Составил что-то вроде таблицы (http://lingvowiki.info/w/%D0%9D%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81_%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9). Кому не лень - заполняем, добавляем реалий.
Кстати, подобные вещи могли бы быть весьма полезны для студентов-филологов и даже для профильных специалистов.
Цитата: Zhendoso от августа 17, 2011, 13:57
Кстати, подобные вещи могли бы быть весьма полезны для студентов-филологов и даже для профильных специалистов.
Для ветеринаров? :)
Цитата: Borovik от августа 17, 2011, 14:06
Цитата: Zhendoso от августа 17, 2011, 13:57
Кстати, подобные вещи могли бы быть весьма полезны для студентов-филологов и даже для профильных специалистов.
Для ветеринаров? :)
;D Лингвистов. Экономия времени заметна.
А русская "лошадь" от каких тюркских корней (корня) происходит?
Алаша. В казахском это II. алаша (название верблюжьей породы, помесь породистого и непородистого верблюдов)
Т.е. не от "алаш" + "ат/ут"?
Кажется -дь сами русские навесили. У Менша спросите.
Цитата: Rashid Jawba от января 18, 2014, 19:14
Цитата: Меццофанти от января 18, 2014, 19:00
Т.е. не от "алаш" + "ат/ут"?
Что есть алаш ?
Лошадь - скотина для пашки. Да ведь? ;)
От Ал - "пахать", видимо. По крайней мере, в чувашском.
Интересно, почему в украинском "лошадь" отсутствует, а лошА (множ. лошАта), лошАтко - жеребёнок, жеребёночек и лошИця - молодая кобыла есть? Что-то сомнителна версия о тюркском или др. заимствовании. Лошатко - лошатка - лошадка - лошадь. Не?
Цитата: Джереми от января 19, 2014, 10:22
Интересно, почему в украинском "лошадь" отсутствует, а лошА (множ. лошАта), лошАтко - жеребёнок, жеребёночек и лошИця - молодая кобыла есть? Что-то сомнителна версия о тюркском или др. заимствовании. Лошатко - лошатка - лошадка - лошадь. Не?
Интересно, а какова по вашему этимология таких лошадиных слов как Жеребец и Конь в славянских? ;)
Масти лошадиных (их порядка 30 названий) отпали еще в полуфинале.
Славяне в древности не были кочевниками. Кавалерии у них не было. Только пехота. :yes:
Цитата: Rashid Jawba от января 18, 2014, 19:14
Цитата: Меццофанти от января 18, 2014, 19:00Т.е. не от "алаш" + "ат/ут"?
Что есть алаш ?
Не абхазский ли это Араш, который от грузинского Раш ? ;)
Цитата: SWR от января 19, 2014, 10:43
Интересно, а какова по вашему этимология таких лошадиных слов как Жеребец и Конь в славянских? ;)
Масти лошадиных (их порядка 30 названий) отпали еще в полуфинале.
Славяне в древности не были кочевниками. Кавалерии у них не было. Только пехота. :yes:
Так-то оно так, но славяне Поднепровья жили в тесном соприкосновении с ареалом тарпана, который окончательно истоеблён был аж в 18 ст. (позже тура) на Нижнем Днепре. И иранцы были для этих славян более ранними "конниками", чем тюрки. А масти лошадиные - дело узкоспециальное, общеупотребительны 5-6 терминов, а в остальных постоянно путаются даже спецы.
Многие лошадиные термины в русском - тюркские. Иранизмы если есть, то мало. Но вроде совсем нет.
А сказочного коня богатыря Еруслана русские у абхазов увели. Араш(абх) - Орош(рус) :smoke:
Цитата: Джереми от января 19, 2014, 11:37
Так-то оно так, но славяне Поднепровья жили в тесном соприкосновении с ареалом тарпана, который окончательно истоеблён был аж в 18 ст. (позже тура) на Нижнем Днепре. И иранцы были для этих славян более ранними "конниками", чем тюрки. А масти лошадиные - дело узкоспециальное, общеупотребительны 5-6 терминов, а в остальных постоянно путаются даже спецы.
Иранцы - это кто? Скифы и сарматы? Так они как раз пришли с востока, можно сказать, с Алтая и севера Китая.
Лексика с большой долей вероятности по многим аспектам и во многом была одна и та же с тюрками и прамонголами (дунху - вухван и сяньби). Соседи все таки были и "вечные соперники". Друг у друга заимствовали многие вещи в культуре и лексику тоже, естественно.
Ну, вот хотя бы взять скифское племя с названием Агар. Что оно означает? Вполне тюркское слово.
Или, например, Горан - конь у сербов (Каракурт как то указал). Так Гораном коня называли тюрки Ашина. Удивительная связь! :yes:
Цитата: SWR от января 19, 2014, 13:48
Или, например, Горан - конь у сербов (Каракурт как то указал)
Это где? Не припоминаю.
Цитата: Karakurt от января 22, 2014, 11:54
Цитата: SWR от января 19, 2014, 13:48
Или, например, Горан - конь у сербов (Каракурт как то указал)
Это где? Не припоминаю.
Огузский "жеребец" (http://lingvoforum.net/index.php?topic=38161.25)
Где я там что-то указывал?
Цитата: Karakurt от января 24, 2014, 11:43
Где я там что-то указывал?
Хотите сказать, что ввели почтенную публику в заблуждение? ;)
"Сербский конь?" :what:
Речь шла о лошадях, вообще то. ;D
Цитата: SWR от января 25, 2014, 05:49
Цитата: Karakurt от января 24, 2014, 11:43
Где я там что-то указывал?
Хотите сказать, что ввели почтенную публику в заблуждение? ;)
"Сербский конь?" :what:
Речь шла о лошадях, вообще то. ;D
Ясно же - шутка. Горан - серб.имя.
Др. вопрос - 'седло' в ТЯ иер. Так и в балк., а карачаи упростили до джер. Отсюда джерле - седлать, заряжать. В ТЯ тж ?
Цитата: ivanovgoga от января 19, 2014, 12:46
А сказочного коня богатыря Еруслана русские у абхазов увели. Араш(абх) - Орош(рус) :smoke:
Поскольку это сказание имеет источником шахнаминского Рустама, то и для имени коня логично предполагать источник в виде имени коня Рустама - Рахш.
Цитата: Iskandar от января 25, 2014, 06:33
Поскольку это сказание имеет источником шахнаминского Рустама, то и для имени коня логично предполагать источник в виде имени коня Рустама - Рахш
Только вот имя у коня явно Абхазских, а не иранских кровей Араш - Орош. Так шта "логично предполагать", что Шахнаме, который писался любителем фольклора Фирдоуси 35 лет, был сборником разных легенд разных народов. Вполне мог и сплагиатить.
Не городите ерунды, у этого имени прозрачная персидская этимология.
А он не мог перевести на иранский с абхазского Алашара -свет?
Не мог. Рустам на своем коне Рахше гонял каких-то дивов уже в одном согдийском фрагменте, по времени предшествовавшем Фирдоуси, так что успокойтесь: иранцы все придумали сами.
ЦитироватьРАХШ (фарси, восходят к корню, означающему "свет", "сияние"), в иранском эпосе богатырский конь Рустама. Р. избран Рустамом, потому что он один выдерживает тяжесть его руки (известный эпический мотив выбора и испытания коня). Р.— верный товарищ и помощник Рустама: в согдийском тексте о Рустаме (5 в.) он будит его при приближении врагов, в "Шахнаме" во время похода Рустама в Мазендеран Р. убивает дикого льва. Образ Р. вошёл в персидские и таджикские сказки.
Можете смело переписывать вики. Грузия к 5 веку уже была христианизирована, и грузинский Раши и Абхазский Араш уже уходили в историю и никак не могли быть заимствованы у язычников в тот момент-борьба с мракобесием 8-)
Включите логику, Манучар Теймуразович
Цитата: Iskandar от января 25, 2014, 15:47
Включите логику, Манучар Теймуразович
Как вы любите грубить, Александр Филиппович.... Включите свою. Это (а)Раш(и)-лаша- (а)лашара- прекрасно этимологизируется как свет , светлый без всякого иранского вмешательства. Это вам еще языческие(дохристианские) грузинские святилища ლაშარი (лашари-сына бога солнца) расскажут.
Вернитесь к релевантности темы разговора.
Еруслановское сказание через тюркские восходит к персидскому эпосу.
Не абхазскому.
Горопианизм же должен иметь какие-то рамки.
Цитата: Iskandar от января 25, 2014, 17:06
Еруслановское сказание через тюркские восходит
пруф пожалуйста
Читайте литературоведение или можете мне не верить, а верить в свой горопианизм.
Цитата: ivanovgoga от января 25, 2014, 14:00
Цитата: Iskandar от января 25, 2014, 06:33
Поскольку это сказание имеет источником шахнаминского Рустама, то и для имени коня логично предполагать источник в виде имени коня Рустама - Рахш
Только вот имя у коня явно Абхазских, а не иранских кровей Араш - Орош. Так шта "логично предполагать", что Шахнаме, который писался любителем фольклора Фирдоуси 35 лет, был сборником разных легенд разных народов. Вполне мог и сплагиатить.
У абхазов что ли?
Цитата: Rashid Jawba от января 25, 2014, 06:23
Цитата: SWR от января 25, 2014, 05:49
Цитата: Karakurt от января 24, 2014, 11:43
Где я там что-то указывал?
Хотите сказать, что ввели почтенную публику в заблуждение? ;)
"Сербский конь?" :what:
Речь шла о лошадях, вообще то. ;D
Ясно же - шутка. Горан - серб.имя.
Др. вопрос - 'седло' в ТЯ иер. Так и в балк., а карачаи упростили до джер. Отсюда джерле - седлать, заряжать. В ТЯ тж ?
Az-Türkcə: yəhər; yəhərləmək.
Цитата: Devorator linguarum от января 25, 2014, 15:08
Не мог. Рустам на своем коне Рахше гонял каких-то дивов уже в одном согдийском фрагменте, по времени предшествовавшем Фирдоуси, так что успокойтесь: иранцы все придумали сами.
Эти мифы имеют согдийские корни разве?
Цитата: Dağ Xan от января 25, 2014, 17:20
Эти мифы имеют согдийские корни разве?
Просто согдийские документы сохранялись в среднем лучше других, погребённые в таримских пустынях.
Это просто точная дата «
не позже».
Цитата: Dağ Xan от января 25, 2014, 17:18
Цитата: ivanovgoga от января 25, 2014, 14:00Цитата: Iskandar от января 25, 2014, 06:33Поскольку это сказание имеет источником шахнаминского Рустама, то и для имени коня логично предполагать источник в виде имени коня Рустама - Рахш
Только вот имя у коня явно Абхазских, а не иранских кровей Араш - Орош. Так шта "логично предполагать", что Шахнаме, который писался любителем фольклора Фирдоуси 35 лет, был сборником разных легенд разных народов. Вполне мог и сплагиатить.
У абхазов что ли?
У абхазо-адыгов могли слямзить сами русичи из Тьмутаракани
Цитата: ivanovgoga от января 25, 2014, 17:25
У абхазо-адыгов могли слямзить сами русичи из Тьмутаракани
Русский Еруслан появляется в 17 в.
Цитата: Dağ Xan от января 25, 2014, 17:20
Цитата: Devorator linguarum от января 25, 2014, 15:08
Не мог. Рустам на своем коне Рахше гонял каких-то дивов уже в одном согдийском фрагменте, по времени предшествовавшем Фирдоуси, так что успокойтесь: иранцы все придумали сами.
Эти мифы имеют согдийские корни разве?
Едва ли прямо согдийские, но, видимо, в конечном счете откуда-то оттуда, из восточного Ирана и прилегающей части Средней Азии. Сам Фирдоуси тоже из Хорасана.
А если первый "письменный" Илья Муромец появился в 16 веке, то до того устных былин о нем не существовало. Так штоль?
Во-первых, по поводу 5 века Рустама вы такого же мнения.
Во-вторых, сюжеты не сравнимы, в отличие от Муромца у Еруслана вряд ли можно просмотреть какие-то связи с домонгольской Русью, зато с тюркским и персидским миром - вполне.
Цитата: ivanovgoga от января 25, 2014, 17:25
У абхазо-адыгов могли слямзить сами русичи из Тьмутаракани
Могли, они такие! Но там, в той .........кани и русичей негусто было-то.
Когда кто-то без всяких оснований выдвигает предположения, что кто-то у кого-то что-то слямзил в каких-то тьмутараканях, это ненаучно. В соответствии с научной методологией, тут же выскакивает старик Оккам, размахивая своей бритвой, и их обрезает. :umnik:
Цитата: Iskandar от января 25, 2014, 17:27
Цитата: ivanovgoga от января 25, 2014, 17:25
У абхазо-адыгов могли слямзить сами русичи из Тьмутаракани
Русский Еруслан появляется в 17 в.
Точно, они слямзили. Проезжали тут двоя. Из 'алашара' же и рус. лошара. К чему этот батл, все ясно.
Только не говорите, что Руслан/Еруслан/Юруслан тоже иран. :o
Цитата: Rashid Jawba от января 25, 2014, 18:29
Только не говорите, что Руслан/Еруслан/Юруслан тоже иран. :o
Тюркизъм жъ. Аръслан тоись. Рекомый Левонтием. :yes:
Это нуждалось в объяснении?
Арыслан в КБ перешел в Аслан. Даже допустив, что Руслан и Аслан - Львы, неможно сюда пристегнуть Юруслана, из-за анлаута и дисгармонии :umnik:
Цитата: Rashid Jawba от января 25, 2014, 19:16
Арыслан в КБ перешел в Аслан. Даже допустив, что Руслан и Аслан - Львы, неможно сюда пристегнуть Юруслана, из-за анлаута и дисгармонии :umnik:
Услан-лев в чувашском древнее Араслана, заимствованного позже из татарского (Федотов). У вас видимо тоже Аслан древнее Араслана.
Ар- со значением "рыжий" к Аслану привязалось позже (Федотов и др.)
Ар мог перейти в йер/йур ?
К слову, в словаре чувашского языка Ашмарина свыше 40 названий различных мастей лошади.
Как снега у эскимосов? :)
Цитата: Zhendoso от марта 3, 2014, 10:01
К слову, в словаре чувашского языка Ашмарина свыше 40 названий различных мастей лошади.
Это говорит либо о давних кочевых корнях чувашей, или наоборот — смотрели на лошадь и никак не могли понять че за зверь, обзывали как угодно. :green:
Цитата: Türk от марта 16, 2014, 22:18
Цитата: Zhendoso от марта 3, 2014, 10:01
К слову, в словаре чувашского языка Ашмарина свыше 40 названий различных мастей лошади.
Это говорит либо о давних кочевых корнях чувашей, или наоборот — смотрели на лошадь и никак не могли понять че за зверь, обзывали как угодно. :green:
Ну да, ну да... Стоит такой хунн, смотрит на лошадь и думает... "Шо это за скотина такая?" :what:
Не смешите... :D