Здравствуйте!
Каково положение в славистике с этим вопросом? Корректно ли само представление о системе ударений старославянского языка? Что восстановлено к настоящему времени, хотя бы, в отношении к общеславянскому языку?
Здравствуйте!
Несмотря на давнее время, возвращаюсь к этому вопросу. Некоторые обстоятельства поменялись, в старославянской Википедии сейчас поставлены ударения, местами их нет.
Здраствуйте!
Главная страница здесь? http://cu.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%A3%CC%81%D0%BD%D1%8C%D1%81%D0%BA%D1%8A_%D1%A9%EA%99%81%EA%99%91%CC%81%D0%BA%D1%8A
Что там со шрифтами? Почему не уникод?
Ударение я так понял однотипное? Это безобразие!
Цитата: Марбол от октября 13, 2006, 00:14
Каково положение в славистике с этим вопросом? Корректно ли само представление о системе ударений старославянского языка? Что восстановлено к настоящему времени, хотя бы, в отношении к общеславянскому языку?
Боюсь сказать чушь, потому что не силен в этом вопросе, но по-моему в церковно-славянских текстах всегда проставлялось ударение. Можно на Літописе посмотреть сканы церковнославянских и староукраинских грамматик и словарей.
По ударениям в церковнославянских текстах наверное можно восстановить старославянское ударение. Не уверен.
Только что просмотрел буквари, азбуки, лексиконы и грамматики в разделе "СТАРОУКРАЇНСЬКІ ГРАМАТИКИ ТА ЛЕКСИКОНИ". Везде или почти везде употребляется 2 типа ударения: одно "обычное" - как правило оно и используется, но есть еще и ударение справа налево. Что это такое? С акутами и циркумфлексами связано? Или с повышением/понижением силы голоса?
Цитата: Nekto от мая 23, 2008, 19:39
Здраствуйте!
Главная страница здесь? http://cu.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%A3%CC%81%D0%BD%D1%8C%D1%81%D0%BA%D1%8A_%D1%A9%EA%99%81%EA%99%91%CC%81%D0%BA%D1%8A
Что там со шрифтами? Почему не уникод?
Ударение я так понял однотипное? Это безобразие!
Это на самом деле наираспоследнейший Юникод 5.1, где для старославянского Ы выделена отдельная буква (выглядит как ЪI), и вообще добавлено много специфических старославянских букв. Даже "з" в каком-то там варианте написания. Вот эти новые буквы там и используются, вместо обычных "з" и "ы". В обычные юникодовые шрифты всё это, разумеется, ещё не добавлено.
Здравствуйте!
Для чтения Википедии, я скачал шрифт ArialPorViki, а также Ja, с которым отображается лигатура iа. Ссылка на второй из них вот: http://www.wmensch.nm.ru/Ja.rar
Вот и другой шрифт, указанный ими же, в Википедии: http://www.wmensch.nm.ru/Vikidemia.rar - хотя это не АПВ, вроде бы.
Когда смогу, пошлю Вам АПВ.
В учебниках церковнославянского языка указывается, почему ставится то или другое ударение (не помню их названий), и думаю, что можно опираться на него, смотря, каковы правила в сочинениях на Летописи. Выражу его его так: циркумфлекс и гравис пишутся специально. Первый из них - для отличения оморграфов и омофонов в двойственном и множественном числе (например, того раба единаго - тою раба дву, тоя рабы единыя - те рабы многия); второй из них - на конечном графико-фонетическом слоге (конечная буква Ъ не означает звука, но внешне тоже составляет слог, и над предыдущим слогом поэтому ставится акут; или в совокупности слова с частицами последняя может быть ударной: ни-же, и-ли).
Взгляд неискушенного читателя.
Понятие не имею, соответствуют ли ударения ЦСЯ старославянским.
Но они почти всегда совпадают с нынешним русским произношением. Исключений немного, типа "трапЕзу" . И "обратное ударение" всегда ставится, когда ударение идет на последний слог, и именно гласная последняя. Когда последний ударный слог заканчивается на согласную букву, то ставится ударение "обычное".
Очевидно, потому что последним идет твердый или мягкий знак, а они типа гласными считались... Опять же, если ударное окончание на -ЫЙ, -ИЙ, то ударение обычное!
Ер и ерь
Да.
Разные церковнославянские ударения - чисто графический прием, не имеющий никакой реальной фонетической базы. Славянские книжники только и делали, что пытались с пользой (а чаще наоборот с маетой) задействовать греческие заморочки в своей письменности :)
Если в старославянском сохранялись праславянский восходящий и нисходящий тон, как в сербо-хорватском и раннем древнерусском, то он описан. Еще Мейе, по-моему.
Цитата: piton от мая 24, 2008, 20:00
Взгляд неискушенного читателя.
Понятие не имею, соответствуют ли ударения ЦСЯ старославянским.
Но они почти всегда совпадают с нынешним русским произношением. Исключений немного, типа "трапЕзу" . И "обратное ударение" всегда ставится, когда ударение идет на последний слог, и именно гласная последняя. Когда последний ударный слог заканчивается на согласную букву, то ставится ударение "обычное".
Очевидно, потому что последним идет твердый или мягкий знак, а они типа гласными считались... Опять же, если ударное окончание на -ЫЙ, -ИЙ, то ударение обычное!
Цитата: Iskandar от мая 25, 2008, 22:10
Разные церковнославянские ударения - чисто графический прием, не имеющий никакой реальной фонетической базы. Славянские книжники только и делали, что пытались с пользой (а чаще наоборот с маетой) задействовать греческие заморочки в своей письменности :)
Если в старославянском сохранялись праславянский восходящий и нисходящий тон, как в сербо-хорватском и раннем древнерусском, то он описан. Еще Мейе, по-моему.
В общем, я согласен.
В 9-м и 10-м веке в греческом уже было силовое ударение, как сейчас, и разные ударения в речи не различались. Существовали формальные правила применения трех знаков акут, гравис и сиркумфлекс.
Не можем ожидать, что те, которые писали на старославянском, знали фонетические значения трех знаков в древнегреческом - сами греки уже не знали. Скорее всего, они старались греческие формальные правила отобразить на славянский язык. Можно надеяться, что по меньшей мере, место ударения обозначалось правильно.
Почитайте сначала "От праславянской акцентуации к русской" А. Зализняка, возможно вам много станет понятно после этой книги. Я сейчас ее читаю, так как хочу овладеть навыками постановки ударения в древнерусском (которое, несомненно, ближе к старославянскому, нежели к русскому). Следует сказать, что древнее ударение, даже не углубляясь в тонкости тона, очень сильно отличалось от современного.
Спасибо за отсылку!