Где то 6-7 родов в Карачае произошли от одного предка по имени Трам. По разным версиям его происхождения наличиствует что он был тюрком. По самой распространенной он был выдец из Хазарии. Иудей. Мне интересно его имя такое встречаеться у других тюрков. Или может кто нибудь может его перевести?
Слово Трам не может быть исконно тюркским, поскольку оно начинается с двух согласных подряд.
Ну оно иногда пишеться Тырам.
Посмотрел в Древнетюркском словаре - ничего даже близкого нет. Эти роды - явно нетюркского происхождения.
В смысле он был иудеем. Может с иврита? По одной версии он был соратником Аттилы. Хм не знаю но довольно большой пласт родов. сним пришол в Карачай и Хусост. НУ это къаум назвали Хусост это идет от Христос. Он был уже христианином.
Почему именно иудеем?
Ну так говорит история его происхождения.
Можно точнее узнать? Прямо так и говорится, что иудеем? Или просто выходец из Хазарии? Последнее не обязательно обозначает иудея.
Вообще говориться что иудей так как противопостовляеться Хусост, как выходец из Хазарии, как христианин.
:??? Тиво? Второй дубль, пзласта. Если можно, по-русски. :)
Цитата: Wolliger Mensch от июня 23, 2006, 18:05
:??? Тиво? Второй дубль, пзласта. Если можно, по-русски. :)
Да, да... переведите на русский: что такое «Тиво» и «пзласта»? :what:
Ну не понял я, что ali написал. Кто христианин, кто иудей? Что такое Хусост? Кто кому там противопоставляется. :_1_12
Ну так и говорите :)))) хусост это христианин хазарец, трам - иудей. Они пришли не не прям в одно время , но в один так сказать период становления родов.
Трам - это наименование абазинского клана. Они ведут свое начало с гор нынешнего Сочинского р-на. А карачаевские ветви этого клана это окарачаенные части абазин. Хазарские версии надуманны неокарачаевской историографией.
ЦитироватьТрам - это наименование абазинского клана. Они ведут свое начало с гор нынешнего Сочинского р-на.
Совершенно верно. Трамовы - одна из первостепенных абазинских родов. Они еще прославились разведением породистых лошадей.
Эта порода входила в число наиболее распространенных кабардинских лошадей как шолох, бечкан, куденет, абук, хагундоко, шеджароко, ачатыр, трам, шагди. Самыми распространеными и знаменитыми породами были шолох и бечкан.
Среди карачаевцев растворилось очень много народу из различных абх.-адыгских кланов.. Культура этого народа сама по себе Северо-Кавказская, но нельзя также говорить, что она не карачаево-балкарская! Т.к. они генетически восходят к кавказским народам, об этом, помимо духовной и материальной культур, говорит их фенотип.
На каком то этапе произошла банальная замена языка. Самоназвание кара-ЧАЙ напрямую связано с иноназванием их караЧЕРКЕС и должно быть возведено к кара-джыхи ("черные зихи" т.е. "простой зихский народ"). Он несомненно был замешан на каких-то каких-то тюркоязычных пришельцах - гуннах, булгарах и проч.
Ну дааа обязательно.... с каких пор у абазин есть князья??? Кто такие абазины?? Это группа сбежавших с абхазии рабов. Так что упокойтесь. Я надеюсь что вы спокойно вернетесь на свои разделы про адыгский язык и не будете отвлекать мое и чужое внимание этой панадыгской чушью.... Я тоже могу собрать на этом форуме толпу карачаевцев с балкарцами, но тогда форум превратиться в неочень красивую перепалку... ТАк что надеюсь на ваше понимание, просто нету желание превращать форум в неизвестно что. Ассалям!!!!!!!!!
Почему у абазин не может быть князей?
ЦитироватьНу дааа обязательно.... с каких пор у абазин есть князья??? Кто такие абазины?? Это группа сбежавших с абхазии рабов. Так что упокойтесь. Я надеюсь что вы спокойно вернетесь на свои разделы про адыгский язык и не будете отвлекать мое и чужое внимание этой панадыгской чушью.... Я тоже могу собрать на этом форуме толпу карачаевцев с балкарцами, но тогда форум превратиться в неочень красивую перепалку... ТАк что надеюсь на ваше понимание, просто нету желание превращать форум в неизвестно что. Ассалям!!!!!!!!!
Али, это всего-навсего форум, и не нужно себя так агрессивно вести. Если у вас есть что возразить или опровергнуть аргументированно, делайте это.
А что касается "сбежавших с абхазии рабов", то знайте, - абазины намного раньше карачаевцев жили в тех самых местах, где сейчас живут карачаевцы.
Адыго-абхазы, - это коренные, автохтонные жители Кавказа. И больше такую чушь, как сами любите выражаться, здесь не говорите.
Это карачаевцы во главе с Карча в конце 16 начале 17 в.в. только пришли на Кавказ из Крыма, и, как пишет знаток северокавказских народов, профессор, ученый-кавказовед Воронцов-Вельяминов:
"... население Карачая в основном было сосредоточено всего лишь в трех больших аулах, находящихся на Уллу-Каме, как называется исток Кубани, вытекающий из-под Эльбруса.
Эти три аула были: Кхарт-Джюрт, Учкулан и Хурзук. Это так называемый Большой или Старый Карачай.
Через полвека после завоевания края, карачаевцам было добавлено земель к северу и к западу от БОЛЬШОГО Карачая и там выходцы из него основали ряд новых аулов, получивших в целом название Новый или Малый Карачай. В 1868 году возник Верхне Тебердинский аул, в 1870 Нижне Тебердинский (Сенты), в 1873 Каменномостский и другие.
... происходит название Карачай от слов тюркского происхождения: «Кара» - черный и «чай» - река, а по легенде карачаевцев это название идет от их легендарного предка Карчи, якобы выселившегося со своими приверженцами из Крыма. В пользу связи с Крымом, кроме этой легенды, можно привести только фамилию старейших карачаевских князей Крым-Шамхаловых.
...У самих карачаевцев существует такая легенда о своем происхождении: много лет назад Карча с товарищами по какой-то причине выселился из Крыма. Двигаясь по Кавказу на восток, они пришли в верховья Большого Зеленчука и осели в районе Старого жилища или Архыза. Теснимые абазинами, карачаевцы перешли на Джегуту, но эпидемии побудили их переселиться на Баксан. Жившие ниже по течению кабардинцы обнаружили по щепкам, плывшим по реке, что выше кто-то самовольно строит сакли. Тогда кабардинский князь Кази наложил на карачаевцев дань....
По мнению академика Б.Миллера, происхождение фамилий часто является "иностранным" для карачаевцев, как показывает их звучание: Кумыковы, Калмыковы, Эбзеевы (Эбзе - сван по карачаевски). Урусовы и Семеновы по преданиям карачаевцев происходят якобы от беглых русских солдат урусов. Может быть, какой-нибудь такой Семен и был сначала "Кавказским пленником"?
Несомненно, что современная карачаевская народность сформировалась при участии крови многих других соседних народов...".
Б.А.ВОРОНЦОВ-ВЕЛЬЯМИНОВ ПУТЕШЕСТВИЯ В АРХЫЗ Краеведческие разведки в верховьях реки Зеленчук 1927 год.
И знайте, - у карачаевцев было четыре т.н. княжеских фамилий всего. И чтобы не быть, в отличие от вас, голословным почитайте хотя-бы вот это:
"У карачаевцев и балкарцев, находившихся на более низкой ступени общественного развития, сословное разделение в рассматриваемый период уже имело место, но выражено менее чётко. К высшему сословию у карачаевцев относились бии, у балкарцев — тау-бии, представленные несколькими фамилиями. В Карачае это Крымшамхаловы, Дудовы и Карабашевы; в Балкарии — Кучюковы, Балкароковы, Келеметовы и Барыбиевы".
Л. Г. Свечникова "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №2, 2000.
И не нужно здесь людей вводить в заблуждение.
А Трамовы, Лоовы, Бибердовы и т.д. - это абазинские князья, с которыми почитали за честь дружить те же карачаевские князья.
Астамур я кажеться с вами попрощался, или у адыгов продолжат разговор даже после его завершения? Да намыс ушел в небытие... Или вы думаете что я буду это читать?? Вы постоянно приводите каких-то авторов.... это тоже самое что в году 1938-45 еврею приводили бы цитаты Геббельса! Чем вы меня хотите убедить??? Вот этим??
Wolliger Mensch откуда у рабов князья??? они ведь все равны!
ЦитироватьАстамур я кажеться с вами попрощался, или у адыгов продолжат разговор даже после его завершения?
Ну если попрощались, - всего хорошего. Я же не напрашивался к вам домой.
ЦитироватьДа намыс ушел в небытие... Или вы думаете что я буду это читать??
Нэмыс подразумевает, кроме всего прочего, не обманывать людей, а так же вести себя достойно, не опускаясь до уровня мелких склок.
А пишу я это не столько для вас, сколько для других участников, которых вы постоянно пытаетесь ввести в заблуждение.
Цитироватьэто тоже самое что в году 1938-45 еврею приводили бы цитаты Геббельса
У вас всегда очень "удачные" сравнения.
Но с евреями будь-те поосторожнее. Каракетов, карачаевский профессор-историк, пишет, что вы очень даже близкие родственники. Во всяком случае, язык караимов, крымских евреев, почти один в один сходится с карачаевским. Да это и не удивительно, т.к. карачаевцы сами в недалеком прошлом выходцы из Крыма.
И вот что он пишет:
"По вероисповеданию карачаевцы относятся к мусульманам- суннитам ханифитского мазхаба (толка). В то же время в традиционной обрядово-культовой, ритуальной жизни народа сохраняются древнетюркские,
иудейские и христианские мировоззренческие позиции.
К наиболее древнему пласту эпоса относятся сюжеты, отразившие эфталитско-хазарский период. К нему относятся религиозные термины, исторические, мифологизированные персоналии, обозначения служителей культа, социальные понятия, географические названия и этнонимы племен и родов.
Къара-Шауай и Генджаке-Шауай (каварско-савартские роды, племена Кара или Кари и Генах), Мехерей-Къула или Мехерей (племя, военачальник белых гуннов и сохранившийся у их потомков каваров Михира-Кула или Мегери, по Константину Багрянородному), Хабар-Карачайлыла или Къабар-Къарачайлыла - Кабарские карачаевцы (эфталитское, белых гуннов племя на Северном Кавказе, причисленных источником к хазарскому роду Кавары или Кабары), Тюйюрман и Туруан (имя военачальника, а затем название рода у белых гуннов и каваров - Тораман или Тариан), Ырач-Тырхан, Рачыкау или Ёречи-Къау (хазарский военачальник в пограничной с Абхазией земле, на современной территории Карачая - Раж-Тархан), чигирей Чула (букв. владетель Чула, имя одного из последних владетелей Хазарского каганата, также Чула). Карачаевский социальный термин "чигирей" является хазаризмом и происходит из булгарско-хазарского понятия "ичиргу" - владетель.
От хазарской социальной терминологии карачаевцы сохранили понятия, применяющиеся в социальной жизни народа, типа: Джабакку (взыматель дани, герой социализированного шуточного игрища "Джабакку-Оюн", ненавистный народом владетельный человек, и хазарско-древнетюркское обозначение царского титула или правителя страны Джабгу или Джабугу, Джабагу), Болушчу или Таучу-Болушчу (наместник, помощник и хазарское обозначение наместника Бул-ш-чи), Тырхан или Тархан (то же самое, что у хазарско-древнетюркских народов тархан - владетель), Сарайма или Сарайым-Ёзден (служилое при князе сословие узденей и хазарское обозначение чиновников при кагане - сарим), Бек (владетель, уважаемый в социальной иерархии человек и хазарское обозначение владетельных лиц - пех), Шати-Бек, Шат или Джод-жу-Шат (великий, высокий, покровитель жизненного начала и хазарское обозначение владетельного, каганского сословия Шат или Шат-Пех), Хар-Джур (патриархальные рабы и хазарское обозначение черни кара-джур), Алчю-Ачын, Ашым-Тай или Ашин-Пурше (название царя в игрище в альчики - "Ашыкъ-Оюн", наименование покровителя волков, дух волков и хазарский царствующий род Ашина, происходивший, по древнетюркским преданиям, от волка...
Из религиозной терминологии гуннов и их потомков аваров и хазар карачаевцы сохранили в своей мифологии и ритуальных обрядах те обозначения божеств, особенно служителей культа,
из которых не все известны другим тюркоязычным народам мира, а именно: Тейри-Хан или Тейри (хазарское обозначение верховного бога Тенгри-Хан), Къауар-Хан (покровитель урагана, редко - молнии, и гуннско-хазарское божество громовержец Куар)4, Газанчы, гаухамчы (карачаевское - мудрецы, иврит,- хазаним (канторы в синагогах), хахамим (мудрецы, раввины)Кроме этого, в фольклоре народа и топонимике сохранились понятия, свойственные хазарам, типа: Дер (Дейир), Джар - место, земля, населенный пункт и хазарское обозначение крепости, города - Дер, Дар, Джар, например, Семен-Дер, Балан-Джар6.
Хазарский пласт в этнической истории карачаевцев представлен и сохранением в их традиционной культуре рудиментов иудаизма. Карачаевцы вплоть до начала XX в. проводили обряды встречи первого весеннего дождя праздником Лийсан (Нисан - название одного из весенних месяцев еврейского религиозного календаря). Особо отличавшихся, ведущих праведную жизнь людей называли Шонай-Адам (Синайский человек). Эти люди получали свое призвание и назначение блюсти туру-джашау (истинную, честную жизнь) только после того, как пребывали в Шонай-Тала в течение шести дней в месяц Тюшюр-Ай (тюркизм). Очистившихся, святых людей, кроме того, называли по-тюркски эбзе-адам.
По сей день в народе почитается суббота (по-карачаевски - шабат-кюн). В этот день карачаевцам нельзя работать, что характерно для иудаизма. Кстати, наиболее близкое сходство с карачаевскими названиями дней недели обнаруживают караимскиНо наиболее существенным в мировоззрении карачаевцев является определение царя Давида (карач. Дебет. Деуэт)...
Что же касается Деуэта, то он женился на дочери Ашымтая Батчабай. От нее у него было 19 сыновей. Закон, установленный Деуэтом, называли къара-джорукъ. После того как в Карачае власть захватили Къулабийлары (или Липусхалары),
они привели из селения Маяхыз-Къала Черкес-Хана и его сына Дадьянука, Он принял закон Деуэта, однако низложил Къулабия и установил свою власть. Весь же карачаевский народ после этого стали называть къара-черкеслиле (къара черкесы). А в народе был привит черкес-намыс (черкесский этикет), От Черкесхановского рода происходило много мудрецов (къаппейчи, газанчы и гаухамчы)...".
Мурат Джатдаевич Каракетов
доктор исторических наук, ведущий сотрудник Отдела Кавказа ИЭА РАН.
Хазарско-иудейское наследие в традиционной культуре карачаевцев
// Вестник Еврейского университета в Москве. М., 1997. С.103-110.
Астамур И что???? Я никогда и не скрывал сравнений с еврейским народом... Вернее с иудаизмом. Этот пласт вошел в нашу культуру и никто из нас это не отрицает . И соответсвенно я и сравниваю положение евреев и нас в те года и сейчас. Думаю между нами не будет разногласий. вы так это говорите как будто это наше общность делает нас чем из разряда второго сорта? ЧТо за анитсеметизм? Не пора ли вам покинуть этот форум? Вы в конец зашились тут!
Да...., антисимитизм - табу!
ali
Ну с абазинами положим ясненько все раби и баста,
А у вас то как?? Князья были иудеями или ваш черный люд был из них? Если первое то поздравляю! Вам очень повезло прислуживать очень даже одаренному и уважаемому адыгами мира и в особенности Израиля народу. А если второе то вы извините сами тянете на антисемитов.
Дай расклад к кому принадлежали ваши уидейские предки??
Цитата: ali от июня 26, 2006, 14:42
с каких пор у абазин есть князья??? Кто такие абазины?? Это группа сбежавших с абхазии рабов.
Говорят, абазины из соседних аулов дают вам "прикурить". От этого наверное такие мысли появляются.
Князья среди абазин несомненно есть. Сам лично знаком с Маршьан'ами (по паспорту Туковы).
Среди балкарцев есть фамилия Апсуваев. Они знают о своем происхождении из абх. деревни Адзюбжа. Одна женщина даже восстановила свою исконную фамилию Маан.
Circassian ни то ни другое! У нас народ делиться на 4 сословия 3 из них определенно имеют отношение хоть где-то к семитам, от Хазарии, а 4 вертое тоже ассимилировало уже позже евреев скорее всего ашкенази, без иудаизма. Вопросы есть?
ЦитироватьЧТо за анитсеметизм?
И в каком месте вы увидели антисемитизм?
Чтобы вы знали, отношения между адыгами и евреями более чем прекрасные. Скажу больше, - Ариэль Шарон некоторое время воспитывался черкесами, и он неплохо знал черкесский язык. Более того, в израильском кнессете специально выделяется одно место для черкесов. Такого вы даже в России не увидите.
ЦитироватьНе пора ли вам покинуть этот форум?
Разве я у вас дома в гостях?
ЦитироватьВы в конец зашились тут!
А вот тут уважаемый, вы неправы. Зашились как раз вы.
Вы тут попытались оскорбить целый народ, а когда вам указали на это, вы стали хамить. Нехорошо "валить с больной головы на здоровую".
ЦитироватьСреди балкарцев есть фамилия Апсуваев. Они знают о своем происхождении из абх. деревни Адзюбжа.
И не только Апсуваевы. Среди карачаево-балкарских фамилий несколько десятков имеют адыго-абхазские корни. Добавьте сюда тех, кто имеет осетинское и грузинское происхождение. Это может многое объяснить.
Вам бы надо знать. уважаемый Али, что абазины не пришлый народ, в отличие от карачаевцев, а древний, коренной народ. Гораздо раньше карачаевцев абазины жили в Маринском ущелье, в верховьях Зеленчуков, т.е. в Архызе, куда карачаевцы поселились лишь в 1923 году. В Маринском ущелье как раз проживали абазины Трамовы, Бибердовы, Баракаевцы...
А Тебердинское ущелье - это охотничьи угодья черкесского князья Къэсей. Современный Хабез это и есть Къэсейхьэблэ, аул Къэсея. Но до этого они жили в Ташкюпюр, современном Каменномостском возле Карачаевска. Вот оттуда он и делал "вылазки" поохотиться в Теберду, пока однажды, в очередной раз приехав туда на охоту он не обнаружил карачаевцев, которые перебежали с востока, со стороны Хурзука, т.к., по их рассказам, им там "не давали житья".
Возвращаясь к имени основателя трамовского Къаума Траму.
Я все таки надеюсь, что здесь появяться модераторы.
Цитата: ali от июня 30, 2006, 16:35
Я все таки надеюсь, что здесь появяться модераторы.
Станьте в очередь! В других темах модераторов уже месяц ждут. Там даже автор темы просил перенести её в другой, более подобающий для досужего трёпа раздел – и никакого результата! :donno: ;D
Сперва оскорбить целый народ, затем вспомнить про "высокий горский намус", и наконец пожаловаться модератору . Али, у тебя начальник не Патрушев, случайно?
arzawa я никого не оскорблял. И про намыс я не вспоминал, я его всегда помню. А вам то что??? У вас тоже есть претензии?? Кстати на ТЫ мы с вами не переходили. Тыкать будуте у себя там откуда вы. Для вас я Вы на всю оставшуюся жизнь! Я ясно выразил мысль? Amateur да уж тяжолые времена..... там у вас кажеться еще какие-то бредни идут про индию сербию.... :) будем крепиться пока может хозяин удалит пару тем и уйму пустых в смысле умственного наполнения постов..... своих я бы сам удалил кучу.
Цитата: ali от июля 1, 2006, 12:11
будем крепиться пока может хозяин удалит пару тем и уйму пустых в смысле умственного наполнения постов..... своих я бы сам удалил кучу.
Я бы тоже с удовольствием удалила часть своих постов :yes:
Vesle Anne шайтаны попутывают иной раз ввязываться в пустословие.. :)
Цитироватьarzawa я никого не оскорблял. И про намыс я не вспоминал, я его всегда помню. А вам то что??? У вас тоже есть претензии??
Как вы примитивно рассуждаете. При чем здесь претензии? Какие могут быть претензии у нас друг к другу? Получается, если кто-то не согласен с вами, значит он "с претензиями".
Я
Цитироватьясно выразил мысль? Amateur да уж тяжолые времена..... там у вас кажеться еще какие-то бредни идут про индию сербию....
На самом деле не всегда возможно понять ваши мысли, особенно, когда вы пишите, уважаемый Али, - обратите пожалуйста внимание, все-таки вы в лингвофоруме.
Цитироватьсвоих я бы сам удалил кучу.
Похвальное желание. Надеюсь, вы удалили бы, в том числе, и то сообщение, где не очень хорошо высказались про абазин.
Цитата: ali от июля 1, 2006, 12:11
И про намыс я не вспоминал, я его всегда помню.
Про намус помнишь, а адаты забыл? Для меня ты будешь всегда на "ты", на всю твою оставшуюся жизнь. Не заслужил. Ни своими постами типа "а у нас в квартире газ, а у вас" ни своим хамским поведением. Ты не самый лучший представитель уважаемой мной нации. Генератор глупостей и банальностей. И еще, детка. Без угроз. Не люблю.
Цитата: Астамур от июня 26, 2006, 15:38
Адыго-абхазы, - это коренные, автохтонные жители Кавказа... Это карачаевцы во главе с Карча в конце 16 начале 17 в.в. только пришли на Кавказ из Крыма
Астамур, карачаевцы и балкарцы антропологически относятся к кавкасионам наряду с осетинами, вайнахами и частью дагестанцев. Хотя бы только поэтому не могли они появиться на Кавказе так поздно, как вы пишите. Видимо здесь действительно "банальная смена языка" да и то на много раньше чем 16-17 века. Антропологическое родство с осетинами возможно дает им право на "аланское наследство".
ЦитироватьАстамур, карачаевцы и балкарцы антропологически относятся к кавкасионам наряду с осетинами, вайнахами и частью дагестанцев. Хотя бы только поэтому не могли они появиться на Кавказе так поздно, как вы пишите. Видимо здесь действительно "банальная смена языка" да и то на много раньше чем 16-17 века. Антропологическое родство с осетинами возможно дает им право на "аланское наследство".
Уважаемый arzawa.
На мой взгляд, этногенез карачаевцев начался не ранее 13 века. Это как раз те кипчаки, которые, польстившись на обещание татаро-монгол осыпать их подарками и предали алан, когда им сказали :
"Мы и вы - один народ и из одного племени, аланы же нам чужие; мы заключаем с вами договор, что не будем нападать друг на друга, и дадим вам столько золота и платья, сколько ваша душа пожелает, только предоставьте их, аланов, нам".
И как пишет В.А.Кузнецов:
"Союзники были поочередно разбиты, после чего часть кипчаков укрылась в болотах, "другие в горах" [Тизенгаузен В., 1884, с. 25, 26], т. е. горах Кавказа,
что и явилось исходной точкой этногенеза современных балкарцев и карачаевцев". В. А. КУЗНЕЦОВ
ИРАНИЗАЦИЯ И ТЮРКИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОКАВКАЗСКОГО СУБРЕГИОНА.
Но до 17 века мы не находим ни одного упоминания о карачаевцах. Объяснение может быть только одно:
Во-первых, их было очень мало, возможно, всего несколько сотен;
Во-вторых, они так высоко забрались в "горные трущобы", что увидеть или обнаружить их было не так просто. Да и по большому счету это никому не нужно было;
В-третьих, основная часть карачаевцев и балкарцев в конце 16 начале 17 в.в. подтянулись из Крыма. Об этом говорят, в том числе, их многочисленные предания (Они и от них сейчас всячески открещиваются).
Но мне непонятно другое, - когда, ради того, чтобы доказать нам свою принадлежность к аланам, сочиняются новейшие легенды, когда, один в один копируется, например, текст "Книги побед" ШЕРЕФ-АД-ДИН ЙЕЗДИ, "вкрапляют" в этот текст какие-то придуманные термины, якобы имеющие происхождение только карачаевское, не забывая искусно жонглировать звуковыми совпадениями.
Лично у меня такое отношение к истории не вызывает восторга.
Уважаемый админ., а нельзя эту тему перенести туда же, где она была - "Тюркология"?