чем обусловлен противоположный показатель рода в числительных в иврите (ну и арабском заодно; в остальных семитских не знаю как)?
shalosh dirot
shlosha xadarim
нэ?
Что нэ? Ничего не известно. Это общесемитская черта, а откуда она взялась непонятно.
Цитата: ali_hoseyn от мая 5, 2011, 20:29
Что нэ?
никто не отвечал, вот и нэ
Цитата: ali_hoseyn от мая 5, 2011, 20:29
Ничего не известно. Это общесемитская черта, а откуда она взялась непонятно.
спасибо
Вспомнил еще аномалию. Десятки в восточно- и южносемитских образуются с помощью окончания дв.ч.,, а в центральносемитских - мн. Как хочешь, так и понимай)
ндям-с
Ну, не совсем так все плохо =)
так я и не говорю, что плохо, просто внимания как-то не обращал на этот момент
Цитировать
Это общесемитская черта
Отсутствующая, к примеру, в угаритском. А связана эта черта с "правилом полярности" (см. Гранде)
Цитата: antbez от мая 9, 2011, 18:30Отсутствующая, к примеру, в угаритском.
Спасибо, кэп, что повторили сказанное мной выше ;D
Цитата: antbez от мая 9, 2011, 18:30А связана эта черта с "правилом полярности" (см. Гранде)
Т.е.?
Цитата: antbez от мая 9, 2011, 18:30Отсутствующая, к примеру, в угаритском.
Стоп! Чаво?
Того! Почитайте, что ли, какую-то книжку...
Цитата: ali_hoseyn от мая 9, 2011, 18:32
Т.е.?
там что-то про именные классы написано
стр. 303 введения в сравнительное изучение семитских, но честно я не очень понял
нужно еще раз глянуть
Цитата: antbez от мая 9, 2011, 18:38Того! Почитайте, что ли, какую-то книжку...
ʕšrm, ṯlṯm, ʔarbʕm, ḫmšm, ṯṯm, šbʕm, ṯmnym, tšʕm. Типичный центрально-семитский тип. Вы что-то хотели возразить? :smoke:
Числительные угаритского (определённого рода) согласуются с именами разного рода, тем самым правило полярности нарушается.
Цитата: ali_hoseyn от мая 6, 2011, 20:37Десятки в восточно- и южносемитских образуются с помощью окончания дв.ч.,
Объяснение может быть следующим: числительное "двадцать" образовалось от числительного "десять" с помощью окончания дв.ч., затем остальные числительные для десятков стали образовываться по аналогии. И третий этап - центрально-семитская инновация, при которой окончание дв.ч. было заменено на окончание мн.ч.
ЦитироватьNote that in most older Semitic languages, the forms of the numerals from 3 to 10 exhibit gender polarity (also called "chiastic concord" or reverse agreement), i.e. if the counted noun is masculine, the numeral would be feminine and vice versa.
Как такое может появиться, и главное зачем?
Происхождение полярного согласования не известно. Черта была присуща еще праязыку. За пределами семитских не встречается. Думаю, это как-то связано с пережитками системы классов, одним из которых являлся женский род в семитских языках.
Вот, кстати, Смитти делал такую табличку и выкладывал ее давным давно на гэнге с комментарием:
ЦитироватьТипы склонений существительных в языке сомали.
В сомалийском языке все существительные делятся на 7 склонений, которые выделяются на основе двух критериев: 1) рода существительного в ед. и мн. числах; 2) окончания мн. числа. В сомалийском сплошь и рядом встречается такое явление, как изменение рода вместе с изменением числа. к примеру: dawo "лекарство" - существительного женского рода, в то время как dawooyinka "лекарства" - существительное мужского рода. В немногочисленных учебных пособиях изучение морфологии существительного растянуто на 3-4 урока, вследствие чего нормальное их усвоение затрудняется. Поэтому Смитти запилил себе следующую табличку, в которой представлены: № склонения (D), структура основы существительного, форма определенного артикля и примеры:
(http://s014.radikal.ru/i326/1105/e7/e58179079638.jpg)
Замечания к таблице:
1) D1, pl, m: i + o = iyo (mindiyo, guriyo);
2) D2, pl, f: q, kh, x, h, c, ', j, s, i + o = -yo (tagsiyo, sacyo, dariiqyo, madaxyo, nacasyo);
b, d, r, l + o = bbo, ddo etc. (albaabbo, sanaddo, gidaarro etc.);
n + o = mmo (inammo, dukaammo);
3) D3, pl, m: -in + o = -mo (qálin – qalmo, maalín – maalmo);
4) D4, pl, m: исключения: nín – niman мужчина;
wíil (m) – wiilal (f) сын, мальчик;
5) D7, sg, m: исключения: óday – odayaal старик, пожилой человек;
bíyo – biyayaal вода
Кроме того, при присоединении артикля к основе имеет место ряд фонетических изменений, закрепленных и в правописании:
Отлонения в женском роде:
- q, kh, c, x, h, ', d, w, y или гласная + t = d (dariíqda, subáxda, lo'da, nabádda, mindída и т.п.)
- dh + t = dh (gabádh – gabádha)
- l + t = sh (hál – hásha)
- o + t = áda (subaxyo – subaxyáda)
в мужском роде:
- q, kh, c, x, h, ' + k = - (súuqa, mádaxa, mágaca и т.п.). Гласная «а» (краткая), стоящая перед согласным переходит в гласную артикля (mádax – mádaxa, ráh – rúhu, mágac – mágicií).
- гласная (кроме "i") + k = h (гласная переходит в гласную артикля) (báre – baráha, gacmo – gacmíhií).
- g, w, y, i + k = g (gúri – gúriga, éy – éyga, cádow – cádowga).
Нечто похожее есть и в арабском.
Цитата: ali_hoseyn от декабря 2, 2011, 01:30
встречается такое явление, как изменение рода вместе с изменением числа. к примеру: dawo "лекарство" - существительного женского рода, в то время как dawooyinka "лекарства" - существительное мужского рода
В румынском полно́ существительных т.наз. "обоюдного рода". Склоняются в ед.ч. по мужскому типу, а в мн.ч. - по женскому (реже - наоборот).