Лингвофорум

Лингвоблоги => Личные блоги => Блоги => Iskandar => Тема начата: Iskandar от августа 21, 2014, 21:45

Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 21, 2014, 21:45
Сведения о сасанидской философии дошли до нас прежде всего в составе книги Денкард - зороастрийской энциклопедии VIII-X вв., а также на страницах трактата Шканд-Гуманиг-Визар (посвящённого апологетике зороастризма и полемике с иными учениями), отдельные философские мотивы содержатся и в иных пехлевийских книгах.

Несмотря на то, что указанные сочинения относятся к исламскому времени, по ним можно восстановить интеллектуальную жизнь сасанидской эпохи. Фактически к VIII в. философия магов представляла собой замкнутую систему, ориентированную больше в золотое прошлое. И хотя Марданфаррух (автор Шканда) полемизирует, в частности, с мутазилитами, выход на новые веяния в Халифате был по большей части закрыт: учёные маги просто не воспринимали мусульман как нечто достойное внимания.

Не так было при Сасанидах. Эран отчётливо осознавал себя центром и одновременно мостом между Западом (греками) и Востоком (Индией). Слоноведением тогда (во всяком случае сознательно) никто не занимался: полезные навыки и интересные идеи заимствовались, их источник признавался без обиняков.

Греческие философы назывались в Эране fīlāsōfā, даже при очень религиозных Сасанидах роль греков не преуменьшалась. Под ēwāz ī gēhān ("речь мира", международный, так сказать, язык) в Денкарде понимается прежде всего греческий язык. По мере того, как христиане Римской империи сворачивали античные институты, философов всё охотнее принимали иранцы. В Гундешапуре (в Хузистане) сложился крупный "научный" центр. В 529 г. Юстиниан разогнал наконец Афинскую Академию, деятелей которой тут же пригласил в Гундешапур Хосров Аноширван. В сасанидской философии крепко отложились вливания от перипатетиков и неоплатоников.

Индия традиционно будоражила умы Ближнего Востока, путешествия туда (за знаниями в том числе) приписывались Иисусу, Мани и другим менее известным религиозным учителям арамеоязычного мира. Эта мода отложилась и у ираноязычных, dānāg ī hindōg, "мудрец индийский") так же знакомый для пехлевийских книг персонаж. При этом реальное индийское влияние именно в философско-религиозном плане что на Ближний Восток, что на Эран трудно уловимо.

Своих отечественных мудрецов в Эране называли šnāsag ("познающий", "знаток"), dānāg ("знающий", "мудрец"), uskārgar ("мыслитель"), čihr-šnāsag ("природовед"). Но лучше всего эранская философия определяется через gōhr-šnāsag ("познающий сущность"), поскольку gōhr - одно из ключевых её понятий.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: _Swetlana от августа 21, 2014, 22:16
Подпишусь на тему  :)
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 22, 2014, 20:59
Термин gōhr — субстанция (сущность) — иногда трактуемый как «природа», имеет в среднеперсидском значения «род», «происхождение», так же как «драгоценность» и, более узко, «жемчужина». Примерно такие же значения сохраняет новоперс. گوهر gawhar, как и персизм в арабском جوهر jawhar.

Происходит из *gauθra-. Здесь можно провести параллель с санскр. gotrá- «род», «происхождение», хотя обычно первичным значением последнего признаётся «коровник» (ср. go- «корова»). Вообще говоря, суффикс *-tra- отглагольный, поэтому иранисты обычно восстанавливают корень *gau- /*gu- «расти», «происходить» с неясным происхождением, но довольно хорошо отрефлексированный в разных иранских языках. При этом имеется так же корень *gau- / *gu- «укрывать», «прятать», тогда бы жемчуг можно было бы описать как «потаённое». Но перечисленные разветвлённые значения говорят о том, что «жемчуг» было вторичным значением, либо как чего-то природного и растущего, либо как ценного, присущего раковине.

От *gauθra-, видимо, согд. γōšt pl. «металлы» (тоже натурфилософское понятие). Такие среднеперсидские производные как gōhrīg «денежный оборот», gōhrīdan «обмениваться» говорят о значении «(присущая) ценность».

Таким образом, значение развивалось следующим образом:

                                                сущность
                                              /
происхождение - присущее
                                             \
                                               ценность - драгоценность - жемчужина
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 22, 2014, 21:49
Интересен вопрос терминологии. Приводя различные термины, сопоставляя их, отождествляя или противопоставляя, авторы пользовались такими определениями:

az dēn bē «вне религии» (секулярный)
dēnīg «религиозный»
abestāgīg «авестийский» (букв. ~«канонический», чаще всего синоним предыдущего)
pad ēwāz ī mardōm «в речи народа» (то есть, расхожее иранское название)
pad ēwāz ī gēhān «на языке мира» (то есть, на греческом)
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 24, 2014, 20:06
Бытие (stī, bawišn) описывается как dām — «творение» — Творца (dādār). Творец творит не ex nihilo, а из своей самости (xwadīh), которая едина (ēk) и описывается как anagr rošnīh — «бесконечный свет» (понятие, происходящее из Авесты). Поэтому бытие во всех многочисленных проявлениях взаимосвязано и пребывает в единстве (ēk kardagīh ī gēhān — «единение универса»). Различные явления бытия описываются как последовательные (pad paywand) эманации от Творца к самым мельчайшим деталям через семь высших эманаций-«архангелов» (авестийские Амешаспенты, «Бессмертные Святые»).

Существующее традиционно делится на духовное, идеальное (mēnōy) и материальное, телесное (gētīy), где материальное представляет собой физическую реализацию духовного, замысленного. Материальное обладает такими свойствами как осязаемость (gīrišnīg) и видимость (wēnišnīg), представляя собой комбинацию
1. сущности/субстанции (gōhr, также mādag «матрица», tōhmag «семя»)
2. формы (dēsag)
3. акциденции (jahišn) — случайных «примесей».
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 24, 2014, 20:35
Для «сотворения» духовного и материального используются разные слова: āfurišn и dahišn соответственно.

ЦитироватьСотворение (Āfurišn) творения сначала было только в духовном плане, их субстанция и семя были духовными, являя материальный мир в потенции
Цитировать
Создание (Dahišn) творения — это только превращение из духовного плана в материальный, их формы — из субстанции, что была в потенции
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 25, 2014, 14:11
Согласно маздеистской космологии Творец последовательно создал шесть первичных творений: 1. небо (āsmān), 2. воду (āb), 3. землю (zamīg), 4. растения (urwar), 5. скот (gōspand) и 6. человека (mardōm). Седьмым упоминается «сияющая сила огня» (xwarrag ī ātaxš), которая однако мыслится как примордиальная, пронизывающая все шесть творений. Этим шести творениям соответствуют шесть сезонных праздников (гаханбаров) — в каждый сезон Бог творил одно из них и завершил творение в течение года.

Кроме того, иной тип классификации первичных элементов творения опирается на порядок последовательных эманаций-амешаспентов. Амешаспенты — сущности духовные, а в материальном мире у них, в соответствии с вышеуказанным законом, есть зримые проявления — dāyagān (букв. «кормилицы», «няньки») или же, как говорит Шканд, gētīy daxšagān («земные знаки»):

1. Ормазд (Творец) — Человек (mardōm)
2. Вахман (Благой Помысел) — Скот (gōspand)
3. Ардвахишт (Истина Наилучшая) — Огонь (ātaxš)
4. Шахривар (Власть Желанная) — Металл (ayōxšust), соответствует небу в первой классификации; небо мыслилось состоящим из металла
5. Спандармад (Святое Благочестие) — земля (zamīg)
6. Хордад (Целостность) — Вода (āb)
7. Амордад (Бессмертие) — Растение (urwar)

В этом перечне отсутствует воздушная стихия, отмечаемая тем не менее в Авесте. В маздеистской космологии она представлена двумя понятиями, также идущими из Авесты:
1. wād — «ветер»/«воздух», неотделимый от «жизни», «души» (gyān), призванный «стимулировать и поддерживать воду, растения, и коров, и благого человека и все вещи».
2. wāy — тоже «ветер»/«воздух», но с уклоном в «пространство», «атмосферу», ~эфир, сотворённый из «огненной формы» (ātaxš kerb)
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 25, 2014, 16:29
На семеричное членение творения накладывается представление о четырёх элементах Эмпедокла, весьма рано ставшее расхожим на Ближнем Востоке. Элементы на пехлеви называются zahag  (букв. «эмбрион») или tōhmag («семя»): огонь (ādur), вода (āb), воздух (wād) и земля (zamīg или gil). Элементы представляют собой комбинацию свойств-«темпераментов» (ristagān): тепла (garmīh), холода (sardīh), влажности (xwēdīh) и сухости (huškīh) по классической аристотелевской схеме:

тепло и сухость = огонь
тепло и влажность = воздух
холод и влажность = вода
холод и сухость = земля

Темпераменты по отношению друг к другу ведут в соответствии с античными фобией и филией, на пехлеви это выражается соответственно как hamēstār противник и brādrodīg родственник.





Тепло (garmīh)противникХолод (sardīh)
родственникродственник
Сухость (huškīh)противникВлажность (xwēdīh)

Противники борются попарно и от этого происходит борьба элементов и взаимное разрушение в мире. Так, холод воды поражает тепло огня и тушит его. А сухость огня поражает влажность воды и сушит её.

Можно заметить, что тепло никак не относится к влажности, а сухость — к холоду. Маздеистская мысль пользуется этой лакуной и последовательно возводит первую пару к одной сущности (gōhr), а вторую — ко второй, что оказывается очень удобным для учения о дуализме, двух первоначалах (dō-buništagīh): Добра и Зла (точнее Творца Ормазда и Разрушителя Ахримана), к чему также подключается противопоставление Света и Тьмы (рассмотрим позже).

Итак, земной мир (gētīy)  пребывает в смешении (gumēzišn) двух первоначал, проявляющемся в их антагонистических сущностях (gōhr). В элементах это проявляется в том, что к сущности "добра" относятся темпераменты тепла и влажности, а к сущности "зла" — холода и сухости. Таким образом, мир без зла, сотворённый Ормаздом, был тёпло-влажным (garm-xwēd), что собственно есть свойство благого воздуха (wādōmand), а покушение на него Ахримана внесло холодо-сухость, которая перекрёстно примешавшись к благим темпераментам по принципу родства (видимо, его можно сравнить с дьявольской пародией), привели совершенный недвижимый мир в излишнее движение, вносящее хаос и разрушение (wišōbišn).

Поэтому благой огонь — это тепло, но в земном мире к нему примешана злая сухость, которая и обжигает. А благая вода — это влажность, но в земном мире к ней примешан злой холод. Они борются друг с другом и уничтожают влажность и тепло в других телах соответственно.

Что касается земли (холод + сухость), то её отношение к этой дихотомии обычно умалчивалось, ведь с точки зрения маздеизма земля тоже благое творение.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Ion Borș от августа 25, 2014, 17:17
Offtop
подписываюсь
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 25, 2014, 20:59
Элементы, кроме того, подвергаются трансмутации (wardišn) — на основе двойственности своей природы (čihr):
- вода может превращаться в воздух или землю
- воздух может превращаться в воду или огонь
- огонь может превращаться в воздух или землю
- земля может превращаться в огонь или воду
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 25, 2014, 21:33
Сущность/субстанция (gōhr) всегда была и будет (būd ud bawēd), её невозможно поправить или изменить («Об изменении сущности в самой её самости говорят непонимающие, что такое «сущность»), в этом она отличается от случайности/акциденции (jahišn). Сущность пребывает в вечном движении (hamāg-rawišnīh ud amarg-rawišnīh ī gōhr). Сущность Света (rošnīh) воспринимается как открытость взгляду, сущность Тьмы (tārīgīh) — как замкнутость. Как уже говорилось, земной мир пребывает в смешении (gumēzišn) двух сущностей, поэтому все явления в нём не возникают сами из себя или из соединения единосущностного, а появляются и запускаются в движение из соединения разносущностного (hamīh ī judgōhr). Развитие и упадок бытия запущены взаимодействием и борьбой полярных оппозиций. С одной стороны, это означает, что Идеальный Мир (без противостояния) статичен, а с другой — что земной мир движется к Вечному блаженству избавления от противостояния.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 26, 2014, 10:02
Движение (jumbišn, čandišn) происходит в пространстве-эфире (wāy, gyāg), ограниченном небесной твердью (spihr), в рамках ограниченного времени (zamān ī brīd), «долго самоподдерживающегося» (dagrand xwadāy). Движение вызывается двумя видами причин:
- природной необходимостью (pad wizīn čihr) — čihrīg, природные процессы
- волей, хотением (pad wizīn kām) — kāmīg, волюнтаристские процессы
Либо комбинацией их.

Природные процессы бывают дискретными (brīdagīhā) или же непрерывными (abrīdagīhā). Всё бытие представляет собой субъект взаимокоррелирующей (paywandišn ī stī o ham) трансформации (ham-bawišnīh jadag-wihīrīh), заключающемся в становлении (bawišn) и упадке (wināhišn).

У любого процесса есть причина. Причинность описывается двумя терминами:
- čim, букв. «значение», видимо, предназначение, смысл
- wihān, повод, причина

Трансформация обуславливается следующими видами причин:
- силой (pad nērōgīh)
- «угнетением», «нападением» (awištābišn) — из-за взаимодействия разных сущностей (например, тепла и холода)
- через трансмутацию (pad wardag), как свет (bām) из сияния (payrōg)
- благодаря действию/работе (pad kunišn), как дом строится человеком
- через сотворение (pad āfurišn)
- через размножение (как человек от человека)
- по естественному свойству (pad axw), как щедрость от щедрого человека.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 26, 2014, 10:34
Природа (čihr, от čiθra-, букв. «ясное», «чистое» > «семя» > «род») состоит из составления (ham-bawišnīh), проявления (astišnīh), разрушения (wināhišn) противостоящих элементов (ham-bedīgān). Она находится в становлении и уничтожении свойств (čeōnīh bawišn ud wināhišn), в колебании (čandišn) и движении (jumbišn).

Принцип единства универса (ēk-kardagīh ī gēhān) открывает корреляцию между Макрокосмом, Большим Миром (gēhān ī wuzurg) и Микрокосмом, Человеком (gēhān ī kōdag). Элементам макрокосма соответствуют элементы микрокосма:

огонь (ādur) — кровь (xōn)
вода (āb) — сосуды (rag)
земля (gil) — мозг (mazg)
металл (ayōxšust) — сухожилия (pay)
растение (urwar) — кости (ast)
скота (gōspand) — плоть (pid)
человек (mardōm) — волосы (mōy)

Кроме того, по греческой схеме четырём элементам соответствуют четыре темперамента (ristagān) тела:

воздух — кровь (xōn)
огонь — красная желчь (wiš ī suxr)
земля — чёрная желчь (wiš ī sīā)
вода — флегма (blagm)*

-------------------
*видно, что φλέγμα заимствовалось ещё с первым смычным звуком, а не с [f] или во всяком случае иранцы не воспринимали греч. φ как своё f.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 26, 2014, 10:46
Земной мир черпает энергию (nērōg) от силы (ōj) воды и воздуха.
Воздух черпает силу от духовного неба (āsmān mēnōy)
Тело черпает силу от темпераментов, смесь которых составляет тело (āmēzišn ī tan passāzišn)
Духовное/идеальное (mēnōy) черпает силу от жизненной силы души (pad ruwān zindagīh), где душа (ruwān) отличается от души-жизни (gyān) и ближе к индийскому атману, высшей субъектности.

Энергия души, дух (waxš) — агент выбора и волюнтаристских движений (kām), в то время как так называемый frawahr (фраваши) — вечный покровитель и направитель души, относится к природе (čihr) и представляет природную необходимость выбора добра.

Кроме того, весь мир существует и управляется посредством разума (xrad)
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: _Swetlana от августа 26, 2014, 11:04
Цитата: Iskandar от августа 26, 2014, 10:46
Земной мир черпает энергию (nērōg) от силы (ōj) воды и воздуха.
Воздух черпает силу от духовного неба (āsmān mēnōy)
Тело черпает силу от темпераментов, смесь которых составляет тело (āmēzišn ī tan passāzišn)
Духовное/идеальное (mēnōy) черпает силу от жизненной силы души (pad ruwān zindagīh), где душа (ruwān) отличается от души-жизни (gyān) и ближе к индийскому атману, высшей субъектности.

Энергия души, дух (waxš) — агент выбора и волюнтаристских движений (kām), в то время как так называемый frawahr (фраваши) — вечный покровитель и направитель души, относится к природе (čihr) и представляет природную необходимость выбора добра.

Кроме того, весь мир существует и управляется посредством разума (xrad)
ЦитироватьА из зала мне кричат -- давай подробности !
Все, как есть,
ну, прямо, все, как есть !
:)
Если нетрудно, можно это место более подробно, плз.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 26, 2014, 14:06
Использование астрологических концептов для объяснения мироздания следовало в русле расхожих представлений региона, коренящихся в культуре Месопотамии. События и явления в земном мире привычно преподносились как результаты действия светил небесного свода (spihr). Астрологические агенты делились на знаки зодиака (axtarān) и блуждающие планеты (abāxtarān). Принцип двойственности задействован и тут: первые признавались благими распределителями благ (bayān), в то время как вторые — злыми порождениями, вносящими хаос в небесную сферу, «разбойниками» (gayōgān), отнимающими небесные блага у хороших людей и вручающими их злым.

Всякое противодействие или благо, что нисходит на человека и другие творения, вызвано действиями семи и двенадцати (Mēnōy ī xrad 7.16) — где «семь» — планеты, а «двенадцать» — Зодиак.

Планеты, несмотря, на заявляемую злую природу, назывались иранскими соответствиями месопотамских божеств. При этом Солнце и Луна никак не могли быть включены в эту схему как злые сущности. Вместо них к пяти блуждающим планетам добавлялись мнимые сущности — «тёмные» (tamīg) Солнце и Луна, связанные, видимо, с затмениями, а следовательно, с узлами лунной орбиты.

Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 26, 2014, 14:06
Цитата: _Swetlana от августа 26, 2014, 11:04
Если нетрудно, можно это место более подробно, плз.
Про что именно?
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: _Swetlana от августа 26, 2014, 14:16
1. Духовное/идеальное (mēnōy) черпает силу от жизненной силы души (pad ruwān zindagīh), где душа (ruwān) отличается от души-жизни (gyān) и ближе к индийскому атману, высшей субъектности.
Различие между ruwān и gyān. Атман мне тоже ничего не говорит.

2. Энергия души, дух (waxš) — агент выбора и волюнтаристских движений (kām), в то время как так называемый frawahr (фраваши) — вечный покровитель и направитель души, относится к природе (čihr) и представляет природную необходимость выбора добра.
Вроде у греков волюнтаристские движение как раз от природы. А "законнорождённые мысли" от топоса и "вечного двигателя" Аристотеля.

3. Кроме того, весь мир существует и управляется посредством разума (xrad)
В чём суть принципов этого управления?
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от августа 26, 2014, 14:32
Цитата: _Swetlana от августа 26, 2014, 14:161. Духовное/идеальное (mēnōy) черпает силу от жизненной силы души (pad ruwān zindagīh), где душа (ruwān) отличается от души-жизни (gyān) и ближе к индийскому атману, высшей субъектности.
Различие между ruwān и gyān. Атман мне тоже ничего не говорит.
Душа-жизнь, как я понимаю, это как индийская jīvā, жизненная сила, эфирное тело, короче. Ну или вместе с астральным, смотря на сколько частей в зороастризме человек делится.
А ruwān — Высшая душа, не атман, наверное, а скорее буддхи, атман — это если в человеке частица mēnōy имеется и в ruwān включается.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 26, 2014, 14:46
Цитата: Bhudh от августа 26, 2014, 14:32
Душа-жизнь, как я понимаю, это как индийская jīvā, жизненная сила, эфирное тело, короче.
Да, вроде того.

Цитата: Bhudh от августа 26, 2014, 14:32
А ruwān — Высшая душа, не атман, наверное, а скорее буддхи
Я думаю, подробнее нужно рассмотреть в посте, посвящённом Человеку.
Как и понятие Мирового Разума.

Цитата: _Swetlana от августа 26, 2014, 14:16
Вроде у греков волюнтаристские движение как раз от природы. А "законнорождённые мысли" от топоса и "вечного двигателя" Аристотеля.
Несмотря на прорывы материализма, в целом эта система теистична, а воля (Творца) в ней признаётся источником творения.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: _Swetlana от августа 26, 2014, 14:47
Цитироватьэто если в человеке частица mēnōy имеется и в ruwān включается.
А как это проверить, имеется или не имеется?  :-[
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 26, 2014, 15:37
Давайте по порядку, а то я запутаюсь

Необходимой силой, побуждающей процессы бытия, является время (zamān). Всё погружено во время, а само время ни во что не заключено. Различаются два вида времени:

- неограниченное (akanārag)
- ограниченное (kanāragōmand), определённое (brīn), оно же dagrand xwadāy — «долгое самоподдерживающееся».

Последнее было сотворено из первого Творцом Ормаздом (в виде промежутка в 12 000 лет) для космической битвы со Злым духом (Ахриманом). Неограниченное время — это вечная длительность (drang ī hamāyīg), неограниченная в прошлом и будущем, проявляющаяся как вечность Творца, в то время как время сражения имеет начало и конец. Ограниченное время делится на отрезки, делить и отмерять неограниченное время невозможно. Течение (sazišn) ограниченного времени определяет события мира и всякое разрушение. По своему истечению оно соединится со своим началом, то есть, мир вновь вернётся к своему идеальному состоянию.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 27, 2014, 10:39
Книга Денкард о пяти вечных, неуничтожимых и неизменяемых:

1. Ормазд (как Творец)
2. Религия (dēn, Авеста, Божия Мудрость)
3. Пространство (gyāg), поддерживающее творение (Божия Бесконечность)
4. Бесконечное время (zamān, Божия Вечность)
5. Субстанция (gōhr, Божия Сущность)

По сути все они представляют собой Божественное, в то время как Ахриман — judgōhr «иносущностный», не творец, а разрушитель, немудрый, пребывающий в скованности, невечный (подлежащий уничтожению).

Что касается пространства (gyāg), то оно, как говорилось, отождествляется с wāy — ветром-эфиром, «атмосферой», через который связана с wād — ветром, а через него уже с gyān, дышащей душой.

Пространство состоит из пустоты (tuhīgīh), которая бесконечна. Как и время, оно объемлет всё, но его ничто не объемлет, не существует ничего, что не занимало бы в пространстве своего места.

--------------
Собственно, можно заметить, что gyāg — это предок новоперс. jāy «место», как и gyān — предок jān «душа».
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 27, 2014, 11:22
Человек, mardōm (< martya- tauxman- «человеческий род») — это образ (микрокосм) Вселенной, он воплощает в себе всё творение Творца и сам является высшим творением, материальным образом (gētīg dēsag) Творца. Творец и человек обладает одной сущностью — субъектной душой (ruwān). Человек наделён различными духовными и материальными способностями для управления всеми творениями.

В мире происходит Битва (gēhān razm) с иносущностным (jud-gōhr), где человек главнокомандующий (razm-sālār). Люди являются владыками самих себя (xwadāyēnīdag abar xwēš tan pad sālārīh) и обладают силой различения иных творений (abārīg gētīg dahišnān pad wizīngarīh nērōgēnīd ēstēd).

Ключевое понятие человеческого рода связь (paywand), люди объединяются в семьи, рода, «племена» и «страны». Семейная связь обеспечивает связь поколений людей с Фрашкардом (Концом Света). Идеальное состояние человечества — единообразие (ham-sardag), отсюда парадоксальным образом следует стремление к эндогамии — чтобы у общности людей были общие предки (nabānazdištān), и высшая форма эндогамии — близкородственные браки (xwēdōdah), которые, однако, в сасанидской реальности были лишь благочестивым идеалом, сосуществующим с подавляющим большинством обычных браков.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: _Swetlana от августа 27, 2014, 12:34
Цитата: Iskandar от августа 27, 2014, 11:22
и высшая форма эндогамии — близкородственные браки (xwēdōdah), которые, однако, в сасанидской реальности были лишь благочестивым идеалом, сосуществующим с подавляющим большинством обычных браков.
Это следует понимать так: в близкородственные браки вступают близкородственные души.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 27, 2014, 13:54
Денкард определяет четыре агента (kārīgar) в человеческом теле, правда только mādagwarīhā, «существенно», «главным образом» (то есть, есть и другие):

1. Душа (ruwān) = авест. urwān-
2. Душа-дыхание-жизнь (gyān) = авест. uštāna-
3. «Гений» (frawahr), фраваши = авест. frawaṣ̌i-
4. Восприятие (bōy, сознание) = авест. baoiδi-

Душа — владыка человеческого бытия (axw xwadāy), а остальные три являются её инструментами, формируя waxš — дух, силу души. Интеллектуальные способности человека описываются как:

- сила* рассудка (wīr nērōg)
- мощь* памяти (oš ōj)
- сила* разума/мудрости (xrad zōr)
*в русском языке не хватает синонимов
к которым в этой классификации прибавляются уже упомянутые
- сознание
- фраваши
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 27, 2014, 15:10
Перводвигателем всего является Ормазд.
В 4-й книге Денкарда градация идёт дальше: Он — Единая Высшая причина (čimānāg), а не (просто) побудитель (čimīg). Ормазд всеведущий (harwisp-āgāh) и желающий разумно (xrad kāmīg). В действиях Он ограничен временем, а во времени — действием, поэтому устранение Им сущности Ахримана предполагает определённые действия, растянутые во времени. Могущество Ормазда не бесконечно, оно не распространяется на невозможное (обратное утверждение объявляется абсурдным). Интересно, что утверждается, что до акта творения Творец не был Господом (xwadāy).

Сущность (gōhr) Ормазда заключена в Душе (ruwān), которая есть бесконечный свет (anagr rošnīh), описываемый как влажно-тёплый (garm-xwēd). В материальном мире его одеяние — материальный свет (gētīg rošnīh): brāh (блеск) и bām (сияние), исходящие из бесконечного духовного света.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от августа 27, 2014, 18:59
Цитата: Iskandar от августа 27, 2014, 11:22Творец и человек обладает одной сущностью — субъектной душой (ruwān).
А, ну тогда атман. Насчёт фраваши хотелось бы подробнее, на аналог буддхи он как-то не похож... На Высший манас, наверное, больше.
А bōy в таком случае Низший.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 28, 2014, 10:19
frawaṣ̌i- f. < frawárti, абстрактное имя от fra-war- «выбирать»
сред. перс. frawahr — заимствование из авестийского (авест. [ɬ] < *-rt- субституирован через hr, исконный вариант виден в названии месяца: frawardīn)
Это «гений», сущность, отличная от «Я», но неразрывно связанная с ним, координирующая и направляющая в сторону благого выбора.
У умерших праведных фраваши как бы ассоциируется с душой (ruwān), и о душе с четвёртого дня по смерти не упоминают.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от августа 28, 2014, 11:21
Буддхи-Манас, ага :yes:.

Цитата: Iskandar от августа 28, 2014, 10:19У умерших праведных фраваши как бы ассоциируется с душой (ruwān)
А у неправедных? Там bōy случайно не примешивается?
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 28, 2014, 13:50
Цитата: Bhudh от августа 28, 2014, 11:21
А у неправедных?
А душа неправедного отправляется тухнуть в ад к Ахриману.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Sandar от августа 28, 2014, 13:58
Написали тухнуть, а не угасать. :)
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 28, 2014, 14:19
В аду зловонно, тесно и одиноко.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от августа 28, 2014, 14:19
Цитата: Iskandar от августа 28, 2014, 13:50душа неправедного отправляется тухнуть в ад
Непоэл.
Сущность Ормазда, которая есть бесконечный свет, отправляется к Ахриману⁈
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 28, 2014, 14:21
Цитата: Bhudh от августа 28, 2014, 14:19
Непоэл.
Сущность Ормазда, которая есть бесконечный свет, отправляется к Ахриману⁈
Да, видимо, поэтому «философский зороастризм» Денкарда приверженец учения о конечном (при свершении Фрашкарда) освобождении всех душ от страдания — включая грешников.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от августа 28, 2014, 14:24
А до Фрашкарда пусть тухнут... Ну, хоть не вечный ад, и на том спасибо...
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: _Swetlana от августа 28, 2014, 14:25
Цитата: Iskandar от августа 28, 2014, 13:50
Цитата: Bhudh от августа 28, 2014, 11:21
А у неправедных?
А душа неправедного отправляется тухнуть в ад к Ахриману.
У кого быстрее протухнет, у того быстрее отмучается. А то ещё и в ад не пустят, как у Киплинга в "Томплинсоне":
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 28, 2014, 14:30
Цитата: Bhudh от августа 28, 2014, 14:24
А до Фрашкарда пусть тухнут...
А что остаётся, коли по свободному kām'у отделили себя от Ормазда...
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от августа 28, 2014, 14:36
Вот, кстати, о kām'е и его агенте.

Цитата: Iskandar от августа 26, 2014, 10:46Энергия души, дух (waxš) — агент выбора и волюнтаристских движений (kām), в то время как так называемый frawahr (фраваши) — вечный покровитель и направитель души, относится к природе (čihr) и представляет природную необходимость выбора добра.
Цитата: Iskandar от августа 27, 2014, 13:54
1. Душа (ruwān) = авест. urwān-
2. Душа-дыхание-жизнь (gyān) = авест. uštāna-
3. «Гений» (frawahr), фраваши = авест. frawaṣ̌i-
4. Восприятие (bōy, сознание) = авест. baoiδi-

Душа — владыка человеческого бытия (axw xwadāy), а остальные три являются её инструментами, формируя waxš — дух, силу души.
Так фраваши относится к душе или к природе?

Далее ещё интереснее:
Цитата: Iskandar от августа 27, 2014, 13:54Интеллектуальные способности человека описываются как:
  • сила рассудка (wīr nērōg)
  • мощь памяти (oš ōj)
  • сила разума/мудрости (xrad zōr)
    к которым в этой классификации прибавляются уже упомянутые
  • сознание
  • фраваши
Тут фраваши вообще, выходит, просто к интеллектуальным способностям причисляется?
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от августа 28, 2014, 14:38
А вы хотите строгой системы?
Это компиляция на основе разных глав Денкарда, которые сами компилировались разными редакторами.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от августа 28, 2014, 14:40
Ну, системы не системы, но хотя бы непротиворечивости.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Farroukh от августа 29, 2014, 14:27
 
Цитировать2. землю (āb),
Видя опечатку в записи от 25.08 граммар-наци негодуэ!
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 1, 2014, 11:17
Становление материального мира описывается двойственно: с одной стороны это результат активных действий Творца (Первопричины) по сотворению субстрата из собственной сущности, с другой — это эманация первичной структуры (субстрата), «Семени Семян» в последовательные формы.

Цитироватьbawišn xwad hast tōhmagān tōhmag ī gētīg, bun būdag, ī az rah

Бытие само есть Семя Семян материального мира, изначальное становление, что от небесной тверди.

Цитироватьtōhmag ī gētīg būdag ī az dādār āfurišn ud dahišn pad rah ōz ud abzārīh. u-š nām bawišn ud pad nāmčišt garm-xwēd, bun gētīg-dahišnān, mādag-iz dānīhēd. u-š dēsag ī fradom būdag ī pad dādār pay­mānkārīhā az bawišn, u-š dēnīg nām bawišn-rawišnīh, u-š (pad) nāmčišt čahār zahāgān ī hēnd wād, ātaxš, āb, gil, bun gētīgān čihr. ud dēsag ī didīgar būdag ī pad dādār frazānagkārīhā az bawišn-rawišnīh, u-š dēnīg nām bawišn-estišnīh, u-š pad nāmčišt čahār ristagān āmēzišn ī zīndagān

Семя материального мира — это становление, (исходящее) от (духовного) и (материального) сотворения Творцом посредством силы и инструментария небесной тверди*. И оно называется «бытие», и оно именно тёпло-влажное, основа материальных творений. Оно так же понимается как Субстрат (Материя). И форма его первичного становления — из бытия посредством координирующих действий Творца, чьё религиозное имя — «движение бытия». А именно это четыре элемента, что суть воздух, огонь, вода и земля, изначальная природа материальных объектов. А форма вторичного становления — из движения бытия посредством мудрых действий Творца, чьё религиозное имя — «актуализация бытия». А именно это четыре темперамента, смешанных в живущих.

--------------
rah, букв. «колесо» = араб.-перс. falak
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Ion Borș от сентября 1, 2014, 12:29
Offtop
Цитата: Farroukh от августа 29, 2014, 14:27
Цитировать2. землю (āb),
Видя опечатку в записи от 25.08 граммар-наци негодуэ!
вода.
а вот это слово, интересно этимология? (в яз. Kannada тоже есть )
भू bhU f. earth ?
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 1, 2014, 13:27
Итак, космогония описывается как последовательное разворачивание «становящегося» (būdag). Сущность (tōhmag = gōhr), исходящая из Творца,

1. превращается в бытие (bawišn) - материю (mādag), обретающее первую форму (dēsag) — «движение» в виде первоэлементов (čahār zahāgān), которая задаётся равномерным круговым движением небесной тверди — так собственно проявляется «упорядочивающая деятельность» Творца.

2. Из движения бытия (bawišn-rawišnīh) возникает следующая форма — актуализация бытия (bawišn-estišnīh) в виде темпераментов (čahār ristagān), составляющих живое тело. Эта деятельность Творца по формированию тонко настроенного живого тела называется «мудрой».

Однако бытие не исчерпывается «становящимся» (būdag). Как подчёркивает дидактическое «Избранное наставление первоучителей», каждый человек должен помнить: «Я (идеально) сотворённое, а не становящееся» (āfrīdag hom nē būdag), поэтому

3. сотворённые (āfrīdag) фраваши и душа, призванные интегрировать сущее (hamēnīdār ī stī), составляют третью (и последнюю) форму (dēsagōmand ī abdom), которую Творец чудодейственной активностью распределил (baxt ēstēnd) по индивидуальным телам (ō kerbān kerbān) человека, животных и иных благих творений.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 1, 2014, 13:29
Цитата: Ion Bors от сентября  1, 2014, 12:29
а вот это слово, интересно этимология? (в яз. Kannada тоже есть )
भू bhU f. earth ?
Санскр. bhū- = bhūman-
Др.иран. būma- «земля», «страна», новоперс. būm тж.

Если есть в каннаде, то, конечно, санскритизм.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 1, 2014, 14:53
Следующая схема объясняет развёртывание вселенной через серию эманаций, начиная с Бесконечного света (=Ормазда), с постепенным уменьшением возвышенности и трансцендентности на каждом шаге (подбор глосс достаточно условен):

1. Из Бесконечного света (asar rōšnīh) появился блеск (brāh)
2. Из блеска — сияние (payrōy)
3. Из сияния — лучезарность (bām)
4. Из лучезарности — твердь (rah)

Цитировать
ud az rah pad dādār āfurišn rasīdag ō bawišn, garm-xwēd, gētīg-dahišnān fradom bun
И от тверди посредством творческой деятельности Творца достигает Бытия, тёпло-влажного, первоосновы материальных творений.

Последние три формы света представляют собой материальный свет (gētīg rōšnīh), являющие материальную форму Творца (открывая путь теологического обоснования зороастрийского светопоклонничества)
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Хворост от сентября 1, 2014, 14:56
В этом языке различались o и ō? А откуда первое?
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 1, 2014, 15:02
o — аллофон фонемы а в соседстве с губными
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от сентября 1, 2014, 15:04
Цитата: Iskandar от сентября  1, 2014, 14:53rošnīh
Который из тут губной? :???
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 1, 2014, 15:04
Это опечатка
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от сентября 1, 2014, 15:05
По всей теме?
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 1, 2014, 15:07
да
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 1, 2014, 21:59
Ну, кстати, не всегда можно так судить в лоб.
Например, Ohrmazd < *Ahuramazdā, где A > O под влиянием слога с -u-, который потом исчез.

Аналогичный йотовый умлаут даёт -e-, например, weh «хороший», «лучше» < *wahyah-
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 2, 2014, 11:20
Следующая схема.

Ормазд сначала творит Огненную Форму (āsrō-kerp, транслит авест. āθrō kəhrpa)

Цитироватьātaxš kerb ī rōšn ī spēd ud gird frāz paydāg
Огненная Форма, светлая, белая, круглая, проявляющаяся

Или же Фарр (xwarrah), происходящий от Ормазда, сияющий как огонь.

Он состоит из двух духовных испостасей:
1. mēnōy ī waxš nērōy «дух энергии духа» (по-русски трудноразрешимая тавтология)
2. mēnōy ī čihr nērōy «дух энергии природы»

Эти две силы порождают тончайшую самость материального мира (dāramagtom gētīg grīw), которая называется *gard («пыль»), а на языке мира — ḥs (= греч. χάως) или «закваска»/«замес» (srištag), из которой уже развиваются «колонны» (stūnak) — переосмысление греч. στοιχεῖον (элемент), дающие многобразие форм (dēsagōmandīh).

Благодаря духу энергии духа появляется небесная сфера (spihr). Из небесной сферы — тёпло-влажный воздух (garm-xwēd wādōmand). Небесная сфера эманирует в Материю (tōhmagān tōhmag) = греч. ΰλη.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Хворост от сентября 2, 2014, 13:58
Цитата: Iskandar от сентября  1, 2014, 15:02
o — аллофон фонемы а в соседстве с губными
А что с ним случилось в новоперсидском?
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 2, 2014, 15:30
panjom «пятый» — тадж. панҷум
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 2, 2014, 18:31
Цитата: Iskandar от сентября  1, 2014, 13:27
Как подчёркивает дидактическое «Избранное наставление первоучителей», каждый человек должен помнить: «Я (идеально) сотворённое, а не становящееся» (āfrīdag hom nē būdag)
Непонимание (и вообще не ожидание даже) философской терминологичности мешает адекватному переводу пехлевийских текстов. Например, этот пассаж Ольга Чунакова в своём известном сборнике «Изведать пути и дороги праведных» перевела как

Я создан, а не существую от века ("был") (стр. 69)

Смысл не распознанного Чунаковой термина būdag здесь оказался замылен. Будаг вовсе не есть нечто, существующее "от века". Он противопоставляется сотворённому не по признаку времени. Будаг, хоть и исходит от Творца, но развивается эволюционно. В то время как афридаг - это непосредственный интимный акт творения, вложения в человеческое тело внутренней сущности, которая отличает его от просто явления природы и придаёт ему способность осмысленно выбирать - то, чем обладает Сам Творец.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Ion Borș от сентября 2, 2014, 18:49
Offtop
ЦитироватьБудаг
афридаг
Сначала подумал что Будаг некое производное от (Творца) Будда (или некое первичное (пробудившийся) или производное слово). Даг - (второй) корень или суффикс?
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Lodur от сентября 2, 2014, 18:58
Offtop
Тоже подпишусь на тему.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от сентября 2, 2014, 19:12
Offtop
Цитата: Ion Bors от сентября  2, 2014, 18:49Сначала подумал что Будаг некое производное от (Творца) Будда
Иранское bū ≡ русскому бы- в быть, если я не ошибаюсь.
А Будда имеет тот же корень, что в русском бдеть < бъдѣти < *bŭd-.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Ion Borș от сентября 2, 2014, 19:44
Offtop
Bhudh, Спасибо!
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от сентября 2, 2014, 19:46
Offtop
Пожалуйста. Мой ник — это второй корень и есть.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Таму от сентября 2, 2014, 20:55
Тему читаю с интересом. Когнатов в осетинском языке для приведённых в этой теме понятий- по моему процентов 70.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 2, 2014, 21:01
Знание (dānišn) не только человеческое свойство, природа также обладает знанием: dānišnōmandīh ī čihr — мудрость (обладание знанием) природы. И знание со своей стороны — природное явление: čihrōmandīh ī dānišn — природность знания. Если (ограниченное) время возвращается к своему началу (см. выше), то (природное) знание наоборот с начала времён расширяется и в конце достигнет апогея.

Разум (xrad, иначе переводится мудрость, имеется в виду прежде всего рассудочная способность) традиционно делится на:

- присущий/врождённый (āsn-xrad), порождающая интуитивное видение (wēnāgīg)
- приобретённый (gošōsrūd xrad, букв. «услышанный ушами разум», точнее это адаптация авестизма с таким значением)

Всякое сознательное знание (kāmagōmand dānišn) завязано на силу логики (gōwāgīh nērōy). Необходимость знания (abāyišnīg ī dānišn) заключается в его пользе (sūd), с которой оно родственно (xwēšāwand).

Избыток (frēhbūd) является врагом знания (dānišn), а недостаток (abēbūd) — удовольствия (rāmišn). Знание развивается из жизненного импульса (axw), а удовольствие — из импульса удовлетворения желаний (kāmag-kardārīh).

У человека пять классических чувств: зрение (wēnišn), осязание (pahrmānišn), вкус (čāšišn), обоняние (bōyišn, hanbōyišn), слух (āšnawišn). При присоединении их к органам тела, преимущественно языку (mādayān uzwān), человек творит своё мышление (menišn) в форме اречи (ēwāz).

Познание возможно четырьмя способами:
1. по очевидности/неизбежности (pad čār dānišnīh)
2. по аналогии (pad hangošīdagšnāsīh)
3. по оценке возможности/вероятия (šnāsīh pad šayēd sazēd būdan)
4. по доведению до невероятного/абсурда (pad zēfān ud drōb ud nē šāyēd)
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 2, 2014, 21:01
Цитата: Bhudh от сентября  2, 2014, 19:12
если я не ошибаюсь.
Не ошибаетесь
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 2, 2014, 21:10
Цитата: Ion Bors от сентября  2, 2014, 18:49
Даг - (второй) корень или суффикс?
būdag < *būtaka- = перфектное причастие *būta- + суфф. *-ka-

būdag > новоперс. būda (причастие прошедшего времени, термин такой, однако, потерян)
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Ion Borș от сентября 2, 2014, 21:25
Offtop
Iskandar, Спасибо!
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 2, 2014, 21:54
Логика (čim-gōwāgīh, букв. «высказывание резона»)

Цитироватьān ī *wizāyisnig ō hu-āšnāgīh ī čišān pad nām ī hast nāmčišnīgtom čim gōwāgīh
То, что исследует должное рассмотрение вещей, называется именно рациональным высказыванием.

Умозаключения делятся на индуктивные (bun az bar, «основа по плоду») и дедуктивные (bar az bun, «плод по основе»).

Цитироватьbun az bar paydāgīn abar čeōnīh ud ēdōnīh ī bar
выведение причины из следствия, по характеристикам и свойствам следствия

Логические противопоставления:
Цитировать2 ī āginēn hambedīg čihrīg ī ēk gētīg būd nē šāyēd
Два противных качества не могут быть присущи одному материальному объекту

Цитироватьbē was jud ēwēnag ī nē hambedīg čihrīg ī ēk gētīg būd šāyēd
Но множество различных качеств, не противящихся друг другу, могут быть присущи одному материальному объекту.

Цитироватьēk čiš andar ham gyāg pad ham zamān ham hast ham nēst būd nē šāyēd
Одна вещь не может существовать или не существовать в одном месте в одно время.

Цитироватьnē ēč ēwēnag az nēst bawēnīdan ud abāz ō nēst burdan šāyēd
Ничто не может появиться из ничего и быть превращённым в ничто.

Цитироватьabāz-būd saxwanīha nēstīh hastīh guft bawēd
Говорить о существовании небытия — это внутренне противоречивое высказывание.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 2, 2014, 22:04
Красота (hučihrīh) — божественное, уродство (duščihrīh) — демоническое. Тем не менее, они признаются зависящими от восприятия (griftan), оценки (sahišn), убеждений (wurrahwišn) и индивидуального характера (xōg ī kas), которые сами зависят от места и времени.

Высшая ценность — доброта/благость (wēhīh), заключающаяся в Мере/Гармонии (paymān).
Гармония порождает закон (dād) вместе с разумом (xrad), нравом/нравственностью (xēm), скромностью (šarm), любовью/дружелюбностью (mihr), щедростью (rādīh), правдивостью (rāstīh), благодарностью (spāsdārīh).

Цитироватьērān hamē paymān stāyēd frēh-būd ud abē-būd nikōhēd
Эранцы/благородные всегда восхваляют Меру и проклинают избыток и недостаток.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Lodur от сентября 2, 2014, 23:25
-išn - это окончание, или отдельный корень?
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 3, 2014, 07:07
Суффикс причастия долженствования.
Происходит либо от соединения двух древнеиранских суффиксов отглагольных имён (*-iš- + *-na-), либо от суффикса инфинитива *-tana- в слабой ступени (*-θna-)
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Lodur от сентября 3, 2014, 07:36
Цитата: Iskandar от сентября  3, 2014, 07:07Суффикс причастия долженствования.
Происходит либо от соединения двух древнеиранских суффиксов отглагольных имён (*-iš- + *-na-), либо от суффикса инфинитива *-tana- в слабой ступени (*-θna-)
Спасибо. В перечислении пяти чувств увидел знакомые корни, но в санскрите они не оформляются одним и тем же суффиксом. А в тех материалах, что есть в этой теме, полно и других слов с этим суффиксом. Хотелось понять логику словообразования подобных терминов.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от сентября 3, 2014, 08:04
Да, в пехлеви это очень продуктивный суффикс отглагольных имён, особенно в доктринальной литературе.
А вот в новоперсидском он отмер, остались только единичные уцелевшие слова с -iš (в совр. транскрипции -eš), напр. maneš < menišn
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от сентября 3, 2014, 08:08
Сразу вспоминается название Бундахишн.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Ion Borș от сентября 3, 2014, 08:45
Offtop
Цитата: Iskandar от сентября  3, 2014, 07:07
Суффикс причастия долженствования.
Происходит либо от соединения двух древнеиранских суффиксов отглагольных имён (*-iš- + *-na-), либо от суффикса инфинитива *-tana- в слабой ступени (*-θna-)
Цитата: Iskandar от сентября  3, 2014, 07:07
Суффикс причастия долженствования.
В румынском чуть развит суффикс -иш (438 слов), в большей части усиляет исходную семантику со значением больше, чаще, гуще, сильнее. Кое что случайно нашёл.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от ноября 13, 2014, 21:39
čiš ī mādiyān ēn 5 gōhr ud kālbud ud kirrōg ud ātaxš ud kadām-jān-ez gōhr

Вещь состоит по существу из этих пяти: (общая) сущность, форма, способность, огонь и любая (конкретная) сущность. (ДК VI, 67)
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от ноября 17, 2014, 22:39
Ещё интересный отрывок:

ЦитироватьНекто спросил: «Что за дух ведёт человека от праведности к греховности и от греховности к праведности?»
И учителя [хербеды] ответили: «Рагих». И благие (люди) спросили: «Что такое рагих в теле человека? Голова, глаз или ухо?» И хербеды ответили: «Рагих – это нечто, что (существует) в телах людей». И (опять) благие (люди) не поняли, что такое рагих. Наконец, пришли мудрецы и сказал так: «Рагих сотворён в каждом человеке, ибо рагих — это то, к чему вызывает Ормазд и взывает Ахриман. И когда оно хочет, оно следует за Господом Ормаздом, а когда хочет — оно следует за Ахриманом».
Денкард VI, 82

Ragīh — это гапакс, не имеющий надёжного толкования. Предлагались
1) либо адаптация арамейского regš-ā «чувство» (вообще говоря, в пехлеви -īh выглядит ровно как -š) или же reggəθ-ā «желание, страсть»
2) либо же исконное образование от rag «жила, вена», хотя тогда ragīh выглядит какой-то «венностью», «венством», что как-то не очень.

Однако, в целом такое значение у корня rag хорошо подтверждается новоперсидскими данными (badrag «дурнохарактерный», bē-rag «бессердечный»)
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от февраля 24, 2017, 20:04
Цитата: Bhudh от августа 28, 2014, 14:19
Сущность Ормазда, которая есть бесконечный свет, отправляется к Ахриману⁈
Этот вопрос, как и более общий, задаваемый монистам («Если Врага и Противника не существовало, почему Его первое творение, созданное Им для служения, совратилось к дэвовскому непослушанию, что внутри людей, к неверию и аду?»), возникал уже и в то время.

Книга Денкард (III, 26.12) приводит такой вопрос ученика (который я перевёл по случаю):

pursīd kū ka ruwān ī mardom rōšn stī ud rōšn ud stī ō tārist ī waštan nē šāyēd ud wiftag ud wēbēnīdag mēnōy dēw frāz būdan ān ī ahlamōγān ruwān abar ēn zamīg frōd dwārīdan ī pad kirb ī šēbāg ī abestāg gōyēd čim

Он спросил: если душа – это светлое бытие (rōšn stī), а светлое бытие не может обратиться в тёмное, почему, как говорит Авеста, извращенец и извращённый (wiftag ud wēbēnīdag) превращается в духовного дэва (см. Вендидад VIII.26 и ниже (http://blagoverie.org/avesta/videvdat/fr8.phtml#2)), а душа еретика ползает по этой земле внизу в виде гадюки?

Passaxw:
Hād dēw bē frāz gōyēd abar wiftag ud wēbēnīdag gōyēd nē ērān ud ērišn ī-šān ruwān ō dēw bē frāztar būd ī-šān rāy-darāy (?) warzīdārīh dēw ō ruwān čiyōn ahlawān ruwān yazdān frāz awiš ud dēwān abāz aziš owōn durwandān ruwān dēwān frāz awiš ud yazdān ud abāz aziš bēnd. Ud ruwān ī druwandān andar dušaxw pad frāz nazdīh ī dēwān awiš ast ī kirm ast ī wazaγ ud ast ī gazdum ud ast ī ōgrā ud ast ī garwag ud ast ī karb paydāg ud ān ī wiftag ud wēbēnīdag ruwān pad frāz nazdītomīh ī dēwān awiš paydāgīh pad ān ī zišttar dēwān. Ud ahlamōγ ī frēftār ruwān frōttom ī az dušaxw paydāgīh pad ān ī karbīh dwārīdan ī ud nē wiftag wēbēnīdag frāztom ī dēwān ō ruwān ud nē-z ahlamōγ ī frēftār  karbīh ī ruwān wardišnīh ī ruwān gōhr ast.

Ответ:
Итак, (Авеста) называет дэвом не скромных и благородных, но извращенца и извращённого, душа которых дальше других продвинулась к дэвам, чьи *метаморфозы – из-за деятельности дэва по отношению к душе. Как душа праведных продвигается к язатам и удаляется от дэвов, так же и душа грешников продвигается к дэвам и удаляется от язатов. И душа грешных в аду из-за контакта
(frāz nazdīh) с дэвами у кого-то является в виде червя, у кого-то – в виде ящерицы, у кого-то – в виде скорпиона, у кого-то – в виде змеи, у кого-то – в виде *инхевмона, у кого-то – в виде карапана (karb). А душа извращенцев и извращённых из-за ещё большего контакта с дэвами является в виде самых уродливых дэвов. И душа еретика-обманщика оказывается в самом низу ада и бродит в виде карапана. И ни у извращенца-извращённого, дальше всего продвинувшего дэвов к душе, ни у еретика-обманщика, душа которого (приняла) вид карапанов, не происходит изменения (wardišnīh) субстанции души (ruwān gōhr).
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от февраля 24, 2017, 20:35
Отсюда понятно, почему философские рассуждения о сущности души и невозможности изменения сущности приводили зороастрийцев не только к признанию за самыми страшными грешниками человеческого статуса, но и к представлению о том, что в конце случится всеобщее освобождение грешников от ада. Как говорится в молитве Нам-Стаишн (имеющей денкардовское происхождение, III, 81):

auuadūm.ac būjət̰ darvaṇdąn.ac əž dōžax u auuīžagīhā vīnārət̰ vīspa dąm

...в конце даже грешников освободит от ада и организует в чистом виде всё творение....

Это немного похоже на гностическое представление о конечном отделении "частиц божества" от оков зла. Но у гностиков и (специально для Vesle Ann'ы) парагностиков люди — уже являются пленниками зла, равного материи. Это, конечно, совершенно абсурдно для маздеистов, у которых зло никак не равняется материи. Нет, люди, чья душа имеет одинаковую сущность с Ормаздом, могут стать пленниками зла — в результате своих ошибочных действий. Но на этой войне Ормазд своих не бросает...
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от февраля 24, 2017, 21:13
Цитата: Iskandar от августа 21, 2014, 21:45
И хотя Марданфаррух (автор Шканда) полемизирует, в частности, с мутазилитами, выход на новые веяния в Халифате был по большей части закрыт: учёные маги просто не воспринимали мусульман как нечто достойное внимания
Это, конечно, я бред написал.
Марданфаррух бросает вызов всем современным ему мировоззрениям: не только мутазилитам, тогда (в IX в.) бравшим верх в Багдаде, но и монистам (собственно, это тогда практически равное мутазилитам направление мысли), фаталистам (джабритам), материалистам (дахритам), конечно же, иудеям, христианам и манихеям.

Веяния времени заметны даже в общих темах и даже мотивам с мутазилитами. Последние были близки денкардовским мыслителям своим рационализмом, оптимизмом, признанием свободы воли или, например, представлениями о том, что Аллах благ и имеет долг перед творением (!). В общем эти товарищи творили "ислам с человеческим лицом" (собственно, время тогда, видимо, такое было, все этим занимались со своими религиями под влиянием исторических пертурбаций, интенсивных контактов и конкуренции).

Победи они, а не ригористичные косные ашариты-ханбалиты, глядишь, сейчас бы ни ваххабитов не было бы, ни ИГИЛ. Но если бытие определяет сознание, то «это вряд ли», как говорил тов. Сухов. Зачем победителям (исламу) конкурентоспособное мировоззрение, если проще надавать несогласным (немусульманам) по голове? (Кстати, мутазилиты, придя к власти, тоже этим начали заниматься, как известно — со своими противниками ханбалитами). Кроме того, философская картина мутазилитов имела свои изъяны в плане соответствия духу, а часто и букве Корана — в значительной мере фаталистичным и нерациональным. Подчёркивать лишний раз доброжелательность и рациональность Аллаха при строгом монизме, которым и отличались мутазилиты от зороастрийских философов, довольно проблематично.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: bvs от февраля 25, 2017, 16:22
Цитата: Iskandar от февраля 24, 2017, 21:13
Победи они, а не ригористичные косные ашариты-ханбалиты
Offtop
Суфии к разгрому мутазилитов и рациональной философии тоже руку приложили, тот же Газали.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 10, 2017, 22:20
Сравнительный словарь философских терминов

«Сущность»






ГреческийЛатинскийСреднеперсидскийАрабский
οὐσίαessentiagōhr /gwhl/ḏāt        ذات
Этимологияοὖσα (женская форма от ὤν «сущий») + абстракт. суфф. -ίαКалька на основе инфинитива esse «быть» + абстракт. суфф. -iaДр.иран. *gau̯θra- или *gau̯aθra-,
от глагола *gau̯- «расти» + абстракт. суфф. -θra-
Субстантивированная женская форма
от ذُو ḏū «обладатель...»
Обыденное значениеИмущество, собственность-Присущая ценность, драгоценностьТо самое, особа, предмет
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от июля 11, 2017, 00:25
Цитата: Iskandar от июля 10, 2017, 22:20essent- «сущий»
Не было такого причастия, всё слово essentia это конлангерская калька греческого термина.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 11, 2017, 09:41
«Природа»






ГреческийЛатинскийСреднеперсидскийАрабский
φύσιςnaturačihr /cyhl/ṭabʿ طبع
Этимологияφῠ́ω «быть» + суфф. -σῐςЖенская форма от naturus, причастия буд. врем. глагола nascor «рождаться»Др.иран. čiθra-, от глагола *kai̭- «за-/от-мечать» + абстракт. суфф. -θra-Глагольное имя от ṭabaʿa طَبَعَ «отпечатывать»
Обыденное значениеПроисхождение, характерное свойствоВрожденное качествоЗаметное свойство, отметкаОтпечаток
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 11, 2017, 12:20
Надо сказать, что хотя терминологически сред.перс. čihr соответствует греч. φύσις, авестийское предфилософское употребление слова ciθra- роднит его скорее с греч. εἶδος «внешний вид», «проявление», «видимая специфичность», по сути близко к понятию «сущности». Например, звезда Тиштрья называется afšciθra- «имеющий сущность вод», «несущий водное проявление», поскольку Тиштрья – провозвестник дождей. В адъективном употреблении ciθra- значит «яркий», точнее «заметный».

yahmat̰ haca frāθβərəsat̰ nāfō airiianąm dax́iiunąm ciθrəm airiianąm dax́iiunąm (Yt 13.87)
От кого Он сотворил роды арийских народов, (заметный/специфический) *облик арийских народов

В таких и подобных контекстах слово ciθra- часто ошибочно переводят как «род» в смысле порождения и происхождения (часто переводчики подбирают, что им удобнее в том или ином контексте: «потомство» или наоборот «семя»). Например, знаменитое ariya ariya ciça из надписей Ахеменидов будто бы значит «арий, арийского рода». Или в надписях Сасанидов: MNW ctry MN yztˀn [kē čihr az yazdān] – «чей род от богов». На самом деле Ахемениды говорят, что они арийского эйдоса, несут в себе проявления «арийскости», а Сасаниды – что они несут в себе проявления божественности, «отмечены богами», а вовсе не «происходят» от них в смысле потомственности.

Для Авесты характерны выражения ciθra- + аблатив  (+ haca «от»), то есть, «(чей-то) эйдос от кого-то». Например, Заратуштра paoiriiō ciθrəm uruuaēsaiiata daēuuāat̰ca haotāt̰ mašiiāat̰ca (Yt 13.89) – первый устранил (букв. «завернул») проявление/облик, (что) от выводка дэвов и смертных.

О Тиштрье: yahmāt̰ haca bərəzāt̰ haosrauuaŋhəm apąm nafəδrat̰ ciθrəm (Yt 8.4)
От которого, высокого, добрая слава, (а его) проявление – от Потомка Вод.

dātarə. kuua. iθra. zi. hənti. iristanąm. uruuąnō. yā̊. aṣ̌āunąm. frauuaṣ̌aiiō.
paiti. šē. aoxta. ahurō. mazdā̊. spəṇtat̰. haca. maniiaot̰. zaraθuštra. aēṣ̌ąm. ciθrəm. vahištāat̰ca. manaŋhat̰. (Yt 22.40)
О Творец! Где же находятся души умерших, то есть фраваши праведных?
И ответил ему Ахура Мазда: «Их эйдос, о Заратуштра – от Святого Духа и Наилучшего Помысла»

В этом отрывке переводы «потомство» или «семя» заведомо бессмысленны. Хотя ciθra- отвечает на вопрос «где?», спрашивающий явно хочет получить ответ на вопрос «в каком виде, в каком состоянии пребывают души умерших» (ещё у Аристотеля «как» во многом продолжало зависеть от «где»).

Известный пассаж Гат, проклинающий дэвов:
at̰ yūš daēuuā vīspåŋhō, akāt̰ manaŋhō stā ciθrəm / yascā vå maš yazaitē (Y 32.3)
А вы все, о дэвы, являетесь характерным проявлением, (исходящим) от Злого Помысла (= несёте характерный облик, исходящий от Злого Помысла), как и (тот) великий, что вас почитает.

Эти эйдосы как бы «повторяют» свой «исходник», выражаемый в отложительном падеже. Точно так же Сасаниды, kē čihr az yazdān «чей эйдос от богов» (< *kahya ciθra hacā yazatānām), повторяют в своём эйдосе природу язатов.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 11, 2017, 14:55
Греческая φύσις изначально была, по всей видимости, фармакологическим термином. Впервые это слово встречается в Одисее, где Одиссей рассказывает о том, как Гермес дал ему средство для противостояния чарам Киркеи

ὣς ἄρα φωνήσας πόρε φάρμακον Ἀργεϊφόντης
ἐκ γαίης ἐρύσας καί μοι φύσιν αὐτοῦ ἔδειξε.
ῥίζῃ μὲν μέλαν ἔσκε, γάλακτι δὲ εἴκελον ἄνθος·
μῶλυ δέ μιν καλέουσι θεοί, χαλεπὸν δέ τ' ὀρύσσειν
ἀνδράσι γε θνητοῖσι· θεοὶ δέ τε πάντα δύνανται.

Так сказавши, Гермес (Аргефонт) передал мне целебное средство,
Вырвав его из земли, и природу его объяснил мне;
Корень был черен его, цветы же молочного цвета.
"Моли" зовут его боги. Отрыть нелегко это средство
Смертным мужам. Для богов же - для них невозможного нету. (X, 302-306)

Фύσις, объяснённая Гермесом, здесь — это по сути характерные фармакологические свойства конкретного лекарственного растения. В этом смысле современный перевод "природа" делает повествование излишне абстрактным.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от июля 12, 2017, 00:09
Offtop
Цитата: Iskandar от июля 11, 2017, 09:41От natus «рождённый»
Тоже не совсем так. Это женский род причастия будущего времени nātūrus (https://en.wiktionary.org/wiki/naturus#Latin).
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 12, 2017, 09:10
Исправил
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 12, 2017, 22:48
ЭСИЯ продолжает разводить čiθra- по двум разным словам: 1čiθra- «внешность», «яркий» и т.п. – из ИЕ *(s)kHit- (ср. рус. чистый, лат. caesius) и 2čiθra- «род», «семя» – якобы из ИЕ *kei-(u) «двигаться» (II том, стр. 257 – 259).

К первому значению, помимо ясности на индоевропейской почве и прекрасной параллели в виде ведич. citrá, есть и хорошие внутрииранские примеры: хот.сак. tcīra- «лицо», бактр. σιργο «свидетельство», «отметка», пашто cer «подобие», barcer «ясный» (< *upari-čiθra-), осет. цырт «надмогильный камень» (ср. алан. τζηρθε), наконец собственно сред.перс. čihr «внешность», «облик», hučihr «красивый», парф. čihrag «форма», «образ», новоперс. čihra «лицо», «обличье», «щека».

На второй омоним «работают» авест. ciθra «род», «семя» – что на самом деле фикция – и сред.перс. и парф. čihr, čihrag «натура», «сущность», которые, несомненно, выводимы из 1čiθra-, будучи философским понятием. Собственно, всё. В гнездо второго омонима зачислен отыменный сред.перс. глагол čihrēnīdan – по иронии его значение передаётся как «образовывать», «придавать какую-либо форму» (собственно – «вкладывать čihr»).
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 14, 2017, 09:58
«Первоначало»






ГреческийЛатинскийСреднеперсидскийАрабский
ἀρχή      principiumbuništag /bwnyštk'/ʾaṣl  أصل
ЭтимологияГлагольное имя от
ἄρχω «начинаю»
Сложение prim- «первый»
и capere «брать»
Форма превосходной степени
от bun «глубокий», «нижний» + суфф. -ag
Обыденное значениеНачало, кончикНачало, первое-Корень

Buništag – специальный термин, по форме парфянский (как, собственно, и čihr) и довольно архаичный, что показывает древность греческо-иранских философских контактов. Понятие «первоначало» в среднеперсидском может передаваться также и просто словом bun «глубина» > «основа», «корень».

Араб. ʾaṣl, как я понимаю, родственно евр. אציל «благородный», к сожалению, не силён в семитской этимологии.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Bhudh от июля 14, 2017, 12:51
Offtop
Цитата: Дворецкийprīncipium, i n [princeps]
...
3) курия, подававшая голос первой (= praerogativa) L;
;D
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 14, 2017, 21:46
В философском значении «сущность» в арабском употребляются также:

جوهر  jawhar «драгоценность» – заимствование сред.перс. gōhr (в новоперс. помимо арабской формы также исконная گوهر gowhar)

عین ʕayn  'the thing itself', мн.ч. ʔaʕyun.
В отличие от ʕayn «глаз», это, видимо, имя действия глагола عَيَّنَ ʕayyana «называть», «назначать», «определять». Интересно, что слово ʕayn имеет также значение «имущество», «ценность», «деньги»
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 14, 2017, 22:32
Думаю, нужно ввести рассмотрение и сирийских эквивалентов:

Сущность
ܐܘܣܝܐ 'wsya [usya], заимствование из греческого
ܐܝܬܘܬܐ 'ytwt' [ʔīṯūṯā]  «сущее», «вещь», от корня  ܐܝܬ ʔīṯ «есть», как ивр. יֵשׁוּת‏ yēšūṯ «сущее»

Природа
ܥܝܢܐ 'yn' [ʕaynā] «глаз» > «внешность», «вид»

Первоначало
ܪܝܫܐ ryš' [rēšā] «голова», «начало»
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 14, 2017, 22:47
А также эквиваленты из санскритского перевода текста ШГВ. Следует иметь в виду, что это не термины индийской философии, а всего лишь передача терминов западной философии в зороастрийском тексте.

сущность gōhr
रत्न ratna «богатство», «драгоценность»

природа čihr
रूप rūpa «видимость», «форма»

первоначало bun(ištag)
मूल mūla «корень», «основа»
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Lodur от июля 15, 2017, 00:30
Цитата: Iskandar от июля 14, 2017, 22:47
А также эквиваленты из санскритского перевода текста ШГВ. Следует иметь в виду, что это не термины индийской философии, а всего лишь передача терминов западной философии в зороастрийском тексте.

сущность gōhr
रत्न ratna «богатство», «драгоценность»

природа čihr
रूप rūpa «видимость», «форма»

первоначало bun(ištag)
मूल mūla «корень», «основа»
Иногда философские термины от нефилософских в индийских текстах чрезвычайно сложно отделить. :) Да, есть, конечно, традиции, но... Какой-то консенсус, да и то относительный, есть только внутри более-менее больших философских школ. Но шаг в сторону - и всё. То же самое в другой школе могут совсем по другому называть.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 15, 2017, 10:29
Это много где так, в текстах Аристотеля, например, тоже царит относительный терминологический бардак, когда одно понятие может описываться разными "синонимами", а разные понятия — одним "омонимом" (разница будет передаваться контекстом и прямыми уточнениями). Лишь тысячелетние эпигоны Стагирита устаканили перипатетическую терминологию.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 15, 2017, 11:58
«Причина»






ГреческийЛатинскийСирийскийАрабскийСреднеперсидскийЗороастрийский санскрит
αἰτίαcausaʕelləθa  ܥܠܬܐʕillah عِلَّةwahān   /wh'n/कारण kāraṇa
Этимологияαἰτέω «спрашивать» + абстр. суф. -ῐ́ᾱпредп. от cūdō «ударять»Корень ʕ-l-lЗаимств. из арамейского*u̯i-dāna- – в соотв. с санскр. vidhāna предп. «распределение», «порядок»Имя действия от kar «делать»
Обыденное значениеобвинениетребованиеобвинение*судьбадействие
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 16, 2017, 12:44
С понятием čihr «природа» тесно связано слово wāspuhragān «частный», «отдельный» и wāspuhragānīh «частность», «специфичность», «характеристика». Буквально wāspuhragān  значит «придворный», будучи образовано от слова wāspuhr «главный» < «принц», ср. авест. vīsō puθrō «сын рода», «сын династии», а калькирует греч. ἰδιώτης «частный» (то, что через «обыватель» стало нашим идиотом) от слова ἴδιος «присущий», «собственный», «отдельный», возможно, через посредство сир. ܕܝܠܝܘܬܐ dīlayūṯā (от dīl-  «присущий», «принадлежащий») = греч. ἰδιότης «своеобразие».

Отыменные глаголы с каузативным суффиксом:
čihrēnīdan – «вкладывать čihr-φύσις», наделять вещь её «природой», её обликом.
wāspuhragānēnīdan – «вкладывать wāspuhragānīh- ἰδιότης», придавать вещи своеобразие

Пассажи из ШГВ:
zahagān ... ī jud jud pad xwēškār rāyēnišn ōn čihrēnīd ud wāspuhragānēnīd estēnd, kū ātaš pad xwēš-čihrīh ud wāspuhragānīh kār ōn kū-š kār ī āb, wād, zamīg nē ādōg rāyēnīdan. (V.48-50)
элементы... в каждый из которых вложены такая природа и такое своеобразие для выполнения своей функции, что (например) функция огня, исходящая из его собственной природы и своеобразия, такова, что он не может выполнять функции воды, воздуха и земли...

bē jud jud pad ān ī xwēš kār čiyōn wāspuhragānēnīd <ud> cihrēnīd estēnd az ōy ī cihrēnīdār ud passāxtār ud wāspuhragēnīdār frazānagīhā <ud> nizūmānagīhā, čiyōn ō ān kār abāyišnīg passazag passāxt, wirāst, cihrēnīd ud wāspuhragānēnīd (V.54-56)
Но в каждый из них для его собственной функции вложены своеобразие и природа Тем, кто мудро и умело вкладывает природу, организовывает (compositor) и придаёт своеобразие. Ибо для этой необходимой соответствующей функции Он организовал (compōsuit), упорядочил, вложил природу и своеобразие.
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 16, 2017, 14:33
Акциденция, лат. accidentia, от глагола accidō «случаться» < ad- +‎ cadō «падать», понятие, по всей видимости, впервые введённое Аристотелем вместе с термином: συμβεβηκός, перф. прич. глагола συμβαίνω «вставать рядом», «совпадать», «случаться» < συν- +‎ βαίνω «приходить». В сирийском gidšā  ܓܕܫܐ, а арабском 'arḍ  عرض – все от глаголов «случаться».

В среднеперсидском акциденция передаётся как jadišn /ytšn'/, в пазенде ШГВ – gadašni (совпадение с сирийским истинно акциденциальное – корень /yt-/ был прочитан пазендским интерпретатором как /gt-/), в санскрите ШГВ – चलन calana «подвижный», «колеблющийся».

Существует похожее слово jahišn /yhšn'/ «случай», «предзнаменование», от глагола jastan/jah- «случаться», «выпадать», иногда оно тоже выражает понятие акциденции, однако оно не родственно термину jadišn /ytšn'/, что от др.иран. глагола *i̭at- 'to go, reach, approach, take position' (ср. шугн. yad- «приходить», согд. yt- «двигаться», «случаться»), откуда также сред.перс. jadag «предзнаменование», «(акциденциальное) свойство» (ср. jadag-wihīrīh «трансформация»), согд. yty' [yatyā] «случай».
Название: Gōhr-šnāsagīh (Познание сущности)
Отправлено: Iskandar от июля 16, 2017, 15:39
Элемент, составная часть материи, по-гречески στοιχεῖον (букв. «член ряда», от στοῖχος «ряд»), на латыни elementum («член алфавита» тёмного происхождения), по-среднеперсидски выражается словом zahag «зародыш», «отпрыск», где можно увидеть кальку сирийского bənē ˀesṭuksā ܒܢܝ ܐܣܬܘܟܣܐ – «сыны стихии». В санскрите ШГВ saṃbhūti.