Вера в единого Бога, Творца миров, единобожие, является составной частью мировоззрения вольных жителей центральной Евразии испокон веков, также как и "безбожие" (фактически - различные учения об устройстве тварного мира и его законах) и "многобожие" (фактически - различные учения о многообразии тварного мира и сил действующих в нем). К сожалению, некоторые современные исследователи считают по другому. Они пытаются доказывать, что верой в Бога, современные жители центральной Евразии обязаны древним жителям Ближнего Востока, а не своим далеким предкам. Не будем с ними спорить, просто скажем, что так считали и считают далеко не все. Об этом стоит задуматься хотя бы потому, что многие современные жители центральной Евразии склонны недооценивать своих предков и их вклад в развитие мировой цивилизации, в частности в развитие философии и богословия. Да, бесспорно, богословие жителей Ближнего Востока сделало огромный вклад в духовное развитие всех жителей современного мира, однако все же стоит вспомнить как минимум об одном учении, которое издревле пользовалось популярностью в евразийских степях и было сравнительно малопопулярно на Ближнем Востоке. Это учение - о Боге-Спасителе, который будучи Творцом мира, по тем или иным причинам может, при желании, воплощаться в облике обычного человека, для наставления на путь истины и спасения обычных людей, таких как мы с вами. Это учение - одно из фундаментальных отличий богословия вольных жителей евразийских степей от богословских учений, пришедших на наши земли с Ближнего Востока. Эта тема создана для того, чтобы собрать воедино и обсудить всю известную форумчанам информацию об этом древнем богословском философском учении. Спасибо.
Следы существования этого богословского вероучения можно найти в древних песнях, пословицах и сказаниях (сказках) многих народов центральной Евразии - украинцев, великороссов, казахов, монголов и многих других. Основой сюжета подобных рассказов обычно является рассказ о благих деяниях Бога, воплотившегося в образе обычного человека, результатом которых обычно является помощь, защита, наставление или спасение тех или иных людей, ведущих добрый, праведный образ жизни и наказание людей, ведущих злой, неправедный образ жизни.
К сожалению стоит отметить, что некоторые современные исследователи центральной Евразии в своих трудах пытаются "присвоить" это учение, "национализировать" его. Так напр. сейчас модно древнее, центральноевразийское, скифское единобожие вместе с учением о Боге-Спасителе и крестом - знаком Бога, классифицировать как "тенгрианство", "веру древних тюрков" при этом совершенно упуская из виду наличие этих идей в мировоззрении других народов центральной Евразии и их предков, напр. тех же китайцев, индусов, иранцев или тех же славян (украинцев и русских).
Также стоит обратить внимание на попытки увязать появление учения о Боге-Спасителе с влиянием христианства, хотя скорее всего ситуация обстоит с точностью наоборот - древнее учение о Боге-Спасителе, о потенциальной возможности Бога воплощаться в человеческом облике, нашло в христианстве (особенно в православном, центральноевразийском) свое наиболее полное выражение.
В общем предлагаю подробнее ознакомиться и обсудить эту тему, важную для понимания нашего духовного наследия, т.е. духовного наследия свободного человечества центральной Евразии и всей планеты. :donno:
вот некоторые цитаты из различных источников, частично касающиеся этой темы:
Цитата: http://otuken.kz/index.php/mythzira/48-korkut
Как манифестационистская традиция тенгрианство утверждает одновременную трансцедентность и имманентность Всевышнего. Как трансцендентальный, Абсолют находится вне мироздания и превосходит его, является непостижимым, но как имманентный, Он -–это сама суть мироздания. Тенгри находится во всем и в каждой частичке, и в нем все противоположности равны. "И Бог стал миром,"- так можно выразить этот аспект Тенгри. И все же остается вопрос: как совмещаются имманентность и трансцедентность Всевышнего, как сопрягаются две несопоставимые между собой реальности – реальность Тенгри – Творца и реальность Проявленного мира – Творения.
Цитата: http://zonakz.net/articles/?artid=14882
В 1318 году хан Узбек ввел в Золотой Орде ислам как государственную религию. Тогда 128 царевичей-чингизидов сказали ему: "Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и исповедания? Каким же образом мы покинем закон и ясак Чингис-хана и перейдем в веру арабов?" ( Тизенгаузен, "Сборник материалов по истории Золотой Орды").
Все эти 128 царевичей-чингизидов были предательски убиты на пиру.
Этот вопрос, несмотря на прошедшие столетия, остается для казахов (тюрков) самым острым вопросом. Каким же образом мы забудем религию Предков и перейдем в религию арабов (евреев-семитов)?
В качестве ответа на этот вопрос великий ученый и мистик Ахмед Яссауи создал основы казахского ислама или суфизма. В этом казахском исламе 90 процентов составляет древнее тюркское Тенгрианство и 10 процентов – арабский Ислам! Именно этот ислам дожил до наших дней в качестве "казахского ислама"! И сегодняшний казахский ислам – это ислам великого Ахмеда Яссауи!
Однако, сегодня появились люди, которые говорят, что этот казахский ислам – неправильный ислам, и нам нужен чистый, настоящий арабский ислам! Инициатива, в основном, исходит от имамов, получивших образование в Арабском Мире! Необходимо напомнить, что так называемый "чистый арабский ислам" - это "ваххабизм", официальная религия Саудовской Аравии, родины Пророка Мухаммеда (мир ему!).
В этом арабском исламе нет понятия Аруак – самого святого понятия для казаха!
публицист Мурад Аджи, тоже касается этой темы:
Цитировать
Вновь процитирую видного христианского автора III века Феликса Минуция: "Что касается крестов, то мы их совсем не почитаем, нам не нужны они, нам, христианам, это вы, язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты, быть может, как части ваших божеств, и ваши знамена, стяги, военные значки, что другое из себя представляют, как не кресты, золоченные и изукрашенные?"(15)
Как согласовать его слова с известным? Но главное в них сомнений не вызывало - христиане не признавали крест до IV века. Вот, оказывается, когда и от кого получила Европа свой крест - от тюрков, тех самых степняков, которых позже называла и "дикими", и "погаными". Кипчаки, как свидетельствуют археологи, равносторонний крест почитали еще до новой эры. Крест с I века был в ритуале у буддистов (северная ветвь), они поныне изображают его на талисманах и амулетах (правда, у них он называется иначе)... В том, что культ креста имеет азиатское происхождение у науки нет сомнений. Вопрос изучен специалистами. Кипчаки, как и некоторые другие народы Востока, почитали Единого Бога - Вечное Синее Небо - Тенгри. Его символом и был крест, который принесли в Европу на знаменах и хоругвях выходцы с Алтая.
Храмы, молитвы, иконы, колокола... едва ли не вся церковная атрибутика, ее история особо заинтересовала меня, как выяснилось она пришла в восточное христианство именно в IV веке, пришла от степняков, которые и крестное знамение начали накладывать на себя в знак очищения и подчинения Единому Богу - Тенгри. (17) Ранние христиане этого не делали. Чтобы обрести уверенность, я разыскивал почитателей тенгрианства на Алтае, на Урале, в Сибири, они сохранились. Собирал то, что написано учеными о великом Тенгри... Могу теперь утверждать, что тенгриане крестятся. Но крестятся иначе, чем христиане, однако именно так, как изображено на древних иконах: пальцы сжимают не щепотью, а, изящно соединив большой палец и безымянный, подносят их ко лбу.
Разумеется, встречал тенгриан не я один. Например, известный историк и этнограф Ч. Ч. Валиханов в XIX веке наблюдал в Казакстане обряды тенгрианства: "Если прольется молоко, киргиз все [очищает], чтобы не оставить их [в осквернении] и чтобы умилостивить... делая крест и поклон... То же делают, когда переходят через конские джели... Если увидят кузнечную наковальню, то тотчас подходят и делают крест". Любопытно, среди находок в курганах Алтая, датируемых V - III веками до новой эры, немало конских украшений в виде золотых равноконечных крестов. Вот она, живая история Великой Степи!
а вот скажем украинская народная сказка про Христа и цыгана. в подобных сказках, которые во множестве пересказывались из уст в уста в старорусской (а потом украинорусской и великорусской) среде, обычно предполагается, что Бог-Спаситель после своего чудесного воскресения снова возвращается на землю чтобы помогать бедным, убогим, несмышленным или просто попавшим в беду людям, спасать их, учить уму-разуму и наставлять на путь истинный:
http://proridne.org/kazka/ЯК ХИТРУВАВ ЦИГАН - Українська Народна Казка Гуцульщини.html (http://proridne.org/kazka/%D0%AF%D0%9A%20%D0%A5%D0%98%D0%A2%D0%A0%D0%A3%D0%92%D0%90%D0%92%20%D0%A6%D0%98%D0%93%D0%90%D0%9D%20-%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B0%20%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%93%D1%83%D1%86%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D0%BD%D0%B8.html)
или вот другая - як Ісус Христос і святий Петро подорожували
Цитата: http://proridne.org/kazka/ЯК ІСУС ХРИСТОС І СВЯТИЙ ПЕТРО ПОДОРОЖУВАЛИ - Українська Народна Казка Гуцульщини.html
Подорожував Ісус Христос із святим Петром. Проходять одним селом, а в тім селі маленька церковця, у котру все сходилися люди молитися до Господа Бога. Ідуть попри тої церкви, а перед церкви люди стоять і дуже одні з других сміються. А Ісус зачав плакати. Святий Петро каже:
— Ісусе, святий Христе, чого Ви плачете перед свеї святині? Люди йдуть молитися та згадувати Вас молитвою, а Ви плачете. Ви би мали радіти, що Вас у народі поминають.
— О ні, Петре, вони кепкуються одні з других, насміхаються. Що одні вбрані файно, а другі дрантиво. А то гріх великий, бо хто в чім має, в тім іде молитися. А є такий, що йде лиш на гонор. То у Господа Бога не приймається. Тому я й плачу.
Ідуть далі. Дивляться, а то весілля гуляє в одного ґазди. Що за музика файна, а що гості гуляють, набуваються, не мож надивитися. Каже святий Петро Ісусови Христови:
— Постіймо з годинку. Не мож намилуватися та налюбуватися, як народ файно набувається.
А Ісус Христос каже Петрови святому:
— Ану дивися, Петре, що я роблю з цего весілля.
Махнув Ісус рукою, і там, де було весілля, умить стало озеро. Святий Петро упав перед Ісусом Христом на коліна та й каже:
— Чого Ви так зле зробили?
— Петре, ти не видиш і не знаєш, що там мало робитися. А воно вже зачиналося. Там улізли дияволи і юдили народ до великої бійки з ножами. А я цего не допустив, бо не можу дивитися на кровопролиття.
Ідуть вони далі. Прийшли в одно село, а серед села корчма. На подвір'ю корчми люди п'ють горівку, пиво, вино. Бо то було літо. Та й оден до другого п'є чарку та й усе каже:
— Дай, Боже! Дай, Боже!
А Ісус Христос так зрадів, так сміється й веселиться. Святий Петро каже:
— Ісусе Христе, ви перед свеї святині плакали дуже, а перед п'янюгами радієте та смієтеся?
— О Петре, як не радіти, як вони, хоч перед корчми, та за кожною порцією згадують Господа Бога! Все "дай, Боже" та "дай, Боже". Як не радіти?
Та й пішли вони далі.
Цитата: http://otuken.kz/index.php/mythzira/48-korkut
Тенгри становится миром, проявляется в нем через свою ипостась – Коркута, так учили казахские мудрецы.
Цитата: http://khurul.ru/?p=6790
Издавна, еще до принятия буддизма, калмыки поклонялись Владыке Земли, защитнику и покровителю Цаган Ааве. Он – воплощение мудрости и справедливости на земле. Не случайно, есть древнее поверье, что в дни Зул (калмыцкого нового года) Белый Старец спускается на землю и обходит свои владения. Если люди живут неправедно, то год чреват засухой, падежом скота, разными другими напастями.
Бог-спаситель - это чисто христианское выражение, связанное с библейскими мифами о Христе и со степями никак не связанное. В традиционных верованиях тюрков или монголов нет никакого "спасителя", есть просто единый Бог Тенгри и множество больших и маленьких духов.
Цитата: Фанис от марта 3, 2012, 02:23
Бог-спаситель - это чисто христианское выражение, связанное с библейскими мифами о Христе и со степями никак не связанное. В традиционных верованиях тюрков или монголов нет никакого "спасителя", есть просто единый Бог Тенгри и множество больших и маленьких духов.
Стоп. Слово "Спаситель" в изложении учения может явно не присутствовать. Мы обсуждаем вопрос о том, когда в евразийских степях появилось богословское вероучение в возможность воплощения Всевышнего в образе человека с целью помочь, защитить, научить, спасти и т.д. Это учение у разных народов степи может описываться в разных понятиях. О том, что оно в степях Евразии могло существовать и до Р.Х. с появлением христианства просто получив дополнительную основу и распространившись по миру и насколько существование этого вероучения могло повлиять на возникновение того же христианства или вероучений его отрицающих. Сейчас вот напр. начали говорить о том, что между Ближним Востоком и центральной Евразией существовали тесные связи с глубокой древности, народы мигрировали туда-сюда - насколько эти процессы повлияли на становление и распространение идей христианства :???
Цитата: http://world.lib.ru/s/shojhat_a/bililichazariodnimizpoteryanichkolen.shtml
К сведению любознательных читателей вторжение в Восточное Средиземноморье в последней четверти 8-го века до н. э. совершили не скифы, коих тогда на исторической арене еще не было, а киммерийцы, ираноязычный этнос,обитавший в районах Сев. Причерноморья в 10-8 в.в. Их конные отряды нанесли поражение сначала государству Урарту, затем киммерийцы успешно воевали с Ассирией, громили Лидию и Фригию в Малой Азии, создали свое государственное образование в ее западной части и еще в течение 50 лет были угрозой для ближневосточных государств. Это про них иудейский пророк Ирмиягу сказал-- " грядет народ из страны Севера..."
Конное войско скифов, ворвавшихся на Ближний Восток под руководством царя Мадая,примерно через 80 лет после киммерийцев, нанесло жестокие удары ближневосточным госудаствам ( Урарту, Лидии, Ассирии) и разгромило самих киммерийцев , после чего они исчезают, как самостоятельный этнос.
Скифское вторжение в ближневосточный регион в последней трети 7-го века, было кратковременным ( около 20-ти лет), конные отряды скифов дошли до границ Египта, взяли с египетского фараона дань и ушли в причерноморские степи.
И еще один вопрос - если один из источников (напр. вы) говорите, что в тенгрианстве чего-то нет, а другой источник утверждает, что есть - то кому верить? Могу ли я считать, что "тенгрианство" это условное название совокупности древних богословских и мировоззренческих учений народов евразийских степей, в основе которых лежит вера в Бога-Всевышнего-Небо?