Доброго Вам новогоднего дня, дорогие лингвофорумчане! :) С вашего позволения, поделюсь следующим наблюдением. Заметила, что один знакомый мне шестиклассник (внук хозяйки квартиры) при изучении параграфов, выделенных для домашнего задания, а также при знакомстве с литературными произведениями, как правило, читает вслух и в результате сообщает, что ему запомнилось далеко не много. :donno: Вспоминаю себя и понимаю, что в его годы, да и дальше, напротив, когда учила, читала больше "про себя", и в принципе материал запоминался. Вот и подумалось: какой же из этих способов чтения действительно благоприятнее для запоминания? ::) Представляется, что "тихий". Но хотелось бы услышать и ваше мнение, выведенное из жизненного опыта, а быть может, и какие-то научные подтверждения (в том числе и чтобы учесть это на будущее). Заранее благодарю за ваши отзывы. С уважением, Таисия. :)
Чтение вслух не помогает, а мешает: а) человек вместо того, чтобы вникать в текст, начинает сам себя слушать как источник шума; б) быстро утомляются мышцы лица, устают уши самого себя слушать, — снижается внимательность, человек начинает думать не о содержнии текста, а о раздражителях, которые он сам себе и создаёт.
Чтение про себя тоже имеет негативные стороны: нужна более сильная сосредоточенность, отсюда — нужна тишина вокруг.
Читать нужно про себя, иногда проговаривая шёпотом сложные для восприятия места. Читать нужно с понемногу, с перерывами, перечитывая предложения. Без этих условий тоже можно читать, и много читать, но такое чтение не просто так назвали чтением «по диагонали», — усвоение прочитанного там минимально.
Цитата: Wolliger Mensch от января 14, 2011, 10:40
Чтение вслух не помогает, а мешает: а) человек вместо того, чтобы вникать в текст, начинает сам себя слушать как источник шума; б) быстро утомляются мышцы лица, устают уши самого себя слушать, — снижается внимательность, человек начинает думать не о содержнии текста, а о раздражителях, которые он сам себе и создаёт... Читать нужно про себя, иногда проговаривая шёпотом сложные для восприятия места.
Так и думалось, спасибо респондентам :) Но вот бабушка того мальчика утверждает, что у каждого индивидуально, поэтому кому-то лучше запоминается, когда вслух. :donno:
ЦитироватьЧтение про себя тоже имеет негативные стороны: нужна более сильная сосредоточенность, отсюда — нужна тишина вокруг.
Тоже согласна. Но со временем научилась в определённой мере отвлекаться от внешних шумов. При этом, чем привлекательней читаемое, тем легче не обращать внимание на постороннее, а сосредоточиться на содержании текста. :)
Цитата: Тася от января 14, 2011, 14:45
Но вот бабушка того мальчика утверждает, что у каждого индивидуально, поэтому кому-то лучше запоминается, когда вслух. :donno:
Фтопку бабушку. То-то он запомнить ничего не может...
ЦитироватьЧтение вслух не помогает, а мешает: а) человек вместо того, чтобы вникать в текст, начинает сам себя слушать как источник шума; б) быстро утомляются мышцы лица, устают уши самого себя слушать, — снижается внимательность, человек начинает думать не о содержнии текста, а о раздражителях, которые он сам себе и создаёт.
это вряд ли, особено под буквой А. озвучивание слова усиливает сигнал... чем хуже воображение тем больше помогает.
вот усталость - это да, но так же как и устают глаза при глядении на буквы. (это моё замечание - о детях.)
Попробуйте ещё один способ: зачитайте на магнитофон, потом прослушайте, держа перед глазами текст.
Цитата: basta от января 14, 2011, 15:40
это вряд ли, особено под буквой А. озвучивание слова усиливает сигнал... чем хуже воображение тем больше помогает.
Ну, я не раз заметил (в школе, вузе), что тот, кто читает вслух, сразу после прочтения вообще не в состоянии нормально пересказать прочитанное. И я, читая вслух, тоже запоминаю по крайней мере 2 раза меньше чем при нормальном чтении.
Цитата: Wolliger Mensch от января 14, 2011, 14:52
Цитата: Тася от января 14, 2011, 14:45
Но вот бабушка того мальчика утверждает, что у каждого индивидуально, поэтому кому-то лучше запоминается, когда вслух. :donno:
То-то он запомнить ничего не может...
Пыталась предложить ему читать не вслух, но и ответил, что так привык и ему так лучше :donno:
Цитата: Тася от января 16, 2011, 19:58
Пыталась предложить ему читать не вслух, но и ответил, что так привык и ему так лучше :donno:
Не «лушче», а
привычнее, нужно было поправить. Это всё равно, как если сломанная рука срослась неправильно и не может нормально двигаться: человек привыкает жить и так. А уж в образовании это обычное явление.
Цитата: Тася от января 16, 2011, 19:58
Цитата: Wolliger Mensch от января 14, 2011, 14:52
Цитата: Тася от января 14, 2011, 14:45
Но вот бабушка того мальчика утверждает, что у каждого индивидуально, поэтому кому-то лучше запоминается, когда вслух. :donno:
То-то он запомнить ничего не может...
Пыталась предложить ему читать не вслух, но и ответил, что так привык и ему так лучше :donno:
Плохие привычки надо менять.
Здравствуйте!
Мне предпочтительно читать про себя, поскольку совершенно не вижу смысла в том, чтобы мешать самому себе. Впрочем, наверное, при изучении языка полезнее, предусмотрительнее как раз читать вслух помногу всего, что есть, например по словарю произносить словоизменительные парадигмы всех слов, скажем, выбранного подтипа заданной части речи.
Но я отвлёкся. Ещё недавно сестра моя, готовясь к какому-либо устному выступлению, зубрила тексты, хотя повторяла их не только собственно для ответа, а ещё и для лучшего усвоения понятий, в случае экзамена. Если человеку вообще удобно размышлять вслух, то ему естественно и запоминать что-либо таким же способом: "на вкус".
Цитата: Марбол от января 16, 2011, 23:04
щё недавно сестра моя, готовясь к какому-либо устному выступлению
Это другое дело. Устные выступления необходимо подготавливать устно.
Здравствуйте!
Но также ей свойственно рассуждать вслух; вот и учит таким же путём.
Значит, она мыслит со скоростью речи.
Намекните ей, что это весьма низкая скорость...
Однажды у меня в школе случилось вести 5 уроков по истории отечества в 6 классе (3 моих и 2 замены) - за 5 часов слушания себя по одному и тому же сабжу я весь вечер ходил будто бы после тяжелейшей попойки...
вслух - грешно!
лично я люблю записывать и упражнятся сразу же после ознакомления - будь это физическая формула, грамматическая конструкция или что угодно.
повтор "про себя" - приведение примеров - фиксация примеров - примеров правила/закономерности - повтор через день-два
Мнения разделились ;D
При изучении, написанное на иностранных языках я всегда стараюсь проговаривать в полголоса. Остальное запоминается даже от простого просмотра по диагонали.
У каждого человека по разному и поэтому надо исходить из своих способностей.
Цитата: Лукас от января 31, 2011, 17:37
У каждого человека по разному и поэтому надо исходить из своих способностей.
У одного два уха, у другого нету...
Цитата: RawonaM от января 31, 2011, 17:38
Цитата: Лукас от января 31, 2011, 17:37
У каждого человека по разному и поэтому надо исходить из своих способностей.
У одного два уха, у другого нету...
Вообще-то говорится про технику запоминания.
Здравствуйте!
Я провёл опыт: взял книжку по кавитации и зачитах вслух несколько глав, с целью запоминания. Это произвело двоякий эффект: с одной стороны, я уяснил, как будто, половину из всего, что потом перечитал иначе, про себя; во-творых, скоро выяснил, что сестра не терпит постороннего шума и что как раз теперь конспектирует книгу.
Цитата: Yitzik от января 31, 2011, 17:05
При изучении, написанное на иностранных языках я всегда стараюсь проговаривать в полголоса. Остальное запоминается даже от простого просмотра по диагонали.
здесь приводятся основные моменты техники "L-R". мне показалось, что она весьма эффективна на начальном этапе изучения языка, при условии, что вы хоть немного ознакомились с его грамматикой.
http://learnlangs.com/Listening-Reading_important_passages.htm (http://learnlangs.com/Listening-Reading_important_passages.htm)
для меня лучшим местом для чтения является поезд. (в дороге провожу порой до 4-х часов в день) мне кажется, что посторонние шумы, если, от них, конечно, перепонки не лопаются, способствуют концентрации на чтении. в полной же тишине появляются всякие "левые" блуждающие мысли, что не есть хорошо.
Цитата: Тася от января 14, 2011, 09:49
Вот и подумалось: какой же из этих способов чтения действительно благоприятнее для запоминания? ::)
Оба хуже интеллектуальной работы с текстом. То есть прочитал, выделил основные мысли, задал себе вопросы, ответил, уточнил по тексту и т. д.
Цитата: myst от января 31, 2011, 18:53
Цитата: Тася от января 14, 2011, 09:49
Вот и подумалось: какой же из этих способов чтения действительно благоприятнее для запоминания? ::)
Оба хуже интеллектуальной работы с текстом. То есть прочитал
Вслух или про себя?
Цитата: RawonaM от января 31, 2011, 23:13
Вслух или про себя?
Можешь даже петь, если не в ущерб процессу. :)
Цитата: myst от февраля 1, 2011, 08:17
Цитата: RawonaM от января 31, 2011, 23:13
Вслух или про себя?
Можешь даже петь, если не в ущерб процессу. :)
Так об этом и речь в этой теме, в ущерб или нет.
Цитата: RawonaM от февраля 1, 2011, 10:13
Так об этом и речь в этой теме, в ущерб или нет.
Главное — с какой целью это делается. Я, когда перевод проверяю, порой озвучиваю его с выражением (про себя, правда, но громко), чтобы лучше прочувствовать слог. Если чтение вслух помогает вникнуть в текст, почему нет? Правда, это сильно утомляет.
Но если цель — запоминание, надо работать со смыслом или мнемоники применять, а не просто читать. При просто чтении потери же аццкие (даже где-то цифры у меня были...).
Цитата: μύστης(про себя, правда, но громко)
А как себя оглушить легче — изнутри или снаружи?
Цитата: Bhudh от февраля 1, 2011, 21:22
Цитата: μύστης(про себя, правда, но громко)
А как себя оглушить легче — изнутри или снаружи?
Поперёк.
Лучше вдоль.
Я про звук, а не про кувалду!
Цитата: Bhudh от февраля 1, 2011, 22:36
Я про звук, а не про кувалду!
Я не понял, у тебя громкость внутреннего голоса одинаковая или где?
Не вполне назвал бы это «громкостью»... Во-всяком случае, не оглушает.
Меня тоже не оглушает. Только при переходе в сон иногда бывают звуковые видения, если так можно сказать. Вот там, да, иногда страшная громкость.
Это уже вопрос к воздействию на слуховые центры.
Впрочем, механизьм воздейстия акустических волн на слуховые центры учоными тоже не выяснен до конца.
Как и на любые другие любым другим роздрожителем...
Ой, оффтоп! :-[
Цитата: Wolliger Mensch от января 14, 2011, 14:52
Цитата: Тася от января 14, 2011, 14:45
Но вот бабушка того мальчика утверждает, что у каждого индивидуально, поэтому кому-то лучше запоминается, когда вслух. :donno:
Фтопку бабушку. То-то он запомнить ничего не может...
Недавно так сложилось, что этому мальчику пришлось прочесть параграф по истории не вслух. Так вот, когда бабушка стала потом проверять, как усвоилось, он ответил на вопросы параграфа, можно сказать, со знанием дела, хотя на чтение затратил времени даже меньше, чем если бы читал вслух. :yes: Воспринимала и оценивала эту ситуацию со стороны, внутренне улыбаясь результатам и его причине. :)
Надо будет попробовать привести ему этот положительный пример, дабы навести его на мысль и в дальнейшем попытаться воспринимать материал таким же образом :)