Лингвофорум

Теоретический раздел => Семитские и другие афразийские языки => Тема начата: Солохин от января 22, 2014, 08:11

Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: Солохин от января 22, 2014, 08:11
Правду ли говорят, будто в библейском иврите нет слова «всемогущий»?
Якобы Эль Шаддай, которое в русском синодальном переведено как бог всемогущий, — буквально означает «бог гор» (хотя евреи сами обычно переводят его, как "всемогущий"), и якобы это заимствование иврита из аккадского. Корень слова якобы обозначает женскую грудь, что связано с культом плодородия.
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: Iyeska от января 22, 2014, 08:20
Цитата: Солохин от января 22, 2014, 08:11
Якобы Эл Шаддаи, которое в русском синодальном переведено как бог всемогущий, - буквально означает "бог гор" (хотя евреи сами обычно переводят его, как "всемогущий"), и якобы это заимствование иврита из аккадского. Корень слова якобы обозначает женскую грудь, что связано с культом плодородия.
А я слышал, что это "шомэр дэлатот Исраэль"... :-\
Но лучше Мнаше подождать, он уж наверняка скажет.

Offtop
ЗЫ: Я альбомом Офры Хазы "Шадай" в своё время заслушивался...
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: mnashe от января 22, 2014, 08:32
Приведу цитату из Кляйна (скан) и свои соображения:
Цитата: mnashe
Насчёт аккадского я не знаю.
Евреи имя Шаддай действительно переводят как «Всемогущий» и связывают с корнем šdd 'разбивать наголову, разрушать, опустошать', 'разбойничать, разграблять'.
Но это может быть народной этимологией. Почему?
Потому что продуктивный суффикс -ай в иврите появился относительно недавно, около 2000 лет назад, из арамейского. А имя Шаддай — библейское.
Скорее корень должен быть не šdd, а šdy, но я такого корня в иврите не знаю.
С сиськами оно однозначно не связано: в производных от сиськи (šɑ̄ḏ) неоткуда взяться второму d.
Интересно мнение специалистов...
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: Iyeska от января 22, 2014, 08:37
А что, версия שומר דלתוֹת ישראל вообще серьёзно не рассматривается? :(
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: Iskandar от января 22, 2014, 08:39
А я думал, = араб. شديد
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: mnashe от января 22, 2014, 08:51
Цитата: Iyeska от января 22, 2014, 08:20
А я слышал, что это "шомэр дэлатот Исраэль"...
Это не объяснение имени, и тем более не этимология, а просто намёк на обычай писать это имя поверх свитка мəзузы.
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: Iyeska от января 22, 2014, 09:20
Не знал. Спасибо!
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: ali_hoseyn от января 30, 2014, 18:41
Цитата: Iyeska от января 22, 2014, 08:37А что, версия שומר דלתוֹת ישראל вообще серьёзно не рассматривается?
Ну а как она может серьезно рассматриваться, если это аббревиатура?

Цитата: Iskandar от января 22, 2014, 08:39А я думал, = араб. شديد
Есть проблемы. Арабский š, как правило, не соответствует др.-евр. š.

У меня есть свое предположение спекулятивного характера, что имя относится к палеоеврейскому субстрату и связано с арабским sdd 'быть правым, правильным'.
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: mnashe от января 30, 2014, 20:01
Цитата: ali_hoseyn от января 30, 2014, 18:41
У меня есть свое предположение спекулятивного характера, что имя относится к палеоеврейскому субстрату и связано с арабским sdd 'быть правым, правильным'.
А что ты скажешь про -ай?
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: ali_hoseyn от января 30, 2014, 20:26
Есть такое имя ʕaḏlåy (1 Ch 27:29). Его связывают с араб. ʕdl 'быть справедливым'.
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: Jakob от апреля 24, 2014, 19:06
Цитата: mnashe
Евреи имя Шаддай действительно переводят как «Всемогущий» и связывают с корнем šdd 'разбивать наголову, разрушать, опустошать', 'разбойничать, разграблять'.
Но это может быть народной этимологией. Почему?
Потому что продуктивный суффикс -ай в иврите появился относительно недавно, около 2000 лет назад, из арамейского. А имя Шаддай — библейское.
Скорее корень должен быть не šdd, а šdy, но я такого корня в иврите не знаю.
Из чего вы производите ваше предположение о том, что корень должен быть не <šdd>, а <šdy>? Считаете утрату согласного совсем ничтожным фактом? Огласовка через -ай, как Кляйн и вы правильно заметили, введена не ранее I века до н. э., скорее всего, масоретами.
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: Jakob от апреля 24, 2014, 19:17
Цитата: ali_hoseyn от января 30, 2014, 18:41
... имя относится к палеоеврейскому субстрату и связано с арабским sdd 'быть правым, правильным'.
Цитата: ali_hoseyn от января 30, 2014, 20:26
Есть такое имя ʕaḏlåy (1 Ch 27:29). Его связывают с араб. ʕdl 'быть справедливым'.

«And over the herds that fed in Sharon [was] Shitrai the Sharonite: and over the herds [that were] in the valleys [was] Shaphat the son of Adlai:» (1 Chr. 27:29 in King James Version 1611/1769)

Как арабское <sdd> связано с араб. <ʕdl>? Какое влияние сравнительно поздний арабский мог оказать на существовавшие до него аккадский, арамейский (вероятно, язык или, скорее, диалект, на котором разговаривал Аврам – арамеянин, судя по Втор. 26:5) и языки Ханаана (см. Быт. 16:3; 17:1)?
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: Kaze no oto от апреля 24, 2014, 19:26
ЦитироватьEllu or Bel, This deity, known as the Older Bel, to distinguish him from Bel Merodach, is the lord of the world; The lord who guards the country; Establisher of riches, wealth, and possessions; Lord of the mountain of the north (east), and described in Isaiah 14. Among his numerous titles one is of especial interest. In the hymns he is entitled Ilu Sadu-rabu, or Ilu Sakū-rabu, " The most high god," which Dr. Delitzsch has with great accuracy compared with the Biblical El Shaddai.
(William St Chad Boscawen. The Bible and the Monuments, 1894)
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: mnashe от апреля 24, 2014, 20:07
Цитата: Jakob от апреля 24, 2014, 19:06
Считаете утрату согласного совсем ничтожным фактом?
:what:

Цитата: Jakob от апреля 24, 2014, 19:06
Огласовка через -ай
:what:

Цитата: Jakob от апреля 24, 2014, 19:17
Как арабское <sdd> связано с араб. <ʕdl>?
Это был ответ на мой вопрос:
Цитата: mnashe от января 30, 2014, 20:01
А что ты скажешь про -ай?
связанный с моими сомнениями:
Цитата: mnashe от января 22, 2014, 08:32
Потому что продуктивный суффикс -ай в иврите появился относительно недавно, около 2000 лет назад, из арамейского. А имя Шаддай — библейское.

Цитата: Jakob от апреля 24, 2014, 19:17
Какое влияние сравнительно поздний арабский мог оказать на существовавшие до него аккадский, арамейский
Вы о чём? :what:
Название: Шаддай - всемогущий
Отправлено: ali_hoseyn от апреля 26, 2014, 14:08
Цитата: Jakob от апреля 24, 2014, 19:17Как арабское <sdd> связано с араб. <ʕdl>?
Аналогически.

Цитата: Jakob от апреля 24, 2014, 19:17Какое влияние сравнительно поздний арабский мог оказать на существовавшие до него аккадский, арамейский... и языки Ханаана...
Что Вы понимаете под "сравнительно поздним арабским"?