Давайте поразмыслим, как бы таковой мог выглядеть. Прежде всего, на какой основе суждено ему бысть? Прибалтийско-финской, пермской или еще какой-то?
Цитата: Devorator linguarum от марта 13, 2011, 15:42
Прибалтийско-финской
Вепсы, что ли?.. Что-то меня терзают смутные сомнения.
Пермская основа - труъ. :)
Цитата: Devorator linguarum от марта 13, 2011, 15:42
Давайте поразмыслим, как бы таковой мог выглядеть. Прежде всего, на какой основе суждено ему бысть? Прибалтийско-финской, пермской или еще какой-то?
древнезырянский?
В саге об Олаве Святом говорится о путешествии, совершенном около 1026 г., во время которого викинги Карл, Густе и Торе Хунд прибыли в Бьярмию и высадились на берегу Северной Двины, где они в купили шкурок белок, бобров и соболей, и ограбили могильник бьярмов и сокровища их бога Йомала.
По карельски и фински бог jumala, на коми бог ен, на удмуртском — инмар.
Кроме того, коми раньше жили южнее и заселили напр. бассейн Мезени только к 16 в.
Цитата: autolyk от марта 13, 2011, 16:19
В саге об Олаве Святом говорится о путешествии, совершенном около 1026 г., во время которого викинги Карл, Густе и Торе Хунд прибыли в Бьярмию и высадились на берегу Северной Двины, где они в купили шкурок белок, бобров и соболей, и ограбили могильник бьярмов и сокровища их бога Йомала.
По карельски и фински бог jumala, на коми бог ен, на удмуртском — инмар.
Кроме того, коми раньше жили южнее и заселили напр. бассейн Мезени только к 16 в.
Так тут в первую очередь непонятно, нет ли путаницы географического и этнографического характера (так, имя карело-финского бога вообще могли влепить задним числом), как и непонятно, в каких границах располагалась скандинавская "Биармия".
А про вепсскую мифологию в этом отношении что-нибудь известно?..
В любом случае соглашусь, что коми в устье Северной Двины на XI век - это крайне маловероятно.
Но если Биармия - это летописная Великая Пермь, то коми (или их предки) туда вроде бы по крайней мере входили.
Цитата: Awwal12 от марта 13, 2011, 16:46
Так тут в первую очередь непонятно, нет ли путаницы географического и этнографического характера
Действительно, с географическим положением Bjarmaland - Пермь много неясного. В 13 в. новгородцы различали Колопермь (Кольскую Пермь) и собственно Пермь, расположенную рядом с Югрой и Печорой. В 14 в. были упоминания о Старой Перми на Вычегде (где был епископ Стефан Пермский) и Чусовской или Большой Перми.
Вот в последних жили коми-зыряне.
Отождествление Биармии с предками коми цветет, естественно, в кругах современной (и не очень современной, а так, наверно, где-то с начала 20 в.) коми интеллихенции. Но я также встречал статью татарского автора, который пытался доказать, что Биармия = Волжская Булгария.
Однако поскольку тема в интерлингвистике, то, наверно, не столь важно, каким реально был (если он вообще был) язык биармийцев. Важно, каким его интереснее будет сделать. 8-)
Скорее всего биармийский следует реконструировать на основе северных диалектов карельского, возможно с саамским (кильдинским?) адстратом.
бьярмы - ну ни как не пермяне, какие-то прибалто-финны))
Не забываем, что пермь - это экзоэтноним (в отношении коми), кого им именовали в 10-11 веке не известно, но явно это было неславянское и не пермское(коми) население
Кстати, из берестяной гр. №292 (1238-1268 гг.)
три варианта прочтения карельского текста того времени:
Юмала нуоли, 10 нимижи
Нуоли се хан оли ома Боу
Юмала соудьни иохови
Божья стрела, 10 имен твоих
Стрела та, она принадлежит Богу.
Бог судный направляет
(Елисеев, 1959)
Jumolan nuoli ihmisen
Nuoli seka nuoli oma bou
Jumola soud'nii okovy
Божья стрела, человечья
Стрела, а также стрела сама.
Богу. Бог судный. Оковы.
(Haavio, 1964)
Jumalan nuoli 10 nimezi
Nuoli saiha nuoli ambu
Jumala suduni ohjavi
(johavi?) (правит?).
Божья стрела, 10 имен твоих.
Стрела сверкни, стрела выст-рели.
Бог судный так производит
(Хелимский, 1986)
А откуда тут славянские слова? Уже в 13 веке славяне оказывали сильное влияние на финнов?
Так берёста из Новгорода, и хто сие писа — неведомо. Возможно, это был какой-нибудь билингв, попадаются грамоты, написанные на карельско-русском суржике.
Цитата: tak от марта 14, 2011, 00:10
А откуда тут славянские слова? Уже в 13 веке славяне оказывали сильное влияние на финнов?
Тащемта в начале XIII века карелов уже крестили (а первые христиане среди карел, как считается, появились раньше). К тому моменту карелы уже были практически федератами Новгорода. Первые же контакты вообще уходят вглубь веков. Однако заметьте, что, несмотря на это, вся русская терминология конкретно в этой грамоте ограничивается сакральной тематикой.
Цитата: autolyk от марта 13, 2011, 16:58
Цитата: Awwal12 от марта 13, 2011, 16:46
Так тут в первую очередь непонятно, нет ли путаницы географического и этнографического характера
Действительно, с географическим положением Bjarmaland - Пермь много неясного. В 13 в. новгородцы различали Колопермь (Кольскую Пермь) и собственно Пермь, расположенную рядом с Югрой и Печорой. В 14 в. были упоминания о Старой Перми на Вычегде (где был епископ Стефан Пермский) и Чусовской или Большой Перми.
Вот в последних жили коми-зыряне.
В Перми Вычегодской (Старой, Малой) жили коми-зыряне. В Перми Великой (от реки Чусовой до озера Чусовского, по Каме с ее притоками) жили коми-пермяки.
Цитата: autolyk от марта 13, 2011, 16:19
В саге об Олаве Святом говорится о путешествии, совершенном около 1026 г., во время которого викинги Карл, Густе и Торе Хунд прибыли в Бьярмию и высадились на берегу Северной Двины, где они в купили шкурок белок, бобров и соболей, и ограбили могильник бьярмов и сокровища их бога Йомала.
По карельски и фински бог jumala, на коми бог ен, на удмуртском — инмар.
Кроме того, коми раньше жили южнее и заселили напр. бассейн Мезени только к 16 в.
Возможно, и сама Бьарма от "бьяр" и "маа".
Смешать прибалтийско-финские, саамские и пермские в суржикоид и будет биармийский. :umnik: