Какое происхождение языческой богини Мокошь, и действительно ли это имя восходит к финнскому языку?
"Язычество древних славян" Рыбакова, с. 466
ЦитироватьБолее того, к 14 в. рожаницы выдвинулись на самое видное место в языческом подборе богов: "Се первый идол рожанице...А се второе - вилам и Мокше..."
Принявшие христианство русские люди 11-12 вв. все же, по свидетельству автора "Слова об идолах",
"...и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но то творять акы отай..."
Там же, с. 470
ЦитироватьБыли ли у рожаниц имена? Прежде всего следует отделить от рожаниц Макошь: эта богиня очень часто упоминается в одних текстах с рожаницами, но никогда не отождествляется с ними; заодно с ней упоминаются только русалки-вилы <...>
Церковная наследница Макоши - Параскевна Пятница <...>
В фольклоре нет ни Хорса, ни Дажьбога, ни Стрибога, ни Симаргла (все это - "скифский" слой), а в русских источниках 11-16 вв. нет Ярилы, Лады, Костромы, русалок и многого другого.
Там же, с. 488
Цитировать...богиней Макошью - единственным женским божеством русского пантеона 10 в.
Не находите, что слишком рано для ФУ заимствований?
Хотелось бы всё таки услышать мнение лингвистов, а Б.А. Рыбаков не лингвист, а скорее историк и археолог. Да и есть ли перевод этого имени?
Если перевод искать, то надо спросить у славистов, мне в голову ничего не приходит.
Цитата: kiryll от июня 29, 2009, 17:18
Церковная наследница Макоши - ПараскевНа Пятница
Что, в оригинале так через "н" и написано?
Нет, моя опечатка при наборе.
У Рыбакова на 520 с. сказано, что Лада, Макошь и Леля были связаны с весенними полевыми работами. А если искать синонимы, характеризующие астрономические явления?
Цитата: kiryll от июня 29, 2009, 17:52
У Рыбакова на 520 с. сказано
Не читайте Рыбакова! :down:
Цитата: I. G. от июня 29, 2009, 17:59
Цитата: kiryll от июня 29, 2009, 17:52
У Рыбакова на 520 с. сказано
Не читайте Рыбакова! :down:
Читать можно. Только не брать на веру все его утверждения.
Кстати, самая забавная этимология в википедии приведена. Дескать "Мокошь" - это сокращение от "мать-кошт", где "кошт" - "судьба". Типа, "богиня судьбы"
Цитата: jvarg от июня 29, 2009, 18:03
Читать можно. Только не брать на веру все его утверждения.
По крайней мере в лингвистических изысканиях.
От "мокша", что ли? Глупости точно...
Мне кажется ответ надо искать в мордовских или марийском языке.
Мокошь - "домовой в образе женщины с большой головой и длинными руками", др.-русск. имя собств. Мокошь (м.) в Псковск. писцовой книге 1585 г.
Вероятно, её следует понимать как богиню плодородия. От "мокрый". Гадательно сравнение с др.-инд. makhaґs "богатый, благородный", также "демон" или с герм. Неrсulеs Мagusanus, а также с греч. mЈcloj "похотливый, буйный".
Цитата: jvarg от июня 29, 2009, 18:03
Кстати, самая забавная этимология в википедии приведена. Дескать "Мокошь" - это сокращение от "мать-кошт", где "кошт" - "судьба". Типа, "богиня судьбы"
Не могу судить о правильности, но, кажется, никто из участников ВП не обратил на это внимание.
Что эта тема делает в "финно-угорских языках"?
Видимо сербы, хорваты, словенцы и чехи имели очень тесные контакты с финно-уграми? А ключ к разгадке можеть выглядеть так: рус.диал. мокош, мокуш 'сильно промокший от дождя человек' ("Во мокуш, до нитки промокший пришел"). Или вот: "Мокуш ососет, и куделя будет мокрая".
В поздней народной традиции Мокошь была заменена Мокрухой.
Цитата: 5park от июля 20, 2009, 11:42
Что эта тема делает в "финно-угорских языках"?
Есть Мокшы, Мокшанский язык - Финно-угорская ветвь, Финно-волжская группа – изначально анализировали и такой вариант взаимосвязи.
Как взаимно связать "Мокрый" с "Макошь, Мокошь ... старшая из богинь-прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения"?
Цитата: Ion Bors от июля 20, 2009, 14:24
старшая из богинь-прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения
Κλωθώ, Λάχεσις или Ἄτροπος?
Ну, если примеров из марийского, эрзянского и мокшанского языков не поступало, приведу пример из карельского:
МУАКАШ - землистый, илистый, фоновый (от фона или поля ткани).
Цитата: Kirill"Язычество древних славян" Рыбакова, с. 466
ЦитироватьБолее того, к 14 в. рожаницы выдвинулись на самое видное место в языческом подборе богов: "Се первый идол рожанице...А се второе - вилам и Мокше..."
Там же, с. 470
ЦитироватьБыли ли у рожаниц имена? Прежде всего следует отделить от рожаниц Макошь: эта богиня очень часто упоминается в одних текстах с рожаницами, но никогда не отождествляется с ними;
У кумандинцев... при трудных родах шаман призывал Умай, следующим образом:
Ак аjастан, кайн, туш
Умай-эне (мать-Умай), куш-эне (мать-птица)!
Туп эдекти ачык сал!
Чолы была чолонзын.
Следует отметить, что сам символ птицы Гамаюн в восточных мифологиях известен как Хумаюн (Хумай/Умай/Май), которая является райской птицей. В тюркских сказках она считалась божественной птицей, дарующей царства, присев на голову человека. Она ОХРАНЯЛА ДЕТЕЙ и даровала людям счастье. В сказках, легендах она связывается с ДРЕВОМ ЖИЗНИ И КАМНЕМ, КОТОРЫЙ изгонял злых духов и ИСЦЕЛЯЛ ДЕТЕЙ. Но она в то же время, являлась ангелом смерти, которая проводила душу умершего [M.Seyidov, «Qam-şaman və onun qaynaqlarına ümumi baxış», B., 1994, стр.92-114].
http://zhurnal.lib.ru/s/sibgatullin_a_a/rusotatary.shtmlEnglishЧистая Умай (Май-Эне) спустилась от Ульгеня. У шаманистов Умай выполняет функции покровительницы рожениц, помогает им при родах, обрезает белой щепкой пуповину ребенку. Она не только добрый дух, но и ангел смерти, который берет душу умирающего. Кроме того, от неё зависело плодородие. К Умай обращались бездетные и малодетные супруги, испрашивая кут на детей. Умай также олицетворяла плодородие. Женщина была земным воплощением Умай.
www.galatreya.ru/planet/legends/umai/
P.S. Возможно: Макошь < Май-кош, Умай-куш (Птица Гамаюн).
Цитата: Ion Bors от июля 20, 2009, 14:24
Как взаимно связать "Мокрый" с "Макошь, Мокошь ... старшая из богинь-прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения"?
Возможно связано с технологией производства нитей из льна
ЦитироватьИсторики утверждают, что лён возделывали еще во времена возникновения Руси. Сначала в районе Пскова, а позднее — в Новгородской, Суздальской, Вологодской и близлежащих землях.
Интересно, что после этих процедур лён расстилают на траве для того, чтобы стебли намокли от росы. Роса активизирует микроорганизмы, живущие в стеблях льна. Микроорганизмы разрушают внутри растения клейкие вещества, что позволяет отделить волокно от древесной части стебля.
Процесс размачивания льна росой может продолжаться несколько недель, в зависимости от погоды. Время от времени стебли льна нужно аккуратно переворачивать, чтобы процесс образования волокна шел равномерно.
(wiki/ru) Льняная_ткань (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8C%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8C)
В Румынии лён замачивали на несколько дней
Про Мокошь на чешском сайте "slovanskajednota.tk" в разделе "Bohove" написано так: Představuje Matku zemi (Mať syraja zemlja). Je zosobněním vlhké, úrodné a plodné země.
"Мокша" это балтинизм, так что ФУ отпадают.
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 14, 2010, 10:39
"Мокша" это балтинизм, так что ФУ отпадают.
Какие фаши токазательстфа?
ФУ отпадают, так как это славянизм. Читаем выше.
Не надо путать "Мокошь" и "Мокша", они никак не связаны.
Цитата: jvarg от марта 14, 2010, 11:06
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 14, 2010, 10:39
"Мокша" это балтинизм, так что ФУ отпадают.
Какие фаши токазательстфа?
Во первых более старое название реки Мокша это
jov («река Мокша»). Очень близко например к
joγen «река, речка» у хантов.
Цыганкин Д.В. пишет:
"На территории Мордовии имеются речки — Явлейка, Явлей. Обычно их происхождение связывают с мордовским словом явомс «делить, разделить», буквально: «речка, разделяющая некую часть территории от другой части». Однако при внимательном изучении подобных названий можно прийти к выводу о том, что основа -яв-, -яво-— архаическое слово мордовских языков, ныне исчезнувшее из активного словаря, но сохранившееся в отдельных мокшанских селах в качестве названия реки Мокши."Даже учитывая то, что эрзя и мокша экзоуральцы, ФУ архаика имеется.
Зачем менять старое название на новое? Видимо приходит новое население, а балсткое (голядь-мощинцы?) влияние в этом регионе ощущается.
Тот же Цыганкин пишет:
Следующий слой – балтийский, тоже редкий. Несколько наименований рек. К ним, например, можно отнести гидроним Вад – пр. Мокши. Ситается балтийским наследием в ряде языков финно-угорской семьи. В латышском языке слово вад, вада обозначает бывшее русло реки, влажный луг с хорошей травой.Насчет балтской принадлежности гидронима "мокша" мне по моему говорил В. Напольских, еще уточню этот момент.
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 14, 2010, 11:46
Во первых более старое название реки Мокша это jov («река Мокша»). Очень близко например к joγen «река, речка» у хантов.
Это не более старое название. Сами мокшанцы называют реку Jov (< ур. *joke). Мокша - внешнее название.
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 14, 2010, 11:46
эрзя и мокша экзоуральцы,
Можно поподробнее?
Вот мнение Напольских и оно меня вполне устраивает:
"Мокша, конечно, связана с одноимённой рекой. Не совсем понятно, что первично. Мне кажется, всё же река, название которой обычно считают балто-славянским или балтским, производным от того же корня, что и Москва, рус. мокрый и т.д. Другой приемлемой версии не знаю."
А то что мокшане называют Мокшу исключительно "jov" сомнительно, но обязательно этот вопрос изучу.
Эндоуральцы это исконные носители уральских языков, а экзоуральцы это те кто перенял уральский язык. В общих чертах как-то так.
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 14, 2010, 18:22
Эндоуральцы это исконные носители уральских языков, а экзоуральцы это те кто перенял уральский язык. В общих чертах как-то так.
Вопрос о том, где находилась Уральская прародина уже решен? Да и миграцию не стоит сбрасывать со счетов.
P.S. Обратите внимание, что мокшанскому [š] соответствует эрзянское [č].
Думаю он более-менее определен, это Южный Урал + соседние районы Западной Сибири.
Генетически вполне соответствуют носителям гаплогруппы N1c.
Антропологически это брахицефалы с ослабленной профилировкой лица.
Жители темнохвойной тайги.
Почему именно Южный Урал, а не, например, район расселения чуди, мурома, мещёра, меря и др.?
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 14, 2010, 22:26
Жители темнохвойной тайги.
Да, реконструкция названий деревьев, соотносимая с данными палинологического анализа для среднего голоцена подтверждает это. Но возникают трудности с археологическими культурами, создателями которых считаются финно-угры. Кундаская культура Прибалтики (7 тыс. до н.э.) древнее Шигирской (5-6 тыс. до н.э., Свердловская обл.).
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 14, 2010, 22:26
Антропологически это брахицефалы с ослабленной профилировкой лица.
Здесь сложно обобщать. Среди современных носителей уральских языков можно выделить по крайней мере четыре антропологических типа:
уральский (мезокефальный) - самодийцы, обские угры, частично марийцы, венгры;
восточно-балтийский (брахикефальный) - прибалтийские финны, волжские финно-угры, частично пермские народы, венгры;
лаппоноидный (брахикефальный) - саамы;
атланто-понтийский (брахикефальный) - частично пермские народы, мокша, южные манси.
Цитата: Фанис от марта 14, 2010, 22:35
Почему именно Южный Урал, а не, например, район расселения чуди, мурома, мещёра, меря и др.?
Самый простой, хотя и не самый может быть верный способ, это наложить схему распада ФУ языков на географическую карту. Движение восток-запад прослеживается отчетливо.
Почему не мурома, мещера и т.д., волго-окский регион сначала был заселен европеоидами-свидерцами и лишь позже ощутил влияние уралоидов с севера. Гаплогруппы N1c на западе Европы мы также не наблюдаем, а вот на востоке полным полно.
Опять же реконструкции прауральской лексики (живность, деревья и т.д.) говорит о таежном быте уральцев, но это вам известно наверно лучше меня.
Цитата: autolyk от марта 15, 2010, 09:00
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 14, 2010, 22:26
Жители темнохвойной тайги.
Да, реконструкция названий деревьев, соотносимая с данными палинологического анализа для среднего голоцена подтверждает это. Но возникают трудности с археологическими культурами, создателями которых считаются финно-угры. Кундаская культура Прибалтики (7 тыс. до н.э.) древнее Шигирской (5-6 тыс. до н.э., Свердловская обл.).
Кундская культура имеет свои корни скорее в Центральной Европе, думаю здесь пока ФУ не пахнет, а вот второй вариант интересней.
Цитата: autolyk от марта 15, 2010, 09:00
Здесь сложно обобщать. Среди современных носителей уральских языков можно выделить по крайней мере четыре антропологических типа:
уральский (мезокефальный) - самодийцы, обские угры, частично марийцы, венгры;
восточно-балтийский (брахикефальный) - прибалтийские финны, волжские финно-угры, частично пермские народы, венгры;
лаппоноидный (брахикефальный) - саамы;
атланто-понтийский (брахикефальный) - частично пермские народы, мокша, южные манси.
Такое ощущение что Вы малость напутали, но это можно уточнить при желании.
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 15, 2010, 20:40
Кундская культура имеет свои корни скорее в Центральной Европе, думаю здесь пока ФУ не пахнет, а вот второй вариант интересней.
Мне как и Вам (насколько я понял) тоже кажется более вероятной Западная Сибирь и Восточное Приуралье, но эту гипотезу к сожалению поддерживают только В. Н. Черенцов и Hajdú P.
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 15, 2010, 20:42
Такое ощущение что Вы малость напутали, но это можно уточнить при желании.
Если у Вас будет время и желание, с удовольствием прочту уточнения.
Цитата: autolyk от марта 15, 2010, 20:58
Мне как и Вам (насколько я понял) тоже кажется более вероятной Западная Сибирь и Восточное Приуралье, но эту гипотезу к сожалению поддерживают только В. Н. Черенцов и Hajdú P.
Вы все правильно поняли ))
Цитата: autolyk от марта 15, 2010, 20:58
Если у Вас будет время и желание, с удовольствием прочту уточнения.
Конечно, дайте только время. Но я в большей степени говорил об изначальных антротипах, до "столкновения", после смешения мы можем наблюдать различные сочетания, что собственно и наблюдаем.
Цитата: autolyk от марта 14, 2010, 18:52
P.S. Обратите внимание, что мокшанскому [š] соответствует эрзянское [č].
Извините, я не лингвист, а что это означает?
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 16, 2010, 11:35
Цитата: autolyk от марта 14, 2010, 18:52
P.S. Обратите внимание, что мокшанскому [š] соответствует эрзянское [č].
Извините, я не лингвист, а что это означает?
Я тоже не лингвист.
А означает это, что мокшанскому «ш» соответствует эрзянское «ч».
Цитата: Хворост от марта 16, 2010, 11:37
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 16, 2010, 11:35
Цитата: autolyk от марта 14, 2010, 18:52
P.S. Обратите внимание, что мокшанскому [š] соответствует эрзянское [č].
Извините, я не лингвист, а что это означает?
Я тоже не лингвист.
А означает это, что мокшанскому «ш» соответствует эрзянское «ч».
Это еще о чем-то говорит? Эрзяне окают, мокшане акают например.
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 16, 2010, 11:35
Цитата: autolyk от Март 14, 2010, 19:52ЦитироватьP.S. Обратите внимание, что мокшанскому [š] соответствует эрзянское [č].
Извините, я не лингвист, а что это означает?
Есть такая этническая группа мордвы - каратаи, говорящие по-татарски с 17-18 вв. Так вот они себя называют "мукча". Если к этому добавить колебания ч ~ ш по мордовским языкам, то возникают сомнения в первичности ш в этнониме "мокша".
Цитата: autolyk от марта 16, 2010, 13:26
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 16, 2010, 11:35
Цитата: autolyk от Март 14, 2010, 19:52ЦитироватьP.S. Обратите внимание, что мокшанскому [š] соответствует эрзянское [č].
Извините, я не лингвист, а что это означает?
Есть такая этническая группа мордвы - каратаи, говорящие по-татарски с 17-18 вв. Так вот они себя называют "мукча". Если к этому добавить колебания ч ~ ш по мордовским языкам, то возникают сомнения в первичности ш в этнониме "мокша".
Возможно они себя и называют "мучка", но татары зовут их "мукша, мукшылар".
Цитировать
Таким образом, каратаи являются не отдельным мордовским племенем, а локальной группой мокшан, подвергшейся сильному татарскому влиянию: они восприняли татарский язык и некоторое элементы культуры татар, сохранив, однако, своё этническое, мордовское, самосознание. Окружающие их татары однозначно относят их к мордве, называя их мукша, мукшылар (производные от мокша), русские и сами себя они также называют мордвой.
http://purgine.livejournal.com/40019.html
Думаю "мокшей"(живущие на р.Мокша) мокшу стали звать эрзяне-цнинцы со своей "ш", а потом часть мокши стала произносить это слово в привычном для нее звучании.
К тому же эрзя-шокша испытавшие сильное мокшанское влияние "чекчей" не стала.
Еще одно наблюдение в пользу первоначальности "мокча": в мокшанском [kš] > [š]. Ср. пчела эрз. "мекш" ~ мокш. "меш".
Цитата: autolyk от марта 16, 2010, 17:11
Еще одно наблюдение в пользу первоначальности "мокча": в мокшанском [kš] > [š]. Ср. пчела эрз. "мекш" ~ мокш. "меш".
Тогда почему "мокча" не закрепилось?
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 16, 2010, 17:25
Тогда почему "мокча" не закрепилось?
Мокча > мокша, например по аналогии с эрз. чобода ~ мокш. шобда, возможно повлияло название р. Мокша.
Вот что пишет Цыганкин:
Цитировать< Возможно, река названа по этнониму мокша. Ее наименование вряд ли изначально, хотя бы потому, что в некоторых мокшанских селах ее называют Ёв (< ф.-у. *joke «река»). В словаре Е. М. Поспелова (1998, с. 272) гидроним Мокша сопоставляется с индоевропейской основой *meksha «протекание, утекание». Г. П. Смолицкая (1997, с. 85) связывает гидроним Мокша с этнонимом мокша >
Ещё, если не ошибаюсь, по-эрзянски «корыто» будет «очко», а по-мокшански в этом слове «ш» вместо «ч».
Эрзянское нашел
ЦитироватьЛисьма очко (э.) – овраг (Бол. Маресево Чам.)
< э. очко «корыто», в топонимии –овраг >
Пастор Шлаг. Мы подтверждаем друг друга:
Цитата: Пастор_Шлаг от марта 16, 2010, 19:11
ЦитатаЦитировать< Возможно, река названа по этнониму мокша. Ее наименование вряд ли изначально, хотя бы потому, что в некоторых мокшанских селах ее называют Ёв (< ф.-у. *joke «река»).
Цитата: autolyk от марта 14, 2010, 11:57
Сами мокшанцы называют реку Jov (< ур. *joke). Мокша - внешнее название.
По теме: я не утверждаю, что мокшанцы названы по названию реки. Фонетический облик гидронима
мог повлиять на фонетический облик этнонима, поскольку совпадал со внутренней тенденцией ш ~ ч. У каратаев, живших далеко от р. Мокши, этого не произошло. Хотя, конечно, все это зыбко. Этимология самоназвания "мокша" неясная.
Цитата: autolyk от марта 16, 2010, 19:58
Пастор Шлаг. Мы подтверждаем друг друга:
Скорее вы с Цыганкиным говорите в унисон.)) Во всяком случае слово это скорее ИЕ происхождения.
Цитата: Лукас от июня 29, 2009, 16:18
Какое происхождение языческой богини Мокошь, и действительно ли это имя восходит к финнскому языку?
Гейштор считает, что это у финно-угров славянизм.
Кстати, почему-то рувики умалчивает о связи Мокоши с культом земли.
(wiki/pl) Mokosz (https://pl.wikipedia.org/wiki/Mokosz)
Я заметил интересную связь через культ земли (исповедь перед землёю) между стригольниками и этой богиней.
(wiki/ru) Стригольники (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8)
Подозрительный факт: в укр. языке стрига=мокотя - это синонимы. Не может ли Мокошь и мокотя иметь одну этимологию?
Не могло ли название стригольники иметь смысл "мокошане"?
К тому же остриженность также имеет связь с Мокошью (овцы и прядение).
ЦитироватьПодозрительный факт: в укр. языке стрига=мокотя - это синонимы. Не может ли Мокошь и мокотя иметь одну этимологию?
Не могло ли название стригольники иметь смысл "мокошане"?
К тому же остриженность также имеет связь с Мокошью (овцы и прядение).
Вы хотите сказать, что Мокошь/Макошь связана с понятием "макушка"/"маковка"?
Нет. Как А в О перейдёт? Макушка же от мака.
Не похоже, что мокотя и мокотиря от маківки.
До речі, про маківку. Давноруські тексти фіксують таку традицію: "Овъ же дрьнъ въскроущь на главѣ покладаѧ..." - клятва з покладанням дерну на голову.
Цитата: Grantum от мая 10, 2017, 15:47
ЦитироватьПодозрительный факт: в укр. языке стрига=мокотя - это синонимы. Не может ли Мокошь и мокотя иметь одну этимологию?
Не могло ли название стригольники иметь смысл "мокошане"?
К тому же остриженность также имеет связь с Мокошью (овцы и прядение).
Вы хотите сказать, что Мокошь/Макошь связана с понятием "макушка"/"маковка"?
Мокнуть, мокрый не сюда?
Цитировать*mokrъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. мокръ (ὑγρός; Супр.), укр. мо́крий, белор. мо́кры, болг. мо́кър, сербохорв. мо̏кар, мо̏кра, словенск. mókǝr, mókra, чешск. mokrý, польск., в.-луж. mokry, н.-луж. mоkšу. Сюда же моча́, мо́кнуть. Родственно лит. makonė «лужа», maklỹnė ж. «грязь», maknóti, maknóju «идти по грязи», į̃maku, įmakė́ti «входить в болото», далее ирл. mōin «болото, топь».
Ср. лтш.
lietuvēns, lietonis (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B5%D1%82%D1%83%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81) и
lietus "дождь".
ЦитироватьКак А в О перейдёт?
Мокошь и Макошь - в чем смысл перехода О/А?
Допустим, можно мокнуть/мочить, а можно и макать.
Мокошь замечательно рифмуется со словом кокошь (курица).
Кокошь-мокошь...
И то, и другое слово может быть ж. и м. рода. Кокот/кокош - петух. Петушиная братия - известные "борцы" с нечистой силой.
(http://guzodb.ru/photos/58f4b9b6e9241.jpg)
Насколько я помню, птицы, включая кур, петухов, жертвовались Перуну. И кони, кстати. А рогатый скот Велёсу.
Цитата: Tys Pats от мая 10, 2017, 20:22
Мокнуть, мокрый не сюда?
Как я сказал, Гейштор считал Мокошь Матью Сырой Землёй. Да, сырость 100% имеет отношение.
Утка-Мокошь.
«На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, — смерть Кощея»