Решил поделиться пока что прототипом. Кажется, что идея интересная, но боюсь, что не смогу добить до конца и полностью реализовать.
Язык очень аналитичен. Точнее полностью. Полнейший изолирующий хардкор. Но соль языка не в этом (а то!, изолирующих языков столько, что их можно жевать всеми возможными местами). Суть языка в том, что число глаголов ограничено 6. То есть глаголы переходят из открытой группы частей речи в закрытую, а значит почти полностью выполняют только грамматическую функцию, не неся большого лексического значения. И именно из-за такого базового свойства, построение языка вокруг него логично привело меня к максимально аналитического языку.
Так вот, ближе к делу. Пример фразы на Coula и её объяснение:
Mi – я, paske — прошедшее время, es — есть, toura — падающий, dol — завершенность.
Mi paske es (dol) toura — я упал.
Mi es dol toura — я упал (т.е. я являюсь упавшим — перфект).
Der — делать, si — он.
Si paske der mi (dol) toura — он уронил меня.
Мелкие подробности:
Произношение:
B б
C к
D д
F ф
G г
H h
J ж
K к с придыханием/х (как вам больше нравится, элитным считается первый вариант)
L ль
M м
N после гласной значит назальность (если не интервокальная), н
P п
R после гласной значит ротированность (если не интервокальная), р
S с, з между гласных
T т, гортанная смычка между гласных, ничего на конце
X кс
Z тс, дз между гласных
V в
I /ɪ/
U /ʊ/
E /ə/
O /ʌ/
A /a/
AI /i/ (или по-старому/высокому /aj/)
IU /ʉ/ (или /ju/)
EI /e/ (или ej)
OU /ɔ/ (или /ou/)
AE /æ/ (или /ae/)
Те самые 6 глаголов:
Es — быть
Je — стать
Der — делать
Fon — иметь
Ime — давать
Tur — получать
Артикли и местоимения:
En — неопределенный
La — определенный
Mi — я
Du — ты
Si — он/она/оно
Mir — мой
Dar —твой
Ser — его/её
s в конце добавляется для множественного числа, пишется слитно для экономии места.
Ударение и прочее произношение:
У отдельных слов ударение отсутствует. Предложение разделяется на синтагмы, ударение на последней букве синтагмы.
Стяжения очень типичны. Почти каждая приставка сливается воедино с предлогом, как и модальные частицы с глаголами.
Mi paske es toura —> Mi pask'es toura.
В чём смысл сего проекта? Прикол, эстетика, лингвистический эксперимент, очередной финвенкизм, или что-то другое?
Цитата: Woozle от апреля 24, 2013, 02:01
В чём смысл сего проекта? Прикол, эстетика, лингвистический эксперимент, очередной финвенкизм, или что-то другое?
Я, пожалуй, выберу всё сразу кроме финвенкизма.
Особенности существительных.
В принципе их использования довольно интуитивно. Обратите внимание, что логика использования артиклей отличается от некоторых языков, таких как английский.
touli — видящий, huim — человек, is — который, strata — переходящий, crous — дорога, per — при, raeda — красный, krius — цвет/свет.
Mi pask'es touli la huim is dol'es strata la crous perra (per la) raeda krius. — Я видел человека, который перешел дорогу на красный свет.
Если же мы говорим о свойствах, общих для всех объектов данного типа, то есть существительное обозначает класс каких-то объектов. Тогда используется единственное число и определенный артикль, а само слово пишется с большой буквы.
grata — самый, kleise — умный, jouf — жизнь/живое существо.
La Hium es la grata kleise jouf. — Человек — самое умное живое существо.
Цитата: kemerover от апреля 24, 2013, 19:48raeda — красный
Вот так и пропадают этимологические гласные... :(
Цитата: Bhudh от апреля 24, 2013, 20:20
Цитата: kemerover от апреля 24, 2013, 19:48raeda — красный
Вот так и пропадают этимологические гласные... :(
Да вроде всё на месте. :donno:
У Вас же raeda из англ. red?
Цитата: Bhudh от апреля 24, 2013, 21:09
У Вас же raeda из англ. red?
Все совпадения случайны.
В силу того, что язык создавался с возможностью на существование в вымешенном мире, я немного проработал этимологию и получил из исходного слова такое, какое получилось; а так похожих слов я даже скорее пытаюсь избегать.
Вообще в голову пришло radali — красный, обозначает что-то яркое, запоминающиеся, такая вот ассоциация с этими словами.
/'radali/ (начальное слово) —> /ra:dalə/ (ударение исчезло из языка, ударные стали просто длинными, конечные редуцировались) —> /raeda/ (длинные перешли в дифтонги, конечные неударные слоги с l и r выпадают) —> /ræda/ (стяжение дифтонгов, завершилось не до конца из-за стандартизации письма и повышения разделения языка на высокий и низкий).
Артикли.
Существует также отрицательный артикль ti.
Mi es jin ti hium. — Я не вижу ни души.
Ранее я упомянул, что артикли употребляются отлично от большинства языков. Сейчас скажу конкретнее. В языке они играют больше роль указателей на существительное (то что слово существительное, а не глагол/наречие/итд), чем артиклей. Но всё же разница между определенным и неопределенным артиклями есть.
Определенный употребляется, если объект теоретически определяемый. То есть, если вы говорите о какой-то одной кошке, которую вы видели неважно какой, вы будете использовать определенный артикль. Потому что раз ситуация произошла, это кошка было точно какой-то определенной.
Неопределенный артикль же употребляется, если объект не известен. Например, вы просите подать книгу или дать попить, вы не знаете какой точно объект вам дадут, поэтому используете неопределенный артикль.
В некоторых диалектах есть артикль del, который употребляется с именами собственными. Артикли del и la произошли от слова dalar — этот/именно такой/определенный.
A: "Did you like the movie?" — Ciu du es daer la peis. (ciu — значит вопрос, daer — любящий, peis — какая-то постановка с игрой актеров, фильм, пьеса, балет, опера и т.п.)
B: "It was better than I thought." — Si es gran faeza jos mi p'es tru (gran — более, faeza — хороший, jos — относительно/по сравнению, tru — думающий, p'es — очень разговорной форма paske es)
C: "I liked it." — Mi es daer si.
A: "The movie didn't have many cheesy or stupid scenes." — La peis fon en carpa ens truje hit baebo tocs (carpa — незначительное количество, truje — бессмысленный/глупый/необдуманный, baebo — тупой/непонимающий/глупый, tocs — часть)
B: "Yeah. I'm glad that they didn't have any love scenes. Sometimes a love scene destroys a good movie." — Ca. Mi es iuta sis fi fon La Daer tocs. Si goul es sbaend en faeza peis. (iuta — радостный, fi — отрицание, goul — модальность возможности)
Я решил направить русло языка в полностью вымышленное направление, это даёт больше свобод, да и создание языка для реального использования дело сомнительное.
Система счисления двенадцатиричная.
0 Hete
1 Ani
2 Lex
3 Furo
4 Nila
5 Dov
6 Vini
7 Penti
8 Sanne
9 Oz
10 Kles
11 Malo
12 Cose
День делится на 12 tetre.
1 tetre = 2 часа.
tetre делится на 12 notus.
1 notus = 10 минут.
notus делится на 12 fineri.
1 fineri = 50 секунд
fineri делится на 12 camte.
1 camte ≈ 4 секунды.
camte делится на 12 pin.
1 pin ≈ 1/3 секунды.
одная третья — ed furo
пять седьмых — dov ed penti
Ах да, наверное следует уточнить, что временные единицы относительные в отличие от тех, которые испоганили современные учёные, приравняв все к атомным часам. То есть сам день, который, кстати, называется duro, это именно сутки, от восхода до восхода, а не какая-то определенная единица.
Восход это 00:00 — новый день. Восход — время, когда все встают, а значит с него и начинается день.
Порядковые.
0 Hon
1 Anos
2 Lekos
3 Furon
4 Nalo
5 Davos
6 Vini
7 Penno
8 Sanos
9 Osez
10 Klasso
11 Madel
12 Coslo
Союзы.
u — и
el — или (xor)
ulu — или (or)
an — но, а
is — that
Djau — переключать, заимствование, тут присутствует огубленное a, которое обычно произносится как ou.
Jo — вверх/вверху/верх/верхний
Kin — вниз/внизу/низ/нижний
Djau jo — включить
Djau kin — выключить
Fri — через/сквозь
Saffa — вокруг/около
Lotja — смотреть
Lotja fri — не замечать
Lotja saffa — искать