Цитата: ibragimov от января 10, 2014, 07:48
И что самое обидное - нас заставляли зубрить чортовы даты войн, правления царей и убийств, и при этом я так и не понял, как жил простой народ. Какие носили обувь, в особенности зимой, и одежду; как проводили будни и прочие социально-бытовые и культурные вопросы. Короче, по факту, о жизни российских народов я знал в разы меньше, чем о жизни тех же египтян, греков, римлян.
Действительно, мало на уроках истории в школе рассказывают про социально-бытовые и культурные вопросы. Поговорим не вообще про быт, а как люди в разные времена в разных странах отдыхали и развлекались. Причем не только цари и прочая элита, а вообще простой люд или хотя бы "средний класс". Вот у древних греков была куча развлечений: театр, спорт, состязания ораторов. А еще у них свободные граждане налогов не платили. 8-) В Риме больше всего известны гладиаторы, хотя театр и спорт у них тоже были. А еще бордели. :green: В Древней Руси их наиболее демократических развлечений вспоминаются скоморохи. Князи и дружино охотились. Простые люди, естественно, тоже, хотя и по-другому. При этом мне непонятно, мог ли какой-нибудь смерд рассматривать выход на охоту как развлечение, или только сугубо как труд по добыче пропитания насущного. Непонятно также, мог ли, например, богатый купец (который представлял тогдашний "средний класс") охотиться "по-княжескому".
В общем, добавляйте и про Русь, и про другие страны (и времена).
Интересно, как это было у индейцев Америки...
Цитата: dragun97yu от января 10, 2014, 15:24
Интересно, как это было у индейцев Америки...
В Центральной Америке игры в мяч были и даже специальные стадионы для них. По результатам соревнований кого-то там потом приносили в жертву, только не помню, проигравших или победителей.
Путешественник XIX века, Сергей Филиппов: "Кофейня для бахчисарайца все. Она для него место общественного собрания, ресторан, клуб и читальня вместе. Без преувеличения можно сказать, что он посвящает ей все свое время... здешняя кофейня более других крымских сохранила свое исконное значение и самую обстановку... множество праздных татар, армян, караимов, которые усевшись на диванах, с длинными черешневыми чубуками в руках, проводят целые часы только в том, что молча курят трубки,...".
Впрочем, все эти люди столь несходные по нравам, образу мыслей, обычаям и привычкам, проводят время в кофейных домах очень миролюбиво, играя в триктрак, курят трубки, пьют прекрасный кофе, и между ними никогда не бывает ни шуму, ни ссоры". У татар Крыма существовал обычай (напоминающий великорусские посиделки), когда собравшаяся молодежь татарская долгие осенние вечера коротала в том, что перебрасывалась фразами на известные мотивы в стихах, тут же слагаемых. Каждая деревня, каждый район имели своих особо умелых молодых людей и девушек татарских, которые образно и красиво, в стихах, не задерживаясь, давали ответ на брошенный вопрос. Обычай этот назывался "чины" и "манэ". Основной темой их была любовь.
Крымские ханы проводили отбор в специальные подразделения (капы къулу) лучших среди победителей организуемых ежегодно состязании по борьбе куреш, конных скачек, стрельбе из лука.
Урумы сохранили обычаи, традиции и по сей день, у них проводятся народные гулянья «панаиры», на которых обязательны состязания борцов.
У русских во многих регионах развлечением были кулачные бои, чаще всего в режиме "стенка на стенку" между деревнями. Реликты до сих пор сохраняются.
Цитата: Devorator linguarum от января 10, 2014, 15:15
При этом мне непонятно, мог ли какой-нибудь смерд рассматривать выход на охоту как развлечение, или только сугубо как труд по добыче пропитания насущного.
Охота ради развлечения - это в основном на конях, да со сворой собак, а то и соколиная. Явно не для простолюдинов.
Цитата: Awwal12 от января 11, 2014, 18:21
У русских во многих регионах развлечением были кулачные бои, чаще всего в режиме "стенка на стенку" между деревнями. Реликты до сих пор сохраняются.
Просто драки тоже своего рода развлечения. Еще праздники, походы в гости, сборы неженатой молодежи в специально выкупленных домах в опред. периоды и пр.
Из ежедневных развлечений - "А Манько-то веселая опять..." и пр.
Цитата: Awwal12 от января 11, 2014, 18:29
Охота ради развлечения - это в основном на конях, да со сворой собак, а то и соколиная. Явно не для простолюдинов.
Ну кони-то у простолюдинов были.
Цитата: I. G. от января 11, 2014, 18:34
Из ежедневных развлечений - "А Манько-то веселая опять..." и пр.
В смысле "навеселе"?
Цитата: I. G. от января 11, 2014, 18:34
Просто драки тоже своего рода развлечения.
Это вопрос организации. Во всяком случае, какое-либо оружие в драке до сих пор считается употреблять неприличным. Российские футбольные фанаты, помнится, жаловались на польских, что те используют бутылки и прочие подручные средства...
Цитата: Awwal12 от января 11, 2014, 18:41
В смысле "навеселе"?
Манькино поведение вызывает осуждение, обсуждение и опять осуждение.
Почему все обязательно про охоту? В карты вечерами резались, вот и развлечение. А детишки и девицы - днем в лото.
Цитата: Margot от января 12, 2014, 14:43
Почему все обязательно про охоту? В карты вечерами резались, вот и развлечение. А детишки и девицы - днем в лото.
В полутемной избе крестьянской в лото? :what:
Цитата: Dana от января 11, 2014, 18:37
Цитата: Awwal12 от января 11, 2014, 18:29
Охота ради развлечения - это в основном на конях, да со сворой собак, а то и соколиная. Явно не для простолюдинов.
Ну кони-то у простолюдинов были.
Зато ловчую птицу было конкретно запрещено держать.
А так, на печи лежали, сверчков ловили.
Цитата: Devorator linguarum от января 10, 2014, 15:15
В общем, добавляйте и про Русь, и про другие страны (и времена).
Веселие Руси есть пити :)
А вот что пишет о развлечениях простых русских людей английский поэт 16 века Джордж Тербервиль:
Народ сей груб весьма, живет как бы впотьмах,
Лишь Бахусу привержен он, усерден лишь в грехах.
Пиянство тут закон, а кружка — старшина,
И самой трезвой голове раз в день она нужна.
Когда зовет на пир гостелюбивый русс,
Он щедро уставляет стол питьем на всякий вкус,
Напитков главных два, один зовется Kvas,
Мужик без Кваса не живет, так слышал я не раз.
Приятно терпок он, хотя и не хмелен.
Второй напиток — сладкий Myod, из меда сотворен.
Когда идет сосед соседа навестить,
Он на закуску не глядит, лишь было бы что пить.
Напившись допьяна, ведет себя, как скот,
Забыв, что дома у печи его супруга ждет,
Распущенный дикарь, он мерзости творит
И тащит отрока в постель, отринув срам и стыд.
Жена, чтоб отомстить, зовет к себе дружка,
И превращается в содом дом честный мужика.
(перевод Григория Кружкова)
http://kruzhkov.net/translations/english-poetry/george-turberville/
Цитата: Amoreklub от января 13, 2014, 11:06
А так, на печи лежали, сверчков ловили.
Сказки, песни, былины.
Рассказчиков приглашали с собой на промысел. Вечером, когда темно и работать нельзя, сидели, слушали. Каждая артель искала лучших рассказчиков, сманивали друг у друга.
В игры играли, в лапту, в свайку.
В церковь ходили - много и долго.
Цитата: Damaskin от января 13, 2014, 11:35
А вот что пишет о развлечениях простых русских людей английский поэт 16 века Джордж Тербервиль:
Народ сей груб весьма, живет как бы впотьмах,
Лишь Бахусу привержен он, усерден лишь в грехах.
Пиянство тут закон, а кружка — старшина,
И самой трезвой голове раз в день она нужна.
Когда зовет на пир гостелюбивый русс,
Он щедро уставляет стол питьем на всякий вкус,
Напитков главных два, один зовется Kvas,
Мужик без Кваса не живет, так слышал я не раз.
Приятно терпок он, хотя и не хмелен.
Второй напиток — сладкий Myod, из меда сотворен.
Когда идет сосед соседа навестить,
Он на закуску не глядит, лишь было бы что пить.
Напившись допьяна, ведет себя, как скот,
Забыв, что дома у печи его супруга ждет,
Распущенный дикарь, он мерзости творит
И тащит отрока в постель, отринув срам и стыд.
Жена, чтоб отомстить, зовет к себе дружка,
И превращается в содом дом честный мужика.
(перевод Григория Кружкова)
http://kruzhkov.net/translations/english-poetry/george-turberville/
У меня стойкое подозрение, что этот стих сочинил сам Кружков.
Цитата: mrEasyskanker от января 13, 2014, 14:20
Цитата: Damaskin от января 13, 2014, 11:35
А вот что пишет о развлечениях простых русских людей английский поэт 16 века Джордж Тербервиль:
Народ сей груб весьма, живет как бы впотьмах,
Лишь Бахусу привержен он, усерден лишь в грехах.
Пиянство тут закон, а кружка — старшина,
И самой трезвой голове раз в день она нужна.
Когда зовет на пир гостелюбивый русс,
Он щедро уставляет стол питьем на всякий вкус,
Напитков главных два, один зовется Kvas,
Мужик без Кваса не живет, так слышал я не раз.
Приятно терпок он, хотя и не хмелен.
Второй напиток — сладкий Myod, из меда сотворен.
Когда идет сосед соседа навестить,
Он на закуску не глядит, лишь было бы что пить.
Напившись допьяна, ведет себя, как скот,
Забыв, что дома у печи его супруга ждет,
Распущенный дикарь, он мерзости творит
И тащит отрока в постель, отринув срам и стыд.
Жена, чтоб отомстить, зовет к себе дружка,
И превращается в содом дом честный мужика.
(перевод Григория Кружкова)
http://kruzhkov.net/translations/english-poetry/george-turberville/
У меня стойкое подозрение, что этот стих сочинил сам Кружков.
(А у меня - что сам Damaskin... ) :green:
Цитата: RockyRaccoon от января 13, 2014, 17:04
Цитата: mrEasyskanker от января 13, 2014, 14:20
Цитата: Damaskin от января 13, 2014, 11:35
А вот что пишет о развлечениях простых русских людей английский поэт 16 века Джордж Тербервиль:
Народ сей груб весьма, живет как бы впотьмах,
Лишь Бахусу привержен он, усерден лишь в грехах.
Пиянство тут закон, а кружка — старшина,
И самой трезвой голове раз в день она нужна.
Когда зовет на пир гостелюбивый русс,
Он щедро уставляет стол питьем на всякий вкус,
Напитков главных два, один зовется Kvas,
Мужик без Кваса не живет, так слышал я не раз.
Приятно терпок он, хотя и не хмелен.
Второй напиток — сладкий Myod, из меда сотворен.
Когда идет сосед соседа навестить,
Он на закуску не глядит, лишь было бы что пить.
Напившись допьяна, ведет себя, как скот,
Забыв, что дома у печи его супруга ждет,
Распущенный дикарь, он мерзости творит
И тащит отрока в постель, отринув срам и стыд.
Жена, чтоб отомстить, зовет к себе дружка,
И превращается в содом дом честный мужика.
(перевод Григория Кружкова)
http://kruzhkov.net/translations/english-poetry/george-turberville/
У меня стойкое подозрение, что этот стих сочинил сам Кружков.
(А у меня - что сам Damaskin... ) :green:
Должен заметить, если не обращать внимание на идиотическое содержание, слог неплох. Особенно место с "Второй напиток — сладкий Myod, из меда сотворен". Кстати интересно, как эта фраза выглядела в оригинале.
Цитата: RockyRaccoon от января 13, 2014, 17:04
(А у меня - что сам Damaskin... )
Вы мне льстите :green:
Книжка с английским оригиналом лежит здесь (http://books.google.ru/books?id=Lgg2AQAAMAAJ&pg=PA370&lpg=PA370&dq=george+turberville+to+dancie&source=bl&ots=kbJD4bGfpk&sig=MkMC_w6_Ei3MtWxeMmTHTcvRiR8&hl=ru&sa=X&ei=YRbUUpSjAufL4ASPmYHYDA&ved=0CEwQ6AEwBTgK#v=onepage&q=george%20turberville%20to%20dancie&f=false). Строки про мед и прочие развлечения мужиков находятся на 371 - 372 страницах.
Я тоже один раз обозналась: Георгия Иванова за Дамаскина приняла: Творчество лингвофорумчан (http://lingvoforum.net/index.php/topic,58379.125.html) (Июнь 12, 2013, 17:02). :)
Перевод неточен в угоду стихотворной форме, из-за этого мы не можем оценить тонкий юмор автора:
нп. строка perhaps the Mousick hath a gay and gallant wife ("случается, что Мужик, у которого есть великолепная, эффектная жена") превратилась в "забыв, что дома у печи его супруга ждет", и последующие строки не превращают ее уже в болезненный укол. Зато добавляется топорность содержания - поэтому я недооценил стих поначалу.
Сразу вспомнилась "Сказка бочки".
Цитата: Flos от января 13, 2014, 12:07
Цитата: Amoreklub от января 13, 2014, 11:06А так, на печи лежали, сверчков ловили.
Сказки, песни, былины.
Рассказчиков приглашали с собой на промысел. Вечером, когда темно и работать нельзя, сидели, слушали.
Я хотел написать про устное творчество, но всё-таки это уже в некотором роде оффтоп.