Средневековые сербские надгробные памятники в Бъелине/ Республика Српска - Босния Герцеговина/ Музей Семберии: археологический сборник
Ссылка:
http://svevlad.org.yu/slike_files/bijeljina.html
Каменный блок в Болгарии, 8-9 век
http://svevlad.org.yu/slike_files/bugarske.html
Фотографии маленькие, не везде разобрать, что написано.
[Почему в «Бъелине», а не Белине?]
Меня это заинтересовало хотя бы потому, что этого не может быть в принципе. Кроме письмён, написанных скандинавской рунникой (которые раньше и принимали за дикирилловское письмо) и надписей типа алексановской (исполненных, возможно, "чертами и резами") других письмён не найдено. То, что здесь приведено, никак не тянет на "черты и резы", знаете ли. Нужели нам стоит признать. что до Кирилла у славян было два типа письмён: одно в Сербии (с совершенным алфавитом, напоминающим "влесовицу") и одно на Руси (примитивное, используемое большей частью для счёта)?
Но откуда на камнях докирилловские графемы, используемые в современной кириллице и введённые в обиход лишь учениками Кирилла и Мефодия?
И второй вопрос: какие-такие надгробные праславянские камни, если до принятия христианства (сиречь появления литературы) славяне сжигали усопших?
Груя, пожалуйста, дайте ещё какую-нибудь информацию про камни. Это должна быть сенсация планетарного масштаба, а там всё так скромно, без радиоуглеродного анализа, прорисей, попыток дешифровки, комментариев славистов...
Цитироватькакие-такие надгробные праславянские камни, если до принятия христианства (сиречь появления литературы) славяне сжигали усопших?
Во-первых, сжигали часто, но все-же не всегда и не везде;
Во-вторых: камни могли ставить и просто в память, например, на месте сожжения. Или просто в специальном "памятном" месте.
Цитата: Wolliger Mensch от июля 24, 2006, 06:15
[Почему в «Бъелине», а не Белине?]
Екавский рефлекс в БиГ. По-русски должно быть через мягкий знак конечно.
Но на самом деле, в первоисточнике Бијељина, то бишь, по-русски Биелина.
Сжигали почти всегда (а в некоторых культурах и вообще всегда). Трупоположение бытовало лишь в районах, соседствоваших с иноплеменными культурами, для которых сжигание не было характерным и под их влиянием. То-есть, такой обряд использовали славяне, исповедующие не родную для себя религию.
На память поверх могил копали курганы. В памятных местах использовались кенотафы. В погребальном обряде использовали знаки, но только типа месяцев, звёздочек и прочих схематических символов.
Это всё применительно к южным восточным славянам... но не думаю, что на ту пору были существенные расхожести в погребальных обрядах.
Всё же обычный камень, поставленный на месте сожжения (даже если такое случалось) и камень с надписями (эпитафии?) праславянской эпохи - разные вещи, согласитесь. А что Вы считаете по поводу фотографий?
ЦитироватьА что Вы считаете по поводу фотографий?
Да не разобрать ни фига. Нашелся бы добрый человек, зарисовал бы в черно белом варианте...
Цитата: 5park от июля 24, 2006, 09:57
Груя, пожалуйста, дайте ещё какую-нибудь информацию про камни. Это должна быть сенсация планетарного масштаба, а там всё так скромно, без радиоуглеродного анализа, прорисей, попыток дешифровки, комментариев славистов...
5park,
Я написал письмо автору данного сайта. Ждемсь ответа...
Я попросил, чтобы сам подключился данной теме, или дал больше информации о камнях.
Цитата: Wolliger Mensch от июля 24, 2006, 06:15
[Почему в «Бъелине», а не Белине?]
Потому, что не знал как по другому написать на русском (мне кажеться должно писаться с "Ъ"). Я мог написать также, как есть в сербском "в Бjeљине" (у Бјељини).
Но это мало важно...
Груя, спасибо!
Цитата: gruja от июля 24, 2006, 14:03
Потому, что не знал как по другому написать на русском (мне кажеться должно писаться с "Ъ"). Я мог написать также, как есть в сербском "в Бjeљине" (у Бјељини).
Но это мало важно...
Это важно. Твёрдый знак пишется только после приставок. Знаки, не входящие в русский алфавит, недопустимы.
Цитата: Amateur от июля 24, 2006, 17:33
Цитата: gruja от июля 24, 2006, 14:03
Потому, что не знал как по другому написать на русском (мне кажеться должно писаться с "Ъ"). Я мог написать также, как есть в сербском "в Бjeљине" (у Бјељини).
Но это мало важно...
Это важно. Твёрдый знак пишется только после приставок. Знаки, не входящие в русский алфавит, недопустимы.
а в слове "объявление" - "об" это приставка?
Вообще-то "...явление" есть самостоятельное слово...
Цитата: gruja от июля 24, 2006, 18:14
а в слове "объявление" - "об" это приставка?
Да.
Цитата: gruja от июля 24, 2006, 18:14
Вообще-то "...явление" есть самостоятельное слово...
Да. И слово «объявление» тоже самостоятельное, то бишь, лексема.
Знаете, когда по внимательнее всматриваюсь на буквы на камнях в Биелине кажется похожим на "гибридное" письмо - полу кирилица, полу латиница (есть даже "N") плюс какие-то непонятные буквы...
На последнем камне из Биелине письмо достаточно похоже на церковно-славянский... возможно он и есть, только тот кто писал не умел красиво писать... :)
Цитата: 5park от июля 24, 2006, 10:55
На память поверх могил копали курганы. В памятных местах использовались кенотафы. В погребальном обряде использовали знаки, но только типа месяцев, звёздочек и прочих схематических символов.
. . .
Всё же обычный камень, поставленный на месте сожжения (даже если такое случалось) и камень с надписями (эпитафии?) праславянской эпохи - разные вещи, согласитесь.
Ибн-Фадлан (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm) пишет: "И вот, действительно, не прошло и часа, как превратился корабль, и дрова, и девушка, и господин в золу, потом в (мельчайший) пепел. Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя),
написали на ней имя (этого) мужа и имя царя русов и удалились".
Конечно, это свидетельство нельзя принимать безоговорочно. Но оно позволяет высказать предположение, что славянами могли воздвигаться надгробные сооружения, содержащие словесные надписи.
Знаете, если почитать о том, что Ибн-Фадлан пишет о предпогребальных оргиях русов, их жертвоприношениях, ужасных умерщвлениях жен покойного господина, животных нравах русов, то всякое желание безоговорочно верить ему отпадает полностью. Особенно, если обратить внимание на то, что он многажды подчёркивает славянскость булгар (!).
Также он отличает Киевское государство от Русского, вследствие чего можно сильно сомневаться в славянскости описываемых им русов. Я считаю, что они - варяги.
Да, и ещё: русов то он видел в булгарском городе. И они были рыжие и с топорами :)
Кстати, а не викинги ли жги своих воинов в ладьях на воде? :)
Здравствуйте!
Несколько дней назад получил от приятеля книжку "Святослав" Озара, в электронном виде. В начальных главах он, Озар, доказывает, что варяги были - прошу прощения, если здесь ошибусь - ободриты; во всяком случае, представляется, по его книге, что вряги были самыми, что ни есть, славянами: для дальнейшего хода его мысли это важно. У него Хазарский каганат, пропагандой против которого и читатся книга (как против современной тайной внутренней империи в исконно языческой и славянской нашей России), представлен злым царством евреев-рахдонитов. Не знаю, насколько такие вещи корректны; ведь хазарский язык был тюркским.
Мне пришло это на память, по ассоциации с рыжими русами с топорами.
Автор сайта ответил, что эти надгробные камни находятся во дворе мечети на сербской территории Боснии и Герцеговины. Господа из мечети не позволяют, чтобы камни были вынесены. Граждане не могут ничего сделать, т.к. права мечети защищает международное сообщество.
Из-за этого автор сайта пробрался тайком во двор, когда в мечети была какая-то мусульманская делегация, и он сфотографировал камни.
Он сказал, что камни очень крошатся и долго не проживут (и буквы уже плохо на них видны), но никто ничего не может сделать, хотя они находится в самом центре сербского города.
Он считает, что они из христианского времени между 11 и 14 веками и написаны старославянским письмом или сербской версией старославянского, а рядом стоит надгробный камень римского солдата, на котором изображен знак солнца, типичное изображение в славянском мире. Автор специально это сфокусировал, чтобы показать, что римляне указывали на чей территории находятся.
P.S. Но как я понял автора, те первые фотки, которые я показал, все-таки стоят в городском музее, а остальные остались на кладище во дворе мечети.
Цитата: 5park от июля 24, 2006, 09:57
Меня это заинтересовало хотя бы потому, что этого не может быть в принципе. Кроме письмён, написанных скандинавской рунникой (которые раньше и принимали за дикирилловское письмо) и надписей типа алексановской (исполненных, возможно, "чертами и резами") других письмён не найдено. То, что здесь приведено, никак не тянет на "черты и резы", знаете ли. Нужели нам стоит признать. что до Кирилла у славян было два типа письмён: одно в Сербии (с совершенным алфавитом, напоминающим "влесовицу") и одно на Руси (примитивное, используемое большей частью для счёта)?
Но откуда на камнях докирилловские графемы, используемые в современной кириллице и введённые в обиход лишь учениками Кирилла и Мефодия?
И второй вопрос: какие-такие надгробные праславянские камни, если до принятия христианства (сиречь появления литературы) славяне сжигали усопших?
Груя, пожалуйста, дайте ещё какую-нибудь информацию про камни. Это должна быть сенсация планетарного масштаба, а там всё так скромно, без радиоуглеродного анализа, прорисей, попыток дешифровки, комментариев славистов...
Я нашел в Белграде около 15 книг с описанием этого письма, и описанием каждой буквы ("азбукой") и цифры. Оно уже давно в сербском языке называется
ВИНЧАНСКО ПИСМО, и является достаточно распространенным на древних памятниках Балкана.
Я купил себе пару книг, и по ним кое-что могу почитать даже на этих камнях. Я в Белграде нашел полную копию оригинала Велесовой книги (с переводом Радивоя Пешича), которая написана тем же Винчанским письмом, и в некоторых книгах есть килличная дешифровка слов (не имею ввиду перевод, а как именно произноситься то, что написанно) некоторых частей текста (под оригинальным текстом каждой строки написана кирилличная дешифровка каждой буквы).
Могу сказать, пока свое мнение, что Велесова книга, а и сколько мне кажется на первый взгляд и надписи на надрогробных камнях (на фотографиях) написаны языком, произношение, которого похоже на македонский диалект сербского. Велесова книга 100% идентична македонскому диалекту (на русский вообще не похожа!), а памятники нужно еще проверить.
Самые старые надписи на Балканах с Винчанским письмом найдены рядом с Белградом и на самой его территории и стары 4500-4450 лет до н.э. по замерам радиактивного угленика.
Совсем идентичное письмо с этим Винчанским "старославянским письмом" имели этрусы (расены) и феникийцы. Так же есть много идентичных букв и в критском, кипарском, старогреческом, библейском, палестинском, западносемитском, брахми и англосанксонской руне (у меня тут классная книга с таблицами сравнения знаков Винчанског письма с другими древними письмами).
Винчанско письмо получило название по городу Винча, что рядом с Белградом, т.к. там найденые первые раскопки с этим письмом этой давности (4500 лет до н.э.), а позже найдено на много больше раскопок с этим же письмом и той же давности в самом Белграде (район Баница).
Цитата: gruja от июля 25, 2006, 12:42
римский_памятник_деталь.jpg
Кстати, этот знак есть в уникоде. :)
gruja
Простите, не мог раньше ответить.
Винчанское письмо широко известно. Его существование не является некоей тайной, о которой никто, кроме сербов, не знает. Впрочем, это весьма и весьма примитивное письмо. Предполагается, что это и вовсе система знаков наподобие тамг. Не знаю (и даже подумать боюсь) о том, что там пишут в 15 белградских книгах, ведь ничего общего между алфавитом Велесовой книги и Винчанским письмом нету. Наиболее подробно о письме Винча читайте здесь:
http://www.omniglot.com/writing/vinca.htm (http://www.omniglot.com/writing/vinca.htm)
Оно, естесственно, никем не расшифровано (и вряд ли когда-то будет), если не оглядываться на проделки авантюристов вроде Кифишина, который расшифровал его по-шумерски (читайте мою тему в разделе "прочие языки").
Далее: очень забавно наблюдать, как Велесову книгу, несущую в себе идею панрусского евразийства (и с этой целью, грубо говоря, созданную) считают своей сербы! Отчего? Там нет ничего про сербов, зато про русичей, русколань и т.д. - пруд пруди. И, конечно, никакой 100% тождественности с македонским диалектом там тоже нет. Тут даже и говорить не о чем, если только полногласие вы не считаете сербской чертой. А вообще ВК давно считается памятником украинско-русской (но никак не македонской) письменности (пометка: в определённых кругах) :)
И последнее: безмерно удивился указанию на идентичность "старославянского" Винчанского письма (которое к славянскому письму имеет то же отношение, как и шумерское, и египетское и прочие) и этрусского. Как?! Этрусское письмо вообще базируется на греческом алфавите. Да и вообще, посмотрите-ка на него пристальнее:
http://www.omniglot.com/writing/etruscan.htm
Груя, вы ведь так и не прочитали ту книгу, которую я советовал, признайтесь честно? :)
Цитата: Amateur от августа 12, 2006, 00:34
И какой же у него код?
Уже не вспомню. :donno:
Ребята! Учите матчасть.
Первое. ВСЕ сербы, которые живут в Боснии, говорят на "екавском" варианте "штокавского" диалекта, т.е. рефлекс ятя произносят (и пишут, в соответствии, с фонетическом принципом графики) в сильной позиции как "ije", в слабой - как "jе". Поэтому - Bijelina. Русское написание "Биелина" (так же как, к примеру, Риека).
:)Второе. Надпись написана так называемой "босанской" (другие названия - "хорватская", "западносербская") кириллица. Там много отличий от канонической кириллицы, в частности, в написании буквы "Н", которая, действительно, похожа на "N".