Святовит - четырехликий бог полабских славян, известный по древненемецким хроникам (Zwantewith, Suantavit, Szuentevit). Его имя было также экстраполировано на четырехликое каменное изображение, найденное в Збруче. Теперь его полюблили новоявленные неоязычники.
Обычно его имя объясняют как *svento + *vitъ, где *vitъ значит "обитающий" (от *vitati). Глагол витати, конечно, широко известен, но вот *витъ... :dunno: В литовском есть слово vieta "место" женского рода, скорее всего таким же было славянское слово *vita, от которого образовано витати. Самое подозрительное не это, а то, что подобного рода образованияй вообще неизвестны в остальных славянских языках. Не существует больше нигде никаких "-витов", ни среди теонимов, ни среди нарицательных. Непонятна и семантика. :dunno:
С другой стороны вот как передают греки названия славянских племен, вторгшихся на Балканы:
драговитои, езеритои, берзитои, ваюнитои и т.д. Легко просится вывод, что за этими этнонимами стоят дреговичи, езеричи, берзичи (от *berza - береза") или вержичи, ваюничи и т.д - обычные славянские этнонимы.
Так может и в случае с Святовитом, а также с Руевитом, Поревитом и Яровитом такая же история. Не в состоянии адекватно передать на латыни праславянское *-itj-, перешедшее в разных славянских диалектах в различные шипящие или свистящие аффрикаты, немецкие авторы отобразили его в виде t/th. Тогда Святовит - это просто-напросто *Свентовичь - сын Святого. В славянских заклинаниях грозы под именем Свят часто выступает грозовой бог, т.е. Перун (типа, Свят, Свят, Свят, седяй в облаце, повелеваяй громом...). Таким образом, Святович - это сын Перуна.
Правда и эта гипоетза встречается с трудностями. В западнославянском языке *tj должно дать свистящую аффрикату, которую некоторые немецкие авторы и передают, например, Дитмар в имени Zuarazici - Сварожич. Других имен богов Дитмар не приводит. У авоторов, писавших о Свентовите, нет упоминаний о Сварожиче...:dunno:
Возможно, однако, что Святовит - образование с помощью суффикса *itъ или *ov-itъ, характерного, правда, в основном для южно- и восточнославянских: имовитъ, знаменитъ. Тогда Святовит - обладающий святостью.
Меня недавно занял вопрос о происхождении приснопамятных московитов, которые, очевидно, на самом деле *moscoviči. Как и сейчас, название жителей города образовывалось от урбанонима (до XV века - Московь) с помощью суффиска -ичь.
Но выходит, что он с самых ранних времен утратил исключительно отпатронимную коннотацию, если иметь в виду всех этих дреговичей, озеричей, березичей, став производительным и для других моделей?
Четырехликость же идола возымела прямое воздействие на восприятие его теонима в украинской научной литературе, где он часто называется Світовид.
Вроде я (с столь давние времена молодости) не учёл польские имена на -vit. Основатель династии Пястов - Земовит. Или как?
Википедия пишет: Siemowit – staropolskie imię męskie, złożone z członów Siemo- ("ród, rodzina") i -wit ("pan, władca").
Еще польские имена: Dobrowit, Drogowit, Gościwit, Miłowit, Przywit, Radowit, Siedlewit, Siestrzewit, Trzebowit, Uniewit и т.д. О том, что это не суффикс качества *-ov-itъ говорят имена Witomir, Witomysł, Witosław.
Но что ты все-таки думаешь про суффикс -*itjь?
Цитата: 5park от сентября 16, 2009, 17:08
Меня недавно занял вопрос о происхождении приснопамятных московитов, которые, очевидно, на самом деле *moscoviči. Как и сейчас, название жителей города образовывалось от урбанонима (до XV века - Московь) с помощью суффиска -ичь.
А не могло образоваться от упрощения "московитянин"? Псковитянин, болховитянин..
Самовит тоже популярное польское имя.
Цитата: Iskandar от апреля 8, 2005, 09:51Тогда Святовит - это просто-напросто *Свентовичь - сын Святого. В славянских заклинаниях грозы под именем Свят часто выступает грозовой бог, т.е. Перун (типа, Свят, Свят, Свят, седяй в облаце, повелеваяй громом...). Таким образом, Святович - это сын Перуна.
Во-первых, такой распространённой мифологемы, как "сын Перуна" (или сын Громовержца вообще) вроде бы нет. По крайней мере мне она неизвестна, и параллелей я таких тоже не знаю (если не вспоминать сыновей Тора, характер которых мало совпадает с таким благостным именем).
А во-вторых, как, например, в таком случае перевести теоним
Руевит? :) Что-нибудь типа "сын народа"? :) Поэтому мне кажется, что теонимы типа Святовит, Руевит, Поревит, Яровит, и даже Сварожич, не являются патронимичными (Яровита, например, наверняка можно сравнить с Ярилой).
Точнее, в случае со Сварожичем я согласен с Зубовым: "Сварог" - это скорее всего изобретение переводчика. Мало того, что этот персонаж упоминается только один раз (в переводной хронике Малалы), так он ещё по-моему мало вписывается в индоевропейскую мифологическую систему (место Неба-Отца занято Стрибогом, Громовержца - Перуном, Огня - тем же Сварожичем).
Цитата: 5park от сентября 16, 2009, 17:36
Но что ты все-таки думаешь про суффикс -*itjь?
Суффикс -ич (ић) сегодня пользуется при образовании названий отчества, а в сербском при образовании названий фамилий и дает именам собственым значение происхождения. Сегодня в черногории существуют племена у которых названия закончиваются на -ич (Васоевичи).
Я полагал (собственно, вслед за солидной частью славистов), что он использовался исключительно в патронимах, однако это оказалось не так.
Свентовит - Свет ( святой) -победитель или Святой Властитель. Что тут может быть не ясного ?
Цитата: Вiт от марта 7, 2010, 23:02
Свентовит - Свет ( святой) -победитель или Святой Властитель. Что тут может быть не ясного ?
Это еще до принятия славянами христианства. Поэтому не может быть "святой" в христианском смысле.
Естественно не в хрест. смысле, но не думаю что в языческие времена не существовало понятия "святой"
И что оно обозначало по отношению к богу?
СвEтой -от слова "свет". Я всё сказал.
Святовит был очень популярным между южным славянам. Южные славяне называли его Светивидом, или просто Видом. Теперь празнуется Видовдан - день Световида в Сербии.
:)
Цитата: Вiт от марта 8, 2010, 00:07
СвEтой -от слова "свет". Я всё сказал.
Сказали? Теперь можете идти :D
гiдота вы
Раньше значительная часть учёных склонялась к мнению, что *vitъ (в теонимах) означает что-то вроде 'хозяин', на основании ц.-слав. домовитъ. Однако В.Н. Топорову данное объяснение кажется надуманным. Он считает, что: слав. *vitъ <- и.-е. *vikt 'жизненная сила', 'проявление жизненной энергии'.
Ссылку не дам :) Памяти потому что нет никакой :) Помню только, что прочитал в сборнике "Балто-славянские исследования" за какой-то из восьмидесятых годов :)
Цитата: Aryaman от февраля 23, 2010, 16:30
А во-вторых, как, например, в таком случае перевести теоним Руевит? :) Что-нибудь типа "сын народа"? :)
Гейштор выводит из старопольського рьва (рёв->гнев), что фейспальма, ИМХО.
Касательно -вит: мне кажется, что тут тот же суффикс, что в плодовитый.
Никакой это не самостоятельный корень, а именно суффикс. ИМХО, конечно.
То есть Святовит = очень святой.
Цитата: 5park от сентября 16, 2009, 17:36
О том, что это не суффикс качества *-ov-itъ говорят имена Witomir, Witomysł, Witosław.
Просто деэтимологизация и переосмысление? Владим
ир же имеем.
Тим паче, що окрім Поровита, був ще Поронут (порівняйте "довбонутий"). Точно суфікси, як у прикметниках.
А разве это не то же образование, что в "ядовит(ый)", "домовит(ый)", "ледовит(ый)"? Я всегда так это имя воспринимал.
Цитата: Morumbar от мая 30, 2017, 03:25
А разве это не то же образование, что в "ядовит(ый)", "домовит(ый)", "ледовит(ый)"? Я всегда так это имя воспринимал.
И я.
Есть ещё сербское сjеновит - священное дерево с большой сенью. Дословно переводится "тенистое".
Цитата: DarkMax2 от апреля 23, 2017, 21:11
Witomysł
Тем более, что тут Витомысл легко трактуется через витой, витиеватый. Омонимия.
Цитата: Morumbar от мая 30, 2017, 03:25
А разве это не то же образование, что в "ядовит(ый)", "домовит(ый)", "ледовит(ый)"? Я всегда так это имя воспринимал.
Это образования от существительных. Даже если положить, что в форма *svętovitъ образована от субстантивата *svętъ, всё равно нужна типология: я с ходу не припоминаю образований с комплексом *-ovito- от субстантиватов прилагательных.
Цитата: Wolliger Mensch от мая 30, 2017, 09:13
я с ходу не припоминаю образований с комплексом *-ovito- от субстантиватов прилагательных.
Гордовитий же!!!
http://sum.in.ua/s/ghordovytyj
http://hrinchenko.com/slovar/znachenie-slova/10039-ghordovytyj.html
Цитата: DarkMax2 от мая 30, 2017, 09:26
Цитата: Wolliger Mensch от мая 30, 2017, 09:13
я с ходу не припоминаю образований с комплексом *-ovito- от субстантиватов прилагательных.
Гордовитий же!!!
http://sum.in.ua/s/ghordovytyj
http://hrinchenko.com/slovar/znachenie-slova/10039-ghordovytyj.html
Это праславянская форма?
Цитата: Wolliger Mensch от мая 30, 2017, 09:42
Это праславянская форма?
Хм... не знаю, как долго существует это слово. В украинском и современном русском "гордовитый" гуглится, как в книжках 19 века, так и в современных.