Лингвофорум

Общий раздел => История и культура => Этнология => Тема начата: Драгана от августа 5, 2014, 10:34

Название: *Мазаи и ведявы
Отправлено: Драгана от августа 5, 2014, 10:34
Цитата: Awwal12 от августа  4, 2014, 16:32
поволжской ведявы

Кого-кого? Что за ведява? Ведьма что ли? ;D
Название: *Мазаи и ведявы
Отправлено: Awwal12 от августа 5, 2014, 10:36
Цитата: Драгана от августа  5, 2014, 10:34
Цитата: Awwal12 от августа  4, 2014, 16:32поволжской ведявы
Кого-кого? Что за ведява? Ведьма что ли? ;D
Ведява! (http://www.mordovia.info/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B4%D1%8F%D0%B2%D0%B0)
Название: *Мазаи и ведявы
Отправлено: Драгана от августа 5, 2014, 10:43
А, мордовская...
Опа, местная наша ведьмочка-то Ведява!

http://www.goloserzi.ru/ru/tvorchestvo/literatura/mordovskie-legendyi/skaz-o-vedyave-i-mazae.-legenda.html

"Недалеко от слияния рек Сура и Пиенза, в большом селе жил-был богатый трудолюбивый мужик по имени Мотяс, жену его звали Валдоня (Светлая). Село то, как и река, называлось Сурвеле, что означало – Просяное село. Здесь на заливных полях просо всегда давало хороший урожай. От этого и село так нарекли. Долго у супругов не было детей и, наконец, к преклонным годам Шкабавас наградил их за праведную жизнь сыном. Назвали сынка за его красоту, спустя три года Мазаем (эрзянское «мазый» - красивый).

Быстро рос Мазай и вместе с отцом учился охотиться на зверя, ловить рыбу. Однажды на рыбалке приметила молодого красивого юношу Ведява Суры и влюбилась в Мазая; решила приколдовать его к себе. Превратилась она в молодую красивую девушку и стала звать его искупаться с ней. Понравилась молодому рыбаку девушка и забыл он про рассказы матери о том, что около их села из реки часто выходит Ведява. "

Значит, в Пензенской области ведявы водятся! По описанию - явно! 

Возникает еще вопрос. Дед Мазай - тот, что зайцев перевозил - был мордвином?
Название: *Мазаи и ведявы
Отправлено: Awwal12 от августа 5, 2014, 10:59
Цитата: Драгана от августа  5, 2014, 10:43
Возникает еще вопрос. Дед Мазай - тот, что зайцев перевозил - был мордвином?
Некрасовский Мазай, как можно проследить по документам - прозвище от фамилии "Мазайхин". Что такое мазайха, не знает уже никто. По географии (Костромская губ.) мордовские народы явно никак не проходят.
Название: *Мазаи и ведявы
Отправлено: Драгана от августа 5, 2014, 11:02
Так в Костромскую губернию могли переселиться и потомки народов из других мест.
Название: *Мазаи и ведявы
Отправлено: Awwal12 от августа 5, 2014, 11:04
Цитата: Драгана от августа  5, 2014, 11:02
Так в Костромскую губернию могли переселиться и потомки народов из других мест.
В сельскую местность - только целыми сёлами, остальное невероятно. Но нет ни зафиксированных данных, ни даже вообще каких-либо параллелей. Какой смысл переселяться (или переселять крестьян) в нищую Костромскую губернию, когда прямо под боком - черноземные степи?..

P.S.: Алсо, в эрз. "мазый" / мокш. "мазы" ударение на первом слоге.
Название: *Мазаи и ведявы
Отправлено: Драгана от августа 5, 2014, 11:09
Почему же целыми селами? Обстоятельства разные бывают. Вплоть до того, что женщина приехала туда с маленьким ребенком, т.к. в этом селе у нее родственники, к примеру, после смерти мужа или пожара, т.к. в одиночку выживать ей было трудно, а тут хотя бы родители помогут. Бывает и такое, что она из Костромы, муж из поволжских мест, познакомились в Москве, да все же вернулись на родину мужа или жены! А бывает и так, что парень из совсем далеких мест пошел в армию, забросили его в глушь какую-то, там познакомился со своей женой, да там и остался. Причины бывают совершенно разные, причем чаще именно семейные, а не переселение целыми селами.
Название: *Мазаи и ведявы
Отправлено: Awwal12 от августа 5, 2014, 11:16
Цитата: Драгана от августа  5, 2014, 11:09
Бывает и такое, что она из Костромы, муж из поволжских мест, познакомились в Москве, да все же вернулись на родину мужа или жены!
...
А бывает и так, что парень из совсем далеких мест пошел в армию, забросили его в глушь какую-то, там познакомился со своей женой, да там и остался.
Всё это в первой половине XIX в.? "Нет, сынок, это фантастика". (с) То есть может-то быть всё что угодно, теоретически. Но такая вероятность ничтожна и рассматриваться не должна.