Отсюда:
gur - делать, действовать; причинять;
gurz (<za gur - я делать) - делаю, действую, причиняю;
gurut - деятель, тот, кто делает (-t- плюс повторение гласного основы);
gurzô (zô gur - мы делать) - делаем, действуем, причиняем;
hugurt - тот, кто делает, делающий (h<u>gur>i<t - ho gur it - один делать который)
gurzum - инструмент (za gur om - я делать этим).
---
gôr - есть, глотать;
gоrz - ем, глотаю;
gorzô - едим, глотаем;
gorot - едок, пожиратель;
hogort - тот, кто ест, едящий
gorzom - рот
---
garâ - земля;
garan - в земле, на земле
garavat - из земли, от земли;
garâm - земле, к земле;
---
gêr - пахать;
gerz, gerzô - пашу, пашем;
gerzet - пахарь;
hagaart - тот, кто пашет, пашущий;
gerzem - плуг
za - я - gur-z
iš - ты - gur-š
tot - он - gur-t
â - она - gur -â
šaš - оно (неживое) - gur-š
zô - мы - gur-zô
šô - вы - gur-šô
da - они - gur-d
tur - кусать;
turzum - зуб;
---
hor - говорить, произносить;
horzom - язык
---
zôr - быть, являться
(za) zovor
(iš) ôš
(tot) zort
(â) zâr
(šaš) oš
(zô) zorô
(šô) zorôš
(da) zord
burzum - исполнять блек-метал
bur - метал (направление в музыке)
Ash nazg thrakatuluk, Lugburz forever.
bur - железо, металл, наконечник (стрелы, копья), лезвие (ножа), клинок;
zum - черный
laš - говорить, разговаривать;
lašam - язык, речь
za laš (?)
iš laš (?)
tot laš-t
â laš-â
šaš laš
zô laš-ô (?)
šô laš-ô
da laš-t
---
mah - иметь, обладать;
mahat - обладатель, хозяин
hamaht - имеющий
za mah
iš maš
tot maht
â mâ
šaš maš
zô mô
šô mahšô
da maht
---
barâ - топор
borô - рубить
borôt - рубильщик :)
hoborôt - рубящий
borozîr - рубка
za borôz
iš borôš
tot borôt
â borô (?)
šaš borôš
zô borôz
šô borô (?)
da borôt
borôt bur
Цитата: sknente от октября 11, 2007, 19:37
borôt bur
да, пусть винительный совпадает с именительным
hûr - жить, быть, существовать; обитать
huurt - живущий, живой;
horo - человек;
hut (видимо, из huurt) - этот (одушевл.);
hran - дух, душа;
haram - жилище, обитель;
tohort (предпол., от tot huurt) - животное; что-либо живое вообще;
hurzum - еда, пища, хлеб.
---
taš - брать, хватать;
tašum - рука
hatašt - берущий
toš - это (неодушевл., то, что у меня в руках)
---
tôr - злиться, сердиться
hotort - злой, сердитый
turan - драка, свара, ссора
torot - злыдень, злодей
turuh - злость, злоба
hôz - небо, небеса; погода
hoozd - бог, божество
huz - время; вечность
hozor - небесный; вечный
hozdor - птица
hazam - рай
hazvat - душа
hozom - воздух
hazmor - дышать
haazmort - дышащий
Цитата: Vaelg от октября 12, 2007, 05:09
Цитата: sknente от октября 11, 2007, 19:37
borôt bur
да, пусть винительный совпадает с именительным
Это я пытался сказать «железный дровосек». :)
Цитата: sknente от октября 12, 2007, 07:29
Цитата: Vaelg от октября 12, 2007, 05:09
Цитата: sknente от октября 11, 2007, 19:37
borôt bur
да, пусть винительный совпадает с именительным
Это я пытался сказать «железный дровосек». :)
тогда нужно придумать "дерево", получится дерево+borôt, а bur как-нить преобразовать в прилагательное и поставить перед дровосеком :)
dôr - дарить; кормить, питать >>
hodort - дающий, кормящий, питающий
gordorot - раздатчик пищи рабам
duran - кормление, вскармливание
doro - кормилец
dôš - дар, подарок
došor - дарить, приносить в дар, отдавать даром
hodošort - дарящий, даритель
došom - поднос, блюдо для даров
dašar - дарение, благодеяние
došo - даритель
Не, надо после. Так более по-шумерски. :) (мне этот язык чем-то шумерский напоминает)
Цитата: sknente от октября 12, 2007, 08:27
Не, надо после. Так более по-шумерски. :) (мне этот язык чем-то шумерский напоминает)
тогда нужен падеж, что-то типа "материальный"="из железа". Например, bur-š-ai, где š окончание уже придуманного родительного. Дерево+borôt buršai
hadašart - совершающий благодеяние, благодетель
hadaš(t) - благодеяние
haštor - наделять, раздавать бесплатную еду для нищих
hašt - еда, раздаваемая нищим по праздникам
hašdoro - раздатчик бесплатной еды для нищих
darâ - праздник
darar - праздновать
dardôš - праздничный подарок
gardaran - награждение рабов в честь праздника
hozdardôš - праздничное подношение богам
zagâ - война
azâg - воин, воитель
zagâr - воевать
hazagart - воюющий, военный
zagarzam - оружие, вооружение
zagan - вражда
zagir - военное дело; стратегия; идти в бой, вести на битву
hazagirt - стратег, полководец, воевода
zogor - идти войной, нападать
zognor - враждовать, находиться в состоянии войны
zagî - военный, относящиися к военному ремеслу
azôg - неприятель, противник, враг (на войне); захватчик, завоеватель
ša - лошадь, конь
šašag - (воен.) всадник, воин, кавалерист
šašrot - конюх
šoor - ехать на коне
šoorot - всадник, наездник
hošoort - едущий на коне
hošôt - (поздн., < hošoort) всадник, наездник
haštâ - скачки, бега
haštâr - участвовать в скачках
haštarô - скакун, беговая лошадь
šašgorot - конюший
šašrâ - конюшня
ha - идти, ходить
hazam - дорога
haat - идущий, ходок, прохожий
harâ - ходьба
harâr - ходить, двигаться, идти пешком
horot - пешеход, пеший, ходок, прохожий
hoort - идущий пешком
hoortan - ходьба пешком, прогулка
za haz
iš haš
tot hat
â hâ
šaš haš
zô hazô
šô hô
da hat
az - дерево
azborôt - дровосек
ašûg - деревянный
azû - древесный
azûr - лес
azgorot - лесник
habâz - чаща, трущоба
aššaga - леший, дух леса, хозяин леса
---
ga - голова
gorot - глава, начальник
hogort - главенствующий, главный
hoort - (поздн.) главный, глава, начальник
goror - стоять во главе, возглавлять
dolohor(t) - сотенный, центурион
šur - народ, племя
šurî - народный
šorô - соплеменник
ušrot - правитель, властитель
ušror - править, властвовать
ušrozom - власть
šurdašan - народное собрание, вече, сходка
habašor - варвары, дикое племя, дикари
aššur - народное ополчение, народная армия
šurîn - шури'н, длинный нож, короткий меч
šuringî - искусство боя на шури'нах
ašurnî - ашурни', воин, вооруженный шури'ном
habû - дикий, дикарь; жестокий
habûr - дикари, варвары
šaga - дух, бес
Вот такая основа для модели. Грамматика еще не выстроена, но компьютер закономерности находит, да собственно, явления и тенденции и без него улавливаются. Скажем, это век этак VII д.н.э. Некий изолированный язык некоего племени (хочется назвать его Хороты), обитающего в некой области какого-то материка. На этом вот рубеже племя дробится, распадается на три части, в результате войны, скажем. Образуются три города-государства. Собственно Хороты остаются сами по себе, в относительной изоляции. Второй город развивается в процессе активного взаимодействия как с сородичами, так и с другими народами (пока не знаю, какими именно), а третий город пусть попадет под прочное и длительное влияние захватчиков (тоже еще не знаю, кто это может быть). Вот... Хочется посмотреть, что же получится на выходе.
hagan - собака
hogor - охотиться, добывать
hoogort - охотник, добытчик
agarot - загонщик
gurt - натурально гурт
hogorzom - охотничье копье
gurtagaš - вожак (стаи, стада)
agurtî - пастух
garat- загон для скота
А мне напоминает не шумерское,а что-то как у степных кочевников-монголо-татары,скифы,половцы,сарматы..ну не все степные кочевники,но в таком духе.
Цитата: Драгана от октября 13, 2007, 22:38
А мне напоминает не шумерское,а что-то как у степных кочевников-монголо-татары,скифы,половцы,сарматы..ну не все степные кочевники,но в таком духе.
нет, это не шумер, и не среднеазиатские кочевники, это очень похоже на аккад, ассирию, ну короче что-то семитское...
Значит, в месопотамию моих Хоротов помещать не стоит - получится не интересно... А вот куда-нибудь если поближе к балканам...
enen - овца
enûni - пастух овец, чабан
nonôr - пасти овец
hononort - овечий пастух
nini - ягненок
gavarnan - овечий сыр
nangaš - баран
nangurt - отара
nehêt - овечья шерсть, овчина
enhetor - стричь овец
nehtorot - стригальщик овец
nanuš - вор, разбойник, занимающийся кражей овец
nangaat - овечье молоко
nanahat - овечья шкура
ganen - овца, как предмет обмена или торговли
А как обзывалка?
Цитата: captain Accompong от октября 13, 2007, 22:52
нет, это не шумер, и не среднеазиатские кочевники, это очень похоже на аккад, ассирию, ну короче что-то семитское...
Главное что и там и там определитель стоит после определяемого. :)
Когда человека, из-за низких интеллектуальных способностей называют бараном, или, например, афцой. :-[
А.. Нет, не думаю, что этим животным. Как для индуса корова священное животное, так для хорота овца предмет особого к нему отношения. Возможно, у них даже один из богов был с головой барана, какой-нибудь там Enenki. Обозвать по-хоротски можно было бы курицей, наверное. Или индюком.
В системе склонения 11 падежей: именительный, родительный, отложительный, местный, инструментальный, совместный, исходный, звательный, дательный, винительный, эргативный. Числа: единственное, двойственное, множественное, единственно-множественное. Одушевленные и неодушевленные склоняются по-разному. Родов два - общий и женский. Тип склонения зависит от гласной корня, гласной суффикса или окончания, последнего согласного. Есть слова несклоняемые и склоняемые не по общим правилам.
Цитата: Vaelg от октября 14, 2007, 18:36
единственно-множественное
:what:
То есть собирательное?
Цитата: Vaelg от октября 14, 2007, 18:36
Одушевленные и неодушевленные склоняются по-разному. Родов два - общий и женский.
Так не интересно. :) У меня один раз идея была, склонение по элементам. Огонь, вода, земля, воздух. Или по цветам - красное/синeе. (Зеленого специально нет, чтобы из-за этого были вечные споры) Китайские элементы тоже можно использовать. Получается пародия на бессмысленность склонения по родам.
agî - зерно
agarâ - сбор урожая, жатва
agrô - сборщик урожая
agarar - собирать урожай
agardarî - время сбора урожая
agin - мера зерна
agaš - кувшин для зерна объемом в одну меру
agšar - подать
agšarot - сборщик подати
Цитата: sknente от октября 14, 2007, 18:41
Цитата: Vaelg от октября 14, 2007, 18:36
единственно-множественное
:what:
То есть собирательное?
Да, верно, так будет правильнее. Собирательное.
Цитата: sknente от октября 14, 2007, 18:45
Цитата: Vaelg от октября 14, 2007, 18:36
Одушевленные и неодушевленные склоняются по-разному. Родов два - общий и женский.
Так не интересно. :) У меня один раз идея была, склонение по элементам. Огонь, вода, земля, воздух. Или по цветам - красное/синeе. (Зеленого специально нет, чтобы из-за этого были вечные споры) Китайские элементы тоже можно использовать. Получается пародия на бессмысленность склонения по родам.
В хоротском получится не менее забавно (и, кажется, очень запутанно), поскольку склонение очень зависимо от суффикса и от качества гласных. Так что классов вольно-невольно получится предостаточно. Например, окончания (или вернее - суффиксы) -o и -ô звучат в принципе одинаково, различаясь только долготой, но склоняться они обязаны по-разному.
Та же история с -i/-î, -ot/ôt, все -z*m, -rt выпадают в отдельную категорию, ну и так далее. Таким образом, хош-не-хош, образуются классы деятелей, инструментов, множеств, низших и высших существ и тп
Согласование прилагательных зависит от спосова их образования. Слабые прилагательные на -î, -û согласуются с определяемыми существительными в падеже и числе. Сильные, образованные от существительных в одном из падежей (чаще в исходном) - изредка согласуются с существительным только в числе.
Система времен довольно проста: прошедшее простое/продолженное, настояще-будущее, настоящее продолженное, настояще-прошедшее. Предпочтение отдается пассиву: "руки моются мною">"я мою руки".
Личные формы во всех лицах различаются для общего, женского и неодушевленного. Количество неправильных глаголов изначально довольно велико, но все же общие правила для их спряжения прослеживаются. Вообще характерными чертами в слово- и формообразовании оказались мутации согласных и гласных, ассимиляция, редукция и зачастую смещение в сторону аффиксов, когда аффикс существенно изменяет корень (go - корова; gonor - пасти коров; hoonort - пасущий коров, пастух
Ставший тенденцией переход причастия в существительное в будущем может дать вычленение h*- и переход его в артикль, отпадение его от существительного там, где он не окончательно заменил собой корень. Например, hoonort лет через ..-ста может стать чем-нибудь типа ho nort, а go - ho go.
Соответственно причастие вынуждено будет найти себе новую форму, например, присвоением суффикса прилагательных с заменой -t- на -z-. Тогда hoonort может стать nor-z-û, например. (?)
baš - торговать, продавать, менять
habašt - торговец, меняла
bošô - торговец, меняла
horbošô - работорговец
bošôr - торговать, продавать, менять
bašam - товар
bašrâ - торговля, обмен, рынок
abšûr - купеческая гильдия
---
kuš - кость
hurîn - раб
zovor habašt hurîni - я продаю раба
enhurîni zort habáštu zavat - я продаю раба (эргатив)
hagan zort huturt kuš - собака грызет кость
enkuš zorô hutúrtu haganat - собака грызет кость (эргатив)
enhagana zorô hutúrtu hurînit :(
Цитата: sknente от октября 15, 2007, 13:02
enhagana zorô hutúrtu hurînit :(
enhagani zort hutúrtu hurinit. Падежные
окончания не ассимилируются, поэтому en-hagan-i.
zorô - для женского и неодушевленного, а собачка - общего. Поэтому zort.
Окончание отложительного - сильное, поэтому долгота в рабе пропадает: hurîni-hurinit
Согласное окончание как правило (но не всегда) сильное, гласное - слабое (если гласная не долгая), поэтому hurîn - hurîni - hurinit
Ну вот как провоится различие?
Пес
Собака
Собака без указания на пол
Щенок-самец
Щенок-самка
Щенок без указания на пол
Цитата: Антиромантик от октября 15, 2007, 16:13
Ну вот как провоится различие?
Пес
Собака
Собака без указания на пол
Щенок-самец
Щенок-самка
Щенок без указания на пол
hagan - собака ( пес, сука, кобель)
tot-hagan - пес, кобель
â-hagan - сука,
т.е. на английский манер. Но грамматической разницы нет - род все равно общий.
hagan - он (tot), общ.род
tot-hagan - он (tot), общ.род
â-hagan - она (â), общ.род
1 hô
2 ûri
3 nart
4 šin
5 peš
6 hûni
7 doh
8 nahar
9 sen
10 dana
11 hadana
12 urdana
13 nardana
14 šindana
15 pešdana
16 hundana
17 dohdana
18 nahdana
19 sendana
20 dûri
30 nardû
40 šindû
50 pešdû
60 hundû
70 dohdû
80 nahdû
90 sendû
100 dil
200 urdil
300 nardil
400 šindil
500 pešdil
600 hundil
700 dohdil
800 nahdil
900 sendil
1000 enki
2000 ûri enki
3000 nart enki
...
итд
...
5679 - peš enki hundil dohdû sen
12368 - urdana enki nardil hundû nahar
Изначально общее правило таково: суффиксы -o/-ô, -or/-ôr получают краткую либо долгую форму в зависимости от долготы/краткости ударной гл. основы. Наблюдается тенденция к фиксации на долгой форме независимо от долготы основы.
Если продолжить и проследить эту тенденцию во времени, вероятно можно предположить постепенный отказ от кратких форм с -о и уподобление их долгим, что может привести либо к утрате смыслоразличительного значения долготы/краткости как такового, либо возникновение необходимости в других принципах различения: новые условия классификации, артикль, изменение форм.
doro>dorô>?
dorô>dorô>dorô.
Невозможно doro>dorô>dor как ввиду более сильной позиции долгих, так и в связи с возвратом к исходной форме - глаголу dor.
1 akšû zôt hort 2 Išmûni huršût hazagirt gaštû šûni pê 3 nunûn dohóptu Hunurtiš ušrâš zogoršûmi habašûr gurni ûri enki tunut 4 ende zorti hagasártu hodogórtu pê azagúrti Išmûni 5 ende zorti hudúrtu hodogórtu pê zovót igî Nohtum arîm nart an 6 hanâ abar Nohtun arîn ensaram zorot hišórtu Išmunit 7 ensaram zorot šanazórti kê Raban
1 сказание говорит так 2 Ишмуни был полководцем смелым и мудрым 3 в год седьмой правления Хунурти пришли войной дикари с севера числом две тысячи 4 войско Ишмуни встретило их и разгромило 5 мы преследовали их и поражали до реки Нохту, три дня 6 там, за рекой Нохту, Ишмуни основал поселение 7 было поселение названо Рабан.
Лет за 70 селение Raban переросло в город Rabâna. Это будет тот город, который ни нашим, ни вашим.
Ближайшие лет сто рабаны (хоротами они себя уже не называли) находились под властью Хуришу (первый город), но однажды очередного рабанского наместника достало кормить столицу и он урезал подати. Хороты пошли на Рабан войной. После битвы, которая лишь формально закончилась победой хоротов, рабаны добились самоопределения и стали платить совсем мизерную дань хоротам.
Лет через 30 рабаны захватили городишко Дагар, принадлежащий соседнему племени и, почуяв силу, вообще забили на хоротов. Те, чтобы посбить с соседей спесь, вступили в союз с обиженным племенем и помогли ему отбить город обратно. Так Дагар и стал переходить из рук в руки, а население его процентов на 30-40 постоянно состояло из рабан и хоротов. Вот третий город. Таким образом, к началу IV века днэ имелось три города с населением, готовым заговорить на разных диалектах одного языка.
Осталось решить проблему влияющих языков, сиречь кто же такие коренные дагары и кто еще живет по-соседству, особенно с рабанами...
Фэнтези не пишете?:-)
Бедные хороты. Сжечь дотла предательский Рабан! "Ни нашим, ни вашим" воистину. >(
Цитата: Драгана от октября 18, 2007, 23:51
Фэнтези не пишете?:-)
Пишу. Но мне не нравится.
Цитата: sknente от октября 19, 2007, 01:36
Бедные хороты. Сжечь дотла предательский Рабан! "Ни нашим, ни вашим" воистину. >(
Нет, хороты никогда бы этого не сделали! Они понимали, что нельзя вот так запросто, ради собственных сиюминутных меркантильных интересов губить зарождающуюся новую культуру, новый диалект хоротского языка - целый исторический пласт, над которым еще трудиться и трудиться исследователям будущего...
Соседями Рабана оказались ликийцы...
Кой черт занес хоротов, с их явно месопотамскими корнями и кучей шумерских и аккадских заимствований, в такую даль - не известно. Но как бы то ни было, где-то с V века д.н.э. часть носителей хоротского попала под сильное влияние индоевропейского языка с не менее древней историей. Так в Дагаре зародился новый диалект языка.
Надпись на дне большого кувшина, найденного при раскопках близ Анталии: engirit hutî darišnut nazrazámti hepšórtu muhanit batarô.
(благословением Даришну горшечник Мухани сделал этот кувшин для вина). Эта находка говорит нам о повальной грамотности хоротов, когда простой горшечник владел не только клинописью, но и стихосложением.
В дагарских надписях, датируемых началом-серединой IV века днэ уже встречается множество заимствований и ассимиляций: satâ (ставить), kada (зерно), hagâ (просить), ekvô (конь), hapali (река), laka (битва), lebi (захватчик), ašar (кровь), lugal (царь), ezrê (рука), vava (вол, бык) и множество других.
Наблюдается новый вид образования инфинитива - на -â. Сглаживается различие между существительным и прилагательным - первое нередко выполняет функцию второго без какой-либо специальной маркировки. Правило сильных гласных нередко нарушается.
1-ое хоротское склонение, единственное число.
Nom. -ot -ôt -(r)o -(r)ô
Gen. -toš -otôš -(r)oš -(r)ôš
Abl. -tot -otâv -(r)ot -(r)oot
Loc. -ton -otôn -(r)on -(r)ôn
Comit. -tošom -otôm -(r)šom -(r)ošôm
Voc. on-ot on-ôt on-(r)o on-(r)ô
Dat. -tom -otôm -(r)om -(r)ôm
Acc. -ot -ôt -(r)o -(r)ô
Erg. en-ot en-ôt en-(r)o en-(r)ô
Множественное число.
Nom. -toriš -otrîš -riš -rôš
Gen. -torši -otrî -rši -rošî
Abl. -toršot -otrôt -ršot -rošôt
Loc. -toršon -otrôn -ršon -rošôn
Comit. -toršom -otrôm -rišom -rišôm
Voc. on-tor on-otôr on-riš on-rôš
Dat. -torom -otrôm -ršom -rošôm
Acc. -tor -otôr -riš -rôš
Erg. en-tor en-otôr en-riš en-rôš
К 1-му склонению принадлежали существительные общего и женского рода. Такие существительные не склонялись по исходному и инструментальному падежам, сохраняя в них форму номинатива. Имена среднего рода не склонялись в комитативе и вокативе.
А вот как выглядело спряжение правильных глаголов на -ôr в настояще-будущем (м.р, ж.р., ср.р)
1. gonorz gonorzî -
2. gonorš gonoršarî gonorš
3. gonort gonorô gonorš
1. gonorzô gonorzori -
2. gonoršô gonoršî gonorne
3. gonord gonordi gonoršî
А вот каким письмом сопровождает в середине четвертого века днэ дагарец, живущий в деревне, посыльных, направляемых родственнику в город.
1 enhutarva határtu zavât išim som ul kadaš dardóšti 2 enkada tamahártu išît tarâš hutarvam dušî hat antâ hešum 3 giram davam ikdaraš šat. (посылаю тебе двух слуг с праздничным подарком - улем зерна 2 как получишь зерно, так скажи слугам, что б немедля шли обратно 3 вина им пить не давай).
Такое же письмо хорот написал бы так: 1 envaratva határtu zavât išim išti ul agîš dardóšti 2 enagî tamahártu išit horoš varatvam dušî hat antâ hešum 3 giram davam ikdaraš šat
Налицо уже значительная, порой, разница, позволяющая говорить о возникновении дагарского диалекта. В Рабане на этом этапе говорят еще на правильном хоротском, разве что немного акают и по-возможности сокращают долгие гласные.
Конец IV века - начало расцвета Рабаны. Наместник Ушни, благодаря своей мудрой политике сумел добиться стабильного мира с ликийцами, формально вернув им Дагар (фактически город находился под властью Рабаны). Большой поклонник наук, он тесно контактировал с персами и греками и сумел заручиться их поддержкой в политической борьбе с хоротами настолько, что имел наглость объявить себя царем и единоличным правителем Рабаны - Ушни I. В его правление в Рабане процветали науки, искусства и сельское хозяйтво. В эти годы в Рабане даже стали называть хоротов не иначе как varvâr - варварами.
И когда придет этому возмездие? :(
По аналогии с этим словом ряд других получал новую форму собирательного числа - -âr. В языке образуется множество заимствований и ассимиляций из греческого и персидского, связанных с наукой, с/х, военным делом.
Хороты, решив наказать наглого самозванца, пошли на Рабану войной, но были встречены рабано-ликийской армией и, так и не решившись вступить в сражение, повернули обратно. Фактически это означало окончательное отсоединение Рабаны и крутой поворот во всей истории трех городов.
И окончательное разделение трех вариантов хоротского языка, начало вычленения из него рабанского диалекта.
Мама-миа..это ж целый мир в развитии,другая фантастическая реальность (или нереальность:-)).Со своей историей.Толкиен отдыхает!
Цитата: Vaelg от октября 19, 2007, 19:31
Хороты, решив наказать наглого самозванца, пошли на Рабану войной, но были встречены рабано-ликийской армией и, так и не решившись вступить в сражение, повернули обратно.
Если б все войны в мире так разрешались. :D
Но все равно, я за хоротов. Рабанцы предатели! >(
Надо придумать новую хоротскую религию. Великий Калки в образе лошади верхом на человеке отсекает голову гаду Рабану.
Цитата: Драгана от октября 19, 2007, 23:09
Мама-миа..это ж целый мир в развитии,другая фантастическая реальность (или нереальность:-)).Со своей историей.Толкиен отдыхает!
пора книгу писать :)
Цитата: sknente от октября 19, 2007, 23:42
Цитата: Vaelg от октября 19, 2007, 19:31
Хороты, решив наказать наглого самозванца, пошли на Рабану войной, но были встречены рабано-ликийской армией и, так и не решившись вступить в сражение, повернули обратно.
Если б все войны в мире так разрешались. :D
К счастью бывали сражения, которые заканчивались именно так
Цитировать
Но все равно, я за хоротов. Рабанцы предатели! >(
рабаны никого не предавали. Они просто решили жить своей собственной жизнью, не будучи придатком Хуришу.
Цитировать
Надо придумать новую хоротскую религию. Великий Калки в образе лошади верхом на человеке отсекает голову гаду Рабану.
:) но только не Калки. В хоротском того времени невозможно -lk-
Цитата: Драгана от октября 19, 2007, 23:09
Мама-миа..это ж целый мир в развитии,другая фантастическая реальность (или нереальность:-))
это нереальная реальность :)
Ушни, будучи поклонником всего персидского, импортировал и насаждал в Рабане персидскую культуру, язык, образ жизни. "Низкий" хоротский, язык хоротов и быдла, не имел, с его точки зрения, быть языком литературы и религии. Между тем, нужно отдать ему должное, Ушни много сделал для сохранения классического хоротского языка, едва ли не законодательно отвергая многие естественные процессы в языке того времени. Например, ни хороты ни дагары уже не употребляли вспом. глагол zor в образовании эргативных конструкций настояще-будущего. А в Рабане любой мало-мальски грамотный человек использовал ортодоксальную форму.
В то же время всячески поощрялось отдаление рабанского варианта языка от хоротского: в угоду новоявленному царю все, кто разделял его идеи, усиленно акали, сокращали долгие и заменяли неблагозвучные слова греческими и персидскими заимствованиями.
Разумеется, немало было и таких, кому совсем не нравился ни сам царь, ни его влюбленность в чуждую культуру, его реформы с/х и армии. И однажды в числе военных чинов созрел заговор.
Брутус. ;)
Жрецы, которых тоже раздражало, что их заставляют общаться с древними богами по-персидски, которого боги явно не разумели, тоже давно мечтали избавиться от такого царя и в результате служители культа охотно примкнули к заговорщикам. В общем, в 307г. днэ самозванного царя банально отравили, а его жену, двух сыновей, брата и даже старую тетку - зарезали. Свершив сие, заговорщики стали думать: а что же дальше? В итоге они не придумали ничего лучше как отправить гонцов в Хуришу, к тогдашнему хоротскому царю Хасунту с просьбой дать им нового наместника.
Разумеется, хоротский правитель обрадовался такому подарку и немедля отправил в Рабану свой отряд и нового наместника.
Ликийское царство при смерти, - думал он, - и вот-вот будет ассимилировано греками. Персы далеко да и что им за дело до какого-то городишки. Греки? Они слишком заняты внутренними делами и философией. В общем, путь свободен. Там, глядишь, и Дагар захапаем...
Но он ошибся...
Ликийцы, которым давно надоела нестабильность в регионе и постоянная неясность со статусом Дагара, прослышав о рабанском путче, тоже решили воспользоваться ситуацией. Прикинув, что до полной ассимиляции греками у них есть еще лет 50 (мнение современных ученых ошибочно) и решив, что имея Рабан, они реально могут овладеть и Хуришу, они быстро собрали плотное воинство и послали его воевать ненавистный Рабан.
А почему он для них ненавистным стал, они ж вроде хоротскую армию вместе отпугивали. :what:
Цитата: sknente от октября 20, 2007, 20:20
А почему он для них ненавистным стал, они ж вроде хоротскую армию вместе отпугивали. :what:
Как я уже писал, Дагар только формально оставался ликийским. Фактически же всеми делами в городе заправляли Рабаны. Это, на фоне общего усиления Рабаны и его тесных контактов с персо-греками, и делало город ненавистным для ликийцев, у которых жизнь в то время и без того была несладкой.
Политика... Дело такое.
Ликийская армия подошла к Рабане почти одновременно с хоротской. Хоротский отряд, насчитывавший два диля конницы да три диля пехоты естественно не отважился перейти реку и встал лагерем, делая вид, что просто проходил мимо по своим делам. Рабаны, видя приближающиеся ликийские полчища и отряд хоротов, решили, что хороты их натурально предали и стали готовиться к битве. Это сражение довольно подробно описано в рабанских летописях.
Рабаны под руководством славного полководца Гизарота, недавно самолично вонзившего шурин в грудь брата Ушни, вышли из города, чтобы принять бой под его стенами. Всего рабанов набралось не более 4 тысяч. Ликийская армия состояла из 7 тысяч одной только пехоты. Ликийцы поставили вперед копьеносцев, которые как таран должны были смести рабанов. За ними следовала тяжелая пехота. По флангам стояла конница.
Рабаны поставили вперед своих знаменитых лучников. За ними рассеянным строем расположились ашурни. По флангам встали тяжелые пехотинцы - азарги. Конница осталась в городе и ждала только знака.
Когда ликийские копьеносцы двинулись вперед, и правда напоминая ощетинившийся копьями таран, рабанские стрелки осыпали их градом стрел. Не так уж хорошо были копьеносцы обучены, чтобы держать строй под таким обстрелом. И когда они дошли таки до рабанских построений, в их рядах образовалось порядочно дыр.
Все знают что во всех RTS-играх лучников надо ставить назад, а тяжелую пехоту наперед. А то лучников порубают просто. :(
В этот момент рабанские лучники быстро отошли через разреженный строй пехоты назад, и в дело вступили ашурни. Легкие, шустрые, вооруженные двумя шуринами каждый, они просачивались в нарушенные ряды тяжелых неповоротливых копьеносцев и резали их как овец.
В то же время на флангах азарги встретили ликийскую конницу своими упертыми в землю копьями. Атака ликийцев сломалась. Прежде чем тяжелая пехота смогла помахать мечами, копьеносцы дрогнули и попятились.
:D
В довершение ко всему в последний момент из городских ворот хлынула рабанская конница и поддержала ашурни, которые против тяжелой ликийской пехоты были малоэффективны.
В общем, рабаны обратили в бегство почти в два раза превосходящую их числом ликийскую армию.
Хороты, благополучно отсидевшиеся за рекой, двинулись к городу, чтобы принять правление. Но все что они получили - это отрезанную овечью голову - знак вечной и непримиримой вражды. С тем они и вернулись в Хуришу, дабы тоже не попасть под раздачу.
Цитата: sknente от октября 21, 2007, 17:45
Все знают что во всех RTS-играх лучников надо ставить назад, а тяжелую пехоту наперед. А то лучников порубают просто. :(
ага, в игрушках я тоже всегда тупо ставлю лучников за строй.
Цитата: Vaelg от октября 21, 2007, 18:02
Но все что они получили - это отрезанную овечью голову
Однако в инных летописях трактуется что хороты получили отрезанные ослиные уши.
Этой молниеносной и славной победой рабаны окончательно показали всем, кто в регионе хозяин. В запале они хотели тут же пойти навешать и хоротам, но правильно передумали.
Ликийцам не оставалось ничего другого как прислать в Рабану послов с клятвами вечной дружбы, уверениями, что рабаны и дальше могут доить Дагар и что влияние языка индоевропейской семьи им в ближайшем будущем не грозит.
Хороты молча проглотили очередную обиду и, затаив злобу, втихую точили шурины.
Ближайшие семьдесят лет каждый из вариантов хоротского благополучно развивался по-своему.
Хороты хранили традиционный язык. Дагары все больше отдалялись от родственников лексически и постепенно готовились к некоторым изменениям (упрощениям) грамматического строя, в частности они явно намеревались отказаться от доминирования эргативных конструкций.
Рабаны, переварив легкое и почти незаметное вливание персидского, шли по пути передела фонетического строя.
В 246 году ликийцы, находящиеся под властью Птолемеев, занятых 3-ей сирийской войной, собирают настолько мощную армию, что позволяют себе пойти приступом на Рабану. Формальный правитель Рабаны, понимая, что силы не равны, умасливает ликийцев тем, что отдает им в полное управление Дагар и соглашается платить неплохую дань. В то же время он ведет тайные переговоры с Македонией в надежде заручиться ее поддержкой. Ликийцы рады тому, что могут, не обременяя себя войной, вернуть Дагар и сколотить неплохой доход на дани, одновременно ослабляющей противника.
Хоротский царь Гаришти, опасаясь, что Рабана снова ускользнет от возмездия за давние обиды, старательно подбивает ликийцев к войне, просит их помощи в захвате Рабаны в обмен на дань вдвое большую предложенной рабанами. В конце концов ликийцы соглашаются. Они исходят из того, что задушив стараниями хоротов Рабану, они потом расправятся и с самими хоротами, став гегемонами в регионе. Единственное их условие: их армия принимает минимальное участие в войне и вступает в сражение только если хороты не смогут добиться преимущества. Таким образом, в 245г, армия союзников появляется у стен Рабаны. Рабаны, так и не сумев заручиться поддержкой никого из соседей, вынуждены принять неравный бой.
Рабаны терпят поражение. Гаришти, чья армия изрядно потрепана в битве, не смотря на возражения ликийцев, отдает повеление уничтожить все боеспособное население захваченного города. Так этот царек становится правителем двух городов. Давняя мечта хоротов сбылась - Рабана повержен.
---
С течением времени обнаглевшие ликийцы требуют все новых и новых увеличений дани. Гаришти понимает, что их политика направлена на экономическое ослабление его царства, но о военном противодействии не может быть и речи.
В 242 г в Рабане вспыхивает антиликийское восстание. Ликийцы требуют от Гаришти жестоко расправиться с повстанцами, но тот, ссылаясь на ослабленность непомерными данями, предлагает ликийцам провести разборку самим.
Ликийская армия приходит в Рабану, берет и почти полностью разрушает город. Разрозненные отряды повстанцев, уцелевшие после резни, уходят на север и там основывают свою вольницу - поселение Брасат. Ликийцы присылают в Хуришу своего советника, формально для контроля над сбором дани, фактически - в качестве губернатора. В 241 году они захватывают Брасат и почти полностью истребляют его население.
Так, благодаря бездарной политике хоротского царя Рабана надолго выпал из мировой истории, а хоротская столица превратилась в сырьевой придаток ликийского царства.
Процессы, идущие в языке этого периода характеризуются все большим отделением дагарского диалекта. Так, ударение в нем становится более подвижным. Медленно отмирает собирательное число, -ûr все чаще звучит как -ûri и обретает обычную форму мн.ч. Проирходит закрепление формы инфинитива на -â, ряд форм на -ôr становятся -râ. Возникает новая форма отглагольных имен на -âti, -árti. Глагольные формы с кратким гласным основы все чаще становятся формами на -â.
В рабанском диалекте продолжается падение долгих, оглушаются конечные звонкие, наблюдается все больший отход от сингармонии. Постепенно отмирает суффикс отглагольных имен -t. z*m теряет z, переходя в *m. Появляется тенденция к сокращению прилагательных на -î со все более частым переходом их в форму -ir. Появляется суффикс -órti аналогичный дагарскому âti/árti.
Из письма хоротского царя к и.о. рабанского правителя незадолго до падения Рабана.
1 iš-hurîn šemtez oš hašamt turan agar 2 zovor hotorhórtu išit amhaut igin nê oš hudušt meh 3 dúšti haagort kîš šamaš igin enlibit šunî hodórtu hagnaram šamam. (1 слышал я, что ты, раб, опять ищешь драки 2 гневишь ты меня без меры; или смерти ищешь? 3 перестань грабить мои селения, или печень твоя будет скормлена моим псам).
Если бы и.о. захотел написать такое же письмо, он сделал бы это так:
1 iš-hurin šemtez oš hašamt turan agar 2 zovor hotorhórtu išit amhut igin ne oš hudušt meh 3 dúšti haagort kîš šamaš igin enlibit šunir hodórtu hagnaram šamam
А на дагарском эти строки выглядели бы так:
1 iš-hurîn šemtez oš hašamt turan agar 2 oš haršant zâ anhaut igin nê hukuprot merê 3 dúšti haagašt deveš šamaš igin enlibit šunî haadartu hagnaram šamam.
В 224г царем Хуришу становится сын Гаришти - Умарти. Первым шагом, который он делает, становится удушение ликийского советника. Далее, собрав по возможности мощную армию и лично ее возглавив, Умарти идет на Рабану. Взяв город, он не начинает бестолково истреблять ликийцев, а щедрыми посулами переманивает их на свою сторону. Так его армия обрастает ликийскими вояками. Умарти посылает небольшой отряд на Брасат, а с основными силами идет на Дагар. Взяв Дагар, он не останавливается, а идет дальше - в Ликию. Там его встречает греко-ликийская армия. Умарти вступает в переговорный процесс, в ходе которого добивается мира и независимости для Хоротского царства, в которое теперь официально входят Рабана и Брасат. Дагар возвращается ликийцам в обмен на щедрую контрибуцию.
Вернувшись в Хуришу, он получает титул Хушудорт (освободитель) и становится основателем первой хоротской династии. Хороты становятся заметным игроком на политическом футбольном поле Анатолии. Умарти смело вмешивается в дела соседей, умело лавирует между часто противоположными интересами, активно взаимодействует с греческими, ликийскими, карийскими, македонскими городами. Его отряды участвуют в первой македоно-римской войне 215 года. Хоротский язык становится официальным языком всего царства и Дагара.
Царствование Умарти длится недолго. В 213 году он умирает от неизлечимой болезни, его преемником на хоротском троне становится его сын. Умарти II продолжает дело своего отца, но молодому царю не хватает ни смелости, ни смекалки, ни политического чутья, чтобы добиться новых успехов. Он с большим трудом может лишь сохранять то, что достигнуто его отцом. Таланты Умарти II проявляются в другом - он поднимает культуру. При нем в Хуришу и Рабане открываются огромные библиотеки, заимствуется ликийская буквенная письменность, активное взаимодействие с греками и ликийцами обогащает язык. В Хуришу строится огромный храм Нухота - главного бога хоротского пантеона. За свои деяния Умарту II получает титул Хоздахмарту (любимый богом).
В 204г, видя ослабление хоротской военно-политической мощи, ликийцы делают попытку влиять на хоротов. С благословения греков они развязывают первую ликийско-хоротскую войну. Хоротский военачальник Амартаз, воевавший еще вместе с Умарти I, наносит ликийцам два сокрушительных поражения под Рабаной и Дагаром. В начале 203г он берет Дагар, чем заставляет ликийцев отказаться от своих намерений и начать переговорный процесс. В процессе переговоров Амартаз добивается независимости Дагара от ликийского государства, чем резко усиливает позицию хоротов в регионе. Дагар становится независимым городом под протекторатом хоротского царства.
Ликийцы не хотят мириться с унизительным поражением. В 201г, заручившись реальной военной помощью греков, они начинают новую войну. Мощная армия берет Дагар и движется к Хуришу. В битве при селении Ашнихазам хороты наносят противнику поражение, но из-за огромного численного перевеса греко-ликийской армии победа становится пирровой. В битве погибает гениальный полководец Амартаз. Разъяренный Умарти собирает новую армию л, не смотря на протесты опытных военачальников, посылает ее на Дагар. В битве хороты терпят сокрушительное поражение. Самолюбие мешает Умарти признать себя побежденным, и он, собрав новые силы, лично ведет их на Дагар. Итогом сражения становится полное поражение хоротов и пленение самого царя.
В 200г греко-ликийские войска появляются у стен Рабаны. Рабаны выигрывают сражение, но союзники не отступают и берут город в осаду. Умарти возвращается в Хуришу. Окончанием войны становится фактическое поражение хоротов, сдача Дагара и Рабаны. В Рабане размещается греко-ликийский гарнизон. Хоротское царство остается таковым чисто формально. Фактически Умарти совершенно бесправен в принятии каких-либо решений. Хуришу и Брасат - не более чем автономия в составе Греции.
Цитата: Vaelg от октября 25, 2007, 13:00
Хуришу и Брасат - не более чем автономия в составе Греции.
:???
Цитата: Антиромантик от октября 25, 2007, 13:18
Цитата: Vaelg от октября 25, 2007, 13:00
Хуришу и Брасат - не более чем автономия в составе Греции.
:???
А... Что здесь не так? "автономия в составе"?
Vaelg
Греки откуда взялись?
Из головы Зевса. :)
Цитата: Антиромантик от октября 25, 2007, 15:00
Vaelg
Греки откуда взялись?
Так натурально из Греции.
Ну или из той части Ликии, которая находилась под их контролем. На Птолемеев и Селевкидов параллельная история смотрит сквозь пальцы. До прихода римлян в Ликии еще сидели греки.
О хоротской религии.
Хороты - язычники. Но изначально в их религиозной истине есть только один бог - Нухот (он же Анунхот, он же Инунхот. То есть изначально основа хоротской религии - единобожие. О том же говорит отсутствие собирательного и множественного числа у слова hoozd (бог). Все остальные боги, согласно хоротским верованиям, населяли (и продолжают населять) пантеон постепенно, все они в прошлом - люди (хороты, разумеется).
Пантеон предстает в виде этакой лестницы, на ступенях которой располагаются боги, согласно строгой табели о рангах, в соответствии с их заслугами как в бытность людьми, так и уже в должности богов. На самом верху лестницы, на небесной площадке, сидит Нухот - бог-вседержитель, создатель мира и человека. Далее, в порядке убывания ранга следуют высшие боги, средние, низшие, духи, демоны, хишну, боги-покровители, герои. Таким образом любой хорот после смерти не просто мог довольствоваться местом в хоротском раю (ингашарте), а имел возможность подвизаться на божественной службе и даже существенно по ней продвинуться.
Как стать хоротским богом? Кто занимается канонизацией? :)
Так, например, Ингашиль - первый зам Иннухота, бог огня и по совместительству заведующий раем, старший над высшими богами - тоже когда-то был одним из первых людей. Он первым научился добывать огонь и научил других, за что и был возведен Нухотом в ранг героя - первая ступень на пути к богу (положительно, ему повезло гораздо больше, чем Прометею).
Его божественная жена, Тагапати, первой целенаправленно посадила в землю ячменное зерно и взрастила, взлелеяла колос, дав людям хлеб (и пиво, конечно). За этот пенный напиток Нухот (уже будучи изрядно выпимши) и даровал ей сразу сан хишну, досрочно, в порядке поощрения. Ныне она исполняет обязанности богини плодородия... Вот так-то.
Цитата: sknente от октября 25, 2007, 18:01
Как стать хоротским богом? Кто занимается канонизацией? :)
Непосредственно Нухот.
Как помрешь и пойдешь в рай, не доходя христианского рая, повернешь налево и - в гору. Где-то там резиденция Инунхота... Да там на каждом шагу указатели - не заблудишься. Но конкуренция жестокая, конкурс по 300 человек на место, так что... ;)
Такая религиозная доктрина была очень эффективным идеологическим оружием. Возможность не только попасть в рай, но и самому заделаться богом, свершив при жизни нечто героическое и достойное памяти потомков, заставляла хоротов крайне аккуратно относиться к линии своей жизни. Именно поэтому хороты (а особенно - рабаны, особые почитатели бога войны Унехена) слыли бесстрашными воинами, трудоголиками и пионерами.
Значит на миллион хоротов получается по 3333 бога из одного поколения. И еще все поколения перед тем как достигнуть миллиона давали по 0.333% богов. Столько и не упомнишь. :( Плохо быть хоротским богом, никто тебя не помнит, никто не молится, прекрасных девиц в жертву не приносит. Разве что коллективно -- "всем мелким богам".
Цитата: sknente от октября 25, 2007, 19:11
Значит на миллион хоротов получается по 3333 бога из одного поколения. И еще все поколения перед тем как достигнуть миллиона давали по 0.333% богов. Столько и не упомнишь. :( Плохо быть хоротским богом, никто тебя не помнит, никто не молится, прекрасных девиц в жертву не приносит. Разве что коллективно -- "всем мелким богам".
Даже во времена бумов деторождаемости общее число хоротов едва ли переваливало за 300-400 тысяч. Чтобы претендовать на роль героя, нужно было как минимум попасть в рай, а на деле - совершить НЕЧТО ТАКОЕ. Таким образом экзамен на роль героя вряд ли выдерживали более 3-4 человек в столетие. От героя до низшего бога (а жертвоприношения и пр. начинают получать именно с этого ранга) могла дотопать только очень яркая личность и не за один год, и даже, наверное, не за сотню лет. Так что реальное количество богов, от низших до высших, не превышает двух десятков.
Что интересно, в отличие от христианства, хоротская религия не предусматривает наказания грешников адом со всеми вытекающими последствиями. Ада нет, есть только рай - для хороших. Для плохишей - нет ничего, пустота, небытие и забвение. Сиречь просто смерть и поедание червями. Душа грешника изымается из круговорота вечности и растворяется в небытие. Это хуже всего. Боль от огня адова - ощущение. Ощущение - это жизнь, хоть какое-то существование. А вот у них, у хоротов - ничто... Жуть.
Попасть в ничто, в никуда, не удостоиться ДАЖЕ НАКАЗАНИЯ за свои пакости, поиметь только полное презрение, забвение и пустоту - страшнее во сто крат. По крайней мере, для настоящего хорота (а тем паче - рабана).
Я бы предпочел раствориться в небытие чем жариться в аду. :(
Цитата: sknente от октября 25, 2007, 19:37
Я бы предпочел раствориться в небытие чем жариться в аду. :(
Вот, а у них мировоззрение было иным. Может быть они и продумали бы себе ад, лишь бы не стать ничем, но так и не успели.
Такое своеобразное восприятие человека как потенциального бога давало довольно трепетное отношение к чужой жизни. Убить соплеменника (не на войне) было высочайшим грехом и однозначно сулило небытие. Убийство даже раба, если он хорот, было недопустимо. Только убийство каралось смертной казнью, поскольку палач убивал уже заведомо не бога, а самым жестоким наказанием за другие преступления было изгнание.
Убийство на войне совершалось вроде как по воле богов и искупалось последующими жертвоприношениями.
В том же, двухсотом году до нэ, к верховному хуришскому жрецу Нашмину явился демон Гимрут и повелением Инунхота внушил ему создать новую письменность для хоротов. Нашмин записал переданные ему знаки и принес их в массы. Так зародилась новая, более адаптированная к специфике хоротского языка письменность. Это была буквенная азбука с несколькими дополнительными знаками. Буквы объединялись в лигатуры-иероглифы, мысленно вписанные в квадрат, напоминая корейское письмо. Направление письма - сверху вниз.
Этим письмом была записана Хоздуриш ("Божественные свитки") - хоротская библия.
Зачем демон? Можно было ангелочка. :(
Цитата: sknente от октября 26, 2007, 14:35
Зачем демон? Можно было ангелочка. :(
В хоротской религии демон не несет в себе ничего отрицательного. И это не вестник, в отличие от ангела. Демон - это сила, часть божеской силы, которая призвана заставить и помочь человеку исполнить волю бога.
В 193г, после смерти отца, на престол восходит Умарти III. В жилах этого еще совсем юного царя течет горячая кровь его деда. Взойдя на престол, он сразу начинает вести антигреческую политику, развязывает идеологическую войну. Хитрыми манипуляциями с общественным мнением ему удается добиться того, что свободолюбивые рабаны в 191г начинают антигреческое восстание. В результате массовой резни восстание подавлено, но в том же году начинаются волнения в Дагаре.
Эллинам не до хоротского царства - они заняты внутренними смутами, переустройством и сложными взаимоотношениями с Римом. После очередного восстания рабанов в 189г греки оставляют город. Хоротские войска без боя входят в Рабану, еще теплый после сидящих в нем греков. Умарти посылает к ликийцам своих послов с заявлением, что хоротское царство воссоединено и не желает быть зависимым от кого бы то ни было. Ликийцы в гневе убивают послов и начинают новую войну. Однако после двух поражений и потери Дагара они понимают всю бесперспективность войны и сами же начинают процесс примирения. Обе стороны, осознавая всю шаткость своего положения, готовы идти на взаимные уступки. Итогом мирного договора становится пакт о ненападении и вторая автономия Дагара. Согласно договору городом управляет хоротский наместник, но дань город платит как хоротам, так и ликийцам.
Наступает вторая недолгая эпоха расцвета хоротского царства. Городок Брасат постепенно становится крупным торговым центром и переименовывается в Брасаты. На юго-востоке заложен новый город - Удурти, который должен стать опорным пунктом на пути из хорот в греки.
Хоротский язык времен династии Умарти (240-140гг).
Horot.
Активный процесс заимствований из греческого. В системе грамматики отмечается отказ от образования активных причастий на h*--t, предпочтение все чаще отдается формам на '-(r)ti (aššogôr - aššogórti, nar - nárti). Назревает процесс отпада h*- в отглагольных существительных.
Rabanî.
На фоне насаждения правильного хоротского продолжается падение долгих, проявляется тенденция к редукции кратких и постепенному отходу от сингармонии, вслед за дагарским. Проявляется тенденция удвоения долгих гласных корня при образовании новых форм. В системе грамматики отмечается постепенный отказ от образования причастий на h*--t, общеупотребительной формой становится '-(r)ti. Характерным признаком прилагательного становится суффикс -r-. Намечается образование императива на -(r)ši как самостоятельной формы вместо используемой формы настояще-будущего. Все шире используется -r в качестве окончания инфинитива.
Dagâri.
В фонетическую систему языка активно проникают йотированные гласные. Форма инфинитива -î все чаще переходит -jâ. Наблюдается передел глагольной системы - отмечается почти полный отказ от эргатива. Эргативный падеж становится единым эргативно-винительным. Окончательно уходит в прошлое собирательное число, а двойственное со временем используется все менее широко. На фоне фонетического передела отмечается ослабление префиксов h*-, en-, on-; h*- все чаще получает фиксированную форму ha- (реже ho-). Инфинитив на -ôr все чаще теряет конечное -r. Характерно образование окончания -i со смещением ударения влево. Все чаще отпадает конечное -t, даже являющееся частью основы. Наблюдается распад суффикса -z*m- через отказ от -m. Все чаще отпадает конечное -r. Вообще в качестве общей тенденции отмечается оглашение окончаний.
А вот один из моих самых любимых рецептов хоротской книги о вкусной и здоровой пище.
1 h: šabart sun harbat pe
r: šabarši sun harbarši pe
d: šabât sun pe harbât
возьми рыбу и выпотроши ее
2 h: mart išti širin anu nart anvat agat šumuršut uštî
r: moorš išti širin anu narš anvat agat šumuršut ušta
d: mart išti širin anu nart anvat agat šumrašt uštî
оставь ее в шире (широкий кувшин) на три дня, чтобы протухла хорошо
3 h: šeškirt tot nešt matart pe tort el šamgan
r: šeškirši tot nešši matarši pe torši el šamgan
d: šešdarpat tot nešt matât pe daršât el šamgan
обрежь ее, промой, засоли и держи над дымом
4 h: nagat anu ahtutum anu anuat
r: dadorš anu ahtutum anu anvat
d: nagât anu akantam anu anvat
положи в ледник на день
5 h: opšu anvat gabart šabar ahtutut iši pe
r: opšu anvat gabart šabar ahtutut išir pe
d: opšu anvat gabât šabâ akantat pe adâ
через день можешь убрать с ледника и есть
Дагар.
Согласно хоротским преданиям, город этот был основан именно ими, когда они "сошли с небесных холмов" и был, согласно тем же преданиям, первым хоротским городом в новых землях. Если учесть, что первое упоминание о хоротах в Анатолии относится к VII веку днэ, значит возраст Дагара на данный исторический период составлял не менее 600 лет.
Впоследствии, якобы, город был захвачен (судя по всему, - ликийцами), а хороты оттеснены на северо-запад, где они и основали Хуришу.
Неизвестно с каких таких "небесных холмов" сошли хороты, но если они шибко устали в пути, то действительно могли заложить Дагар (dagâ - отдых в пути, привал).
Дагар, став своего рода проходным двором в этом регионе, никогда не принадлежал ни одному из государств длительное время. Население его никогда не было постоянным и говорящим на одном языке. Начиная с IV века днэ, став предметом постоянных хорото-ликийских споров, Дагар превратился в своеобразный город-войну. Он постоянно переходил из рук в руки, его этнический состав менялся, частые погромы, стычки, беспорядки и смуты делали жизнь в нем неспокойной и рискованной.
И не смотря на все это, город стремительно рос и развивался, став крупнейшим в регионе. Здесь процветали самые разнообразные ремесла, здесь почитали кучу самых разных богов, здесь говорили на десятке разных языков. Наречия и их носители смешивались, уходили, приходили вновь, получали главенствующую роль и приходили в упадок... Так или иначе к первому веку днэ в Дагаре можно было услышать четыре разных варианта хоротского языка.
Собственно хоротский, так называемый унгари, который, впрочем никогда не был ортодоксальным хоротским, а представлял собой своеобразный пиджин. Рабанский (рабани), мадриш - тоже вариант рабанского и шуригалиш - убойная смесь, вышедшая с дагарских рынков и ставшая средством межязыкового общения де факто. Сам дагарский (дагари) хотя и считался главным городским языком, фактически занимал лишь третье место по "говоримости" после шуригалиша и ликийского; постоянно говорили на нем не более 30% населения.
И тем не менее именно дагари суждено было стать той основой, на которой строилось развитие хоротского языка в период римского владычества.
В целом же языковую карту региона в период династии Умарти можно представить так.
Хуришу - хоротский; рабани и дагарские - 12-15%, греческий и персидский - менее 5%, ликийский - менее 2%, другие - незначительно.
Рабана - рабани; хоротский - до 20%, дагарские и ликийский - менее 2%, греческий и персидский - до 5-7%, другие - до 1%.
Брасаты - рабани; хоротский - до 10%, греческий и персидский - до 10%, дагарские и ликийский - менее 3%, другие - до 10%.
Дагарским пиджинам, таким как унгари и мадриш суждено было затеряться и раствориться среди других наречий; шуригалиш с приходом римлян постепенно утратил свое значение, но существовал еще долго и окончательно вышел из употребления лишь к византийскому периоду.