ЦитироватьПЯТНИЦА
персонаж в восточнославянской и отчасти южнославянской традиции, продолжение главного женского божества славянского пантеона - Мокоши. Позднее культ П., соединяющийся с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных и святой Петки у южных славян, сохраняет некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии. У восточных славян П. - персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвящённым различным ипостасям громовержца Перуна. В паре Четверг - Пятница, воспроизводящей более древнюю Перун - Мокошь, особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт - нечет и мужской - женский. П. иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля - дня, посвящённого П.), «бабьей святой», занимающейся повоем
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/3642/ПЯТНИЦА
это, случаем, не под влиянием германцев, типа
Freitag?
Цитата: Алалах от декабря 26, 2010, 19:43
это, случаем, не под влиянием германцев, типа Freitag?
Зап.-герм. *frijjōđaǥaz — калька латинского Veneris diēs.
У зулусов обнаружат, что пятый день недели называется пятым, и объявят это калькой.
Цитата: piton от декабря 26, 2010, 21:20
У зулусов обнаружат, что пятый день недели называется пятым, и объявят это калькой.
Это вы к чему?
Цитата: Алалах от декабря 26, 2010, 19:43
это, случаем, не под влиянием германцев, типа Freitag?
Если и было влияние германцев, то весьма опосредованное. В славянском пантеоне Фрее (Freyja) соответствовала Прия (божество любви/весны), днём которой являлась пятница, как и у Мокоши-Пятницы.
Вы хотите сказать, соответствовала бы? Где источники, повествующие об этой богине?
Цитата: Wolliger Mensch от декабря 26, 2010, 21:33
ЦитироватьУ зулусов обнаружат, что пятый день недели называется пятым, и объявят это калькой.
Это вы к чему?
Это к тому, что отождествление Фрии с Венерой надо как-то показать.
Цитата: autolyk от декабря 27, 2010, 08:15
В славянском пантеоне Фрее (Freyja) соответствовала Прия (божество любви/весны), днём которой являлась пятница, как и у Мокоши-Пятницы.
Цитата: Bhudh от декабря 27, 2010, 23:17
Где источники, повествующие об этой богине?
Кстати да.
Да и на Мокошь серьёзно нелья смотреть после Чудинова...
В Википедии просто фейерверк взаимоисключающих параграфов:
ЦитироватьМокошь (Макошь) — женское божество в восточнославянской мифологии, покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага.
ЦитироватьВ нижней ипостаси, возможно, является знаменитой Бабой Ягой (Яга (Хель, Кали), в этом случае можно говорить, что она мать ветров и повелительница лесного мира.
ЦитироватьВ «Слове об идолах» XV века сохранилась запись о богине Макоши: «...тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу...». Здесь же она сравнивается с Гекатой (Скатия, Екатия) — греческой богиней благосостояния:
Похоже, что родноверы фантазируют на ходу, а реально из летописей и прочих документов известно только имя и всё...
Цитата: Bhudh от декабря 27, 2010, 23:17
Вы хотите сказать, соответствовала бы? Где источники, повествующие об этой богине?
Вы правы, чешские глоссы из mater verborum доверия не вызывают.
Цитата: Алексей Гринь от декабря 28, 2010, 06:51
Похоже, что родноверы фантазируют на ходу, а реально из летописей и прочих документов известно только имя и всё...
Ну это же интерпретации, в источниках Мокошь есть. Представьте себе фантазии Чудинова на тему великосеверонемцев...
Цитата: autolyk от декабря 28, 2010, 07:39
ЦитироватьПохоже, что родноверы фантазируют на ходу, а реально из летописей и прочих документов известно только имя и всё...
Ну это же интерпретации
Что толку от этих интерпретаций?
Цитата: Алексей Гринь от декабря 28, 2010, 16:28
Что толку от этих интерпретаций?
Народу не нужны плохие интерпретации, народу нужны хорошие интерпретации?
Интерпретации вообще не нужны. Нужны или факты, или закрытые рты.
Ну-ну, действительно, зачем открывать рот. Наложил кучку (фактов) и любуйся проделанной работой.
А как иначе-то? На фантастику я хожу в кинотеатр, и хватает.
Странно, разве только в фантастике может быть истолкование, разъяснение, напр. образа, темы?
Цитата: autolyk от декабря 28, 2010, 20:14
Ну-ну, действительно, зачем открывать рот. Наложил кучку (фактов) и любуйся проделанной работой.
Не нравится эта пафосность. И к чему столько тумана:
Цитата: autolyk от декабря 28, 2010, 07:39
Цитата: Bhudh от декабря 27, 2010, 23:17
Вы хотите сказать, соответствовала бы? Где источники, повествующие об этой богине?
Вы правы, чешские глоссы из mater verborum доверия не вызывают.
Цитата: Алексей Гринь от декабря 28, 2010, 06:51
Похоже, что родноверы фантазируют на ходу, а реально из летописей и прочих документов известно только имя и всё...
Ну это же интерпретации, в источниках Мокошь есть. Представьте себе фантазии Чудинова на тему великосеверонемцев...
Проблема происхождения
Мокоши (Макоши) изучалась, изучается и будет изучаться, пока не будет дано удовлетворительное решение.
Вот некоторые работы, которые вполне удовлетворяют критериям научности:
1. http://www.drevnosti.org/images/Books/ivanov-topor-makosh.djvu (http://www.drevnosti.org/images/Books/ivanov-topor-makosh.djvu)
(Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа);
2. http://krotov.info/history/11/uspensky/ex6.htm (http://krotov.info/history/11/uspensky/ex6.htm)
(Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского), гл. VI. ПОЧИТАНИЕ ПЯТНИЦЫ И НЕДЕЛИ В СВЯЗИ С КУЛЬТОМ МОКОШИ.)
3. Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян»
Этимологическую загадку, далёкую от решения, представляет прото-индохеттский *mV-
'приближать, делать близким (к себе)'. Мало того, что в этом корне наблюдаются оба основных вида чередования гласных: *-e-/*-o-/*-e:-/*-o:- и *-e-/*-o-/*-a-/-ø- с дальнейшим развитием в ПИЕ дифтонгизации; этот корень дал ещё и основы совершенно различной суффиксации, с очень разнородной семантикой.
По-видимому здесь имеем дело с одним из древнейших корней, которые только возможно представить. В Мокоши представлен ие *makw /*-g-
(с аблаутом), с одним из значений — 'мок-' (мокнуть, моча, Меча, мчать, -мкнуть и мн. др.).
Конкретные пути образования этих основ, развитие семантики — в стадии проработок рабочих гипотез.
Пока можно сказать, что Мокошь — одна из аватар главной богини индоевропейцев. :donno: И не больше.
Ну допустим, тихо подставить фантазию на месте ожидаемого кем-то факта, и не сказать об этом, это не очень хорошо.
Цитата: pomogoshaivanov-topor
Мля. А Ива
́нов об этом знает?
Цитата: Алексей Гринь от декабря 28, 2010, 20:45
Ну допустим, тихо подставить фантазию на месте ожидаемого кем-то факта, и не сказать об этом, это не очень хорошо.
С этим согласен, и этим грешат упоминавшиеся чешские глоссы.
Почему Вы их не персонализируете?
Пятница, культ св. Параскевы и ислам - http://hgr.livejournal.com/1410143.html
Спасибо, ali hoseyn, но связь дня недели у римлян, германцев и, возможно, славян с женским божеством прослеживается с дохристианских времён.
Это, возможно, наложение одной традиции на другую.
Наши три копейки:
Параскева по адыгски Бэрэск1э , Бэрэжьей - среда, Бараздж - праздничный день - день поста.
Народная этимология бэрэ - много, джын - прясть.
Цитата: ZZZyНаши три копейки
Заберите Вашу мелочь.
Цитата: ali_hoseyn от декабря 28, 2010, 21:19
Это, возможно, наложение одной традиции на другую.
В случае Параскевы-Пятницы — несомненно.
Это может и мелочь, а вот моя версия происхождения слова паук от адыг. бадж, вот это да!
Кстати, пятница у нас мэрем от Мариам - девы Марии.
Цитата: ZZZy от декабря 28, 2010, 21:28
Кстати, пятница у нас мэрем от Мариам - девы Марии.
Кстати, пятница у финнов от германцев: Perjantai от Freyja.
P.S. WM опередил.