Есть такая фраза в одной исторической (армянской) хронике VIII века -
"число всех творений Бога в первые шесть дней, по свидетельству пророков, было 22. Столько же (22) божественных книг, как у евреев, так и у нас. Тоже самое число букв, хотя пять из них имеют двойников, и то не без великого значения".
Может кто-то пояснит, что это за 5 букв-двойников в иврите?
У меня есть предположение по этому поводу. Возможно имеются в виду конечные буквы. В иврите есть как раз 5 букв, которые, занимая конечную позицию в слове, пишутся по иному, и в алфавите эти варианты значатся как отдельные буквы.
"каф" - כ - конечная - ך
"мэм" - מ - конечная - ם
"нун" - נ - конечная - ן
"пэй" - פ - конечная - ף
"цади" - צ - конечная - ץ
Спасибо!
Есть ли какое-то объяснение тому, что именно и только они пишутся в конце слова по-особому? И с какого времени пошло такое отдельное написание?
В Свитках Мёртвого моря обычно в конце написаны конечные буквы, но всё же иногда и неконечные, т.е. переход начался до Свитков (до ~-150), но он ещё не закончился к тому времени.
Ага, спасибо. Этому (наличию 2х форм) придается какое-то особенное значение?
Конечные написания первичные, а неконечные – это конечные, ,,завёрнутые" к следующей букве с целью ускорения письма.
Аматёр, по моему вы не правы, проверьте, пожалуйста этот вопрос, по крайней мере, относительно мем и нун.
Наличию двух форм придаётся значение в еврейской традиции, но это не особо связано с лингвистикой.
Цитата: yudickyНаличию двух форм придаётся значение в еврейской традиции, но это не особо связано с лингвистикой.
А какое именно, если не секрет? (или где об этом можно почитать?)
Во-во, кстати это очень интересно :yes:
Ну посмотрите, например здесь.
http://www.kabbalahgroup.info/forum/viewtopic.php?t=3623&highlight=&sid=c74c6580e81116bca635c0260c39a119
или здесь
http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/saks/vayelech.htm
Как видите, отношение называемое в комментариях "драш", т.е. непрямое толкование, в отличие от "пшат", т.е. прямое толкование.
сравните конечное и неконечное написание сигмы в греческом (ΣΥΣΤΑΣΙΣ vs. σύστασις), которое появилось относительно недавно по историческим меркам, ведь в Византии еще писали "cvcταcιc".
Цитата: DigammaЦитата: yudickyНаличию двух форм придаётся значение в еврейской традиции, но это не особо связано с лингвистикой.
А какое именно, если не секрет? (или где об этом можно почитать?)
На медитативном уровне, эти буквы могут использоваться для очищения 5 чувств (не в курсе, в каком порядке и как именно) и ассоциируются с пятью пальцами рук, которые, в свою очередь, отражают пять аспектов высшей Любви (правая рука) и Суда (левая).
Они выражают концепцию ограничения (так-как указывают на
границы) и связаны с некими пятью духовными энергиями, защищающими Вселенную от разрушения. Кроме того, конечные буквы ассоциируются с мессианскими идеями (т.к. стоят в
конце).
Мистический порядок этих букв отличается от алфавитного: ם ן ץ ף ך .
Кроме этого, они соответстуют пяти гласным (и е о а у) и пяти группам согласных ("горловые", "носовые", "языковые", "зубные", "губные") в порядке ץ ן ך ם ף (справа налево), но это соответствие не фонетическое, а графическое. Как это может быть использовано на практике, я не знаю, т.к. пока не добрался до таких сложных медитаций.
Цитата: Laplandian"носовые"
Не помню такого названия...
Цитата: mnasheЦитата: Laplandian"носовые"
Не помню такого названия...
Извиняюсь. Разумеется, "нёбные" (палатальные). חיך в данном случае должно переводиться как нёбо. Перепутал с теорией о противопоставлении ש и מ из комментариев к ספר יצירה . Там говорится о том, что מ , олицетворяющая элемент воды, текучести, произносится через нос.