Лингвофорум

Теоретический раздел => Алтайские языки => Тюркские языки => Тема начата: Zverozub от сентября 13, 2008, 02:53

Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: Zverozub от сентября 13, 2008, 02:53
в современном крымоведении бадрак (бодрак) обычно переводят как безземельный и от этого слова выводят русское батрак.
в этом случае очень странным выглядят села в богатых долинах Предгорья - Булганак-Бодрак (Пожарское), Бодрак (Скалистое) и Тав-Бодрак (Трудолюбовка).
стандартное объяснение, что "фамилие такое" вступает в противоречие не только с реальностью (у крымских татар не встречал я такой фамилии, зато много известных украинцев с такой фамилием), но и с парой цитат из Эвлия Челеби:

Карачи, бадраки и ногаи, ширины и мансуры взволновались и предлагали тысячи вещей. В конце концов они так ни до чего и не договорились.

---- речь идет об обсуждении военных планов перед лицом крымского хана.
то есть бадраки точно не батраки, если они предлагают свои решения вместе с ширинами и мансурами.

Ч:
При въезде в город все благородные люди - крымские карачи, ширинцы и мансурцы, седжевуты и аргуны, даирли и манкыты, уланы и бадраки, все капы-кулу, все мурзы, имамы и хатипы, улемы и праведники, шейхи и все суфии составили огромный эскорт, проводили хана в бахчисарайский кёрюнюш, и тот воссел на троне.

- - - - - - тут бадраки поставлены рядом с уланами (то есть сословием, выходцы из которого имели право жениться на дочерях Чингизидов).

интересно, что капы-кулу названы в числе благородных людей, хотя формально они были рабами из числа пленных черкесов, грузин и абхазцев. Они высоко ценились турками за то, что от них никогда не было измены, из турецкого корпуса капы-кулу в Крым было выделено 12 тыс. человек.
общая логика перечисления такова, что уланы, бадраки и капы-кулу оказываются в некоей убывающей последовательности после самых знатных родов, а затем идет перечисление титулов светских и религиозных.
Ч:
В самом Крыму есть 100 тысяч войска. Когда ханы выступают в поход, с ханом идет по меньшей мере 70-80 тысяч. А в это время 6 раз по 100 тысяч пленников со скованными руками и ногами бродит по горам, садам и полям. Такое число неверных - 6 раз по 100 тысяч! Удивительно, но ни один из этих пленных казаков не в состоянии убежать с Крымского острова. Потому что когда войско уходит в поход с ханом, то жены крымских ногаев и бадраков садятся верхом, опоясываются мечами и повязываются саадаками, идут с казаками в сады, горы и поля и занимаются там земледелием.

---- здесь бадраки выглядят как нечто равное ногаям (или конкретно крымским ногаям, а не тем ногаям, которые к северу от Перекопа). Что за крымские ногаи, которые занимаются земледелием, да еще вместе с бадраками?
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: Zverozub от сентября 17, 2008, 20:59
еще цитата из Эвлия Челеби:

Внутри Крымского острова обитает народ, зовомый бадрак. Это странный народ, но в действительности они татары. Они живут в городах, и у них есть особые обороты речи. Их речь не понимают живущие вне [Крыма] ногаи. Потому что язык ногаев - это 6 разных языков.

жизнь в городах не очень согласуется с тем, что жены бадраков выезжают собирать урожай с огромным числом пленников.
но на самом деле все сходится.
крымские местечки не имели возле домов не только садов, но даже и заборов. все сады (точнее бахча и чаир) располагались на удалении от местечек.
бадраки вероятно пользовались и определенными превилегиями.
вероятно, это была часть древнего населения Крыма, которая добровольно вышла из христианства и приняла ислам в 15 веке, судя по топонимам слово бадрак первоначально относилось только к ближайшим окрестностям Бахчисарая, а если говорить точнее - то речная долина выше одного из дворцов крымских ханов в Хан-эли (Почтовое Бахчисарайского района).
это значит, что бадраки НЕ родовое объединение вроде Яшлав или Мансур,
так же как и ногаи - не родовое понятие, а понятие, связанное с образом жизни и определенной территорией.

вроде так...
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: olga_maximenko от сентября 19, 2008, 21:39
Очень интересный материал!

Правда, я нашла одну работу, автор которой все-таки связывает слово бадрак с родом занятий, хотя и относит его к крымским татарам.
Привожу цитату из нее.

"Домбровский отмечает, между прочим, ту же черту ногайцев, которую мы отметили в своей предыдущей статье, именно – недружелюбное отношение их к крымским татарам. Последние называли ногайцев торсук-ногай (торсук – мех, или ушат, в котором ногайцы сохраняли кумыс). Ногайцы же называли крымских татар бадрак (работник), обозначая этим словом ленивого, бестолкового работника. У них была поговорка: "Пошлешь бадрака сказать что-либо, – он пойдет, но скажет вполовину; когда же потянешь его кнутом, тогда он договорит и остальное".
Однако эта нелюбовь друг к другу не помешала ногайцам и татарам слиться в одном эмиграционном движении из пределов чуждой им по вере и культуре России в единоверную Турцию".

Сергеев А.А. Уход таврических ногайцев в Турцию в 1860 г. (Статья из хрестоматии "Крымские татары", стр. 421).
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: Zverozub от сентября 19, 2008, 22:51
olga_maximenko
у меня есть эта хрестоматия.
но бадраки не выезжали в Турцию в 1860 году.
выезжали только ногаи, и судя по всем далеко не все.
вероятно, почти полностью в Турцию ушел род аргын сразу с окончанием войны.
во всяком случае земли, где были села рода аргын до сих пор толком не освоены.
туда селили немцев, но и немцев выселили.
я катался на велосипеде и джипе от Симферополя к Белогорску, но чуть южнее трассы, просто удивительно как в Европе может сейчас быть столько пустующих плодородных земель.
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: Zverozub от сентября 19, 2008, 22:56
нынешние горные татары или ялы-бойлу, если живут в браках с ногаями - это всегда проблема.
браки заключались в депортации и обычно без согласия родителей.
я не встречал еще ни одной такой семьи, где бы не говорили, что между татами и ногаями всегда пропасть в психологии.
и дети выбирают для себя совершенно разные профессии.
у татов мышление предметное, у ногаев абстрактное.
ногаи могут работать в огромных коллективах, таты - только в семейных.
самый простой пример - таты не делают запаса дров на зиму!
каждый день ходят в лес и приносят пару жердей, чтобы протопить на ближайшую ночь.
короче "сии избалованные сыновья природы", как писал о них П.С. Паллас.
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: Zverozub от сентября 19, 2008, 23:01
еще одна важная деталь - урумы из села Керменчик, где сходятся долины рек Бадрак и Кача в 1778 году всем селом перешли из христианства в ислам, чтобы не покидать родную землю.
для жителей Горного Крыма вообще не характерно было легко покидать родные места.
многие татарские рода вроде Яшлау и все ногайцы продолжали сезонные кочевки из Крыма на лето в поволжские степи.
кто-то из крымских ханов даже приказывал рубить колеса на арбах.
а в Горном Крыму сами типы лиц и типы жилищ показывают непрерывную традицию до каменного века.
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: olga_maximenko от сентября 21, 2008, 18:58
Спасибо, очень-очень интересная и увлекательная информация! Кроме того, Вы даете еще и обобщенную психологическую характеристику обоих народов. Насколько же они отличаются друг от друга...
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: Zverozub от сентября 21, 2008, 20:26
olga_maximenko
ногаи отличаются от крымских татар Горного Крыма примерно так как русские от чехов.

внешне ногаи отличаются широким строением тела и очень крупной головой.
у 50% ногаев есть эпикантус, волосы обычно прямые жесткие темные, глаза карие.
стиль питания ногаев - мясо, лук и чеснок, просо, кобылье и овечье молоко. фрукты и овощи они считали пищей годной только для скота.

крымские таты и урумы - обычный средиземноморский народ. высокие, русоволосые обычно (в Алупке только блондины), глаза серые или голубые.
стиль питания средиземноморский. много мучных блюд из пшеницы твердых сортов, много овощей и фруктов, коровье молоко, свинина.

но в депортации все мусульмане Крыма (в том числе крымские цыгане) забыли о традиционных запретах, надо было выживать и поддерживать друг друга.
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: olga_maximenko от сентября 22, 2008, 23:47
Спасибо, очень интересно! Примечательно еще и то, что в некоторых работах, касающихся истории Украины («Опис України» де Боплана, «История запорожских казаков» Д. Яворницкого), характеристики, относящиеся к татарам (как сами авторы и указывают), практически полностью совпадают с тем описанием, которое Вы дали по отношению к ногаям. Впрочем, Д. Яворницкий различал ногайских татар, крымских татар и буджакских татар. Хотя все равно ногайцев называл татарами.
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: olga_maximenko от сентября 23, 2008, 00:30
Просмотрела только что "Древнетюркский словарь", интересно было, есть ли там слово "бодрак" или похожие слова. Но удалось найти только вот это:

BADRAKALPIKI [скр. bhadrakalpika] – период, эра в буддийской хронологии.
BATRAQ – древко с шелковым полотнищем (другой вариант – BAJRAQ).
BUDRAQ – рассеянный, разбредшийся (чаще – о стаде).

Есть еще слово BOD, которое означает: 1) "тело"; 2) "племя, род, народ одного племени, скопление людей":
Qalïn bod qara baš joruɣlï tęlim / tęlimtä tiläşä tusɣulïşï joq
Толпа простых людей многочисленна, когда же нужно, среди этого множества нет полезного.

В общем, одни загадки.
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: captain Accompong от сентября 23, 2008, 00:36
данная тема также должна быть перенесена в раздел АНТРОПОЛОГИЯ
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: Zverozub от сентября 23, 2008, 00:53
olga_maximenko
каждый век имеет свой смысл в отношении понятия татарин.
поэтому каждый автор, описывающий Крымское ханство, дает разные этнические группы и по разному их называет.
у меня сложилось впечатление, что бадраки самыми первыми из коренного населения Горного Крыма перешли в ислам и интегрировались в наиболее активную часть Крымского ханства.
это могло иметь два объяснения:
1. долина реки Бадрак (Бодрак) находится всего лишь в 8 км от первого дворца крымских ханов в балке Ашлама (сейчас это окраина Бахчисарая).
в низовьях долины Бадрак располагались ханские земли, во всяком случае было селение Бахчи-эль - некий показатель взаимной лояльности.
2. христианское население долины в значительной мере состояло из потомков рода Мангыт, которые были отличными наездниками, да и говорили на кыпчакском языке.
потомки христиан из Мангуша (сами они считали себя урумами, то есть римлянами, или крымскими греками) живут сейчас в Приазовье.
На сайтах приазовских греков есть и сведения об особенностях диалекта, на котором говорили в Мангуше.
кыпчаки пришли в долину Бадрак еще в 9 или 10 веке, но не как захватчики, а как беженцы.
может быть еще тогда им дали прозвище "безземельные", поскольку они не могли претендовать на уже разделенные коренным населением земли.
но Эвлия Челеби пишет о том, что жены бадраков отправляются в свои сады с огромным числом рабов, чтобы собирать урожай.
значит к концу 17 века бадрак - это уже привилегированное сословие с земельной собственностью.
крымские готы также служили в войске хана, но только пешими лучниками.
остальное население Крымских гор просто платило денежные налоги.
фактически интеграция их в новом государстве происходила очень медленно.
когда в 1475 году Турция высадила десант и захватила прибрежные крепости, то значительная часть крымских татов интегрировалась уже в турецкую культуру, а не в крымскотатарскую.
так что собственно развитие крымскотатарской нации шло в степной части.
в этих процессах из Горного Крыма по существу участвовали только конники (значит только потомки кыпчаков, оказавшиеся очень  давно в Горном Крыму).
вполне возможно, что в 19 веке, когда в степной Крым и Приазовье батрачить на богатых ногаев отправились уже и другие жители Горного Крыма, их уже не называли татами (чужаками), а распространили на них имя жителей только одной или нескольких долин.
но ногаев, да и вообще все татарское население степной Украины выселили, истребили или ассимилировали.
слово бадрак сейчас вышло из обихода.
противопоставление идет по схеме таты - ногаи или  даже татары - ногаи.
сейчас получается так, что крымские татары в большей степени потомки ялы бойлу (жителей береговой полосы) и жителей средней полосы (то есть Предгорья), причем в средней полосе многие ее деревни приняли ислам только в 1778 году, чтобы их не выселяли из Крыма.
а степная зона перестала существовать прежде всего как географическая реальность.
из нее выселили не только ногаев и татар, но и запорожских козаков.
последний рецидив - армия батьки Махно, но и ее уничтожили физически.
Белых из Крыма вышибли именно махновцы, а Фрунзе потом лишь организовал растрелы и тех, и других.
образ жизни бадраков был подорван лишь в 1930 годы.
в принципе, одновременно с растрелами и ссылками этнографов.
Сталин провел огромную работу, чтобы разобраться в национальной культуре и эффективно ее уничтожить.
крымские ремесленники были собраны в артели, их заставили работать по плану и упрощенным технологиям.
на уничтожение крымских садов ушло гораздо больше времени, но и с этим справились, благодаря голландским карликовым подвоям и все тому же плановому хозяйству.
ну да ладно.
из негрустного - в долине Бодрак сейчас несколько татарских семей производят самый лучший белый сыр. Его скупают ялтинские рестораны для греческого салата.
Ну и еще в Мангуше (Прохладное) находятся базы геологических практик МГУ и МГРИ, а ниже - в Тау-Бадрак база Санкт-Петербургского университета.
Каждое из этих заведений имеет небольшие музеи из студенческих находок.
Ну и забавные штуки - в Прохладном есть большой красивый пруд, а над ним гора, на которой нарезаны террасы.
Это сделало ее очень похожей на южно-американские пирамиды.
поэтому в Прохладном целыми улицами дома скупают контактеры с нездешним разумом:))
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: Zverozub от сентября 23, 2008, 00:55
с этимологией русского слова батрак все в порядке?
слово, кстати, звучит не по славянски...
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: Zverozub от сентября 23, 2008, 01:05
Цитата: captain Accompong от сентября 23, 2008, 00:36
данная тема также должна быть перенесена в раздел АНТРОПОЛОГИЯ
антропологического материала в долине Бодрак сколько угодно.
одно из мест, где наибольший на Украине размах черной археологии.
но в смысле антропологии - могильников больше всего гото-аланских, датируются 5-12 веками новой эры в основном.
есть деформированные черепа.
очень высокая сохранность, поскольку склепы подбойные сводовые в лессе.
бронзовые изделия часто бывают вообще без патины.
в склепах круглый год +12 и очень сухо.
керамикой можно пользоваться. молоко не скисает неделю.
цветы очень долго стоят в обычной родниковой воде, если в эйнохойю из склепа поставить.
научная работа есть только одна - о Скалистовском могильнике. Была экспедиция в связи с расширением Альминского карьера. Могильник, понятное дело уничтожен полностью.
так что антропологические аспекты обсуждать на самом деле беспредметно.
коренное население из долины выселялось в 1778 году и в 1944.
до этого еще большой погром был в 1299 году.
тоже, кстати, безземельными могли называть беженцев из города Бакла, который спалили воины эмира Ногая.
но тогда не понятна элитная роль их потомков в кавалерии Крымского ханства.
Название: бадрак - сословие или родовое имя?
Отправлено: Asan от февраля 1, 2010, 18:11
Есть целые деренвни смуглых татов (Гурзуф, наверное, Стиля), есть черноволосые. Иначе не было бы смуглых урумов.
Где-то встречал, что бадракъ - один из родов половецких, отмеченных не только в крыму. Вроде писал в контакте человек под именем "Руден Керич ногъай Баттал".
Кстати, я в последнее время присматриваюсь к этимологии клановых (родовых) имён татов не с позиции профессии, а с позиции этнического роисхождения.