Не совсем мне понятны акут и циркумфлекс касательно литовского языка.
То, что литовские акут (/) - это нисходящее ударение (хотя, по определению, нисходящим называют "гравис"), а циркумфлекс (~) - восходящее ударение (по опрелению, должно было бы называться "акут") я уяснил. Также известно мне, что "ai" с циркумфлексом читается ближе к [эй], а "au" - к [оу] (что логично, ведь циркумфлекс стоит над 2-й гласной буквой диграфа, т.е в дифтонге первый гласный звук стремится слиться со вторым).
Проблема в другом... Говоря о нисходящем ударении, словарь Брокгауза и Ефрона определяет его как ослабевающее или начальносильное, тогда как восходящее - наоборот, усиливающееся или конечносильное. Но разве тоновое ударение определяется силой? Это же уже речь об эксператорном (силовом), присущему, например, русскому. Иначе я склонен бы понимать, что слово "dirbti" - это [дИирпти], а "gyvenume" - [гивяАнумя], т.е. в первом случае на ударном гласном [и] делаю сначала сильный выдох и продолжаю его ослаблением, а на [æ] - начинаю слабо, но делаю сильный выдох под конец.
Что значит тогда собственно тоновое ударение в литовском? Речь литовца ведь больше похожа на русскую, нежели на китайскую, в которой на ударных слогах ясно слышатся изменения по высоте.
Цитата: Yerges от июля 16, 2011, 20:46
Речь литовца ведь больше похожа на русскую, нежели на китайскую
Нужно отличать язык с тоновым ударением (литовский) от тонального языка (китайский).
А в чём принципиальная разница?
Цитата: Евгений от июля 16, 2011, 22:11
Нужно отличать язык с тоновым ударением (литовский) от тонального языка (китайский).
В таком случае связан ли тоновый характер ударения в литовском с так называемым частотным контуром (где частота звука = музыкальной ноте/тону)? Например, при объяснении китайских тонов рисуют что-то подобие нотного стана из 5 линеек (или регистров), где средняя линейка (3-й регистр) - частота основного тона говорящего. Если эти регистры представить с помощью нот "до-ре-ми-фа-соль", то правильно ли я понимаю, что литовский циркумфлекс - это плавный переход (что называется в музыке "легато") от ми к фа/соль, а акут - тоже плавный переход от ми к ре/до?
Не помешали бы ссылки, где это проиллюстрировано, а не дано лишь описание из самоучителей и энциклопедий.
А может не стоит так сильно заморачиваться, тем более что даже Романус писал, что не различает тона в литовском, кроме дифтонгов, где они действительно важны и играют смыслоразличительную роль.
Цитата: Rōmānus от августа 18, 2004, 14:12
Кстати, система интонаций сейчас интенсивно разрушается. Я как горожанин не различаю интонаций на долгих гласных и глайдах ie и uo. Т.е. различия сохраняются только на дифтонгах au, ai, ei, ui и смешанных двугласиях (a, e, i, u) * (l, m, n, r) = al, el, il... um, un, ur.
А на мой вопрос ответят?
Цитата: Валентин Н от июля 16, 2011, 22:52
А в чём принципиальная разница?
Как объясняется в пресловутой Википедии (статья "Тон (лингвистика)" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BD_(%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0))), "разновидностью тоновых языков являются также языки с музыкальным ударением <...> главное отличие языков с музыкальным ударением от тоновых заключается в том, что в первых тональные противопоставлены реализуются не на всех слогах, а только на «выделенных» (то есть ударных)".
Другое дело, что в шведском чётко слышится шведский гравис, а в литовском языке я как русскоговорящий различий в высоте не расслышал.
Цитата: Nekto от июля 17, 2011, 22:36
А может не стоит так сильно заморачиваться, тем более что даже Романус писал, что не различает тона в литовском, кроме дифтонгов, где они действительно важны и играют смыслоразличительную роль.
Эту мороку необходимо поскорее утолить javascript:void(0);, иначе не будет возникать того желания для . То, что литовское произношение и интонации мало чем (а по мне, разве что "uo" произносится с одинаковым "весом" по долготе, в отличие от упомянутого русского дифтонгоида
- .
Примерно то, что мне надо я прочитал в одном посте:
Цитата: Rōmānus от июня 28, 2005, 22:43
<...>
Нисходящий тон долгий, но отрывистый. Сильное начало, но потом сила убывает. Протяжный - т.е. голос идёт волной вверх. Нам в школе это так рисовали:
mólis: mOOOoolis
sôdas: soooOOОdas
<...>
Но этого маловато будет. Хотелось бы увидеть ещё контуры циркумфлекса и акута на нотном стане. Просто жажду узнать ту книгу по грамматике, которую хвалил Аматёр:
Цитата: Amateur от июля 13, 2005, 23:57
Очень жалею, что однажды не смог купить толстую грамматику литовского языка на русском (изданную, кажется, во второй половине 1980-х). Я её листал: где-то в конце кратенько описывались различные парадигмы ударения, но самое главное – действительно были нарисованы ноты, иллюстрирующие интервал движения тона!
Итак, нужно нотное объяснение восходящего и нисходящего тонов.
Скажите, кто знает, в чём причина разного переноса ударения в 4-й парадигме акцентуации у genỹs (Род.п. ед.ч. gẽnio) и eilė̃ (Род.п. ед.ч. eilė̃s)?