Уважаемые коллеги,
в книге Бытие (3:24) упоминается, судя по русским переводам, не то "огненный меч сверкающий", не то "пламенный меч вращающийся". Вращался он или нет, это Б-г знает, а мне интересно, каким именно ивритским словом передано [понятие "пламенный/огненный", и каковы значения этого слова?
На иврите וְאֵת לַהַט הַחֶרֶב הַמִּתְהַפֶּכֶת (~wэ-эт лаhат hахерев hамитhапехет). Выражение не особо ясное, перевод передаёт смысл, но не уверен что так дословно. В данном случае видимо сопряжённое состояние, лаhат-первый член, херев (меч)-второй. Можно перевести "пламя переворачивающегося меча". Но может быть это перевёрнутое сопряжение (ср. напр. גובה קומתו, дословно "высота его роста", но имеется в виду "его высокий рост"), тогда лаhат определяет меч, т.е. перевод "пламенный меч вращающийся" близок к истине. Корень "л.h.т' " определяет огонь или пламя, т.е. смысл вроде "горячий", "пылающий" и т.п.
Но ведь должны быть какие-то правила определения, когда сопряжение "прямое", а когда "перевернутое"? :???
В семитских языках часто глаголы состояния выступают и как существительные и как прилагательные, поэтому можно понять только по контексту как перевести (в оригинальном тексте нет проблем с пониманием).
Если в оригинальном тексте нет проблем с пониманием, откуда появились проблемы с пониманием при переводе?
Это у меня проблем нет с пониманием, т.к. я учусь в универе и лучших преподов, да и у носителей языка тоже не было. А практически все переводы сделаны теми, кто не очень шарит в древнем иврите. (В Септуагинте часто текст изменён, по разным причинам. Переводы Септуагинты ещё более неточны, т.к. её греческий непрост, с большим влиянием иврита времени Второго Храма, который значительно отличается от оного времени Первого Храма).
Да, но перевод на греческий делали александрийские евреи, которым греческий был настолько же родной, насколько и иврит. Неужели они не смогли переформулировать мысль с одного родного языка на другой?
Кстати, если у вас нет проблемы с понимаем этого места, почему вы смогли дать правильный перевод? :)
Цитата: "Wolliger Mensch" от
Да, но перевод на греческий делали александрийские евреи, которым греческий был настолько же родной, насколько и иврит. Неужели они не смогли переформулировать мысль с одного родного языка на другой?
Так сказали же выше, в чем дело. Прошло как минимум половина тысячеления, разумеется, что язык, который они знали, отличался от языка старых текстов. Ну и стоит упомянуть, конечно же, неоднозначность консонантного письма.
Да вообще я хочу сказать, что древние тексты это совсем не то же самое, что более поздние. По крайней мере в семитских текстах значительная часть понимания текста основана прагматике, т.е. контекст, общие знания между пишущим и читающим, догадки, а не на формальные элементы.
Выше этого не сказали. Юдицкий сказал, что место не особо ясное, и одновременно, что для него оно вполне понятно. Я не понял. :)
Цитата: Wolliger MenschДа, но перевод на греческий делали александрийские евреи, которым греческий был настолько же родной, насколько и иврит. Неужели они не смогли переформулировать мысль с одного родного языка на другой?
Для начала замечу, что ДМС спрашивал про русские переводы, а они были сделаны с греческого и с других языков, т.е. смысл может исказится более чем один раз при неточном переводе или при отсутствии такового. Далее, я заметил, поздний иврит значительно отличался от иврита Торы, что создавало определённые трудности в понимании и толковании текста. Также в Александрии евреи говорили обычно на греческом и арамейском, иврит был, скажем, языком культа. Всё это привело к "неполному соответствию" оригиналу. Кроме того добавьте сюда отличие текста с которого переводили от масоретского текста, а также изменения текста переводчиками по религиозным мотивам, и к тому же неполное понимание перевода переписчиками (до нас дошли рукописи только 4 века и позднее)... Вобщем, я думаю, вы поняли.
Теперь понял. Спасибо за разъяснения. :)
Цитата: Wolliger MenschЮдицкий сказал, что место не особо ясное, и одновременно, что для него оно вполне понятно.
В чём проблема? Место не очень ясное, но мне оно понятно. Возможно, моё толкование ошибочно. Другие могут его оспорить, но для этого надо привести аргументы в пользу другого толкования. Замечу, что в современном исследовании иврита статья про "перевёрнутое сопряжённое состояние" была опубликована лишь лет пять тому назад. На ней основано моё объяснение.
Алексей, пока вы не объяснили, это было совсем не очевидно. 8-)
Цитата: yuditsky от февраля 14, 2006, 18:47
На иврите וְאֵת לַהַט הַחֶרֶב הַמִּתְהַפֶּכֶת (~wэ-эт лаhат hахерев hамитhапехет). Выражение не особо ясное, перевод передаёт смысл, но не уверен что так дословно. В данном случае видимо сопряжённое состояние, лаhат-первый член, херев (меч)-второй. Можно перевести "пламя переворачивающегося меча". Но может быть это перевёрнутое сопряжение (ср. напр. גובה קומתו, дословно "высота его роста", но имеется в виду "его высокий рост"), тогда лаhат определяет меч, т.е. перевод "пламенный меч вращающийся" близок к истине. Корень "л.h.т' " определяет огонь или пламя, т.е. смысл вроде "горячий", "пылающий" и т.п.
"Смутное ощущение, что за образом пламенного меча стоит Солнце, делается более значимым, при рассмотрении ивритского текста. Ведь, меч по-ивритски "херев" созвучен словам "харев" и "хорев", наводящих (в комплексном их восприятии) на мысль о опустошении, приносимом засухой. Соответственно, слова о этом мече "поставил" (стоянка) и "вращаться" относятся к экстремальным положениям, которые занимает в небе нашее дневное светило в течении года. Во время самого высокого его положения (называемом солнцестоянием или солнцеворотом), оно выжигает все на земле травы и земля превращается в жаркую пустыню.
"Кърувим" - сохраняют путь Древа жизни, а "пылание меча"
(происходящее ПЕРИОДИЧЕСКИ) - охраняет Древо от всего того в поле, что не принадлежит Вечности.."
http://www.evangelie.ru/forum/t85693-4.html#post2807988 (http://www.evangelie.ru/forum/t85693-4.html#post2807988)
Цитата: cuvaldas от мая 21, 2011, 13:48
Цитата: yuditsky от февраля 14, 2006, 18:47
На иврите וְאֵת לַהַט הַחֶרֶב הַמִּתְהַפֶּכֶת (~wэ-эт лаhат hахерев hамитhапехет). Выражение не особо ясное, перевод передаёт смысл, но не уверен что так дословно. В данном случае видимо сопряжённое состояние, лаhат-первый член, херев (меч)-второй. Можно перевести "пламя переворачивающегося меча". Но может быть это перевёрнутое сопряжение (ср. напр. גובה קומתו, дословно "высота его роста", но имеется в виду "его высокий рост"), тогда лаhат определяет меч, т.е. перевод "пламенный меч вращающийся" близок к истине. Корень "л.h.т' " определяет огонь или пламя, т.е. смысл вроде "горячий", "пылающий" и т.п.
"Смутное ощущение, что за образом пламенного меча стоит Солнце, делается более значимым, при рассмотрении ивритского текста. Ведь, меч по-ивритски "херев" созвучен словам "харев" и "хорев", наводящих (в комплексном их восприятии) на мысль о опустошении, приносимом засухой. Соответственно, слова о этом мече "поставил" (стоянка) и "вращаться" относятся к экстремальным положениям, которые занимает в небе нашее дневное светило в течении года. Во время самого высокого его положения (называемом солнцестоянием или солнцеворотом), оно выжигает все на земле травы и земля превращается в жаркую пустыню.
"Кърувим" - сохраняют путь Древа жизни, а "пылание меча" (происходящее ПЕРИОДИЧЕСКИ) - охраняет Древо от всего того в поле, что не принадлежит Вечности.."
http://www.evangelie.ru/forum/t85693-4.html#post2807988 (http://www.evangelie.ru/forum/t85693-4.html#post2807988)
а это откуда?
Proto-IE: *(a)rew-Meaning: sun, moon ->Hittite: arma- c. 'Mond, Monat', Lyk. arma-, erme-, erm̃me-, Lyd. armTa- 'des Arm(a)ś' (Tischler 62 without etymology)
Old Indian: ravi- m. `sun'
Armenian: arev `Sonne'Russ. meaning: солнце
У Мартиросяна в отличии от старлинга другой вариант из хеттского с h2.
●ETYM Arm. arew/g- 'sun' derives from IE *h2reu-i-: Skt. ravi- m. 'sun, sun-god'
(Upaniṣad+), ravi-putra- m. 'son of the Sun' (Kāṭhaka-Brāhmaṇa); according to
Eichner 1978, here belongs also
Hitt.ḫ haru (u̯a)nae-zi 'to become bright, get light,
dawn'. The phonological alternation -w vs. -g- seen in Arm. arew vs. gen. areg- is
comparable to kog-i 'butter' vs. kov 'cow' (q.v.). In view of the contrast with erek
'evening' < *h1regwos-, the initial a- of arew/g- points to *h2-. This is corroborated
by Hittite ḫ-.
For an etymological discussion, see Meillet 1894: 164, 1642; Hübschmann 1897:
424; Grammont 1918: 225; HAB 1: 311-313 with older references; Scherer 1953:
51-52; Benveniste 1965; Schmitt 1967: 259; 1972-74: 23; Godel 1975: 83; Kortlandt
1976: 93; 1987: 62; 1993: 9-11 = 2003: 3, 76, 102-103; Greppin 1983: 311-312;
J̌ahukyan 1987: 108; 1992: 18-19; Ravnæs 1991: 17, 76-77; Clackson 1994: 127,
140, 228180; Mayrhofer EWAia 2, 1996: 440; Olsen 1999: 675-676; Witczak 1999:
182-183; Beekes 2003: 164, 211; Kloekhorst 2006: 85; 2008: 317; Cheung 2007:
192.
In view of the -i of Sanskrit ravi-, Arm. arew, u-stem 'sun' and gen. areg < *aregi-
may be interpreted as reflecting an old HD i-stem: nom. *h2réu-ōi- > PArm.
*arew-u(y) , gen. *h2r(e)w-i-ós (rather than *h2reu̯-os, as is frequently assumed) >
PArm. *areg-i- (see the attractive analysis in Olsen 1999: 109-110). Note, on the
other hand, that Armenian words ending in -w mostly belong to the u-declension
(J̌ahukyan 1959: 253; for a discussion, see also È. Tumanjan 1978: 227-236; Olsen
1999: 109-110). Some scholars (Solta 1960: 407-408; Xač'aturova 1979: 353, cf.
36062) ascribe a sacral function to the u-declension.
The assumption that Arm. arew has been borrowed from Aryan in the
middle of 2nd millennium BC (Porzig 1954: 162 = 1964: 239-240; Xačaturova 1973:
198; 1979: 353-356) is untenable since: 1) at that period the development PIE *e >
Aryan a had already taken place, as is seen in Mitanni panza 'five'; 2) arew belongs
with other poetic words that are culturally and/or semantically associated with each
other and are all Armeno-Indo-Aryan (or Armeno-Graeco-Aryan) correspondences,
and some of them clearly preclude the loan theory: arcui 'eagle', ji 'horse', c'in
'kite', etc. For the association between 'bird, eagle', 'horse' and 'sun' in the poetic
language, cf. e.g. Skt. pataṅgá- adj. 'flying', m. 'bird; flying horse; sun' (RV+, see
Mayrhofer EWAia 2, 1996: 72-73).
Arm. arew probably reflects an IE or Armeno-Aryan poetically or sacrally
marked designation of 'sun' replacing the PIE unmarked profane word for 'sun',
*seh2ul-. This is reminiscent of the case of Arm. ji vs. Skt. háya- (see s.vv. ēš
'donkey', ji 'horse', and 3.12).
The assumption that Łarabaɫ rɛk'nak is an archaic reflex of the IE proto-form
allegedly with an initial *r- (Ervandyan 2007: 26) is untenable. First, the IE root is
now reconstructed as *h2reu-i- rather than *reu-i-. Second, aregakn is reflected in
Łarabaɫ mostly as iərík'nak, iəríhynak, ərɛ́k'nak, əríhynak [Davt'yan 1966: 319].
Third, the reduction of the initial pretonic syllable of polysyllabic words is regular
(see 2.1.33.2). On dial. *are/ag-oǰ-, see 2.2.1.5.
The vocalism of y-arag-em 'to expose to the sun' (Bible+, rendering Gr. ἐξ-
ηλιάζω in 2 Kings 21.6, 9, 13) is remarkable. We may think of an o-grade
denominative verb of the IE type of *uosn-eie- 'to buy, sell': Gr. ὠνέομαι and Skt.
vasnayáti, from *uesno- 'price': Skt. vasná-, Lat. vēnum, Arm. gin 'price', cf. also
*uoĝh-eie- from *uoĝho- 'carrying' (on this pattern, see Beekes 1995: 229-230;
Szemerényi 1996: 300; and especially Klingenschmitt 1982: 141-143); thus *Hrou̯-
eie- 'to expose to the sun' > PArm. *ərow-eye-mi > *ərowémi (through contraction
*-eye- > -e- as in PIE *treies > erek' 'three') > y-aragem (pretonic *-o- in open
syllable > -a-). As to the semantic relation, cf. Akn *arewel 'to expose to the sun
(said of clothes and fruits to be dried)' (Gabriēlean 1912: 242), which clearly derives
from arew 'sun'.
др.-евр. ḥäräḇ, уг. ḥrb, арам. ḥāräḇ, ḥreḇ - «нож, меч», араб. ḥarbun «война», южн-арав. ḥrbt «битва» < зап.-сем. *ḥarbum «нож» ~ акк. ḫarbum «лемех».
Цитата: عمرو от августа 13, 2011, 18:13
др.-евр. ḥäräḇ, уг. ḥrb, арам. ḥāräḇ, ḥreḇ - «нож, меч», араб. ḥarbun «война», южн-арав. ḥrbt «битва» < зап.-сем. *ḥarbum «нож» ~ акк. ḫarbum «лемех».
по Шродеру, Thesaur.45
арм:arra
wot:рассвет , утро <- Hebrew:ʕärä̆
bot 'evening'
Цитата: sagittarius от августа 13, 2011, 19:22по Шродеру, Thesaur.45
арм:arrawot:рассвет , утро <- Hebrew:ʕärä̆bot 'evening'
Во-первых,
ʕăråḇōṯ. Во-вторых,
ʕăråḇōṯ - мн.ч. от
ʕăråḇå «desert-plain, steppe». В-третьих, контакт не был возможен по ряду причин. В-четвертых, семантическое "соответствие" высосано из пальца.
Цитата: عمرو от августа 13, 2011, 19:40
Цитата: sagittarius от августа 13, 2011, 19:22по Шродеру, Thesaur.45
арм:arrawot:рассвет , утро <- Hebrew:ʕärä̆bot 'evening'
Во-первых, ʕăråḇōṯ. Во-вторых, ʕăråḇōṯ - мн.ч. от ʕăråḇå «desert-plain, steppe». В-третьих, контакт не был возможен по ряду причин. В-четвертых, семантическое "соответствие" высосано из пальца.
1,2. принимаеться
3.спорно и по этому не довод
4.есть немного ,но не больше чем оброз солнца в качестве переворачивающегося меча.
хуррит *[xurri] '
night, morning' DI hurri.
Proto-IE: *weskʷer-Meaning: evening->Armenian: gišer- ночь
Цитата: sagittarius от августа 13, 2011, 20:153.спорно и по этому не довод
Прямых контактов не могло быть по географическим и хронологическим причинам ( древнееврейский успел выйти из употребления в качестве живого языка до того, как древнеармянский вышел на историческую арену ). Можно, конечно, предположить арамейское посредство, но: 1) возможные древние арамеизмы ( если в армянском таковые есть - я не осведомлен ), проникновение которых будет относиться ко времени Ахеменидов, не должны нести на себе следов спирантизации, поскольку это относительно поздний сдвиг ( для западноарамейского ареала не ранее I в. до н.э. ), мало того - имперский арамейский был напрочь лишен гебраизмов, которых нет даже в переписке Элефантинского гарнизона; 2) проникновение арамеизмов сирийского происхождения, которые в армянском присутствуют, сопутствовало христианизации Армении, и сирийский язык, будучи языком арамеоязычных христиан, имеет довольно малое число гебраизмов, так или иначе связанных с соперничавшей с ними арамеоязычной иудейской традицией ( Писание переводилось на сирийский уже с греческого ). Я бы на Вашем месте вспомнил пракартв. *šwīd, которое предположительно от сем. *šabʕ-at-, но армянский - не картвельский, а значит древнееврейская этимология армянского слова, приведенного выше, наталкивается на те трудности, о которых я выше же и упомянул.
Цитата: sagittarius от августа 13, 2011, 20:15есть немного ,но не больше чем оброз солнца в качестве переворачивающегося меча.
Это если считать, что годные для подобного образа классические франкские мечи семитам ковали в империи Карла Великого, но, как Вы сами можете видеть, первоначальное значение этого слова - «нож, лезвие» ( в аккадском - плужный нож, разрезающий пласт земли ), по всей вероятности, даже кремниевые. Подобными в древнем Израиле делали обрезание ( см. Нав. 5:2-3 ).
Цитата: sagittarius от августа 13, 2011, 20:15хуррит *[xurri] 'night, morning' DI hurri.
Proto-IE: *weskʷer-Meaning: evening->Armenian: gišer- ночь
Оба примера никак не связаны между собой. Ночь могла делиться более короткие периоды времени, из которых теми, что ближе к началу, могли называть вечер ( например, англ. tonight - «сегодня вечером» ), а теми, что ближе к концу, - раннее утро ( в русском языке время после 3:00 можно назвать как глубокой ночью, так и ранним утром ). Если Вы найдете типологический пример перехода 'вечер > утро' или 'утро > вечер' в пределах одного языка и языковой группы, то один из пунктов можно снять с повестки.
Цитата: عمرو от августа 14, 2011, 00:35
Прямых контактов не могло быть по географическим и хронологическим причинам ( древнееврейский успел выйти из употребления в качестве живого языка до того, как древнеармянский вышел на историческую арену ).
у армянского есть паралели и еще более долеко стояшими эфиопскими.
Arm:kurrn, krrnak-рука, предплечье c отсуствием этимологии у Ачаряна и в прямом смысле кривой версией из ИЕ
kuṙn, GDSg kṙan '(anatom.) back; side' (Canon Law, John Chrysostom, etc.), 'joint
between the shoulder and arm' (Grigor Tat'ewac'i); dial. also 'arm', 'pelvis', etc.
●DIAL Widespread in the dialects, in the meanings 'back', 'arm', 'pelvis', etc. [HAB
2: 663-664]. Clear textual illustrations for the meaning 'arm' of kuṙ, pl. kəṙnɛr can
be found, e.g., in a folk-tale from Iǰewan, the village of Uzunt'ala (A. Karapetyan <
Hambarjum Karapetyan, 1959: HŽHek' 6, 1973: 416-417).
●ETYM If the basic meaning is 'curved/bending body-part', the word may be related
(see Aɫayan 1974: 88-91, 102-108) with kor 'curved, crooked', kṙ-t'-un-k' 'back',
krukn 'heel' (see s.v.v.), although the vocalism is not quite clear. For the semantics,
see 3.7.2.
Geʕez (Ethiopian): kʷǝrnāʕ 'elbow, forearm' <- PSemitic: *kʷir(n)āʕ-
Amharic: kǝrn 'elbow, point of the elbow' [K 1393], ARG kǝrra 'arm, elbow'
Цитата: عمرو от августа 14, 2011, 00:35
Я бы на Вашем месте вспомнил пракартв. *šwīd, которое предположительно от сем. *šabʕ-at-, но армянский - не картвельский, а значит древнееврейская этимология армянского слова, приведенного выше, наталкивается на те трудности, о которых я выше же и упомянул.
вспомнил ,что у армянского agrraw тоже отсуствует ИЕ проформа ввиду того, что предполгаеться арм:g < ИЕ:gh , но имеються близкие формы в тех же семитских ,где semit:
b соответствует arm:
wArmenian:agrraw-ворон
Arabic: ɣurāb- 'corbeau < -Proto-Semitic: *ɣVrVb-
Mehri: yǝɣǝráyb 'raven' [JM 140, 461].
Jibbali: ʔaɣǝréb 'raven, crow' [JJ 2].
Harsusi: yeɣereb 'raven' [JH 45].
Цитата: عمرو от августа 14, 2011, 00:35
Цитата: sagittarius от августа 13, 2011, 20:15есть немного ,но не больше чем оброз солнца в качестве переворачивающегося меча.
Это если считать, что годные для подобного образа классические франкские мечи семитам ковали в империи Карла Великого, но, как Вы сами можете видеть, первоначальное значение этого слова - «нож, лезвие» ( в аккадском - плужный нож, разрезающий пласт земли ), по всей вероятности, даже кремниевые. Подобными в древнем Израиле делали обрезание ( см. Нав. 5:2-3 ).
не уловил почему для понимания данного оброза в еврейском тексте значение "нож, лезвие" чем то лучше?
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
(Быт 3:24)кстати поскольку в данном случае речь о некой армяно/индоарийской изоглоссе с гипотетической паралелью в древнееврейском тексте ,то вспомнилось мне другое , более занятное
sanskrit: hala ,halala-вино
armenian:xaɫoɫ -виноград
копт:aloli-виноград и в др.египетском что-то вроде <arer>
Цитата: sagittarius от августа 14, 2011, 16:20у армянского есть паралели и еще более долеко стояшими эфиопскими.
Цитата: sagittarius от августа 14, 2011, 16:20вспомнил, что у армянского agrraw тоже отсуствует ИЕ проформа ввиду того, что предполгаеться арм:g < ИЕ:gh , но имеються близкие формы в тех же семитских, где semit: b соответствует arm: w
Интересно. Как Вы думаете, о чем это может говорить?
Цитата: sagittarius от августа 14, 2011, 16:20не уловил почему для понимания данного оброза в еврейском тексте значение "нож, лезвие" чем то лучше?
Другого нет...
Цитата: sagittarius от августа 14, 2011, 16:20копт:aloli-виноград и в др.египетском что-то вроде <arer>
В саидском - eloʔlə, что у казывает на наличие смычки и в бохейрском варианте. Др.-егип. - ı͗rr.t.
Цитата: sagittarius от у армянского agrraw тоже отсуствует ИЕ проформа
Отличительная черта фриков — плевать на паронимы.
Цитата: عمرو от августа 14, 2011, 17:11
Цитата: sagittarius от августа 14, 2011, 16:20не уловил почему для понимания данного оброза в еврейском тексте значение "нож, лезвие" чем то лучше?
Другого нет...
Это могло быть связанно с совпадением по форме значений <меч> и <солнце> в хуррито-арийском суржике .
Old Indian: súvar, svàr, gen. sū́raḥ, sū́rya-, sū́ra- m. `sun' <-Proto-IE: *sāw-el- (/*sūl-); *sw-en
XU *[sawri] 'weapon' EL šauri <ša-ú-ri>. UR <šuri>; Armenian sor 'sword'
-----------
Old Indian: ravi- m. `sun' Armenian: arev `Sonne'
др.-евр. ḥäräḇ, уг. ḥrb, арам. ḥāräḇ, ḥreḇ - «нож, меч», араб. ḥarbun «война», южн-арав. ḥrbt «битва» < зап.-сем. *ḥarbum «нож» ~ акк. ḫarbum «лемех»
Занятный междусобойчик. Жаль, этого не видит г-н Юдицкий.
Цитата: sagittarius от августа 13, 2011, 13:22
Цитата: cuvaldas от мая 21, 2011, 13:48
Цитата: yuditsky от февраля 14, 2006, 18:47
На иврите וְאֵת לַהַט הַחֶרֶב הַמִּתְהַפֶּכֶת (~wэ-эт лаhат hахерев hамитhапехет). Выражение не особо ясное, перевод передаёт смысл, но не уверен что так дословно. В данном случае видимо сопряжённое состояние, лаhат-первый член, херев (меч)-второй. Можно перевести "пламя переворачивающегося меча". Но может быть это перевёрнутое сопряжение (ср. напр. גובה קומתו, дословно "высота его роста", но имеется в виду "его высокий рост"), тогда лаhат определяет меч, т.е. перевод "пламенный меч вращающийся" близок к истине. Корень "л.h.т' " определяет огонь или пламя, т.е. смысл вроде "горячий", "пылающий" и т.п.
"Смутное ощущение, что за образом пламенного меча стоит Солнце, делается более значимым, при рассмотрении ивритского текста. Ведь, меч по-ивритски "херев" созвучен словам "харев" и "хорев", наводящих (в комплексном их восприятии) на мысль о опустошении, приносимом засухой. Соответственно, слова о этом мече "поставил" (стоянка) и "вращаться" относятся к экстремальным положениям, которые занимает в небе нашее дневное светило в течении года. Во время самого высокого его положения (называемом солнцестоянием или солнцеворотом), оно выжигает все на земле травы и земля превращается в жаркую пустыню.
"Кърувим" - сохраняют путь Древа жизни, а "пылание меча" (происходящее ПЕРИОДИЧЕСКИ) - охраняет Древо от всего того в поле, что не принадлежит Вечности.."
http://www.evangelie.ru/forum/t85693-4.html#post2807988 (http://www.evangelie.ru/forum/t85693-4.html#post2807988)
а это откуда?
Proto-IE: *(a)rew-Meaning: sun, moon ->Hittite: arma- c. 'Mond, Monat', Lyk. arma-, erme-, erm̃me-, Lyd. armTa- 'des Arm(a)ś' (Tischler 62 without etymology)
Old Indian: ravi- m. `sun'
Armenian: arev `Sonne'
Russ. meaning: солнце
Речь не идёт о этимологии названий дневного светила. Сказано же, что "
за образом пылающего/горячего, поставленного (как стоянка) и вращающегося меча стоит солнце". На это указывают не только значение причастия и первого члена смихута, но и поэтические контекстные созвучия харев (опустошать) и хорев (жара, зной, засуха) к слову херев меч (однокоренные ли это слова с херев -- вопрос не рассматривается, как несущественный для понимания поэтического повествования. Трава - библейский образ всего на земле множественного, но недолговечного и преходящего, что связано с человеком, и которое не прекращается на земле только потому, что отсевает свои семена.
"как трава" (15)
4Цар.19:26 И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали [как] трава на поле и нежная зелень, [как] порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.
Иов.5:25 И увидишь, что семя твое многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле.
Пс.36:2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
Пс.71:16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как [лес] на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;
Пс.89:6 Ты [как] наводнением уносишь их; они - [как] сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
Пс.91:8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, -
Пс.101:5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
Пс.101:12 Дни мои - как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
Пс.102:15 Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет.
Пс.128:6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
Ис.37:27 И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился.
Ис.40:6 Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой.
Ос.10:4 Говорят слова [пустые], клянутся ложно, заключают союзы; за то явится суд над ними, как ядовитая трава на бороздах поля.
1Пет.1:24 Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал;
В Быт.1-3 с травой, сеющей семя, уравнены даже деревья, что в своём развитии отпали от вечности.
http://derek-h-odos.blogspot.com/2013/06/blog-post.html
В книге Филона Александрийского "О херувимах, о пламенном мече и о первой твари, родившейся от человека, Каине" пишется
ЦитироватьVIII
(25) Это один из способов аллегорического толкования Херувимов. Что же касается меча, пламенного и обращающегося, то надо полагать, что он символизирует их движение и вечное кружение мирового неба. Однако, согласно другому варианту, Херувимы, возможно, означают каждую из полусфер, ведь [Моисей] говорит, что они стоят лицом к лицу, склоняясь крыльями к крышке (Исх.25:19), как и полусферы находятся напротив друг друга и склонены к земле — середине мира, которая их и разделяет. (26) Она же — единственная незыблемо стоящая часть космоса, точно названа древними Гестией. Это название указывает на то, что гармоничнейшее вращение каждой из полусфер совершается вокруг чего-то прочно утвержденного. А пламенный меч — это символ солнца, ибо оно, будучи огромным сгустком огня, оказывается самым быстрым из всего сущего, так что за один день обходит весь космос.
Кстати, связь Солнца с опустошающими войнами/смутами и эпидемиями на Земле запримечена Чижевским, --славоизвестный одиннадцатилетний цикл.