Я, конечно, немного что понимаю, но мне показалось, что современный так называемый "суфизм" на Восточном Кавказе совершенно не соответствует тому образу, что формируется при чтении классиков классического суфийского периода в Иране и Средней Азии...
Вообще с трудом представляю кавказцев мусульманами.
Цитата: piton от октября 3, 2012, 21:54
Вообще с трудом представляю кавказцев мусульманами.
Вы им только об этом не говорите.
Формально внешне всё соблюдено: пара муршид (шейх) - мурид (наставник - ученик), где муршид возлагает на каждого мурида своё духовное "задание", сообщает формулу зикра (сакрального поминания).
Однако выглядит всё как натуральная профанация. При таких толпах, числящихся в "муридах" у Чиркави и ошивавшихся у его дома, о какой мистической составляющей может идти речь? Зикр выглядит просто одним из дополнительных богослужений. В общем обычная местная религия. Высот духа, родивших великих поэтов, в таком суфизме искать бесполезно.
Впрочем, если почитать суфийских авторитетов из арабских стран, там, по видимому, примерно то же самое.
В Индии у популярных (и потомственных) гуру тоже по несколько десятков тысяч учеников. Пять тысяч учеников считается мало. Ну, а если у человека было всего пять или там двадцать учеников - его и за гуру многие не считают... ::)
Цитата: Iskandar от ноября 12, 2012, 11:08
если почитать
Теоретически, их не надо читать. Нужно туда идти и с ними разговаривать.
:donno:
Цитата: Lodur от ноября 12, 2012, 11:26
В Индии у популярных (и потомственных) гуру тоже по несколько десятков тысяч учеников. Пять тысяч учеников считается мало. Ну, а если у человека было всего пять или там двадцать учеников - его и за гуру многие не считают... ::)
Смысл муридства у шейха - это духовный рост до муршида (собственно букв. "зрелого"), то есть получение иджазы ("разрешения") и превращения из ученика в учителя. В классический период быть муридом "для просто так" было невозможно.
Одной из коренных практик в паре муршид-мурид является контроль шейхом жизни ученика: как духовной, так и мирской. В результате этой связи, как утверждается, учитель оказывается осведомлён о всех действиях и помыслах ученика.
Результат профанации и массовости муридства, когда шейх не в состоянии, наверное, даже помнить всех своих муридов по именам, неминуемо становится лёгкой добычей критики салафитов:
ЦитироватьВ конце января 1997 года на дороге между Кызыл - Юртом и Буйнакском в Дагестане
случилось дорожное происшествие – одна из машин врезалась в микроавтобус, в
результате чего микроавтобус сильно пострадал, и погибли все пассажиры, в нем
находившееся, а их было около 12 человек. И среди них была одна женщина, о которой
никто ничего не знал: кто она, и из какой деревни? Ее тело было переправлено в морг
одной из больниц в Кызыл – Юрте, и там оно пролежало пять дней, в то время как ее
родственники ничего о ней не знали. Позже выяснилось, что эта женщина – из числа
мюридов Саида – эфенди Чиркейского.
Здесь возникает вопрос: как же этот уважаемый суфийский шейх и великий наставник
все это время преспокойно сидел дома, наслаждаясь изысканными блюдами, тогда как
одна из его учениц лежала в морге и ее родные и близкие ничего о ней не знали?!
Где же тогда знание Сокровенного?! Где же знание обо всех делах своих мюридов?..