ЦитироватьСуфи́зм или тасаввуф (араб. تصوف) — мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии.
Есть ли какие-либо пусть самые незначительные основания причислять суфизм к категории ереси? В частности, его позднее ответвление "зикризм"?
ЦитироватьВ конце Кавказской войны, когда поражение горцев стало более, чем очевидно, и над ними нависла угроза физического уничтожения, с проповедями мира, осуждением кровопролития, призывами прекратить войну выступил молодой чеченский алим Кунта-Хаджи Кишиев (1830-1867), заложивший начало тариката кадирийа в Чечне. В царской историографии он получил название «зикризм». Чеченцами, судьба которых в этот исторический период была незавидной в силу их катастрофического уменьшения, появление Кунта-Хаджи, призывавшего горцев к прекращению войны, избранию мирного пути, братскому единению, помощи сиротам и вдовам, воспринималось как спасение, ниспосланное Аллахом.
http://www.jourclub.ru/22/1447/5/
Ересь - христианская концепция. :donno: Прилагать её к исламу вообще было бы не очень продуктивно. Тем более что и сама постановка вопроса некорректна. Все равно что сказать "можно ли причислять исихаизм к категории ереси".
Я это понимаю, потому и оговорил условие "самые незначительные основания".
Но исмаилитов или хариджитов можно все же причислить в некотором роде, насколько я себе это представляю. А вот с суфизмом непонятно.
Если "ересь" неуместное здесь слово, то скажем так - отдельное течение ислама.
https://en.wikipedia.org/wiki/Heresy_in_Islam
Цитата: Awwal12 от сентября 23, 2013, 14:31
Ересь - христианская концепция. :donno: Прилагать её к исламу вообще было бы не очень продуктивно. Тем более что и сама постановка вопроса некорректна. Все равно что сказать "можно ли причислять исихаизм к категории ереси".
А это не что-то про терминологию? Когда есть канон, будут и отступники. Назови ты их еретиками, безбожниками, вероотступниками или ещё какими плохишами?..
Я слушал как-то лекции по "столпам ислама", так там лектор говорил об этом.
Из того, что помню:
1. Почитание своего учителя наравне с пророком Мухаммадом. Типа, суфии к шахаде прибавляют упоминание учителя.
2. Почитание умерших, молитвы на могилах, обращение в молитвах к умершим святым.
Что есть, типа, ширк.
3. Добавления к религии, которая была ниспослана в законченном совершенном виде.
Это насчет песен, плясок и прочих верчений.
Цитата: Алалах от сентября 23, 2013, 14:34
Если "ересь" неуместное здесь слово, то скажем так - отдельное течение ислама.
Течений в исламе много. :donno: Шиизм - ересь? А суннизм? И если да, то по отношению к чему? :)
Суфизм же, строго говоря, трудно даже классифицировать как самостоятельное течение. Сравнение с исихаизмом не случайно - аналогия тут почти полная.
Цитата: Flos от сентября 23, 2013, 14:51
1. Почитание своего учителя наравне с пророком Мухаммадом. Типа, суфии к шахаде прибавляют упоминание учителя.
2. Почитание умерших, молитвы на могилах, обращение в молитвах к умершим святым.
Что есть, типа, ширк.
3. Добавления к религии, которая была ниспослана в законченном совершенном виде.
Это насчет песен, плясок и прочих верчений.
Проблема в том, что п.1 и п.2 никак не универсальны, а п.3 требует столь широкого толкования, что через него прямая дорога в салафизм.
Суфизм - крайне расплывчатое понятие, его облик разнится как хронологически, так и географически, да и в разных школах тоже чудеса изменчивости.
Генетически суфизм восходит к гностическим и окологностическим переживаниям неофитствующих мусульман, протащенным ими из доисламского опыта[1]. "Классической мусульманской философией" вся эта халладжовщина была адаптирована довольно поздно. Ну а современный суфизм, особенно дагестанский -- это вообще не пойми что и сбоку бантик.
-------------------
[1] поэтому гностические исламские секты (друзы, алавиты, йарсан и т.п.) типологически очень похожи на ранний суфизм
Цитата: Iskandar от сентября 30, 2013, 09:01
Суфизм - крайне расплывчатое понятие, его облик разнится как хронологически, так и географически, да и в разных школах тоже чудеса изменчивости.
Генетически суфизм восходит к гностическим и окологностическим переживаниям неофитствующих мусульман, протащенным ими из доисламского опыта*. "Классической мусульманской философией" вся эта халладжовщина была адаптирована довольно поздно. Ну а современный суфизм, особенно дагестанский -- это вообще не пойми что и сбоку бантик.
-------------------
*поэтому гностические исламские секты (друзы, алавиты, йарсан и т.п.) типологически очень похожи на ранний суфизм
а можно подробностей про дагестанский бантик ? очень интересно .