У меня есть несколько вопросов :-)
1) Кем являются для современных индуистов (вайшнавов и шиваитов) боги Ригведы? Аватарами Вишну или Шивы? Или кем?
2) Можно ли современному индуисту славить или молиться "чужим" (славянским, римским, греческим etc.) политеистическим богам? Кто они для индуса? А к монотеистическому Богу христиан или мусульман? Будет ли он считаться тождественным с Вишну (у вайшнавов) или Шиве (у шиваитов)?
3) Можно ли буддистам славить или молиться богам? Индуистским или "чужим". Я понимаю, что в буддизме богам не уделяется такая важная роль, как в Ведах, и они - просто обитатели Сансары, только чуть более удачливые. Но можно ли к ним обращаться? А кто, с точки зрения буддистов, монотеистический Бог? Один из дэвов или просто придумка христиан и мусульман?
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 01:291) Кем являются для современных индуистов (вайшнавов и шиваитов) боги Ригведы? Аватарами Вишну или Шивы? Или кем?
Ответ очень сильно будет зависеть от традиции (школы), которой следует конкретный индивидуум. Например, для адвайтина все они - "ипостаси" единого Брахмана, разные вайшнавские традиции считают их или обычными дживами (то есть, равными людям, животным и растениям), или шактиавеша-аватарами (то есть, тоже дживами, но наделёнными Господом определёнными силами для выполнения специальной миссии), или частями частей Вишну. Я могу рассказать о своей традиции, если интересно. В традиции есть подробное и точное описание, "кто есть кто и как всё устроено" аж в двух Писаниях.
Вот примерная схема:
(http://www.sambandha.ru/wp-content/uploads/2011/08/krishna_manifestation.jpg) (http://www.sambandha.ru/wp-content/uploads/2011/08/krishna_manifestation.jpg)
Боги (дэваты) Вед на этой схеме - в основном в категории "вибхути".
Цитировать2) Можно ли современному индуисту славить или молиться "чужим" (славянским, римским, греческим etc.) политеистическим богам? Кто они для индуса? А к монотеистическому Богу христиан или мусульман? Будет ли он считаться тождественным с Вишну (у вайшнавов) или Шиве (у шиваитов)?
Опять-таки, сильно зависит от традиции. Но вообще, считается, что вечная религия (санатана-дхарма) - это только религия Вед, все остальные - это низшие, или временные религии (упа-дхарма), в которых явлена, в лучшем случае, только часть истины, к тому же, причудливо перемешанная с человеческими выдумками. О поклонении каким-либо языческим богам речь идти вообще не может: это всё равно, что поклоняться людям или каким-нибудь злобным духам. Поскольку христиане и мусульмане поклоняются единому Богу, считается, что они поклоняются Ишваре (то есть, Всевышнему, Господу), но они же толком не знают об Ишваре ничего. Ни формы, ни имени, ни игр... Это чрезвычайно "бедная" форма поклонения Всевышнему. Зачем ей следовать, если в Ведах всё даётся?
Вайшнавы, обычно, никому, кроме Вишну не поклоняются (следуя совету Кришны в Бхагавад-гите: "оставь все другие виды религий, и просто предайся Мне"), ну а в моей традиции вообще считается, что следует поклоняться только одной форме Вишну: Шри Шри Радха-Кришне, пребывающим во Врадже. Всё остальное будет поклонением в нежелаемом настроении, поскольку ни в одной другой форме (даже Вишну, не говоря уж о других проявлениях Абсолюта) нет необходимого сочетания качеств. А для нас настроение служения очень и очень важно. Поэтому в сампрадайе даже другим формам Вишну не поклоняются, или, если и поклонятся, то видят в них Кришну (это не всем под силу, особенно, из новичков, поэтому для новичков есть совет не поклоняться никому, кроме Радхи и Кришны).
Благодарю!! Сложно, правда...
1) А в тех традициях, где боги - это отдельные дживы (души), какая у них роль? Они управляют миром? Или просто блаженствуют на небесах и все? Можно ли к ним обращаться за чем-то? Они же сильные и наделены особыми ролями в Мире, все-таки))
2) А можно ли обращаться к богам в тех традициях, где они "части" или "проявления" Бога? Если не брать Вашу традицию, а другие) Что произойдет с вайшнавом, если он это сделает?
3) Как приведенные в двух первых вопросах традиции относятся к другим политеистическим богам, не индуистским? Можно ли их считать одними из "330 миллионов дэва"? Т.е. тоже дживами с особыми ролями в мире или "частями", "проявлениями" Бога.
4) Что такое "религия Вед" в данном контексте? Политеистическая религия ариев или же Вайшнавизм (для вайшнавов, разумеется)
Заранее благодарен)
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 14:121) А в тех традициях, где боги - это отдельные дживы (души), какая у них роль? Они управляют миром? Или просто блаженствуют на небесах и все? Можно ли к ним обращаться за чем-то? Они же сильные и наделены особыми ролями в Мире, все-таки))
Ну, обращаться-то можно, и обращаются, за земными благами. Просто в Индии уже минимум две с половиной тысячи лет, как пришли к выводу, что достойная человека цель - освободиться от сансары, а не ещё больше в неё впутываться. Когда вы обращаетесь к дэватам за какими-то временными материальными благами (пусть и строго по Ведам это делаете), вы просто продлеваете срок своего материального существования, ведь эти блага придётся "отработать", то есть, вы приобретаете очередной кусочек "личной кармы", продлевающий пребывание в сансаре. Поэтому в современных традициях, кроме традиций шраута и смарта, где просто не ищут выхода из сансары, и даже вопрос об этом не ставится, Самхиты Вед и связанное с ними поклонение дэватам считают "карма-кандой" (то есть, поклонением, связанным с кармой), и не рекомендуют очень-то сильно подобным увлекаться. Так у вайшнавов, так же и у шайвов, шактов, адвайтинов. Тем не менее, семейные индуисты, даже следующие этим направлениям, сплошь и рядом обращаются к дэватам за достатком, потомством, здоровьем, урожаем, и т. д., и т. п.
Цитировать2) А можно ли обращаться к богам в тех традициях, где они "части" или "проявления" Бога? Если не брать Вашу традицию, а другие) Что произойдет с вайшнавом, если он это сделает?
Если обращаться к дэвате, как части Вишну, и просить у него мукти (освобождения из сансары) или бхакти (преданного служения Ишваре), ну, или хотя бы
указать путь к этим целям (они сами, на самом деле, не могут дать этого - это может только Ишвара), научить - это совсем другой коленкор. Например, в Катха Упанишаде мальчик Начикетас просит у Ямы, который пообещал исполнить три любых его желания (он "по ошибке" попал в царство мёртвых, будучи живым, и Яма, не зная, что у него в царстве пребывает живой брахман, три дня не кормил его, как положено было делать в отношении пришедших в гости брахманов, вот и предложил "в возмещение" исполнить три желания), вовсе не каких-то жизненных благ, а знаний об Абсолюте, Брахмане. Яма не хочет передавать эти знания, но вынужден: он ведь пообещал. Так он становится
гуру (духовным учителем) Начикетаса, и обучает его, как освободиться из сансары.
Цитировать3) Как приведенные в двух первых вопросах традиции относятся к другим политеистическим богам, не индуистским? Можно ли их считать одними из "330 миллионов дэва"? Т.е. тоже дживами с особыми ролями в мире или "частями", "проявлениями" Бога.
В каком-то смысле, наверное, можно (тем более, Кришна в Гите говорит, что во что бы человек не верил - Кришна поддерживает эту веру, и вознаграждает человека согласно его вере, то есть, он принимает любое поклонение, любу жертву, вместо тех богов, реальных или воображаемых, которым поклоняется человек). Но у них же свои способы поклонения, к Ведам отношения не имеющие, так что результаты такого полонения ещё более преходящи, чем поклонение ведическим дэватам.
Цитировать4) Что такое "религия Вед" в данном контексте? Политеистическая религия ариев или же Вайшнавизм (для вайшнавов, разумеется)
У индоариев, в моём представлении, никогда не было политеистической религии, как, например, у египтян, вавилонян, или древних греков с римлянами. Но это, разумеется, спорный момент. Это если брать только Самхиты Вед, то есть, пресловутую "карма-канду". Уже в Риг Веде встречается "экам сат" - "единый сущий".
А ведь Упанишады же тоже в Веды (в раздел шрути) входят, так что практически любое современное течение, основывающееся на философии Упанишад, веданте, укладывается в понятие "религия Вед". :)
Как же я Вам благодарен! Настолько исчерпывающе и понятно)) Если я в своем посте ВКонтакте воспользуюсь идеями из Ваших слов, можно я выскажу благодарность Вам в конце поста? Если да, то как Ваше имя указать?
На схеме Брахма одновременно попал и в щактиавэша-аватары, и в гуна-аватары. Это пересекающиеся множества или разные Брахмы?
Цитата: Lodur от апреля 19, 2016, 15:07результаты такого полонения
Занятная опечатка ;D.
Цитата: Bhudh от апреля 19, 2016, 17:10На схеме Брахма одновременно попал и в щактиавэша-аватары, и в гуна-аватары. Это пересекающиеся множества или разные Брахмы?
Это множества, которые могут пересекаться. Брахма - это "должность" же. Иногда это место занимает уполномоченная джива, как в нашей Брахманде, иногда - экспансия Вишну и / или Шивы.
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 15:56можно я выскажу благодарность Вам в конце поста?
Если хотите.
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 15:56Если да, то как Ваше имя указать?
Меня под реальным именем всё равно мало кто знает. Можете написать "Калки дас" или "Kalki das".
ЦитироватьУ индоариев, в моём представлении, никогда не было политеистической религии, как, например, у египтян, вавилонян, или древних греков с римлянами.
Да не может того быть.
В Риг-веде вообще чего только не было, в том числе гимн "богу" Кто? и Насадия (http://bhudh.narod.ru/test/nasadiya.html).
Цитата: Lodur от апреля 19, 2016, 10:42
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 01:291)/quote] Поскольку христиане и мусульмане поклоняются единому Богу, считается, что они поклоняются Ишваре
С несколько иным акцентом Вы повторили мысли второго Ватикана.
Цитата: almangum от апреля 22, 2016, 12:32
Цитата: Lodur от апреля 19, 2016, 10:42Поскольку христиане и мусульмане поклоняются единому Богу, считается, что они поклоняются Ишваре
С несколько иным акцентом Вы повторили мысли второго Ватикана.
«Угадал все буквы, не смог прочесть слово». :) (В смысле: ваша мысль осталась для меня неясной. Видимо, потому, что не знаю, что такое "второй Ватикан", какие у него есть или были мыслители, и что они намыслили).
Если я и повторяю чьи-то мысли - будьте уверены, это индийские мыслители средневековья или эпохи возрождения.
(wiki/ru) Второй Ватиканский собор (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80)
Цитата: Bhudh от апреля 22, 2016, 15:07(wiki/ru) Второй Ватиканский собор (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80)
Спасибо.
А более подробно вот здесь - http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_const_19641121_lumen-gentium_en.html
Цитата: almangum от апреля 22, 2016, 17:24А более подробно вот здесь - http://www.vatican.va/archive/hist_councils/ii_vatican_council/documents/vat-ii_const_19641121_lumen-gentium_en.html
Спасибо, конечно... Не уверен, что хочется всё это читать. Статьи в Вики вполне хватило.
Цитата: almangum от апреля 22, 2016, 12:32
Цитата: Lodur от апреля 19, 2016, 10:42
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 01:291)/quote] Поскольку христиане и мусульмане поклоняются единому Богу, считается, что они поклоняются Ишваре
С несколько иным акцентом Вы повторили мысли второго Ватикана.
Не поклоняются они ишваре. Они поклоняются Брахме, творцу Ману.
Ишвара стоит над брахмой в большинстве школ
Еще есть миф о том, что индуизм якобы принимает спасительность всех иных религий, но св.тексты индуизма говорят об обратном, см. Иша-упанишада 9; Веданта-сутры 2.1.3, 2.1.12, 2.2.1-45; Бхагавад-гита 7.20, 9.23-25, Махабхарата 12.213.2-3, 14.26.1; Ману-смрити 12.95-96; Бхагавата-пурана 5.6.9-11, 5.14.29-30...
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 01:29Кем являются для современных индуистов (вайшнавов и шиваитов) боги Ригведы?
Главные ведийские Индра, Варуна, Праджапати в индуизме уже второстепенные боги, их сильно унизили, особенно в пуранах и эпосе.
Исключение только малочисленный шраута индуизм, отвергающий поздние тексты смрити.
Также свою роль эти боги сохранили в космологии буддизма. Во время церемонии декламации паритт буддисты в т.ч. к этим старым брахманским богам обращаются за помощью
Цитата: 4fzbl от февраля 8, 2019, 12:38
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 01:29Кем являются для современных индуистов (вайшнавов и шиваитов) боги Ригведы?
Главные ведийские Индра, Варуна, Праджапати в индуизме уже второстепенные боги, их сильно унизили, особенно в пуранах и эпосе.
Исключение только малочисленный шраута индуизм, отвергающий поздние тексты смрити.
Также свою роль эти боги сохранили в космологии буддизма. Во время церемонии декламации паритт буддисты в т.ч. к этим старым брахманским богам обращаются за помощью
Что может свидетельствовать о том, что "унижение" ведийских богов случилось после возникновения буддизма, и удревнять этот процесс - неверно? :what:
Цитата: Neska от июля 15, 2019, 17:12
Цитата: 4fzbl от февраля 8, 2019, 12:38
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 01:29Кем являются для современных индуистов (вайшнавов и шиваитов) боги Ригведы?
Главные ведийские Индра, Варуна, Праджапати в индуизме уже второстепенные боги, их сильно унизили, особенно в пуранах и эпосе.
Исключение только малочисленный шраута индуизм, отвергающий поздние тексты смрити.
Также свою роль эти боги сохранили в космологии буддизма. Во время церемонии декламации паритт буддисты в т.ч. к этим старым брахманским богам обращаются за помощью
Что может свидетельствовать о том, что "унижение" ведийских богов случилось после возникновения буддизма, и удревнять этот процесс - неверно? :what:
Оно случилось с введением ишваравады. Примерно время сочинения маханараяна и шветашватара упанишад
Цитата: 4fzbl от июля 15, 2019, 17:45
Цитата: Neska от июля 15, 2019, 17:12
Цитата: 4fzbl от февраля 8, 2019, 12:38
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 01:29Кем являются для современных индуистов (вайшнавов и шиваитов) боги Ригведы?
Главные ведийские Индра, Варуна, Праджапати в индуизме уже второстепенные боги, их сильно унизили, особенно в пуранах и эпосе.
Исключение только малочисленный шраута индуизм, отвергающий поздние тексты смрити.
Также свою роль эти боги сохранили в космологии буддизма. Во время церемонии декламации паритт буддисты в т.ч. к этим старым брахманским богам обращаются за помощью
Что может свидетельствовать о том, что "унижение" ведийских богов случилось после возникновения буддизма, и удревнять этот процесс - неверно? :what:
Оно случилось с введением ишваравады. Примерно время сочинения маханараяна и шветашватара упанишад
Датировка
Упанишады трудно отнести к какому-либо определённому периоду санскритской литературы. Старейшие из Упанишад, такие как «Брихадараньяка-упанишаду» и «Чхандогья-упанишаду», учёные относят к периоду VIII века до н. э., тогда как большинство остальных, по мнению учёных, возникли в период с VII по III век до н. э., а некоторые появились только в период средневековья.
(wiki/ru) Упанишады (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B4%D1%8B)
Возникновение буддизма обычно датируют VI в. до н.э. Согласно решению ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма в 1956 году, условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в паринирвану
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 01:29
славить
какой всё-таки маркированный глагол :)
Цитата: Neska от июля 16, 2019, 06:12
Цитата: 4fzbl от июля 15, 2019, 17:45
Цитата: Neska от июля 15, 2019, 17:12
Цитата: 4fzbl от февраля 8, 2019, 12:38
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 01:29Кем являются для современных индуистов (вайшнавов и шиваитов) боги Ригведы?
Главные ведийские Индра, Варуна, Праджапати в индуизме уже второстепенные боги, их сильно унизили, особенно в пуранах и эпосе.
Исключение только малочисленный шраута индуизм, отвергающий поздние тексты смрити.
Также свою роль эти боги сохранили в космологии буддизма. Во время церемонии декламации паритт буддисты в т.ч. к этим старым брахманским богам обращаются за помощью
Что может свидетельствовать о том, что "унижение" ведийских богов случилось после возникновения буддизма, и удревнять этот процесс - неверно? :what:
Оно случилось с введением ишваравады. Примерно время сочинения маханараяна и шветашватара упанишад
Датировка
Упанишады трудно отнести к какому-либо определённому периоду санскритской литературы. Старейшие из Упанишад, такие как «Брихадараньяка-упанишаду» и «Чхандогья-упанишаду», учёные относят к периоду VIII века до н. э., тогда как большинство остальных, по мнению учёных, возникли в период с VII по III век до н. э., а некоторые появились только в период средневековья.
(wiki/ru) Упанишады (https://lingvoforum.net/wiki/%D0%A3%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B4%D1%8B)
Возникновение буддизма обычно датируют VI в. до н.э. Согласно решению ЮНЕСКО, повлиявшему на празднование 2500-летия буддизма в 1956 году, условной датой возникновения буддизма является 543 год до н. э., когда Будда вступил в паринирвану
Я назвал две первые ишваравадинские упанишады. Вайшнавскую и шиваитскую. Они обе не древние, моложе буддизма
Ишавасья старше буддизма.
Цитата: Lodur от июля 16, 2019, 12:36
Ишавасья старше буддизма.
Точно старше буддизма только брихадараньяка и чхандогья. Их сочинили в период до деятельности шраманских учителей и они имеют ведийскую версию санскрита
Цитата: 4fzbl от июля 16, 2019, 12:45
Цитата: Lodur от июля 16, 2019, 12:36
Ишавасья старше буддизма.
Точно старше буддизма только брихадараньяка и чхандогья. Их сочинили в период до деятельности шраманских учителей и они имеют ведийскую версию санскрита
Но Брихадараньяка относится к той же Шукла Яджурведе, что и Шатапатха Брахмана и Ваджасанейи Самхита. В ней Яджнявалкья - прошлое (возможно, не очень давнее, но всё же прошлое... хотя в самой упанишаде между Яджнявалкьей и моментом окончательной фиксации перечислено 38 поклонений учителей, что потянет на несколько веков, как минимум). Но Яджнявалкья и является составителем Ваджасанейи Самхиты, а Ишавасья входит в неё. Как же она может быть младше Брихадараньяки?
Цитата: Lodur от июля 16, 2019, 13:19
Цитата: 4fzbl от июля 16, 2019, 12:45
Цитата: Lodur от июля 16, 2019, 12:36
Ишавасья старше буддизма.
Точно старше буддизма только брихадараньяка и чхандогья. Их сочинили в период до деятельности шраманских учителей и они имеют ведийскую версию санскрита
Но Брихадараньяка относится к той же Шукла Яджурведе, что и Шатапатха Брахмана и Ваджасанейи Самхита. В ней Яджнявалкья - прошлое (возможно, не очень давнее, но всё же прошлое... хотя в самой упанишаде между Яджнявалкьей и моментом окончательной фиксации перечислено 38 поклонений учителей, что потянет на несколько веков, как минимум). Но Яджнявалкья и является составителем Ваджасанейи Самхиты, а Ишавасья входит в неё. Как же она может быть младше Брихадараньяки?
Мы ведь прекрасно знаем как индусы умеют выдумывать тексты
Да, есть мнение, что иша старше буддизма, но это мнение не общепринято
Что конкретно меняется от того, что ишваравада могла быть придумана до буддизма?
В самих то ведах ее нет. Религия прямо основанная на ведийских самхитах - это пурва миманса. В пурва мимансе Пурушу (пуруша сукты) за ишвару вовсе не рассматривают
Цитата: 4fzbl от июля 16, 2019, 13:49Мы ведь прекрасно знаем как индусы умеют выдумывать тексты
Буддисты не умеют? ::)
Цитата: Lodur от июля 16, 2019, 14:12
Цитата: 4fzbl от июля 16, 2019, 13:49Мы ведь прекрасно знаем как индусы умеют выдумывать тексты
Буддисты не умеют? ::)
Буддийский канон был записан намного раньше шрути и смрити
Цитата: 4fzbl от июля 16, 2019, 14:15
Цитата: Lodur от июля 16, 2019, 14:12
Цитата: 4fzbl от июля 16, 2019, 13:49Мы ведь прекрасно знаем как индусы умеют выдумывать тексты
Буддисты не умеют? ::)
Буддийский канон был записан намного раньше шрути и смрити
А выдуман?
Цитата: Lodur от июля 16, 2019, 14:36
Цитата: 4fzbl от июля 16, 2019, 14:15
Цитата: Lodur от июля 16, 2019, 14:12
Цитата: 4fzbl от июля 16, 2019, 13:49Мы ведь прекрасно знаем как индусы умеют выдумывать тексты
Буддисты не умеют? ::)
Буддийский канон был записан намного раньше шрути и смрити
А выдуман?
Если проводить аналогию с текстами индуизма, то в буддизме были выдуманы тантры ваджраяны
А сутры Махаяны?
Цитата: Iskandar от июля 16, 2019, 18:42
А сутры Махаяны?
Махаянский канон в большинстве своем укладывается в каноны ранних школ. За исключением отдельных сутр разумеется, где есть явные противоречия основным учениям
Цитата: Lodur от апреля 19, 2016, 17:31
Брахма - это "должность" же.
Кто был прототипом Брахмы в ведийской религии, как думаете? Хираньягарбха является именем бога или просто первоначальным состоянием Праджапати?
Пуруша на роль будущего Брахмы вроде бы отпадает, а вот Вишвакарман и Тваштар?
Мне казалось, что "Праджапати" aka "Ка" ("Кто") в Ведах - это и есть Брахма. Смотрите, например, Ригведа Самхиту 10.121. Но как-то особо сильно не вникал в этот конкретный вопрос.
Но Пурушу тоже называют "Праджапати", а Пуруша не рожден, поэтому не может быть Хираньягарбхой...
Который из Пуруш не рождён? :)
От него Вирадж родилась, от Вираджи — Пуруша.
Родившись, он стал выступать над землей сзади и спереди.
Где-то читал, но источник найти не могу. Ладно, пускай был один ведийский бог называемый: Хираньягарбха, Пуруша, Праджапати.
Но каково из этих имен основное-культовое, а остальные два должны быть лишь эпитетами?
И почему тогда в ведах есть "Пуруша" и "Хираньягарбха" сукты, но нет "Праджапати" сукты?
Не, ну "Праджапати"-то просто эпитет, который может относиться к разным богам. Я имел в виду, что в Самхитах и более поздних шрути он чаще всего (особенно, если не указано другого) относится к Брахме. (А вот в Итихасах и Пуранах под "Праджапати" уже, чаще всего, по умолчанию подразумевают семерых риши и прочих предков живых существ).
В брахманах Праджапати уже как основное имя...
Есть еще такой вариант. Узнать кому из трех намбудири делают жертву. Это будет мнение живой традиции, если конечно не учитывать пурушамедху
Цитата: Morumbar от апреля 19, 2016, 01:29
3) Можно ли буддистам славить или молиться богам?
Можно, только с верным (буддийским) пониманием их природы и возможностей
ЦитироватьИндуистским или "чужим".
В странах южного буддизма поклоняются буддийским каноническим богам и индуистским. В северном же буддизме индуистские боги итак ассимилированы
ЦитироватьЯ понимаю, что в буддизме богам не уделяется такая важная роль, как в Ведах, и они - просто обитатели Сансары, только чуть более удачливые. Но можно ли к ним обращаться?
Боги не эпицентр буддийского культа, а лишь надстройка к нему. Но историям о богах посвящены огромные разделы буддийского канона, поэтому для буддистов боги абсолютно реальны. В каноне речь также о том, что медитация на добрых богов и поклонение им приносит некоторую материальную и духовную пользу. Поэтому призывы к богам есть уже в монашеских служебниках
ЦитироватьА кто, с точки зрения буддистов, монотеистический Бог? Один из дэвов или просто придумка христиан и мусульман?
Есть два мнения.
Мнение, что авраамический Бог - это Махабрахма, но под соусом точно ложных представлений и мифов о нем.
Также мнение, что авраамический Бог - просто вымысел варваров, что его реально нет, как аналогично нет ишвары индуизма
Махапариниббана сутта
Пока они дорожат своими алтарями [индийских богов] в городах и поселках, охраняют и почитают их, не дают прийти к упадку жертвам и обычаям, установленным ранее, — пока благочестивое покровительство, защита и охрана святых нерушимо держится среди них, так что святые из других стран могут приходить в их царство и проживать в довольстве, — до тех пор могут Ваджджияне не упадка ждать, но преуспевания.
Паттакамма сутта
Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием... ученик Благородных совершает пять жертвований: родственникам, гостям, предкам, царям, [индийским] божествам. Таков третий случай, когда богатство тратится во благо, было правильно потрачено и использовано ради достойного дела.
Адийя сутта
Далее, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием... ученик Благородных совершает пять жертвований: родственникам, гостям, предкам, царям, [индийским] божествам. Таково четвёртое использование богатства.
Личчхавикумара сутта
Далее, Маханама, с помощью богатства, которое он обрёл усердным старанием, накопил силой своих рук, заработал потом и кровью – праведно добытым праведным богатством – представитель клана чтит, ценит, уважает, и почитает [индийских] божеств жертвований. Будучи чтимыми, ценимыми, уважаемыми, и почитаемыми, они проявляют сострадание к нему с добрым сердцем, думая: «Долгой тебе жизни!» Когда [индийские] божества жертвований проявляют сострадание к представителю клана, то [в отношении него] можно ожидать только лишь возрастания, а не упадка.
Цитата: Iskandar от июля 16, 2019, 18:42
А сутры Махаяны?
А как быть с тем, что в древнейшем гандхарском каноне буддизма они уже есть наряду с текстами хинаяны?
К слову эти (wiki/en) Gandhāran_Buddhist_texts (https://en.wikipedia.org/wiki/Gandh%C4%81ran_Buddhist_texts) древнее тхеравадинского канона - https://webshus.ru/18546