Будьте добры, объясните мне значение этих терминов с примерами. Я никак не могу разобраться самостоятельно.
Ассимиляция: это когда рядом находящиеся звуки становятся более схожими по каким-либо параметрам.
Например, последний звук приставки раз- становится глухим перед глухими согласными звуками.
Диссимиляция: это когда рядом находящиеся звуки становятся менее схожими по каким-либо параметрам.
Например, исторически слово февраль звучало феврарь, и по причине неудобства произношения второй /р/ расподобился, то есть диссимилировал, в /л/.
Аккомодация: частный случай ассимиляции, в русском письме чаще всего не отображается.
Например, в словах рад и ряд гласный фонологически одинаков, однако фонетически во втором слове после палатализованного /рʼ/ гласный /а/ звучит примерно как английский [æ].
Цитата: Bhudh от февраля 15, 2011, 00:22
Например, исторически слово февраль звучало феврарь, и по причине неудобства произношения второй /р/ расподобился, то есть диссимилировал, в /л/.
В американском, бтв, February звучит как фебйюари, т.е. р-р расподобился в й-р. Но еще можно услышать и Фебруари, в основном от более старших людей.
Замечаешь, что тэг [bold] не отквиквотился?
Я знаю, это нужно квикквочер чинить, потому что теэги изменились с каким-то обновлением.
Цитата: Bhudh от февраля 15, 2011, 00:22
Ассимиляция: это когда рядом находящиеся звуки становятся более схожими по каким-либо параметрам.
Например, последний звук приставки раз- становится глухим перед глухими согласными звуками.
Не обязательно рядом находящиеся. :) Ибо помимо контактной ассимиляции в языковой природе существует и дистантная (дистактная). На её механизме "держится", в частности, межслоговой сингармонизм, при котором несоседние гласные уподобляются по ряду (и, бывает, по лабиализации). Ср., скажем, в башкирском языке бала ('ребёнок') - балал
ар ('дети'), но кеше ('человек') - кешел
ǝр ('люди'), где представлены нелабиализованные гласные непереднего и переднего ряда, соответственно. Дистантный тип ассимиляции представлен также, например, в диалектной форме русского национального языка, в детской речи, что иллюстрируют такие слова, как кУстЮм (вм. кОстЮм), ГумаГа (вм. БумаГа) и нек. др. то есть степень регулярности, системной закреплённости этого типа ассимиляции разнится от языка к языку :)
Цитата: Bhudh от февраля 15, 2011, 00:22
Аккомодация: частный случай ассимиляции...
:yes: И в процессе аккомодации в отличие от собственно ассимиляции обычно задействованы согласный + гласный (нижеприведённое "
ряд" ) или же в обратной последовательности: гласный+согласный (ш
аль). При этом гласный/согласный здесь в определённой мере артикуляционно и акустически изменяется под воздействием соседнего согласного/гласного.
Цитата: ТасяНе обязательно рядом находящиеся.
Я и не имел в виду «впритык». «Рядом» — более широкое понятие.
Цитата: ТасяИ в процессе аккомодации в отличие от собственно ассимиляции обычно задействованы согласный + гласный
Элементы дифтонгов тоже сему правилу подчиняются.
Например, в немецком якобы «Хайль!» вообще нет /j/, там дифтонг [ae̯]
Цитировать
Ср., скажем, в башкирском языке бала ('ребёнок') - балалар ('дети'), но кеше ('человек') - кешелǝр ('люди'), где представлены нелабиализованные гласные непереднего и переднего ряда, соответственно.
Да, классический сингармонизм!
Цитата: Bhudh от февраля 16, 2011, 06:02
Я и не имел в виду «впритык». «Рядом» — более широкое понятие.
Поняла это, когда перечитала Ваш абзац о диссимиляции, где Вы говорите о рядом находящихся звуках [р] и [л] в слове "февраль". :) Но для меня такое понимание "рядом" в фонетике оказалось не столь уж обычным, и поэтому не стала удалять свои примечания. Для меня, а может, и не только для меня, звуки "рядом" чаще означало 'соседние', 'контактные' звуки :)
Спасибо большое, что помогли. С ассимиляцией и аккомодацией я разобралась, а с диссимиляцией все еще не понимаю. Скажите, пожалуйста, есть ли в приведенном отрывке диссимиляция:
Степь без конца и края. Древние курганы в голубой дымке. Чёрный орёл в небе. Мягкий шелест стелющейся под ветром травы. Маленьким и затерянным в этих огромных просторах почувствовал себя Давыдов.
Цитата: Тася от февраля 16, 2011, 00:42
И в процессе аккомодации в отличие от собственно ассимиляции обычно задействованы согласный + гласный (нижеприведённое "ряд" ) или же в обратной последовательности: гласный+согласный (шаль). При этом гласный/согласный здесь в определённой мере артикуляционно и акустически изменяется под воздействием соседнего согласного/гласного.
Аккомодация - это совершенно избыточный термин.
Цитата: lehoslav от февраля 17, 2011, 11:35
Аккомодация - это совершенно избыточный термин.
:+1: С другой стороны, в русской терминологии не хватает устоявшегося термина для sound shift.
Цитировать
Аккомодация - это совершенно избыточный термин.
А Вы в курсе, что ассимиляция и диссимиляция происходят между звуками одинакового типа (или между согласными, или между гласными), в то время как аккомодация- между звуками разных типов?
Цитата: antbez от февраля 18, 2011, 17:12
ЦитироватьАккомодация - это совершенно избыточный термин.
А Вы в курсе, что ассимиляция и диссимиляция происходят между звуками одинакового типа (или между согласными, или между гласными), в то время как аккомодация- между звуками разных типов?
Именно поэтому термин и избыточный. :yes:
Избыточным он станет лишь в том случае, если мы "расширим" значения ассимиляции и диссимиляции.
Цитата: antbez от февраля 18, 2011, 17:12
А Вы в курсе, что ассимиляция и диссимиляция происходят между звуками одинакового типа (или между согласными, или между гласными), в то время как аккомодация- между звуками разных типов?
Ну я терерь в курсе, что у вас кривая дефиниция ассимиляции.
Цитата: lehoslav от февраля 17, 2011, 11:35
Цитата: Тася от февраля 16, 2011, 00:42
И в процессе аккомодации в отличие от собственно ассимиляции обычно задействованы согласный + гласный (нижеприведённое "ряд" ) или же в обратной последовательности: гласный+согласный (шаль). При этом гласный/согласный здесь в определённой мере артикуляционно и акустически изменяется под воздействием соседнего согласного/гласного.
Аккомодация - это совершенно избыточный термин.
Я отвечала человеку на вопрос в русле отечественной традиции, с ориентацией на которую, по всей видимости, сейчас проходит его обучение :)
Цитата: Ёлка от февраля 17, 2011, 09:37
Скажите, пожалуйста, есть ли в приведенном отрывке диссимиляция:
Степь без конца и края. Древние курганы в голубой дымке. Чёрный орёл в небе. Мягкий шелест стелющейся под ветром травы. Маленьким и затерянным в этих огромных просторах почувствовал себя Давыдов.
Диссимиляция представлена, например, в слове "мягк(-ий)", где на месте графического "г" произносим [х] в позиции перед "к", обозначающей гомоорганный, т.е. артикуляционно сходным с [г] звуком [к'] :) Таким образом, происходит расподобление смычных взрывных фонем <г> и <к> по способу образования, поскольку первая в указанной позиции реализуется уже не смычным, а фрикативным (щелевым) звуком. :) Вместе с тем в этом же слове <г> под воздействием глухого соседа <к> подвергается и процессу ассимиляции, в результате чего в речи также воплощается глухим звуком. :) Следовательно, изменение <г> по способу образования является следствием диссимилятивного механизма, тогда как преобразование по признаку глухость/звонкость происходит как следствие ассимиляции. :) Хочется надеяться, что теперь ва стало понятнее))
Цитата: Тася от февраля 19, 2011, 22:11
Вместе с тем в этом же слове <г> под воздействием глухого соседа <к> подвергается и процессу ассимиляции, в результате чего в речи также воплощается глухим звуком.
Там этимологически «мяккий».
Я говорила о живых фонетических процессах, то есть таких, которые наблюдаются в современной синхронии :)
Цитата: Тася от февраля 19, 2011, 22:11
Цитата: Ёлка от февраля 17, 2011, 09:37
Скажите, пожалуйста, есть ли в приведенном отрывке диссимиляция:
Степь без конца и края. Древние курганы в голубой дымке. Чёрный орёл в небе. Мягкий шелест стелющейся под ветром травы. Маленьким и затерянным в этих огромных просторах почувствовал себя Давыдов.
Диссимиляция представлена, например, в слове "мягк(-ий)", где на месте графического "г" произносим [х] в позиции перед "к", обозначающей гомоорганный, т.е. артикуляционно сходным с [г] звуком [к'] :) Таким образом, происходит расподобление смычных взрывных фонем <г> и <к> по способу образования, поскольку первая в указанной позиции реализуется уже не смычным, а фрикативным (щелевым) звуком. :) Вместе с тем в этом же слове <г> под воздействием глухого соседа <к> подвергается и процессу ассимиляции, в результате чего в речи также воплощается глухим звуком. :) Следовательно, изменение <г> по способу образования является следствием диссимилятивного механизма, тогда как преобразование по признаку глухость/звонкость происходит как следствие ассимиляции. :) Хочется надеяться, что теперь ва стало понятнее))
Большое Вам спасибо, что помогли.
Пожалуйста :) А вам спасибо за вопрос)