Лингвофорум

Теоретический раздел => Интерлингвистика и лингвопроектирование => Тема начата: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 09:31

Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 09:31
     
«Родство абхазского языка с языками народов мира» - так называется новая тема, которую я хочу предложить пользователям нашего форума на обсуждение. В её рамках хотелось бы выявить связи, существующие между современными языками, доказать или опровергнуть популярную теорию «единого праязыка», выявить факты по типу «занимательной лингвистики». Свой родной абхазский язык я знаю в совершенстве, умею читать и писать на абазинском, адыгейском, кабардино-черкесском, карачаево-балкарском, осетинском, турецком, английском, итальянском, испанском, немецком, эстонском, латышском. Могу читать, но, увы, плохо понимаю по-грузински. Всё это в совокупности, надеюсь, помогут мне разобраться со связями между родственными и даже не родственными языками народов мира.
     Как только я впервые стал отличать языки друг от друга, стал улавливать определённые сходства между ними в тех или иных словах. Дальше – больше. Но, только занявшись изучением взаимосвязей языков в качестве студента вуза, передо мною открылся удивительный и во многом непонятный мир родства между совершенно разными языками. Я верю в былое существование мирового праязыка. Я знаю, что все люди – братья. Но я уверен и в другом. А именно в том, что языки народов мира различны по степени содержания архаических корней мирового праязыка. В каком-то языке их больше, в каком-то – меньше. И, наверное, всё-таки стоит выявить эти первородные корни и затем, на их основе, создать популярный конланг.
     И первое, что мы сделаем, попробуем найти корень, который в праязыке означал имя и понятие Бога. Итак, сравниваем языки: Анцәа (абх.), Тхьэ (адыг.), zoti (алб.), god (англ.), god (афр.), duw (валл.), isten (венг.), chúa (вьет.), deus (галис.), god (голл.), θεός (греч.), гъмерто (груз.), gud (дат), dewa (инд.), dia (ирл.), guð (исл.), Dios (исп.), dio (ит.), Déu (кат.), Bondye (креол.), Dievs (лат.), dievas (лит.), alla (мальт.), Gott (нем.), gud (норв.), хуыуау (осет.), deus (порт.), divinitate (рум.), mungu (суах.), diyos (таг.), tanrı (тур.), jumala (фин.), dieu (фр.), gud (швед.).
     Что мы с вами здесь видим? Видим то, что звук «d» встречается чаще, но он не является объединителем для всех приведённых выше языков. А это может означать только одно, что как «тео» или «дио», либо в иной подобной огласовке Бог в мировом праязыке называться не мог. Поскольку я исследованием данного вопроса интересовался давно, ознакомлю вас с её уже готовыми результатами. Вы можете их принять, можете отвергнуть, но от этого она менее занимательной не станет.
Итак, шумеры – самый древний народ мира (вспомните книгу крупного американского учёного Сэмюеля Ноя Крамера «История начинается в Шумере») – называли Бога «Ан». В шумеро-аккадской мифологии Бог – Ану. Хатты называли Бога – Анцили.
     У абхазов Бог - Анцәа׳ (Анцва), но здесь основой является «Ан»: сравните – Амра (Солнце) + Ан (Бог) – Амран (Бог Солнца), Амза (Луна) – Ан (Бог) – Амзан (Бог Луны). Имя Бога в корне «Ан» проявляется и в следующих абхазских словах: аны׳ҳәара (аныхвара) – молиться; аны׳ҳәа (аныхва) – моление, праздник; Аны׳ха – святилище; аны׳қәра (аныкура) – клясться Им; аша׳на – диво, чудо, буквально «сотворённое Богом»; Жәабра׳н (Жвабран) – языческий бог коров и крупного рогатого скота; Џьабра׳н (Джабран) – языческий бог мелкого рогатого скота; Нарт – «н» (Бог) + «р» (их) + «т» (потомок) – «потомок богов».
     В адыгских языках имя Бога в форме «Ан» особо не проявляется. Адыгское название Бога «Тхьэ» (Tha) проявляет сходство с греческим наименованием Бога «theo»: theocracy (теократия), theology (богословие) и т.д. Но, тем не менее, своего бога моря адыги почему-то именовали Ахын (хы – море, н – Бог). У осетин: Амран (герой-богоборец), Артхуран (бог огня и солнца), Фарн (божественное сияние, слава).
     Ан (женское Анату) - небесное божество Шумера (полиэтничной державы на путях из Скифии к Египту), близкое индоевропейскому Урану. Время возникновения образа от 7 тыс. до десятков тысячелетий назад. У семитов этому имени стали созвучны Анта, Анат, Аната, Анаит, Анахита, обозначающие Великую Матерь (Кибелу-Купалу индоевропейцев). Библейская Анна (небесная) - мать Марии, самой Богородицы. Уважительно почитается в христианстве. Имена с корнем "Ан" носят богини Скандинавии, анты на юге России, анды в Дагестане и т.п. У шумеров "ан" обозначал небо; в индоевропейском санскрите - мать. У римлян "анус: янус", в котором "ус" значило - кольцо, круг и старая женщина. Ан (Он) - небесный Логос всего мироздания.
     Египетские теонимы на «Ан»: Ану (древнейший бог Египта), Амон (отец богов), Нум (божество водного хаоса), Нут (богиня неба), Атон (всемирный Бог), анх (жизнь) – сравните с абхазским «анхара» (жить). Этрусские: Кулсан (Бог-творец – соответствует римскому Янусу), Тин (бог-громовержец), Ларан (бог войны), Алпан (богиня любви). Рассмотрим несколько славянских примеров: Перун (бог-громовержец), День (бог неба), Сирин (божественные птицы), Огонь (воплощение Перуна), Марана (богиня смерти и возрождения) и т.п.
     Все те, кто заинтригованы публикуемым мною сообщением, прошу в Интернет за дополнительной информацией. Просто наберите «Имя Бога Ан» и нажимайте кнопку поиска. И найдёте. Таким образом, у нас в нашем конланге появилось первое слово – АН (Бог).
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: l-d-p от марта 13, 2010, 10:08
Некоторый минус АН для "Бог" может быть в том, что в санскрите, греческом, хинди, да и английском (un-) это префикс отрицания.  Опять-таки международные слова на "анти" будут невозможны.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 11:16
     
l-d-p, благодарю за внимание к теме. Согласен с вами, подобное совпадение представляет собою некоторый минус для того, чтобы признать слово «Ан» как обозначение Бога. Но не будем забывать, что вопрос, как называть Бога, являлся для мировой истории проблемой проблем. И не исключено, что слово «анти» изначально придумано было как элемент идеологической борьбы. Но если мы отбросим слово «Ан», обозначающего «Бог», то, согласитесь, потеряют всякий смысл к существованию такие итальянские слова латинского происхождения, как anima (душа), animale (животное), animare (оживлять), animo (дух, душа), angelo (ангел) и т.д. И если мы принимаем в наш конланг слово «Ан» (Бог), то должны будем принять и anima, animale, animo и angelo. Получается некая цельная и понятная, даже на интуитивном начале, система языка, имеющая право на существование. А теперь просто так, ради интереса, а не для революционного изменения существующих подходов в лингвистике, рассмотрим упомянутые выше итальянские слова с колокольни абхазского языка. Получается, что «anima» (Ан имоу) в переводе с абхазского языка означает «то, чем обладает Бог», «то, что имеет Бог». Здесь же возникает полная аналогия между абхазским «ма» и русским «иметь». А слово «animale» можно сравнить с абхазским словосочетанием «Ан има злоу», т.е. «то, в чём находится то, чем обладает Бог». Слово же «animare» совпадает с абхазским языком аж дважды: по корню и окончанию неопределённой формы глагола (в абхазском «-ра», например «а׳мара» - «иметь»).
     Далее, что касается «ти» (та, те, да, де, ди – варианты в разных языках могут меняться) в слове «анти». В абхазском языке мы обнаруживаем частичку «-да» (в значении «без»), которая никогда не встречается вначале слова. Приведём примеры: аб (отец) – абыда (без отца), ала׳ (собака) – ла׳да (без собаки) и т.п. Смотрите результаты и по некоторым языкам народов Европы: δεν (греч.), uden (дат.), tanpa (индонез.), uten (норв.), utan (швед.). Вспомните и значение элемента «де» в таких словах, как демилитаризация, деформация, дегенерация.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Хворост от марта 13, 2010, 11:19
Мне кажется, лучше выяснять настоящее происхождение слов (это интереснее) и ничего не притягивать за уши.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Intialainen от марта 13, 2010, 12:57
Цитата: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 11:16
Но если мы отбросим слово «Ан», обозначающего «Бог», то, согласитесь, потеряют всякий смысл к существованию такие итальянские слова латинского происхождения, как anima (душа), animale (животное), animare (оживлять), animo (дух, душа), angelo (ангел) и т.д. И если мы принимаем в наш конланг слово «Ан» (Бог), то должны будем принять и anima, animale, animo и angelo. Получается некая цельная и понятная, даже на интуитивном начале, система языка, имеющая право на существование.

И неожиданно-глубокий смысл приобретают такие всем знакомые слова, как анатомия, ангина, анафема, анархия, анемия, Антарктида, антресоль и ананас.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: ternonzang от марта 13, 2010, 13:41
В псевдонауку
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Хворост от марта 13, 2010, 13:43
Цитата: ternonzang от марта 13, 2010, 13:41
В псевдонауку
Знаете, 25-й кадр, чья бы корова мычала...
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: ternonzang от марта 13, 2010, 13:45
25 работает, на себе проверял
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: jvarg от марта 13, 2010, 13:50
Цитата: ternonzang от марта 13, 2010, 13:45
25 работает, на себе проверял

C тех пор и заикаетесь?
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 14:03
     У-у, как с некоторыми из вас тяжело. Ув. Хворост, я специально поместил данную тему в форум по интерлингвистике и лингвопроектированию. Для чего? Чтобы не спорить с вами и такими, как вы. Я не вижу, например, ничего плохого в том, что публично сравниваю языки народов мира, выявляю некоторые сходства, указываю на факты некоторого родства, отражаю, как то или иное слово звучит на разных языках, и, в конце концов, проектирую свой конланг, который, исходя из принципов образования и словосложения гораздо больше имеет право на существование, чем иные творения конлангеров, известные по Интернету. Никто вам лично не мешает, читая мои сообщения, для себя выявлять «настоящее происхождение слов». Если же вы считаете, что я чего-то там «притянул за уши» прошу доказать. И добрый дружеский совет напоследок: не будьте таким мрачным, веселее смотрите на жизнь. Если уж быть принципиальным до конца, а не только в отношении к начатой мною темы, то «воткните по первое число» всем тем, кто в Лингвофоруме занимается, на ваш взгляд, не настоящей наукой...
     А сейчас несколько слов о том, как в нашем конланге можно было бы назвать «Солнце». Для начала посмотрим, как звучит слово «Солнце» на разных языках (сей простой перечень, думаю, не вызовет претензий, а, наоборот, готовый материал для выбора обозначения солнца в конлангах): а׳мра (абх.), тыгъэ (адыг.), dielli (алб.), sun (англ.), son (афр.), haul (валл.), nap (валл.). mặt trời (вьетн.), sol (галл.), zon (голл.), ήλιος (греч.), мзе (груз.), sol (дат.), matahari (индонез.), grian (ирл.), sól (исл.), sol (исп.), sole (ит.), sol (кат.), Sun (креол.), saule (латыш.), saulė (лит.), xemx (мальт.), Sonne (нем.), sol (норв.), хур (осет.), soare (рум.), jua (суах.), araw (таг.), güneş (тур.), aurinko (финн.), sol (швед.).
     Этимология слова «амра» в абхазском – «имеющий Ра». Этимология общеадыгского слова «тыгъэ» (дыгъэ), исходя из данных адыгских авторов, не ясна. Если же принять во внимание сходство некоторых значений абхазского звука «р» и адыгского «гъ», то можно предположить, что «тыгъэ» переводится, как «данный Ра». Грузинское «мзе» ничто иное, как заимствование из абхазо-адыгских языков. Просто в этих языках «а׳мза» («мазэ») означает «луну», а в грузинском – «солнце». Перенять переняли, но маленько перепутали значение. Такое в истории бывает.
     Изучая обозначения «солнца» в языках древних народов, я отметил для себя, что большинство этих обозначений светила группируются вокруг корня «ра». Вспомним, в связи с этим, культ египетского бога Ра. Кстати, центром культа бога Ра являлся древнеегипетский город Иуну (Гелиополь), возникший в 4 тыс. до н.э. В 26 – 25 веках до н.э. произошло возвышение пятой династии фараонов Древнего царства, происходившей из Гелиополя. Вслед за этим возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли  себя все фараоны, что отражено в титуле фараона, то есть «сын Ра».
     В славянстве бог нового весеннего солнца называется Яр (Ярило). Ярила, Ярило (рус.), Ярыло (белорус.), Jрило (серб.-хорв.). В славянской мифологии божество весеннего плодородия. Имя Ярило, как и другие слова с корнем яр-, *jar (ср. русск. жар), связано с представлениями о весеннем плодородии. Старорусское «мiр» также сопряжено с именем Ра. Имя "Хорс", имеющее индоиранские корни, означает "солнце", "круг".
     Нельзя не заметить, что аналогичное упоминание бога  Ра  можно найти и в других языковых группах. В абхазском языке: А׳мра (Солнце – «собственность Ра»). В адыгских языках звук «р» перешёл в «гъ»: гъашIэ (жизнь), гъэ (год), гъымаф (лето – здесь «маф» - день, «гъэ», по всей видимости, «солнечный»). В итальянском языке: raggio (луч), raggiante (сверкающий), re (король, царь) и т.д. Посмотрим таджикский словарь: равнақ (блеск), равшан (светлый), руз (день). В осетинском языке «солнце» - «хур». Исходя из вышеизложенного, предлагаю назвать «Солнце» в нашем конланге – «Ра».
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: jvarg от марта 13, 2010, 14:15
Задорнова и Алексеева начитались?
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: ternonzang от марта 13, 2010, 14:17
Тут немного другая тема пованивает, о первородстве абхазкого языка :)
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Ion Borș от марта 13, 2010, 14:27
Цитата: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 14:03
предлагаю назвать «Солнце» в нашем конланге – «Ра». [/left]
а СОЛ? - для чужих.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 14:41
О первородстве абхазского языка здесь ничего не сказано. Это во-первых. Во-вторых, факт заимствования грузинами слова "мзе" из абхазо-адыгских языков, давно установленный факт, и он о первородстве не говорит. Надо больше читать кавказоведческую литературу. В-третьих, jvarg, вы читаете мои сообщения, а видите то, чего там нет. Между языками народов мира существуют вполне реальные генетические связи. Это факт. Я хотел посмотреть каковы различия и совпадения между языками, привести перечень значений слов на разных языках. И в непринуждённой обстановке, ближе к творческой и игровой, укрепить свои знания языков, ну и попробовать, как и многие другие, создать некий "коллективный" конланг. Только и всего. Я, право, удивляюсь враждебности и толстолобости некоторых наших форумчан. Ну, неужели цель темы так трудно понять...
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: ternonzang от марта 13, 2010, 15:09
Теперь о толстолобости:
Цитата: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 14:03
Изучая обозначения «солнца» в языках древних народов, я отметил для себя, что большинство этих обозначений светила группируются вокруг корня «ра». Вспомним, в связи с этим, культ египетского бога Ра. Кстати, центром культа бога Ра являлся древнеегипетский город Иуну (Гелиополь),
Прежде всего Ра - это русское название, сами египтяне записывали это слова R-¢ ( ¢-согласный звук,в древнееврейском и арабском соответствует айн) , а гласный звук неизвестен. Вообще до сих пор не существует достоверной реконструкции для гласных.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 15:18
Читал я в Интернете наукоподобные труды российских авторов, которые утверждают, что не только Египет и его теонимика, но и этруски с пеласгами произошли от русских. И вы в ту же степь... А меня обвиняли в том, что я начал тему о первородстве абхазского языка! 
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: ternonzang от марта 13, 2010, 15:26
Цитата: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 15:18
Читал я в Интернете наукоподобные труды российских авторов, которые утверждают, что не только Египет и его теонимика, но и этруски с пеласгами произошли от русских. И вы в ту же степь... А меня обвиняли в том, что я начал тему о первородстве абхазского языка!
С больной головы на здоровую....
Пелите шура пелите...
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Алексей Гринь от марта 13, 2010, 15:29
Цитата: ternonzang от марта 13, 2010, 15:09
ЦитироватьИзучая обозначения «солнца» в языках древних народов, я отметил для себя, что большинство этих обозначений светила группируются вокруг корня «ра». Вспомним, в связи с этим, культ египетского бога Ра. Кстати, центром культа бога Ра являлся древнеегипетский город Иуну (Гелиополь),
Прежде всего Ра - это русское название, сами египтяне записывали это слова R-¢ ( ¢-согласный звук,в древнееврейском и арабском соответствует айн) , а гласный звук неизвестен. Вообще до сих пор не существует достоверной реконструкции для гласных.
Цитата: ternonzang от марта 13, 2010, 15:09
Читал я в Интернете наукоподобные труды российских авторов, которые утверждают, что не только Египет и его теонимика, но и этруски с пеласгами произошли от русских. И вы в ту же степь... А меня обвиняли в том, что я начал тему о первородстве абхазского языка!
Автор имеет в виду, что "ра" - это упрощённое для русского языка произношение, сами египтяне называли своего бога что-то вроде Ри'а. Это как мы говорим доктор Ватсон, хотя в оригинале он Уотсон. Никто и не говорит, что всё от русских.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Хворост от марта 13, 2010, 15:34
Цитата: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 14:03
У-у, как с некоторыми из вас тяжело. Ув. Хворост, я специально поместил данную тему в форум по интерлингвистике и лингвопроектированию. Для чего? Чтобы не спорить с вами и такими, как вы.
Извините. Теперь, думаю, я вас понял. Оскорблять вас не хотел.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: ternonzang от марта 13, 2010, 15:53
http://www.apocalyptism.ru/AN-name.htm первоисточник всего этого бреда.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 18:16
     Ах, ternonzang, ternonzang. Ну, что мне с вами делать? Хорош оскорблять без имени и причины! Я ничего против вас не имел и не имею. И, насколько мне известно, вас я не цеплял. Но вас, видимо, придётся маленько охладить, если нет у вас основательных лингвистических знаний, а в Интернете торчите только потому, что нечем больше заняться. Форсируя ваш очередной выпад, хочу предупредить, что, перед тем, как продолжите обвинять меня, задайте в Интернете поисковое слово «Давид Дасаниа» или «Давид Дасания» (без разницы) и узнаете, с кем спорите. Долго искали-то тот сайт, ссылку которого вы мне показывали?
     А сейчас в тезисной форме вы увидите, как профессионал будет вам открывать глаза на этот подлунный мир. Готовы? Читайте!
     1. Мне не нужно было заходить на указанный вами сайт, так как о факте сходства между шумерским словом «Ан» и абхазским «Ан» (Анцва) знал намного раньше, чем вышла книга Регельсона и Хварцкия. Например, имя верховного бога шумеров Ан соответствует имени верховного Бога абхазов и абазин Анцва. Имя бога Луны Зуэна соответствует абхазо-абазинскому теониму Амзан в том же значении. К самоназванию абхазов «апсуа» очень близко стоит шумерское имя Апсу, а название храма Абзу (шумерское обозначение моря, «большой воды») ближе к самоназванию абазин «абаза» и убыхскому обозначению воды («бзы»). Совпадают и другие шумерские и абхазские слова: «эмеш» (лето) – «амш» («день» по-абхазски, буквально «имеющий свет, жару»), «эшеш» (ежемесячный праздник полнолуния у шумеров) – «ашаша» (эпитет Луны в значении «яркий, полный»), «Ашнан» (имя шумерской богини зерна) – «ашы» (по-абхазски «зерно проса») – «нан» (обозначение матери-богини). Хотите проверьте: всего этого нет в том источнике, на который вы сослались. Где-нибудь в этом абзаце вы видите указание на первоисточник абхазского языка? Не трудитесь, его здесь нет.
     2. Вот, что пишет по интересующему вас вопросу настоящий профессионал, доктор наук и спец по Абхазии и абхазам  Александр Крылов из Москвы. Публикую несколько его тезисов, опубликованных на сайте http://abkhazia.narod.ru/religion.htm: А) Многие религиозные понятия и термины были сохранены абхазами со времен глубокой древности. Поэтому можно предположить, что слово Анцва происходит от шумеро-аккадских религиозных представлений об Ан (Ану) - отце всех богов. Ан считался богом неба и облаков. Думается, что совпадение шумеро-аккадского имени  Ан (Ану) с абхазским Анцва, и явная общность их смыслового содержания, могут свидетельствовать о том, что современные абхазы сохраняют многие религиозные представления своих далеких предков. Учитывая же, что, "в создании культуры Междуречья приняли участие два народа - шумеры, принадлежавшие к кавказской этнической и языковой группе, а может быть и к урало-алтайской и аккадяне - народ семитского происхождения", получают логическое объяснение и очевидные параллели в иудаизме и абхазском монотеизме. Б) А. Донини пишет, что "причиной строительства вавилонских храмов в форме пирамид с семью уступами было стремление сооружать искусственные горы для продолжения культа "высоких мест" там, где равнины были лишены возвышенностей. Вполне вероятно, что первые строители таких башен в Месопотамии - шумеры, пришедшие, очевидно, из горных районов Кавказа, принесли с собой обычай почитать богов на вершинах гор. В) В пользу хаттского происхождения имени  Ан  говорит сходное имя Бога у  абхазов  и родственных им убыхов (анце) и абазин (нчва), несомненно восходящее к одному оригиналу, бытовавшему у их общих далеких предков. На имевшее место в древности большое влияние хаттов на религиозные представления других народов Кавказа, указывают некоторые грузинские ученые (И. Джавахишвили, Н. Абакелия и др.), приводящие в качестве примера хевсурское божество Анатори, мегрельское божество Жини Антари (в переводе – "верхний", "небесный" Антари) и т.п. (См. http://www.religare.ru/2_26856.html ).
     3. Н.Я. Марр писал по этому поводу: «С абхазами  сближаются из мёртвых народов те, кому принадлежит название  бога   Ан  в клинописных надписях». Абхазская живая старина, не только словесная, но и реальная, даёт беспримерную полноту об этой древнейшей религии не одного Кавказа, но и всего древнего Востока, колыбели европейской цивилизации. (http://dp.abhazia.com/book_5.html).
     4. Ану (шумерск. Ан), в верованиях древних народов Месопотамии верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Первоначально Ан неотъемлемо связан с богиней земли Ки, от которой породил бога воздуха Энлиля, отделившего затем небо от земли [47]. В верованиях шумеров (3-е тыс. до н.э.) преобладали культы богов и богинь – покровителей растительности и ирригационного земледелия. Бог Солнца Уту, бог Луны Зуэн (Наина), бог неба Ан и богиня любви и звезды Венеры Иннин (Инанна). К середине 3-го тыс. до н.э. наблюдается господство шумерских культов во всём Двуречье, причём часть богов получила аккадские имена наряду с шумерскими или вместо них (Энлиль = Бел, Иннин = Иштар, Уту = Шамаш, Энки = Эа, Ан = Ану, Нанна = Син и т.д.). (http://druidgor.narod.ru/st/st22.11.html).
     5. Другие источники: www.russika.ru, www.blackmagicinfo.ru, www.solara-nvisible.ru, www.sunhome.ru и т.д. (всего – несколько миллионов страниц).
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: ternonzang от марта 13, 2010, 19:31
Цитата: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 18:16
перед тем, как продолжите обвинять меня, задайте в Интернете поисковое слово «Давид Дасаниа» или «Давид Дасания» (без разницы) и узнаете, с кем спорите.
По вашим постам вижу с кем имею дело. Фоменко+Задорнов в абхазком варианте.
В дискусию с вами больше вступать не буду, самоуважение не позволяет.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Хворост от марта 13, 2010, 19:36
Цитата: ternonzang от марта 13, 2010, 19:31
По вашим постам вижу с кем имею дело. Фоменко+Задорнов в абхазком варианте.
Что он, интересно, увидел? 25-й кадр? Давид Дасаниа недавно пришёл на форум, но уже написал много хорошего, он не Вашкевич и не АМ какой-нибудь.
Цитировать
В дискусию с вами больше вступать не буду, самоуважение не позволяет.
Отличные слова. Если б они ещё к теме относились...
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Алексей Гринь от марта 13, 2010, 19:37
Цитата: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 09:31
У римлян "анус: янус", в котором "ус" значило - кольцо, круг и старая женщина.
ānus — «кольцо» — в архаической латыни имело форму ānos (-o-основа)
anus же — «бабушка» — имело всё ту же форму anus (-u-основа)

Это два разных слова с разными основами и разными долготами в корне.

Прокомментируйте :)
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Искандер от марта 13, 2010, 19:51
Тут вот вверху ответа такие кнопочки есть: квота, спойлер, оффтоп - надо ещё одну прибавить - "с ограниченной научной ответственностью", читай ОНО, ну или там что-нибудь такое.

А теперь - можно я масла подолью - глаза мозолит сходство абх. формы Анцэа (ан - корень, цэа - один из показателей множественности) и евр. формы Элоким (эту тему вроде все знают). Есть ли ещё примеры такой множественной единственности, или единной множественности?

Немного сомнения только вносит восприятие ан в классе социума, было бы понятней, будь там показатель -кэа, но с другой стороны монотеоса, как ни воспринимай по классам - всё не туда.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Давид Дасаниа от марта 14, 2010, 07:38
     Ув. Хворост, спасибо за поддержку. Ув. Алексей Гринь, я немного торопился, быстро найти в шрифте Microsoft Sans Serif "а" с чёрточкой наверху или использовать чёрточку в области личного применения не смог, и отсюда - результат.
     Ув. Искандер! У вас слишком громкий и уважаемый для меня логин. Убедившись в том, что вы сами знаете и понимаете абхазский язык, я вначале предположил, что имею, наверное, дело с Фазилём, но вижу это не так. Ладно, не буду цепляться к вашей фразе об "ограниченной научной ответственности", но на счёт "цва" выскажусь. Абхазские учёные, которые пытаются подвергнуть этимологизации слово "Анцва" (Бог) подразделяются на две группы: 1) на тех, кто рассматривает "цва", как окончание-показатель множественного числа, и 2) на тех, кто рассматривает "цва" как существительное единственного числа. Вторая группа подразделяется также на несколько групп: 1) те, кто считает "цва" обозначением одухотворённого мира, и 2) на тех, кто считает "цва" обозначением "быка".
     Исходя из этого, эти вот учёные, с неограниченной научной ответственностью, позволяют себе этимологизировать слово "Анцва", как "матери" (!), "мать-бык" (!) и т.п. По-моему, ув. Искандер, в ответственной науке пока ещё никто не запретил высказывать свои гипотезы. Поэтому я выскажу здесь свою гипотезу значения главного абхазского теонима "Анцва". "Ан" - чрезвычайно ёмкое абхазское понятие. Оно означает Бога, покровителя, страну, пространство, время, мать, руку. В «цва» - мы имеем глагольный аффикс объектной версии и аффикс, выражающий чрезмерность действия; бык, сон, кожа, шкура, кора, воск, скорлупа, силуэт, строгать, обтёсывать. Но «цва» - это ещё корень, обобщающий в своём значении весь живой, сотворённый и одухотворённый мир. Таким образом, Анцва – не «бог-бык», не «матери», а «Бог всего живого одухотворённого мира».
     Кстати, ув. Искандер, ваши сообщения гораздо лучше и грамотнее стали читаться. Не обижайтесь, но, чтобы понять ваши ранние работы, надо было постараться. Здесь Лингвофорум, а не какая-то там забегаловка типа интернет-кафе, поэтому к русскому языку необходимо относиться с должным уважением.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Давид Дасаниа от марта 14, 2010, 09:49
Да, наверное, зря я начал данную тему. Вроде с подразделением форума я не промахнулся, но название получилось "слишком научным", что и сбивает с толку наших коллег. Я подумал на досуге и решил поставить здесь точку. Какая бы ни была тема, с какой бы позитивной целью она ни создавалась, ну, не стоит это дело, хотя бы, одного обиженного... Думаю, теперь уж точно улягутся страсти. Я, конечно, исходя из знаний и интересов, скорее всего, буду участвовать в обсуждении тех или иных тем, но напоследок хочется обратиться к своим коллегам по форуму и сказать: "Уважаемые друзья! Подавляющее большинство тем на данном мега-форуме сотканы из сообщений, состоящих из 3-5, 7-9 слов. Напротив логинов этих пользователей красуются разные цифры - 1, 2, 3 и более тысяч. Многие из них соревнуются в том, как бы набрать побольше сообщений и задавить цифрами оппонента. Ну, не стоит, на мой взгляд, этого делать. Мы же с вами - учёные. Сюда, на Лингвофорум, по разным ссылкам заходит много-много людей, которые ищут нужную им информацию. И очень часто её здесь не находят, хотя и заходят по интересующей их ссылке на интересующую их тему. Давайте здесь, на нашем форуме, создадим фон толерантности и профессионализма. Давайте помогать друг другу, а не топить, подсказывать друг другу, а не оскорблять. Неужели каждый из нас знает всё на свете и ни разу не ошибается? Боже мой, сколько всего я не знаю, дай Бог столько здоровья и успехов всем пользователям всех форумов мира! Я уверен, что если это моё пожелание сбудется, то каждый из них проживёт столько, сколько прожил в Абхазии абхаз польского происхождения Джидж Шапковский - более 150 лет. И последнее, что я хотел сказать. Давайте писать по-русски грамотно. Я - абхаз, которому 42 года, и который практически до 5 лет совершенно не знал русского языка, так как воспитывался в семье служащих - патриотов своего народа (Дасаниа Мкана Хиговича и Еник Раисы Максимовны), знавших прекрасно русский язык, но говоривших со своим сыном только на родном абхазском языке. Я благодарен своим учителям русского языка, работавшим в Гудаутской средней школе № 1 имени Н.А. Лакоба. Это Кузьминькова Галина Николаевна, Гордиенко Елена Николаевна и Гладышева Валентина Петровна. Именно благодаря им, я говорю по-русски так, как говорю. А здесь, на нашем форуме, мне, порою, стыдно читать то, что пишут люди. Ну, не можете писать грамотно по-русски, слава Богу, есть иные форумы - "для неграмотных" или "грамотных, но не очень". Извините, пожалуйста, за прямоту.   
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Rómendil от марта 14, 2010, 10:34
Просто очень часто на форум приходят люди и начинают вещать о том, что их язык произошёл от какого-то древнего, либо наоборот.
И интернет заполнен подобными статьями, которые ничего на самом деле не стоят. Потому у всех тут такая настороженная реакция.

Для абхазского такие исследования нужны, потому как его связи с другими языками не настолько изучены, как у индоевропейских.

Звукосочетание "Ра" нечасто встречается в значении "солнце". В индоевропейских так его точно нет (sun, солнце, saulė и т.д.). В финно-угорских: по-фински aurinko (вот пожалуй в финском), по-венгерски nap.
В китайском 日 хоть и пишется пиньинем ri, но произносится примерно как жи. Как в кантонском, к сожелаению, не знаю  :(
В японском 太陽 (taiyou), но это китайские чтения иероглифов. Иероглиф 日 (hi), также имеющий значение "солнце, день" употребляется обычно в значении "день".



Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Искандер от марта 14, 2010, 11:49
ЦитироватьУ вас слишком громкий и уважаемый для меня логин. ... что имею, наверное, дело с Фазилём...
ЦитироватьКстати, ув. Искандер, ваши сообщения гораздо лучше и грамотнее стали читаться. Не обижайтесь, но, чтобы понять ваши ранние работы, надо было постараться.
Фазиль Абдулович такого б не допустил. У меня это имя, а не фамилия. А насчёт лучше читаться - это же ЛФ - воспитывает, а то ведь заклюют.
ЦитироватьЛадно, не буду цепляться к вашей фразе об "ограниченной научной ответственности
Ответ:
ЦитироватьПросто очень часто на форум приходят люди и начинают вещать о том, что их язык произошёл от какого-то древнего, либо наоборот.
Вообще, я не против таких тем - в диалоге рождается истина. Но такой шаблон, возможно, может быть, наверно, сможет снизить процент срача и соотв. повысить коэффициент продуктивного диалога. Ведь признайтесь:
Цитироватьбыстро найти в шрифте Microsoft Sans Serif "а" с чёрточкой наверху или использовать чёрточку в области личного
и правда думали про тождественность, матроны и кольца, кажется?
ЦитироватьНо если мы отбросим слово «Ан», обозначающего «Бог», то, согласитесь, потеряют всякий смысл к существованию такие итальянские слова латинского происхождения, как anima (душа), animale (животное), animare (оживлять), animo (дух, душа), angelo (ангел) и т.д.
- вот для этого я предлагаю ОНО, т. к. теперь мне прийдётся поехать в библиотеку, взять латинские этимологии и узнать, что как минимум половина примеров опровергается. Бог в ИЕ обозначается *DEI, ничего общего с *AN
ЦитироватьДля абхазского такие исследования нужны, потому как его связи с другими языками не настолько изучены, как у индоевропейских.
+100, но хочется этимологической конкретики, а ею и абаз-адыгские солидные пополь-вухи не блещщут.


ЦитироватьПодавляющее большинство тем на данном мега-форуме сотканы из сообщений, состоящих из 3-5, 7-9 слов.
Дикий оффтоп ввиде перекидывания отрывистыми выпадами - неотъемлимая часть форума - се ля ви.
ЦитироватьА здесь, на нашем форуме, мне, порою, стыдно читать то, что пишут люди.
На ЛФ всё очень неплохо. Просто, допустим, я - очень скептически отношусь к нормам русского языка. А также, как было сказано в "200 грамм", к кострам для орфографически нераскаявшихся. Плюс к этому, ежли я вживаю слово "троху опоздав" и, допустим, меня поправляет: "немного опоздал"- москвич, я ещё понимаю, принимаю и прощаю его, особливо если сам он говорит "сьнег" , когда же меня поправляет смолянин, я расстраиваюсь на его, а вот когда поправляет черкес (и этот конкретный черкес плоховато говорит по-русски), я недопонимаю. Вооот, а русскую пунктуацию я бы вообще анафемизировал.


По вопросу Анцәа гн. Дасаниа дал исчерпывающий ответ, спасибо. Кстати, ОНО я пропозировал именно по случаю своего вопроса - в первую очередь по отношению к нему именно.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: I_one от марта 14, 2010, 13:28
Подобными "исследованиями" занимались каббалисты и марристы, где доказывается, что слово"евангелие" состоит из корней "ева" (жизнь), "н" (наука) и "гелиос" (солнце) = "наука о жизни солнца"... Своего рода игра, которой каждый филолог нверна забавляется от нечего делатью...
Вааще такую интересную тему как уникальные особенности и происхождение абхазского языка сразу же опустили ниже уровня задорновщины. У Задорнова хоть смешно... иногда :)
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Искандер от марта 14, 2010, 13:42
Не передёргивать! Хеттско-абхазские параллели хоть и находятся на грани фричества - не столь безнадёжны, это научная гипотеза, если не марризировать её всякими гелиосами и евами.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Антиромантик от марта 15, 2010, 08:22
Тема может быть переправлена в псевдонауку.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Искандер от марта 15, 2010, 11:02
Да, поправлюсь нвн - бог видимо не *dei , а всё же *dheo. Если опять ничего не путаю.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: I_one от марта 16, 2010, 09:31
Цитата: Искандер от марта 14, 2010, 13:42
Не передёргивать! Хеттско-абхазские параллели хоть и находятся на грани фричества - не столь безнадёжны, это научная гипотеза, если не марризировать её всякими гелиосами и евами.
Вы наверное перепутали хеттов с хаттами (и абхазов с аварцами)?
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Искандер от марта 16, 2010, 10:22
Не - с хаттами.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Tibaren от марта 16, 2010, 11:24
Цитата: Давид Дасаниа от марта 13, 2010, 14:41
факт заимствования грузинами слова "мзе" из абхазо-адыгских языков, давно установленный факт,

http://starling.rinet.ru/cgi-bin/query.cgi?root=config&morpho=0&basename=\data\kart\kartet
Proto-Kartvelian: *mźe-
Eurasiatic: *mVnzV
- Indo-European: *mēns-
- Uralic: *mińV
- Dravidian: ?*min
- Eskimo-Aleut: *maca
Borean (approx.) : MVNCV
- Eurasiatic : *mVnʒ́V
- Afroasiatic : Chad. *mVš- 'morning', 2d part of Sem. *ŝVmVš- 'sun'
- Sino-Caucasian : *wǝ̆́mc̣ŏ
- Austric : PAA *mɔŋ(s) ( > OC *maŋs) 'moon, month
- Amerind (misc.) : *meca 'star'  (cf. also Uto-Azt. *meca 'moon, month')
- African (misc.) : Banto *-mụ̀nik- 'shine'

Notes and references: ЭСКЯ 133-134, EWK 238, 151-152. В рамках ностр. интересно отметить сходство с ПИЕ *mē̆n(ǝ)s- 'луна'; ср. также ПСК *wǝ̆mc̣_ŏ 'луна'. Отметим, что непосредственное сближение картв. *mźe- и ПЗК *maza 'луна' вряд ли возможно, вопреки [Климов 1969, 288].
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Искандер от марта 16, 2010, 17:07
А Давид имел ввиду сравнение с "амза" - абх луна, или какое-то менее очевидное сравнение с "амра" - абх. солнце?
Может ещё просветите - это надёжные соответствия *бор. *NC = *евраз. *NZ -> PIE *ns, -> p-drav. n?
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Tibaren от марта 16, 2010, 17:53
:)"Надёжность" как и в случае соответствия ПЗК *-z- : ПК *-ź-
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: regel от апреля 1, 2011, 16:18
Цитата: ternonzang от марта 13, 2010, 15:53
http://www.apocalyptism.ru/AN-name.htm первоисточник всего этого бреда.

"Первоисточник всего этого бреда" приветствует участников форума.
Узнал о форуме благодаря большому числу посетителей с этой ссылки, за что очень благодарен местному тиранозавру (виноват, "тернонзангу").
Увы, должен отвести от себя и моего соавтора Игоря Хварцкия почетное звание "первоисточника".
Давид Дасания показал, что он пришел к аналогичным выводам до нас и независимо от нас. И притом сделал это вполне профессионально (мы с Игорем - всего лишь дилетанты, надеюсь, добросовестные, во всяком случае по сравнению с такими откровенными интеллектуальными хулиганами, как Носовский и Фоменко).
О том же самом писал Александр Крылов, старший научный сотрудник ИВ РАН, руководитель полевых исследований в Абхазии, в своей книге: "Религия и традиции абхазов", которую можно скачать по адресу:
http://kolhida.ru/index.php3?path=_etnography/book&source=krilov_religiya_abhazov
Кто не любит много "букафф", посмотрите его статью "Религия современных абхазов - реликт прамонотеизма":
http://abkhazia.narod.ru/religion.htm

На самом деле "первоисточник" этой идеи - еще глубже:
"С абхазами сближаются из мертвых народов те, кому принадлежит название бога AN в клинописных надписях... Абхазская живая старина, не только словесная, но и реальная, дает беспримерную полноту об этой древнейшей религии не одного Кавказа, но и всего древнего Востока, колыбели европейской цивилизации" (Н.Я.Марр. О языке и истории абхазов. Соч. т. III, М-Л., 1938, стр. 100, 126).
В свою очередь, Марр ссылается на еще более ранние  исследования историка искусства и археолога Б.В.Фармаковского (ум. в 1928г).
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Искандер от апреля 1, 2011, 21:14
Не, эти ваши отсылки к Марру не совсем убеждают.
Так в чём, говорите, заключаеться ваша идея там?
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: regel от апреля 2, 2011, 07:44
Цитата: Искандер от апреля  1, 2011, 21:14
Не, эти ваши отсылки к Марру не совсем убеждают.
Так в чём, говорите, заключаеться ваша идея там?

Не убеждают в чем?
Что Марр - родоначальник "всего этого бреда"?
Я ведь пока что только эту мысль высказал.
А "наша идея там" заключается в следующем.

Если абхазская религия - "древнейшая на всем Востоке" и если почти у всех народов мира формант АН содержится в именах богов и в словах, обозначающих высшие священные понятия, то это наводит на мысль, что в Абхазии - исток первичного монотеизма.
Прошу заметить: не доказывает, но только "наводит на мысль".
Как человек, воспитанный в строгих понятиях теоретической и экспериментальной физики, я ничего пока не считаю доказанным.
Но прежде чем что-то доказывать, надо высказать обоснованную гипотезу.
Кроме имени АН и производных от него понятий, абхазский язык и топонимика насыщены корнем АД(А), что ведет к библейскому Адаму.
Например, дольмен на абхазском звучит как АДАМ-РА. Есть много вариантов этимологизации форманта РА, но сами абхазы в данном случае понимают это как "место Адама". Пусть Давид Дасания меня поправит, если что не так.
В пользу гипотезы о том, что на территории Абхазии был Библейский Эдем, имеется  множество аргументов этнографических, геологических и даже богословских.
Замечу, что аналогичных доводов в пользу Месопотамии даже не на порядок, а на два порядка меньше.
Если там приходится "вымучивать" аргументы, то в абхазском варианте проблема в чрезмерном их изобилии.

Все эти аргументы (не все, конечно, а лишь те, которые нам удалось найти) собраны в книге Л.Регельсон,И.Хварцкия. ЗЕМЛЯ АДАМА. Сухум, 1998.
http://www.regels.org/zemlia-adama.htm
Итак, повторю, это не "доказательство" в научном смысле, но это - обоснованная постановка вопроса, который должен решаться комплексно и профессионально. Мы не собираемся повторять ошибку великого Шлимана, который высказал верную догадку насчет Трои (на основе лишь текста Одиссеи!), но много напортил, начав сам делать раскопки, не имея профессиональных навыков археолога.
Думаю, что решающее слово и в данном случае будет принадлежать именно археологии.
"Доказательства" появятся тогда, когда будет найдена и расшифрована древнейшая протоабхазская (адамитская) письменность.
Иероглифы открыли для нас египетскую культуру, клинопись - шумерскую, теперь на очереди - культура адамитская.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Darius от апреля 2, 2011, 10:04
Свет, солнце:
В индоевропейских "saur"- солнце. Которое распалось на aur - аура. В санскрите имеет значение "светящиеся оболочка вокруг человека".
Название "арии" относится к тому же истоку т.е. светлые.
В шумерском языке "ara" означает свет.
В древнеегипетском языке бог солнца "Ra".
Дравидские: ñāyiṟu - солнце
Австронези́йские: ra, araw, adlaw, aldo   

Большой, сильный:
Адыгское: бэ - большое количество, множество
Индоевропейское: Bel - Большой, сильный, мощный
Семитские:Ba'al - Владыка, гоподин
                  kabīr, gâðól, ram, 3abiy - большой, великий.
фино-угорские:    paksu,    paksu, paks, vastag -большой
Монгольские: бүдүүн - толстый
Дравидские: pedda, periya, valiya, perum - толстый
Турецкий: büyük - толстый
Австронези́йские: besar, báleg, beleq - большой





Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: amdf от апреля 2, 2011, 10:16
Цитата: Darius от апреля  2, 2011, 10:04
В древнеегипетском языке бог солнца "Ra".
Ещё один задорновщиной заразился. Вы бы хоть поинтересовались, как обстоят дела с реконструкцией вокализма древнеегипетского, и что там на самом деле за "а" в этом слове.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Darius от апреля 2, 2011, 10:29
Цитата: amdf от апреля  2, 2011, 10:16
Ещё один задорновщиной заразился. Вы бы хоть поинтересовались, как обстоят дела с реконструкцией вокализма древнеегипетского, и что там на самом деле за "а" в этом слове.
Греки, и римляне записывали его имя Ρα; Ra. Собственно гласная не так важна.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Darius от апреля 2, 2011, 10:41
Давид Дасаниа, не могли бы вы пояснить из каких частей состоит слово свет в абхазском. алашара и адунеи
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Искандер от апреля 2, 2011, 10:54
Цитата: Darius от апреля  2, 2011, 10:29
Собственно гласная не так важна.
Это почему вдруг?
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Darius от апреля 2, 2011, 12:17
Цитата: Искандер от апреля  2, 2011, 10:54
Это почему вдруг?
Потому, как они могут меняться. Например русск. зоб, лит. žebenkštė. o-e
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Awwal12 от апреля 2, 2011, 12:22
Цитата: Darius от апреля  2, 2011, 12:17
Потому, как они могут меняться.
А согласные не могут?  :eat:
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Darius от апреля 2, 2011, 12:35
Цитата: Awwal12 от апреля  2, 2011, 12:22
А согласные не могут?  :eat:
Могут, но более стабильные по моему мнению: r-l; š-s-z-ž; m-n; b-v-f-p; g-ğ-h-ķ-k; d-t; и слитные вроде tz, ts, dz, dž. Хотя бывают переход к не близким звукам вроде лат sōl, греч. hēlios
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Awwal12 от апреля 2, 2011, 12:55
Цитата: Darius от апреля  2, 2011, 12:35
Могут, но более стабильные по моему мнению: r-l; š-s-z-ž; m-n; b-v-f-p; g-ğ-h-ķ-k; d-t; и слитные вроде tz, ts, dz, dž. Хотя бывают переход к не близким звукам вроде лат sōl, греч. hēlios
А как насчёт ŕ > z, ɫ > w, g > ʤ, k > ʦ, тысячи их?  8-)
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Искандер от апреля 2, 2011, 13:03
Цитата: Darius от апреля  2, 2011, 12:35
к не близким звукам вроде лат sōl, греч. hēlios
близкие

Цитата: Awwal12 от апреля  2, 2011, 12:55
ɫ > w
близкие

вообще, считай все согласные — близкие: в основном все артикулируются в паре-тройке сантиметров друг от друга.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Awwal12 от апреля 2, 2011, 13:29
Цитата: Искандер от апреля  2, 2011, 13:03
вообще, считай все согласные — близкие: в основном все артикулируются в паре-тройке сантиметров друг от друга.
+1  :green:
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Ion Borș от апреля 2, 2011, 13:36
Тема мне нравится обилием слов в разных языках (например солнца, бога). Самому мне найти некоторых из них было бы сложно. Вчера вечером перечёл тему ещё раз.  Было бы интересно увидеть продолжение, по любым лексемам (особенно по кавказским языкам - мне очень нравится азербайджанский - много синонимов), необязательно с выводами.
Offtop
Мне кажется, из собственного любительского опыта - иногда хорошии идеи переходят от качество в количество, от чего страдают выводы родства определённых лексем.
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Давид Дасаниа от апреля 2, 2011, 14:41
Не думал, что закрытая мною тема, будет реанимирована... Не люблю оставлять чьё-либо обращение без ответа. Поэтому откликаюсь на пост пользователя по имени Darius. Итак, его интересовала этимология абхазского слова "алашара". Корень слова – «лаша», «а» - артикль, приставка опрелелённости, «ра» - суффикс неопределённой формы глагола, показатель пространства, общности, явления. Корень «лаша» состоит из «ла» (а׳ла – глаз) и «ша» (в абхазском языке согласный звук «ш» раскрывается в значении «белый», «светлый», «горячий», «горький»). Иначе «глаз + белое пространство». Получается «свет». Проверяем наличие указанных корней в иных абхазских словах: «ла» (глаз) – а׳лаӷра (сероглазый), а׳лаӷырӡ (слеза), а׳лаҧш (взгляд), а׳лашә (слепой); «ш» - аш (бельмо), аша׳мҭа (рассвет), аша׳ра (утро), а׳шкәакәа (ашкуакуа – белый), аша׳ша (яркий), а׳шла (седой) и т.д.
Теперь поищем (просто ради интереса) соответствия между абхазским языком и другими языками народов мира. Возможно, мы сможем выявить здесь какое-то родство. Ведь все языки человечества, нет-нет, но как-то связаны между собой.
Начнём с адыгского языка. Абхазскому «ла» в адыгском соответствует «нэ» (произносится как короткое «на»). Выявляем адыгские слова с корнем «нэ» в значении «глаза»: нэ (глаз), нэгу (лицо), нэгъундж (очки), нэпх (гипноз), нэфы (свет, что полностью соответствует абхазскому «лаша»: здесь просто «л» соответствует «н», «ш» - «ф»). Теперь мы должны доказать, что в адыгском языке «ф» означает «свет». Вот слова, убедительно доказывающие наше утверждение (причём, как в абхазском языке, «ф» раскрывается в адыгском и как «свет», и как «тепло»): фабэ (тепло), фыжьы (белый).
Название: Родство абхазского языка с языками народов мира
Отправлено: Искандер от апреля 2, 2011, 14:56
:(