Взял наугад рассказ Чехова (под настроение :)).
Болдом выделены тюркизмы, италиком - европеизмы (хотя бы как посредники).
ЦитироватьА.П.Чехов. Лошадиная фамилия
У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор.
Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение
вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние - жена, дети,
прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство, Между
прочим, и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал
полечиться заговором.
- Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, - сказал он,- лет десять
назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет - и как рукой! Сила ему такая дадена...
- Где же он теперь?
- А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет.
Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и
идут к нему, помогает... Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а
ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше
превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так... у раба божьего
Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.
- Ерунда! Шарлатанство!
- А вы попытайте, ваше превосходительство. До водки очень охотник,
живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный
господин.
- Пошли, Алеша!- взмолилась генеральша.Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не
отвалятся от этого.
- Ну, ладно,- согласился Булдеев.- Тут не только что к акциозному, но и
к черту депешу пошлешь... Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?
Генерал сел за стол и взял перо в руки.
- Его в Саратове каждая собака знает,- сказал приказчик.- Извольте
писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть... Его
благородию господину Якову Васильичу... Васильичу...
- Ну?
- Васильичу... Якову Васильичу... а по фамилии А фамилию вот и забыл!.. Васильичу... Черт... Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил...
Позвольте-с...
Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и
генеральша ожидали нетерпеливо.
- Ну что же? Скорей думай!
- Сейчас... Васильичу... Якову Васильичу... Забыл! Такая еще простая
фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая - из головы вышибло...
- Жеребятников?
- Никак нет. Постойте... Кобылицин... Кобылятников... Кобелев...
- Это уже собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?
- Нет, и не Жеребчиков... Лошадинин... Лошаков... Жеребкин... Все не то!
- Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!
- Сейчас. Лошадкин... Кобылкин... Коренной...
- Коренников?- спросила генеральша.
- Никак нет. Пристяжкин... Нет, не то! Забыл!
- Так зачем же, черт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл?-
рассердился генерал.Ступай отсюда вон!
Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.
- Ой, батюшки!- вопил он.- Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!
Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию акцизного:
- Жеребчиков... Жеребковский... Жеребенко... Нет, не то! Лошадинский...
Лошадевич... Жеребкович... Кобылянский...
Немного погодя его позвали к господам.
- Вспомнил?- спросил генерал.
- Никак нет, ваше превосходительство.
- Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?
И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все
возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую... В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию..
Приказчика то и дело требовали в дом.
- Табунов?- спрашивали у него.- Копытин? Жеребовский?
- Никак нет,- отвечал Иван Евечи и, подняв вверх глаза, продолжал
думать вслух:- Коненко... Конченко... Жеребеев... Кобылеев...
- Папа!- кричали из детской.- Тройкин! Уздечкин!
- Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами...
- Гнедов!- говорили ему.- Рысистый! Лошадицкий!
Но наступил вечер, а фамилия все еще не была найдена. Так и спать
легли, не послав телеграммы.
Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал... В третьем
часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.
- Не Меринов ли?- спросил он плачущим голосом.
- Нет, не Меринов, ваше превосходительство,ответил Иван Евсеич и
виновато вздохнул.
- Да, может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!
- Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная... Это очень даже отлично помню.
- Экий ты какой, братец, беспамятный... Для меня теперь эта фамилия
дороже, кажется, всего на свете. Замучился!
Утром генерал опять послал за доктором.
- Пускай рвет!- решил он.- Нет больше сил терпеть...
Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой. За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича... Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны...
- Буланов... Чересседельников...- бормотал он.Засупонин... Лошадский...
- Иван Евсеич!- обратился к нему доктор.- Не могу ли я, голубчик,
купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж
больно плохой...
Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не
сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой
быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.
- Надумал, ваше превосходительство!- закричал он радостно, не своим
голосом, влетая в кабинет к генералу.- Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!
- Накося!- сказал генерал с презрением и поднес к лицу его два кукиша.-
Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! Накося!
Всего слов -
946 слов.
Заимствования из европейских языков (учёт церковнославянизмам не вёлся) -
65 слов (6.9%).
Тюркизмы (сюда же относил монголизмы и слова с предположительной тюркской этимологией (т.е. на пальму первенства претендуют др. языки, как то персидский, например)) -
23 (это при том, что слова, коренные к слову "лошадь", повторяются
16 раз в силу худож. особенностей рассказа).
В итоге, даже после того как я взял классический рассказ, намеренно содержащий больше количество повторений одного и того же тюркского корня, намеренно включил в число тюркских корней слова со спорным этимологиями, количество тюркских заимствований на текст составило
2.4%. Т.е. реальная цифра ~ 1% (если не меньше).
Мог пропустить 1-2 слова, но это не критично.
А Саратов - сары тау?
Цитата: Karakurt от июля 5, 2009, 02:31
А Саратов - сары тау?
Ну да, ну да. Однако, имена собственные негоже вводить в список. Окромя Лошадкиных и Лошадских (бо именно на них держится рассказ, и именно они отражают русскую лексику, а Саратов - не отражает)
Вроде сара туу - желтая гора.
Алексей, в пику Фанису?
Цитата: Алексей Гринь от июля 5, 2009, 02:52
ЦитироватьА Саратов - сары тау?
Ну да, ну да. Однако, имена собственные негоже вводить в список.
Особенно топонимы. У нас в Алтайском Крае большинство географических названий или тюркского, или кетского происхождения, хотя живут одни славяне.
А кеты здесь вообще уж больше тысячи лет, как не живут, а названия - сохранились.
И, кстатит, "собака" - это разве не иранизм?
Цитата: jvarg от июля 5, 2009, 07:07
И, кстатит, "собака" - это разве не иранизм?
Цитата: Алексей Гринь от июля 5, 2009, 02:23
Тюркизмы (сюда же относил монголизмы и слова с предположительной тюркской этимологией (т.е. на пальму первенства претендуют др. языки, как то персидский, например))
это я с запасом, шоб фанисы не жаловалисъ:
ЦитироватьTRUBACHEV: [Ир. происхождение слова соба́ка маловероятно, скорее всего мы имеем здесь заимствование из тюрк. köbäk "собака"; см. подробно Трубачев, Слав. названия дом. животных, М., 1960, стр. 29 и сл., где и остальная литер. -- Т.]
А разве мог быть к>с переход?
В фантазии Трубачёва - может :)
Цитата: Алексей Гринь от июля 5, 2009, 07:32
скорее всего мы имеем здесь заимствование из тюрк. köbäk "собака";
Все это было бы хорошо, но совершенно обычный для западно-европейских языков переход "к" в "с" для славянских - абсолютно нехарактерен.
Цитата: jvargЦитата: Алексей Гриньскорее всего мы имеем здесь заимствование из тюрк. köbäk "собака";
Все это было бы хорошо, но совершенно обычный для западно-европейских языков переход "к" в "с" для славянских - абсолютно нехарактерен.
Возможно "к" изменилось в "с" не в результате перехода, а в результате контаминации с другим тюркским словом.
В эпосе «Идегей» один из персонажей обзывает другого персонажа (не помню уже кто кого) словом sübäk (тат.chübäk, баш.sübäk «очёски; вычески»), точно так же, как сейчас русскоязычные могут обозвать друг друга «собакой». Вероятно баш. sübäk «очёски, вычески» в какое-то время контаминировали со словом köbäk и стали означать «безродную собаку, дворнягу», а в переносном смысле «безродного и незнатного из тюрков (некоторые тюрки вели своё происхождение от собаки, а не от волка)».
P.S. Поэзия и игра слов - были тюркам прекрасно знакомы.
Соответствие славянских и тюркских гласных на время заимствования - в студию.
Булдеева тоже болдом отметьте :)
Цитата: Alone Coder
Соответствие славянских и тюркских гласных на время заимствования - в студию.
А зачем так громко и пафосно требовать? Вы хотите другие примеры подобного перехода гласных, я правильно понял?
В заимствованиях из любого языка А в любой язык Б в любой период В есть определённые фонетические соответствия. Предъявите ваши, чтобы можно было проверить остальные ваши "тюркизмы".
Цитата: Alone CoderВ заимствованиях из любого языка А в любой язык Б в любой период В есть определённые фонетические соответствия. Предъявите ваши, чтобы можно было проверить остальные ваши "тюркизмы".
Значит я правильно понял.
1. Вы можете уверенно и положа руку на сердце сказать в какой период В - слово «собака» появилось в русском?
2. А вы уверены, что эти «фонетические соответствия» применительно к тюркским заимствованиям вообще изучены в удовлетворительной мере (о «скифских» заимствованиях вообще молчу)?
1. В праславянский.
2. ВАШИ фонетические соответствия предъявляете ВЫ - вместе с ВАШИМИ заимствованиями.
Цитата: Alone Coder
1. В праславянский.
2. ВАШИ фонетические соответствия предъявляете ВЫ - вместе с ВАШИМИ заимствованиями.
1. Ну и в каком праславянском письменном документе зафиксировано слово «собака»?
2. Я не предъявляю никаких фонетических соответствий. Насколько я знаю, строгих и неизменных фонетических соответствий тюркских и славянских проследить трудно, потому что многие тюркские языки//диалекты соприкасавшиеся со славянскими на сегодняшний день - мёртвые языки, а также потому, что период В нельзя уверенно определить (ну нет у меня машины времени хоть убейте).
1. Я вам сообщу новость, но праславянских документов не существует. Существуют слова, общие между разными ветвями славянских языков, как в данном случае.
2. Всё ясно. Соответствий у вас нет, любая гласная переходит в любую гласную. С такими взглядами вам воооон туда: http://www.chronologia.org/cgi-bin/dcforum/dcboard.cgi
Цитата: Фанис от июля 5, 2009, 13:41
Ну и в каком праславянском письменном документе зафиксировано слово «собака»?
Правславянская природа этого слова выводится не из наличия письменных источников, а из наличия этого слова во многих славянских языках. Т.е. оно было заимствовано в период до разделения правславянского языка на отдельные.
Таким образом, если это и были тюрки - то только авары. Или гунны.
Про то, что авары - тюрки, вообще, бабушка надвое сказала.
1. 1. Это для меня не новость. Я знал, что вы за слова не отвечаете.
2. Некоторые соответствия вообще-то проследить можно и данный случай их подтверждает, так что ваша «ясность» отправляется туда, куда вы указали.
Кстати, неужели Трубачёв связал собаку с тюркским словом голословно и не имея к тому аргументов?
Цитироватьсм. подробно Трубачев, Слав. названия дом. животных, М., 1960, стр. 29 и сл., где и остальная литер. -- Т.
Несгибаемая полынь...
ЦитироватьПри интерпретативном бреде первичным является поражение мышления — поражается рациональное, логическое познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему. Этот вид бреда отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизации: «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему.
Ничего не напоминает? Ad majorem Turkorum gloriam, и не важны средства и результаты...
Цитата: IskandarПри интерпретативном бреде первичным является поражение мышления — поражается рациональное, логическое познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему. Этот вид бреда отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизации: «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему.
Кстати, уважаемый, вы ещё не разобрались со своей параноидальной шизофренией в отношении мусульман?
Цитата: Фанис от июля 5, 2009, 15:38
Кстати, уважаемый, вы ещё не разобрались со своей параноидальной шизофренией в отношении мусульман?
:D
Это где она проявлялась? Если сообщество проявляет агрессию, то говорить об конкретных фактах агресси - шизофрения?
Тюркизмы в русском:
http://maxfas.ru/index.php?a=srch&d=1&id_srch=c1af4f28d00d4e56606dc2d64ad359e1&il=ru&p=1
http://perevod99.blogspot.com/2008/01/1976-300-400-80-beyarmudu-busr-oda-j-k.html
http://www.philology.ru/linguistics2/dobrodomov-67.htm
http://turkolog.narod.ru/bs/B112-0.htm
Цитата: Фанис от июля 5, 2009, 15:38
Кстати, уважаемый, вы ещё не разобрались со своей параноидальной шизофренией в отношении мусульман?
Мухаммед призывал избивать (в одном аяте посланники Муххамеда думали, убивать или помещать неверных в плен. На что Мухаммед спустя ночь вернулся с "посланием от Бога", в котором говорилось, что неверных лучше сначала избивать, потом убивать. Плен - некузяво)
У меня как приверженца христианства, в котором торжествует идея о прощении всем, в том числе врагам, тоже есть такая параноидальная шизофрения.
Но это - в другую тему (ждите "Ислам как мирная религия: разбивая мифы") :D
Я уже вижу тему: «Христианство, как религия любви и всепрощения: разбивая мифы» ;)
Цитата: Фанис от июля 5, 2009, 19:33
Я уже вижу тему: «Христианство, как религия любви и всепрощения: разбивая мифы»
Предвкушаю. Рискнёте блеснуть знаниями?
Алексей, вы владеете арабским? Знакомы с фикхом? По таджвиду никто никаких заключений не делает.
Цитата: kiryll от июля 5, 2009, 19:49
Алексей, вы владеете арабским? Знакомы с фикхом? По таджвиду никто никаких заключений не делает.
Ась?
Где-то что-то, только не помню где и что, и кто автор читал. Это не серьезно, если утверждаете, то надо это делать обоснованно, а не методом "я сказал и это правда".
Цитата: kiryll от июля 5, 2009, 20:01
Где-то что-то, только не помню где и что, и кто автор читал.
Потому что тред не об этом. Если для вас нормально в оффтопе приводить мириады ссылок и обстоятельно что-то доказывать, хотя в пределах треда это никому нахрен не упало — пожалуйста.
Откройте свою тему — поговорим.
Но всё таки: сура 8 аят 67:
ЦитироватьНи одному пророку не дозволено брать себе пленных или брать за них выкуп, или с гордостью прощать их, пока он ещё полностью не победил противника или не нанёс ему такого удара, после которого он больше не сможет оправиться.
В другом переводе:
ЦитироватьНи одному пророку не годилось иметь пленных, пока он не производил избиения неверных на земле
В другом переводе:
ЦитироватьНе подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле.
Т.е., прежде чем взять в плен, Коран советует человека избить. В христианстве же вообще агрессия, какой там плен или избиение, считается аморальным и противоречащим воле Господа.
Ислам:
ЦитироватьИ убивайте тех, кто начал сражение с вами <..> Не стесняйтесь это делать - ведь они поступили с вами хуже! <..> Таково воздаяние неверным!
Христианство:
Цитировать43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Но комментс. Кто более мирный, делайте выводы сами.
Но давайте здесь не будем об этом. Тут тема о тюркизмах 8)