В этой теме соберем информацию об абхазо-адыгских языках и их этногенезе
Для начала,
Нигде не нашел дату распада абхазо-адыгских.
Когда они распались?
ЦитироватьАбхазо-адыгская группа включает в себя 5 языков: абхазский, абазинский, адыгейский, кабардинский и убыхский.
Строго лингвистически корректно говорить о 3 языковых единицах в рамках абх.-адыгской группы – адыгской, абхазо-абазинской и убыхской, т.к., с одной стороны, адыгейский и кабардинский, с другой – абазинский с абхазским близки между собой (степень близости абаз. и абхазского в целом несколько больше, чем адыгского и кабардинского). В то же время абх.-абазинская и адыгская подгруппы по ряду признаков, прежде всего по степени материальной близости. составляют как бы два полюса при промежуточном характере убыхского.
Предки абазин в средневековье проживали на территории совр. Абхазии, составляя с абхазами этнокультурное и языковое единство; процесс их отделения и начало миграций на Сев. Кавказ относится к 14 – 15 вв.
Абазинский яз. предстваляет собой совокупность двух диалектных групп – тапантской и ашхарской, причем ашхарский в целом ближе к абхазским наречиям и явл. переходной зоной между абх. наречиями и тапантским диалектом.
В отношении адыгейского и кабардинского: дивергенция праадыгского языка на две диалектные группы – западную (адыгейскую) и восточную (кабардинскую) датируется приблизительно 13 -14 вв.
Цитата: derzske от мая 19, 2016, 15:29
редки абазин в средневековье проживали на территории совр. Абхазии, составляя с абхазами этнокультурное и языковое единство; процесс их отделения и начало миграций на Сев. Кавказ относится к 14 – 15 вв.
Скорее уж наоборот. АА двинулись на юг в 15-17 веках. Нет в средневековом литературном грузинском(да и в разговорном тоже) никакого АА влияния во времена Абхазского царства. :eat:
Интересно кем на самом деле были садзы,помню пару лет назад такие баталии были между адыгами и абхазами
Цитата: yaa от мая 20, 2016, 22:18
а как объяснить абхазское асадзуа
А'хрен его знает... ;)
Цитата: yaa от мая 20, 2016, 20:07
Интересно кем на самом деле были садзы,помню пару лет назад такие баталии были между адыгами и абхазами
Точно не картвелы. Единственно это можно с уверенностью.
Садзы конечно абхазы.
Их потомки до сих пор живут в окрестностях Батуми под фамилиями Смырба,Аршба и т.д.
Как они могли быть адыгами когда именно с тех мест происходят абазины покинувшие Садзен примерно 15-16 вв.?
Цитата: derzske от мая 19, 2016, 15:00
Нигде не нашел дату распада абхазо-адыгских.
Когда они распались?
Есть разные оценки, но все они крутятся вокруг рубежа 1-го тыс. до н.э.
Цитата: Tibaren от мая 21, 2016, 06:17
Есть разные оценки, но все они крутятся вокруг рубежа 1-го тыс. до н.э.
Из этой датировки следует,что абхазкий намного ближе к адыгскому,чем мегрельский к грузинскому ?
ЦитироватьВ свою очередь распад Прото-Западно-Кавказского языка на Абхазо-абазинскую, Убыхскую и Адыгскую ветвь произошел около 640 до н. э..
Так конкретно? Не 600, не 700 и даже не 650. А 640 )))
Где локализуют АА прародину и примерно как они разошлись? Малая Азия, Западная Грузия кажется что-то мало вероятной.
Цитата: derzske от мая 21, 2016, 14:39
ЦитироватьВ свою очередь распад Прото-Западно-Кавказского языка на Абхазо-абазинскую, Убыхскую и Адыгскую ветвь произошел около 640 до н. э..
Почему-то я всегда ржу от избыточной точности глоттохронологии. Не проще ли сказать, что примерно I тыс. до н. э.? Так ведь правдоподобнее, нет?
Цитата: Nevik Xukxo от мая 22, 2016, 14:17
Почему-то я всегда ржу от избыточной точности глоттохронологии. Не проще ли сказать, что примерно I тыс. до н. э.? Так ведь правдоподобнее, нет?
Какие бы списки (Сводеш во всех видах, Яхонтов, МШЛ) и какие бы формулы не использовались (классическая экспонента, экспоненциальные и сложные степенные ряды и т.п.), вычисления показывают, что выпадение одного слова из списка может соответствовать периоду от 100 до 700 лет...
Гога пишет
Смесь тут не причем. Если бы "мегрелы поглотили абхазов", то откуда взялись эти язычники с дохристианскими "представлениями о вселенной"? И абхазы и мегрелы до прихода турок были христиане, а потом появились абхазы мусульмане и язычники. Это в стране, где христианство насчитывало более 1500 лет? Христианин мог стать мусульманином, но не язычником. Для этого нужны люди умеющие совершать обряды, читать свои молитвы...А откуда им взяться в стране где христианство 1200 безраздельно правило? Ведь мы не говорим о Тбилиси, который кто только не переехал, речь о Абхазии, которую после Мервана Глухого до прихода турок никто завоевывал.
Куда делись те древние абхазы-христиане, которые надписи на своих храмах делали на греческом и грузинском языках? И откуда взялись язычники (так как мусульмане все ушли в Аджарию и Турцию)?
Но это, конечно не лингвистика. А по лингвистике..где в средневековых текстах абхазского царства (а они все написаны на грузинском) видно хоть маленькое влияние АА языков?
Самый бредовый аргумент который я видел,в грузинских этнографических группах что не сохранились остатки языческих верований,а танцы,пляски песни это что все христианские наследие ? Мегрелы вот до сих пор помнят,что их предки часть луноверы,часть огнепоклонники. Осетины то-же часть христиан,часть мусульман,часть язычники. Так что вопрос верований ну вообще не аргумент
Цитата: yaa от мая 24, 2016, 15:11
Самый бредовый аргумент который я видел,в грузинских этнографических группах что не сохранились остатки языческих верований,а танцы,пляски песни это что все христианские наследие ? Мегрелы вот до сих пор помнят,что их предки часть луноверы,часть огнепоклонники. Осетины то-же часть христиан,часть мусульман,часть язычники. Так что вопрос верований ну вообще не аргумент
Мегрелы помнят, что их предки.. откуда? Я не помню, Мжора, ты помнишь? Если этнографы из сказок вывели это в 20 веке, то кто это делал у абхазов в 17 веке?
Осетины, если принять, что они алланы, христианами , до прихода Тимура были 3 века всего, так что с Абхазией сроки просто несравнимы.
Там, где была царская власть, там язычество уничтожалось в корне, к мусульманам было другое отношения
Не проблема.В Самурзакано(Гальский рн) в течении 200 лет до сер. XIX века почти не функционировали церкви и народ постепенно вернулся в язычество.То же отчасти можно сказать о сванах,хевсурах . Однако нетрудно заметить что повторное язычество было пепеформативанным христианством.Чего никак нельзя сказать об абхазах XIX века.Похоже они толком христинами не были как в 10-17вв. так и после присоединения к России вплоть до 1921г.
Они и мусульманами не стали толком об этом говорит отсутствие двже остатков мечетей.
Но это не повод отрицать причастность нынешних абхазов к абазгам Прокопия.
Цитата: mjora от мая 24, 2016, 17:40
течении 200 лет до сер. XIX века почти не функционировали церкви и народ постепенно вернулся в язычество.То же отчасти можно сказать о сванах,хевсурах . Однако нетрудно заметить что повторное язычество было пепеформативанным христианством.
Это не было язычество как таковое, люди продолжали верить в того же Христа, но так же ходили к гадалкам и ворожеям, которые кстати тож скорее сего пришли с турками.
Цитата: mjora от мая 24, 2016, 17:40
Но это не повод отрицать причастность нынешних абхазов к абазгам Прокопия.
Это очень даже серьезный довод.
Ни о чем это не говорит. Абхазы картвельским племенем быть не могли.Есть мингрелы и они абхазами называют именно абхазов.Если бы эти Апхази были бы картвелы то их язык должен был бы быть мингрельский или на крайний случай сванский.
Тогда они бы разговаривали на абхазском языке картвельской семьи.Но такой язык именуется мингрельским)
Цитата: mjora от мая 24, 2016, 20:19
Тогда они бы разговаривали на абхазском языке картвельской семьи.Но такой язык именуется мингрельским)
А. Дьячков-Тарасов
Гагры и их окрестности в историко-географическом отношении 1903
ЦитироватьФ.Брун пишет:"Не знаю, прав ли Эвлия, что в этой части Абхазии был в его время в употреблении мингрельский язык. Достоверно только то,что еще там не говорят по-абхазски, но на языке "азра". Имя сие напоминает Вивиенде Сен Мартену (см.прив.перев.соч. Белля. 1. LXIV) народ "хазран", различный от абхазов и обитавший, по Масуди, в этих местах (см.док. №31 - сост.). Притом, мингрельцы самих себя называют кадзарами (Кацария - т.е. страна козлят - сост.), между тем, по Фонтону, именем Каджар или Аджар также означаются лазы до самого Трапезунта, что не противоречит приведенной заметке. Масуди поелику он в другом месте говорит, что источники р.Куры именно находились в области Хазран. Имя сие напоминает нам также упомянутого в надписи на Евангелии, хранящемся в Пицунде, сына Соломона Шервашидзе - Арзакана или Азра-хана, о котором Броссе не мог собрать никаких сведений" (География, с.13-14). Ф.Брун полагает, что племя арлан и их гавань Лачига (предположительно Лидзава у Пицунды. - Книга путешествия, вып.II, с.70) также принадлежали Азра или Арза; по Беллю, их жилища переходили за Пицунду, которая у него также называется Лесга. Именно ее называет Э.Челеби Лачигой, заключает Ф.Брун (География, с.14). Приняв такое предположение, становится совершенно понятным, почему Э.Челеби называет племя чандов (видимо, от фамилии Цанба. -Книга путешествия, вып.II, с.70) "настоящими абазами" (перевод Ф.Бруна - География, с.14). Надо думать, что племена чач и арлан не являлись таковыми, ибо они разговаривали на языке азра, т.е. по-мегрельски.
Брун и иже с ними не сильны были в лингвистике и этногенезе кавказских народов.
Не кадзари а" казахи" что значит крестьянин.
Там еще много других фриков.
Или адыги перешли на Северный Кавказ или абхазы на Южный.
И это максимум в 7-6 в до н.э.
До этого они явно проживали или на Севере или на южных склонах. Где могла быть прародина АА?
Интересно!
Где прародина АА И связь с хаттами?
Цитата: tupishe от июня 14, 2017, 15:50
Где прародина АА И связь с хаттами?
Хаттский и хурро-урартские по Касьяну не близки северным кавказским, которым ближе баскский,
а могут быть близки енисейским и бурушаски. :umnik:
Цитата: Nevik Xukxo от июня 14, 2017, 15:57
Цитата: tupishe от июня 14, 2017, 15:50
Где прародина АА И связь с хаттами?
Хаттский и хурро-урартские по Касьяну не близки северным кавказским, которым ближе баскский,
а могут быть близки енисейским и бурушаски. :umnik:
По Небиеридзе
Енисейские родствены картвельским
Цитата: Nevik Xukxo от июня 14, 2017, 16:18
Нет у вас родственников
так это же замечательно, вот если бы ещё и без заимствований, как исландский, тогда вообще круть
хотя, надо заметить, что и то, что есть сейчас - божественно
Цитата: tupishe от июня 14, 2017, 16:25
Древние картвелы обитали много где
На Колхидской равнине сидели-сидели много тыщ лет, а потом получили бронзу и чуть-чуть распространились на восток и на юг.
Нигде больше их не было. :umnik:
Цитата: tupishe от июня 14, 2017, 16:03
По Небиеридзе
Енисейские родствены картвельским
Что это? Кто это?
Тема почищена от мусора, политики и т.д. Народ, соблюдайте правила, пожалуйста. Во избежание.
Заинтересовался названием реки Пшиш (уст. Пшик) - вроде как, что родное слышится ("пшик, шиш" :) ). И вот что нашёл:
Цитироватьрека, левый приток Кубани, зарождается па западном склоне горы Шесси и впадает в Краснодарско еводохранилище у станицы Рязанской. Длина реки 258 км. В переводе с адыгейского Пшиш означает«князь». В 40 км от Архыза, там, где истоки реки Большой Зеленчук, находится горная вершина Пшиш.Черкесы, живущие в окрестностях, переводят на русский язык название горы Пшиш — «князь».
Академик П. А. Джавахшивили считает, что название реки произошло от «псес», бывшего когда-то адыгейского племени. Псесы, по-видимому, произошли от туземного племени притока Кубани. Пшиш и означает,собственно, пшишевцев, жителей бассейна этого притока (Меретуков К. X.).
http://kavkaz_toponyms.academic.ru/1771/Пшиш (http://kavkaz_toponyms.academic.ru/1771/%D0%9F%D1%88%D0%B8%D1%88)
Какой из этих вариантов правильный?
Цитата: Rafiki от июля 24, 2017, 21:13
В переводе с адыгейского Пшиш означает«князь».
"Князь" по-адыгейски пшьы.
Цитата: Tibaren date=1500925405["Князь" по-адыгейски пшьы. от /quote]
Ну, по-русски это не выговоришь (хотя мне ещё заковыристей адыгейские названия встречались в Википедии), вот и записали по-своему, видимо, как услышали :) А что означает "пшиш"?
Цитата: Tibaren от июля 24, 2017, 22:43
Цитата: Rafiki от В переводе с адыгейского Пшиш означает«князь».
"Князь" по-адыгейски пшьы.
не верный перевод... :negozhe:
Не князь это, а что-то другое. Не было у них ни князей, ни дворян...Не было у них феодализма...Это аналог азиатского бея. Возможно это вождь. :???
Цитата: ivanovgoga от июля 25, 2017, 13:55
Возможно это вождь. :???
) Близко
(http://i12.pixs.ru/storage/4/0/6/pshyjpg_2389943_26980406.jpg) (http://pixs.ru/showimage/pshyjpg_2389943_26980406.jpg)
НЯП, псе/пше это просто «река; вода» по-абхазоадыгски.
Там до хрена рек с этим формантом: Пшада, Шепси, Макопсе...
:) В "князе" другая /ш/, и это крайне фонематично...
А пишется так же?
По-разному.
Цитата: Bhudh от июля 25, 2017, 14:22Там до хрена рек с этим формантом: Пшада, Шепси, Макопсе...
А как это переводится?
Кстати, а это никак не связано с местным названием Кубани (кабард.-черк. Псыжь, адыг. Псыжъ)?
Цитата: Rafiki от июля 25, 2017, 17:00А как это переводится?
Шепси — «сторечная», Макопсе — <
мэкъу «сено» +
псә.
По Пшаде вообще куча версий (http://budetinteresno.narod.ru/toponim/pshada___pshadpshat_.htm), водная только одна из. Но не из последних, воды там поболе, чем в других (в разлив, конечно).
Цитата: Rafiki от июля 25, 2017, 17:00
Кстати, а это никак не связано с местным названием Кубани (кабард.-черк. Псыжь, адыг. Псыжъ)?
(http://i12.pixs.ru/storage/7/8/1/Psizhjpg_3712378_26985781.jpg) (http://pixs.ru/showimage/Psizhjpg_3712378_26985781.jpg)
Bhudh, Tibaren, спасибо! А есть какой-нибудь справочник по кавказской топонимии, в т.ч. адыгейской?
Есть. Листал на прилавке как-то. Неплохая вещь.
Bhudh ,спасибо!
Родство АА и НХ все поддерживается значительной частью лингвистов. Точно так же, как родство НХ с ХУ.
Если отбросить родство АА с хаттским, ибо у него меньше признателей, можно предположить, что Передная Азия и восточной части Южного Кавказа была населена протоАА-НД-ХУ.
Позже от него начал отпадаться праАА язык и переходит на Сев Кавказ. А протокартвелы в это время обитали в колхидской котловине, имея родня к западу. ::)
Блин, как всегда куча ошибок, а поправить не могу и вышел какой-то косолапый русский. :eat:
Цитата: totarika от августа 7, 2017, 20:00
Родство АА и НХ все поддерживается значительной частью лингвистов.
Что такое НХ?
ЦитироватьТочно так же, как родство НХ с ХУ.
Нет.
ЦитироватьЕсли отбросить родство АА с хаттским, ибо у него меньше признателей, можно предположить, что Передная Азия и восточной части Южного Кавказа была населена протоАА-НД-ХУ.
Да, только над правомерностью в генетическом плане вот этого термина "протоАА-НД-ХУ", стоит сильно призадуматься...
Цитироватьпротокартвелы в это время обитали в колхидской котловине, имея родня к западу. ::)
"К западу" - это где? В Чёрном море?
Даже не углубляясь в теорию родственности языков АА-Хаттского и НДЯ - ХУ уже на начальном этапе ясно что это невозможно . Нет места для обитания Картвельских языков . Они ведь не с космоса пришли :)
:)С Космоса же пришли, патени Мжора. планета Картуания и Марр Галур тому свидетели
Я на днях посмотрел болгарский док. фильм "Фракийцы" и понял что мы кавказцы не одни на свете . Слоноведение и там пустило глубокие корни :)
А шо ж фильм «Арии» от Рен ТВ не посмотрели? Тоже достойная в этом плане весчь.
Цитата: Bhudh от августа 9, 2017, 08:54
А шо ж фильм «Арии» от Рен ТВ не посмотрели?
Ну так Рен Тв это вообще "кладезь мудрости". ;)
Угу. С лягушками, тиной и пиявками.
Причем тут Рен-Тв ? На досуге люблю смотреть док. фильмы по истории германцев,рима,египта ....и искал фильм о фракийцах . Наткнулся на работу болгарских кинематографистов .
Разочаровался конечно .
Цитата: mjora от августа 9, 2017, 01:03
Даже не углубляясь в теорию родственности языков АА-Хаттского и НДЯ - ХУ уже на начальном этапе ясно что это невозможно . Нет места для обитания Картвельских языков . Они ведь не с космоса пришли :)
Я тож согласен, что это косвенный аргумент в пользе неродства абхазо-адыгских и хаттских.
но в данном случае речь идет о родстве абхазо-адыгских, нахско-дагестанских и хуррито-урартских.
вот у такой гипотезы гораздо больше последователей. отдельно родство абхазо-адыгских и нахско-дагестанских, отдельно нахско-дагестанские и хуррито-урартские. но по логике, родственник моего родственника мой родственник, выходит хуррито-урартские родствены и абхазо-адыгским. вот тогда вопрос, откуда пошел такой огромный мир и как встряли у них под боком картвелы?
Цитата: totarika от августа 11, 2017, 13:17
выходит хуррито-урартские родствены и абхазо-адыгским.
Совершенно не выходит. ХУ и АА не выказывают между собой ровно никаких черт сходства - ни лексических, ни грамматических.
Цитата: totarika от августа 11, 2017, 13:17
..и как встряли у них под боком картвелы?
Марсияне завезли, а кто они известно всем... :E:
А если серьезно, то они скорее всего никак и никуда не встревали, а всю жизнь живут там, где и жили всегда. Когда как - АА и НД были пришлыми для Закавказья, как и Армяне в свое время откуда-то пришли.. Имха.. :???
Цитата: ivanovgoga от июля 25, 2017, 13:55
не верный перевод... :negozhe:
Не князь это, а что-то другое. Не было у них ни князей, ни дворян...Не было у них феодализма...
Так славянское "князь" в разные времена и у разных славянских племен означало абсолютно разные понятия.
Мы-то привыкли судить по феодальной Киевской Руси, где князь обладал и некоторой судебной властью, и налоги собирал, а изначально ведь это было совсем не то.
У западных славян 7-10 веков это был просто выборный военный вождь, которого общество могло пнуть под зад в любой момент. Скорей, это был аналог слова "атаман" в современном смысле.
Цитата: mjora от августа 9, 2017, 01:03
Даже не углубляясь в теорию родственности языков АА-Хаттского и НДЯ - ХУ уже на начальном этапе ясно что это невозможно . Нет места для обитания Картвельских языков . Они ведь не с космоса пришли :)
я об этом думал и вот к чему пришел.
если АА и хаттские родственны, то выходит у них глубокое родство. глубже, чем у индоевропейских и афроазийских. а время разделения афразийских X-VIII тыс до н.э., а у индоевропейских V-VI тыс. до н.э. но их родство ясно и понятно, ибо все ж "недавно" распались, а родство древних анатолийских и аа не доказывается пока что-то, ибо если их родство если существует, то это очень глубокое и распались раньше афразийских, то есть X тыс. до н.э. а что было в это время никто не знает и где обитали картвелы. хотя, конечно же, о родстве АА и хаттском рано говорить, но картвельские все ж не аргумент против их родства.
единственно, отменяются уже устаревших гипотезы, что в III тыс. северозападный кавказ, западная грузия и анатолия была одной цепью абхазо-адыгских народов и хаттов.
Цитата: Tibaren от августа 11, 2017, 16:31
Цитата: totarika от августа 11, 2017, 13:17
выходит хуррито-урартские родствены и абхазо-адыгским.
Совершенно не выходит. ХУ и АА не выказывают между собой ровно никаких черт сходства - ни лексических, ни грамматических.
Кстати, тоже самое прочет насчет НД и хаттского, что никакого сходства.
И тогда тут явно что-то не так. Или гипотеза родства АА и НД неверная в корне. Или НД и АА родственники, но родственность, как НД с ХУ, так и АА с хаттским сразу же отменяются.
Поэтому, Тибарен, вот ты поддерживаешь родство нахско-дагестанских с хуррито-ураратскими. если это докажется, выходит ли, что тогда логически НН и АА не родствены между собой автоматически? ну у языков нет же таких двоюродного родства, что один с одной стороны, а другой с другой, ну например с отцовской. ну надеюсь вы поняли, что я подразумеваю.
пс как аа и ху помещаются вместе в одну сино-кавказскую макросемью?
Цитата: totarika от августа 11, 2017, 23:35
пс как аа и ху помещаются вместе в одну сино-кавказскую макросемью?
В свете "последних решений", они предсталяют отдельную ветвь, объединяемую с бурушаски...
Цитата: yaa от мая 24, 2016, 15:11
Гога пишет
Смесь тут не причем. Если бы "мегрелы поглотили абхазов", то откуда взялись эти язычники с дохристианскими "представлениями о вселенной"? И абхазы и мегрелы до прихода турок были христиане, а потом появились абхазы мусульмане и язычники. Это в стране, где христианство насчитывало более 1500 лет? Христианин мог стать мусульманином, но не язычником. Для этого нужны люди умеющие совершать обряды, читать свои молитвы...А откуда им взяться в стране где христианство 1200 безраздельно правило? Ведь мы не говорим о Тбилиси, который кто только не переехал, речь о Абхазии, которую после Мервана Глухого до прихода турок никто завоевывал.
Куда делись те древние абхазы-христиане, которые надписи на своих храмах делали на греческом и грузинском языках? И откуда взялись язычники (так как мусульмане все ушли в Аджарию и Турцию)?
Но это, конечно не лингвистика. А по лингвистике..где в средневековых текстах абхазского царства (а они все написаны на грузинском) видно хоть маленькое влияние АА языков?
Самый бредовый аргумент который я видел,в грузинских этнографических группах что не сохранились остатки языческих верований,а танцы,пляски песни это что все христианские наследие ? Мегрелы вот до сих пор помнят,что их предки часть луноверы,часть огнепоклонники. Осетины то-же часть христиан,часть мусульман,часть язычники. Так что вопрос верований ну вообще не аргумент
А были ли вообще абхазы, христианами в классическом смысле этого слова? Возможно все храмы в Абхазии, были построены для грузин которые жили в Абхазии .
Цитата: forest от апреля 8, 2018, 14:01
А были ли вообще абхазы
Были, но были ли они предками современных абхазов? Единственное близкое к ап'хази (абхаз по-русски) это мегрельское ап'ха -"плечо, "сторона"(так же как и в русском значит "сторона", "страна", "край") , которое возможно перешло в местный греческий с добавлением конечного "С">"З".
А предки современных абхазов были язычниками, хотя они не любят этого слова. Но одно можно сказать точно, если предки нынешних абхазов и были теми абхазскими царями и князьями раннего средневековья, то где в грузинской литературе того времени влияние АА языков? Его нет. Никакого. Как-то уж слишком подозрительно.
Цитата: ivanovgoga от апреля 8, 2018, 14:29
Цитата: forest от апреля 8, 2018, 14:01
А были ли вообще абхазы
Были, но были ли они предками современных абхазов? Единственное близкое к ап'хази (абхаз по-русски) это мегрельское ап'ха -"плечо, "сторона"(так же как и в русском значит "сторона", "страна", "край") , которое возможно перешло в местный греческий с добавлением конечного "С">"З".
А предки современных абхазов были язычниками, хотя они не любят этого слова. Но одно можно сказать точно, если предки нынешних абхазов и были теми абхазскими царями и князьями раннего средневековья, то где в грузинской литературе того времени влияние АА языков? Его нет. Никакого. Как-то уж слишком подозрительно.
Вы рассуждаете как грузин, поэтому для вас и странно, что абхазы не оставили никакого следа в грузинской литературе, для меня же ничего в этом странного нет. Вся абхазская знать того времени, могла говорить на грузинском, как на более престижном по их мнению. Год назад как то пытался доказать некоторым абхазам, что их язык ничем не хуже русского, не убедил. А ещё чуть не забыл у Медеи был брат, которого она прирезала.
Цитата: ivanovgoga от апреля 8, 2018, 14:29
Цитата: forest от апреля 8, 2018, 14:01
А были ли вообще абхазы
Были, но были ли они предками современных абхазов? Единственное близкое к ап'хази (абхаз по-русски) это мегрельское ап'ха -"плечо, "сторона"(так же как и в русском значит "сторона", "страна", "край") , которое возможно перешло в местный греческий с добавлением конечного "С">"З".
А предки современных абхазов были язычниками, хотя они не любят этого слова. Но одно можно сказать точно, если предки нынешних абхазов и были теми абхазскими царями и князьями раннего средневековья, то где в грузинской литературе того времени влияние АА языков? Его нет. Никакого. Как-то уж слишком подозрительно.
Ещё хотел узнать ты по лазски говоришь? Не знаешь используют ли они в артикль gi в конце слов ?
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 03:38
используют ли они в артикль gi в конце слов ?
:o Что это такое вообще?
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 03:03
Вы рассуждаете как грузин, поэтому для вас и странно, что абхазы не оставили никакого следа в грузинской литературе,
Это слишком невероятно. Как если бы французы не оставили следа в английской. Ну и что что они в меньшинстве. Ни имен, ни топонимов, ни грамматика ...ничего нет нигде, вообще.
Цитата: Tibaren от апреля 12, 2018, 17:07
Цитата: forest от используют ли они в артикль gi в конце слов ?
:o Что это такое вообще?
Да, было бы интересно... :pop:
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 03:03
А ещё чуть не забыл у Медеи был брат, которого она прирезала.
И ? Вам его имя покоя не дает, так? :)
а местность Гонио раньше именовалась Арсарос и там жили только лазы(колхи), клянусь, чессслово. :yes:
Цитата: ivanovgoga от апреля 12, 2018, 19:24
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 03:03
Вы рассуждаете как грузин, поэтому для вас и странно, что абхазы не оставили никакого следа в грузинской литературе,
Это слишком невероятно. Как если бы французы не оставили следа в английской. Ну и что что они в меньшинстве. Ни имен, ни топонимов, ни грамматика ...ничего нет нигде, вообще.
Французы оставили, ибо как известно, после норманского завоевания Англии, английская знать говорила исключительно на французском, в течении 3 веков. Абхазский бомонд того времени, мог общаться на грузинском, как на более престижном языке,всё таки грузины на тот момент были цивильнее, у них уже был алфавит, поэтому абхазский и не оставил никакого следа в грузинском .
Цитата: Tibaren от апреля 12, 2018, 17:07
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 03:38
используют ли они в артикль gi в конце слов ?
:o Что это такое вообще?
Странно, что именно у вас это вызывает удивление ,ведь этот вопрос я задал, именно на основе ваших слов, написанных 5 лет назад .
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 21:27
Странно, что именно у вас это вызывает удивление ,ведь этот вопрос я задал, именно на основе ваших слов, написанных 5 лет назад .
Напомните, плиз, каких слов?
Цитата: Tibaren от апреля 12, 2018, 21:32
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 21:27
Странно, что именно у вас это вызывает удивление ,ведь этот вопрос я задал, именно на основе ваших слов, написанных 5 лет назад .
Напомните, плиз, каких слов?
Я не знаю как скидывать цитаты из других сообщений, но могу написать точный адрес, где вы об этом писали. Лингвофорум » Практический раздел: для изучающих языки, помощь студентам » Беседы о языках и о лингвистике » Лингаметрия » Самый сложный язык из союзных республик СССР « Reply #342on: October 2, 2013, 21:54 » это 14 страница этой темы
Цитата: Tibaren от апреля 12, 2018, 21:32
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 21:27
Странно, что именно у вас это вызывает удивление ,ведь этот вопрос я задал, именно на основе ваших слов, написанных 5 лет назад .
Напомните, плиз, каких слов?
Offline Tibaren
Global Moderator
*
Posts: 8926
Gender: Male
View Profile Personal Message (Offline)
« Reply #342on: October 2, 2013, 21:54 »
Quote from: Alexandra A on October 2, 2013, 21:14
Quote from: Mechtatel on October 2, 2013, 21:13
Quote from: Alexandra A on October 2, 2013, 21:06
2.Отсуствие определённого артикля (кроме официального языка Румынии).
Определенный артикль есть в армянском, постпозитивный.
Не знала...
Причём ни в грузинском, ни в персидском, ни в тюркских, определённого артикля нет.
Был в древнегрузинском, тоже постпозитивный, раздельный, развившийся в совр. показатель номинатива, cр. др.-груз. k'ac igi "the man" vs. совр. k'ac-i "man-NOM".
ЦитироватьБыл в древнегрузинском, тоже постпозитивный, раздельный, развившийся в совр. показатель номинатива, cр. др.-груз. k'ac igi "the man" vs. совр. k'ac-i "man-NOM".
вы про это?
Ну так
1 это не лазский.
2. ig - тут за артикль с большим натягом можно принять. скорее
that man
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 21:48
могу написать точный адрес, где вы об этом писали.
) Теперь понятно.
Речь шла о древнегрузинском постпозитивном раздельном артикле
igi, происходящем из указательного местоимения ед.ч.
igi. В современном грузинском и в остальных картвельских языках этой категории нет.
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 21:48
Я не знаю как скидывать цитаты из других сообщений
Простите, а цитаты Вы как ставите? Нажатием надписи «Цитировать»?
Так слева от неё картиночка (https://lingvoforum.net/Themes/lingvoforum/images/qq.gif) (её название — qq.gif —расшифровывается quick quote), выделяете текст, нажимаете на неё — и вуаля! внизу страницы в поле быстрого ответа появляется выделенный текст, обёрнутый тэгом quote, и его можно скопировать и запостить в любой теме, даже более того, на любом форуме, поддерживающем BB-code.
Bhudh
Там тема закрыта и цитирование невозможно.
Ну, если поднапрячься и разобраться с параметрами, цитирование возможно всегда. Хотя вручную более муторно, но копипаст наше всё.
Цитата: Bhudh от апреля 12, 2018, 22:50
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 21:48
Я не знаю как скидывать цитаты из других сообщений
Простите, а цитаты Вы как ставите? Нажатием надписи «Цитировать»?
Так слева от неё картиночка (https://lingvoforum.net/Themes/lingvoforum/images/qq.gif) (её название — qq.gif —расшифровывается quick quote), выделяете текст, нажимаете на неё — и вуаля! внизу страницы в поле быстрого ответа появляется выделенный текст, обёрнутый тэгом quote, и его можно скопировать и запостить в любой теме, даже более того, на любом форуме, поддерживающем BB-code.
Спасибо
Цитата: Tibaren от апреля 12, 2018, 22:47
Цитата: forest от апреля 12, 2018, 21:48
могу написать точный адрес, где вы об этом писали.
) Теперь понятно.
Речь шла о древнегрузинском постпозитивном раздельном артикле igi, происходящем из указательного местоимения ед.ч. igi. В современном грузинском и в остальных картвельских языках этой категории нет.
Понятно, спасибо, просто заметил что это суффикс встречается у хемшилов, в словах мне - индзиги, тебе-кезиги, нам-мезиги.
Цитата: forest от апреля 13, 2018, 00:38
это суффикс
грузинском это не суффикс. это местоимение "тот"
Цитата: ivanovgoga от апреля 13, 2018, 00:43
Цитата: forest от апреля 13, 2018, 00:38
это суффикс
грузинском это не суффикс. это местоимение "тот"
Ясно, но непонятно, откуда эта gi, взялось у хемшилов, если оно не лазское
Цитата: forest от апреля 13, 2018, 00:38
словах мне - индзиги, тебе-кезиги, нам-мезиги.
местоимения
я, мне в грузинском звучат одинаково - мэ (Я)
Вот "ко мне" "к нему"...уже имеет суффикс направления
тан , кен
Вот в этой статье (https://www.academia.edu/35695713/%D0%92%D0%9E%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%AB_%D0%A0%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%93%D0%9E_%D0%AD%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%93%D0%95%D0%9D%D0%95%D0%97%D0%90_%D0%90%D0%91%D0%A5%D0%90%D0%97%D0%9E-%D0%90%D0%94%D0%AB%D0%93%D0%9E%D0%92_%D0%92_%D0%A1%D0%92%D0%95%D0%A2%D0%95_%D0%A1%D0%9E%D0%92%D0%A0%D0%95%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%A5_%D0%94%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%A5_%D0%9B%D0%98%D0%9D%D0%93%D0%92%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%98_%D0%93%D0%95%D0%9D%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%98_%D0%98_%D0%90%D0%A0%D0%A5%D0%95%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%98_THE_ISSUES_OF_EARLY_ETHNOGENESIS_OF_ABKHAZ-ADYGHS_IN_THE_LIGHT_OF_RECENT_DATA_OF_LINGUISTICS_GENETICS_AND_ARCHEOLOGY) автор пишет, что абхазо-адыги хоть и происходят в конечном счете из Анатолии, перли на Северный Кавказ не напрямую через Грузию, а вокруг всего Черного моря через Балканы и Украину.
Devorator, Вы что, сами не видите, что сей статье по-хорошему в псевде место?
Будучи неспециалистом в кавказской археологии и гаплогруппах, не вижу. Чего там такого псевдо-? Лингвистическим материалом автор вообще не оперирует, а только ссылается на мнение лингвиста Касьяна, что абхазо-адыгские хаттскому не так уж и близки. А ссылки на археологию и генетику выводы статьи как бы подтверждают. Или я чего-то не понимаю? Если да, объясните, что в данной статье не так.
Несмотря на довольно серьезный подход к разрешению вопроса , хочу сказать что неприемлимо проводить изыскания игнорируя окружающие племена и народы . Они же не по пустыни мигрировали туда -сюда ?)
Ну, традиционно предполагаемая миграция хатто-касков в историческое время через Грузию как раз игнорирует нахождение в Грузии картвелов, которые все последние тысячелетия вроде бы там и сидели.
Термин "Кашка" он по прежнему хочет увязать с адыгами а "Абешла" с абхазами по той простой причине ,что они созвучны с "касог" и "абсил". По мере более глубокого анализа данных хаттского языка понятна совершенная несостоятельность гипотезы родства его с абхазо-адыгскими равно как и вообще с какими другими . Но как привязать и объяснить теперь касков и абешла в рне Трабзона и Самсуна ?
Поэтому придумывают еще более чудаковатые теории миграции.
Псевдой не назову, но фактически статья является плохим пересказом обзора современной археологической литературы по проблеме происхождения и датировки майкопской культуры сделанной Касьяном в его докторской диссертации.
Ссылки на работы на французском и английском языках в статье не потверждают утверждений автора, думаю он этими языками не владеет и опять же списал все цитаты у Касьяна, который в отличие от Бифова явно эти работы читал.
Если не было картвелов в Грузии в те времена то можно хотя бы было определить им место согласно этой теории миграции хаттов/кашков из/в Анатолию ?
А то ведь доходит до абсурда когда нахо-дагестанцы и абхазо-адыги родственны хаттам и урартам , а картвелы тогда как меж ними очутились ?
Цитата: mjora от декабря 3, 2018, 20:10
Если не было картвелов в Грузии в те времена то можно хотя бы было определить им место согласно этой теории миграции хаттов/кашков из/в Анатолию ?
А то ведь доходит до абсурда когда нахо-дагестанцы и абхазо-адыги родственны хаттам и урартам , а картвелы тогда как меж ними очутились ?
На ваш взгляд какие народы могут быть предками адыго-абхазов, нахо-дагестанцев и картвелов, и к каким историческим событиям можно приурочить их этногенез.
Цитата: mjora от декабря 3, 2018, 20:03
Термин "Кашка" он по прежнему хочет увязать с адыгами а "Абешла" с абхазами по той простой причине ,что они созвучны с "касог" и "абсил".
Да вроде не очень хочет. На с. 52: "речь может идти о простом созвучии".
Цитата: mjora от декабря 3, 2018, 20:03
По мере более глубокого анализа данных хаттского языка понятна совершенная несостоятельность гипотезы родства его с абхазо-адыгскими равно как и вообще с какими другими .
Вы уверены? Насколько я знаю литературу вопроса, ничего по этому поводу до сих пор точно не установлено. Единственный, кто аргументированно возражает против близкого родства хаттского с абхазо-адыгскими - это Касьян, но у него опора только на лексикостатистику. А она особенно в этом случае может и ошибаться, т.к. специфика хаттских текстов такова, что выцарапать из них правильный сводешевский стословник очень трудно.
Если выцарапать трудно , то как же доказали или даже предположили родство ?)
На основании чего ?
ИЕ языки разошлись географически 6 тыс.лет назад но определить родство не так сложно . А тут получается жили по соседству но признаков языкового родства почти 0.
Цитата: mjora от декабря 3, 2018, 20:30
Если выцарапать трудно , то как же доказали или даже предположили родство ?)
На основании чего ?
Ну уж точно не по Сводешу. Когда это родство предположили, Сводеш еще свой метод не придумал.
И доказанным это родство никогда не считалось. Всегда о нем писали, как о наиболее вероятной гипотезе.
Цитата: mjora от декабря 3, 2018, 20:30
ИЕ языки разошлись географически 6 тыс.лет назад но определить родство не так сложно . А тут получается жили по соседству но признаков языкового родства почти 0.
А откуда их много наберется, если хаттских текстов мало, а те, которые есть, плохо интерпретируются? За признаки языкового родства тут принимаются общее структурное сходство грамматики, похожесть некоторых аффиксов и очень небольшого количеста слов. Больше материала из-за плохой читаемости хаттских текстов просто не набралось. Для нормального доказательства родства этого, видимо, в принципе не достаточно, но хватает, чтобы увидеть, что с абхазо-адыгскими сходств все-таки больше, чем с любыми другими географически близкими языками.
Цитата: Mass от декабря 3, 2018, 19:05
Devorator, Вы что, сами не видите, что сей статье по-хорошему в псевде место?
+1. Автор, похоже, слабо представляет себе хронологические рамки СК языков и легко двигает абх.-адыгские вглубь тысячелетий, не задумываясь о том, что прасеверокавказский и прасинокавказский при этом придётся отнести к эпохе динозавров.
Цитата: Бифов от Подобный взгляд задает новый вектор для дальнейших научных разработок, в частности, лингвистических исследований языковых связей абхазо-адыгских (естественно, в реконструируемой форме) с доиндоевропейскими языками Европы. Данное положение относится как к живому баскскому, так и выявляемому в современных европейских языках субстрату доиндоевропейского происхождения.
За чем же дело стало? Всё это уже проделывал Чирикба в отношении баскского и абх.-адыгских и только опозорился в среде баскологов.
Цитата: Tibaren от декабря 3, 2018, 20:45
+1. Автор, похоже, слабо представляет себе хронологические рамки СК языков и легко двигает абх.-адыгские вглубь тысячелетий, не задумываясь о том, что прасеверокавказский и прасинокавказский при этом придётся отнести к эпохе динозавров.
я всегда говорил, что там рептилоиды мутят... :tss:
Цитата: Devorator linguarum от декабря 3, 2018, 20:21
Вы уверены? Насколько я знаю литературу вопроса, ничего по этому поводу до сих пор точно не установлено.
)) Ну так ничего положительного по существу тоже не установлено...
ЦитироватьЕдинственный, кто аргументированно возражает против близкого родства хаттского с абхазо-адыгскими - это Касьян, но у него опора только на лексикостатистику. А она особенно в этом случае может и ошибаться, т.к. специфика хаттских текстов такова, что выцарапать из них правильный сводешевский стословник очень трудно.
У них принципиально разная фонетика, фонотактика и грамматика, что как бы заставляет задумываться.
Цитата: Tibaren от декабря 3, 2018, 20:45
Автор, похоже, слабо представляет себе хронологические рамки СК языков и легко двигает абх.-адыгские вглубь тысячелетий, не задумываясь о том, что прасеверокавказский и прасинокавказский при этом придётся отнести к эпохе динозавров.
А прасеверокавказский и прасинокавказский точно существовали? Если они фикция, то возражение снимается, ведь так?
Цитата: Devorator linguarum от декабря 3, 2018, 20:50
А прасеверокавказский и прасинокавказский точно существовали? Если они фикция, то возражение снимается, ведь так?
)) У ПСК есть шансы... Но это не значит, что ПСК = абх.-адыгский эпохи плейстоцена. И возражение вряд ли снимается.
Честно, я вот только что, читая ответы в теме, "дар речи потерял".
Цитата: Devorator linguarum от декабря 3, 2018, 19:22
Чего там такого псевдо-?
Стр. 52, абз. 2; стр. 56, абз. 2.
Не? :o
Цитата: Tibaren от декабря 3, 2018, 20:49
Цитата: Devorator linguarum от декабря 3, 2018, 20:21
Вы уверены? Насколько я знаю литературу вопроса, ничего по этому поводу до сих пор точно не установлено.
)) Ну так ничего положительного по существу тоже не установлено...
Зато установлено кое-что отрицательное. Хаттский точно не связан с индоевропейскими, семитскими, нахско-дагестанскими, хуррито-урартскими и шумерским. Отсутствие связи с абхазо-адыгскими во всяком случае не столь очевидно. Поэтому именно эта гипотеза и стала рассматриваться серьезно, в отличие от других возможных.
Цитата: Tibaren от декабря 3, 2018, 20:49
У них принципиально разная фонетика, фонотактика и грамматика, что как бы заставляет задумываться.
Большие различия в фонетики и фонотактике могут быть иллюзией, возникающей из-за записи хаттского неспособной правильно передавать его фонетику и фонотактику клинописью и из-за исторических изменений в абхазо-адыгских. В грамматике таки что-то общее есть.
Цитата: Tibaren от декабря 3, 2018, 20:45
Автор, похоже, слабо представляет себе хронологические рамки СК языков
Со способностью Бифова представлять всё даже слишком хорошо...
Цитата: Бифов от
Подобное «вклинивание» Азовского моря наводит на мысль, что до гипотетического черноморского «потопа», который произошел около 7500 лет назад [24: 29] (рис. 16), древние представители ранних стадий культуры Мешоко-Дарквети и Триполи-Кукутени составляли единую популяцию, разделенную появившимся Азовским морем.
Вот эта вот приведённая мной цитата никого из присутствующих по существу не смущает, нет?
Цитата: Devorator linguarum от декабря 3, 2018, 21:01
Большие различия в фонетики и фонотактике могут быть иллюзией
... как и различия между Вами и кактусом :yes: В той же степени, на подобных основаниях :yes:
Достоверными предками адыгов с уверенностью можно считать разве что зихов, впервые упомянутых Страбоном. Гениохов же, которых Руф Фест Авиен считал родственниками зихов (из царства пеласгов), можно отнести к прото-абхазам. Учитывая, что западнокавказский язык распался в 7 веке до нашей эры, а гениохи (иганиехи) упомянуты урартами, то можно связать переселение протоабхазов из Кубани с нашествием киммерийцев.
Вот про фонотактику кажущееся серьезным возражение Касьяна: "В целом этимологизация хаттской лексики на западно-кавказском материале не представляется продуктивной даже теоретически ввиду принципиально разной структуры корня: преимущественно CVC в Х.я. и CV в западно-кавказском праязыке". Но ведь это точно то же самое, что сказать: "В целом этимологизация финской лексики на пермском материале не представляется продуктивной даже теоретически ввиду принципиально разной структуры корня: преимущественно CV(C)CV в финском и CV(C) в пермском праязыке"! Если хаттский - язык, сестринский абхазо-адыгским (как финский пермским), то структура его корня совсем не обязана выводиться из структуры праабхазо-адыгского корня.
Цитата: Devorator linguarum от декабря 3, 2018, 21:01
Зато установлено кое-что отрицательное. Хаттский точно не связан с индоевропейскими, семитскими, нахско-дагестанскими, хуррито-урартскими и шумерским.
)) А точно установлено-то? А то ведь это может быть иллюзией...
Цитироватьиз-за записи хаттского неспособной правильно передавать его фонетику и фонотактику клинописью
С фонотактикой-то какие проблемы?
Цитироватьи из-за исторических изменений в абхазо-адыгских.
Ну, если считать, что они утратили часть корня, то их легко "восстановить" и до койсанских, и до пама-ньюнга.
ЦитироватьВ грамматике таки что-то общее есть.
Да, но это настолько зыбко, что всерьёз рассматривать не приходится.
Цитата: Devorator linguarum от декабря 3, 2018, 21:01
Большие различия в фонетики и фонотактике могут быть иллюзией, возникающей из-за записи хаттского неспособной правильно передавать его фонетику
И каким же образом (или чем-то наподобие свечи) вы собираетесь при этом своём допущении говорить о установлении родства хаттского хоть с чем нибудь? ::)
Будете его "под сукно" потом постоянно прятать?
А ведь можно же просто принять реальность - хаттский это изолят .
Фонетико-лексических параллелей между ААЯ и НДЯ просто десятки и десятки из того же Сводеша . Без всяких притягиваний за ухи )
На фоне этого какое либо родство с хаттским выглядит просто алогичным .
Цитата: mjora от декабря 3, 2018, 21:35
А ведь можно же просто принять реальность - хаттский это изолят .
Лучше вспомнить (или узнать), что сейчас известно менее 200 слов, причём преимущественно из культовой лексики.
И шоб тут никто не говорил, шо я только критикую, а ссылку на интересное чтиво не дал, - вот:
http://www.academia.edu/350837/Central_Anatolian_languages_and_language_communities_in_the_Colony_period_The_Luwian_substrate_of_Hattian_and_the_independent_Hittites
И вот:
http://saxo.ku.dk/ansatte/?pure=files/123407435/Hattian_Matteo_Vigo_English_version.pdf (http://saxo.ku.dk/ansatte/?pure=files%2F123407435%2FHattian_Matteo_Vigo_English_version.pdf)
Цитата: Tibaren от декабря 3, 2018, 21:23
Цитироватьиз-за записи хаттского неспособной правильно передавать его фонетику и фонотактику клинописью
С фонотактикой-то какие проблемы?
По секрету скажу вам, что у клинописи даже с передачей фонотактики семитских и хеттского проблемы. Семитских - потому что нет знаков для фарингальных и ларингальных согласных, в результате чего выписываются зияния там, где их на самом деле нет; хеттского - потому что клинопись не может передавать подряд больше двух согласных, из-за чего сочетания согласных на письме разбиваются лишними гласными. :tss: Откуда у вас уверенность, что с передачей фонотактики хаттского клинопись справляется лучше?
Цитата: Tibaren от декабря 3, 2018, 21:23
Цитироватьи из-за исторических изменений в абхазо-адыгских.
Ну, если считать, что они утратили часть корня, то их легко "восстановить" и до койсанских, и до пама-ньюнга.
Если следовать вашей логике, то и французский нельзя восстанавливать до латыни. Ведь он же утратил часть корня!
Цитата: Tibaren от декабря 3, 2018, 21:23
ЦитироватьВ грамматике таки что-то общее есть.
Да, но это настолько зыбко, что всерьёз рассматривать не приходится.
Все-таки надо различать случаи "родства точно нет" и "из-за недостатка материала мы (возможно, только пока) не можем сказать, есть ли родство". Вот у хаттского с абхазо-адыгскими последний случай, а, например, с индоевропейскими или семитскими - первый.
kinawar, kinawa-a-r,
если женщина просит...
Извините :-[
И вообще, господа патриархи, дайте пожалуйста конкретных данных, а то не-хаттологу вас не понять...
кстати, и правда же, хатт. (a)šne ( 'offering' ) не заимствование ли? Ср. скр. yajña, авест. yasna... :???
Считаю, что хаттский - изолят, пока не доказано обратное. Его вроде бы и с картвельскими пытались сравнивать, нет?
Каскский вообще неклассифицируемый.
Цитата: Nevik Xukxo от декабря 4, 2018, 11:47
Каскский вообще неклассифицируемый.
Эт точно... Как его классифицировать, если из него ни одного слова не известно? :srch:
Цитата: Devorator linguarum от декабря 4, 2018, 14:34
Цитата: Nevik Xukxo от Каскский вообще неклассифицируемый.
Эт точно... Как его классифицировать, если из него ни одного слова не известно?
что не мешает адыгским ученым считать их предками касогов, ну и своими тоже.
Вернемся к статье Бифова. Если снять с нее всю непроверяемую шелуху типа прасинокавказцев в Анатолии и родства с хаттами и касками, остается идея, что абхазо-адыги на Северном Кавказе таки не автохтоны, но пришли не с юга из Анатолии или северной Месопотамии, а с запада вдоль северного побережья Черного моря. В качестве аргументов использованы происки гаплобесов (какая-то там абхазо-адыгская гаплогруппа происходит с Балкан) и археологов (мешоко-даркветские горшки сильно похожи на трипольские). Все это очень ненаучно? :???
ненаучно.
хронология не позволяет, а постулируемое самим же Бифовым удревнение Майкопской культуры не оставляет вообще никаких шансов на происхождение Майкопа из Триполья.
Цитата: Devorator linguarum от декабря 4, 2018, 19:14
Вернемся к статье Бифова. Если снять с нее всю непроверяемую шелуху типа прасинокавказцев в Анатолии и родства с хаттами и касками, остается идея, что абхазо-адыги на Северном Кавказе таки не автохтоны, но пришли не с юга из Анатолии или северной Месопотамии, а с запада вдоль северного побережья Черного моря. В качестве аргументов использованы происки гаплобесов (какая-то там абхазо-адыгская гаплогруппа происходит с Балкан) и археологов (мешоко-даркветские горшки сильно похожи на трипольские). Все это очень ненаучно? :???
В Северном Причерноморье - прародина индоевропейцев, причем переживавших в то время демографический взрыв и выплеск лишнего населения. А неолитические культуры Балкан переживали лютый кризис. Для того, чтобы пройти сквозь индоевров и трансформироваться в адыго-абхазов трипольцы должны быть сильнее их. Так что адыго-абхазы - аборигены Западного Кавказа.
Цитата: Devorator linguarum от декабря 3, 2018, 23:31
По секрету скажу вам, что у клинописи даже с передачей фонотактики семитских и хеттского проблемы. Семитских - потому что нет знаков для фарингальных и ларингальных согласных, в результате чего выписываются зияния там, где их на самом деле нет; хеттского - потому что клинопись не может передавать подряд больше двух согласных, из-за чего сочетания согласных на письме разбиваются лишними гласными. :tss: Откуда у вас уверенность, что с передачей фонотактики хаттского клинопись справляется лучше?
А, ну то есть, хаттское hun "большой" вполне себе могло в реальности произноситься по-другому, близко к западнокавказскому *шкукуэ? А почему, простите, не к шумерскому mah, сванскому хоša или суахили kubwa?
ЦитироватьЕсли следовать вашей логике, то и французский нельзя восстанавливать до латыни. Ведь он же утратил часть корня!
Но при этом он налицо перед нами в полном объеме лексики и грамматики и своей документально зафиксированной историей развития.
ЦитироватьВсе-таки надо различать случаи "родства точно нет" и "из-за недостатка материала мы (возможно, только пока) не можем сказать, есть ли родство". Вот у хаттского с абхазо-адыгскими последний случай, а, например, с индоевропейскими или семитскими - первый.
А почему первый-то? )) Докажите, что родства с семитскими и ИЕ нет.
Цитата: Devorator linguarum от декабря 4, 2018, 19:14
остается идея, что абхазо-адыги на Северном Кавказе таки не автохтоны, но пришли не с юга из Анатолии или северной Месопотамии, а с запада вдоль северного побережья Черного моря. В качестве аргументов использованы происки гаплобесов (какая-то там абхазо-адыгская гаплогруппа происходит с Балкан) и археологов (мешоко-даркветские горшки сильно похожи на трипольские). Все это очень ненаучно? :???
А, ну то есть, они лет эдак пять-шесть тыщ болтались где-то в Балканоевропах, сохраняя при этом исходное праабхазоадыгское языковое состояние, а по переселении на Кавказ вдруг резко дивергировали?
Цитата: Devorator linguarum от декабря 4, 2018, 19:14
но пришли не с юга из Анатолии или северной Месопотамии, а с запада вдоль северного побережья Черного моря.
А че не с северо-востока Каспия? Откуда обычно и шли волны переселения на Севернный Кавказ?
Цитата: ivanovgoga от декабря 4, 2018, 20:39
Цитата: Devorator linguarum от декабря 4, 2018, 19:14
но пришли не с юга из Анатолии или северной Месопотамии, а с запада вдоль северного побережья Черного моря.
А че не с северо-востока Каспия? Откуда обычно и шли волны переселения?
Во-первых нет никаких доказательств пребывания адыго-абхазов в древности на побережье Каспия. Адыги продвинулись к Каспию только в 17 веке, но окумычились.
Во-вторых там были кочевые орды арийцев, угров и тюрок.
Цитата: Hajimurad от декабря 4, 2018, 20:43
Во-вторых там были кочевые орды арийцев, угров и тюрок.
тюрок и арийцев в 3 тысячелетии до н.э.? :o Вроде первые ИЕ в северном причерноморье и предкавказье это киммерийцы, а тюрки- хазары.
Цитата: ivanovgoga от декабря 4, 2018, 20:48
Цитата: Hajimurad от декабря 4, 2018, 20:43
Во-вторых там были кочевые орды арийцев, угров и тюрок.
тюрок и арийцев в 3 тысячелетии до н.э.? Вроде первые ИЕ в северном причерноморье и предкавказье это киммерийцы.
Ну-да, просто слово индоевропейцы очень длинное. А так адыги в степи появились только после падения Золотой Орды.
Цитата: Hajimurad от декабря 4, 2018, 20:50
А так адыги в степи появились только после падения Золотой Орды.
если их кто-то когда-то вытеснил в горы, то это не значит, что они не жили до того в степи.
Цитата: Devorator linguarum от декабря 4, 2018, 19:14
(мешоко-даркветские горшки сильно похожи на трипольские). Все это очень ненаучно? :???
Так не только на трипольские же ;D
Есть там такая археологическая культура, да. Сформировавшаяся где-то в V. тыс. до н.э. под влиянием культур степей Северного Причерноморья и имеющая плохо "объяснённый" ближневосточный компонент. Очень небогатая, но живучая культура. Даже майкопскую пережила.
Вот только абхазо-адыги к ней причём?
Горшки не говорят. Нужны записи языков. Документы где этих майкопцев и т. д.
Цитата: Nevik Xukxo от декабря 4, 2018, 21:23
Горшки не говорят. Нужны записи языков. Документы где этих майкопцев и т. д.
А вот у майкопцев могли бы быть, у них характерное влияние убейда с юга. Протоклинопись
могла к ним попасть. И очень-очень хотелось бы, чтоб так и было))))))
Цитата: Hajimurad от декабря 4, 2018, 19:51
В Северном Причерноморье - прародина индоевропейцев
Так это ж опять спорный вопрос! Одни говорят, что там, другие - не там.
Цитата: Mass от декабря 4, 2018, 21:29
Цитата: Nevik Xukxo от декабря 4, 2018, 21:23
Горшки не говорят. Нужны записи языков. Документы где этих майкопцев и т. д.
А вот у майкопцев могли бы быть, у них характерное влияние убейда с юга. Протоклинопись могла к ним попасть. И очень-очень хотелось бы, чтоб так и было))))))
Так нашли же уже. И прочитали по абхазо-адыгски. Только научный мир в целом отнесся к этому прочтению скептически. :(
(См.: Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М., 1999.)
Цитата: Devorator linguarum от декабря 4, 2018, 23:01
(См.: Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М., 1999.)
Хотел бы узнать
ваше мнение о том, например, что в сём труде написано с середины стр. 36 и далее ::)
тема катится в псевду как-то равномерно ускоренно... интересное явление.
Кстати, рекомендую прочесть любопытный труд - "Шнирельман В. А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке" .— М.: Новое литературное обозрение (ИЭА РАН), 2006.
Цитата: Mass от декабря 4, 2018, 23:08
Цитата: Devorator linguarum от декабря 4, 2018, 23:01
(См.: Турчанинов Г.Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа. М., 1999.)
Хотел бы узнать ваше мнение о том, например, что в сём труде написано с середины стр. 36 и далее ::)
Мое мнение - фантастика. Совсем ненаучная или все же частично научная, сказать не берусь, т.к. для этого надо книгу как минимум внимательно прочитать, чего я не делал. :smoke:
Devorator, ну тогда подкиньте в тему чего-нибудь сабжевого, раз уж с Вами всё в порядке :yes:
Сабжевое: памятники, которые пытался читать Турчанинов, все-таки реально существуют. Письменность это или нет, до конца не ясно, но на письменность очень похоже. Тот материал, который сейчас известен, по-видимому, принципиально недостаточен для дешифровки, но кто знает - может, в будущем какая билингва найдется или еще что, что кардинально удучшит ситуацию.
Да, но оно всё какое-то "не вызывающее доверия". Сравнить уровень мастерства майкопцев в металле, керамике, камне, и посмотреть на 'каллиграфию' майкопской плиты...
Цитата: Mass от декабря 5, 2018, 00:12
Да, но оно всё какое-то "не вызывающее доверия". Сравнить уровень мастерства майкопцев в металле, керамике, камне, и посмотреть на 'каллиграфию' майкопской плиты...
"Каллиграфия" майкопской плиты очень напоминает "каллиграфию" хеттской иероглифики. Там тоже все надписи как-то неряшливо выглядят, причем хеттская клинопись, в отличие от иероглифики, обычно бывает вполне аккуратная. Так что все это обусловлено конкретными письменными традициями, и однозначной связи с уровнем мастерства в других сферах не прослеживается.
Цитата: Devorator linguarum от декабря 4, 2018, 22:55
Цитата: Hajimurad от декабря 4, 2018, 19:51
В Северном Причерноморье - прародина индоевропейцев.
Так это ж опять спорный вопрос! Одни говорят, что там, другие - не там.
На ранних этапах этногенеза у индоевропейцев скорее всего преобладала гаплогруппа R1a M198. Экспансия ИЕ праязыка примерно 8500 лет назад -6500. Судя по ископаемым гаплогруппам R1a предки ИЕ обитали севернее трипольцев и ямников. Это лесостепная полоса Восточной Европы. Севернее обитали их дальние родственники.
R1a1 (M459)
R1a1b (YP1272) предки ямочно-гребёночников
R1a1a (M17, M198) предки индоевропейцев
R1a1a1 (M417, page7) индоевропейцы
R1a1a1a (CTS7083/L664/S298) Западная Европа ветвь кентум
R1a1a1b (S224/Z645, S441/Z647) Восточная Европа ветвь сатем
R1a1a1b1 (PF6217/S339/Z283) - R1a1a1b1a (Z282) шнуровики, предки балтославян
R1a1a1b2 (F992/S202/Z93) - R1a1a1b2a (F3105/S340/Z94) арии, предки индоиранцев
ямники и трипольцы к ИЕ никакого отношения не имеют.
Анатолийцы скорее всего сложились в Восточной Европе, потом через Балканы ( Черноводэ 5500-4500 лет назад) проникли в Малую Азию 4500-3200 лет назад, где позднее исчезли.
Ходят упорные слухи, что адыго-абхазы не родственны нахско-дагестанцам. Возможно общие черты у них в результате длительного взаимного влияния. Возможно А-А являются потомками майкопцев, а Н-Д потомки куроараксинцев 5500-4500.
Малоазийские земледельцы притащили с собой в Европу гаплогруппу G2a. Можно предположить, что и языки у них были родственны А-А
Только лишь взаимное влияние не может быть причиной 20% сходства слов из Сводеша .
Там явно что-то бОльшее :yes:
Цитата: рекуай от декабря 19, 2018, 02:14
Ходят упорные слухи, что адыго-абхазы не родственны нахско-дагестанцам.
Вам по существу есть что сказать? Без привлечения гаплогрупп ископаемых горшков.
Цитата: Tibaren от декабря 19, 2018, 20:55
гаплогрупп ископаемых горшков.
генно-модифицированных слухов, с Вашего позволения :yes:
;D