У меня возникло непонимание по поводу окончаний множественного падежа некоторых существительных.
Если со словом сын - сыновья всё более или менее ясно (остаток u-склонения), то в следующих словах такое окончание взялось непонятно откуда:
стул - стулья (ср. стол - столы)
кол - колья
друг - друзья
муж - мужья (при наличии формы мужи в ином значении)
зять - затья
брат - братья (брат изначально братр)
дно - донья (ср. окно - окна)
звено - звенья
перо - перья
крыло - крылья
Есть еще устаревшая форма каменья, которая, как я знаю, восходит к индоевропейскому склонению на согласный.
В приведенных выше примерах к основе слова при образовании формы мн.ч. приращивается j, причем независимо от мягкости/твердости конечного согласного.
Встречается это окончание лишь в сущ. мужского и среднего рода, что наводит на мысль о том, что это какие-то особые слова o-склонения.
Какое происхождение у этих форм?
Еще вспомнились слова:
клок - клочья
ком - комья
колос - колосья
сук - сучья
князь - князья
простонародная форма офицерья
а также слово хлопья, у которого нет формы ед.ч. (кстати, всегда интересовался: какая у этого слова изначально была ед.ч.? "Хлоп" что ли?)
И еще: такие слова как:
крестьянин - крестьяне
боярин - бояре
горожанин - горожане
дворянин - дворяне
англичанин - англичане
и т.п.
Что это? Особое склонение? И какая, опять же, у этих форм этимология?
-ѣнинъ, что суффикс для образования названия людей от названия места, всегда -ѣне в множественном числе
-чѣне, -шѣне, -жѣне стали ча, ша, жа - англичане, горожане, и т.д.
а после других согласных по аналогии, как в слове славяне
Здравствуйте!
Суффикс -ин-, которого праиндоевропейскую форму не знаю, означает единственность, если сравнить множественного числа форму и единственного. Для сопоставления, в сербском: "Срб-и" (сербы) - "Срб-ин" (серб). Впрочем, "Руси" - "Рус".
Цитата: "Марбол" от
Суффикс -ин-, которого праиндоевропейскую форму не знаю, означает единственность, если сравнить множественного числа форму и единственного. Для сопоставления, в сербском: "Срб-и" (сербы) - "Срб-ин" (серб). Впрочем, "Руси" - "Рус".
Ну это и так ясно :)
Я как раз не знаю его происхождения... Как и форм на "ья"...
Формы на -я — это собирательное. Все, наверное, знают старославянскую форму людиѥ или церковнославянскую людїє — 'люди'. Подобно ей, была собирательная форма и у других слов, соответствовавшая примерно эсперантскому -aro. Отсюда имеем и листиѥ 'листья', и класиѥ 'колосья', и т. п. Потом же некоторые такие формы стали осмысляться как множественное число, и окончания изменились, а суффикс -йј- остался. В македонском, к примеру, языке форм мн. ч. на -је гораздо больше, чем в русском.
Мне об этих окончаниях представлялось, что собирательные сществительные вроде "класие" получили, подобно существительным вроде "поле", своё окончание множественного числа.
То есть, "камень" (1) => "камение"; {"камение":"поле"}+"поля" => *камения ("каменья")
Это неверно?
Верно.
Ну я же сам написал:
Цитата: ФерцилерПотом же некоторые такие формы стали осмысляться как множественное число, и окончания изменились, а суффикс -йј- остался.
Цитата: "Vertaler" от
Формы на -я — это собирательное.
И действительно :) Как это я не догадался?...
каменья - россыпь камней
колосья - море колосков
звенья - цепь
перья - оперение
колья - видимо частокол
Везде в общем-то есть значение собирательности!
Да и мужья, братья, зятья, друзья, князья - видимо первоначально "сборище друзей, князей и т.д." :)
Неясно только, причем здесь "крылья"...
Я просто о том, что "поле" — это совсем не собирательное множественное...
Цитата: 7UP от апреля 6, 2007, 21:00
Цитата: "Vertaler" от
Формы на -я — это собирательное.
И действительно :) Как это я не догадался?...
каменья - россыпь камней
колосья - море колосков
звенья - цепь
перья - оперение
колья - видимо частокол
Везде в общем-то есть значение собирательности!
Да и мужья, братья, зятья, друзья, князья - видимо первоначально "сборище друзей, князей и т.д." :)
Неясно только, причем здесь "крылья"...
На обед подавались крылья цеплят.
Множественное число слов воз, гусли.