Лингвофорум

Теоретический раздел => Алтайские языки => Тюркские языки => Тема начата: Dana от апреля 29, 2011, 21:09

Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Dana от апреля 29, 2011, 21:09
Существует ли общепризнанная этимология этнонима «саха»?
Какая этимология лично вам кажется наиболее правдоподобной?
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Karakurt от апреля 29, 2011, 21:13
Из яқа? "Край"? Может и не тюркский этноним.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: bvs от апреля 29, 2011, 21:16
От jaqa со значением "край, окраина". От этого же слова якут (через бурятский) и монгольское "дзахачин".
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Karakurt от апреля 29, 2011, 21:17
Цитата: bvs от апреля 29, 2011, 21:16
От этого же слова якут (через бурятский)
Это точно? Почему тогда с монг. расхождение?
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: bvs от апреля 29, 2011, 21:30
В современном бурятском яхад, в эвенкийском яко. Про какое расхождение с монгольским вы говорите? "Дзахачин" - название монгольского племени, и означает, собственно, "окраинные".
В монгольском отражено джеканье (как и в большинстве тюркизмов, если не ошибаюсь), в бурятском скорее всего раннее заимствование из якутского (возможно через эвенкийское посредство).
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Karakurt от апреля 29, 2011, 21:34
В якутском это звучит саға? А этноним саха? Или это одно и то же слово?
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Dana от апреля 30, 2011, 01:20
http://flash.sakha.net/main/for_study/print:page,1,9478-jetnonimika-jakutii.html

Меня вот это более всего заинтересовало:
ЦитироватьВ.В. Бартольд считал возможным связывать самоназвание якутов с названием алтайских сагайцев.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Антиромантик от апреля 30, 2011, 08:21
Да ну ... ненормальное фонетическое соответствие.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: qarachayli от октября 16, 2012, 22:45
А не имеет ли связь с этнонимом "сак"?
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Nevik Xukxo от октября 16, 2012, 23:02
Цитата: qarachayli от октября 16, 2012, 22:45
А не имеет ли связь с этнонимом "сак"?

Обоснуйте связь.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: qarachayli от октября 16, 2012, 23:11
Цитата: Nevik Xukxo от октября 16, 2012, 23:02
Цитата: qarachayli от октября 16, 2012, 22:45
А не имеет ли связь с этнонимом "сак"?

Обоснуйте связь.
Я высказал предположение, учитывая то, что другой этимологии этнонима якутов саха пока не видно.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: offen от мая 4, 2013, 13:04
Обоснование этнонима саха

в работах Гумилева было сказано примерно такое:
Хунну комплиментарно относились к звериному искусству саков-скифов. После поражения саков от сарматов тоже скифского происхождения Хунну приютили их и отвели им места возле озера Байкал как искусных металлургов.

В этих местах археологи находили, разработанные месторождения железной руды, и отметили как "курумчинских кузнецов".
С каганами Первого Тюркского каганата курыканы, в их составе были "курумчинские кузнецы", враждовали. Хотя от их первого тюркского предводителя Бумын хана и его второй жены уйгурки родился Куры хан, который стал предводителем Орды курыканов, которые приняли имя своего хана как самоназвание Орды. А как известно, уйгуры также являлись врагами Первого Тюркского каганата.
Некоторые историки высказывают гипотезу, что Орда курыканов выполняла роль собирателей дани с тунгусо- и монголоязычных народов, а также пушнину для отправки тюрками по Великому Шелковому пути в Европу. Курыканы как и уйгуры поддерживали хорошие отношения с Китаем, ясно почему - ведь шелк шел с Китая.
Затем с усилением монголоязычных  народов и утерей Шелкового пути протосаха-бывшие курыканы отошли в свои провинции на территорию современной Якутии.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: SWR от мая 4, 2013, 14:23
Цитата: offen от мая  4, 2013, 13:04
С каганами Первого Тюркского каганата курыканы, в их составе были "курумчинские кузнецы", враждовали. Хотя от их первого тюркского предводителя Бумын хана и его второй жены уйгурки родился Куры хан, который стал предводителем Орды курыканов, которые приняли имя своего хана как самоназвание Орды. А как известно, уйгуры также являлись врагами Первого Тюркского каганата.
И где это написано у Бичурина, работой которого пользовался Гумилев?

Гумилев:
<<Бумын принял титул Иль-хан, но в конце 552 г. умер. На престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык-хан (т. е. Черный Горячий хан) [9].>>

Кара (а не Куры) - скорее всего "Великий", а не "Черный".

P.S. Критически относитесь к работам Гумилева.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: offen от мая 4, 2013, 15:12
ЦитироватьP.S. Критически относитесь к работам Гумилева.
http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article22a.htm
И вот что тут важно. Предметы бытовые, оружие и продукты можно получать или заимствовать от кого угодно, потому эти вещи нужны и никак не влияют на психику. А без предметов искусства вроде бы и можно обойтись, но ценны они лишь тоща, когда нравятся без предвзятости. Ведь без искренности невозможно ни творчество, ни восприятие, а искренняя симпатия к чужому (ибо своего еще нет) искусству лежит в глубинах народной души, в этнопсихологическом складе, определяющем комплементарность, положительную или отрицательную.

Хунны в эпоху своего величия имели возможности выбора. На востоке лежал ханьский Китай, на западе - остатки разбитых скифов (саков) и победоносные сарматы. Кого же было надо полюбить, повторяю - искренне и бескорыстно?

Раскопки царского погребения в Ноин-уле, где лежал прах Учжулю-шаньюя, скончавшегося в 13 г. н.э., показали, что для тела хунны предпочитали китайские и бактрийские ткани, ханьские зеркала, просо и белый рис, а для души - предметы скифского звериного стиля, несмотря на то, что скифы на западе были истреблены свирепыми сарматами [39], а на востоке побеждены и прогнаны на юг, в Иран и Индию [40].
В 165 г. до н.э. хунны победили в Азии, а после того, как они были разбиты сяньбийцами и вынуждены бежать в низовья Волги в 155 г. н.э., они там победили сарматское племя аланов, "истомив их бесконечной войной" [43]. Тем самым хунны, не подозревая о своей роли в истории, оказались мстителями за скифов, перебитых сарматами в III в. до н.э [44].
:)  :yes:
В Якутии в 2009 году вышла книга А.А.Акимова "Тайна предков курыкан", -Якутск: Сайдам,2009. -160с. Агенство СIР НБР Саха. Из этой книги вкратце:
Курыканский (малый) каганат (этнический союз племен совмещающий телесско-уйгурско-уранхайские языковые данные) разделяется на 3 периода:
Первый период: 553 - 780 гг.
Союзом племен правили династия курыкан. У данного периода все даты указаны Х.Намсараевым, Г.Цыбиковым, путешественником П.С.Паллосом. Подтверждены историком Хангараевым.
Второй период: 780 - 1002 гг.
Союзом курыкан племен правила династия Баргутов. Все даты данного периода указаны этнографом и фольклористом М.Н.Хангаловым, подтверждены историком С.Балдаевым.
Третий период: 1050 - 1199 гг.
Союзом племен правили династия Дархан, потомки Куры кагана. Все даты данного периода указаны Пакыриддином (XIII в.), В.Бамбаевым, подтверждены П.П.Батаровым.

554-585гг. Куры каган -основатель курыканского союза племен.
Куры как сын Бумын кагана от второй жены (из уйгурской аристократической семьи) являлся законным принцем. Куры сумел получить расположение поднебесного императора и добился титула хана.
585-597гг. - хан Кюлюк (сын Куры кагана)
597-622гг. - хан Хойку I (сын Кюлюка)
622-642гг. - хан Дархан с титулом Хойку II (сын Хойку I)
642-671гг. - хан Хадан с титулом Хойку III (сын Хойку II)
671-692гг. - хан Бугу (сын Хойку III)
692-722гг. - шад Сэрэксэн (сын Бугу)
722-731гг. - шад Тукай (сын Сэрэксэн)
731-780гг. - шад Бохой (сын Тукая)
В период правления шадов Тукая и Бохоя курыканский союз племен добровольно вошел в Уйгурскую конфедерацию.

780-798гг. - хан Баргут (титул). Сын тойона Боко, вожака племени баргутов.
798-814гг. - хан Куртун (сын Баргута)
814-831гг. - хан Турка (сын Куртуна)
831-850гг. - шад-князец Харада (сын Турка)
850-880гг. - шад Могой (сын Харада)
880-898гг. - шад Модун (сын Могоя)
898-930гг. - шад Кочай (сын Модуна)
930-961гг. - шад Далан (сын Кочая)
--------
995-1002гг. - шад Кутулук
--------

1050-1068гг. шад Холбон-Дархан
- шад Тогой-Дархан (сын Холбон Дархана)
- шад Тулан Дархан (сын Тогой Дархана)
1136-1152гг. - хан Олот Дархан (сын шада Тулас)
1152-1170гг. - хан Одуни Дархан (сын Олот Дархана)
1170-1188гг. - хан Эрилик Дархан (сын Одуни Дархана)
1188-1199гг. - хан Билгэ Дархан (сын Эрилик Дархана)

Последний хан курыканов Бильгэ являлся внуком Одуни-хана, которого тайком вероломно убили монголы по поручению Есугея-отца Чингисхана. Во время зимовки в Олонхуне (Олекма) Бильгэ также убит от руки убийцы по поручению самого Чингисхана.
Старший сын хана Билгэ богатырь Омолоон, приняв первый тяжелый удар на себя, погиб геройски в неравной схатке с монголами на долине реки Селенги возле Байкала.
После похорон Бильгэ дархана его младший сын Ньюргун батыр со своими приближенными поехали верхом в сторону Вилюя и там обосновались.
Средний сын Эллир (Эллей) батыр вместе с дядей Омогоем также со своими приближенными людьми верхом на лошадях вместе со скотом и табуном подались в сторону долины Туймады и дошли в 1220 году.
С этого времени начинается летопись саха-якутов.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: offen от мая 4, 2013, 15:20
дополнительно можете узнать в:
Скифы - кто они? Передача 1
http://www.youtube.com/watch?v=T2Nvn67G-q0
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: SWR от мая 4, 2013, 16:27
Цитата: offen от мая  4, 2013, 15:12
ЦитироватьP.S. Критически относитесь к работам Гумилева.
http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article22a.htm

В 165 г. до н.э. хунны победили в Азии, а после того, как они были разбиты сяньбийцами и вынуждены бежать в низовья Волги в 155 г. н.э., они там победили сарматское племя аланов, "истомив их бесконечной войной" [43]. Тем самым хунны, не подозревая о своей роли в истории, оказались мстителями за скифов, перебитых сарматами в III в. до н.э [44].
:)  :yes:
На той же странице:
<<Остаток западных гуннов спасся в приволжских лесах и после вторичной метисации сложился в этнос чувашей, начисто забывших древние традиции азиатских предков>>
Ну, это то ясно...Правда, с "вторичной метисацией" можно поспорить...  ;D

Цитата: offen от мая  4, 2013, 15:12
В Якутии в 2009 году вышла книга А.А.Акимова "Тайна предков курыкан", -Якутск: Сайдам,2009. -160с. Агенство СIР НБР Саха. Из этой книги вкратце:

554-585гг. Куры каган -основатель курыканского союза племен.
Куры как сын Бумын кагана от второй жены (из уйгурской аристократической семьи) являлся законным принцем. Куры сумел получить расположение поднебесного императора и добился титула хана.
585-597гг. - хан Кюлюк (сын Куры кагана)

Бичурин Иакинф
Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена

<<Еще в конце династии Юань-вэй [388 -- 554], тукюеский Или-хан совершенно поразил тйелэсцев и покорил более 50.000 юрт; после сего он просил брака у жужаньского государя [520 -- 551]. Анахуань 539а крайне разгневался и отправил посланца с ругательным ответом. Или-хан отрубил посланцу голову, пошел с войском на жужаньцев и разбил их. По кончине Или-хана младший его брат Аи-хан поставлен. Он еще разбил жужаньцев; но вскоре занемог и скончался. Минуя сына его Нйего, на престол возвели младшего его брата Цзушу под наименованием Мугань-хана.>>

И все! Умер брат Аи-хан (или сын Коло хан?) в 553 году! Какие гулигань (кит.) - курыканы от никогда не жившего до 585 года Куры хана ( а тем более кагана)?   :negozhe:
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: offen от мая 4, 2013, 23:58
ЦитироватьЕще в конце династии Юань-вэй [388 -- 554], тукюеский Или-хан совершенно поразил тйелэсцев и покорил более 50.000 юрт; после сего он просил брака у жужаньского государя [520 -- 551]. Анахуань 539а крайне разгневался и отправил посланца с ругательным ответом. Или-хан отрубил посланцу голову, пошел с войском на жужаньцев и разбил их. По кончине Или-хана младший его брат Аи-хан поставлен. Он еще разбил жужаньцев; но вскоре занемог и скончался. Минуя сына его Нйего, на престол возвели младшего его брата Цзушу под наименованием Мугань-хана.
Казахские исследователи пишут (http://marinkinrasskaz.ucoz.ru/publ/4-1-0-91):
ЦитироватьБумын-кагана в некоторых источниках называют Иль-хан. Это связано с тем, что первый тюркский хан Бумын принял титул Иль-хана в конце 552 г. В китайских источниках его называют Тумын. Это он сделал первый шаг к присоединению других племен. Буквальное значение титула "иль-хан" - "правитель народов". По оценке С.Г.Кляшторного, Бумын-каган - основатель тюркской государственности. Получив в 551 г. титул кагана, он сумел объединить тюркские народы в одно государство - Тюркский каганат.
Китайцы, боясь военного искусства полководцев Бумын-кагана, стремились установить дружественные связи с ним. Для этого империя Западного дома Вэй, Вэнь-ди отправила свое доверенное лицо Ань Нопань-то к кагану. Посол Китая сообщил о том, что их правители признают тюрков равными себе. Для дальнейшего укрепления дружественных связей с китайцами Бумын летом 551 г. женился на китайской царице Чан-Ле.
Кроме того Гумилев пишет:
ЦитироватьДети Бумына, Кара Иссык-хан (†553 г.) и Кигинь Мугань-хан добили жужаней и принудили их бежать в империю Ци.

Таким образом, эти одни и те же люди  :yes:
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: SWR от мая 5, 2013, 16:17
Цитата: offen от мая  4, 2013, 23:58
Таким образом, эти одни и те же люди  :yes:
:yes:

Паркер:
ЦитироватьТребование  тюркского  принца  Тюмена (T'u-men) ( выдать  ему  замуж  принцессу  жуен-жуен закончилось,  как  мы  видели (стр.112),  поражением  Анакуе ´кузнецами-рабами, как  принц  их  называл.  Вслед  за  тем (в 551  г)  Тюмен  принял  ханский  титул  и
именовал себя  Или каганом (возможно, Илханом, однако, в любом случае Бумин
каганом  по  тюркским  надписям). Он  правил  лишь  один  год  после  этого...

Наследником  Тюмена  был его сын Кара (K'o-lo )(552) и затем пришел брат Кары
Джигин (Ch'i-chin),  именуемой  также  как Йенин (Yen-yin) , Мукан  Каган (552-573)   и  отец Далобяна. (Мукан  был  племянником  и  Тюмен  был  старшим  братом  Истэми  Кагана, записанного на каменных надписях : по-китайски эти личности записаны как Ших-тиен-ми и Се-ти-ми возможно, Стембис по-гречески, Дизабул по Зимархусу...

Только причем здесь курыканы?

Цитировать5. Гулигань-Курыканы (骨利幹). Кочевали к северу от Байкала (瀚海). Около 5000 воинов. В их стране много растёт байхэ (百合, сарана), разводят высоких, сильных и выносливых лошадей. Китайцы считали, что их земли простираются до океана и писали о коротких ночах и длинных днях в землях гулиганьцев. Когда они прислали послов к императору Тан, китайцы отправили в их земли юнь хой цзянзюня (雲麾將軍, сопровождающий третий высший ранг, почётное военное звание) Кан Суми (康蘇蜜). Их земли были преобразованы в округ Сюаньцюе (玄闕州). Старейшина Сыцзинь (俟斤) подарил китайцам много лошадей, 10 из них император отбрал для себя и дал им имена. В 662 году их земли переименовали в округ Юйу (余吾州) и подчинили байкальскому наместничеству (瀚海都督府).
(wiki/ru) Уйгурский_каганат (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B9%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82)

Где это все у Акимова А.А.?  :negozhe:
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: offen от мая 5, 2013, 23:59
ЦитироватьГде это все у Акимова А.А.?
:D
в аннотации написано: Автор как исследователь сопоставляет факты с другими источниками, пытается выявить логику событий путем аналитического подхода и преподносит свою версию на суд читателей.   :smoke:

Возле о.Байкал живут любопытные люди, как видно из http://www.vsp.ru/social/2010/08/09/503746  :wall:
Последний из курыкан
Автор: Юлия ПЕРЕЛОМОВА
Всё началось с мыса Хоргой, «известного своей курыканской стеной». Вокруг этого места на Ольхоне ходит масса легенд: и то, что когда-то тут была древняя крепость неизвестного назначения, и то, что это святилище, где средневековые курыкане приносили человеческие жертвы. Один мой хороший знакомый во время очередной переписи населения записался «курыканином». Да что там знакомый, целые народы не прочь объявить себя потомками курыкан. А во всём виноват... академик Алексей Окладников. Эта статья посвящается последним из курыкан.
Хоргой – дежурная точка ольхонских экскурсий.
....За два дня поисков я обнаружила к двум известным ещё три «чаши». Что-то подсказывает, что это ещё не всё. Назначение этих многочисленных дыр в камнях непонятно, загадочно, странно. Вот тогда и возникла мысль разобраться, что за курыкане такие?
...Когда мои знакомые были несколько лет назад на Ольхоне, спросили у местных бурят, что означает слово «Хоргой» (Иван Черский его встречал не только на Ольхоне). Бурятка Галя, промышлявшая ловлей рыбы, сказала: «Что-то вроде «прятать». Я заглянула в «Бурятско-русский словарь». Точно: «хоргодхо» означает «прятаться». Тогда-то и начала закрадываться мысль, что эти слова если не родные, то уж точно когда-то были близки. В древнетюркском есть слово, звучащее примерно как «кору», «кори» – охранять, оберегать. А в монгольском «хорго» – укрытие, обнесённое оградой место. От монголов к бурятам перешло и «хорео» – ограда. Так вот откуда эти стены! А если вы поинтересуетесь этимологией слова «курган», то узнаете, что это не только могильник, как мы привыкли, но и крепость, укрепление! Охраняемое место. Конечно, для профессионального этимолога это только забавные словесные игры, не более. Но для любителя выстраивается удивительная картина. Хоргой – потаённый, охраняемый мыс. Место, где что-то или кого-то прятали за стеной. В чём-то оно ещё и родное кургану (дилетанту журналисту простительно помечтать). А курыкане – «охранники». Похоже, что и в области лингвистики этот странный народ оставил свой след.

Вероятнее всего, никто и никогда не узнает, кем же были «курумчинские кузнецы», легенды и научные теории вокруг них будут плодиться. А потому что людям, сильно учёным и не очень, зачем-то нужны места, куда можно приехать и просто удивиться: «Тут такой камень есть! На нём голову отрубали!».  

Так, что анализируйте  :uzhos:
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Rashid Jawba от мая 6, 2013, 01:12
Цитата: qarachayli от октября 16, 2012, 23:11
Цитата: Nevik Xukxo от октября 16, 2012, 23:02
Цитата: qarachayli от октября 16, 2012, 22:45
А не имеет ли связь с этнонимом "сак"?

Обоснуйте связь.
Я высказал предположение, учитывая то, что другой этимологии этнонима якутов саха пока не видно.
Может, в пользу сакского субстрата говорят гидронимы типа Алдан Есть еще пара рек с окончанием -дон, сейчас точно не помню.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Timiriliyev от мая 6, 2013, 01:38
ЦитироватьА не имеет ли связь с этнонимом "сак"?
Тогда уж и с- бы отпало, а русские называли нас сакутами. :green:
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: offen от мая 6, 2013, 09:33
Цитироватьгидронимы типа Алдан
:smoke:

Название реки Алдан упоминается в предании: «Попытавшись переехать на быке р. Алдан, Улуу Хоро не смог из-за глубины реки этого сделать, потому назвал ее «Алдан со смердящим запахом». По другим преданиям, Улуу-Хоро предсказал, что Алдан никогда не обмелеет. Им впервые были даны названия рекам Амге и Таатте; на Амгу он взглянул с опасением, (подумав), что в будущем она едва ли оправдает надежды. Из этих трех рек Улуу Хоро только про Таатту сказал: «Течение кое-где приостанавливается, в будущем тут размножатся люди, скот, здесь будет счастливое место».
Улуу Хоро в Якутии считается племенем язык которого бы не понятен саха-якутам

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/neskazochnaya-proza-horolorov-traditsiya-bytovaniya#ixzz2SUXHUN6X
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: SWR от мая 6, 2013, 10:26
Цитата: Timiriliev от мая  6, 2013, 01:38
ЦитироватьА не имеет ли связь с этнонимом "сак"?
Тогда уж и с- бы отпало, а русские называли нас сакутами. :green:
Русским то откуда знать как называли себя скифы?
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: offen от мая 6, 2013, 14:05
интернет...мать её >(.... воздвиг к мысли, что и они Русские- скифы

я лично не против, тем более что у саха-якутов гаплотип N1c1 где-то 90% из 100 саха, а у русских этот гаплотип на почётном втором месте :=
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Zhendoso от мая 6, 2013, 14:40
Цитата: SWR от мая  6, 2013, 10:26
Цитата: Timiriliev от мая  6, 2013, 01:38
ЦитироватьА не имеет ли связь с этнонимом "сак"?
Тогда уж и с- бы отпало, а русские называли нас сакутами. :green:
Русским то откуда знать как называли себя скифы?
Дело в том, что в якутском начальный исконный s- пару сотен лет назад перешел в ноль звука. Нынешний якутский начальный s- (~h)  сответствует общетюркскому j-. Иными словами,  версия о том, что этноним саха восходит к монголизму типа *jaxa/*dzaxa "окраинный" (русское якут, похоже, из монг. *jaxaɣud/*dzaxaɣud "окраинные") , самая предпочтительная, имхо.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Karakurt от мая 6, 2013, 16:11
Цитата: Zhendoso от мая  6, 2013, 14:40
монголизму
Не исконное?
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: bvs от мая 6, 2013, 16:22
В Монголии есть народность дзахачин - тот же самый смысл.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Zhendoso от мая 6, 2013, 16:24
Цитата: Karakurt от мая  6, 2013, 16:11
Цитата: Zhendoso от мая  6, 2013, 14:40
монголизму
Не исконное?
:donno: Исконное в якутском, видимо, саҕа (saɣa) "воротник, край, окраина". А саха, судя по качеству срединного согласного, восходит к монгольскому jax/dzax с тем же значением (? тюркизм)
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: SWR от мая 6, 2013, 16:26
Цитата: Zhendoso от мая  6, 2013, 14:40
Цитата: SWR от мая  6, 2013, 10:26
Цитата: Timiriliev от мая  6, 2013, 01:38
ЦитироватьА не имеет ли связь с этнонимом "сак"?
Тогда уж и с- бы отпало, а русские называли нас сакутами. :green:
Русским то откуда знать как называли себя скифы?
Дело в том, что в якутском начальный исконный s- пару сотен лет назад перешел в ноль звука. Нынешний якутский начальный s- (~h)  сответствует общетюркскому j-. Иными словами,  версия о том, что этноним саха восходит к монголизму типа *jaxa/*dzaxa "окраинный" (русское якут, похоже, из монг. *jaxaɣud/*dzaxaɣud "окраинные") , самая предпочтительная, имхо.
Это общее правило?

Пример:
Сак, Сака (чув.) - лавка, нары, Сэке (тат.), Секи (тур.), Сэксэ(як.) при аналогичных формах в тунгусcо-маньжурских, монгольских (бурятском).

Этот "С" в якутском в этом слове вновь приобретенный? Или это все таки древнее слово судя по присутствию и в тюркских, и в маньчжурских и в монгольских?
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: bvs от мая 6, 2013, 16:30
Цитата: Karakurt от мая  6, 2013, 16:11
Цитата: Zhendoso от мая  6, 2013, 14:40
монголизму
Не исконное?
Если вы про каз. жақ "сторона", то необъяснимо конечное -а в якутском. Во всяком случает, это старое заимствование в якутском, новые имеют джь- (орфографически дь-).
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Karakurt от мая 6, 2013, 16:47
Я про жага, но теперь ясно что там тоже г, а не х.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Zhendoso от мая 6, 2013, 16:58
Цитата: SWR от мая  6, 2013, 16:26
Это общее правило?

Пример:
Сак, Сака (чув.) - лавка, нары, Сэке (тат.), Секи (тур.), Сэксэ(як.) при аналогичных формах в тунгусcо-маньжурских, монгольских (бурятском).
Для якутского - да. Н-р, тому же общетюркскому sekü/säki "сиденье, помост, лежанка" по старлингу в якутском типа соответствует eɣe "вымоина, бугры и ямы (на дне реки)" (но, имхо, якутское eɣe инфакто восходит к *seɣe<монг. *segeɣe "трещина, отверстие, яма")

Цитата: SWR от мая  6, 2013, 16:26
Этот "С" в якутском в этом слове вновь приобретенный? Или это все таки древнее слово судя по присутствию и в тюркских, и в маньчжурских и в монгольских?
Якутский начальный s- восходит либо к аффрикате, либо спиранту, соответствующему т.н. общетюркскому начальному j. Примеры: як. самыыр "дождь"~ чув. çумăр~ДТ jaɣmur; як. сыа "жир"~чув. çăв/çу~ ДТ. jaɣ  и т.п.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: offen от мая 6, 2013, 21:47
Цитироватьверсия о том, что этноним саха восходит к монголизму типа *jaxa/*dzaxa "окраинный" (русское якут, похоже, из монг. *jaxaɣud/*dzaxaɣud "окраинные") , самая предпочтительная
:=

очень даже может быть, тем более, что этноним шумер некоторые думают, что звучал как сYYмэр - отборный, до сих пор некоторые саха, в частности сунтарцы вроде бы, предпочитают величать себя hаха вместо саха.

кстати, слово са5а - в настоящее время означает воротник, также есть слова и выражения, например, "сах билэр" - "кто его знает"или са5аламмыт - начался
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: offen от мая 15, 2013, 22:51
Этноним Якут – это экзоним, данный русскими колонизацаторами (стрельцами, казаками и землепроходцами),  везде пишут - предположительно  :no: вроде бы произошёл от эвенского "яко, или «эко», хотя лингвисты отмечают, что по фонетическим законам слову саха на других тюркских языках соответстовало (незафиксированное в источниках) бы слово jaqa/yaqa.

В марте 1206 года недалеко от истоков реки Онон собрался курултай, где Тэмуджин был избран великим ханом с титулом Чингис-хан. Провозглашалось создание Великого монгольского государства - среднемонг. Yeke Mongγol ulus .

В народных сказаниях и Олонхо упоминаются прародителями народа саха являются Омогой бай, Эллэй боотур и Улуу Хоро.
Омогой (олицетворение курыкан) - этническая группа с значительным влиянием монгольского языка (жили очень долго с монголоязычными автохтонами Прибайкалья), - Эллэй (олицетворение канглов) - этническая группа с более "чистым", т.е. не смешанным с монгольским языком, тюркским языком. И синтез этих компонентов стал основой древнеякутской народности. А насчет "тунгусоидов Хоро" - понятно. Они стали третьим крупным этническим компонентом. И на основе этих трех компонентов возник современный якутский народ.

Из этого следует, что к моменту прибытия на территорию Средней Лены русские вначале познакомились с потомками монгольских переселенцев - усть-алданцами и намцами, может быть именующими себя в то время Йака, а уж потом, включив их в союзники, пошли объясачивать кангаласцев, предводителем которых был Тыгын Дархан, являющегося потомком Эллэя.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: Удеге от мая 16, 2013, 19:23
Цитата: offen от мая 15, 2013, 22:51
тюркских языках соответстовало (незафиксированное в источниках) бы слово jaqa/yaqa
О каких источниках идет речь, непонятно. Если о языках, то в узбекском yoqa (без оканья и в диалектах yaqa) как раз и означает - воротник, берег, край, обочина.
Название: Этимология этнонима «саха»
Отправлено: offen от мая 18, 2013, 23:14
[urlhttp://fotki.ykt.ru/albums/userpics/37839/normal_42_premongol.png[/url]
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4d/Premongol.png/250px-Premongol.png
просьба модератору показать карту, я не могу никак :)

как видите на карте Yakut жили в окружении тюркских племен: башкир, киргизов, хакасов; а также самоедов