Добрый день всем.
Уважаемые форумчане, подскажите пожалуйста как быть.
Учу иностранца произносить редуцированные гласные (А, О, Э), но
вместо положенного русского звука он произносит нечто невообразимое.
"о" и "э" он произносит почти как "ы", они у него не различаются. "э" у него почти как "и".
Ученик из Китая. (обычно у них слух великолепный, а тут...)
Я не могу эти звуки произнести отдельно от слова. Уже показывала ему артикуляционные схемы, показывала перед зеркалом как нужно произносить, просто отдельно записывала для него аудио, давала упражнения на отработку таких звуков. Но он не может все равно понять как это произносится.
Что делать? Может есть упражнения для отработки таких звуков?
Попробуйте научить его МФА. Для начала.
Мда. Если у него так туго с самими звуками, то, возможно, стоит дать ему основы фонетики и фонологии как таковой - быстрее будет. Поэкспериментируйте с ним с артикуляционной трапецией гласных немного, м?..
ЦитироватьЯ не могу эти звуки произнести отдельно от слова.
А это, конечно, очень зря.
Цитировать"о" и "э" он произносит почти как "ы", они у него не различаются. "э" у него почти как "и".
Гм. Вообще-то безударные /о/ и /э/ после твёрдых действительно практически не различаются во всех позициях, кроме предударной (где /о/ проясняется в а-подобный звук). Я уже не говорю о том, что в безударной позиции /о/ вообще, в сущности, не существует (по крайней мере, такова позиция ЛФШ и для неё есть веские основания). В безударных позициях /о/ и /а/ после твердых в общем случае дают одни и те же аллофоны.
В позиции полной редукции звучит шва. Я вообще против школьной записи этого как "а", поскольку "а" маркирован по сравнению с "о", а не наоборот. Дело в том, что "а" фарингализован, а "о" огублен, причём фарингализация является в русском оппозицией, а огубленность нет. Во многих случаях мы опускаем огубленность, не замечая этого. Попробуйте произнести "о" без огубления - "а" не получится.
Косвенно эти рассуждения подтверждаются фактами языка при переносе ударения назад: пОльта, кОймы, бОшки, плОтит, тётя ТОма и т.п., редко "а".
:fp:
Да, я умею шокировать.
Цитата: Alone Coder от августа 19, 2011, 16:50
В позиции полной редукции звучит шва. Я вообще против школьной записи этого как "а", поскольку "а" маркирован по сравнению с "о", а не наоборот. Дело в том, что "а" фарингализован, а "о" огублен, причём фарингализация является в русском оппозицией, а огубленность нет. Во многих случаях мы опускаем огубленность, не замечая этого. Попробуйте произнести "о" без огубления - "а" не получится.
Косвенно эти рассуждения подтверждаются фактами языка при переносе ударения назад: пОльта, кОймы, бОшки, плОтит, тётя ТОма и т.п., редко "а".
Очередной фонетикопатологический припадок? :???
С чем конкретно вы не согласны? По пунктам.
С.В.Кодзасов, О.Ф.Кривнова. Общая фонетика (2001), с.128.
Даже если это так, основная разница — не фарингализация, а положение языка.
Цитата: Alone Coder от августа 19, 2011, 17:49
С.В.Кодзасов, О.Ф.Кривнова. Общая фонетика (2001), с.128.
Сферический гласный в ваакуме, который там описывается, это скорее всего [ɑ], а не [a]. Есть два аргумента: с. 127 и физиология.
Цитата: lehoslav от августа 19, 2011, 18:05
скорее всего
Это слишком слабые слова. Это стопудово ясно.
Но лабиализация тут не важнее раствора челюсти - это явно даже младенцу. Назовите параметр абстрактно, например, "подъём".
Цитата: Alone Coder от августа 19, 2011, 18:12
Назовите параметр абстрактно, например, "подъём".
Гласные лучше всего определять акустически.
Цитата: Alone Coder от августа 19, 2011, 18:12
Но лабиализация тут не важнее раствора челюсти
Побробуйте произнося русское "а" поднять челюсть (без передвижения языка, насколько это возможно), а затем округлить губы. Какой звук у вас получается?
1. а.
2. шо вы хочете.
3. о (для сравнения).
4. у (для сравнения).
Цитата: lehoslav от августа 19, 2011, 18:22
Побробуйте произнося русское "а" поднять челюсть (без передвижения языка, насколько это возможно), а затем округлить губы. Какой звук у вас получается?
Получится непонятный звук, которого у меня в речи нет и который напоминает утренний крик пьяного бомжа, инфа 100%.
До кучи:
1. о.
2. о без огубления.
Найдите 10 различий.
P.S.: Вообще оффтопите на пустом месте. Согласные заднего ряда огубляются, переднего и среднего ("ы") - нет, и баста. Коартикуляция для лучшей различимости.
Лабиализация - одна из самых медленных артикуляций. Она надсегментна.
Цитата: Awwal12 от августа 19, 2011, 16:42Поэкспериментируйте с ним с артикуляционной трапецией гласных немного, м?..
Спасибо за совет
Awwal12, попробую.
Может у вас есть на заметке пара книг (ссылок в интернете) по постановке произношения у китайцев (с упражнениями)?
Мне бы очень было интересно почитать именно про методы постановки именно редуцированных гласных.
Понимаю, что тема довольно своеобразная, но может что найдется? ::)
Я просто впервые беру ученика, до этого у меня была только учеба (всего год). Теория есть, а практики конечно нет. Я с ним занимаюсь бесплатно, подруга попросила меня помочь её другу. Отказывать смысла не было - живая практика, да и сам практикант очень даже "за" :=.
Согласные звуки он еще выговаривает, а с гласными не все хорошо.
Цитата: Alone Coder от августа 19, 2011, 18:30
1. а.
2. шо вы хочете.
3. о (для сравнения).
4. у (для сравнения).
У вас не получилось.
Цитата: Alone Coder от августа 19, 2011, 18:38
До кучи:
1. о.
2. о без огубления.
Это тоже.
nord25, а как у вас с общей фонетикой, если можно спросить?
Цитата: lehoslav от августа 19, 2011, 19:11
Цитата: Alone Coder от августа 19, 2011, 18:301. а.
2. шо вы хочете.
3. о (для сравнения).
4. у (для сравнения).
У вас не получилось.
Цитата: Alone Coder от августа 19, 2011, 18:38До кучи:
1. о.
2. о без огубления.
Это тоже.
Ой ли? Болтать легко. Продемонстрируйте.