(по статье М. З. Закиев, "Структурные схемы татарского простого предложения" )
Перечень грамматических моделей включает только повествовательные предложения. Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения рассматриваются как парадигматические формы, соотносительные с формой повествовательного предложения. Исключение составляют некоторые однокомпонентные схемы, которые закреплены для выражения побуждения или восклицательности.
Общая классификация грамматических схем простого нераспространенного предложения может быть осуществлена по разным основаниям. Такими основаниями служат:
1) свободность и фразеологизированность схемы;
2) количество компонентов;
3) формы выражения агенса;
4) выражение компонентов или компонента той или иной частью речи в тех или иных формах;
5) лексическая ограниченность или неограниченность реализации компонентов.
Подавляющее большинство схем являются синтаксически свободными, и именно они определяют своеобразие структуры татарского нераспространенного предложения. По количеству компонентов грамматические модели делятся на однокомпонентные и двухкомпонентные. В модели первых указывается подлежащее и сказуемое, а в модели вторых — лишь главный член, который не приравнивается ни к подлежащему, ни к сказуемому.
Сокращения:
Под. – подлежащие, выраженные всеми частями речи в назывном значении; при этом лишь по необходимости указывается часть речи, выступающая в роли подлежащего.
Ск. – сказуемое. При сказуемом всегда имеется показатель: Ск. сущ. – означает, что сказуемое выражено существительным в основном падеже, а сокращение Ск. -асы килә показывает, что сказуемое выражено глаголом на -асы килә:
Яшисе килә. – Хочется жить.
ГЧ – главный член однокомпонентного предложения.
А – агенс, действующее лицо.
Суб. – субъект.
Доп. – дополнение; Доп. -ны – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже.
Сущ. – имя существительное.
Чис. – имя числительное.
Гл. – глагол.
Прил. – прилагательное.
Нар. – наречие.
Мест. – местоимение.
Обс. – обстоятельство.
Опр. – определение.
В скобках указываются варианты форм или средств, применение которых является необязательным.
1-я схема – двухкомпонентная схема со спрягаемым глагольным сказуемым. Модель схемы: Под. – Ск. гл., где подлежащее выражается именем существительным или другими частями речи в назывном значении, т.е. в именительном падеже, сказуемое – глаголом в форме одного из признанных в тюркологии наклонений.
Марат бизи. – Марат украшает.
Двухкомпонентные схемы с неспрягаемым глаголом в роли сказуемого.
2-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -асы, где при обычном подлежащем сказуемое выражается причастием на -асы. Семантика схемы: сообщается о процессе, который должен совершиться в будущем. Например,
Ул язасы. – Он должен писать.
Эта двухкомпонентная схема может занять многие позиции во всех парадигмах при помощи вспомогательных средств иде, бул – 'быть', түгел; при необходимости может принять и аффиксы сказуемости. Например,
Ул язасы түгел. – Он не должен писать;
Ул язасы иде. – Он должен был писать;
Ул язасы булган. – Оказывается, он должен был писать;
Ул яздырган – Он заставил писать;
Ул язасы булып чыккан. – Выяснено, что он должен был писать и т. д.
2-я а схема. Модель схемы: Под. – Ск. -ган, где при обычном подлежащем сказуемое выражается причастной формой на -ган. Семантика схемы: сообщается о совершенном процессе, о котором говорящий узнал потом, для него налицо только результат. Например,
Ул язган. – Оказывается, он написал.
Эту конструкцию мы не считаем самостоятельной схемой, ибо она входит в парадигму наклонения и времени первой схемы. Но в то же время она имеет и свои особенности. Во-первых, своим модальным значением (передаваемым на русском языке словом оказывается) она несколько выходит за пределы индикатива. Во-вторых, если эту схему оставить только в системе парадигмы первой схемы, то затушевывается своеобразие татарского языка, которое заключается в том, что в нем все формы причастия, наряду со спрягаемыми формами, могут выступать в роли сказуемого. Учитывая это, мы решили показать эту форму как второй вариант второй схемы.
2-я б схема. Модель схемы: Под. – Ск. -ачак, где при обычном подлежащем сказуемое выражается причастной формой на -ачак. Семантика схемы: сообщается о процессе, который обязательно совершится в будущем. Например,
Ул язачак. – Он обязательно напишет.
Эта схема считается формой индикатива первой схемы, но она может считаться и вариантом второй схемы по тем же причинам, по которым схема 2а включена в круг второй схемы.
3-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -а торгандыр, где при обычном подлежащем сказуемое выражается причастной формой на а торган при обязательном присутствии показателя -дыр. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого говорящему кажется вероятным. Например,
Ул яза торгандыр. – Он, вероятно, пишет.
Схема ограничена формами, поэтому она во многих парадигмах участия не принимает.
Своеобразие этой схемы заключается в том, что причастная форма на -а торган, как уже сказано, самостоятельно выступает в роли сказуемого только с аффиксом -дыр, поэтому конструкция на -а торгандыр включена в ряд самостоятельных схем.
Примечание
В то же время причастие -а торган может выступать в роли сказуемого вместе со вспомогательным глаголом иде или бул; вместе с иде оно составляет форму индикатива первой схемы
(Ул яза торган иде. – Бывало, он писал),
а вместе с бул образует другую самостоятельную схему
(Ул яза торган булды. – «Он стал писать» или «Он дошел до такого состояния, что стал чаще или все время писать»).
4-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -арлык, где при обычном подлежащем сказуемое выражается причастной формой на -ар при обязательном присутствии аффикса -лык. Если в предыдущей схеме форма -а торган вместе с аффиксом -дыр применялась только как сказуемое, то здесь причастная форма -ар вместе с -лык может применяться и как определение, и как сказуемое:
Күрерлек күз. – Глаза, которые могут видеть;
Күз күрерлек. – Глаза могут видеть.
Семантика схемы: сообщается о процессе, который в состоянии совершиться. Например,
Ул язарлык. – Он в состоянии писать.
Эта схема в возможные парадигмы входит при помощи вспомогательных слов иде, бул – 'быть'.
4-я а схема. Модель схемы: Под. – Ск. -ар, где при обычном подлежащем сказуемое выражается формой на -ар. Семантика схемы: сообщается о процессе, который совершится в будущем, но со значением некоторой предположительности. Например,
Ул язар. – Он напишет (вероятно, возможно, может быть).
Эта форма без собственной нумерации рассматривается как вариант четвертой схемы, чтобы показать, что в татарском языке все причастные формы (даже устарелая, как на -ар) могут выступать в роли сказуемого. В современном языке форма на -ар является регулярной формой спрягаемых глаголов, причастием выступает очень редко, поэтому глагол на -ар может называться лишь реликтовым причастием. Конструкция Под. – Ск. -ар входит в парадигму первой схемы.
5-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -макчы, где при обычном подлежащем сказуемое выражается глаголом на -макчы. Семантика схемы: сообщается о процессе, который намеревается совершить субъект, выраженный подлежащим. Например,
Ул язмакчы. – Он намерен писать.
Данная схема не имеет отрицательной формы, но при помощи вспомогательных глаголов иде, ит, бул, а также түгел в той или иной степени может войти в любую парадигму.
6-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -у (ырга), где при подлежащем, выраженном особыми именами, сказуемое выражается именем действия на -у (при определенных условиях инфинитивом на -рга или его устарелой формой на -мак). Семантика схемы: сообщение о процессе, который является признаком другого процессуального состояния, выраженного подлежащим. Например,
Теләге – уку. – Желание его – учиться;
Теләге – укырга. – Желание – учиться;
Гадәте – сайрау. – Привычка – петь;
Хезмәте – ял итү. – Труд его – отдыхать;
(устар.) Укымак – белмәк. – Учиться – это узнать;
Омтылышы – эшләргә. – Стремление – работать;
Планы – тазарырга. – План его – выздороветь;
Нияте – кайтырга. – Намерение его – вернуться.
В отличие от русского языка в татарском настоящий инфинитив на -рга в качестве сказуемого двухкомпонентной схемы применяется весьма редко.
7-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -мәгәе, где при обычном подлежащем сказуемое выражается глаголом на -мәгәе. Этот показатель состоит из трех аффиксов -ма (глагольное отрицание), -гай (устарелая форма желательности) и -ы (притяжательный аффикс). Семантика схемы: сообщается о процессе, о возможном совершении которого говорящий предостерегает собеседника. Например,
Ул язмагае. – Будь осторожен, чтобы он не написал;
Дошман сизмәгәе. – Будь начеку, чтобы враг не узнал;
(Ашыгырга кирәк) Җыелыш башланмагае. – (Надо торопиться) Еще собрание начнется.
Данная схема не имеет форм парадигм и как специфическая конструкция применяется не очень часто.
Двухкомпонентные схемы, сказуемое которых выражено глаголом со служебными словами
ит – 'делать', тор – 'находиться', ал – 'брать', или күр – 'видеть',
либо предикативным словом кирәк – 'надо', тиеш – 'должно', мөмкин – 'можно'.
8-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -рга тиеш, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает инфинитив на -рга со словом тиеш – 'должно'. Семантика схемы: сообщается о процессе, который должен совершиться. Например,
Ул язарга тиеш. – Он должен писать;
Билге куелырга тиеш. – Отметка должна быть поставлена.
Предложение данной схемы вводится в парадигмы при помощи вспомогательных слов иде, бул – 'быть', түгел – 'не'.
9-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -рга мөмкин, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает инфинитив на -рга со словом мөмкин – 'можно'. Семантика схемы: сообщается о процессе, который может совершиться. Например,
Ул язарга мөмкин. – Он может писать;
Юл ачылырга мөмкин. – Дорога может еще открыться;
Әти кайтырга мөмкин. – Отец может вернуться.
Данная схема имеет также ограниченные возможности изменяться по парадигмам.
10-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -са кирәк, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает условная форма глагола с предикативным словом кирәк – 'нужно'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого представляется говорящему возможным, вероятным. Например,
Ул язса кирәк. – Возможно, он пишет;
Әтисе күрмәсә кирәк. – Отец его, возможно, не увидел.
Схема применяется не очень активно, но форма -са кирәк в составе глагола бул (в виде булса кирәк) является регулярным показателем предположительности.
11-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -а ал, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает деепричастная форма на -а/-ә, -ый/-и со вспомогательным глаголом ал – 'брать'. Семантика схемы: сообщается о процессе, который может или не может совершить агенс. Например,
Ул яза ала. – Он может писать;
Әтисе карый алмый. – Отец его не может смотреть.
Данная схема имеет почти все формы возможных парадигм.
В двухкомпонентных схемах, сказуемыми которых выступают глаголы различных форм вместе со вспомогательным глаголом бул – 'быть', глагол бул является универсальным средством формообразования и схемообразования почти во всех существующих схемах. Так, предложение, построенное на основе схемы с именным сказуемым, при помощи бул может иметь следующие формы парадигмы по наклонению:
а) индикативную:
Ул инженер булыр. – Он будет инженером;
Ул инженер булды. – Он стал инженером;
Ул инженер булган. – Он, оказывается, был инженером;
Ул инженер булган иде. – Он был до этого инженером и др.
б) условную:
Ул инженер булса (булды исә). – Если он будет инженером;
в) побудительную:
Ул инженер булсын. – Пусть он будет инженером и др.;
г) желательную:
Мин инженер булса идем. – Был бы я инженером;
д) сослагательную:
Ул инженер булыр иде. – Был бы он инженером.
Эта же схема с именным сказуемым при помощи бул может превратиться и в другую схему:
Ул инженер булса кирәк. – Он, вероятно, инженер;
Ул инженер була күрсен. – Пожалуйста, пусть он будет инженером;
Ул инженер булырга тиеш. – Возможно, он и есть инженер и др.
Как видно из примеров, глагол бул, находясь в составе именного сказуемого, может вести его по всем глагольным схемам и по всем формам всех парадигм.
Давно обращала на себя внимание тюркологов и такая особенность вспомогательного глагола бул, как его способность применяться в составе всех глагольных сказуемых. Образованные при этом словоформы иногда называются перифрастическими формами глагола, но, к сожалению, они полностью еще не изучены.
Как было сказано выше, в роли глагольного сказуемого выступают следующие 10 словоформ:
яза, язар, язды, язган, яза торган (дыр), язасы, язачак, язмакчы, язарлык, язарга (язу, язмак)
и все они могут быть применены еще и со словом бул.
Для полноты напомним еще и о деепричастии на -ып, которое (без вспомогательных средств) не выступает в качестве сказуемого, но со словом бул может образовать однокомпонентную схему:
Язып була. – Можно писать.
Таким образом, глагольных форм со словом бул в татарском языке всего одиннадцать. Последняя из них образует самостоятельную однокомпонентную схему. С другими дело обстоит несколько иначе.
В формах двухкомпонентной структуры с глаголом плюс бул вспомогательная часть в одних случаях основному глаголу придает новое модальное значение и тем самым образует новую самостоятельную структурнограмматическую схему предложения; в других случаях, не придав основному глаголу нового модального значения, образует только новую парадигматическую форму или превращает его в компонент другой известной уже схемы, образуя при этом синтез двух схем. Например, в предложении
Ул язмакчы. – Он намерен писать.
при помощи вспомогательного глагола могут образоваться следующие формы парадигмы по наклонениям:
1) индикатив:
Ул язмакчы була. – Он намеревается писать;
Ул язмакчы булыр. – Он намерен будет писать;
2) ирреальные формы:
а) условная:
Ул язмакчы булса (булды исә). – Если он намерен будет писать...;
б) побудительная:
Ул язмакчы булсын. – Он пусть намерен будет писать и т. д.;
в) желательная:
Ул язмакчы булсын иде. – Он пусть будет намерен писать;
г) сослагательная:
Ул язмакчы булыр иде. – Он намеревался бы писать.
Глагол бул и при глагольных формах может служить для превращения одной схемы в другую, при этом мы имеем синтез двух схем. Например,
Ул язмакчы булса кирәк. – Он, вероятно, намерен писать;
Ул язмакчы була күрсен. – Пожалуйста, пусть он намерен будет писать;
Ул язмакчы булырга тиеш. – Он должен быть намерен писать;
Ул язмакчы булырга мөмкин. – Он сможет быть намеренным писать.
Итак, вспомогательный глагол бул лишь в том случае принимает участие в образовании самостоятельной схемы, когда он придает основному глаголу новое модальное значение, не совпадающее со значением признанных наклонений.
12-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -а бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагол на -а вместе со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого говорящему кажется вероятным. Например,
Ул яза булыр. – Он, возможно, пишет.
С глаголом на -а бул применяется в ограниченных формах, и каждая форма имеет свою своеобразную семантику. Например,
Ул яза булды. – Решено, что он напишет.
Здесь сообщается о процессе, о совершении которого было принято совместное решение говорящим и агенсом.
13-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -ар бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагол на -ар со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого стало привычкой агенса. Например,
Ул язар булды. – Он стал писать.
При других формах бул семантика схемы сохраняется лишь приблизительно:
Ул язар булган. – Он раньше часто писал, оказывается.
Данная схема имеет очень мало форм.
14-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -ардай бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагол на -ардай (ар плюс сравнительный аффикс -дай) вместе со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого желает, томительно ждет агенс. Например,
Ул язардай булды. – Он желал писать;
Ул язардай була. – Он хочет писать.
Эта схема имеет многие парадигматические формы по наклонениям.
15-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -ды бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагол на -ды вместе со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого представляется говорящему предположительным:
Ул язды булыр. – Он, наверное, написал.
Если же основной глагол применяется в интенсивном значении, то вспомогательный глагол переносит совершение действия на будущее:
Ул китте барды булыр. – Он возьмет да уедет.
Данная схема имеет очень мало форм.
16-я схема. Модель схемы: Под. — Ск. -ган бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает причастие на -ган со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, на совершение которого говорящий смотрит с иронией, или со стороны агенса процесс совершается не всерьез. Например,
Ул язган була. – Он якобы пишет;
Ул язган булды. – Он якобы написал;
Ул язган булыр. – Он притворится пишущим.
В то же время здесь имеются другие конситуативные значения:
Тегесе килгәндә, ул язган була. – Когда тот приходит, он уже обычно кончает писать;
Син килгәнче, ул язган булыр. – Прежде чем ты придешь, он уже завершит писать и т.д.
Таким образом, многозначность этой схемы налицо.
17-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -гандай бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагол на -гандай (-ган плюс сравнительный аффикс -дай) вместе со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, который совершается не по-настоящему, а для видимости. Например,
Ул язгандай була. – Он как будто пишет;
Ул язгандай булды. – Он как будто написал.
18-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -а торган бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает причастие на -а торган со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого стало привычкой агенса. Например,
Ул яза торган булды. – Он привык писать или Он стал писать;
Ул яза торган булыр. – Он станет (привыкнет) писать.
Здесь возможны еще другие конситуативные значения.
19-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -рга бул, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает инфинитив на -рга со вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, о совершении которого агенс принял решение. Например,
Ул язарга булды. – Он решил писать;
Ул язарга булган. – Он, оказывается, решил писать.
Схема имеет весьма ограниченные формы.
Все другие глаголы в роли сказуемого вместе с бул не образуют самостоятельной схемы. В них элемент бул принимает участие лишь в формообразовании, и эти формы относятся к соответствующим схемам: 2 б (ачак – -ачак бул), 2 (-асы — -асы бул), 4 (-арлык – -арлык бул), 5 (-макчы – -макчы бул).
Вспомогательный глагол ит образует самостоятельные схемы лишь вместе с полнозначными глаголами в составе сказуемого.
20-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -а торган ит / (-малы ит) /-арлык ит, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает причастие на -а торган вместе со вспомогательным глаголом ит – 'делать, превращать'. Вариантами формы сказуемого выступают средства -малы ит или -арлык ит. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого субъект сделал привычкой, способностью другого лица, предмета. Например,
Ул аны яза торган итә / язарлык итә / язмалы итә. – Он делает его таким, что тот часто будет писать / Он делает его способным писать;
Ул таякны сынмый торган итте / сынмаслык итте. – Он сделал палку такой, что она не будет ломаться / Он сделал палку неподдающейся ломке.
В этой схеме глагол ит может принимать формы парадигмы по наклонениям.
21-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -гандай ит, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает глагольная словоформа на -гандай вместе со вспомогательным глаголом ит – 'делаться, намереваться'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершающемся только для создания видимости. Например,
Ул язгандай итте. – Он сделал вид, что писал или Он как будто писал;
Ул язгандай итә. – Он делает вид, что пишет или Он притворяется пишущим.
22-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -асы ит, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает причастие на -асы вместе со вспомогательным глаголом ит – 'делаться, намереваться'. Семантика схемы: сообщается о процессе, который решил совершить агенс. Например,
Ул язасы итте – Он решил написать.
Эта схема имеет очень мало форм парадигм.
23-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -рга ит, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает инфинитив на -рга вместе со вспомогательным глаголом ит – 'делаться, намереваться'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершить который намеревается агенс. Например,
Ул язарга итә. – Он намеревается писать.
Схема ограничена в формах парадигм.
Двухкомпонентные схемы со сказуемым глагольно-именного характера, где сказуемые выражаются предикативными словами кирәк – 'нужно', ярый – 'можно', которые могут принимать некоторые глагольные формы (кирәксә, кирәкмәс, кирәкте), а также бар и юк, которые по содержанию близки глаголам.
24-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. кирәк, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает предикативное слово кирәк – 'нужно'. Семантика схемы: сообщается о необходимости, нужности лица или предмета, выраженного подлежащим, лицу или предмету, выраженному словом в направительном падеже. Например,
Миңа син кирәк. – Мне нужен ты;
Эш кирәк. – Нужна работа.
Схема имеет некоторые формы парадигм.
25-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. ярый, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает предикативное слово ярый – 'ладно, подходит'. Семантика схемы: сообщается о пригодности лица или предмета, выраженного подлежащим, лицу или предмету, выраженному словом в направительном падеже. Например,
Миңа син дә ярый. – Мне и ты пригодишься;
Аңа искесе дә ярый. – Ему и старое пригодится;
Миңа бал ярамый. – Мне мед противопоказан.
26-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. Бар / юк, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает предикативное слово бар – 'есть' или юк – 'нет'. Семантика схемы: сообщается о наличии или отсутствии субъекта. Например,
Намусы бар. – У него честь имеется;
Намусы юк. – У него нет чести;
Белеме бар. – Он обладает знанием;
Белеме юк. – У него нет знания;
Акча бар. – Деньги есть;
Акча юк. – Денег нет.
Двухкомпонентные схемы с именным сказуемым, которые обычно выражаются именем существительным, местоимением, прилагательным, числительным, наречием, а также другими частями речи (определением) в роли существительного (определяемого), могут входить в различные парадигмы при помощи вспомогательных глаголов иде, бул – 'быть', ит – 'делать', а также и показателя отрицания түгел – 'не'.
27-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. сущ., где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает имя существительное или местоимение-существительное. Семантика схемы: сообщается предметно представленный предикативный признак субъекта. Например,
Ул инженер. – Он инженер;
Энесе укытучы. – Его брат учитель;
Җиңүчесе – син. – Победитель – ты.
28-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -ныкы, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает существительное, местоимение-существительное или другие слова в значении существительного с аффиксом предикативной принадлежности -ныкы. Семантика схемы: сообщается о принадлежности субъекта предмету или лицу, выраженному сказуемым. Например,
Марат әтисенеке. – Марат папин;
Каләм минеке. – Карандаш принадлежит мне или Карандаш мой;
Йөз чалымнары гына түгел, хәтта холкы да бабасыныкы, Шакир абыегызныкы. – Не только черты лица, но даже характер дедушкин, Шакира абый.
29-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. -лы / -сыз, где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает существительное с аффиксом обладания или отсутствия –лы / -сыз. Семантика схемы: сообщается о присутствии или отсутствии предмета (понятия), выраженного сказуемым, в субъекте.
Например,
Марат башлы. – Марат с головой / умный;
Марат – дәфтәрсез. – Марат без тетради;
Болын печәнле. – Луг, богатый травой;
Ул атлы. – Он с конем;
Ул атсыз. – Он без коня.
В этой схеме в роли сказуемого другие слова, заменяющие существительное, не выступают.
30-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. чис., где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает числительное или местоименное числительное. Семантика схемы: сообщается собирательное количество, порядковый номер, приблизительный счет субъекта. Например,
Каравылчылар бишәү (биш). – Охранников пять;
Инженерлар – алты (алтау). – Инженеров шесть;
Без өчәү. – Нас трое;
Марат унынчы. – Марат десятый;
Алар утызлап. – Их приблизительно тридцать;
Алар күбәү. – Их много;
Алар берничә. – Их несколько.
31-я схема. Модель схемы: Под. – Ск. прил., где при обычном подлежащем в роли сказуемого выступает имя прилагательное или местоименное прилагательное. Семантика схемы: сообщается свойство, качество субъекта. Например,
Марат хәйләкәр. – Марат хитрый;
Кәеф күтәренке. – Настроение приподнятое;
Күлмәге яшел. – Платье ее зеленое;
Биле нечкә. – Талия тонкая;
Ул бөек. – Он великий;
Әнисе шулай. – Мама ее такая.
32-я схема. Модель схемы: Под. – имя д. (-рга, -мак) – Ск. нар., где подлежащее выражается именем действия (иногда и формой на -мак или -рга), сказуемое – наречием. В татарском языке наречия при других подлежащих сказуемыми не выступают. Семантика схемы: сообщается о наличии приблизительного времени, расстояния, способа, условия выполнения процесса, выраженного подлежащим. Например,
Сөюе яшертен. – Его любовь скрытна;
Баруы әпентөпен. – Хождение его кое-как;
Булдыруы озак, туздыруы тиз. – Накопить долго, разбросать быстро;
Тырышуың бушка. – Твое старание впустую.
В данной конструкции подлежащее выражается и инфинитивом на -рга. Например,
Кайтырга соң. – Возвращаться поздно;
Барырга иртә. – Идти рано;
Язарга озак. – Писать долго;
Туздырырга тиз. – Растранжирить быстро;
Барырга якын. – Идти близко;
Барырга ерак. – Идти далеко;
Алырга уңай (кыен) читен. – Взять удобно (трудно) неудобно.
Вариант схемы Под. – -мак – Ск. – нар.
(Язмак читен. – Писать трудно.)
для современной литературной нормы является устарелым.
Однокомпонентная схема с субъектом, выраженным в неподлежащной форме.
33-я схема. Модель схемы: (Суб.-га кадәр) ГЧ, где в роли главного члена может выступать любая часть речи в любой сказуемостной форме, но неожиданный для говорящего субъект передается словом в направительном падеже с послелогом кадәр, чаклы или тикле. Семантика схемы: сообщается любой предикативный признак с неожиданным для говорящего субъектом. Например,
Күгәрченнәргә тикле үбешәләр. – Даже голуби целуются;
Малаена чаклы тискәре. – Даже мальчик его упрямый;
Балага чаклы аңларга тырыша. – Даже ребенок старается понять;
Атына кадәр ышанычлы. – Даже конь его надежный;
Энесенә кадәр артист. – Даже младший брат его артист и т. д.
Предложения, основанные на этой схеме, по смыслу двухкомпонентные, а по форме – однокомпонентные. Это – единственная схема татарских простых предложений, которая более или менее напоминает неподлежащносказуемостные схемы русского языка.
Однокомпонентные схемы с главным членом, выраженным словоформами, не выступающими в позиции сказуемого двусоставного предложения, имеют различные средства для введения их в парадигмы.
34-я схема. Модель схемы: ГЧ -ган бар/юк, где в позиции главного члена выступает причастие на -ган с предикативным словом бар – 'есть' или юк – 'нет'. Семантика схемы: сообщается о процессе, который совершил или не совершил в неопределенном прошлом агенс, выраженный словом в притяжательном падеже или притяжательной формой в составе причастия; иногда агенс может быть выражен конситуативно. Например,
Барган бар. – Ходил когда-то;
Укыганың бар. – Ты когда-то читал;
Күргәнем юк. – Я никогда не видел;
Безнең язганыбыз юк. – Мы никогда не писали.
35-я схема. Модель схемы: ГЧ-асы бар/юк, где в позиции главного члена выступает причастие на -асы вместе с предикативным словом бар/юк – 'есть/нет'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершить который должен или не должен агенс, выраженный словом в притяжательном падеже, притяжательной формой в составе причастия или конситуативно. Например,
(Маратның) Укыйсы бар. – (Марат) должен учиться;
Язасым бар. – Я должен писать;
Язасың юк. – Ты не должен писать;
Беләсе бар. – Должен знать;
Күрәсе юк. – Не должен видеть.
36-я схема. Модель схемы: ГЧ -уы бар/(-у юк), где в роли главного члена выступает имя действия на -у вместе со словом бар или юк. В этой схеме антонимичность бар и юк несколько нарушается. Семантика первого варианта схемы: сообщается о процессе, который может совершить агенс, выраженный словом в родительном падеже, притяжательной формой или конситуативно. Например,
Маратның язуы бар. – Марат может писать;
Укуым бар. – Я, может, и буду учиться;
Күрүе бар. – Он может увидеть.
Семантика второго варианта схемы: сообщается о процессе, который не может и не будет совершать агенс (он обычно совпадает с говорящим и не передается в предложении словом или каким-либо средством). Например,
Бару юк. – Никогда не пойду;
Язу юк. – Никогда не напишу.
37-я схема. Модель схемы: ГЧ -асы кил, где в роли главного члена выступает причастие на -асы вместе со вспомогательным глаголом кил – 'приходить'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого желает, хочет агенс, выраженный словом в притяжательном падеже, притяжательной формой основного глагола или конситуативно, Например,
Аның кайтасы килә. – Ему хочется возвратиться;
Ашыйсым килә. – Я хочу поесть;
Язасы килми. – Не хочется писать.
38-я схема. Модель схемы: ГЧ -рга кирәк (-мак кирәк), где в роли главного члена выступает инфинитив на -рга вместе с предикативным словом кирәк – 'надо'. Семантика схемы: сообщается о процессе, на совершение которого говорящий побуждает агенса, выраженного словом в направительном падеже или конситуативно. Например,
Сиңа укырга кирәк – Тебе надо учиться;
Эшләргә кирәк. – Надо работать;
Күрмәскә кирәк. – Не надо видеть.
Словоформа -мак кирәк является вариантом формы на -рга кирәк в одном общем значении, а именно тогда, когда в предложении присутствует еще вопросительное местоимение ничек? – 'как?' и оно произносится экспрессивно в значении сильного сомнения. Например:
Анда ничек барырга кирәк?! – Как туда пойдешь?!; или
Анда ничек бармак кирәк?! – Как туда пойдешь?!
39-я схема. Модель схемы: ГЧ -рга ярый (мөмкин, була, -мак, ярый), где в роли главного члена выступает инфинитив вместе с предикативным словом ярый или мөмкин – 'можно', иногда и вспомогательным глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого говорящий разрешает или запрещает агенсу, выраженному словом в направительном падеже или конситуативно. Например,
Аңа укырга ярый (мөмкин, була). – Ему можно учиться;
Йокларга ярый (мөмкин, була). – Можно спать;
Көләргә ярамый (мөмкин түгел, булмый). – Нельзя смеяться.
Здесь говорящий может ограничиться сообщением об общем разрешении или запрещении совершить действие.
Вариант этой формы на -мак ярый выражает также значение разрешения / запрещения. Например,
Сөймәк ярый – Можно любить;
Ташламак ярамый. – Нельзя бросать.
Схема с -мак ярый является устарелой.
40-я схема. Модель схемы: ГЧ -ып була (-мыйча ярамый), где в роли главного члена выступает деепричастие на -ып вместе с глаголом бул – 'быть'. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого возможно или невозможно со стороны обобщенного агенса или говорящего (или слушателя, если она оформляется как вопрос).
Язып була. – Можно писать;
Ватып булмый. – Нельзя или невозможно сломать;
Укымыйча булмый. – Невозможно не учиться.
Форма на -мыйча ярамый выступает вариантом -мыйча булмый. Ср.:
Әйтмичә булмый / Әйтмичә ярамый. – Нельзя, невозможно не сказать.
В однокомпонентных схемах с главным членом, выраженным глагольными словоформами, выступающими главным членом однокомпонентного предложения только при условии устранения агенса, при выражении агенса словами в основном падеже эти же словоформы выступают сказуемыми двухкомпонентных схем.
41-я схема. Модель схемы: (А нет) ГЧ гл. в стр. зал., где в роли главного члена выступает непереходный глагол в страдательном залоге. Семантика схемы: сообщается о процессе, который совершился непроизвольно, помимо воли говорящего. Например,
Йокланган. – Спалось;
Озак барылган. – Долго ходилось;
Аз торылган. – Мало находилось;
Әйбәт эшләнә. – Хорошо работается;
Җырлана. – Поется;
Утырыла. – Сидится;
Күренә. – Видится;
Тоела. – Кажется;
Картаелды. – Состарилось;
Соңга калынды. – Опоздалось;
Тиз киленде. – Быстро приехалось.
42-я схема. Модель схемы: (А нет) ГЧ гл. 3 л., мн. ч. (2-л., ед. ч.), где в роли главного члена выступают глаголы 3 л., мн. ч. (или 2 л., ед. ч.) изъявительного, условного или побудительного наклонения. Семантика схемы: сообщается о процессе, который совершается как бы без агенса или при неопределенном, обобщенном агенсе. Примеры на первый вариант схемы:
Чәчмиләр, урмыйлар бу җирдә (Ә.Фәйзи). – Не сеют, не жнут на этой земле;
Шаулашалар. – Шумят;
Күрсәләр, ... – Если увидят, ...;
Күрсеннәр. – Пусть увидят.
Примеры на второй вариант схемы:
Ни чәчсәң, шуны урырсың. – Что посеешь, то и пожнешь;
Кайда карама, анда шатлык. – Куда ни глянь, там счастье.
43-я схема. Модель схемы: (А нет) ГЧ -рлык (-малы түгел, -а торган түгел), где в роли главного члена выступает глагол на -рлык (или -малы түгел, -а торган түгел). Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого возможно или невозможно обобщенному агенсу. Например,
(Хатны) язарлык. – (Письмо) можно написать;
Уйламаслык түгел. – Невозможно не думать;
Уйларлык түгел. – Невозможно думать.
Формы -малы түгел, -а торган түгел являются вариантами основной отрицательной формы, т.е. формы на -рлык түгел. Ср.:
Барырлык түгел / Бармалы түгел / Бара торган түгел. – Невозможно подходить.
44-я схема. Модель схемы: (А нет) ГЧ спец. гл., где в роли главного члена выступают специальные глаголы, выражающие природные процессы, внутреннее состояние человека. В большинстве случаев это безличные понудительные глаголы. Например,
Салкынайтты. – Становилось прохладнее;
Җебетә. – Тает;
Кыздыра. – Становится жарко;
Сагындыра. – Становится грустно;
Ирендерә. – Лень;
Өшетә. – Стал зябнуть;
Калтырата. – Знобит;
Йөткертә. – Кашель берет.
45-я схема. Модель схемы: (А-га) ГЧ -асы, где в роли главного члена выступает причастие на -асы. Семантика схемы: сообщается о процессе, который должен выполнить агенс, переданный словом в направительном падеже. Например,
Сиңа барасы. – Ты должен пойти;
Маратка иртәгә эшлисе. – Марату работать завтра.
46-я схема. Модель схемы: (А-га) ГЧ -рга, где в роли главного члена выступает инфинитив на -рга. Семантика схемы: сообщается о процессе, совершить который говорящий поручает агенсу, переданному словом в направительном падеже. Например,
Сиңа барырга. – Тебе идти;
Маратка укырга. – Марату учиться;
Аларга килмәскә. – Им не прийти;
Сугышчыга курыкмаска. – Бойцу не бояться.
47-я схема. Модель схемы: (А -ның) ГЧ -у (ыш), где в роли главного члена выступает имя действия на -у или устарелое имя действия -ыш. Семантика схемы: сообщается о процессе, который совершается сейчас агенсом, переданным словом в притяжательном падеже. Например,
Минем тегермәнгә барыш. – Я сейчас иду на мельницу;
Хәзер минем ял итеп яту. – Сейчас я лежу и отдыхаю.
Однокомпонентные схемы с именным главным членом.
48-я схема. Модель схемы: ГЧ сущ., где главный член выражается именем существительным. Семантика схемы: путем произнесения названия предмета, явлений предикативной интонацией сообщается о существовании, наличии этого предмета, явления. Например,
Кыш. Салкын һава. – Зима. Студеный воздух;
Яңгыр. Пычрак. – Дождь. Грязно;
Сәлам! – Привет!
49-я схема. Модель схемы: ГЧ прил., где в роли главного члена выступают прилагательные. Семантика схемы: путем произнесения прилагательных предикативной интонацией сообщается о наличии качества или состояния. Например,
Караңгы. – Темно;
Салкын. – Морозно;
Тыныч. – Спокойно;
Юеш. – Сыро;
Тыгын. – Тесно;
Кыен. – Неуютно;
Күңелсез. – Грустно;
Куркыныч. – Страшно.
Однокомпонентные схемы с нераспространяемым главным членом.
50-я схема. Модель схемы: ГЧ нерас. сл. (отв. сл., подр. сл., межд.), где в роли главного члена выступают нераспространяемые
(нечленимые) слова, к которым относятся:
1) ответные (и вопросительные) слова;
2) междометия.
Семантика схемы: в первом случае сообщается утверждение, отрицание, сомнение собеседника; во втором сообщаются различные чувства или побуждение. Например:
– Син чыгыш ясыйсыңмы? – дип сорады Гаяз. – Әйе. Ә син әзерләндеңме? – Юк.
– Ты будешь выступать? – спросил Гаяз. – Да. А ты готовился? – Нет.
Ул шатлыктан кычкырып җибәрде: «Урра!» – От радости он закричал: «Урра!»;
Тфү! Соңгы ышаныч та бетте! – Тьфу! И последняя надежда рухнула!;
Эй алла! – О господи!
Данная схема может иметь парадигмы по утверждению / отрицанию и по цели высказывания:
Дөрес / Дөрес түгел – Верно / Неверно;
Юк. Юкмы? Юук! – Нет. Нет? Неет!
Что касается фразеологизированных схем, возникших в результате слияния некоторых глаголов с устарелыми глагольными словоформами, то работа по выявлению этих фразеологизированных схем в татарском языке еще предстоит. Для примера мы выделяем лишь две схемы.
51-я схема. Модель схемы: (Ск) ГЧ -ыштан (-удан) китә, где в роли сказуемого выступает глагол китте – 'пошел' вместе с глагольной словоформой на -ыштан/-ештән или -удан/-үдән (имя действия в исходном падеже). Семантика схемы: сообщается о процессе, совершение которого стало фактом. Например,
Кунакка йөрешүдән китте. – Дело приняло такой оборот, что стали ходить друг к другу в гости;
Котырынып биештән китте. – Дело приняло такой оборот, что стали бешено плясать.
Схема может быть и одно- и двухкомпонентной. В составе сказуемого глагол китте – 'пошел' является постоянным, а позиция словоформы на ыштан/-удан может заменяться подходящими по смыслу глаголами.
52-я схема. Модель схемы: Ск (ГЧ) -мәмешкә салына, где в роли сказуемого (при однокомпонентном варианте – главного члена) выступает глагол салына – 'прикидывается' вместе с глагольной словоформой на -мәмешкә (устарелая глагольная форма -мәмеш и аффикс направительного падежа). Семантика схемы: сообщается о процессе, совершив который, агенс притворяется несовершившим. Например,
Ул күрмәмешкә салынды. – Он прикидывается невидевшим;
Алмамышка салыналар. – Прикидываются невзявшими.
Образец парадигмы предложений по персональности Зат | Берлек сан | Күплек сан |
1 з. | Мин язам | Без язабыз |
| Мин язарга тиеш(мен) | Без язарга тиеш(без) |
| Мин язмакчы(мын) | Без язмакчы(быз) |
| Мин бишенче(мен) | Без бишенче(без) |
| Минем язасы(м) килә | Безнең язасы(быз) килә |
| Минем укыган(ым) бар | Безнең укыган(ыбыз) бар |
| Миңа укырга ярый | Безгә укырга ярый |
| Мин кеше(мен) | Без кеше(без) |
2 з. | Син язасың | Сез язасыз |
| Син язарга тиеш(сең) | Сез язарга тиеш(сез) |
| Син язмакчы(сың) | Сез язмакчы(сыз) |
| Син бишенче(сең) | Сез бишенче(сез) |
| Синең язасы(ң) килә | Сезнең язасы(гыз) килә |
| Синең укыган(ың) бар | Сезнең укыган(ыгыз) бар |
| Сиңа укырга ярый | Сезгә укырга ярый |
| Син кеше(сең) | Сез кеше(сез) |
3 з. | Ул яза | Алар яза(лар) |
| Ул язарга тиеш | Алар язарга тиеш(ләр) |
| Ул язмакчы | Сез язмакчы(сыз) |
| Ул бишенче(дер) | Алар бишенче(ләрдер) |
| Аның язасы килә | Аларның язасы(лары) килә |
| Аның укыганы бар | Аларның укыган(нары) бар |
| Аңа укырга ярый | Аларга укырга ярый |
| Ул кеше(дер) | Алар кеше(ләрдер) |