Цитата: bvs от марта 30, 2015, 22:47
Для поляков была зона оседлости :???
Нет, конечно. Царство Польское и Литва в РИ входили в зону
еврейской оседлости. Но шутки шутками, а полякам и прочим гражданам католического вероисповедания власти РИ тоже чинили кое-какие препятствия. На верхних ступенях военной и чиновничьей иерархии их было непропорционально мало, в разы меньше, чем прибалтийских немцев-лютеран.
Да и народ тоже... Вот врезалась в память характеристика одного ротмистра из мемуаров белогвардейца Ф.Елисеева: "Он был поляк,
но казаки его любили, называли есаулом"
Цитата: Рыжий от марта 31, 2015, 07:13
Цитата: bvs от марта 30, 2015, 22:47
Для поляков была зона оседлости :???
Нет, конечно. Царство Польское и Литва в РИ входили в зону еврейской оседлости. Но шутки шутками, а полякам и прочим гражданам католического вероисповедания власти РИ тоже чинили кое-какие препятствия. На верхних ступенях военной и чиновничьей иерархии их было непропорционально мало, в разы меньше, чем прибалтийских немцев-лютеран.
Да и народ тоже... Вот врезалась в память характеристика одного ротмистра из мемуаров белогвардейца Ф.Елисеева: "Он был поляк, но казаки его любили, называли есаулом"
И не только католикам, но и униатам. На момент 1863 приблизительно 75% белорусов были униатами. Но если католиков и униатов зажимали потому что те устраивали восстания, то евреев обвиняли в обнищании белорусских крестьян. Считали, что евреи спаивают и обманывают крестьян, покупая зерно за бесценок. Евреям не разрешали селиться в сельской местности, а это объясняет их большое скопление в городах и местечках. Окончательно юридическое оформление черте оседлости сообщило «Положение об устройстве евреев» 1804г, которое отчасти основывалось на мнении сенатора Г. Державина о причинах продовольственного дефицита в Белоруссии (на тот момент северная и восточная Беларусь и запад Смоленской области). А главная причина создания черты оседлости для евреев видимо коммерческая конкуренция, которую еврейские торговцы могли составить российским купцам.
На vostlit.info много исторических документов : http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1780-1800/Derzhavin/Evrei_Belorus/text1.htm
№ 3. 25 июня 1800 г. Письмо Г. Державину губернского прокурора П. Роспопова с изложением причин бедствия белорусских крестьян.
Его высокопревосходительству
господину действительному тайному советнику и сенатору, кавалеру
Гавриилу Романовичу Державину
белорускаго губернскаго прокурора Распопова
Рапорт
Вашему высокопревосходительству имею честь донести, что крайнему недостатку хлеба в продовольствии крестьян Белорусской губернии не иначе есть притчина, так то та, что после бывшаго с 1791-го сплошь чрез четыре года неурожая, где были какия магазины у помещиков Белорусской губернии, все оные истреблены то на иждивение крестьян, то на продажу и сверх их сего слух происходит о следующем.
С 1795-го по 1797-й год хотя и были урожаи, но не велики, а посему крестьяне едва могли себя прокормить и уплатить часть из взятаго взаймы у помещиков и протчих людей в голодное время хлеба. Прошлаго же 1799-го, когда встретился почти по всей губернии крайней неумолот ржи и яроваго хлеба, то уже по неимению магазейнов чрез зиму и нынешнюю весну нечем было бедным спасаться, а помещики по большой части не обращают на то внимания и старательства в пропитании крестьян не имеют.
Наконец, хотя бы за сим и наступил урожай, но всеконечно крестьяне претерпют в самое время сильную нищету из следующих притчин. Во-первых, по неимению семян весьма мало ими посеяно хлеба, а по оной притчине до 1-го генваря не станет им пищи. Во-вторых, обыкновением есть у помещиков набранной хлеб крестьянами осенью отдать в полтора, а евреи, живущие по деревням, розданной на заклады вещей крестьянам хлеб и за протчия долги тоже [61] собирают в полтора надзвычайною мерою. В-третьих, есть еще главнейший в Белоруссии способ евреев, особливо в местечках живущих в части бывшей Могилевской губернии, что хотя некоторые помещики и запрещают им ездить осенью по деревням в коляду, но они производят сие открыто, то есть всякой арендатор корчмы, когда еще крестьяне молотят хлеб, подъезжает к ним под видом требования долгу или коляды с вином горячим и, обламутив людей дачию по нескольку рюмок вина, берут у них разнаго сорта хлеб за долг и коляду, из чего, а равно ж с разных выманок у крестьян денег и прочаго имущества, без всяких трудов выгодное с большими семействами по деревням и местечкам ведут житие, а помещики, будучи ослеплены получаемыми от евреев за аренду деньгами, не уважают, что от ничего инако таковой им платеж от евреев поступает токмо из собираемых с крестьян их же пожитков, число ж евреев, хотя по ревизии мало показано, но их непосредственно более есть по деревням и местечкам. Как сему можно поверить из примеру, что в городе Витебске, где токмо живут такие, которые из художества и купеческаго промысла имеют продовольствие, в последнюю ревизию записано 713-ть мужеска и женска 1173, по спискам же городовой полиции за 1799-й год мужеска 1189, а женска 1444 души, неизвестно откуда явившиеся и получивших здесь свое водворение. В-четвертых, крайний недостаток хлеба по большой части имеется в уездах, составлявших прежде Полоцкое наместничество, а к части бывшей Могилевской губернии, хотя в уездах Чериковском, Белицком, Чаусовском и Мстиславском бывает лучший урожай хлеба, но дороговизна чрез долгое время не устанет, потому что оттуда купечество белорусское, покупая и транспортуя к Двине реке хлеб, сплавливает оной на продажу в Ригу так, что оставляется там. От накопления со всех сторон хлеба дешевле цена бывает, как в Белоруссии, и притом нужно все сильное обратить старание, дабы евреи более непозволительнаго винокурения не производили, и чтоб господа маршалы и земские полиции, [62] буде евреев уменьшить в Белоруссии число невозможно, посредством сугубаго смотрения помещиков непременно пресекли чинимый евреями соблазн для крестьян, покушал их к пьянству и к непопечению своей пользы, чрез что ввергают их в крайнюю нищету.
Губернский прокурор Петр Роспопов
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 07:56
На момент 1863 приблизительно 75% белорусов были униатами.
это население каких губерний Российской Империи?
Цитата: do50 от марта 31, 2015, 08:08
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 07:56
На момент 1863 приблизительно 75% белорусов были униатами.
это население каких губерний Российской Империи?
Карту не можете открыть и посмотреть какие губернии были на территории современной Беларуси в то время?
Минская и Mогилевская почти полностью находились на территории современной Беларуси. В Гродненскую губернию входила Белосточина. Виленская губерния — северо-запад Беларуси и юго-восток Литвы, а Витебская губерния — север Беларуси, Латгалия и часть Псковской области.
Источник о 75% униатов среди белорусов. -
Анатоль Грыцкевіч. Уніяцкая царква на Беларусі ў канцы ХVIIІ — пачатку XIX стагодзьдзяў // Хрысьціянская думка, № 3 (214), 1993, с. 119.
После восстания запрещали печать и закрывали школы, а у униатов начали обращать в православие. Это происходило вплоть до 1920-ых. Также часть униатов перешла в римск-католическую церковь на западе Беларуси.
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 08:24
Также часть униатов перешла в римск-католическую церковь на западе Беларуси.
На западе поди смешанное с поляками и литовцами население отчасти... :umnik:
если говорить о Белорусском генерал-губернаторстве (Витебское и Могилёвское генерал-губернаторство), то 75% униатов - вполне объективная цифра на мой субъективный взгляд, но говорить о том, что население территорий, которые сейчас являются РБ плюс части Смоленской и Псковской областей на 75% было униатским - это преувеличение, как мне кажется...
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 07:56
На момент 1863 приблизительно 75% белорусов
в 1863 году, "белорусы" - самоназвание или что это за термин?
Цитата: Nevik Xukxo от марта 31, 2015, 08:57
На западе поди смешанное с поляками и литовцами население отчасти...
это территории современной Польши
Цитата: do50 от марта 31, 2015, 09:05
если говорить о Белорусском генерал-губернаторстве (Витебское и Могилёвское генерал-губернаторство), то 75% униатов - вполне объективная цифра на мой субъективный взгляд, но говорить о том, что население территорий, которые сейчас являются РБ плюс части Смоленской и Псковской областей на 75% было униатским - это преувеличение, как мне кажется...
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 07:56
На момент 1863 приблизительно 75% белорусов
в 1863 году, "белорусы" - самоназвание или что это за термин?
Было написано -
на момент 1863 приблизительно 75% белорусов были униатами. Под
белорусами подразумевались предки белорусов, какбы они себя не идентифицировали в 1863г. 75% - цифра объективная учитывая исторические события, после брестской унии. В источнике указывают цифры людей проживающих на территориях современной Беларуси в 1863г, и скорее всего цифры взяты из записей церковных приходов.
Цитата: do50 от марта 31, 2015, 09:07
Цитата: Nevik Xukxo от марта 31, 2015, 08:57
На западе поди смешанное с поляками и литовцами население отчасти...
это территории современной Польши
На Белосточине жило много белорусов и полонизированных белорусов. Там и сейчас сохранилась православная белорусская диаспора, а белорусы католики полностью ассимилировались в польский этнос. Также последние 70-80 лет на Белосточину переехало много поляков из Польши. Эти земли изначально были заселенны западными балтийскими племена, а затем восточными славянами дреговичами. После Люблинской унии и образования Речи Посполитой некоторые земли Белосточины вместе с Украиной были переданы Польше. В составе РИ Белосточина оставалась частью Гродненской губернии, которая включала территории современной Брестской области и около половины современной Гродненской области.
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 09:15
на момент 1863 приблизительно 75% белорусов были униатами
как то странно, после перестройки униацких церквей, затеянной в 1834 году (а это исторический факт), униаты массово стали переходить в приходы костёлов... ну не принимали белорусские униаты иконостасов, но как то цифры не складываются...
конечно же я могу ошибаться, но что-то тут не так
Цитата: do50 от марта 31, 2015, 09:40
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 09:15
на момент 1863 приблизительно 75% белорусов были униатами
как то странно, после перестройки униацких церквей, затеянной в 1834 году (а это исторический факт), униаты массово стали переходить в приходы костёлов... ну не принимали белорусские униаты иконостасов, но как то цифры не складываются...
конечно же я могу ошибаться, но что-то тут не так
Небольшой дискурс истории.
Предки униатов были православными. После Брестской унии (1596) правительство проводило политику обращения православного населения в греко-католическую в ВКЛ и Польше (Украине). Униаты продолжали праздновать религиозные праздники по православным традициям, а их церковь перешла в юрисдикцию Ватикана. В результате засилья унии вспыхнуло восстание в Могилеве в 1618г. Тогда Могилев был крупным торговым центром соединяющим Московию и Европу. Могилев можно назвать оплотом православия в Литве на тот период. Позже к казацкому восстанию Хмельницкого присоединилось православное населении отчасти из-за дискриминации православного населения на Украине. Параллельно проходила полонизация населения Литвы и Украины. Русинский, он же старобелорусский или язык ВКЛ утратил статус официального языке ВКЛ в 1693г. Высшее сословие Литвы переходило в римско-католическую церковь, получая некоторые привилегии. Поменять религию означало смену этноса во многих случаях. Католики идентифицировали себя поляками, а православные и униаты — русинами, литвинами, белорусами. Это правило распространялось на обычных жителей, а магнаты и шляхта жили по своим правилам. Литературу печатали на польском языке. Образование и проповеди в униатских церквях проходили на польском языке. К 19-ом веку польский язык и культура получила широкое распространение в Литве и западнобережной Украине. Но в большей степени в Литве, как мне кажется.
У меня был кусок текста начала 18-го века написанный в Щучинском райне, Гродненской области (Гродненская губерния) — это трасянка белорусского и польского языка. Западная Беларусь тяготела к Польше в 19-ом веке, как мне кажется. Скажем так -тяготела к Польше и католической Литве больше чем к РИ. И после событий 1830-ых и 1860-ых вероятно многие люди, поставленные перед выбором, перешли в католичество , а не в православие. По культуре и менталитету польские и литовские католики , жившие по соседству, были ближе униатам западной Беларуси. Приблизительно то же самое происходило позже в Виленском крае и западе Беларуси в начале 20-го века. Люди этнографически белорусы, язык — простая мова, а национальность — поляк. И сейчас, если разобраться, многие литвины считают себя литвинами только потому что несогласны с политическом курсом современной Беларуси. И дай им выбор, то в официальных документах они запишут себя литвинами.
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 10:38
Небольшой дискурс истории.
полностью с вами согласен, из вами написанного нет ничего, с чем бы я мог не согласится, да и Мараш в своей монографии о католической экспансии, в целом, говорит о том же
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 09:15
Цитата: do50 от марта 31, 2015, 09:05если говорить о Белорусском генерал-губернаторстве (Витебское и Могилёвское генерал-губернаторство), то 75% униатов - вполне объективная цифра на мой субъективный взгляд, но говорить о том, что население территорий, которые сейчас являются РБ плюс части Смоленской и Псковской областей на 75% было униатским - это преувеличение, как мне кажется...
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 07:56На момент 1863 приблизительно 75% белорусов
в 1863 году, "белорусы" - самоназвание или что это за термин?
Было написано - на момент 1863 приблизительно 75% белорусов были униатами.
Что-то не так. После 1840-го униаты империи оставались лишь на Холмщине.
Да и цифры неправдоподобно завышены, учитывая массовый возврат в православие в конце XVIII в.
Цитата: piton от марта 31, 2015, 11:14
Что-то не так. После 1840-го униаты империи оставались лишь на Холмщине.
Да и цифры неправдоподобно завышены, учитывая массовый возврат в православие в конце XVIII в.
так и я о том, что речь идёт скорее всего о Белорусском генерал-губернаторстве в границах Витебского и Могилёвского генерал-губернаторства и тогда 75% очень похожая цифра на правду
Цитата: piton от марта 31, 2015, 11:14
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 09:15
Цитата: do50 от марта 31, 2015, 09:05если говорить о Белорусском генерал-губернаторстве (Витебское и Могилёвское генерал-губернаторство), то 75% униатов - вполне объективная цифра на мой субъективный взгляд, но говорить о том, что население территорий, которые сейчас являются РБ плюс части Смоленской и Псковской областей на 75% было униатским - это преувеличение, как мне кажется...
Цитата: procyone от марта 31, 2015, 07:56На момент 1863 приблизительно 75% белорусов
в 1863 году, "белорусы" - самоназвание или что это за термин?
Было написано - на момент 1863 приблизительно 75% белорусов были униатами.
Что-то не так. После 1840-го униаты империи оставались лишь на Холмщине.
Да и цифры неправдоподобно завышены, учитывая массовый возврат в православие в конце XVIII в.
Похоже вышепреведенные цифры на момент последнего раздела Речи Посполитой, а не 1863г. К тому времени униатские епархии упразднили в РИ.
Не генеалогическом форуме собрали много информации по теме : http://forum.vgd.ru/post/630/36034/p889106.htm#pp889106
И здесь : http://forum.vgd.ru/45/47778/20.htm?a=stdforum_view&o=
----
К началу XIX в. завершился процесс включения белорусских земель в состав России.
Главным препятствием, стоявшим перед русским правительством, являлось существование униатской церкви, и единственным путем решения проблемы — полное обращение («возвращение») униатов в православие. За последние годы екатерининского царствования было обращено до 3 млн. униатов; но только в эпоху Николая I в планы правительства вошло постепенное воссоединение церкви греко-униатской с православной. Особый секретный комитет во главе с осторожным и умным униатским епископом Иосифом Семашко исподволь готовил почву: стал строго соблюдаться запрет на переход из унии в римский католицизм и обратно, в униатских церквах устраивались иконостасы, в богослужение вводились служебники московской печати и изымались униатские и т. п. Наконец, 12(24) февраля 1839 г. в Полоцке был составлен соборный акт о соединении церквей, и 25 марта (6 апреля) царь написал на нем: «Благодарю Бога и принимаю».
http://kamunikat.fontel.net/ww...szenko.htm
Собор греко-униатских епископов Российской империи в городе Полоцке 12 февраля 1839 года в неделю Торжества Православия (первую неделю Великого поста) – постановил просить о принятии униатов Российской империи в Православие. В результате, в пределах империи униатство упразднялось, а к Русской Православной Церкви присоединялось более полутора миллионов человек из состава бывших Белорусской и Литовской униатских епархий.
http://drevo-info.ru/articles/...14808.html