Вопрос из психометрического экзамена - раздел аналогии. Возник спор между мной и преподавателем) Я склоняюсь к тому, что правильным является второй ответ, учитель настаивает на четвертом. Рассудите нас, будьте добры!
Так как это вопрос на аналогии, правильным ответом на вопрос должна стать пара слов, связь между которыми наиболее точно повторяет начальную связь в вопросе.
Вопрос:
Сколько?: Сосчитать
1) Почему?: причина
2) Где?: найти
3) Куда?: идти
4) Зачем?: объяснить
Решение:
Вопрос Промежуточное действие Завершенное действие
СКОЛЬКО? считать СОСЧИТАТЬ
ГДЕ? искать НАЙТИ
ЗАЧЕМ? объяснять (?) ОБЪЯСНИТЬ
Словарь Даля
СОСЧИТАТЬ, или сочесть и счесть что-либо, и сочтавати, сочтати, стар. считать, пересчитать, перечесть, определить число, количество чего, либо прямым счетом, либо рассчетом, выкладкой;
Словарь Ожегова
НАЙТИ иду, -идешь; нашел, нашла; нашедший; найденный; найдя; сов. 1. кого-что. Заметив, взять; обнаружить в результате поисков, наблюдений, размышлений.
Словарь Ожегова
ОБЪЯСНИТЬ ню, -нишь; -ненный (-ен, -ена); сов., что. Растолковать кому-н. или осмыслить для самого себя, сделать ясным, понятным. О. правило. О., как обращаться с инструментам. Как о. его поведение (т. е. трудно объяснить). || несов. объяснять, -яю, -яешь.
Как мы можем увидеть из толкования – вопрос, и оба ответа описывают завершенное действие. (определить, обнаружить, сделать ясным)
Пробую подставить в предложение:
Я не знаю сколько в сумке денег, чтобы узнать – я должен (считать) сосчитать.
Я не знаю где находится туалет, чтобы узнать – я должен (искать) найти.
Я не знаю зачем я сюда пришел, чтобы узнать – я должен (объяснять(?)) ОБЪЯСНИТЬ.
Пробую подставить в другое предложение:
Он не знает сколько в сумке денег, чтобы узнать – ему надо (считать) сосчитать.
Он не знает где находится туалет, чтобы узнать – ему надо (искать) найти.
Он не знает зачем он сюда пришел, чтобы узнать – ему надо (объяснять(?)) ОБЪЯСНИТЬ.
Допустим, что привлекать кого то еще не требуется, и он вполне может объяснить это сам себе. Если бы вопросом было «Почему?» а не «Зачем?» скорее всего было бы только одно промежуточное действие. В случае с вопросом «Зачем?», однозначного промежуточного действия нет:
Он не знает зачем он побежал в лес с барабаном, чтобы узнать – ему надо (объяснять , осмыслить, задуматься, подумать, заглянуть в себя, поискать причину...) ОБЪЯСНИТЬ.
В то же время и в вопросе, и в ответе 2 есть всего лишь одно возможное промежуточное действие:
Он не знает сколько звезд на небе, чтобы узнать - ему надо (считать) сосчитать.
Даже в этом случае он не может заглянуть в справочник, или поискать в интернете, чтобы прийти к завершенному действию «сосчитать» ему придется считать.
Он не знает где находится ближайший оазис в пустыне, чтобы узнать – ему надо (искать) найти.
Опять же, для того чтобы прийти к завершенному действию «найти» он может только искать.
И все таки, какой ответ является правильным? Вариант что оба ответа правильные - не подходит, т.к. это психотест.
С первого взгляда мне тоже кажется, что наиболее подходящий вариант — второй. А учителя нет верных ответов?
В том то и дело, что нет... вопрос из книги курса - т.е. предназначен для лекции - чтобы показать тип связи между словами. Правильного ответа от редакции учебника нет, а ответ преподавателя его собственный.
Что-то у меня нет уверенности, что к вопросу «где?» обязателен глагол найти... Вполне может и быть.
Цитата: Bhudh от декабря 4, 2010, 18:18
Что-то у меня нет уверенности, что к вопросу «где?» обязателен глагол найти... Вполне может и быть.
В израильском психометрическом тесте другие принципы. Аналогию к "сколько? : посчитать" нужно подобрать, а не обязательный глагол найти.
Цитата: Ephedrine от декабря 4, 2010, 12:48
Сколько?: Сосчитать
1) Почему?: причина
2) Где?: найти
3) Куда?: идти
4) Зачем?: объяснить
Я лично это вижу так отношение так:
Чтобы узнать "сколько?", нужно "сосчитать".
Следовательно подбираем аналогию, чтобы отношение было такое же.
Первое отпадает, потому что там вообще существительное.
Третье не подходит, ибо чтобы узнать "куда?", не нужно "идти", тут скорее наоборот.
Четвертое очень близко, но если по аналогии к сколько-сосчитать, то я бы сказал "зачем? : узнать/выяснить цель".
И только второе полностью соотвтетсвует:
Чтобы узнать "где?", нужно "найти".
Веду переписку с преподавателем, который в свою очередь переписывается с отделом Исследований и Разработок. Он говорит, что они не смогли его убедить. В чем именно я не понял, но еще не убедили... Жду новостей. Буду очень признателен, если кто то еще из знатоков выложит свое мнение подобно тому, как это сделал RawonaM. Наверное, для того чтобы найти единственно верный ответ не хватает еще какой то связи...
Можно спросить... :eat:
Вы знаете... Иногда чтобы СОСЧТАТЬ деньги - ихъ все-таки надо НАЙТИ... А почему это ...э-э... все - называется психометріей?
Мнѣ кажется проще это назвать хрѣнью...