Любопытно, в фольклоре каких славянских народов бытуют аналогичные или схожие устойчивые выражения?
Тюркская "вода-земля" вас интересует?
Цитата: Borovik от декабря 25, 2013, 16:52
Тюркская "вода-земля" вас интересует?
Ну пока давайте со славянами разберемся. :)
"Ер-су" с одной стороны и "масторава" с другой выглядят подозрительно, но какие бы то ни было выводы тут делать преждевременно.
У поляков точно нет сырости. Везде пишут нечто вроде этого: Mokosz - bóstwo znane na Rusi związane z "matką ziemią wilgotną".
Выражение "сырая земля" встречается в современной польской литературе, у Тадеуша Боровского (1922 — 1951), например:
ani wiersz, ani proza,
tylko kawał powroza,
tylko ziemia wilgotna —
oto droga powrotna.
Но мне намёк на ф.-у. корни не очень симпатичен, при всём уважении, о. Авваль :no:
Стоит хотя бы Анахиту вспомнить:
(wiki/en) Anahita (http://en.wikipedia.org/wiki/Anahita)
Цитата: Iyeska от декабря 26, 2013, 08:25
Но мне намёк на ф.-у. корни не очень симпатичен, при всём уважении, о. Авваль :no:
Стоит хотя бы Анахиту вспомнить:
(wiki/en) Anahita
1. Намеков никаких нет, есть в первую очередь желание разобраться в вопросе. Образ довольно закономерный и какие-то его элементы неизбежны во множестве культур. Но если славянских аналогов не окажется, то надо поднимать вопрос о происхождении.
2. У мордовских народов никакой "воды" как раз, в отличие от тюрок, нет, есть просто "землемать".
У украинцев, что любопытно, находится "
фольк. сира земля", но "матери" не наблюдается.
Цитата: Awwal12 от декабря 26, 2013, 08:31
1. Намеков никаких нет, есть в первую очередь желание разобраться в вопросе. Образ довольно закономерный и какие-то его элементы неизбежны во множестве культур. Но если славянских аналогов не окажется, то надо поднимать вопрос о происхождении.
Значит, показалось... Просто порой пишут открытым текстом про "заимствование у мордвы"...
Украинский аналог как раз в тему, мне кажется, даже без "матери". А про западных славян обычно пишут, что образ "матери земли" полностью заместился новым женским божеством - Марией. Про южных ничего не могу сказать, не читал...
Цитата: Iyeska от декабря 26, 2013, 08:25
Но мне намёк на ф.-у. корни не очень симпатичен, при всём уважении, о. Авваль
Кстати, почему не наоборот, славянские корни у каких-то явлений в ф.-у.? Всегда удивляла эта однобокость.
Цитата: Rwseg от декабря 26, 2013, 23:32
Цитата: Iyeska от декабря 26, 2013, 08:25Но мне намёк на ф.-у. корни не очень симпатичен, при всём уважении, о. Авваль
Кстати, почему не наоборот, славянские корни у каких-то явлений в ф.-у.? Всегда удивляла эта однобокость.
*Внимательно смотрит на вставную челюсть*
Славянские языческие персоналии у ФУ, христианизованных веков на пять позднее? Это довольно оригинально, да.
Я в общем смысле.
Цитата: Rwseg от декабря 26, 2013, 23:51
Я в общем смысле.
В общем смысле и в общем случае надо начинать с рассмотрения всех возможных вариантов.
Цитата: Awwal12 от декабря 26, 2013, 23:35
Славянские языческие персоналии у ФУ, христианизованных веков на пять позднее? Это довольно оригинально, да.
А что такого страшного?
Любая культура, обращённая в религию политическим образом, тянет за собой кучу прежних элементов. Так зороастрийские персонажи попадали к исламизируемым тюркам.
Цитата: Iyeska от декабря 26, 2013, 08:18
У поляков точно нет сырости. Везде пишут нечто вроде этого: Mokosz - bóstwo znane na Rusi związane z "matką ziemią wilgotną".
Jest jeszcze "goła ziemia" [
Bóstwo na gołej ziemi egzystować nie mogło. [Chmielewska]
подписываюсь на тему. интересно.
Цитата: Iskandar от декабря 27, 2013, 05:48
Цитата: Awwal12 от декабря 26, 2013, 23:35Славянские языческие персоналии у ФУ, христианизованных веков на пять позднее? Это довольно оригинально, да.
А что такого страшного?
Любая культура, обращённая в религию политическим образом, тянет за собой кучу прежних элементов. Так зороастрийские персонажи попадали к исламизируемым тюркам.
С зороастрийскими персонажами все непросто, бо ареал их проникновения гораздо шире ареала исламизации.
А сложно, ясный пень, то, что к тому моменту, когда мордва была христианизована, от славянского язычества остались только пережитки, а между тем Масторава имеет атрибуты божества.
МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ
Если задуматься, аж до костей пробирает :)
Такое впечатление, страна живых покойников (вурдалаков что ли?), которые в сырой землей живут. им - она родная мать.
А так мне известно, что после войны, когда ещё не было достаточно строительного материала, были и те, кто жил в землянках, или насыпных шалашах.
и потом, кто живёт на селе, тем она действительно МАТЬ РОДНАЯ!, потому что с/х целиком и полностью стоит на земледелии, садоводстве, виноделии, скотоводстве и т.д. и т.п. Я думаю, все с этим будут согласны.
да и наконец
"... в поте лица твоего будешь есть хлеб свой, доколе не вернёшься в землю, из которой ты взят! ибо прах ты! и в прах возвратишься" (Бытие 3:19)
Так что, не пойму, о чём это вы
Примечание
церк.-слав. "село" ~ земельный участок, надел, земля(территория)
Цитата: Awwal12 от января 1, 2014, 01:33
С зороастрийскими персонажами все непросто, бо ареал их проникновения гораздо шире ареала исламизации.
die Kulturkugel
Цитата: Iskandar от января 1, 2014, 10:43
Цитата: Awwal12 от января 1, 2014, 01:33
С зороастрийскими персонажами все непросто, бо ареал их проникновения гораздо шире ареала исламизации.
die Kulturkugel
Сомнительно, чтобы обычный культуркугель необычайно широко разнес второстепенные элементы мусульманской культуры, но не разнес самые основные. Скорее тут надо усматривать влияние находивших убежище в степных кочевьях проповедников неисламских верований, бежавших туда из Ирана и смежных регионов в VII в. и позднее. Временная корреляция между завоеванием Ирана и Хорасана арабами с одной стороны и торжеством манихейства в Уйгурском каганате с другой вряд ли случайна.
Кто решает, что "главное", а что "второстепенное"?
У народной культуры на это взгляд отличный, чем у официоза.
В белорусском фольклоре встречается. Заклинание от змеиных укусов перед походом в лес или на болото.
Гадзіна земляная, вадзяная,
Сляпні і вужы, змеі і вужакі,
Ярыца-пераярыца!
Аддайце і вазьміце сваю жаласць і ярасць.
Калі не аддасцё сваёй жаласці і ярасці,
То не будзе вам збудзішча ні пад кустом,
Ні пад лістом, ні пад карэннямі.
Сонца і яркі месяц не будуць вам свяціць,
І не будзе прынімаць вас сыра маць зямля.
В энциклопедическом словаре белорусской мифологии стр. 201 : http://files.knihi.com/Slounik/01/enc/Bielaruskaja_mifalohija.pdf
У адпаведнасці з міфалагічнымі ўяўленнямі З. лічылі жывой істотай, якая несла ў сабе жаночы пачатак. Яна апладнялася жыватворным дажджом – увасабленнем мужчынскага пачатку – і давала новы ўраджай, таму ў песенных і празаічных творах яе называюць "маці – сырая З." З. як "карміцелька" лічылася святой, што тлумачыць паважнае, асцярожнае да яе стаўленне (няможна З. біць, знявераць ці пашкудзіць, бо З. святая").