Это просто мое личное мнение.
Вообще в туркских/тюркских стихах и поэзиях соблюдается принцип (или закон? что ли как по лингвистике формулируется) сочинения/сопоставления слов по принципу индо-европейских языков.
1. Одинаковым сделают конец каждой строки. (а в алтайских языках, в том числе древнетюркском, обычно одинаковы делают начало строки)
2. Предложение в основном будет SVO нежели нормальный SOV
и т.д., т.п.
Что это означает?
- Тюрки первоначально были из индо-европейского котла?
- Сильное влияние иранского народа как один из главных составляющих тюркского народа.
Тюркско-мусульманская поэзия развивалась по канонам и в подражание арабо-персидской. Персидский вообще долгое время был основным языком стихосложения в неарабских странах Востока (включая Османскую империю).
Цитата: Awwal12 от марта 8, 2017, 14:38
Тюркско-мусульманская поэзия развивалась по канонам и в подражание арабо-персидской.
Кстати, сейчас это частично оспаривается. Встречал статью, где показывается, что в неисламских древнеуйгурских памятниках аруз есть, а арабо-персидского влияния нет. Вернее, там не совсем аруз, но интересно то, что точно такой же не совсем аруз встречается и в мусульманской тюркской поэзии. Раньше такие мусульманские стихи рассматривались именно как подражания арабо-персидской поэзии, но несовершенные. А в свете древнеуйгурских параллелей получается, что это просто сохранение доисламских тюркских форм.
Это вроде универсалия? Китайские рифмы какие? Тюркские пословицы-поговорки Дивана тоже рифмованные.
В Диване и вполне нормальные туюги есть.
Kelŋizleyü aqtïmïz,
Kendler üze čïqtïmïz,
Furxan evin yïqtïmïz,
Burxan üze sïčtïmïz.
:green:
Цитата: Karakurt от марта 8, 2017, 16:51
Это вроде универсалия? Китайские рифмы какие?
О каких универсалиях может идти речь?.. :donno:
В классической китайской поэзии предъявлялись сложные требования к тонической структуре строф. Рифма существовала только в отдельных видах стихотворений и в общем была необязательна. Японская поэзия вообще не знает рифмы, а единственным требованием в ней служит определенное количество слогов (точнее, мор) в строфе.
Цитата: Awwal12 от марта 8, 2017, 17:13
Рифма существовала только в отдельных видах стихотворений и в общем была необязательна.
ЦитироватьДля китайской поэзии характерно обязательное применение рифмы (韵 – юнь). Еще древнекитайскими фонетистами в структуре слога китайского языка выделялись два компонента: инициаль (声母 – шэнму) – начальный согласный звук – и финаль (韵母 – юньму) – конечный гласный звук, дифтонг либо трифтонг.
В рифму входит лишь финаль с присущим ей тоном: ― тон — это голосовая модуляция звукового состава иероглифа, обязательно имеющая в китайском языке знаменательную функцию.
(Е. Б. Романовская. Рифма в системе китайского классического стихосложения)
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/28518/1/romanovskaya_IR_2012.pdf
А вот в древней индоевропейской поэзии рифмы не было. По крайней мере, ее не было ни в древнегреческой, ни в латинской, ни в древнеиндийской поэзии. Подозреваю, что и у иранцев она появилась только под влиянием арабов.
Цитата: Karakurt от марта 8, 2017, 17:13
Это разве -тымыз язык? Это архаизм или инновация?
В ДЛТ всегда -тымыз. Иногда встречается и в хорезмийско-золотоордынских памятниках, хотя там -тык уже решительно преобладает. Московская школа считает, что -тык - архаизм, но на самом деле это спорно.
Цитата: Awwal12 от марта 8, 2017, 14:38
Тюркско-мусульманская поэзия развивалась по канонам и в подражание арабо-персидской. Персидский вообще долгое время был основным языком стихосложения в неарабских странах Востока (включая Османскую империю).
В вики даже процитировали известного поэта Навои эпохи тимуридов:
<<Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси,
А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.
Тогда я цель поставил пред собою: для народа моего,
Переложу стихи, не пропустив из «Арбаина» ничего>>
Т.е. Навои стал, вроде как, первым, кто перевел на тюркский, чагатайский, известные и доступные прежде персидские поэмы. В том числе и сюжеты из более раннего творчества "азербайджанского перса" Низами.
В советские времена, я помню, был хороший сборник
https://www.ozon.ru/context/detail/id/19127473/
Уж насколько я не любил поэзию, а проглотил враз. И как-то впечатлился этим романтизЪмом, потому что в то же время посмотрел фильмы "Рустам и Сухраб" 1971г и "Кто поедет в Трускавец", оба Таджикфильма :-)
Цитата: jbionic от марта 8, 2017, 22:13
В советские времена, я помню, был хороший сборник
https://www.ozon.ru/context/detail/id/19127473/
Уж насколько я не любил поэзию, а проглотил враз.
Одна из любимых книг моего детства ;up:
На западе тюркское государство было уничтожено на 40 лет раньше, чем на востоке, но за несколько десятков лет до своего концы успело дать начало хазарскому государству, ставшего причиной конца великой булгарии
Ранние государства вообще имели сравнительно короткий срок жизни. И, что характерно, срок пребывания их правителей во власти тоже был, как правило, коротким. Это хорошо заметно и по истории династии Рюриковичей. Эта частая смена правителей стала, в частности, и одним из главных факторов, повлиявшим на скорый распад Золотой Орды: за 20 лет до 1380 25 ханов сменилось. Это хорошо в фильме "Орда", 2011г было показано. Добили её впрочем походы Тимура, а не Куликовская битва.
Вот Уйурский каганат, возникший на месте Восточного Тюркского, сколько просуществовал? Около века, да? В 840г на его месте уже другое, Караханидское государство.
А если взять прикаспийскую область, то там частота смены государств была, по-видимому, еще выше:
1. Государство Сасанидов (вкл. область Хорасан) - столица Ктесифон (Багдад) - от 224 до 651
2. Арабский халифат - столица Медина, Дамаск, Багдад -
3. Государство Саманидов - столица Самарканд, Бухара - от 819 до 999
4.1. Газневидское государство - столица Газни (Афганистан), затем Лахор (Пакистан) - с 997 до 1186
4.2. Государство Сельджукидов - столица Исфахан (Иран), Мерв (Туркмения) - с 1037 до 1194
4.3. Государство Хорезмшахов - столица Гургандж (Старый Ургенч, Туркмения) - 1097 до 1231
5. Монгольское завоевание: Государство Хулагуидов - столица Тебриз (Иран) - с 1256г до 1335
6. Государство Тимуридов (Синяя Орда) - столица Самарканд, затем Герат - с 1370 до 1507