русский | эрзянский | мокшанский | луговой марийский | горный марийский |
умереть | куломс | куломс | колаш | колаш |
петь | морамс | морамс | мураш | мыраш |
В мордовских языках показатель инфинитива глагола -
мс, в марийских языках -
ш.
Происхождение у этих показателей общее?
Как пишет Хайду,
Цитировать«Те черты, которые принято считать восходящими к так называемому волжскому праязыку, представлены, как правило, и в других ответвлениях уральской языковой семьи. Так, частичное совпадение суффиксов инфинитива (мар. -аш, морд. -(м)с), действительно, показательно, однако соответствующий формант представлен и в самодийских языках. Разумеется, это ни в коей мере не служит основанием для того, чтобы возводить появление данной категории к уральской эпохе, а лишь указывает на необязательность трактовки формирования инфинитива с подобным суффиксом как собственно волжской инновации: использование существовавшего и ранее форманта (с лативным значением) в функции суффикса инфинитива в мордовских и марийских языках не предполагает непременного наличия волжского праязыка, а может быть объяснено и как конвергентное ареальное явление.»
:donno:
Надо полагать, раз в самодийских мы имеем в показателе инфинитива -с, то мордовские в данном отношении архаичнее, чем марийские? Проще говоря, ранее у предка марийских инфинитив тоже имел показатель -с?
http://ru.wiktionary.org/wiki/Приложение:Списки_Сводеша_для_самодийских_языков
Просто в марийском был переход с → ш. Вроде бы во всех позициях.
Вот это самый интересный вопрос. В современном марийском звук "с" присутствует. В каких же именно позициях произошёл этот переход?
Мда, хороший вопрос. :) Насколько я понимаю, прафинноугорские s, ś, š действительно слились в марийском в š (в интервокальном положении и рядом с сонантами - ž), правда, в некоторых диалектах процесс происходил неравномерно. Вопрос в том, откуда s (а также z) в словах вроде сай ("хороший") :??? Из других пра-ФУ звуков вроде тоже никак не выводится. В списке Сводеша слов с s как-то маловато. Часть из них, конечно, заимствования, но как насчёт, напр., саде ("тот")?
Вторичное с?
Судьба фрикативных
(http://s47.radikal.ru/i115/1407/f7/9662d50e8807.png)
Из Е.А. Игушев "Применение данных финно-угроведения в школе", Ханты-Мансийск, 2006.
Повторю:
праФУ | финский | саамские | мордовские | марийские | удмуртский | коми | хантыйский | мансийский | венгерский |
*s- | s | s | s | š (ś) | s (z) | s (z) | l, t, j | t (z) | ø |
*ś | s | ć | ś | š (s) | ś | ś | s | s, š | s=sz |
*š | h | š | š, č | š | š, ž | š, ž | l, t, j | t (š, s) | ø |
По этой табличке ряд вопросов.
Очевидно, что рефлексы зависели от положения звука.
Но почему некоторые символы здесь через запятую, а некоторые в скобках?
ś - надстрочный символ здесь, понятно, показывает палатализацию звука, но если мы посмотрим на саамский.
В чём разница между *ś в протоязыке и ć в саамском? Что обозначает здесь ć?
Большая часть слов с "с" в марийском - явные сравнительно поздние заимствования (из русского, чувашского, татарского) или ономатопеи. Есть, однако, и очевидные волжско-финские слова с /с/, типа "седе". Хотелось бы услышать мнение специалистов, ибо большинства гуглимых работ по теме нет в свободном доступе.
Цитата: Максимм от июля 28, 2014, 22:18
По этой табличке
Она, по всей видимости, взята из книги "Основы финно-угорского языкознания (вопросы происхождения и развития финно-угорских языков)", 1974 г.
Цитата: Максимм от июля 28, 2014, 22:18
Очевидно, что рефлексы зависели от положения звука.
В таблице-то отражено развитие именно начальных праФУ звуков.
Цитата: Максимм от июля 28, 2014, 22:18
Но почему некоторые символы здесь через запятую, а некоторые в скобках?
š, č в мордовских, например, относятся к мокшанскому и эрзянскому соответственно. В хантыйском, подозреваю, через запятую даны диалектные варианты. Что до марийского,
Цитата: вышеупомянутая книга от В марийском языке все три согласные слились в одном звуке (š), лишь в малмыжском диалекте перед гласными переднего ряда ф.-у. *s>ś, а в горномарийском наречии в некоторых словах этот ś сохранился в виде s.
Цитата: Максимм от июля 28, 2014, 22:18
В чём разница между *ś в протоязыке и ć в саамском? Что обозначает здесь ć?
В оригинале там č', то бишь мягкий звук "ч" (в отличие от твёрдого в эрзянском, напр.).
Цитата: Awwal12 от июля 28, 2014, 22:29
большинства гуглимых работ по теме нет в свободном доступе
Ага :(
Вот ссылка, откуда я взял таблицу
http://www.6hm.eduhmao.ru/var/db/files/4823.primeneniedannih.pdf