Лингвофорум

Русский язык => Вопросы по русскому языку => Фонетика и орфоэпия => Тема начата: jd от ноября 24, 2011, 07:34

Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: jd от ноября 24, 2011, 07:34
Уважаемые лингвисты, помогите, пожалуйста, просветлить мозг) Моему сыну (7 лет, второй класс, программа "Школа 2100") вчера задали - среди прочего - такое: "подчеркни слово, в котором произносятся только звонкие согласные звуки: лев, холодец, гора, шкаф, народ". Сыночка у меня дисграфик, поэтому я делаю уроки вместе с ним))), и это задание поставило меня в тупик. Со школьных времен помню про сонорные согласные : они, как нам объясняли, не глухие и не звонкие одновременно. Вопрос: какое слоово надо подчеркнуть? Везде же сонорные...(фэйспалм)))
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: RawonaM от ноября 24, 2011, 09:34
Сонорные — звонкие. Думаю этого достаточно, чтобы решить. :)
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Алексей Гринь от ноября 24, 2011, 09:38
Сонорные в школьной практике отделяют в отдельную группу от звонких и глухих (потому что они не имеют пар по звонкости/глухости), но по факту они акустически звонкие в русском языке.

Очередная игра «угадай, что имел в виду учитель», как это обычно бывает со школьными заданиями.
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Вадимий от ноября 24, 2011, 09:43
Нас в таком возрасте, наоборот, учили, что сонорные — звонкие, и даже «самые звонкие», и акцентировались ещё на их непарности
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Flos от ноября 24, 2011, 09:44
Цитата: jd от ноября 24, 2011, 07:34
Вопрос: какое слоово надо подчеркнуть?


гора
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: mbt от ноября 24, 2011, 12:19
Всем - огромное спасибо). Сама ни разу не лингвист, зато, если будут проблемы (подчеркнули как раз "гору", но кто знает извивы извилин преподавателей) - будет с чем пойти к администрации школы). Дисграфиков "с понятиями" там не сильно любят, но "бумажки" - по старинке - ценят, а у меня - распечатанный лингвистический форум:). Благодарю всех ответивших))
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Varvara от ноября 25, 2011, 20:09
Цитата: jd от ноября 24, 2011, 07:34
Уважаемые лингвисты, помогите, пожалуйста, просветлить мозг) Моему сыну (7 лет, второй класс, программа "Школа 2100") вчера задали - среди прочего - такое: "подчеркни слово, в котором произносятся только звонкие согласные звуки: лев, холодец, гора, шкаф, народ". Сыночка у меня дисграфик, поэтому я делаю уроки вместе с ним))), и это задание поставило меня в тупик. Со школьных времен помню про сонорные согласные : они, как нам объясняли, не глухие и не звонкие одновременно. Вопрос: какое слоово надо подчеркнуть? Везде же сонорные...(фэйспалм)))
Задание к сонорным не имеет отношения (кстати, в школе сонорные называют непарные звонкие). Здесь надо выбрать  слово "гора", так как в слове "лев" на конце произносится Ф, а в слове "народ" - Т, то есть детки проходят оглушение звонких согласных на конце слова.
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Alone Coder от ноября 25, 2011, 22:45
Интересно, как деткам в школе объясняют случаи, когда эти "непарные звонкие" глухие?
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Bhudh от ноября 25, 2011, 22:47
А им об этом не говорят.
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Валентин Н от ноября 25, 2011, 22:59
Не говорят, поскольку таких букв нет. Невозможно записать = нет!
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: I. G. от ноября 25, 2011, 23:00
Цитата: Валентин Н от ноября 25, 2011, 22:59
Не говорят, поскольку таких букв нет. Невозможно записать = нет!
Нет проблем с написанием, поэтому и не говорят.
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Валентин Н от ноября 25, 2011, 23:08
Цитата: I. G. от ноября 25, 2011, 23:00
Нет проблем с написанием,
потомучто таких букв нет
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Алексей Гринь от ноября 25, 2011, 23:13
Цитата: Alone Coder от ноября 25, 2011, 22:45
Интересно, как деткам в школе объясняют случаи, когда эти "непарные звонкие" глухие?
Детям не забивают голову маргинальщиной. Незачем.
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Varvara от ноября 26, 2011, 08:24
Цитата: Алексей Гринь от ноября 25, 2011, 23:13
Цитата: Alone Coder от ноября 25, 2011, 22:45
Интересно, как деткам в школе объясняют случаи, когда эти "непарные звонкие" глухие?
Детям не забивают голову маргинальщиной. Незачем.
Уважаемые коллеги, не понимаю, в чём проблема. На конце слова "город" произносится,  согласно правилам орфоэпии,  звук Т (о букве Т нет речи). Почему? А зачем напрягаться, голосовые связки включать! Смысл же слова при столь незначительном изменении звукового состава понять можно. Но это в устной речи, а на письме фонетические изменения, связанные с удобством произношения, не отражаются. Мы пишем смысловые звуки (фонемы), поэтому письмо наше не фонетическое, а фонематическое (смысловое).
И очень правильно, что дети учат звуки, иначе никогда грамотно писать не научатся. Орфография сама по себе - очень скромная наука, в действительности же всем заправляют фонетика и грамматика.
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Вадимий от ноября 26, 2011, 08:29
Имеется в виду же озвончение сонорных (типа театр), которому не учат
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: autolyk от ноября 26, 2011, 08:32
Цитата: Вадимий от ноября 26, 2011, 08:29
озвончение
Оглушение?
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Вадимий от ноября 26, 2011, 08:33
тьфу, таки да
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Varvara от ноября 26, 2011, 08:48
Цитата: Вадимий от ноября 26, 2011, 08:33
тьфу, таки да
Сонорные оглушаются? Но они же не имеют глухой пары. Если и происходят какие-то изменения, то мы их плохо слышим. Лучше считать, что они имеют постоянно звучание и на письме проверки не требуют, во избежание новых проблем с правописанием. Кстати, вот цитата: "В отличие от звонких сонорные согласные на конце слова и в положении перед глухим согласным не оглушаются".
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: autolyk от ноября 26, 2011, 08:59
Цитата: Varvara от ноября 26, 2011, 08:48
Лучше считать, что они имеют постоянно звучание и на письме проверки не требуют, во избежание новых проблем с правописанием.
Для школьников — безусловно лучше.
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: lehoslav от ноября 26, 2011, 09:06
Цитата: Varvara от ноября 26, 2011, 08:48
Сонорные оглушаются? Но они же не имеют глухой пары.

:D :E:
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Nevik Xukxo от ноября 26, 2011, 09:08
А сонорные у нас разве звонкие по дефолту? :???
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Вадимий от ноября 26, 2011, 09:09
Цитата: Varvara от ноября 26, 2011, 08:48
Сонорные оглушаются? Но они же не имеют глухой пары.
Имеют-имеют де-факто, хотя де-юре в русском языке не. Когда меня просвятил Лехослав, я тоже был изумлён, но ему лучше верить, он фонетист ;)
Кстати говоря, в некоторых языках глухая л — самостоятельная фонема, а не аллофон
Название: 2 класс, задание на дом
Отправлено: Валентин Н от ноября 26, 2011, 11:41
Цитата: Varvara от ноября 26, 2011, 08:48
"В отличие от звонких сонорные согласные на конце слова и в положении перед глухим согласным не оглушаются
театр, мылся - оглушаются