Очень интересный западнославянский иранизм представляет собой слово пан. Судя по старочешскому hpán слово происходит от праславянского *gъpanъ < *gupāno-. Чередующийся вариант – зафиксированный в памятниках жупанъ < *geupāno- (не путать с позднейшим жупаном, родственника зипуна и шубы – из арабского) – «господин, глава рода, племени» – глава жупы < *geupa.
Эти слова считаются иранизмами: заимствованиями соответственно иранского *gu-pāna (ср.перс. gupān "пастух", таджик. губонак "пастушок") и *gau-pāna (афг. γobэ «пастух») Gu/gau – «корова», pā – «охранять, беречь, пасти» (ср. слав. пасти при расширенном иранском pāh- < *pās т.ж., охранять)
А связано ли с паном южнославянское бан?
ЦитироватьСудя по старочешскому hpan...
А судя по чешскому hbrat какой можно корень вычислить? *Gъbratrъ?:_1_17
Пан - иранизм?
Есть мнение, что слова пан, Бог, рай, топор - иранизмы. Но это недоказуемо... ::)
Цитата: Nekto от августа 18, 2008, 13:58
Есть мнение, что слова пан, Бог, рай, топор - иранизмы. Но это недоказуемо... ::)
Вполне вероятнее что значение "бог" у слова бог как раз заимствовали, а само слово от того же корня что и богатый.
Всё-таки это богатый образовано от богъ, и это образование семантически можно вывести только из древнего, неперсонифицированного, предметного значения слова БОГ в значении "удел" > "пожитки": ведь суффикс -АТЫЙ искони образует прилагательные в значении обладания чем-то от предметных существительных (напр., рогатый). Само же слово БОГ в значении "божество" можно объяснять как исконнославянское, но со значением, возможно, впитавшим в себя иранское слово baga (случай MSN). Иранское происхождение семантики делает вероятным и явно неславянский, предположительно иранский характер некоторых имён божеств - Стри-бог, Хорс (эти двое - явно "иранцы", от второго хороший - буквально "Хорсов"!), Симаргл, возможно, также Сварог
Iskandar, пана и жупана мы однажды обсуждали (http://lingvoforum.net/index.php/topic,328.225.html):
возведение этих слов к иранским словосложениям имеет недостатки - прежде всего, наличие двух апофонических форм *ŽUPANЪ от *GЪPANЪ уже ставит под сомнение возможность "двойного" заимствования из одного источника - это апофония, естественная для славянского, но не для иранского (*GEU- / *GU-, так как слав. ŽU может восходить только к *GEU, тогда как в иранском EU неизбежно дало бы AU (GAU-PA)). Кроме того, если признать заимствование композитов, повисает в воздухе слово *ŽUPA со всей богатой семантикой "округ; яма, соляная копь". Ввиду вышесказанного, скорее всего *ŽUPANЪ образовано от *ŽUPA. С другой стороны, в принципе можно отделить *GЪPANЪ от *ŽUPANЪ и возводить к иран. *GU-PANA. Слабая сторона - отсутствие этого слова в вост.-славянских, через которые это заимствование могло проникнуть в зап.-славянские как социальный термин. *GЪPANЪ теоретически можно объяснить и из пареллельного *GЪРA "округ".
есть такое рус. слово, "губа" в значении "судебный округ", правда, позднее, 16 века. Фасмер повторяет (без ссылки) наивную этимологию Даля, от "губить". А может ли это быть рефлексом *GЪРA ?
Цитата: Azzurro от октября 3, 2008, 17:21
возможно, также Сварог
А как в таком случае можно объяснить отсутствие ожидаемого *h?
О.Н. Трубачев объясняет Svarogъ как не иранское, а индоарийское заимствование в Северном Причерноморье, где жили "реликтовые" индоарии.
А кто-нибудь поддерживал теорию "реликтовых" племен?
Цитата: I. G. от октября 13, 2008, 18:12
О.Н. Трубачев объясняет Svarogъ как не иранское, а индоарийское заимствование в Северном Причерноморье, где жили "реликтовые" индоарии.
А кто-нибудь поддерживал теорию "реликтовых" племен?
Многие его индоарийские реликты в топонимике Причерноморья кажутся, мягко говоря, несколько натянутыми.
Например:
Плетенской лиман < индоар. *pleteno- 'широкий',
р. Конка < *kanka- 'журавль, цапля',
Белосарайская коса < *pari-sara- 'обтекание'
Сварог среди них кажется едва ли не наиболее достоверным. Гипотезу же Трубачева про арийских синдов, меотов и тавров особенно не приемлют археологи.