Что означают эти приставки?
Сын имярек
от глагола "зайедан" с длинным первым "а" , что означает "родить". длииный "а" в таджикской кириллице пишется русской буквой "о", так, что глагол имеет форму "зоидан". но произношение одинаково. дословно "задэ" (или как пишется (но не проиносится) по другому "зода)) можно перевести как "родившийся благодаря". фамилии с "задэ" как одна из стандартных форм были приняты в Иране, Афганистане, Таджикистане в течение 20-го века. Кроме того много таких фамилий встречается в некоторых тюркоязычных госудасртвах, носители которых как правила принадлежат к иранским национальным меншинстсвам, в Азербайджане (талыши и таты), Узбекистане (таджики) и Турции. это слово имеет еще и более короткую форму "зад" ("а" длинный). из этих слов образуются не только фамилии, но и имена: шахзад, шахзадэ, фарзад, шахрзад (оригинальная форма известого имени "шахерезада"), шерзад и т.д.
в персидской традиции есть также способ образование фамилий посредсвом слова "сын" - это слово "пур", например "Надерпур" (сын Надера), "Алемпур" (сын Алема), "пур-е-Сина" (ибн Сина), но для женских форм "пур" заменяется словом "духт": Надердухт, Алемдухт и т.д.
Цитата: Арья-задэдля женских форм "пур" заменяется словом "духт"
Узнаются санскритские путра, духитар... :)
есть очень много перидских слов с окончанием "-ар", в которых индоевропейские черты сохранились в явной форме и кроме того они удивительно похожи с германскими аналогами с окончанием "-er":
дочь: духтар (перс.), daughter (англ.), Tochter (нем.)
отец: падар (перс.), father (eng), Vater (нем.),
мать: мадар (перс.), mother (eng.), mutter (deutsch)
брать: барадар (перс.), brother (eng), bruder (deutsch)
под: андар (перс.), under (eng.), unter (deutsch)
гром: тундар (перс.), thunder (eng)
я знаю, что есть подобная аналогия между арийскими (индо-иранскими) языками, с одной стороны, и балто-славняскими, с другой.
несмотря на то, что арийцы по языку ближе к балтославянам, тем не менее часть лексики имеет большее сходство с германцами.
возвращаясь к сегодняшнему дню, я заметил обну общую закономерность: все персоязычные, когда говорят на английском языке имеют очень незначительный акцент, по сравнению со всеми славянами, включая русских. последним очень тяжело дается ангийское произношение. то есть современная фонетика персидского языка очень близка к фонетике германских языков, в то время как фонетика славянских языков отличается кардинально.
Ну, что касается современной фонетики, это уж как получилось. Кроме того, аналитический строй преобладает и в германских, и в иранских языках.
А вот что касается исторических соответствий, то всюду пишут, что балтийским и славянским языкам (группа сатем) наиболее близки германские (группа кентум), а не арийские.
Цитата: Amateur...балтийским и славянским языкам (группа сатем) наиболее близки германские (группа кентум), а не арийские
Но это не противоречит тому, что арийским ближе балтославянские, чем германские – а именно это и утверждал Арья-задэ.
арья-задэ очень грамотно ответил на вопрос. Добавлю лишь, что в Азербайджане окончание -заде не всегда говорит о татском или талышском происхождении. Среди азербайджанцев Азербайджана это окончание - второе по популярности после собственно -ов/-ев. Сегодня наметились тенденции, при которых азербайджанцы меняют славянские окончание фамилий на "местные", одним из которых является -заде.
Цитата: Calleарья-задэ очень грамотно ответил на вопрос. Добавлю лишь, что в Азербайджане окончание -заде не всегда говорит о татском или талышском происхождении. Среди азербайджанцев Азербайджана это окончание - второе по популярности после собственно -ов/-ев. Сегодня наметились тенденции, при которых азербайджанцы меняют славянские окончание фамилий на "местные", одним из которых является -заде.
интересно, какие "местные"? в другой тюркоязычной стране с сильными иранскими традициями, в Узбекистане, до сих пор нет популярных "местных" фамилий, а -задэ (-зода) показатель того, что этот "узбек" (по паспорту) фактически является таджиком. В Таджикистане, напротив, в последнее десятилетие плучили сильное развитие фамилии со всеми стандартными персидскими окончаниями:
- задэ (-зода)
- зад (-зод)
- и
- иан (-иён)
- пур
- духт
- неджад , нежад (наджод, нажод)
интересно, что в самой развитой (в смысле самосознания) тюрксой стране, Турции, как мне кажется, фамилии также не имеют какие-либо тюркские "опознавательные" черты. Хотя, например, одно окончание могло бы стать таковым:
- оглы (азерб. тур.)
- угли (узб)
- уулы (кирг.)
- оол (тувынский)
но кроме тувинцев, это суффикс не стал широко распространенным.
странно, почему?
арья-задэ, в отличие от Узбекистана, в Азербайджане -заде не носит этнической окраски. Его могут иметь азербайджанцы, талыши, таты, курды, лезгины. Мне доводилось встречать татар с фамилией Ахмедзаде. В Иране также проживает немало азербайджанцев с подобными фамилиями.
Кроме -заде в список "местных" входит окончание -ли/-лы/-лу (напр. Гасанов - Гасанзаде - Гасанли), широко используемое в Азербайджане. Человек с фамилией, содержащей это окончание, почти наверняка является азербайджанцем.
Цитата: CalleВ Иране также проживает немало азербайджанцев с подобными фамилиями.
в Советском Союзе тоже жили большое количество мусульман с "русскими" фамилиями -ов и -ев.
но это ничего не значит.
просто в том же Азербайджане, также как в Узбекистане, чуть ли не каждый второй по паспорту "азербайджанец" или "узбек", а в действительности принадлежит другим, нетюркским этническим группам, талышам, лезгинам, курдам, татам и т.д. это по той причине, что эти две "нации" были созданы искусственно Советскими властями из разрозненных тюркских, иранских и каквзских этнических группю
Например, среди теперешних т.н. узбеков можно выделить не особо многочисленых собственно узбеков - потомков позднейших завоевателей кипчакского рода и сартов - потомков тюркизированных древнейших обитателей Согда, при том что среди сартов в реальности много парсаванов (т.е. персоязычных), которых записали в "узбеки" только при Советской Власти.
Аналогично в Советском Азербайджане ставка была сделана на местных тюркоязычных, в результате чего язык парси ("татский") был поставлен в неблагоприятные условия и теперь находится на грани вымирания.
арья-задэ, это всего лишь глупая легенда, пущенная пропагандистами в начале 1990х как "антибиотик" против растущего в Азербайджане национализма. Процентное соотношение этносов в Закавказье всегда оставалось примерно одинаковым - что в 1999 году, что в 1897. Пробегите глазами по результатам всероссийской переписи 1897 года - азербайджанцы (азербайджанские татары) там по прежнему самый многочисленный народ Кавказа после русских.
Нации не могут "создаваться" по щучьему велению. Как человек интересующийся историей вы должны знать насколько сложен процесс развития и формирования народов и что чье-то желание тут не играет роли.
Азербайджан долгое время находился по мощным культурным влиянием Ирана. Отсюда и фамилии на -заде, и иранизмы в аз. языке (надеюсь вы не станете утверждать, что и аз. язык - это искусственно созданный язык?), и схожести в обычаях и традициях. Кроме того, в Азербайджане нет "азербайджанцев по паспорту". В аз. паспортах графа "национальность" отсутствует.
Цитата: CalleНации не могут "создаваться" по щучьему велению. Как человек интересующийся историей вы должны знать насколько сложен процесс развития и формирования народов и что чье-то желание тут не играет роли.
Однако неоспоримый факт, что таджиков в Узбекистане ,,записывали" узбеками, узбеков в Таджикистане – таджиками. А, например, вепсов – русскими. И эта ситуация продолжалась несколько десятилетий.
В Югославии коммунисты изобрели даже национальность ,,мусульмане".
2 Amateur
Не спорю, в Азербайджане и других союзных республиках такое тоже имело место. Но любой политике есть пределы. Те кто думает, что каждый второй азербайджанец - это якобы не азербайджанец, а некто "записанный в азербайджанца", глубоко заблуждается. Трудно поверить, что 4 миллиона "насильно записанных" сегодня спокойно бы переносили "несправедливость" советской политики.
Да уж. Я уже и забыл давно матёрый развитой социализм. А многие до сих пор опираются на это далёкое прошлое как на фундамент для своих взглядов.
Цитата: Calleарья-задэ, это всего лишь глупая легенда, пущенная пропагандистами в начале 1990х как "антибиотик" против растущего в Азербайджане национализма.
Нации не могут "создаваться" по щучьему велению. Как человек интересующийся историей вы должны знать насколько сложен процесс развития и формирования народов и что чье-то желание тут не играет роли.
хотя кто-то уже делал замечание, что политику обсуждать неразумно, но чувствуется, что без политики не обойтись.
до Советской власти тееритория нынешнего Азербайджана да и само население этого края не имело никакого отношения к собственно "Азербайджану", а таких понятий как "азербайджанский народ", "азербайджанский язык" и вовсе отсутствовали, ни в русском языке, языке империи куда вошли эти бывшие иранские территориии, ни в персидском языке, который оставался языком высокой культуры и литературы этого края. а на местных тюркских диалектах ничего не творилось, так что их можно даже и не рассматривать.
"Азербайджаном" всегда называли область современных иранских Азербайджанов, территории вокруг Ардебиля (западный) и Тебриза (вост.) . территория Советского Азербайджана всегда упоминается как область "Арран" и никогда как "Азербайджан", иногда как области "Арран" и "Ширван". тюркское население этой области никогда не называлось азербайджанцами, а просто тюрками. русские называли это тюркское население как "кавказские татары".
таким образом "Азербайджан" и "азербайджанский язык" это "проект", результат можно сказать успешной работы советских властей, раз эти новые названия так хорошо прижились.
насчет "культуры Ирана".
персидская культура создавалась усилиями не только собственно иранских народов, но и всех соседных народов, которые подключились, вовлеклись в эту культуру и сделали ее одной из самых утонченных, интеллектуально богатых и сильных культур человечества. азербайджанцев и узбеков, в этом смысле нужно рассматривать не как народы на которых оказывала влияние персидская культура, а правильнее сказать, эти народы (ели их можно назвать полноценным "народом") и есть часть этой, персидской культуры, то есть часть культуры Большого Ирана.
Цитата: арья-задэна местных тюркских диалектах ничего не творилось, так что их можно даже и не рассматривать.
На них люди говорили. Как это их не рассматривать?! :o
Добавлено спустя 1 минуту 23 секунды: Цитата: арья-задэнасчет "культуры Ирана".
персидская культура создавалась усилиями не только собственно иранских народов, но и всех соседных народов, которые подключились, вовлеклись в эту культуру и сделали ее одной из самых утонченных, интеллектуально богатых и сильных культур человечества. азербайджанцев и узбеков, в этом смысле нужно рассматривать не как народы на которых оказывала влияние персидская культура, а правильнее сказать, эти народы (ели их можно назвать полноценным "народом") и есть часть этой, персидской культуры, то есть часть культуры Большого Ирана.
Или частью культуры большого Советского Союза. :)
Цитата: AmateurЦитата: арья-задэна местных тюркских диалектах ничего не творилось, так что их можно даже и не рассматривать.
На них люди говорили. Как это их не рассматривать?! :o .
да говорили, но практически не писали. сами себя эти тюрки именовали по названию чвоих областей, многочисленных княжеств, городов и деревень. они не рассматривали себя как одна нация, один народ, ибо и ценрализованного гос-ва никогда в этих местностях не существовала.
Добавлено спустя 1 минуту 23 секунды: Цитата: арья-задэнасчет "культуры Ирана".
персидская культура создавалась усилиями не только собственно иранских народов, но и всех соседных народов, которые подключились, вовлеклись в эту культуру и сделали ее одной из самых утонченных, интеллектуально богатых и сильных культур человечества. азербайджанцев и узбеков, в этом смысле нужно рассматривать не как народы на которых оказывала влияние персидская культура, а правильнее сказать, эти народы (ели их можно назвать полноценным "народом") и есть часть этой, персидской культуры, то есть часть культуры Большого Ирана.
Или частью культуры большого Советского Союза. :)[/quote]
некая синтетическая (от слово "сминтез") культура, которого можно условно назвать "персидской" только по названию языка, на котором эта культура созавалась, начала складываться в 7-6 веках до нашей эры, просуществовала с небольшими перерывами (например арабская экспансия) почти 3 тыс лет, и сейчас в более урезанном виде (Иран, Афганистан, Таджикистан) продолжает существовать, выделяясь особняком среди прочих культур Среднего Востока (арабы, тюрки Турции, Израиль, Армения, Грузия). население Азербайджана и Узбекистана глубоко иранцы по культуре, хотя элита этих гос-в игнорирует этот факт, думаю по политическим соображениям.
азербайджанцы, таджики, узбеки, а также армяне и грузины очень недолго, по историческим меркам, находились в составе Российской империи, и в массовом плане эти народы никак не были интегрированы в русскую культуру, кроме каких-то единичных обрусевших представителей. они все, по больому счету так и остались middeasterners, средневостокцы.
Цитата: арья-задэда говорили, но практически не писали. сами себя эти тюрки именовали по названию чвоих областей, многочисленных княжеств, городов и деревень. они не рассматривали себя как одна нация, один народ, ибо и ценрализованного гос-ва никогда в этих местностях не существовала.
Вот и замечательно! Даже областные культуры были. Персы отдыхают. :)
Цитата: арья-задэазербайджанцы, таджики, узбеки, а также армяне и грузины очень недолго, по историческим меркам, находились в составе Российской империи, и в массовом плане эти народы никак не были интегрированы в русскую культуру, кроме каких-то единичных обрусевших представителей. они все, по больому счету так и остались middeasterners, средневостокцы.
Те, которые были в персидской или российской империи, умерли давно. Те, которые сейчас живут, – люди советской культуры. В XX веке нужно считать год за тысячу по воздействию на культуру всех людей.
Чисто объективно: питерские азербайджанцы от россиян ничем не отличаются, такие же, как татары, т.е., как русские. :) А с таджиками всегда ощущение, что они иностранцы. Азербайджанцы прекрасно говорят по-русски, таджики – с трудом, да и то не все. Азербайджанцы неплохо зарабатывают, часто занимают какое-то положение в обществе (в бизнесе). Таджики, в основном, – разнорабочие на стройках и на укладке асфальта. Ощущение, что азербайджанцы здесь – у себя дома, а таджики вот приехали на чуть-чуть подзаработать, а оставаться им здесь надолго неуютно – другая культура.
По-моему, эта тема зашла слишком далеко и уже отдаёт фашизмом.
арья-задэ, вам никто не давал права называть узбеков, азербайджанцев или кого бы то ни было "неполноценными" нациями. Неполноценными и вдобавок закомлексованными я бы назвал тех, кто лелеет в душе идеи "паниранизма" и прочих экспансионистких "...измов", считая остальных "отсталыми", "неполноценными", "несформировавшимися" и т. п.
Цитата: CalleПо-моему, эта тема зашла слишком далеко и уже отдаёт фашизмом.
арья-задэ, вам никто не давал права называть узбеков, азербайджанцев или кого бы то ни было "неполноценными" нациями. Неполноценными и вдобавок закомлексованными я бы назвал тех, кто лелеет в душе идеи "паниранизма" и прочих экспансионистких "...измов", считая остальных "отсталыми", "неполноценными", "несформировавшимися" и т. п.
может что-то не так сказал, приношу свои извинения.
я даже своих таджиков не считаю нацией в полном смысле этого слова.
и таджики, и узбеки, и азербайджанцы, не являются нациями в современном смысле этого слова. они не образовывались путем естественной эволюции, по инициативе, по потребности самых тех себя (этих сообществ), ибо не было самостоятельно думающее и развивающееся сообщество людей в этих популяциях людей.
запуск проектов с "азербайджанским" и "узбекским" языками помогли тюркам этих территорий себя обособлить от иранцев и стать самостоятельными сообществами, что положительно (подчеркиваю для тюрков). что касается иранцев (таджиков, татов, талышей), для них "отчуждение" от своего персидского мира можно рассмотреть как процесс отрицательный - они много потеряли.
Amature:
у азербайджанцев немного раньше началась процесс урбанизации и индустриализации, чем у таджиков, они раньше урбанизировались в российские города, чем таджики, и у них было больше времени для адаптации.
не все таджики сейчас в России разнорабочие. большое количество таджиков живут неплохо, имеют бизнес, работают менеджерами, учеными, много высококлассных специалистов в высоко-технологических строительных фирмах и т.д.
интеграция таджиков, азербайджанцев, узбеков в российское общество будет происходить аналогично интеграции других народов Среднего Востока (персы, арабы, турки, курды) в Европе - адаптация без полного рассмотрения, кто-то раньше, кто-то позже.
Аматеру:
Совершенно не согласен, что таджики овладевают руссским языком хуже азербайджанцев и что они неполноценно чувствуют себя в русском обществе.
Ба Орья-зода:
Единство трех персидских наций - цель высокая и хорошая. Но оно имеет мало предпосылок в современном мире.
Во-первых, к моменту вхождения Средней Азии в Россию уже не было никакого устойчивого, а главное живого общеперсидского самосознания. Нация только тогда единая нация, когда ее члены имеют осознанные общие цели в настоящем и будущем, а не только общее прошлое наследие. В настоящем и будущем ничто не объединяло рыхлый массив парсаванов, в котором каждый рустак, каждая область жила своей обособленной жизнью. Так что не надо обвинять русских в разрушении "единого персидского тела". Что русские сделали - это помогли северо-восточным разрозненным остаткам величия персов объединиться в новую нацию, которая теперь имеет свое государство. Не было бы этого - этнические процессы в среднеазиатских ханствах привели бы к дальнейшей деградации парсаванов и к окончательному поглощению их тюрками.
Во-вторых, состояние и темпы общественного развития в незваисимых среднеазиатских государствах, в былые времена весьма высокие, на тот момент были таковы, что если бы не присоединение к России, таджики не имели бы не то что таких развитых промышленных центров, как Душанбе или Нурек, железных дорог и водохранилищ, но банально бы жили средневековой исламистской междоусобной жизнью, что мы видим на примере запянджских таджиков Афганистана.
Восстановить былое персидское могущество можно не высокопарными словами о том, какие русские бяки, а налаживанием общеперсидских интересов. Во всяком случае, я уверен, мало найдется таджиков, которые хотели бы жить в при шариатском режиме современного исламистского Ирана или в варварстве афганцев. Почему-то они предпочитают жить так или иначе сообразуясь с русскими, которые никогда на древнее наследие персидской культуры и литературы и непокушались.
Цитата: IskandarАматеру:
Совершенно не согласен, что таджики овладевают руссским языком хуже азербайджанцев и что они неполноценно чувствуют себя в русском обществе.
Я лишь рассказал о своём опыте общения с таджиками и азербайджанцами в Петербурге. Особенно меня приятно удивляет, что выходцы из азербайджанских деревень говорят по-русски не хуже, чем бакинцы. Когда же приходишь к таджикам, то из десятка человек только один может более-менее объясниться по-русски.
Цитата: Amateur
В Югославии коммунисты изобрели даже национальность ,,мусульмане".
Раньше у них вообще другая национальность была: "турки". Всё когда-то изобретается: румыны, македонцы, американцы...
Цитата: AkellaЦитата: Amateur
В Югославии коммунисты изобрели даже национальность ,,мусульмане".
Раньше у них вообще другая национальность была: "турки".
:o
Цитата: DMSЦитата: AkellaЦитата: Amateur
В Югославии коммунисты изобрели даже национальность ,,мусульмане".
Раньше у них вообще другая национальность была: "турки".
:o
Совершенно верно. Сербохорватоязычных мусульман называли турками.
Цитата: IskandarАматеру:
Ба Орья-зода:
Единство трех персидских наций - цель высокая и хорошая. Но оно имеет мало предпосылок в современном мире.
Во-первых, к моменту вхождения Средней Азии в Россию уже не было никакого устойчивого, а главное живого общеперсидского самосознания. Нация только тогда единая нация, когда ее члены имеют осознанные общие цели в настоящем и будущем, а не только общее прошлое наследие. В настоящем и будущем ничто не объединяло рыхлый массив парсаванов, в котором каждый рустак, каждая область жила своей обособленной жизнью. Так что не надо обвинять русских в разрушении "единого персидского тела". Что русские сделали - это помогли северо-восточным разрозненным остаткам величия персов объединиться в новую нацию, которая теперь имеет свое государство. Не было бы этого - этнические процессы в среднеазиатских ханствах привели бы к дальнейшей деградации парсаванов и к окончательному поглощению их тюрками..
тюрки впервые появились в Согдиане и Хорезме не позже 6 века нашей эры, но к моменту прихода русских (после 1400 лет) позиции персидского языка было привилегированным и стабильным. но в местах весма отделенных от прародины тюрков (алтай и монголия), в Турции, греки и армяне полностю отюречились.
Вхождение Мавареннахра в состав Российской империи (славяно-тюркский союз) было одназначно отрицательно для персидского языка.
ЦитироватьВо-вторых, состояние и темпы общественного развития в незваисимых среднеазиатских государствах, в былые времена весьма высокие, на тот момент были таковы, что если бы не присоединение к России, таджики не имели бы не то что таких развитых промышленных центров, как Душанбе или Нурек, железных дорог и водохранилищ, но банально бы жили средневековой исламистской междоусобной жизнью, что мы видим на примере запянджских таджиков Афганистана....
Маваренахр вместе со всеми территориями цивилизации Среднего Востока находился в упадке и застое и был объектом экпансии европейских держав/народов. любой европейский народ вместе с порабощением приносил (волей неволей) новые идеи и технологии в свои колонии, строил и обустраивал жизнь для своих представителей в "новых своих землях", будучи уверенным, что он, этот народ, здесь теперь навечно, и что местное население "генетически" (то есть биологически) не в состоянии развиваться и процветать самостоятельно. но потом времена изменились и колониальная система рухнулась, последная из крупных колоний (СССР) - тоже. бывшие колонии одни за другими встают на свои ноги и успешно догоняют европейцев.
то, что персидские земли и города Мавареннахра оказались в руках русских, а не англичан или французов, это может плохо, а может и хорошо. вопрос не одназначен.
ЦитироватьВосстановить былое персидское могущество можно не высокопарными словами о том, какие русские бяки, а налаживанием общеперсидских интересов. Во всяком случае, я уверен, мало найдется таджиков, которые хотели бы жить в при шариатском режиме современного исламистского Ирана или в варварстве афганцев. Почему-то они предпочитают жить так или иначе сообразуясь с русскими, которые никогда на древнее наследие персидской культуры и литературы и непокушались.
высокопарных слов никто не говорит. идет серьезное обсуждение проблемы унификации персов. но эта тема других, персоязычных форумов. например вот это:
http://www.bbc.co.uk/persian/tajikistan/story/2005/08/050729_v-tajik-iran-afghanistan.shtml
Цитата: CalleМне доводилось встречать татар с фамилией Ахмедзаде
Речь, судя по всему, идёт о крымских татарах. Потому как среди волжских/уральских/сибирских такого явно не встретишь.
Кстати, почему за крымскими тюрками закрепилось название "татары"?
А за азербайджанцами, которых во времена Брокгауза и Ефрона называли "адербеджанскими татарами", а иногда "закавказскими" (и было это всего каких-нибудь сто лет назад) не закрепилось?
Кстати, Брокгауз и Ефрон, почему-то нередко пересекали понятия "тюрки"/"турки"/ "татары".
Насколько мне известно " крымские" в той же степени "близки" к волжским/уральским/сибирским татарам, как и бывшие "адербеджанские"...
Цитата: арья-задэтюрки впервые появились в Согдиане и Хорезме не позже 6 века нашей эры, но к моменту прихода русских (после 1400 лет) позиции персидского языка было привилегированным и стабильным. но в местах весма отделенных от прародины тюрков (алтай и монголия), в Турции, греки и армяне полностю отюречились.
Вхождение Мавареннахра в состав Российской империи (славяно-тюркский союз) было одназначно отрицательно для персидского языка.
Вся политическая элита среднеазиатских государств со времен падения Саманидов всегда была тюркоязычной. Тенденция всех веков налицо: постепенно исподволь персидский язык утрачивал рустак за рустаком, где парсаваны превращались в сартов и переходили на тюркскую уйгурообразную ("джагатайскую") речь (теперешний т.н. "узбекский язык")Позиции персидского языка были действительно стабильными. Стабильно-застойными благодаря прошлому богатому культурному фонду персов. Но прошлым долго жить не будешь: в живом общении, в политике, в торговле, в армии чем дальше, тем больше господствовал тюркский язык. Именно потому, что тюркскоязычный элемент был очевидно активнее персоязычного, они выходили на первые роли в Российской, а потом и Советской Средней Азии (и Азейрбайджане).
С другой стороны, именно создание Республики Таджикистан, образование которой в условиях Бухарского эмирата было просто немыслимо, дало парсаванам возможность отграничиться от тюрков и создать собственное государство.
Цитата: арья-задэМаваренахр вместе со всеми территориями цивилизации Среднего Востока находился в упадке и застое и был объектом экпансии европейских держав/народов. любой европейский народ вместе с порабощением приносил (волей неволей) новые идеи и технологии в свои колонии, строил и обустраивал жизнь для своих представителей в "новых своих землях", будучи уверенным, что он, этот народ, здесь теперь навечно, и что местное население "генетически" (то есть биологически) не в состоянии развиваться и процветать самостоятельно. но потом времена изменились и колониальная система рухнулась, последная из крупных колоний (СССР) - тоже. бывшие колонии одни за другими встают на свои ноги и успешно догоняют европейцев.
8-)
Хм... Да уж! Таджикистан - колония?
Это где все высшие должности неизменно занимали таджики, а пускать туда русских, даже если по качествам подходили, было не по понятиям советской "политкорректности"? Транспамир, Нурек, Вахшхимкомбинат, Большой Ферганский канал - это все строили для русских? :o В Совестком Союзе нерусских рассматривали как "неспособных к развитию" ? :o (попробуй, так тогда заикнись хоть об одном народе...)
Это называется "порабощенный и вечно обкраденный этими злобными русскими" (тм) :mrgreen:
Лечится только освободительными американскими бомбами... :mrgreen:
Цитироватьдочь: духтар (перс.), daughter (англ.), Tochter (нем.)
отец: падар (перс.), father (eng), Vater (нем.),
мать: мадар (перс.), mother (eng.), mutter (deutsch)
брать: барадар (перс.), brother (eng), bruder (deutsch)
под: андар (перс.), under (eng.), unter (deutsch)
гром: тундар (перс.), thunder (eng)
Ух ты! Похоже, персидский на английский похож больше, чем немецкий 8-(_)
Все народы Европы-Арийцы!