В русских песнях XX-XXI вв. из-за русской фонотактики 2-дольные стихотворные размеры приходится делать триолями (2+1 "Светит незнакомая звезда", "Мир без любимого", "Топ-топ, топает малыш", "В каждом маленьком ребёнке", "Наш ковёр цветочная поляна", 1+2 "Идёт война народная", "Песня антиподов" Высоцкого, русский "Интернационал") или форшлагами (1+3 "Песня разбойников", 3+1 "Катюша", слабые форшлаги: "Беловежская пуща", "Вместе весело шагать"), поэтому обычно при бинарном делении нот используются 3-дольные стихотворные размеры (гимн СССР амфибрахий, "По приютам я с детства" и "Здесь вам не равнины" анапест, "Нам песня строить и жить помогает" и "Миллион алых роз" дактиль).
Но у Растеряева не так: "Русская дорога" - все слоги одной длительности, "Дядя Вова Слышкин" - ритм Аа.А.аАааа.А. (т.е. есть два коротких из четырёх ударных и один длинный из пяти безударных), "Комбайнёры" - куплет анапест, припев нерегулярная структура с примерно одинаковыми длительностями). А Растеряев - как бы зеркало русского стиля в музыке.
В русских народных песнях обычно слоги одной длительности: "Во саду ли", "Баю-баюшки-баю", частушки, частично можно отметить ещё "Жили у бабуси два весёлых гуся", "Во кузнице", "Во поле берёзка", "Эх, яблочко", где долгота в конце фразы.
Вопрос - может быть, длительности русских слогов поплыли только сравнительно недавно, когда уже сформировался корпус тех народных песен, которые нам известны в обработках XIX века?
NB ещё "во" и "ся" в народных песнях там, где не надо.
Цитата: Alone Coder от октября 23, 2016, 00:47
NB ещё "во" и "ся" в народных песнях там, где не надо.
Что это? Примерчик бы...
Про романсы XVIII - XIX в. вспомнить если, то вот вам начало поплытия... (Сугубо моё мнение.)
Что за доли, что за долготы...
Лично я вообще ничего не слышу.
Цитата: pomogosha от октября 23, 2016, 04:06
Цитата: Alone Coder от октября 23, 2016, 00:47
NB ещё "во" и "ся" в народных песнях там, где не надо.
Что это? Примерчик бы...
Про романсы XVIII - XIX в. вспомнить если, то вот вам начало поплытия... (Сугубо моё мнение.)
Видимо, "во саду ли, в огороде".
Цитата: pomogosha от октября 23, 2016, 04:06
Про романсы XVIII - XIX в. вспомнить если, то вот вам начало поплытия...
Можно примеры?
Цитата: zwh от октября 23, 2016, 08:41
Видимо, "во саду ли, в огороде".
Ещё и "во поле" и "во кузнице". Против правила Гавлика.
Цитата: Alone Coder от октября 23, 2016, 12:46
Цитата: zwh от октября 23, 2016, 08:41
Видимо, "во саду ли, в огороде".
Ещё и "во поле" и "во кузнице". Против правила Гавлика.
Если рассматривать строчку "во кузнице молодые кузнецы", то тут в "кузнице" и ударение гуляет не по правилам.
Интересно, кто записал эти песни, а то вдруг.
Цитата: Alone Coder от октября 23, 2016, 20:23
Интересно, кто записал эти песни, а то вдруг.
Да изустно всё передавалось, от поколения к поколению. Записывать эпизодически стали со времен Петра I, вроде как :donno:
Что до "авторской" песни, то началось всё с "кантов". Это песни самого различного содержания петровской и пост-петровской эпохи: канты-"виваты", канты заздравные, застольные, пасторальные, любовные, шуточные и пародийные. Канты писали А. Кантемир, Ф. Прокопович, С. Яворский, М. Ломоносов, Г. Сковорода, А. Сумароков в молодости. Среди них, конечно, звездает Тридиаковский: многочисленные рукописные песенники 30-50-х гг — его рук дело. И вот со 2-й половины века на смену кантам приходит т.н. "российская песня" — ранняя форма бытового романса (под клавесин, гусли, гитару). В авторстве некоторых таких песен подозревают Елизавету Петровну ("Во селе, селе Покровском..."), Марию Нарышкину ("По горам, по горам, и я по горам ходила..."), Прасковью Жемчугову ("Вечор поздно из лесочку я домой коров гнала..."). Михайло Попов много своих песен (в основном любовных) записал: 1765, 68 опубликовал первые в России авторские песенные сборники (говорят, они плотненько так в песенный быт вошли).
Иван Дмитриев. Этот превзошел..."Стонет сизый голубочек..." муз. Ф. Дубянского (http://youtu.be/TM2gWSizzSg)
А дальше пошло-поехало... Зарождается жанры "русской песни", "гусарские песни" (Д.Давыдов), "студенческие песни" (Н.Языков), "элегические романсы" (Наше Всё и пр.), "вольнолюбивые песни" (декабристы-поэты: К.Рылеев, Ф.Глинка, М. Бестужев и др.)
"Вечор поздно из лесочка" - нашёл два исполнения, музыка выглядит слишком современно.
"Стонет сизый голубочек" - слоги одной длительности.
Есть ранние песни с разной длительностью ударных и безударных?
Цитата: Alone Coder от октября 23, 2016, 00:47
2+1 "Светит незнакомая звезда"
http://a-pesni.org/drugije/nadezda.htm (внизу страницы -- ноты)
Где тут триоли? :donno: Что это такое - триоль 2+1? Триоль - это три ноты одинаковой длительности.
Цитата: Alone Coder от октября 23, 2016, 00:47
В русских песнях XX-XXI вв. из-за русской фонотактики 2-дольные стихотворные размеры приходится делать триолями (2+1 "Светит незнакомая звезда", "Мир без любимого", "Топ-топ, топает малыш", "В каждом маленьком ребёнке", "Наш ковёр цветочная поляна", 1+2 "Идёт война народная", "Песня антиподов" Высоцкого, русский "Интернационал")
Разве это относится к песне "Мир без любимого"? Может, в какой-то обработке? Да и "Наш ковёр цветочная поляна" бодрячком звучит без триолей.
Цитата: svarog от октября 24, 2016, 19:54
http://a-pesni.org/drugije/nadezda.htm (внизу страницы -- ноты)
В этих нотах — даже не триоли (при них нечётные слоги в первой строке звучали бы в два раза длинней чётных), а "уполторённые" восьмые и обычные шестнадцатые. Вряд ли кто-то станет так петь.
Ну я сантиметром не мерял :)
Цитата: svarog от октября 24, 2016, 19:54
Где тут триоли? :donno: Что это такое - триоль 2+1? Триоль - это три ноты одинаковой длительности.
А, я кажется понял, что вы имеете в виду. "Триоль 2+1" - это, по-вашему, два звука, где первый длиннее второго в два раза.
На самом деле, триоль - это последовательность нот, у которых знаменатель кратен тройке,
в двудольных размерах (т.е. когда у большинства нот знаменатель кратен двойке). Соответственно, триоль выбивается из общего ритмического рисунка.
Но в песне "Надежда" у всех нот знаменатель кратен двойке, и триолей там нет.
3/16 + 1/16 + 3/16 + 1/16 + ...
све --- тит не --- зна ....
Вы, наверно, спрашиваете, почему песни разбиты не на равные длительности:
1 - 1 - 1 - 1-...,
а на синкопированные куски:
1.5 - 0.5 - 1.5 - 0.5
Мне кажется, никакой связи с русским языком тут нет. Синкопированные ритмические рисунки есть в песнях на всех языках; особенно они присущи джазу и блюзу.
Цитата: Alone Coder от октября 24, 2016, 19:45
"Стонет сизый голубочек" - слоги одной длительности.
Есть ранние песни с разной длительностью ударных и безударных?
Ну вы же хотели к самым началам...
Александр Вельтман, 1831г. муз. А. Варламова
«Что отуманилась, зоренька ясная...» (http://youtu.be/DDJBI7S5x6A)
:) детективчик: Загадочная «Нiч» (http://www.vilavi.ru/pes/nich/nich1.shtml)
PS Вельтман, Александр Фомич (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A4%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87)
Цитата: svarog от октября 24, 2016, 20:23
Вы, наверно, спрашиваете, почему песни разбиты не на равные длительности:
1 - 1 - 1 - 1-...,
а на синкопированные куски:
1.5 - 0.5 - 1.5 - 0.5
Это не важно :yes:
Кодере хотят знать когда в попсе "поехали длительности ударных и безударных слогов".
Цитата: svarog от октября 24, 2016, 20:23
Мне кажется, никакой связи с русским языком тут нет. Синкопированные ритмические рисунки есть в песнях на всех языках; особенно они присущи джазу и блюзу.
Тут бы надо статистику. Не только в русском языке есть долгие и краткие слоги.
Цитата: pomogosha от октября 24, 2016, 20:41
Ну вы же хотели к самым началам...
Александр Вельтман, 1831г. муз. А. Варламова
«Что отуманилась, зоренька ясная...»
:) детективчик: Загадочная «Нiч»
Это литературная бомба :) Вот всегда так бывает из-за того, что в школе преподают только кружок "Современника", а другие писатели как будто и не существовали.
По мелодии: изначальный вариант на 9/8 никуда не пошёл (в общем структура с одинаковыми длительностями, кроме конца фразы). Музыка 1914 года на 3/4 с равными длительностями. А 1919 года уже 4/4 (2+1+1)! Но это украинский.
Цитата: pomogosha от октября 24, 2016, 20:41
Александр Вельтман, 1831г. муз. А. Варламова
«Что отуманилась, зоренька ясная...» (http://youtu.be/DDJBI7S5x6A)
:) детективчик: Загадочная «Нiч» (http://www.vilavi.ru/pes/nich/nich1.shtml)
А не встречалась ли где поэма Вельтмана "Муромские леса" целиком?
Года три назад шарил по и-нету, так ничего и не нашёл.
ЦитироватьВ этих нотах — даже не триоли (при них нечётные слоги в первой строке звучали бы в два раза длинней чётных), а "уполторённые" восьмые и обычные шестнадцатые.
Это называют "пунктирным" ритмом.
Цитата: Alone Coder от октября 24, 2016, 19:45
"Вечор поздно из лесочка" - нашёл два исполнения, музыка выглядит слишком современно.
"Стонет сизый голубочек" - слоги одной длительности.
Есть ранние песни с разной длительностью ударных и безударных?
Копать надоть... :srch:
М.б. здесь:
Цитата: «История цыган: новый взгляд».В России первый цыганский профессиональный хор был создан графом Орловым-Чесменским в 1774 году... появившись в России во времена Петра I, цыгане оказались в благоприятных условиях; ...выучили язык, научились исполнять русские народные песни... Это и стало основой для создания знаменитого соколовского хора. Послушать цыган публика съезжалась поначалу в дворянские имения, затем в специально снятые «мирские залы», и далее в рестораны «Яр» и «Стрельна»...
Цитата: watchmaker от октября 26, 2016, 20:11
Это называют "пунктирным" ритмом.
Без кавычек.