Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века
Эти темы уже приятно просто прочитать, и сразу думаешь: какими тогда воспитывали детей.
* Замирание нашего сада осенью.
* Река в лунную ночь.
* Лес в лучшую свою пору.
* Встреча войска, возвратившегося из похода.
* Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)
Для младших классов:
* О том, что видела птичка в дальних землях.
* История постройки дома и разведения при нем сада...
* Великаны и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов:
* Слово как источник счастья.
* Почему жизнь сравнивают с путешествием?
* Родина и чужая сторона.
* О скоротечности жизни.
* Какие предметы составляют богатство России и почему?
* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
* О проявлении нравственного начала в истории.
* На чем основывается духовная связь между предками и потомством.
https://www.facebook.com/liubov.nakonechnikova
Цитата: Hironda от сентября 30, 2013, 21:12
Эти темы уже приятно просто прочитать, и сразу думаешь: какими тогда воспитывали детей.
Да, такими, которые потом несколько лет друг в друга стреляли. Вот такими воспитывали. :yes:
А чевой-то шепчетесь под спойлерами?
Отличный народ воспитали, ставивший высокие цели, презирающий мещанство, понимающий свой долг, с чувством справедливости.
А что стреляли, то это как раз из благородных побуждений. "Нам осталось только малость - выстрелить в висок иль во врага".
Цитата: Hironda от сентября 30, 2013, 21:12
и сразу думаешь: какими тогда воспитывали детей
Кстати, да - очень заметно, как после сравнительно мирных тем для младших резко врубаются типично зомбирующе-мозгопромывочные темы для старших, от одних названий которых уши в трубочку сворачиваются...
Цитата: piton от сентября 30, 2013, 22:41
ставивший высокие цели, презирающий мещанство
Мещанство надо не столько презирать, сколько стараться с ним бороться. Единственный действенный метод борьбы с мещанством - правильные усилия в воспитании детей (ибо взрослых людей переделывать в 99% случаев уже поздно). А вот такими темами сочинений для старших гимназистов мещанство как раз исправно культивируется, и все попытки борьбы с ним сводятся на нет.
Цитата: Toman от сентября 30, 2013, 22:48
А вот такими темами сочинений для старших гимназистов мещанство как раз исправно культивируется, и все попытки борьбы с ним сводятся на нет.
Не думаю, что те, кого звали мещанами ваще задумывались на подобные темы.
Цитата: piton от сентября 30, 2013, 22:51
Не думаю, что те, кого звали мещанами ваще задумывались на подобные темы.
Так в этом-то вся фишка: надо из-под палки заставлять писать/выступать с речами на темы, о которых человек ещё не задумывался, и требовать вполне определённых выводов в этих сочинениях/речах. Тогда с хорошей вероятностью любые рассуждения на гуманитарные темы, в т.ч. на этические, человеку станут противны. И он и в реальной жизни вместо того, чтобы задаваться этическими вопросами и честно самостоятельно искать ответы на них, предпочтёт вместо этого со школьной скамьи обрыдлого дела по-быстрому найти готовый ответ в услужливо предоставленной, политически выверенной методичке. Профит - имеем классический мещанский менталитет, с лёгкостью управляемый скрытыми кукловодами.
Цитата: Wolliger Mensch от сентября 30, 2013, 22:30
А что, было, когда не стреляли?
(Насчёт воспитания - это цитата. Просто интересно сравнить темы сочинений. Наверное, Аристотель тоже учил Александра Македонского чему-то там разумному-доброму-вечному. Но он учил сам, а сейчас, даже не знаю, сам учитель даёт темы для сочинений, или более высокая инстанция?)
Интересно было бы сравнить темы для сочинений в гимназиях Российской империи с темами для сочинений в других странах той эпохи (в Германской империи, Австро-Венгрии, Франции, Бельгии и проч.). Из названий можно было бы примерно определить, как где воспитывали детей и на что делался основной упор в образовании.