, -е. Эпитетъ луны: съ серебряными рогами. Молодик срібнорогий. К. Досв. 63. Зійди, зійди срібнорогий, в рожевім гаю. Федьк. III. 156.
Словарь української мови / Упор. з дод. влас. матеріалу Б. Грінченко : в 4-х т. — К. : Вид-во Академії наук Української РСР, 1958.
Том 4, ст. 193.
ЦитироватьЛуна при этом может выступать и как женский, и как мужской персонаж (последний вариант преобладает у народов Сибири и, по-видимому, у большинства архаичных племён[1]).
(wiki/ru) Луна_в_мифологии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8)
[1] Лунарные мифы // Мифы народов мира / Под ред. С. А. Токарева. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994
Цитата: Lodur от ноября 29, 2017, 01:45
Цитата: Кассивелан от ноября 29, 2017, 00:40
И - никаких старух среди ИЕ Богинь Нижнего Мира нет:
Персефона (и Прозерпина), Эрекура, Нехаленния, Хель - далеко не преклонного возраста.
Среди ипостасей Гекаты и Морриган вы старух тоже не найдёте.
Зато, как ни странно, Деметра любила бродить по Земле именно в образе старухи.
Это же Богиня Мать и Богиня Плодородия.
Цитата: DarkMax2 от ноября 29, 2017, 16:01
Кстати, да, месяц-мужчина считается азиатским явлением.
Скандинавы - азиаты??? :???
Цитата: Solowhoff от декабря 2, 2017, 11:48
Цитата: DarkMax2 от ноября 29, 2017, 16:01
Кстати, да, месяц-мужчина считается азиатским явлением.
Скандинавы - азиаты??? :???
Скандинавы далеко от кельтов и ихнего докельтского субстрата :-)
Про азиатщину не я выдвинул тезис. Как по мне, дело именно в кельтах.
Цитата: DarkMax2 от декабря 2, 2017, 17:58
Цитата: Solowhoff от декабря 2, 2017, 11:48
Цитата: DarkMax2 от ноября 29, 2017, 16:01
Кстати, да, месяц-мужчина считается азиатским явлением.
Скандинавы - азиаты??? :???
Скандинавы далеко от кельтов и ихнего докельтского субстрата :-)
Про азиатщину не я выдвинул тезис. Как по мне, дело именно в кельтах.
Если у кельтов субстрат, то чего уж про других..
Цитата: Валер от декабря 4, 2017, 18:16
Цитата: DarkMax2 от декабря 2, 2017, 17:58
Цитата: Solowhoff от декабря 2, 2017, 11:48
Цитата: DarkMax2 от ноября 29, 2017, 16:01
Кстати, да, месяц-мужчина считается азиатским явлением.
Скандинавы - азиаты??? :???
Скандинавы далеко от кельтов и ихнего докельтского субстрата :-)
Про азиатщину не я выдвинул тезис. Как по мне, дело именно в кельтах.
Если у кельтов субстрат, то чего уж про других..
Ну, видимо, не жили "баскобразы" так северно.
Кстати, а что известно про верования этрусков?
Цитата: DarkMax2 от декабря 4, 2017, 18:50
Цитата: Валер от декабря 4, 2017, 18:16
Цитата: DarkMax2 от декабря 2, 2017, 17:58
Цитата: Solowhoff от декабря 2, 2017, 11:48
Цитата: DarkMax2 от ноября 29, 2017, 16:01
Кстати, да, месяц-мужчина считается азиатским явлением.
Скандинавы - азиаты??? :???
Скандинавы далеко от кельтов и ихнего докельтского субстрата :-)
Про азиатщину не я выдвинул тезис. Как по мне, дело именно в кельтах.
Если у кельтов субстрат, то чего уж про других..
Ну, видимо, не жили "баскобразы" так северно.
Если всех доИЕ и правда чумой не повыкосило, как кто-то предположил, то их на всех ИЕ должно было хватить. На севере конечно холодно, но тех же германцев вроде давно за язык трясут индоевропеисты..
Цитата: mnashe от ноября 29, 2017, 14:57
Надо же! Мне и в голову не приходило, что у кого-то солнечный бог может быть женщиной, а лунный — мужчиной.
Цитата: Solowhoff от декабря 2, 2017, 11:48
Цитата: DarkMax2 от Кстати, да, месяц-мужчина считается азиатским явлением.
Скандинавы - азиаты??? :???
у грузин тоже так. Солнце -"Мзе"-богиня, а Луна-Армази(хеттский Армас?")Верховный бог, второе его название -Мориге (поддерживающий порядок)
Цитата: Валер от декабря 4, 2017, 19:56
Если всех доИЕ и правда чумой не повыкосило, как кто-то предположил, то их на всех ИЕ должно было хватить. На севере конечно холодно, но тех же германцев вроде давно за язык трясут индоевропеисты..
Там мы же не знаем, кто был до ИЕ. Откуда уверенность, что одна семья/культура?
Цитата: ivanovgoga от декабря 4, 2017, 20:05
у грузин тоже так. Солнце -"Мзе"-богиня, а Луна-Армази(хеттский Армас?")Верховный бог, второе его название -Мориге (поддерживающий порядок)
Интересно, что у басков, ведь у грузинов и басков же пытаются найти родство.
Цитата: DarkMax2 от декабря 4, 2017, 21:36
Цитата: Валер от декабря 4, 2017, 19:56
Если всех доИЕ и правда чумой не повыкосило, как кто-то предположил, то их на всех ИЕ должно было хватить. На севере конечно холодно, но тех же германцев вроде давно за язык трясут индоевропеисты..
Там мы же не знаем, кто был до ИЕ. Откуда уверенность, что одна семья/культура?
Да нету уверенности, даже есть сомнение (у меня, по крайней). Разве что есть подозрение на достаточно общий замес с пришлыми каменными революционерами.
А Гейштора Консерватор же перевел? :)
Цитата: Sandar от декабря 6, 2017, 00:23
А Гейштора Консерватор же перевел? :)
Ага. И лично мне в руки дал :green:
Цитата: mnashe от ноября 29, 2017, 14:57
Надо же! Мне и в голову не приходило, что у кого-то солнечный бог может быть женщиной, а лунный — мужчиной.
Ну начать хоть с Аматэрасу... :negozhe:
Ну можно и поближе поискать.
Например этот Лабан (https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%9B%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD,_%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0) "весьма белый", "проникнутый злом" обманщик очень напоминает Месяц.
Цитата: Awwal12 от декабря 6, 2017, 09:57
Цитата: mnashe от ноября 29, 2017, 14:57
Надо же! Мне и в голову не приходило, что у кого-то солнечный бог может быть женщиной, а лунный — мужчиной.
Ну начать хоть с Аматэрасу... :negozhe:
И Цукуёми. Я тоже их вспомнил. Но они не женились, в отличие от индоевропейских богов. У них был ещё братец - Океан, не помню, как звали. Вот он и овладел Аматэрасу.
Цитата: Awwal12 от декабря 6, 2017, 09:57
Цитата: mnashe от ноября 29, 2017, 14:57
Надо же! Мне и в голову не приходило, что у кого-то солнечный бог может быть женщиной, а лунный — мужчиной.
Ну начать хоть с Аматэрасу... :negozhe:
И мужчина (wiki/ru) Цукиёми (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%83%D0%BA%D0%B8%D1%91%D0%BC%D0%B8)
Цитата: Awwal12 от декабря 6, 2017, 09:57
Ну начать хоть с Аматэрасу... :negozhe:
Не знал, что лунный у них мужского полу.
Цитата: Волод от декабря 6, 2017, 11:03
Например этот Лабан "весьма белый", "проникнутый злом" обманщик очень напоминает Месяц.
Чем напоминает (кроме цвета)?
И при чём тут бог?
Цитата: mnashe от декабря 7, 2017, 12:18
Цитата: Awwal12 от Ну начать хоть с Аматэрасу... :negozhe:
А лунный у них мужского полу?
Не, тоже женщина. :(
Цитата: Awwal12 от декабря 7, 2017, 12:20
Цитата: mnashe от декабря 7, 2017, 12:18
Цитата: Awwal12 от Ну начать хоть с Аматэрасу... :negozhe:
А лунный у них мужского полу?
Не, тоже женщина. :(
А Цукиём
о-женщина не позднее явление?
ЦитироватьUnlike the myths of ancient Greece or Rome, the Japanese moon deity is male.
(wiki/en) Tsukuyomi-no-Mikoto (https://en.wikipedia.org/wiki/Tsukuyomi-no-Mikoto)
ЦитироватьTsuki-Yomi, Amaterasu's brother, the god of the Moon;
Jeremy Roberts. Japanese Mythology A to Z (http://www.enryo.ro/carti/Japanese%20mythology%20A%20to%20Z.pdf)
Цитата: DarkMax2 от декабря 7, 2017, 14:29
Цитата: Awwal12 от декабря 7, 2017, 12:20
Цитата: mnashe от декабря 7, 2017, 12:18
Цитата: Awwal12 от Ну начать хоть с Аматэрасу... :negozhe:
А лунный у них мужского полу?
Не, тоже женщина. :(
А Цукиёмо-женщина не позднее явление?
В Кодзики Цукуёми - юноша.
(http://lingvoforum.net/index.php?action=dlattach;topic=91191.0;attach=66580;image)
Цитата: mnashe от декабря 7, 2017, 12:18
.....................
Цитата: Волод от декабря 6, 2017, 11:03
Например этот Лабан "весьма белый", "проникнутый злом" обманщик очень напоминает Месяц.
Чем напоминает (кроме цвета)?
И при чём тут бог?
Он родом из Харрана (впрочем как и большинство персонажей этой истории), а Харран это логово лунного бога Сина.
Обман это один из атрибутов лунных богов (типа Алёши Поповича).
Ладно не будем углубляться, а то так не только до Фарры а и до Ааха можно докатиться.
Цитата: DarkMax2 от декабря 2, 2017, 17:58
Цитата: Solowhoff от декабря 2, 2017, 11:48
Цитата: DarkMax2 от ноября 29, 2017, 16:01
Кстати, да, месяц-мужчина считается азиатским явлением.
Скандинавы - азиаты??? :???
Скандинавы далеко от кельтов и ихнего докельтского субстрата :-)
Про азиатщину не я выдвинул тезис. Как по мне, дело именно в кельтах.
Замысел Ньюгрейнджа, по крайней мере, намекает, что в Ирландии середины III-го тыс. до н.э. Солнце было мужского пола.
Цитата: Кассивелан от декабря 8, 2017, 23:21
по крайней мере, намекает, что в Ирландии середины III-го тыс. до н.э. Солнце было мужского пола.
ну так это вроде докельтский период.
По мне, так речь о докельтском субстрате - хотя некоторые относят строителей тех мегалитических сооружений к протокельтам.
Цитата: Кассивелан от декабря 8, 2017, 23:21
Цитата: DarkMax2 от декабря 2, 2017, 17:58
Цитата: Solowhoff от декабря 2, 2017, 11:48
Цитата: DarkMax2 от ноября 29, 2017, 16:01
Кстати, да, месяц-мужчина считается азиатским явлением.
Скандинавы - азиаты??? :???
Скандинавы далеко от кельтов и ихнего докельтского субстрата :-)
Про азиатщину не я выдвинул тезис. Как по мне, дело именно в кельтах.
Замысел Ньюгрейнджа, по крайней мере, намекает, что в Ирландии середины III-го тыс. до н.э. Солнце было мужского пола.
К сожалению, из этого не выводится однозначно, что у "докельтов" была Луна-женщина, а не Месяц-мужчина. Но похоже на то. В нашем же регионе этих "докельтов" не было, потому у нас "азиатское" представление. Что, кстати, логично, ведь индо-европейцы пришли в Европу с востока.
Цитата: Кассивелан от декабря 8, 2017, 23:21
Цитата: DarkMax2 от декабря 2, 2017, 17:58
Цитата: Solowhoff от декабря 2, 2017, 11:48
Цитата: DarkMax2 от ноября 29, 2017, 16:01
Кстати, да, месяц-мужчина считается азиатским явлением.
Скандинавы - азиаты??? :???
Скандинавы далеко от кельтов и ихнего докельтского субстрата :-)
Про азиатщину не я выдвинул тезис. Как по мне, дело именно в кельтах.
Замысел Ньюгрейнджа, по крайней мере, намекает, что в Ирландии середины III-го тыс. до н.э. Солнце было мужского пола.
????????
(http://img.travel.ru/images2/2013/11/object223766/newgrange_solstice.jpg)
ЦитироватьСамый восхитительный момент для посещения Ньюгрейнджа - 21 декабря, а также ближайшие дни до и после; только в это время в галерее можно застать естественное освещение. На рассвете, во время зимнего равноденствия, солнечные лучи устремляются прямиком в небольшое отверстие над входом в галерею, достигают самого дальнего камня и затем наполняют светом все помещение - правда, ненадолго.
http://www.travel.ru/wow/newgrandge.html
ЦитироватьПерепуганная Аматэрасу скрылась от брата в пещере, из-за чего весь мир погрузился во тьму.
Дабы вернуть Аматэрасу, боги повесили перед её пещерой зеркало Тама-но-я-но микото и поставили пустой котёл, на котором стала танцевать богиня Амэ-но-удзумэ-но микото. Когда Удзумэ обнажила свою грудь и распустила юбку до самой промежности, все боги захохотали, чем настолько удивили Аматэрасу, что она выглянула из своей пещеры. На вопрос о том, что происходит, боги сказали ей, что нашли ещё более великую богиню, чем Аматэрасу, и веселятся в честь этого. В качестве доказательства они показали Аматэрасу зеркало. Ещё более удивлённая, Аматэрасу стала выходить из пещеры, и спрятавшийся рядом с пещерой Амэ-но тадзикара-о-но микото вытащил богиню окончательно. Таким образом, свет Аматэрасу был возвращён в мир.
(wiki/ru) Аматэрасу (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8D%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%83)
Интересное сравнение, но немного натянутое.
Ну почему же натянутое?
Древние хорошо знали астрономию.
Создавали искусственную пещеру в которое "Солнце" заглядывает на восходе только в дни зимнего солнцестояния, устраивали буйный праздник со всякими ритуалами, чтобы оно перестало этим заниматься.
Пещеры не все сохранились, а праздник как раз на носу.
Цитата: DarkMax2 от декабря 11, 2017, 08:26
Что, кстати, логично, ведь индо-европейцы пришли в Европу с востока.
:donno:
Цитата: Волод от декабря 11, 2017, 08:58
Ну почему же натянутое?
Древние хорошо знали астрономию.
Создавали искусственную пещеру в которое "Солнце" заглядывает на восходе только в дни зимнего солнцестояния, устраивали буйный праздник со всякими ритуалами, чтобы оно перестало этим заниматься.
Пещеры не все сохранились, а праздник как раз на носу.
А связь между двумя отрывками в чём, кроме пещеры?
ЦитироватьНа рассвете, во время зимнего равноденствия, солнечные лучи устремляются прямиком в небольшое отверстие над входом в галерею, достигают самого дальнего камня и затем наполняют светом все помещение - правда, ненадолго.
- тут, мне кажется, всё и так ясно...
ЦитироватьІнше втілення сонця — образ жіночий, образ господині-дружини місяця, матері зірок. Цей образ з'явився, як вважають учені, за часів матріархату. Сонце, місяць і зорі утворюють небесну родину.
На горі, на кам'яній
Щедрий вечор, добрий вечор!
Волохи куют, церкву будуют,
З трьома верхами, з трьома вікнами.
В первім віконці — яснеє сонце,
В другім віконці — ясний місяченько,
В третім віконці — яснії зірки.
Ясний місяць — сам господар,
Яснеє сонце — господинька,
Яснії зірки — єго дітки.
ЦитироватьМісяць — символ судженого, він — наречений або ж таємний коханець.
ЦитироватьУ балтійських і слов'янських сюжетах місяць — чоловік сонця, він зраджує своїй дружині, бо закоханий у зорю (зоря-Денниця, до якої після весілля йде місяць).
ЦитироватьМісяць — помічник дівчат у їхніх сердечних справах.
ЦитироватьМісяць — також символ парубка. Якщо дівчині уві сні присниться місяць-молодик, це знак, що слід чекати жениха. Щоб приснився суджений, дівчина, перший раз побачивши місяць-молодик, повинна тричі справа наліво перекрутитись і взяти трохи землі з-під п'яти.
Азійська єдність :-)
ЦитироватьВ Карпатах вірили, що відьми роз'їдають місяць, залишаючи тільки кров, із якої той знову оживає. Загалом, сюжет про переслідування місяця та його поїдання або розривання доволі поширений. Так у сибірських (кетських, селькупських) та кавказьких (абхазьких) міфах сонцевого чоловіка — місяця, переслідує, в одному випадку, зла жіноча міфічна істота, причетна до нижнього, потойбічного світу, в іншому — його власна сестра-відьма, яка нищить усе довкола. Сонце намагається врятувати свого чоловіка. Під час боротьби місяць розривають навпіл. Дружина-сонце довго пробує оживити свою половину, яка, проте, дісталася їй без душі. Насамкінець місяць залишається в небі, проте, за абхазьким варіантом, як тільки він виповнюється, його починає їсти відьма.
ЦитироватьМісяцю молоденький, в тебе ріг золотенький. Місяцю-князю, що я тобі скажу: Неділя з понеділком, середа з вівтірком, Четвер з п'ятницею, а субота – одиниця, Що про мого милого присниться. | ЦитироватьМісяцю молодий, в тебе ріг золотий, Місяцю-князю, що я тобі скажу: Ти скрізь ходиш, усе бачиш, усе замикаєш своїм срібним ключем – замкни моїм ворогам роти, Щоб про мене не говорили нічого злого. |
ЦитироватьДосить давнім може бути метафоричне розуміння Місяця в початковій чи кінцевій фазі як серпа (укр. серп Місяця, рос. серп Луны). Словацька лексема kosak означає і «серп», і «місяць».
Хм... зараз висловлю фрикову думку: а чи не може козак бути слов'янським словом? Серп -> місяць -> молодик -> воїн. Хм... Ну, так, думки в голос. Навряд.
До речі, про небо!
ЦитироватьІснували й інші старовинні народні назви Венери, як-от «вовча звізда»: бо «вовкові (звірям) тільки звечора світить», що вказувала на час вечірнього виходу вовка на полювання та «Волариця» (від слова «віл»), яка визначала час ранкового виводу худоби на пасовище.
От вам і богиня кохання! Вовча зірка.
ЦитироватьЦікава примовка до молодого Місяця записана в селі Чернещина Борівського району Харківської області:
«Молодик, як бик.
Тобі на ісповна,
А мені на здоров'я».
Деякі порівняння («як бик»), назви («пастух рогатий») і атрибути («золоті роги») Місяця можуть бути відгомонами прадавніх культів небесних биків, у образах яких уособлювалося Небо або небесні світила, зокрема, Місяць. Іноді Місяць називають небесним пастухом. Таке порівняння зустрічається у народних загадках: «Поле не міряне, вівці не лічені, пастух рогатий».
ЦитироватьБик - символ Місяця. Серп півмісяця асоціюється з рогами бика, а бізон із стрілою в боці символізує "смерть" місяця, тобто безмісячні ночі. Священною твариною акадського бога Апіса називали "бородатого бика", який "керував часом за допомогою золотих ріг". Вони вважали бога місяця джерелом плодючості.
СЛОВНИК СИМВОЛІВ за загальною редакцією професора О.І.Потапенка та кандидата філологічних наук, фольклориста М.К.Дмитренка.
ЦитироватьПо Плутарху, Апис был произведен на свет лучом месяца; между его приметами есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны жрецы направлялись к Апису. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни Аписа указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни.
(wiki/ru) Апис (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%B8%D1%81)
(https://cs4.pikabu.ru/post_img/big/2016/08/22/6/1471852993138981897.jpg)
Автор, как видим по подписи, славянин :-) Ещё не вытеснены мифологемы западными веяниями :-)
ЦитироватьБик – божество-місяць – відомий майже усім архаїчним культурам. Головний бог шумерів – бог місяця Наннар – постає як "великий бог неба". В іранській міфології місяць називається "той, що має сім'я бика". Ассирійський бог місяця Сін уявлявся у вигляді синьобородого бика.
За припущенням деяких учених, саме "рогатість" місяця і викликала уявлення тотожності бика і місяця. Особливо популярною є метафора бик – місяць у загадках і приказках: "Молодик, як бик!"; "Прийшов бик та в ворота – мик! (Місяць)"; "Лисий віл крізь ворота дивиться (Місяць)".
Про значний культ місяця в народі свідчать і особливі поштиві звертання до нього: князю, пане, царю, княжичу тощо.
Надія ПАСТУХ, СЕМАНТИКА МІФОЛОГЕМИ ТУР – БИК
Да, у них там, на Ближнем Востоке, лунный серп не так располагается, как у нас. То на лодку, то на бычьи рога смахивает...
Чем не зацепка?
Не понял Вашей реплики.
На Ближнем Востоке (Египет, Междуречье) - лунный серп повёрнут на 90 градусов.
То, что мы привыкли видеть растущим и убывающим серпом, для них - Ладья Миллионов Лет, либо рога Нанны/Сина.
Мі́сяць
Употребляется для ласкательнаго названія возлюбленнаго.
І місяця свого зараз забуду, свого Сергієчка?
Словарь української мови / Упор. з дод. влас. матеріалу Б. Грінченко : в 4-х т. — К. : Вид-во Академії наук Української РСР, 1958. Том 2, ст. 433. (http://hrinchenko.com/slovar/znachenie-slova/28580-misjac.html)
Мотив мужчины возлюбленного хорошо прослеживается в украинской культуре.
Цитата: Кассивелан от декабря 25, 2017, 02:30
На Ближнем Востоке (Египет, Междуречье) - лунный серп повёрнут на 90 градусов.
То, что мы привыкли видеть растущим и убывающим серпом, для них - Ладья Миллионов Лет, либо рога Нанны/Сина.
Кстати, это одна из вещей, которые удивили меня после переезда в Израиль: месяц, почти лежащий на боку (зимой).
Цитата: mnashe от декабря 30, 2017, 23:04
Цитата: Кассивелан от декабря 25, 2017, 02:30
На Ближнем Востоке (Египет, Междуречье) - лунный серп повёрнут на 90 градусов.
То, что мы привыкли видеть растущим и убывающим серпом, для них - Ладья Миллионов Лет, либо рога Нанны/Сина.
Кстати, это одна из вещей, которые удивили меня после переезда в Израиль: месяц, почти лежащий на боку (зимой).
Я его на днях таким и в Харькове видел.
Цитата: DarkMax2 от декабря 30, 2017, 23:15
Я его на днях таким и в Харькове видел.
Ну, в принципе, 15° разница в угле наклона — не очень много.
Но всё же заметно. Меня впечатлило.
Цитата: mnashe от декабря 31, 2017, 20:27
Цитата: DarkMax2 от декабря 30, 2017, 23:15
Я его на днях таким и в Харькове видел.
Ну, в принципе, 15° разница в угле наклона — не очень много.
Но всё же заметно. Меня впечатлило.
Да, обычно он не так выглядит. Сам подметил, так как недавно гуглил про символ Боспорского царства - солнце и лежачий месяц под ним.
ЦитироватьТак же, как и в современном русском, в древнеанглийском у всех существительных, даже неодушевлённых, был род, например, (séo) sunne 'солнце' было женского рода, а (se) móna (луна) — мужского.
Хм... интересно.
в принципе и месяц как бы мужеского рода.
Цитата: DarkMax2 от декабря 30, 2017, 23:15
Цитата: mnashe от ати, это одна из вещей, которые удивили меня после переезда в Израиль: месяц, почти лежащий на боку (зимой).
Я его на днях таким и в Харькове видел.
Мне раз приятель звонит и радостно кричит (он был сильно пьяный), что месяц лежит точно, как мы с ним в Хургаде видели. Глянул я на небо и уличил его в употреблении. Действительно, сильно наклонился, но всё же не совсем вверх рогами.
Ну, не точно, отклонение, думаю, где-то в 15 градусов было.
Сам хазяїн ходить, як місяць ісходить;
Єго жена ходе, як сонечко сходе;
Єго діти ходять, як зірочки сходять.
(Українська народна поетична творчість, Т. 1)
Приклад сонця-жінки :-)
Интересно, почему для жены и солнышка использована другая форма III лица. Просто для разнообразия? Или есть в каких-то диалектах распределение двух форм по родам (в м.р. — -ить, в ж.р. и ср.р. — -е)?
Наверно, для разнообразия...
Цитата: DarkMax2 от ноября 21, 2017, 14:46
Насколько я знаю, у западных язычников "ноги" Триединой богини растут из трёх фаз Луны: новая, полная и убывающая.
Так же у них есть рогатый бог-мужчина.
ЦитироватьГрейвс приводит следующий миф собственного сочинения: триединой богине приносится в жертву принявший образ оленя бог. В древнегреческой традиции такова была судьба разорванного титанами Диониса Загреоса и Актеона, разорванного собаками Артемиды.
Заставляет вспомнить мифологию Варкрафта, где матерью полубога Кенариуса была богиня луны Элуна, а отцом бог-олень.
У славян же ситуация зеркальная! Месяц - это символ мужской молодости, а рогатое существо - женского пола - Коза-Коляда, мать солнца.
Выходит, что славяне не вписываются в картину "Старой Европы". Видимо из-за сильного индоарийского влияния.
Однак є цікавий образ рогатого звіра, що слугує якійсь богині.
ЦитироватьТа разом з тим я відкрив для себе немало нового. Зокрема стало новиною існування в українців образу багаторогого тура-оленя, пов'язаного зі зливою і певним «вільготним» божеством у подобі шинкарки. Не менш цікавим є образ лихого царя Ворота, який ховає від Громовика (Перуна?) іншу богиню, ймовірно, сонячну (весняну?).
Тур-олень (https://ueartemis.livejournal.com/26720.html)