Смысл вопроса: насколько достоверно наше знание об именах/функциях др.-русских богов, и дошло ли что-то от этих имен в восточнославянской народной передаче (сказки, производные слова, топонимика)? Что мы имеем в сухом остатке, если отбросить летописи, слово о плъку и прочие древнерусские памятники?
Цитата: mrshch от августа 3, 2016, 15:32
Смысл вопроса: насколько достоверно наше знание об именах/функциях др.-русских богов, и дошло ли что-то от этих имен в восточнославянской народной передаче (сказки, производные слова, топонимика)? Что мы имеем в сухом остатке, если отбросить летописи, слово о плъку и прочие древнерусские памятники?
Отмечались поговорки о Перуне в русских говорах. (Еще встречал упоминания в украинских)
Каб тебя (его и т. п.) перун треснул! Народн. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 234.
Какой там перун ласкает? Народн. Неодобр. Что за шум, что за грохот? СРНГ 26, 234.
Перун тебя (его и т. п.) забей (возьми, сбей)! Пск., Смол. Восклицание, выражюащее гнев, негодование, возмущение кем-л. СПП 2001, 60; СРНГ 26, 294; Мокиенко 1986, 159.
Сгореть с перуна. Латв. Загореться, сгореть от удара молнии. СРНГ 26, 294.
Ударить с перуна. Латв. Об ударе молнии. СРНГ 26, 294.
Схвати тебя перуном! Твер. Пожелание болезни кому-л. СРНГ 26, 294.
Чтоб тебя перуном убило! Смол. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 294.
Метать перуны. Книжн. Сердиться, сильно ругать кого-л., неистовствовать. ФСРЯ, 318; БМС 1998, 440; Мокиенко 1986, 158.
перун в поговорках может означать просто молнию, а не бога.
Цитата: Centum Satәm от августа 3, 2016, 21:00
перун в поговорках может означать просто молнию, а не бога.
Согласен. Если сопоставить все эти поговорки с именем летописного Перуна, можно предположить, что имя бога означало "молния".
Цитата: Centum Satәm от августа 3, 2016, 21:00
перун в поговорках может означать просто молнию, а не бога.
Вот о таких явлениях и тема, все, что осталось от имён богов в живом языке, а не пришло из книг в 19-20 веках. Хоть название горшка, хоть болячки.
Созвездие Волосожар я уже упоминал.
В польском похожие выражения с piorunem, а там это словарное нарицательное ("молния")
piorunek - такой камень, который в народе связывают с молниями
Цитата: mrshch от августа 3, 2016, 21:28
Созвездие Волосожар я уже упоминал.
И как вы представляете себе "молниевый шлях"?
Цитата: Iskandar от августа 3, 2016, 21:43
И как вы представляете себе "молниевый шлях"?
Да никак, я это новообразование и не защищал.
Может, есть какие-то данные по Стрибогу, Макоши, Семарглу?
Цитата: mrshch от августа 3, 2016, 22:53
Может, есть какие-то данные по Стрибогу, Макоши, Семарглу?
Вспомнил село Макошино, рядом с которым зона, где одно время сидел тов. Луценко.
Цитата: mrshch от августа 3, 2016, 23:47
Знамо выѣбонъ
Это вѣрно.
Цитата: mrshch от августа 3, 2016, 23:47
да согласованіе же правильно.
А вотъ это нѣтъ.
Цитата: mrshch от августа 3, 2016, 15:32
Смысл вопроса: насколько достоверно наше знание об именах/функциях др.-русских богов
У др.-русских не было своего Снорри Стурлусона, потому кабинетная мифология цветёт буйным цветом..
Цитата: mrshch от августа 3, 2016, 22:53
Может, есть какие-то данные по Стрибогу, Макоши, Семарглу?
Про Мокошь косвенные, считается что в христианскую эпоху стали использовать ее описательное выражение - Мать Сыра Земля, которая обычный персонаж сказок и былин.
Цитата: лад от августа 4, 2016, 00:14
Про Мокошь косвенные, считается что в христианскую эпоху стали использовать ее описательное выражение - Мать Сыра Земля, которая обычный персонаж сказок и былин.
Это понятно, но я конкретно о словах. Что проверяется данными языка/топонимики, а что основано лишь на буквицах в книжицах.
Цитата: mrshch от августа 3, 2016, 22:53
Семарглу?
С Семарглом поосторожнее :stop: Есть подозрение, что это, мил человек, иранское божество.
Цитата: Y.R.P. от августа 4, 2016, 00:10
У др.-русских не было своего Снорри Стурлусона, потому кабинетная мифология цветёт буйным цветом..
И скальдической поэзии тоже не было... Лохи :down:
Цитата: Centum Satәm от августа 4, 2016, 08:18
С Семарглом поосторожнее :stop: Есть подозрение, что это, мил человек, иранское божество.
Есть еще предположение, что это два бога: Сим и Рьгл...
В «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере», одном из наиболее ранних древнерусских поучений, направленных против языческих переживаний, имя Семаргла оказалось разделено на два слова. Обличая «христиан, двоеверно живущих», христолюбец указывал, что они веруют «в перуна и хорса и въ мокошь и в Сима и въ Рьгла...»
В Лаврентьевской летописи Симаргл упоминается, если не ошибаюсь в винительном падеже, т.е. Симарьгла в контексте перечисления богов, статуи которых поставил Владимир, и это имя может оказаться перечислением двух самостоятельных богов. В Ипатьевской и Радзивилловской, вроде, то же самое. Нужна проверка оригинальных древнерусских источников. Вроде бы, в других оригинальных летописях это имя не упоминается.