Лингвофорум

Теоретический раздел => Индоевропейские языки => Индоиранские языки => Тема начата: арья-задэ от декабря 13, 2005, 06:20

Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: арья-задэ от декабря 13, 2005, 06:20
образец ново-согдийского текста из одного из таджикских форумов
http://members.boardhost.com/tajikistan/msg/1134389297.html


SOGDIAN language:
Du tanbali

Du lavand odami vita – ish vir, ish inch. Avtiti i maksha vita.
Ish vochi: Makshai tu vesh vid.
Akhish vochi ki: Tu vid.
Ki virsh vochi: Kahik gap dehot, makshai nahakh vidot. Id gapi inchsh tim rozi vichi. Badi ish dutitsh shuk nidosht.
Virsh jakhchi izmi bakhsha tird. Izm chinchi, urt roti sari munt. Nihed vakhti I aspaki yakhsha vichi vovt. Asp chi rosi sari izmti turchi.
Aspaki vochi ki: Izmtit chi roti sar nos. Ish odam gap nashadeh. Aspaki chi aspi sarsh avesu avi riti ashav. Tik gapsh nedeh. Poku anosu rishash atosh. Niheranki tim gap nedeh. Aghork gap nedeh, ajakh aspish vora aviyu atir.
Ish mardak izmtish anosu katish avov. Inchsh aven, ki viri rishash toshtagi hast.
Inchsh avo: Rishat kah atosh?
Virsh avo: Tu riti gap adihi, ana iton, makshai tu vidisht.


TAJIK language:


Du tanbal

Du odami tanbal budaast – yake shavharu digare zani vay. Onho yakto gusola doshtaand.
Yake neguyad, ki: Ba gusola tu alaf medihi.
Digari meguyad: Ne, tub a gusola alaf medihi.
Pas az bahsu munozirai ziyode shavhar meguyad: Kase, ki naksust gap mezanad, hamon kas ba gusola alaf medihad. Ba in sukhani shavhar zavjaash ham rozi meshavad. Pas az in hardu khomush nishasta, digar harf namezanand.
Shavhar mekhezadu ba hezumchini meravad. Hezum kanda ruyi roh ovarda memonad.Dar hamin vaqt aspakiye (savore) paydo shuda meoyad. Asp az hezumhoi dar ruyi roh buda meramad.
Savora ba mard murojiat karda meguyad, ki: Hezumhoyatro az sari roh bigir! In mard gap namezanad. Savora az asp furomada ba nazdi on kas meravad. On mard khomush meistad. Pokuro girifta rishahshro metaroshad. Hamin tavr ham gap namezanad. Did, ki gap namezanad, khesta aspashro savor meshavad va az pai kori khud meshavad.
In mard hezumhoro girifta ba khonaash meoyad. Zavjaash mebinad, rishi shavharash taroshidagi ast.
Zanash meguyad, ki: Rishi turo ki taroshid?
Shavhar chunin javob medihad: Tu gap zadi, aknun ba gusola tu alaf medihi!

Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Wolliger Mensch от декабря 13, 2005, 12:29
В книге "Языки народов СССР" тоже есть пример ягнобской сказки. Получше. 8-)
Название: Re: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Таму от декабря 31, 2005, 15:40
Арья-задэ, а не могли бы вы дать подстрочный перевод ягнобского текста.? Ведь из живых языков ягнобский считается самым близким к осетинскому. Хотелось бы сравнить..
Название: Re: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: gasyoun от января 13, 2006, 11:29
Цитата: Таму от декабря 31, 2005, 15:40
Арья-задэ, а не могли бы вы дать подстрочный перевод ягнобского текста.? Ведь из живых языков ягнобский считается самым близким к осетинскому. Хотелось бы сравнить..

И мне бы.
Название: Re: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: арьязадэ от октября 20, 2006, 14:49
Цитата: Таму от декабря 31, 2005, 15:40
Арья-задэ, а не могли бы вы дать подстрочный перевод ягнобского текста.? Ведь из живых языков ягнобский считается самым близким к осетинскому. Хотелось бы сравнить..


Попытался это делать взяв за основу таджикский перевод, но могут быт неточнсти, причем много:

Du lavand odami vita – ish vir, ish inch.
Две ленивые люди были – один муж, одна жена.
Avtiti i maksha vita.
У них один теленок был.
Ish vochi: Makshai tu vesh vid.
Один говорит: теленке ты сено дашь.
Akhish vochi ki: Tu vid.
Другой (ая) говороит, что «Ты дашь».
Ki virsh vochi: Kahik gap dehot, makshai nahakh vidot.
(таким образом) муж говорит: Кто (первым) заговорит, теленке сена даст.
Id gapi inchsh tim rozi vichi.
На эти слова жена согласие дает.
Badi ish dutitsh shuk nidosht.
После этого оба не разговаривали.
Virsh jakhchi izmi bakhsha tird.
Муж встал и сухие ветки собирать пошел.
Izm chinchi, urt roti sari munt.
Сухие ветки сорвал, его на обочине дороги положил.
Nihed vakhti I aspaki yakhsha vichi vovt.
В это время один всадник появляется и подойдет.
Asp chi rosi sari izmti turchi.
Конь тех на обочине сухие ветки испугается.
Aspaki vochi ki: Izmtit chi roti sar nos.
Всадник говорит что «сухие ветки, которые на обочине дороги убери».
Ish odam gap nashadeh.
Этот человек не говорит (ничего).
Aspaki chi aspi sarsh avesu avi riti ashav.
Всадник спускается с коня и подойдет к мужчине.
Tik gapsh nedeh.
Этот слово не дает (ничего не говорит).
Poku anosu rishash atosh.
Станок взяв бороду сбрил.
Niheranki tim gap nedeh.
Также слово не дает.
Aghork gap nedeh, ajakh aspish vora aviyu atir.
Видит, что слово не дает, сел на конь и пошел.
Ish mardak izmtish anosu katish avov.
Этот мужик сено взял в свой дом пошел.
Inchsh aven, ki viri rishash toshtagi hast.
Жена видит, что мужа борода сбрита есть.
Inchsh avo: Rishat kah atosh?
Жена говорит: «Бороду кто сбрил?».
Virsh avo: Tu riti gap adihi, ana iton, makshai tu vidisht.
Муж говорит: «Ты слово дала, теперь, теленке ты дашь (накормишь)».

Название: Re: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: dankovkazak от мая 18, 2007, 21:02
Добрый вечер!

Скажите: я где-то читал, что антропологический тип ягнаубцев - с ярко выраженным нордическим фенотипом. Так ли это?
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Апсуа от октября 15, 2007, 20:36
ЦитироватьВ книге "Языки народов СССР" тоже есть пример ягнобской сказки. Получше.
А что закнига?
Можно выходные данные?
Название: Re: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Darkstar от октября 15, 2007, 20:40
Повальное увлечение ягнобским....

Не близок он осетинскому совершенно... Не ближе чем русский к литовскому.
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: scandinavien от февраля 19, 2009, 03:42
а я заметил много сходства
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Dana от февраля 19, 2009, 04:49
Чтобы сравнить, было бы неплохо иметь параллельный текст (перевод) на оссетинском.
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Iskandar от февраля 19, 2009, 11:57
Цитата: "dankovkazak" от
Скажите: я где-то читал, что антропологический тип ягнаубцев - с ярко выраженным нордическим фенотипом. Так ли это?

Еще один ориЯц с нордизмом головного мозга... 8)
В среднем ничем не отличаются от "обычных" таджиков.

Цитата: "Darkstar" от
Не близок он осетинскому совершенно...

А кто сказал, что "близок"?
Просто ближе, чем все остальные живые.
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Darkstar от февраля 19, 2009, 12:28
"Просто ближе, чем все остальные живые"

Моя лексикостатистика показывала, что там очень сложная ситуация c приблизительно одновременным распадом и, "четырехугольная" схема иранских вообще неверна.

У Старостина были принципиально аналогичные данные (с моими комментами):
http://www.geocities.com/indo_european_geography/Iranian_tree.gif

Единственное они преувеличено точны, без учета стат. ошибок, я убрал эту "точность" и у него другая глоттохр. калибровка, что смещает все данные на некоторую дельту.
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Dana от февраля 20, 2009, 02:25
Iskandar, и чем вам только нордики не нравятся  :donno:
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Iskandar от февраля 20, 2009, 08:26
Кто сказал? 8)
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Dana от февраля 20, 2009, 08:31
Цитата: "Iskandar" от
Кто сказал? 8)

См. ваш предыдущий ответ ;)

А "таджики" с нордической внешностью (ну или приближенной к нордической) ещё как бывают. Среди памирцев, например. Я даже один раз памирца приняла за русского ::)
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Iskandar от февраля 20, 2009, 08:35
Цитата: "Dana" от
См. ваш предыдущий ответ ;)

Ерунда. Т.н. "нордики" и страдающие нордизмом головного мозга - разные множества, даже не всегда (как раз наоборот редко) пересекающиеся.

Цитата: "Dana" от
А "таджики" с нордической внешностью (ну или приближенной к нордической) ещё как бывают. Среди памирцев, например. Я даже один раз памирца приняла за русского ::)

Пигментация всегда производит самое главное впечатление от фенотипа человека.
На самом деле по остальным параметрам высветленные памиро-ферганцы ничем от "черных" не отличаются.
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Dana от февраля 20, 2009, 08:49
Цитата: "Iskandar" от
Пигментация всегда производит самое главное впечатление от фенотипа человека.
На самом деле по остальным параметрам высветленные памиро-ферганцы ничем от "черных" не отличаются.

А на этой фотке http://upload.wikimedia.org//wikipedia/ru/thumb/f/fc/Дети_памирцы.jpg/400px-Дети_памирцы.jpg
девочка и мальчик по бокам разве не отличаются?
А вот ещё давно интересовал вопрос: легенды о потомках легионеров Искандари Макдуни в Таджикистане и Афганистане - это только легенды или за ними что-то, всё же, стоит?  :donno:
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Iskandar от февраля 20, 2009, 08:55
У меня друг узбек - зеленоглазый и русоволосый. Первое впечатление производит колоссальное, но когда я к нему всё-таки присмотрелся - узбек-узбеком, даже монголоидность уловить можно.

Цитата: "Dana" от
А вот ещё давно интересовал вопрос: легенды о потомках легионеров Искандари Макдуни в Таджикистане и Афганистане - это только легенды или за ними что-то, всё же, стоит?  :donno:

Не стоит судить о древних греках по голливудским фильмам. Ненамного они светлее были среднеазиатов.
Вообще же это расхожая полуинтеллигентская легенда, бытовавшая прежде всего среди русских.
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Nevik Xukxo от февраля 20, 2009, 08:58
А может до Нуристана и Памира дошли с Александром не греки, а какие-нибудь иллирийские и фракийские наёмники?..  или бредово малость? :srch:
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Farroukh от февраля 28, 2009, 16:59
Среди памирцев (восточноиранские горцы) встречаются депигментованные люди, ничем антропологически не отличающиеся от таджиков (западноиранские равнинники).
Название: Re: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Ilhom от марта 30, 2009, 22:48
Цитата: Iskandar от февраля 19, 2009, 11:57
Цитата: "dankovkazak" от
Скажите: я где-то читал, что антропологический тип ягнаубцев - с ярко выраженным нордическим фенотипом. Так ли это?
Еще один ориЯц с нордизмом головного мозга... 8)
Ну что поделаешь, расисты мы все ))) кто в большей степени, кто в меньшей :D
Правда, не всегда идеалы красоты у разных этнических групп совпадают (в детстве считал зеленоглазых и голубоглазых таджиков как-то неестественным, вроде мутантов, и наверное не только я). А вот белая кожа считалась красивой. Сейчас так не думаю (уже влияние другой среды).

По поводу потомков греков есть такая, довольно распространенная, но наряду с этой версией есть и другие, что памирцы - потомки древних арийцев, меньше смешавшихся с другими этническими группами. Есть версия , что они потомки тохаров (или эфталитов).
А есть версия про влияние среды - более холодный климат, депигментация. (мне более правдоподобным кажется сохранение арийских (европоидных) черт в изоляции и относительно прохладном горном климате)

То, что греки оставили свой генетический след в истории Ср. Азии, мне кажется несомненным (все-таки Греко-Бактрийское государство существовало довольно долго), вопрос только в количестве и в распространении. Историки говорят, что греческая элита жила отдельно, и не сильно смешивалась с местным населением(?)
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Geoalex от августа 9, 2013, 21:07
Завтра собираюсь посетить Ленинскую библиотеку и полистать школьные учебники на ягнобском языке. Могу сделать ксероксы нескольких, не более 10, страниц (если в библиотеке ксерокс не сломается). Кому-нибудь это интересно?
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Muslim от августа 16, 2013, 15:37
Вот еще текст на Сокгдийском тока без перевода.
at βaγw xutāw βarak nanyē-θβār kanak
(ēw-)zār βrēwar āfrīwan namācyu spātzānūk kaδ-uti wēšanu βaγān(U)
βyart pišt con xēpθ βantē nanē-βantē

Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Таму от сентября 18, 2013, 19:23
Translation
To the Divine Master Barak(?) Nanethvar Kanak a thousand, ten thousand greetings, reverently with bended knees when received by their divinities. Written by his own servent Nanevante.

An Ancient Letter found in a mailbag in the Great Wall of China
Source: The World's Writing Systems; by Peter T. Daniels & William Bright; Oxford University Press 1996

Осетиноязычный может понять 2-3 слова.
xutāw- ос. бог xucaw
barak- всадник? (ос.бараг)
zanuk-колено (ос zonug)
pišt- написанный (ос. финст)
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Rashid Jawba от января 12, 2014, 23:45
Цитата: Таму от сентября 18, 2013, 19:23
Осетиноязычный может понять 2-3 слова.
xutāw- ос. бог xucaw
barak- всадник? (ос.бараг)
zanuk-колено (ос zonug)
pišt- написанный (ос. финст)
Для минимум тыщу лет разницы - доказательно.
В расовом смисле тоджики не идентичны памирцам.
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Iyeska от января 13, 2014, 12:04
Вообще не понимаю, чем так не угодила шикарная подборка текстов Андреева и Пещеревой, что нужно по каким-то форумам рыскать, выискивая текстики, записанные кривой "голой" латиницей? :donno:

(http://www.orientalstudies.ru/rus/images/pdf/pictures/b_andreev_co_1957.jpg)
http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_publications&Itemid=75&pub=1007
http://bookre.org/reader?file=721891
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: registoni от февраля 20, 2014, 06:44
кто нибудь сможет написать текст песни и перевод на русский (или таджикский) ТУ ФАМЭ спетой Чонибек Муродовым на одном из памирских языков (клип этой песни  есть на ютубе и на jmc.tj)
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: KurušVazarka от мая 1, 2014, 09:21
ягнобцы  такие  же памиро-ферганский тип  как средне-статический таджики 0
то что определять антрпологических  типов по пигментации - делитанство.)
если светлая пигментация  то  банальный "нордик-славянин" а если темно-смугло пигментированный то банальный "араб") маразм уже
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Rashid Jawba от мая 1, 2014, 09:36
Если не переворачивать с ног на голову, то все верно - банальные нордики обычно светлее пигментированы, чем ''арабы''.
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Рухс-вариаг от мая 2, 2014, 17:30
Хотя наука и опущена сейчас на колени к сожалению, когда "трактористы" могут обсуждать и опускать мировых светил науки... время сейчас такое.... критиковать легче всего, но все же в плане генетики тяжело на непрофессиональном уровнем вообще что-то обсуждать. Представте себе такие умозаключения как: "негры тоже бывают белой пигментации... европейцы тоже могут быть неграми.... пожив этак 1000 лет в других условиях.... Генетика все таки мощная и четкая наука, просто конечно во многих нюансах еще очень сложно разобраться, человечество движется к этому, нужно колоссальное количесвто информации перелопатить и еще иметь талант разобраться в этом. Я что хотел сказать... на внешний взгляд, что касается животного мира учеными изучено очень все неплохо в плане понимания генетики, кто откуда и когда произошел, виды, типы и т.д. и т.п., а вот на человеке зацыклились...... Очень удивительно почему? не думали об этом? На самом деле все профессиональные генетики и антропологи очень и очень четко понимают все и в плане человека, где и антропологический вид и "пигментация" как вы это называете. складывалась тысячелетиями и десятками тысяч лет, и меняется только частично при смешаных браках (и временно во времени) когда например мама или папа негр и мама или папа европеец, причем выявлены очень четкие законы изменений, там есть нюансы но они четко прослеживаются на базе "нучных" исследований. Просто чтобы понимать движение человечества по планете кто как произошел кто слился с кем, кто перенял язык и т.д. и т.п. нужны очень и очень профессиональные знания не только в генетике, истории, лингвистике, молекулярной генеалогии и т.д. и т.п. и еще если учесть то как это все сильно "политично" то понятно, что такие знания нельзя давать "вниз" потому что это уже "идеология", все передерутся переругаются и не будут переставать опускать друг друга кто как может, в плане самокритичности, трезвости и благородства человека все печально... мышление в основном только "имитируется", а показать перед кем-то свое знание хочется в основном  только на базе собственной неполноценности, а не потому что хочется узнать, поэтому реальные знания о человеке они "вредны", и только сугубо узкий круг ученых ими обладает. Изучать это полезно для общества только с точки зрения хорошей возможности лечить генетические заболевания, с точки зрения истории и происхождения племен кого-то от кого-то, язык, перенятый либо свой, генетика своя но язык уже не свой и т.д. и т.п. - это все очень нехорошо и котегорически нельзя давать вниз, а так "какие таджики равнинные какие памирские" и т.д. о всех других и кто как отличается и чем, все ясно для тех кто изучает в закрытых учреждениях "человека", и очень хорошо что только им. Думаю самое главное чтобы получалось как-то сделать чтобы люди не ели друг-друга и хотя бы "имитировали" общие нормы поведения в обществе - это уже величайшее достижение. А форум конечно полезен чтобы поделиться информацией, которая может быть полезна для размышления, какая бы она не была, многие высказывают интересные направления в поиске.
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Лом d10 от мая 2, 2014, 18:02
Цитата: Рухс-вариаг от мая  2, 2014, 17:30
Хотя наука и опущена сейчас на колени к сожалению, когда "трактористы" могут обсуждать и опускать мировых светил науки... время сейчас такое.... критиковать легче всего, но все же в плане генетики тяжело на непрофессиональном уровнем вообще что-то обсуждать. Представте себе такие умозаключения как: "негры тоже бывают белой пигментации... европейцы тоже могут быть неграми.... пожив этак 1000 лет в других условиях.... Генетика все таки мощная и четкая наука, просто конечно во многих нюансах еще очень сложно разобраться, человечество движется к этому, нужно колоссальное количесвто информации перелопатить и еще иметь талант разобраться в этом. Я что хотел сказать... на внешний взгляд, что касается животного мира учеными изучено очень все неплохо в плане понимания генетики, кто откуда и когда произошел, виды, типы и т.д. и т.п., а вот на человеке зацыклились...... Очень удивительно почему? не думали об этом? На самом деле все профессиональные генетики и антропологи очень и очень четко понимают все и в плане человека, где и антропологический вид и "пигментация" как вы это называете. складывалась тысячелетиями и десятками тысяч лет, и меняется только частично при смешаных браках (и временно во времени) когда например мама или папа негр и мама или папа европеец, причем выявлены очень четкие законы изменений, там есть нюансы но они четко прослеживаются на базе "нучных" исследований. Просто чтобы понимать движение человечества по планете кто как произошел кто слился с кем, кто перенял язык и т.д. и т.п. нужны очень и очень профессиональные знания не только в генетике, истории, лингвистике, молекулярной генеалогии и т.д. и т.п. и еще если учесть то как это все сильно "политично" то понятно, что такие знания нельзя давать "вниз" потому что это уже "идеология", все передерутся переругаются и не будут переставать опускать друг друга кто как может, в плане самокритичности, трезвости и благородства человека все печально... мышление в основном только "имитируется", а показать перед кем-то свое знание хочется в основном  только на базе собственной неполноценности, а не потому что хочется узнать, поэтому реальные знания о человеке они "вредны", и только сугубо узкий круг ученых ими обладает. Изучать это полезно для общества только с точки зрения хорошей возможности лечить генетические заболевания, с точки зрения истории и происхождения племен кого-то от кого-то, язык, перенятый либо свой, генетика своя но язык уже не свой и т.д. и т.п. - это все очень нехорошо и котегорически нельзя давать вниз, а так "какие таджики равнинные какие памирские" и т.д. о всех других и кто как отличается и чем, все ясно для тех кто изучает в закрытых учреждениях "человека", и очень хорошо что только им. Думаю самое главное чтобы получалось как-то сделать чтобы люди не ели друг-друга и хотя бы "имитировали" общие нормы поведения в обществе - это уже величайшее достижение. А форум конечно полезен чтобы поделиться информацией, которая может быть полезна для размышления, какая бы она не была, многие высказывают интересные направления в поиске.
...  :)
(ничего не понял)
Название: образец ягнобского (ново-согдийского) текста
Отправлено: Iyeska от мая 3, 2014, 11:59
И опять всё скатилось в тра-ля-ля о генах-шменах... :fp: