тема об жизни, истории и судьбах людей и обществ этих регионов от сотворения мира и до наших дней.
Цитата: Awwal12 от апреля 11, 2011, 20:23
Цитата: hodzha от апреля 11, 2011, 16:33
Точно. Русь - часть региона "Великая Степь".
Каким боком? Ладно ещё славяне в целом возникли на границе леса и степи - так уже подавляющее большинство древних русских заселяло лесные территории, а для великороссов это и просто месторазвитие. Степи великороссы колонизировали, причём колонизировали поначалу силами обособленных этнических групп смешанного происхождения (русских казаков), и всё это началось никак не ранее конца XV века.
Как вообще русские могут быть частью Великой Степи, когда ещё в XI веке никакого явного цивилизационного разрыва между Древней Русью и Западной Европой, а равно как и Византией, не было?.. И не надо про локальные культурные отличия - Европа как целостность сама по себе сформировалась на пестрейших субстратах (тут и те же славяне, и бывшие граждане Римской Империи, и германские варвары с верховьев Рейна, и вообще отмороженные викинги из Скандинавии...).
Цитата: hodzha от апреля 11, 2011, 20:29
в Степи так или иначе ты зависишь от ситуации в Степи в целом, тебе нужно или договариваться (как Украине) или навязывать свои правила игры (как России)
И в России, и на Украине до XVII-XVIII века в собственно степи обитали исключительно периферийные группы (казаки). Ядро от степи в обоих случаях никак напрямую не зависело.
Цитата: Awwal12 от апреля 11, 2011, 20:23
Как вообще русские могут быть частью Великой Степи, когда ещё в XI веке никакого явного цивилизационного разрыва между Древней Русью и Западной Европой, а равно как и Византией, не было?
а его никогда не было, а он есть. человечество - единое целое, но во время великих общественных перетурбаций региональные особенности дают о себе знать. почему Россия конфликтует с Европой а Европа с Россией? особенности разные - размер территории, психология людей, другая плотность населения и куча других факторов. в отличие от Европы в России нету четких естественных границ между отдельными этносами, их территорией проживания и никогда не было. почитайте наверное Соловьева и Карамзина, еще они об этом писали. в Европе группе людей можно закрепиться на небольшой территории. в Степи так или иначе ты зависишь от ситуации в Степи в целом, тебе нужно или договариваться (как Украине) или навязывать свои правила игры (как России) иначе навяжут тебе - проблемы в любом конце Степи грозят проблемами в Степи в целом. Это еще Чингизхан знал, поэтому объявил поход за объединение Степи, хоть и знал судя по всему к каким жертвам это приведет. Но он таки своего добился - большая часть степняков его и его Войско в силу тех или иных причин поддержала, как и Сталина с его РККА.
Цитата: Awwal12 от апреля 11, 2011, 20:43
И в России, и на Украине до XVII-XVIII века в собственно степи обитали исключительно периферийные группы (казаки). Ядро от степи в обоих случаях никак напрямую не зависело.
казаки себя ведь не с городом идентифицировали, а с полем. можно ли считать ядром систему укрепленных крепостей-городов с кучей иностранцев, европеизированными правителями-князьями, которые не понимали особенностей Степи (Поля) и ее жителей и постоянно эксплуатировали, а потом обижались, что построенная ими система рушилась сама собой?
Цитата: hodzha от апреля 11, 2011, 20:51
можно ли считать ядром систему укрепленных крепостей-городов с кучей иностранцев, европеизированными правителями-князьями, которые не понимали особенностей Степи (Поля) и ее жителей и постоянно эксплуатировали, а потом обижались, что построенная ими система рушилась сама собой?
При чём тут города?.. Ещё раз для экипажей особо тяжёлых танков: подавляющее большинство этнических великороссов как минимум до XVII века жило в лесной зоне, и отнюдь не в городах.
Цитата: Awwal12 от апреля 11, 2011, 21:56
Цитата: hodzha от апреля 11, 2011, 20:51
можно ли считать ядром систему укрепленных крепостей-городов с кучей иностранцев, европеизированными правителями-князьями, которые не понимали особенностей Степи (Поля) и ее жителей и постоянно эксплуатировали, а потом обижались, что построенная ими система рушилась сама собой?
При чём тут города?.. Ещё раз для экипажей особо тяжёлых танков: подавляющее большинство этнических великороссов как минимум до XVII века жило в лесной зоне, и отнюдь не в городах.
а мы тут не про великороссов, а про Великую Степь или если быть точнее Великую Евразийскую Равнину где есть и степи и леса и горы и моря, живут разные народы и т.д. просто степь тут играет главную роль, связывает регион в единое целое. волей истории ей сейчас правят великороссы, будут плохо управлять - прийдет кто-то другой, напр. китайцы, регион то все равно останется и большинство жителей со своими ways of life - тоже.
чтобы было понятнее, о чем мы будем тут говорить, процитирую А. Доманина "Монгольская империя Чингизидов:
"На этом пути существует немало трудностей. Одна из самых серьезных – резкое культурологическое расхождение двух очень разных типов цивилизации – кочевого и оседлого. Современному российскому читателю, воспитанному, как правило, в традициях западного типа культуры (при всем нашем своеобразии), трудно понять даже самые элементарные поведенческие стереотипы образа жизни кочевника-степняка."
"Монгольскую империю Чингизидов иногда называют «степной империей». Название по сути неверное, ведь в период своего расцвета держава монголов простиралась от лесов Северной Руси до тропических джунглей Вьетнама. 95% жителей нового сверхгосударства оседло жили вне пределов степи – в горах, лесах, речных долинах и оазисах. И все же, если взять действительно главный стержень новой державы, то название это правильное. Степь сформировала весь образ жизни монгольских завоевателей, наложила свой властный отпечаток на их менталитет и культуру; гигантские степные просторы, словно костяк, скрепляли всю огромную империю. Нигде, кроме степи, монгол не мог чувствовать себя по-настоящему счастливым. И эта степь, породившая и взрастившая величайших в мировой истории завоевателей, по праву получила название Великой."
От берегов Адриатического моря до Тихого океана и уссурийской тайги, через всю Евразию протянулась Великая степь. Десять тысяч километров с запада на восток, две, а то и три тысячи с севера на юг – и размеры, и географическое положение делают Великую степь настоящим становым хребтом крупнейшего континента Земли. С севера ее ограничивают сибирская тайга и смешанные леса Русской равнины, с юга – великие горные системы Евразии, от Наньшаня до Кавказа. И сама степь далеко не представляет собой единое пространство, поросшее травой от горизонта до горизонта, как многие привыкли думать. И природа, и климатические условия достаточно четко делят Великую степь на две половины.
* http://fictionbook.ru/author/aleksandr_anatolevich_domanin/mongolskaya_imperiya_chingizidov_chingis/read_online.html?page=1
Цитата: hodzha от апреля 11, 2011, 23:44
а мы тут не про великороссов
Про Россию речь шла или нет?
Цитироватьрегион то все равно останется и большинство жителей со своими ways of life - тоже.
Я как бы намекаю, что ныне подавляющее большинство жителей степной полосы Евразии - великороссы, в целом отличающиеся от таких же великороссов-жителей лесной полосы чуть менее чем никак, в массе своей являющиеся потомками великороссов же и благодаря развитию технологии занимающиеся не традиционным для региона кочевым и полукочевым скотоводством, а привычным земледелием и оседлым скотоводством. Той степи, которая была тысячу лет назад, как особой социально-экономической зоны уже нет.
P.S.: Важно, кроме того, понимать, что тысячу лет назад кочевые степняки при куда меньшей плотности населения имели реальное преимущество перед оседлыми соседями - избыток лошадей и фактически готовый мобресурс для легкой кавалерии в огромном количестве (т.к. ездить верхом и стрелять из лука решительно все кочевники учились с детства). В связи с развитием техники этот фактор, однако, постепенно терял своё значение и уже к середине XX века потерял какую бы то ни было роль.
История государства Российского. Соловьев. http://militera.lib.ru/common/solovyev1/01_01.html. Немного другой взгляд на историю России, но все же тоже много чего интересного о степи.
Цитата: Awwal12 от апреля 11, 2011, 23:51
Я как бы намекаю, что ныне подавляющее большинство жителей степной полосы Евразии - великороссы.
это уже не те великороссы. это те великороссы, украинцы, татары, белорусы, поляки которые сдвинулись с населенных мест в XVII-XIX вв., которых намного меньше задело крепосничество - будущие казаки, сибиряки и т.д. За это время у них круто поменялась психология под влиянием огромных просторов, куда их жизнь забросила. т.е. снова видим как Степь формирует людей под свои задачи, а не наоборот.
Первый век казачества в Сибири - http://annals.xlegio.ru/rus/kazak/sibkaz.htm
" По мере расширения территории России на востоке там начали появляться новые города и остроги, гарнизоны которых в первое время составляли полностью или в значительной степени присланные на определенный срок служилые из «старых» сибирских городов. Впоследствии часть из них осела на новом месте, где постепенно формировался постоянный гарнизон, пополнявшийся родственниками местных служилых, их подрастающими детьми, вездесущими «промышленными» и «вольными гулящими людьми», среди которых преобладали «сшедшие своею волею», а иногда и просто сбежавшие в Сибирь дети поморских крестьян и ремесленников, ссыльными из разных регионов России и других государств.6)
В гарнизонах Сибири в XVII веке можно было, разумеется, встретить и бывших вольных казаков. Они обычно попадали за Урал не по своей воле: в Сибирь ссылали пленных болотниковцев, разинцев, участников других казачьих смут. Общая численность их была сравнительно невелика, поэтому не вольные казаки «принимали в свои отряды» оказавшихся за Уралом «великороссов», как писал Л. Н. Гумилев, а совсем наоборот. Это, в частности, доказывают «именные книги» и «росписи» из архивного фонда Сибирского приказа, позволяющие определить состав войска буквально поименно.
Если структура сибирских гарнизонов не отличалась большой сложностью, то этого нельзя сказать об их управлении. Помимо официальной воинской организации в сибирских гарнизонах существовала неофициальная, с которой вынуждена была мириться правительственная администрация.
Общинные, «мирские» традиции на Руси в XVII веке были еще довольно сильными, а применительно к сибирскому войску они усиливались из-за воздействия традиции казачьего самоуправления. Так, за Уралом наряду с посадскими и крестьянскими «мирами» твердо отстаивали свои интересы перед «государевыми воеводами» и служилые «миры» каждого города.
В сибирских гарнизонах широко практиковалась выборность «начальных людей», которых окончательно утверждала местная или центральная администрация. Казаки считали себя вправе отстаивать собственное мнение в таких принципиально важных для них вопросах, как выбор места для будущего города, целесообразность, сроки, тактику и маршруты военных экспедиций, в которых они принимали участие. Нередки были ситуации, когда во время похода ратные люди собирались, как вольные казаки, для решения «войсковых» проблем «на круг». Более того, в конфликтных ситуациях «войско» могло открыто отказать своему предводителю в подчинении. И не только местная, но и московская администрация порой была вынуждена мириться с таким «самовольством»."
Цитата: Dana от апреля 11, 2011, 23:47
Граммарнаци негодуют!
а если мы им предложим занятие поинтереснее? ;)
Цитата: Awwal12 от апреля 11, 2011, 23:57
P.S.: Важно, кроме того, понимать, что тысячу лет назад кочевые степняки при куда меньшей плотности населения имели реальное преимущество перед оседлыми соседями - избыток лошадей и фактически готовый мобресурс для легкой кавалерии в огромном количестве (т.к. ездить верхом и стрелять из лука решительно все кочевники учились с детства). В связи с развитием техники этот фактор, однако, постепенно терял своё значение и уже к середине XX века потерял какую бы то ни было роль.
согласен. но способ мышления остался, а преимущество именно в способе мышления. развитие транспорта просто пересадило кочевников в автомобили, поезда, самолеты. вы думаю слышали такое понятие как "неокочевники"? согласитесь жизнь в современной Степи (России и других странах региона) отличается от жизни в Европе. давайте тут обсудим почему? мне кажется искать причины стоит именно в Степи (огромном пространстве, которое никому не подчиняется, а само диктует законы) и ее отличиях от Города (небольшого пространства, которое управляемо и подконтрольно центральной власти).
чтобы было немного понятнее, что имеется ввиду: способ мышления "степняка" - подчинятся степи и ее законам, научиться жить в степи, слиться с ней. способ мышления "горожанина" - держать под контролем территорию города и наводить в нем порядок, потихоньку расширяя эту территорию. "степняк" живет в степи (в общем случае - вселенной), "горожанин" ее пытается захватить.
p.s. у Роберта Шекли есть такая фантастическая повесть - Неукротимая планета. Там есть есть Город, который пытается подчинить себе всю планету, вот тут что-то похожее.
p.p.s. В обобщенном случае можно рассматривать европейскую городскую цивилизацию как такой себе Город, чистенький и опрятненький, который считает, что он может подчинить себе всю планету (Степь) и направлять в ней жизнь по своему образцу.
p.p.p.s. Если человечество выйдет в космос, все скорее всего снова повторится - там будет своя Степь и свой Город. В качестве упрощенной модели можно рассмотреть модель мира в фильме Звездные войны.
Цитата: hodzha от апреля 12, 2011, 00:12
которых намного меньше задело крепосничество - будущие казаки, сибиряки и т.д.
Во-первых, "незнакомство с матчастью детектед" (с) Ngati. Как раз в лесной зоне крепостничество было распространено куда меньше, чем в лесостепном и степном Черноземье. Сюда, конечно, не относятся казаки и сибирские землепроходцы. Однако тут вступает в силу такой фактор, как конвергенция. А она успешно шла с XVIII века (когда Пётр I на практике отменил принцип "с Дона выдачи нет") и завершилась в XX веке с упразднением казачества как сословия и вынуждением всего населения Советского Союза жить по общим правилам независимо от происхождения. Ныне казаки - реликтовая этнографическая группа, а разница в мышлении и поведении подавляющего большинства прочих групп великороссов (в том числе ведущих происхождение от казаков) на практике столь мала, что обыкновенно скрадывается.
Цитироватьсогласен. но психология-то осталась. развитие транспорта просто пересадило кочевников в автомобили, поезда, самолеты.
"Бытие определяет сознание" (с) К.Маркс
В данном случае цитата верна как никогда. Вы априори исходите из того, что психология не изменилась, а это тут попросту неверно. О каких кочевниках речь? С точно таким же успехом можно объявить русских пещерными людьми палеолита, только в автомобилях и самолётах...
Цитата: Awwal12 от апреля 12, 2011, 00:39
Как раз в лесной зоне крепостничество было распространено куда меньше, чем в лесостепном и степном Черноземье. Сюда, конечно, не относятся казаки и сибирские землепроходцы.
Выше я привел цитату: "В сибирских гарнизонах широко практиковалась выборность «начальных людей», которых окончательно утверждала местная или центральная администрация. Казаки считали себя вправе отстаивать собственное мнение"
ЦитироватьВы априори исходите из того, что психология не изменилась, а это тут попросту неверно. О каких кочевниках речь? С точно таким же успехом можно объявить русских пещерными людьми палеолита, только в автомобилях и самолётах...
хорошо, давайте определимся: кочевник - человек, который привык к смене места жительства, степняк - который живет в степи.
в современных условиях кочевник - это напр. человек, который постоянно ездит в командировки. степняк - человек, который привык к неожиданностям (жизнь в "нестабильном", "изменчивом" регионе, где центральная власть не может защитить и навести порядок - т.е. нужно приспосабливаться к местным условиям а не диктовать свою волю). и то и другое находим у бывших степных кочевников, бывшие "оседлые горожане" великороссы к таким шаблонам поведения тоже подтягиваются, а точнее уже давно по ним живут. т.е. их шаблоны поведения ближе к шаблонам поведения жителей Степи, половцам, казакам, татарам, монголам времен Чингизхана чем к их предкам, жившим в то время в дремучих лесах в глухих деревнях.
Цитата: hodzha от апреля 11, 2011, 20:44
Цитата: Awwal12 от апреля 11, 2011, 20:23
Как вообще русские могут быть частью Великой Степи, когда ещё в XI веке никакого явного цивилизационного разрыва между Древней Русью и Западной Европой, а равно как и Византией, не было?
а его никогда не было, а он есть. человечество - единое целое, но во время великих общественных перетурбаций региональные особенности дают о себе знать. почему Россия конфликтует с Европой а Европа с Россией? особенности разные - размер территории, психология людей, другая плотность населения и куча других факторов. в отличие от Европы в России нету четких естественных границ между отдельными этносами, их территорией проживания и никогда не было. почитайте наверное Соловьева и Карамзина, еще они об этом писали. в Европе группе людей можно закрепиться на небольшой территории. в Степи так или иначе ты зависишь от ситуации в Степи в целом, тебе нужно или договариваться (как Украине) или навязывать свои правила игры (как России) иначе навяжут тебе - проблемы в любом конце Степи грозят проблемами в Степи в целом. Это еще Чингизхан знал, поэтому объявил поход за объединение Степи, хоть и знал судя по всему к каким жертвам это приведет. Но он таки своего добился - большая часть степняков его и его Войско в силу тех или иных причин поддержала, как и Сталина с его РККА.
а) а скифы? ведь зажатые между тюрками и готами они основной массой сдвинулись севернее и смешались с местными племенами, т.е. стали частью русского народа;
б) Чингизхан (да и все другие диктаторы) в конечном итоге уничтожили цвет своей нации и своё государство.
Цитата: starrats от апреля 12, 2011, 00:59
а) а скифы? ведь зажатые между тюрками и готами они основной массой сдвинулись севернее и смешались с местными племенами, т.е. стали частью русского народа;
вопрос интересный. давайте анализировать.
во первых, в разных случаях под скифами и Скифией имели ввиду разные племена и разные пространства. по большому счету для греков, все что на северо-восток считалось Скифией, а все жители - скифами. Т.е. это тот же регион, о котором мы говорим. В те времена тоже были скифы кочевые, скифы оседлые и скифы полуоседлые. Если же в узком смысле понятия Скифия - то это судя по всему территории Причерноморья, современной Украины и юга России.
во вторых, некоторые исследователи считают скифов предками современных тюрков. в общем случае можем считать - скифы в той или иной степени предки и родственники всех современных жителей Степи, культурное наследие скифов - часть культурного всей Степи, а не только Украины, России, Средней Азии или Сибири. То же самое и со средневековыми монголо-татарами.
вы конечно можете делить наследие Степи на части между современными народами ее населяющими, но это имхо - гиблое дело.
Цитировать
б) Чингизхан (да и все другие диктаторы) в конечном итоге уничтожили цвет своей нации и своё государство.
ситуацию можно рассматривать и по другому. до Чингизхана государства не было а был разброд и развал. Чингизхану точно как и Сталину, Аттиле и т.д., группа степняков (казаков) дала полномочия (выбрала ханом, атаманом) чтобы он навел порядок на подконтрольном участке Степи. Войско это ведь не совсем государство. Его задача повоевать и разойтись, а не воевать постоянно. По нормальному, по древним степным обычаям, атаман провел поход и должен сложить с себя полномочия. Чингизхан возглавил Войско, решил поставленную задачу, но дальше ему в голову шибанула дурь и он решил поставить Степь под свой контроль (превысил свои полномочия, предал Степь и стал на сторону Города) и сторонники (цвет нации) его поддержали, желая править Степью, испортили жизни многим обычным людям, но в конечном счете поплатились. Может тут вся загвоздка?
А основная масса людей (нецвет нации, темная кость) как жила в Степи так и живет. Империи строятся и разрушаются, а им хоть бы хны. Повоюют и вернутся домой. Если власть очень захочет, могут даже веру или язык поменять, а так и дальше будут жить и растить детей. Они живут в Степи и им все равно, в большом государстве (СССР) или в маленьком (Украина, Узбекистан и т.д.). Все равно они в отличие от чингизханов против Степи не воюют, они и Степь - одно целое.
Государство в Степи (степное хозяйство) меняется в зависимости от условий - то распадается на государства (Союз государств-хозяйств) помельче, то соединяется в одно целое. но постоянно сущестовать одним государством нецелесообразно - система слишком жесткая получается, плохо реагирует на изменения и ресурсы жрет. И если условия в Степи неподходящие - ни один чингизхан ни создать ни разрушить это государство не сможет. просто чингизханов Степь время от времени создает для решения своих проблем, а потом убирает со сцены. а у чингизханов и их сторонников обычно логика верх ногами - они считают, что это они управляют Степью, а не наоборот.
Цитата: hodzha от апреля 12, 2011, 01:21
Цитата: starrats от апреля 12, 2011, 00:59
а) а скифы? ведь зажатые между тюрками и готами они основной массой сдвинулись севернее и смешались с местными племенами, т.е. стали частью русского народа;
вопрос интересный. давайте анализировать.
во первых, в разных случаях под скифами и Скифией имели ввиду разные племена и разные пространства. по большому счету для греков, все что на северо-восток считалось Скифией, а все жители - скифами. Т.е. это тот же регион, о котором мы говорим. В те времена тоже были скифы кочевые, скифы оседлые и скифы полуоседлые. Если же в узком смысле понятия Скифия - то это судя по всему территории Причерноморья, современной Украины и юга России.
во вторых, некоторые исследователи считают скифов предками современных тюрков. в общем случае можем считать - скифы в той или иной степени предки и родственники всех современных жителей Степи, культурное наследие скифов - часть культурного всей Степи, а не только Украины, России, Средней Азии или Сибири. То же самое и со средневековыми монголо-татарами.
вы конечно можете делить наследие Степи на части между современными народами ее населяющими, но это имхо - гиблое дело.
Цитировать
б) Чингизхан (да и все другие диктаторы) в конечном итоге уничтожили цвет своей нации и своё государство.
ситуацию можно рассматривать и по другому. до Чингизхана государства не было а был разброд и развал. Чингизхану точно как и Сталину, Аттиле и т.д., группа степняков (казаков) дала полномочия (выбрала ханом, атаманом) чтобы он навел порядок на подконтрольном участке Степи. Войско это ведь не совсем государство. Его задача повоевать и разойтись, а не воевать постоянно. По нормальному, по древним степным обычаям, атаман провел поход и должен сложить с себя полномочия. Чингизхан возглавил Войско, решил поставленную задачу, но дальше ему в голову шибанула дурь и он решил поставить Степь под свой контроль (превысил свои полномочия, предал Степь и стал на сторону Города) и сторонники (цвет нации) его поддержали, желая править Степью, испортили жизни многим обычным людям, но в конечном счете поплатились. Может тут вся загвоздка?
А основная масса людей (нецвет нации, темная кость) как жила в Степи так и живет. Империи строятся и разрушаются, а им хоть бы хны. Повоюют и вернутся домой. Если власть очень захочет, могут даже веру или язык поменять, а так и дальше будут жить и растить детей. Они живут в Степи и им все равно, в большом государстве (СССР) или в маленьком (Украина, Узбекистан и т.д.). Все равно они в отличие от чингизханов против Степи не воюют, они и Степь - одно целое.
Государство в Степи (степное хозяйство) меняется в зависимости от условий - то распадается на государства (Союз государств-хозяйств) помельче, то соединяется в одно целое. но постоянно сущестовать одним государством нецелесообразно - система слишком жесткая получается, плохо реагирует на изменения и ресурсы жрет. И если условия в Степи неподходящие - ни один чингизхан ни создать ни разрушить это государство не сможет. просто чингизханов Степь время от времени создает для решения своих проблем, а потом убирает со сцены. а у чингизханов и их сторонников обычно логика верх ногами - они считают, что это они управляют Степью, а не наоборот.
Я уже говорил что название
скифы не может означать один народ, это союз народов, возможно контролирующих речные пути (skiff - ялик, лодка; skaphe - лодка;), а значит связ между севером и югом была длительной и надёжной.
А насчёт диктаторов вы точно не правы, потому что их не выбирают, они сами добиваются власти.
Цитата: hodzha от апреля 12, 2011, 00:49
в современных условиях кочевник - это напр. человек, который постоянно ездит в командировки.
И при чём тут сельское население, привязанное к земле и отъезжающее только на заработки? :eat:
Цитироватьстепняк - человек, который привык к неожиданностям (жизнь в "нестабильном", "изменчивом" регионе, где центральная власть не может защитить и навести порядок - т.е. нужно приспосабливаться к местным условиям а не диктовать свою волю).
Логической связи не уловил.
Цитироватьи то и другое находим у бывших степных кочевников, бывшие "оседлые горожане" великороссы к таким шаблонам поведения тоже подтягиваются
Почему "великороссы = горожане", вы можете объяснить?? До Сталина почти по всем регионам РСФСР доля городского населения не превышала 30-40%, а в начале XIX века составляла порядка 10%!
Аввал, всё делается не так, вы не понимаете.
Берётся идея-фикс, а затем на неё натягиваются факты, интерпретации фактов, интерпретации интерпретаций фактов плюс собственное глубокомыслие :)
Awwal12, Iskandar
тут доля правды конечно есть. в принципе есть планета, на ней живут люди, разговаривают на одном языке с множеством вариаций. при этом часть людей упорно считает себя "европейцами", хотя с такой точки зрения это такая же идея-фикс как и "степняки", точно также как и "Европа", "европейская цивилизация" такая же идея фикс как и "Степь", "Скифия". но люди упорно за эту идею держаться и подводят под нее интерпретации фактов + собственное глубокомыслие. может пускай так будет и дальше? нам с вами ведь это не надо, а людям приятно. ;D
Цитата: hodzha от апреля 12, 2011, 01:21
...Войско это ведь не совсем государство. Его задача повоевать и разойтись, а не воевать постоянно. По нормальному, по древним степным обычаям, атаман провел поход и должен сложить с себя полномочия. Чингизхан возглавил Войско, решил поставленную задачу, но дальше ему в голову шибанула дурь и он решил поставить Степь под свой контроль (превысил свои полномочия, предал Степь и стал на сторону Города)...
Даже и не знаю, что сказать.
Хворост
вы как вольный степняк имеете право хранить молчание. :yes:
философия Города и развитие западной цивилизации с этой точки зрения.
классика жанра - Макс Вебер. Город. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Weber/_Gor_Index.php
в работе подчеркнуты плюсы города и городской цивилизации, показаны различия между городами Запада (Европы) и Востока (Азии, Степи).
интересно, что с точки зрения Вебера именно Город, а не Степь (Поле) несет идею свободы, идея в целом характерная для западного мира: "В городах Северной и Центральной Европы возник известный принцип: «городской воздух приносит свободу»; другими словами, по истечении разного, но всегда достаточно короткого срока господин раба или зависимого терял право притязать на подчинение его своей власти."
на то, что в европейском мировоззрении философия Города играет важную роль, указывает наличие и важность понятий о идеальном и вечном Городе (Риме), небесном граде, понятие полиса, политики, полиции, бурга, бюргера, буржуа, буржуазии, цивилизации (cives, civilis), гражданина, гражданства, гражданского общества и кучи других.
противоположностью городу выступают понятия country (страна, поле), rural, pays, paysan (крестьянин, сельской житель, житель полей) и т.д.
интересно получается если для жителя степи (поля) постройка города несла угрозу свободе, миру и сложившемуся порядку, то для жителя города все было с точностью наоборот. если с точки зрения городского человека, люди, которые отказываются от идеи города - отказываются от идеи цивилизации, т.е. степняки - это всегда варвары, то для степняка все наоборот - люди ставящие в степи города, ограды, заграждения - несут угрозу миру и порядку. степняк может остановиться и жить в селе, селении, на определенном месте, которое есть частью степи, но в городе ему нелюбо и некомфортно.
и еще интересно, что в некотором смысле, современная цивилизация, город развиваясь и разширяясь, потихоньку превратился в свою противоположность - степь, в которой живут неокочевники.
т.е. приходим к тому, на что справедливо обратили внимание Awwal12 и Iskander - понятия города и степи (поля) это все по большому счету идеи-фикс, город и степь это просто две стороны, которые присутствуют в развитии человеческого общества.
Четвёртая власть (о самоорганизации общества)
http://files.mail.ru/3CZYHT (http://files.mail.ru/3CZYHT) (65 кб)
Цитата: hodzha от апреля 11, 2011, 20:38
тема об жизни, истории и судьбах людей и обществ этих регионов от сотворения мира и до наших дней.
Вообще, существуют реальные языки и идеальные языки. Реальные люди, нации и народы имеют дело с реальными языками, а лингвисты с идеальными. К примеру, современный украинский язык - это реальный живой язык, а слово майдан в нём, является реально родным словом, для миллионов украинцев. Далёкому от лингвистики украинцу и в голову не придёт, что это "заимствование". Но для лингвиста, майдан - это именно заимствование, потому что он имеет дело не с реальным языком, а с идеальным, неким воображаемым, чистейшим как слезинка, славяно-украинским языком, где все слова восточнославянские и с украинскими отличительными особенностями.
Далее, существуют реальные народы и идеальные народы. Реальные народы слагаются в результате смешения и взаимовлияния разноязыких, разнокультурных (и прочие разно-..) народов, а идеальные сплошь самобытные народы... готовыми с неба падают. :)
Цитата: Фанис от апреля 14, 2011, 20:59а идеальные сплошь самобытные народы... готовыми с неба падают. :)
Как арийцы в Германии. ;)