В поэзии часто можно наблюдать явление смещенного ударения. В одном случае это обусловлено жесткой привязкой слова к месту в строке, например:
— Где же наши куры? —
Де́вчонки орут.
«Не орите, дуры!
Съел их земский суд;
В другом случае оно не имеет жесткой привязки:
Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне".
-Что, Таня, что с тобой? - "Мне скучно,
Поговорим о старине".
-О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духо́в и про девиц..."
В последней строке вполне можно было бы написать "Про ду́хов злых и про девиц..." - в этом случае не потребовалось бы смещать ударение для сохранения ритма, однако автор этого не делает.
Есть ли этому логическое объяснение?
Душа просит полёта, а когда душа в полёте, то страшная сила получается. :green:
Цитата: Алалах от мая 4, 2010, 13:45
Есть ли этому логическое объяснение?
Выскажу свою версию: в части случаев это может отражать реальное произношение, а не "смещение ударения". Нельзя по московско-питерской мове судить. Например, в украинском говорится "ді́вчина", возможно где-то в южнорусских диалектах встречается произношение "де́вчонка" и автор (или происхождение стиха) может это отражать.
Насчет девчонок возможно вы и правы. Но этот пример я привел больше для иллюстрации, первое, что пришло в голову. На самом деле меня больше интересует второй отрывок. В том плане, что: может это как-то вызвано тенденциями к закреплению положения определяемого и определения в русском языке в отдельные эпохи; ср. с испанским, где определения обычно ставятся после.
ровные стихи, коими грешили русские авторы XVIII века
не держат внимания..
зацепляет сбивка ритма
z.B. сверхсхемные ударения (шв
Ед, рУсский кОлет, рУбит, рЕжет)
пропуски метрических ударений (нАша ТАня грОмко плАчет/
уронИла в рЕчку мЯчик)
и смещение ударений
(как говаривал некий Коляда
когда пишешь пьесу и вдруг понимаешь, что зритель заснул
немедленно вставляй хотя бы слово "блѣ", чтоб встрепенулись)
ломают ритмы и в пользу стилизации под разговорную речь
и ради этой стилизации вытворяют такое
что в разговоре сроду и не услышишь..
Ох, то-то все вы, девки молодые,
Все глупы вы. Уж если подвернулся
К вам человек завидный, не простой,
Так должно вам его себе упрочить.
А чем? разумным, честным поведеньем;
Заманивать то строгостью, то лаской;
Порою исподволь обиняком
О свадьбе заговаривать — а пуще
Беречь свою девическую честь —
Бесценное сокровище; она —
Что слово — раз упустишь, не воротишь.
А коли нет на свадьбу уж надежды,
То всё-таки по крайней мере можно
Какой-нибудь барыш себе — иль пользу
Родным да выгадать; подумать надо:
,,Не вечно ж будет он меня любить
И баловать меня" — Да нет! куда
Вам помышлять о добром деле! кстати ль?
Вы тотчас одуреете; вы рады
Исполнить даром прихоти [его];
Готовы целый день висеть на шее
У милого дружка — а милый друг
Глядь и пропал, и след простыл; а вы
Осталися ни с чем. Ох, все вы глупы!
Не говорил ли я тебе сто раз:
Эй, дочь, смотри; не будь такая дура,
Не прозевай ты счастья своего,
Не упускай ты князя, да спроста
Не погуби самой себя? — Что ж вышло?....
Сиди теперь, да вечно плачь о том,
Чего уж не воротишь.